Вокруг окна на старых домах

Обновлено: 01.05.2024

Все течёт, все меняется, и многие хозяева деревенских домов решаются сменить старенькие деревянные окна на новые, пластиковые.

И вроде даже смотрится это гармонично: традиционные русские резные наличники и белые современные рамы.

Мы тоже решились заменить окна на даче ещё лет 10 назад. Впечатления остались двоякие. Ошибки, о которой пойдет здесь речь, нам удалось избежать.

Зато у нас очутился свой косяк, установщики "постарались". Но об этом расскажу как-нибудь в другой раз.

Вернёмся к сельской истории. У родственников был домик в деревне, который достался в наследство ещё от прабабушки. Старенький дом, каких в России миллионы, но крепкий.

Раньше ездили они туда часто на огород, потом времена получше наступили, и получилось приобрести участок ближе к дому.

Старенький дом решили продать , и он достался пожилой паре, которые на пенсии решили перебраться в деревню на ПМЖ.

Долго бывшие хозяева не ездили туда. А недавно на рынке пересеклись с хозяевами новыми и поинтересовались, как житье-бытье? И те сообщили, что дом им пришлось снести и уже почти достроили вместо него дом из бруса.

Родственники опешили, никак не ожидали они такого развития событий. И даже жалко стало их старенький дом, столько воспоминаний с ним связано! Спросили, в чем причина? Ведь во время купли-продажи дом внимательно осматривали.

Оказалось, что решили поменять окна, но то ли мастера попались неопытные, то ли сами сглупили.

Работники сняли старые окна вместе с обкладными коробками (окосячка или обклад - по-разному их называют).

И в этом они совершили фатальную ошибку . Сейчас, конечно, уже не узнать истину, но конкретно в данном случае, видимо, обкладная коробка играла важную роль в конструкции самого дома.

На этапе замера и демонтажа старых окон этого не увидели, поставили новые окна, но дом, что называется, "поехал" . Бревна в стене разъехались, появились щели.

Я прекрасно помню, как наш установщик на своём примере рассказывал, что тоже сталкивался с такой проблемой на личном опыте. И категорически нам не советовал трогать окосячку, тем более что она была "ещё ничего", хоть и дом довольно старый.

Перед написанием этой статьи я решил проконсультироваться с опытным установщиком, и вот что выяснилось:

Многих из нас неоднократно приходилось видеть так называемые "цокольные" этажи в старых строениях. Они почти полностью ушли под землю, выглядывая на поверхность лишь небольшой верхушкой окна. Официальная история называет это "культурным слоем", но вот сторонники альтернативной истории категорически с этим не согласны.

Я решила написать эту статью, поскольку мне самой эта тема давно уже интересна. Конечно, прежде чем писать, я изучила много информации на эту тема, ознакомившись в разными сторонами вопроса. Но однозначного мнения у меня до сих пор нет, поскольку какие-то детали всё равно остаются неясными.

Но я пришла к однозначному выводу, что история неоднократно переписывалась и какие-то моменты скрывались по необъяснимым для нас причинам. Потом свидетели разных исторических событий умирали, спросить было уже не у кого, и современникам ничего не оставалось делать, как верить тому, что написано в школьных учебниках.

Давайте всё-таки попробуем разобраться, что же могло происходить в нашей истории и что не так с этими цокольными этажами.

Итак, первое, что бросается в глаза, это то, что низ обычных простеньких домов сделан из кирпича или камня, а верх почти всегда деревянный. Странно, не правда ли? Если есть возможность делать из камня, не лучше ли сделать из него дом полностью.

Конечно, скептики объясняют это тем, что дерево просто не пережило бы нахождение в земле и попросту бы сгнило, а вот камень более долговечен. Ну хорошо, допустим. Но ведь также можно обратить внимание, что дома внизу сделаны более более качественно. Окна имеют арочный проём и красивое оформление. Зачем делать такие окно в подвальном помещении?

Кроме того, делать полноценные большие окна в подвальном помещении вообще не целесообразно. В них попадает и дождь, и снег, и грязь. Тем более, что часть, оставленная под землёй, вообще не несёт никакой функции. Не проще ли тогда было сделать маленькое окошко над поверхностью земли?

Кроме того, под землёй оказывались не только полноценные окна, но и полноценные двери, которые особенно хорошо видны при раскопках. Вот, например, здесь отлично видна дверь, расположенная аккурат под той дверью, которая находится над поверхностью. Зачем, спрашивается, было делать дверь в подвальном помещении?

Официальная история может сказать, что это так называемый "культурный слой". Но тогда становится интересно, почему сейчас он не нарастает, а застыл на уровне 150-200 лет назад?

Ещё некоторые говорят, что это просадка грунта. Да, некоторые дома действительно просаживаются, но, во-первых, просаживаются исключительно деревянные дома за счёт подгнивания, а во-вторых, просадка не происходит красиво. При просадке нижние этажи разрушаются, а не остаются ровными и красивыми.

