Вместо шкафа горожане использовали сундуки лавки подвалы

Обновлено: 16.05.2024

Сегодня о здоровом сне говорят многие. Выпускаются специальные анатомические матрасы и подушки, можно купить любое постельное белье и одежду для сна. А раньше, в 18 веке, людям было гораздо сложнее. В частности, придворные должны были следовать модным тенденциям, которые сложились в обществе.

Читайте в материале, какие странные приспособления использовались для сна, почему Петр Великий спал в шкафу, а дамы надевали на голову странную конструкцию из металла.

Голову на ларчик кладу

В домах людей любых сословий можно было увидеть сундук. Он использовался для хранения богатства, а также нередко применялся как спальное место. Одновременно добро защищали от ночных воров. А что же с подушкой? Удивительно, но в качестве этого предмета прекрасно подходили небольшие ларчики. Начиная с 19 века такие изделия брали в путешествие, а также очень часто клали в постель вместо подушки. В Эрмитаже есть экспонат, который так и называется — ларчик для сна.

Зачем же аристократкам требовался жесткий ларчик во время ночного отдыха? Дело в том, что в этом случае женщина могла не переживать за локоны, которые помнутся на мягкой подушке. Возможно, такой вариант был позаимствован на Востоке, ведь в Японии вплоть до начала 20 века использовали деревянные подушки-кимакуру, а в Китае под голову клали каменные или фарфоровые бруски.

Как дамы в креслах спали, а шею подставкой подпирали

В 18 веке в Росси очень модны были парики. Но постепенно их вытеснили высокие прически. Чтобы не разрушать во время ночного сна шедевры парикмахерского искусства, модницы стали искать различные способы. На головах у аристократок сооружался внушительный начес, к которому присоединялись самые разные элементы, от перьев и цветов до искусственных птичек. Дамы не могли позволить себе полноценный сладкий сон на мягкой перине и уютной подушке. Оберегая прическу, они дремали, сидя в кресле или прикорнув на диване.

А поскольку прическа была достаточна тяжела, следовало предпринимать меры. Иначе можно было ее помять, или уронить голову на грудь, что могло негативно отразиться на состоянии позвоночника. Во избежание таких проблем женщины пользовались специальной подставкой, которую подставляли под основание шеи. Да, вряд ли это было удобно, но что поделать — красота требует жертв!

Валики для сна на заказ: у кого богаче?

Иногда вместо ларцов-подушечек использовали специальные деревянные валики. Их следовало подкладывать под шею таким образом, чтобы прическа не касалась постели, оставалась на весу. Такие приспособления изготавливали на заказ. Были мастера, которые занимались только этими изделиями. Для большей комфортности деревянная «подушка» обивалась бархатной тканью. Но и этого было мало. Ведь хотелось похвастаться перед знакомыми своим с валиком. Жемчуг и драгоценные камни — вот что использовалось для украшения валиков. Это было настоящее произведение искусства! Кстати, сегодня подушки-валики из дерева снова популярны и пользуются спросом у людей, придерживающихся здорового образа жизни. Если посетить дом Петра Первого в Санкт-Петербурге, на Петровской набережной, то в постели царя можно увидеть старинный валик для сна. Его диаметр составляет примерно 30 сантиметров, а дизайн поражает простотой.

Зачем Петр I в шкафу спал, а дамы надевали на ночь чепец из металла

Когда Петр I вернулся из Голландии, он был полон различными современными для того времени идеями. Например, сон в шкафу. Кажется, для чего нужен такой странный способ ночного сна? Дело в том, что голландцы спали в шкафах, чтобы защититься от нашествия отвратительных крыс.

Такой странный способ защиты не получил отклика в России. Но Петр не собирался делать его обязательным. Однако некоторые придворные все же воспользовались сном в предмете мебели. Правда, чаще всего это делалось для того, чтобы не испортить прическу. В шкафу тесно, особо не развалишься, голову не положишь. Вот и получается, что сооружения на голове оставались нетронутыми. Правда, этот метод применяли в основном дамы. У мужчин проблем с прическами е возникало.

Что качается женщин, то они следовали моде конца 18 века. Высокая прическа, которая считалась тем моднее, чем выше была, а также большое количество страусовых перьев и драгоценностей, требовала бережного отношения. Да что там драгоценности. На головах у дам можно было увидеть свежие фрукты, гнезда и клетки с птицами, живые цветы. Чтобы растения не вяли, их не просто вплетали в волосы, но и устанавливали в специальные сосуды с водой.

Создать такой шедевр на голове было не так уж и дешево. Естественно, это были не ежедневные варианты, а чаще праздничные. Но женщинам хотелось сохранить их подольше. Потому использовали муку, которая заменяла современные средства для укладки. Прическа выглядела роскошно, но вот съедобная ее составляющая, а именно мука, очень интересовала грызунов. Иногда мыши забирались в волосы дамы, которая задремала. А что испытывает женщина, по голове которой бегают противные твари? Конечно, бывали истерики и обмороки. Потому было изобретено специальное устройство под названием кибитка. Это был специальный чепец-каркас из проволоки, способный не только сберечь прическу, но и не дать мышам забраться в нее.

Не все женщины могли спать в «кибитке». Если бессонница становилась невыносимой, то каркас меняли на особый воротник. Его задачей было удерживание на весу головы, но не только. В воротник закладывалась приманка для грызунов. Мыши могли полакомиться от души, а потом, наевшись, покидали даму, которая просыпалась в хорошем настроении, а грандиозная прическа (которая могла изображать сцену на охоте или быть сделанной в виде корабля) оставалась нетронутой.

По разным причинам жёны аристократов могли попасть в опалу. И тогда они помещались в специальные терема-тюрьмы, где ломалась их судьба.


Само слово «сундук» имеет нерусские корни. Оно происходит от тюркского «сандык». Именно кочевники нашли идеальный способ перевозить различные вещи. Традиция использовать сундуки прижилась и на Руси. Правда, сначала их можно было встретить только в богатых домах. У простых людей сундуки заменяли коробья. Стенки у них делались из луба, дно - из дерева. Коробья бывали самых разных размеров, могли быть с росписью и «белыми». Однако с появлением пильных мельниц в конце XVIII века коробья в домах крестьян постепенно заменили сундуки.

В XVIII-XIX столетиях сундуки чаще всего делались из дерева, щедро отделывались декоративными элементами. Их покрывали резьбой, оковывали металлом, украшали росписью. Традиционно художники выбирали геометрические орнаменты, изображения цветов, деревьев, птиц. Могли подписать имя хозяина или хозяйки, если сундук, например, изготавливался по особому поводу. Словом, мастера делали всё, чтобы ларцы не только выполняли свою основную функцию по хранению вещей, но и дополняли интерьер. В комнатах сундуки сверху накрывали ковриками с нашитыми на них разноцветными тряпочками - «хохлушками».

Бывали сундуки-теремки и подголовники. Теремок получил своё название от надстройки над богатым домом. На крышке основного отделения сундука тоже делалась небольшая надстройка. В неё убирали особо ценные вещи. Подголовники имели крышку, состоящую из двух плоскостей - горизонтальной и скошенной. На наклонную поверхность клали подушку и спали, оберегая имущество. Для этих же целей служили и запорные устройства. Сундуки имели простые навесные или встроенные замки.

В сундук - с инспекцией

У сундуков из девичьих светёлок была ещё одна важная функция. Когда девушка выходила замуж, ларцы сопровождали её при переезде в дом мужа, одними из первых занимали там новые места. В сундуках перевозили приданое.

Состав приданого варьировался, но некоторые предметы входили в него обязательно. Например, постельные принадлежности: перина, несколько подушек, тёплые одеяла, простыни, пододеяльники, подзоры («юбки», закрывающие ножки кровати); полотенца, домашняя утварь. Из одежды обязательно брали шубу, пальто, рубахи, сарафаны, юбки, передники, пояса, тёплые шали, платки, кики, сороки (головные уборы в форме шапочки или чепца). Из обуви - валенки, сапоги или боты.

Хорошее приданое девочкам начинали готовить чуть ли не с рождения. В основном оно собиралось на средства матери. В некоторых районах Нижегородской губернии верхняя одежда и обувь иногда входили в состав «жениховых даров» невесте.

- Обычно невеста отправлялась к жениху с двумя сундуками, - рассказывает заведующая музеем истории художественных промыслов Нижегородской области Мария МАВРИНА. - В один сундук клали нательное и постельное белье, лёгкую одежду, головные уборы, отрезы ткани, украшения, подарки для жениха и его родственников. Второй сундук, побольше, отводился под обувь и верхнюю, тёплую одежду.

Сундуки для свадьбы часто изготавливали мастера по специальным заказам, но бывало, что вещи перевозили в тех же ларцах, что раньше стояли дома. Считалось, что чем тяжелее сундук новобрачной, тем лучше. Это означало, что невеста «богатая», подготовила большое приданое.

- На свадьбах разыгрывалось целое театральное действие, - продолжает Мария Маврина. - Переносить сундуки из дома невесты к жениху просили нескольких мужчин. Якобы сундуки настолько тяжелые, что одному человеку их не поднять.

Содержимое сундуков молодой жены сразу же после переезда инспектировали свахи и свекровь. Впоследствии в один из них укладывали свадебное платье и хранили его до конца жизни.

Увидеть старинные сундуки и их содержимое можно в музее истории художественных промыслов Нижегородской области. Экспонатами на мини-выставке «Сундук невесты» служат находки, совершённые во время ряда этнографических экспедиций по Арзамасскому району.


Где хранили одежду наши бабушки и прабабушки? Каким должен быть дизайн современной гардеробной? Как обустроить зону для хранения вещей так, чтобы было удобно?

Гардеробная комната: от прабабушек до современности

Ларцы и сундуки. В Древней Руси одежда простых людей хранилась в ларцах и сундуках, на которых иногда сидели и даже спали. Из-за обилия хранимых в них вещей с каждым десятилетием они вертикально вытягивались.



Интересно, что в это же время в Европе гардеробной называли специальные комнаты-хранилища для нарядов с мягкими пуфами, туалетным столиком-трюмо, большими зеркалами. В таких помещениях было удобно собираться на праздники — всё под рукой и есть где примерить обувь.


Анастасия Зубарёва, хозяйка винтажной лавки, коллекционер: «Именно с сундука моей прабабушки началась моя любовь к винтажной одежде и антиквариату. В детстве я часами сидела возле этого большого деревянного ящика с узорами, примеряя наряды. Прабабушка рассказывала, что в европейских домах часто использовали не просто сундуки, а целые гардеробные: в них было место для хранения платьев, будуар, уголок для отдыха дам, удобный диван, туалетный столик с зеркалом и даже место для умывания. Вот такие большие комнаты были. »

В нашей стране люди, которые жили в достатке, старались следовать примеру европейских стран и тоже выделяли отдельные комнаты под платья. Всё изменилось после революции 1917 года, когда самодержавие и богатство было отменено. Партия решила, что советскому человеку гардеробную комнату иметь не нужно — как и большое количество вещей.

Советские женщины тоже выглядели модно и хотели иметь отдельную комнату под наряды.Весенний показ от Christian Dior в Москве, 1959 год.

Кладовки. Гении советской архитектуры и строительства предложили альтернативу — небольшие кладовки. Бабушки и прабабушки современной молодёжи называли эти помещения тёмными комнатами, темнушками — зачастую в них вообще не было света.


Дарья Бородина, дизайнер интерьера: «В 90-х у моей прабабушки в коридоре была кладовка — обязательная часть интерьера. Не побоюсь предположить, что именно она вдохновила современных застройщиков на создание гардеробных. Что хранилось в кладовке в те времена, вспомнить сложно, наверное всё — соленья, бытовая химия, верхняя одежда, санки. Как говорят наши бабушки, всё только самое необходимое. Как дизайнер интерьера, иногда задумываюсь: почему бы застройщикам дополнительно к гардеробной и месту под шкаф-купе не проектировать кладовку?»

Тем временем привычный русскому человеку массивный сундук продолжал вертикально вытягиваться и в итоге превратился в комод — малогабаритный предмет мебели с ящиками, которые располагаются один над другим. Из него было легко и быстро доставать вещи.

Шифоньер. Оценив удобство комода, люди придумали шифоньер. По словам Дарьи Бородиной, он и есть прототип современного шкафа-купе. Только в XVII-XVIII веках и вплоть до конца 90-х шифоньером называли стильный шкаф под цвет дерева, обязательно покрытый лаком и с ключиком, а шкаф-купе — это закрытые с раздвижными дверями полки и отсеки для вещей.



После окончания Великой Отечественной войны, в 1945 году, началась история современного шкафа-стенки, в котором хранили не только одежду, но и посуду, книги, технику. Прожив более полувека, стенки уступили своё место в доме современным компактным собратьям.

Шкаф-купе. Во время перестройки 90-х годов люди стали чаще и больше покупать самые разнообразные вещи, потому что появилась возможность выезжать за границу. На смену громоздким деревянным шифоньерам пришли изящные шкафы-купе. По словам дизайнера интерьера Дарьи Бородиной, сегодня застройщики продолжают планировать нишы для шкафов-купе и всё реже уделяют внимание отдельному пространству для полноценных гардеробных.

«Застройщики нашли выход — если шкафа недостаточно, они предлагают вариант квартиры с гардеробной в спальне. Как правило, это конструкции из гипсокартона и стеклянных перегородок — прозрачных или с матовым стеклом. Цветовая гамма зависит от общего стиля интерьера в квартире. Реже встречаются заказчики, которые готовы выделить под гардеробную отдельную комнату».

Планировка: от загороженной зоны до отдельной комнаты

Компактные шкафы-купе, просторные комнаты, загороженные зоны — современные гардеробные могут выглядеть по-разному. По словам архитектора-дизайнера Елизаветы Овчинниковой, выбор гардеробной напрямую зависит от площади квартиры или дома.


Елизавета Овчинникова, архитектор-дизайнер: «Если есть возможность выделить место непосредственно под хранение вещей, то нужно это делать. Это очень удобно и функционально. Также стоит обратить внимание на то, кто будет пользоваться гардеробной чаще всего и для каких именно вещей она проектируется. Если для женщины, то места нужно больше, если для мужских вещей — меньше. Такой же принцип работает относительно сезонов года — пуховики всегда требуют больше пространства, чем летние майки и шорты».

Просторная гардеробная позволит хранить все текстильные вещи в одном месте.

Далее нужно определиться, где в квартире расположить гардеробную. Часто семье требуется два таких помещения — для родителей и для детей. Вот несколько советов от дизайнера.

  • Гардеробные системы чаще всего занимают пространство от пола до самого потолка, чтобы сделать их максимально функциональными.
  • В шкафах должны быть предусмотрены ящики разного размера: для обуви, лёгкой и верхней одежды.
  • Если в гардеробной комнате планируется туалетный столик, то нужно решить вопрос с освещением и дополнительным оборудованием — стульями, пуфиками и т.д.

Как сделать гардеробную в маленькой квартире?

Архитекторы, дизайнеры интерьера рекомендуют хранить вещи при спальнях или в коридорах. В таких случаях важно, чтобы вход в гардеробную не проходил через грязную зону коридора.

Дизайн гардеробной не должен нарушать общий стиль помещения.

Можно сделать гардеробную частью интерьера. «Часто такое помещение просто отделено стеклянной перегородкой, поэтому желательно сделать фасады шкафов закрытыми», — советует Елизавета Овчинникова.

В малогабаритных квартирах, как правило, вообще не делают отдельную гардеробную и обходятся шкафами-купе или открытыми системами хранения. Ряды стеллажей или каркасная система из металлических стоек (модульная гардеробная), кстати, очень удобный вариант для тех, кто постоянно меняет гардероб и любит часто переодеваться. Стеллажи легко окинуть взглядом, нет нужды долго перебирать вещи в комодах и выдвижных шкафах.

Дизайн гардеробной: от минимализма до роскоши

Дизайн гардеробной обычно подбирают под общий стиль помещения. Так, в комнате, выполненной в скандинавском стиле, вряд ли будет уместна стеклянная конструкция из стиля модерн, а кирпичная стена в стиле лофт не станет гармонировать с элегантными вензелями ар-деко.

Все полочки на виду. Это ускоряет процесс поиска нужной вещи

Внутреннее распределение полок зависит от образа жизни семьи. Если домочадцы живут в быстром темпе, лучше всего распределить полки так, чтобы можно было с лёгкостью найти и достать нужную вещь.

Пример гардеробной комнаты в спальне с зеркалами.

  • Дизайн гостиной с гардеробной должен быть в одной цветовой гамме.
  • В отдельной комнате можно выбрать любимый цвет спокойного оттенка — бежевый, розовый, голубой, сиреневый.
  • Просторную комнату можно оборудовать дополнительной мебелью. Это может быть банкетка, туалетный столик для косметики, комод или антикварный сундук.

На пуфе удобно примерять обувь для нарядов.

Гардеробная может граничить с любой комнатой и быть любого размера. Важно, чтобы это было удобно для хозяев. Не копите морально устаревшую и ненужную одежду: минималистичный дизайн и полный порядок говорит о хорошем вкусе и практичности хозяев.

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов! Русский язык, Грамотность, Длиннопост

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

@sarth, не спи, ты - почти нео!))))

Вас теперь двое.


Окрашено⁠ ⁠

Увидела этот "шедевр" около своего дома 6 лет назад.
Табличка висела на свежевыкрашенных перилах около подъезда.
А для меня это слово по звучанию больше ассоциируется с "окрошкой" :)

Окрашено Окрашено, Грамотность, Ошибка, Сложности языка, Правописание, Русский язык, Значение слов

Бесы

Про русский язык⁠ ⁠

В детстве я не знал русский язык, где-то как-то слышал, но бегло говорить не мог. И как-то раз меня привезли в райцентр в гости к родственникам. А у них сын, мой ровесник, обычный русскоязычный мальчик (А это где-то первый/второй класс школы). И вот мы играем в непонятную игру, суть уже не помню, но надо было кидать какой-то предмет на какую-то дистанцию. (А расстояния на земле были написаны). В итоге смотрю, что он кинул на 90 метров. И кричу ему: ты кинул на девятьдесят метров. ДЕВЯТЬДЕСЯТ!

Все потому что, пять-десят шесть-десят семь-десят восемь-десят, вот и ДЕВЯТЬ-ДЕСЯТ!

Этот пацан подбегает и говорит - че ты врёшь, что семьдесят, девяносто же кинул!
И я такой про себя: "ааааа, девяносто же бляаааа!"
и отвечаю - да, я же пошутил, девяносто девяносто!
Ну, и играли дальше.

А русский мне давался очень тяжело именно из-за таких моментов, русский язык это язык, который надо просто знать, и получать с молоком матери, учить с нуля очень сложно.

В период 16-17 веков о русской мебели лучше всего можно судить по изображениям на иконах и миниатюрах. Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками.


Внутренний вид избы XVII век Реконструкция

Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной) .


Скамья "переметная". XVII век

В 16 веке широко начала применяться мягкая мебель. Место для сидения и спинки обтягивались гобеленом и кожей. Распространенной меблировкой были ларь и скамья-ларь.

Сундук-скрыня: вид спереди и сбоку. XVII век

В боярских и купеческих домах часть мебели, особенно кресла, была украшена искусной резь6ой.


Стул. XVI век

Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точёными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью.


Шкаф. Конец XVII века

В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы. Столы покрывали домотканными или кружевными скатертями ручной работы.

Шкафы висячие. XVII век

Мебель знатных людей украшалась резным декором с преобладанием растительного и геометрического орнаментов. В Московской Руси 15-17 веков у богатых людей появились поставцы и горки для посуды.


Столик XVII век


Петровские реформы сначала не привели к массовому распространению мебели европейского образца, даже самые богатые люди имели так мало мебели, что перевозили ее за собой при переездах из города в деревню и обратно.
Шкаф-киот. Конец XVI - начало XVII века

Лучшие образцы европейской мебели были представлены во дворце А. Д. Меншикова. Здесь имелась и голландская, и французская, и немецкая мебель разных стилей, но хорошо сочетавшаяся в разных покоях.


Столик. XVII век

Мебель в 17 веке отличалась красивым оформлением и великолепной обивкой. Основные предметы: шкаф, бюро, столы и стулья.

Для сидения служили лавки, накрепко приделанные к стенам. Они покрывались коврами (убогатых) и и войлоком, рогожкой у бедных. Кроме лавок для сиденья, делались ещё с скамьи и столбцы. Скамьи были шире лавок, на одном конце приделывалось возвышение, называемое приголовником. Кресла и стулья составляли предмет росклши царского двора и знатных бояр. Были столы, большей частью дубовые. Для хранения домашних вещей употреблялись скрыни,
сундуки, погребцы, чемоданы.

В период 16-17 веков о русской мебели лучше всего можно судить по изображениям на иконах и миниатюрах. Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками.

Внутренний вид избы XVII век Реконструкция

Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной) .

Скамья "переметная". XVII век

В 16 веке широко начала применяться мягкая мебель. Место для сидения и спинки обтягивались гобеленом и кожей. Распространенной меблировкой были ларь и скамья-ларь.

Сундук-скрыня: вид спереди и сбоку. XVII век

В боярских и купеческих домах часть мебели, особенно кресла, была украшена искусной резь6ой.

Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точёными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью.

Шкаф. Конец XVII века

В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы. Столы покрывали домотканными или кружевными скатертями ручной работы.

Шкафы висячие. XVII век

Мебель знатных людей украшалась резным декором с преобладанием растительного и геометрического орнаментов. В Московской Руси 15-17 веков у богатых людей появились поставцы и горки для посуды.

Столик XVII век

Петровские реформы сначала не привели к массовому распространению мебели европейского образца, даже самые богатые люди имели так мало мебели, что перевозили ее за собой при переездах из города в деревню и обратно.
Шкаф-киот. Конец XVI - начало XVII века

Лучшие образцы европейской мебели были представлены во дворце А. Д. Меншикова. Здесь имелась и голландская, и французская, и немецкая мебель разных стилей, но хорошо сочетавшаяся в разных покоях.

Столик. XVII век

Мебель в 17 веке отличалась красивым оформлением и великолепной обивкой. Основные предметы: шкаф, бюро, столы и стулья.

Читайте также: