Вид живописи по сырой штукатурке

Обновлено: 15.05.2024

Фреска (от итальянского fresco — свежий) — разновидность монументального изобразительного искусства, одна из древнейших техник художественной росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. В наши дни фресками принято называть любые виды древней настенной живописи, независимо от варианта исполнения и типа краски.

Фреска. Андреа дель Поццо. «Триумф Святого Игнатия», 1690

Фрески старых итальянских мастеров Возрождения до сих пор украшают стены многих храмов и дворцов. Это объясняется уникальной особенностью старинного способа рисования. Известь, входящая в состав штукатурки, после нанесения краски образует на стене тонкую кальцитную пленку. Невидимый прозрачный слой защищает художественный образ от разрушительного воздействия влаги.

Виды и техники фресок

Фрески разделяют по технике исполнения на следующие разновидности:

  • Buon (истинная);
  • Secco (сухая);
  • Mezzo (наполовину сухая).

Фреска. Изображение купающейся женщины в замке Кусейр Амра. Иордания. VII век нашей эры

Buon fresco — самая древняя и технически сложная разновидность фрески. Перед началом основных работ на сухую оштукатуренную поверхность стены наносили тонкий дополнительный слой штукатурки. На нем фрескист рисовал изображение водорастворимыми красками.

Основное преимущество buon fresco заключается в том, что красящие пигменты глубоко проникают в поры влажной штукатурки. Это обеспечивает хорошую сохранность рисунка на протяжении многих лет и даже столетий.

Фреска. Византийская фреска XI века

Но у техники был серьезный недостаток. Мастер мог работать над изображением ограниченное время — примерно 7-9 часов, пока отделочный слой не высохнет. По окончании этого срока приходилось удалять необработанные оштукатуренные участки. Кроме того, нельзя было вносить исправления в готовый рисунок. При обнаружении серьезных ошибок верхний слой штукатурки снимали и работу полностью переделывали.

Фреска. Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря», 1497

На смену buon fresco со временем пришла техника secco. Сухую оштукатуренную стену перед началом работ тщательно обрабатывали абразивными материалами, чтобы сделать поверхность шероховатой. Затем мастер темперными или масляными красками наносил на нее рисунок. Эта методика была более удобной для работы, но изображения получались гораздо менее стойкими и долговечными.

Фреска. Рафаэль Санти. «Парнас», 1510

В результате многочисленных экспериментов и творческих поисков в итоге была разработана третья техника — mezzo fresco. Ее суть заключалась в том, что сухую поверхность участка стены непосредственно перед началом работ обильно смачивали водой. Затем мастера выполняли роспись подготовленного влажного фрагмента. Именно mezzo fresco стала наиболее востребованной техникой. Она позволила одновременно и облегчить труд художников, и обеспечить длительную сохранность изображений.

История фрески

Увлекательная и солидная история фрески исчисляется многими тысячелетиями. Возраст древнейшего образца этого вида искусства — стенной росписи Зимри-Лим составляет более 3700 лет. Уникальный памятник культуры был найден в ходе археологических раскопок на территории современной Сирии.

Фресковая роспись также была известна грекам, римлянам и индийцам. В общей сложности в мировой культуре сегодня насчитывается несколько тысяч картин возрастом свыше 2000 лет.

Из Древнего Рима фреска распространилась по всей Византийской Империи, а позже и по всей Европе. Старинные росписи стен храмов с использованием техники рисования по штукатурке были востребованы в Киевской Руси, на территории современной Франции, Испании, Германии, Румынии.

Фреска. Фреска Минойской цивилизации с острова Санторини. XVII век до нашей эры

В XIII веке в Италии постепенно формируется собственная оригинальная школа фресковой живописи. На начальном этапе развития мастера преимущественно использовали технику buon fresco. Работа по сырой штукатурке была сопряжена с очевидными трудностями из-за быстрого высыхания основы. Поэтому уже спустя столетие мастера начали использовать secco и темперные краски.

Фреска. Этрусская фреска. IV век до нашей эры

Начало XVI века ознаменовалось распространением наиболее популярной техники mezzo. С этого периода и до конца XVIII века фресковая живопись на Апеннинах переживает подлинный расцвет. Монументальные росписи храмов создают многие известные итальянские живописцы:

    (Tiziano Vecellio); (Sandro Botticelli); (Pietro Perugino); (Raffaello Santi); (Michelangelo Buonarroti) (Giorgio Vasari); (Tintoretto); (Luca Giordano) (Andrea Pozzo); (Giovanni Battista Tiepolo).

Фреска. Микеланджело. «Роспись потолка Сикстинской капеллы», 1512

В это же время за пределами Италии фресковая живопись постепенно утрачивает популярность. При оформлении храмов предпочтение все чаще отдается более простым в техническом отношении витражным изображениям.

С началом XIX века традиционное искусство фрески окончательно уходит в прошлое. Интерес к нему со стороны активных художников стремительно угасает. В наши дни лишь немногие энтузиасты пытаются создать новые произведения монументальной живописи с использованием техники художественной росписи по штукатурке.

Фреска. Джованни Батиста Тьеполо. «Триумф Аврелиана», 1718

Самые известные фрески

Без сомнения, наиболее знаменитые фрески хорошо знакомы даже очень далеким от искусства жителям нашей планеты. Монументальные произведения потрясают своей красотой и величественностью. Среди них особо выделяются:

  • «Тайная вечеря» (1497) — творение Леонардо да Винчи на сюжет последней трапезы Христа со своими учениками. К сожалению, к концу ХХ века картина была сильно повреждена. Для спасения шедевра была проведена масштабная реставрационная кампания. Сегодня доступ для его осмотра сильно ограничен.
  • «Станцы Рафаэля» (1511) — великолепный комплекс картин, занимающий 3 отдельных помещения в Папском дворце Ватикана. Включает произведения на религиозную, мифологическую и историческую тематику.
  • «Роспись Сикстинской капеллы» (1481-1541) — плод коллективного труда величайших итальянских художников эпохи Ренессанса, в том числе Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти. В этом роскошно оформленном помещении в течение многих столетий кардиналы выбирают понтифика.
  • «Эпоха рептилий» (1947) — одна из немногих заслуживающих внимания работ ХХ века. Картина американского художника Рудольфа Заллинждера имеет огромные размеры — 33,5х4,9 метра и занимает целую стену Музея естественной истории Йельского университета. Сюжет произведения охватывает громадный временной промежуток в 350 миллионов лет.

Фреска. Рудольф Заллинджер. «Эпоха рептилий», 1947

Фреска — эффектный и весьма сложный по технике исполнения вид живописи. Поэтому ежегодно миллионы людей стремятся увидеть воочию шедевры великих мастеров в натуральную величину. А портал Very Important Lot дает возможность ценителям искусства принять участие в аукционах, чтобы приобрести уникальные предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить необычные картины напрямую у современных художников.

Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно

Человечество не одно тысячелетие украшало стены жилищ, дворцов и храмов рисунками разной тематики. Среди различных техник настенных росписей большое распространение получила живопись по сырой штукатурке, или фреска. Достаточно трудоемкая, она, тем не менее, продолжает применяться в современном дизайне. Разбираемся, какими особенностями она обладает и как используется в современных условиях.

Сущность метода

Фресковая живопись была популярна уже в античном мире, чему сохранилось немало свидетельств в виде дошедших до нас росписей стен жилых домов и храмов. В христианском мире искусство фрески совершенствовалось, и достигло расцвета в эпоху Возрождения.

Изначально техника фрески подразумевала роспись стен или потолка по сырой штукатурке. Сам термин fresco в итальянском языке имеет значение «свежий». В этом состоит главная особенность техники: когда содержащаяся в штукатурке известь высыхает, на поверхности образуется тонкий и прочный слой, защищающий рисунок от разрушения.

Часто роспись по сырой штукатурке применяется в комбинации с другими методами. Например, смешанная техника допускает использование темперно-клеевой живописи. В любом случае особое значение придают подготовке стен. Отделка будет недолговечной, если штукатурный слой будет изготовлен или нанесен с ошибками.

Плюсы и минусы метода

Интерьерная роспись стен обладает следующими достоинствами:

  • Настенная композиция создается вручную, поэтому дизайн помещения становится уникальным.
  • Техника позволяет создать рисунок любой сложности, от простого растительного орнамента до детально проработанного пейзажа.
  • Правильно подобранная тема поможет вписать фреску в любой интерьер.

У росписи по штукатурке есть несколько минусов:

  • Исполнитель должен обладать художественным талантом и чувством пропорции.
  • Даже с талантом художника работу выполнить сложно, так как наносить рисунок надо достаточно быстро.
  • Необходимо знать, как правильно подготовить основу; от этого напрямую зависит долговечность изображения.
  • Заказ росписи по штукатурке – недешевая услуга. Стоимость нанесения считается в квадратных метрах и стартует от 1500-2000 рублей за квадрат, в зависимости от сложности изображения, профессионализма исполнителя, используемой краски, техники исполнения.
  • Процесс нанесения может занять много времени.

Технология создания фрески

Со стороны может показаться, что создание настенной живописи – процесс достаточно несложный и понятный, состоящий из следующих этапов:

  • Стена (или потолок) покрывается свежей штукатуркой.
  