Вот на этом фото изображён именно вариант просадки. Здание ушло под землю по естественным причинам, скорее всего, из-за погнивания, поскольку было полностью деревянным.

На фото хорошо видно, что внизу всё сгнило и "поплыло". Мы же рассматриваем варианты, когда нижние этажи остались в целости и сохранности, что особенно хорошо видно при раскопках.

То есть становится понятно, что официальная история объяснить этого феномена не может, и тогда приходится обращаться к альтернативной.

Что же говорит нам альтернативная история? Есть такая конспирологическая теория, согласно которой от нас скрывают некую катастрофу, которая происходила по разным версиям от 200 до 400 лет назад.

Что именно тогда произошло — неизвестно. Рассматриваются разные версии от ядерной войны до потопа, есть также и те, кто считает, что имели место несколько катаклизмов. Сначала мог быть ядерный взрыв, а он уже, в свою очередь, повлёк за собой наводнения и грязевые потоки, которые часть сооружений превратили в руины, а часть просто завалили.

Эту версию подтверждают многочисленные картины западных руинистов, в частности, Джованни Пиранези, который прославился своими гравюрами и рисунками с изображением заброшенных и разрушенных величественных конструкций.

Примечательно и то, что люди на фоне этих руин выглядят очень маленькими, как будто дворцы остались от более развитых и высоких цивилизаций.

Доказательств "грязевой катастрофы" на самом деле много, просто мы их не замечаем. Например, в Камергерском переулке в Москве над правым входом в здание Московского Художественного театра висит горельеф под названием «Пловец», созданный в 1901 году. Только вот то, что там изображено, совсем не похоже на пловца.

Это похоже на кучу грязи, из которой пытаются выбраться люди, то есть "пловец" тут не один, а несколько. Лиц здесь изображено несколько, причём они так выглядят, слово сейчас погибнут, или уже погибли.

Какие же это пловцы? Тут явно запечатлена какая-то катастрофа.

Существуют и другие доказательства, например, картины Фёдора Алексеева с изображением заброшенной Москвы. Но это уже совсем другая история .

Продолжая тему старинного деревянного дома (" Русская изба: как что называлось " и " Русская изба: как что называлось. Продолжение "), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.

Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.

Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато

Неплохо видна "прозрачность" слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато

В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.

Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично. Но в некоторых случаях использовали и внешние заслонки.

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой

Как раз та самая внешняя заслонка. Обратите внимание - наличников почти нет, зато очелье и подоконная доска украшены резьбой

Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.

Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».

С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.

Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.

О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:

· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);

· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;

· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;

· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;

· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;


В целом, те наличники, которыми мы привыкли восхищаться, массово появились примерно в середине 19-го века, когда стали доступными не только оконное листовое стекло (и в деревенских домах появились высокие прямоугольные окна), но и инструменты для тонкой обработки дерева.



Как раз и самый декоративный и привычный нам стиль наличников, с прорезным узором, пошел из 19-го века.



Соответственно, и окна в деревянных домах были совсем небольшие, узкие горизонтальные с задвижками или квадратные «красные» окна со ставней. Наличников таким не требовалось, поскольку конструктивно наличник понадобился, когда в окнах появились рамы, и надо было закрыть щель между рамой и стеной.



Обрамление квадратного "красного" окна называлось "окосячка", а само такое окно - косящатое. Вот так примерно выглядели деревенские окна вплоть до 17-го века, только стекол почти ни у кого не было.

Как ни странно, хотя на Руси резьба по дереву была одним из традиционных промыслов, и мастерство резьбы было высочайшего уровня, деревенские окна практически не украшались (ведь и без наличника можно было как-то обозначить окно – но окна были самыми простыми).



"Царское место" (трон) в Успенском соборе Московского Кремля (середина 16-го века) - пример мастерства русских резчиков по дереву. Однако делать резные деревянные обрамления окон в то время было не принято.

Очень редко и скупо украшались и окна каменных храмов – в русской традиции было делать в стенах храмов узкие высокие проемы-прорези, редко с рамкой, чаще – без всяких украшений.



Храм Иоанна Предтечи в Коломне, старая часть с окнами-прорезями датируется 14-м веком.

Поэтому предположения, что традиционный декор окон (и карнизов) идет от стремления людей «защитить красотой» те места дома, куда может проникнуть нечистая сила, основаны на совсем недавних примерах декора. В строениях до 17-го века окна, вероятно, никак не украшались, как ни удивительно это звучит сейчас.

Хотя в европейской традиции как раз украшенные по периметру окна, это прослеживается от античных строений, окна украшались и во времена готики, и, конечно, в эпоху Возрождения.



Остатки римского дома (1 век н.э.), Верона

В Россию каменный оконный декор в виде «резного» узора принесли итальянские архитекторы, например, Петр Франциск Анибале, построивший шатровую церковь Вознесения в Коломенском. Этот храм - один из первых примеров резных декораций по периметру окон в европейском стиле, и это начало 16-го века.



Шатровая церковь Вознесения в Коломенском

В 16-17 веках применение каменного декора вокруг окон стало общим правилом, и в строительстве храмов, и в городской архитектуре, перенимавшей европейские стили. Дальше, вероятно, украшение окон пошло «в народ» - в селах строились храмы с каменной резьбой вокруг окон, крестьяне начали тоже украшать окна изб, у кого была возможность.



Стена Крестовоздвиженского собора в Соликамске, конец 17-го века - декор обрамления окон к концу 17-го века стал очень разнообразным

Замечено, что в местности, как правило, преобладают один-два стиля наличников, то есть можно говорить о муромских или суздальских наличниках, и даже о стилях отдельных сел, например, в Подмосковье славится Хорлово. Это свидетельствует о том, что люди перенимали у ближайших соседей, в местном храме или усадьбе стиль декора и дальше творили плюс-минус в рамках этого направления.



Интересный дом (Брянская область) - у него декором выделена центральная часть, три центральных окна отличаются наличниками арочной формы и отделены узором-полуколонной. Это отражение архитектурного приема раскреповки, когда часть стены выдвигается вперед (характерно для барокко) - то есть вот так "в народ" перетекло копирование какого-то барочного особняка, но в упрощенном виде.

Очень интересные резные дома можно найти в Сибири, там народ жил побогаче и мог нанимать хороших мастеров для украшения своего жилища. Но эти красивейшие наличники – второй половины 19-го века и позже.



На юге и на Украине, где не строили деревянных домов, а жили в мазанках, не появилось и деревянных наличников, но зато рамы раскрашивались.

Удивительно, что в тех странах Европы, где много деревянных строений, Швеции, например, резной красоты на окнах не придумали. То есть, хотя идея декора вокруг окна и пришла к нам из Европы, развитие и реализация этой идеи в дереве – чисто наше явление, и очень характерная черта русского стиля.



В орнаментах русских резных наличников часто находят «древние», чуть ли не дохристианские символы (вертикальный ромб – символ солнца, горизонтальный ромб – символ пашни и т.п.). На самом деле украшения носят, в общем-то, случайный и фантазийный характер, сильно отличаются в разных местностях, да и в знание древней символики у столяра 19-го века верится с трудом.

Небольшая, но очень важная для декора поверхность — оконный откос — в центре внимания

Елена Киндтнер

Оконный проем всегда был одним из главных украшений пространства, и традиции его декора уходят глубоко в историю народов, отражая культуру и бытовые привычки людей в разных странах. Если в России мы больше внимания уделяем подоконниками, то в Европе любят украсить откосы. В домах, где толщина наружных стен создает вокруг окна микропространство, оформление откосов может задать новые функциональные и декоративные сценарии всему помещению.

Белое на белом
В полюбившемся в России скандинавском стиле окна, как правило, остаются свободными от штор. В Швеции, откуда эта фотография, в старом фонде стены широкие, а окна высокие, нередко сохранились чугунные радиаторы в нише под окном и даже оригинальная лепнина.

Похожая картинка возможна и в отечественных «сталинках» по всей стране и, конечно, в старых домах Петербурга. В вечных сумерках севера светлые интерьеры необходимость, а не дань моде. Как же обратить внимание на белое окно в белой комнате?

Расставить акценты в этом случае можно за счет рельефных элементов, которые привлекут внимание. На фотографии откосы на окнах в квартире оформлены панелями с филенками, а со стороны комнаты обрамлены молдингом. Возьмите этот прием на заметку.

Декоративный мотив рельефа зависит от общего стиля и вашего желания. Строгая геометрия — для классики, гирлянды, сеточки и ракушки подойдут роскошным интерьерам, народные орнаменты, геометрические узоры в стиле ар-нуво, геральдические лилии, камеи, маскароны и медальоны — все элементы могут быть обыграны, а исполнение может быть как авторским, так и из готовых элементов. Главное, что в лучах солнца даже неглубокий рельеф заиграет и не останется без внимания.

Совет: Используйте для оконных откосов глянцевую краску чистого белого цвета — это придаст поверхности блеска и оптически расширит окно. Стены в этом случае лучше окрасить матовой краской.

Молдинги вокруг окна
В ярких интерьерах прием обрамления окна белым молдингом смотрится особенно нарядно. При этом «рамку» вокруг окна можно закончить на уровне подоконника, а можно продолжить портал до пола, захватив радиатор, и таким образом визуально увеличить окно и приподнять потолок. Такой вариант подойдет квартирам с северной ориентацией окон.

Цветовые контрасты могут быть расставлены и «наоборот». На фотографии нейтральный интерьер столовой приобретает явно южный характер за счет солнечно-желтых окон.

Идея: Вместо штор можно использовать функциональные полки с посудой, прямо «поверх» окна. Правда, нужно проверить, хватает ли глубины откосов, чтобы открыть створку на проветривание.

Цвет
При заказе нового окна подумайте о цвете профиля. Почему бы не сделать окна НЕ белыми? Иногда достаточно добавить лишь одну яркую деталь, чтобы вдохнуть в интерьер новый аромат. Посмотрите на это фото — абсолютно белая кухня стала гораздо «вкуснее» с окном сочного зеленого цвета.

Факт: Яркие рамы особенно удачно смотрятся в небольших окнах, как в этом случае, или в группе одинаковых окон на одной стене, как на предыдущем фото.

Цветными можно сделать не только собственно оконные рамы, но и откосы заодно с ними. Посмотрите на решение с фото — здесь дизайнер решил не выделять откосы, а покрасить их в общий цвет стены. Если у вас за окном шикарный вид, зачем отвлекать от него внимание?

Кстати, с белым цветом этот прием тоже работает, он отлично подходит для пуристов, которых отвлекают даже незначительные детали. Особенно эффектно «в белом» смотрятся неправильные пространства со скошенными стенами, многоугольные в плане — чем больше плоскостей, тем интереснее будет игра полутеней.

Нельзя не сказать и о черном цвете. Лично мне очень нравятся темные рамы в темном обрамлении откосов — например, оттенка графита. Как маленькое черное платье уместно в любом случае, так и окно « в черном » впишется в любой стиль. Черная полоса откоса графично подчеркнет геометрию проема на чистом листе стены в современном интерьере, темное дерево добавит солидности классическому интерьеру, ну а уж квадраты черного алюминия — визитная карточка индустриального стиля лофт.

Деревянные откосы
Дерево — материал живой и теплый, традиционно используется для изготовления оконных рам и подоконников. Продолжите деревянную облицовку на весь периметр окна, и это изменит облик всей комнаты. Опять же, такой прием одинаково удачно смотрится как в исполнении гладкой фанеры, так и резных панелей из массива.

Кирпич и камень
Если вам повезло, и наружные стены дома выложены из кирпича, а у окон наборные фигурные перемычки — грех скрывать такое богатство. Мой вам совет: расчищайте и показывайте «корону» во всей красе, как в этом интерьере из Петербурга.

Совет: В южной Европе популярно штукатурить стены, «вырезав» фигурную кладку проемов, как на фотографии. Повторить такой прием можно и с обычным кирпичом, например, «вырезав» арку в слое штукатурки вокруг обычного квадратного окна.

Зеркала
Простой в исполнении и эффектный способ задекорировать откосы — оформить их зеркалами. Листовыми в размер плоскости — как на фотографии, зеркальной мозаикой, разбивающей лучики солнца на множество зайчиков, или просто маленькими зеркалами в рамках — выбирайте решение на свой вкус. В любом случае эффект отражения окна в другой плоскости внесет в комнату новые перспективы, и, конечно, добавит света.

Совет: При желании, в окнах можно даже устроить мини-галерею, вывесив небольшие рамки или сувениры в ряд, или же объединив их в одной длинной вертикальной раме. В этом случае лучше использовать теневую сторону широкого откоса, чтобы фотографии и картины не выцвели на солнце.

Роспись и обои
В условиях долгой русской зимы, скупой на краски, можно устроить в окне сад, расписав откосы цветами, как на картине Рябушкина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», иллюстрирующей расписные интерьеры Палат Романовых в Зарядье. Вдохновение можно искать в узорах традиционных русских ремесел, таких, как гжель, жостовские подносы, павлопосадские платки или раскрученная Симачевым хохлома.

Если лубочно-русские мотивы сердцу не близки, можно оклеить откосы яркими обоями, как сделала хозяйка этой небольшой московской квартиры. Этот весенний акцент превращает обычное городское окно в волшебную дверь, ведущую в цветочный сад из «Алисы в стране Чудес», надо лишь откусить от правильного пирожка.

Мне бы хотелось еще написать про красивые окна Португалии, которые выкладываются расписной плиткой «азулежу», про голубые окна Греческих островов, про традиционные резные наличники деревянной России, про разноцветные, как конфетти, окна австрийского архитектора Хундертвассера — вдохновение можно найти везде.

Идея: Приемы оформления откосов можно также использовать для декорирования проемов (отличный пример в ирландском проекте на фото).

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Еще 457 вариантов дизайна окон – в разделе Фото на Houzz
ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Напишите в комментариях, где вы видели красивые окна? А может, вы сами воплотили у себя дома какие-то интересные идеи?

Читайте также: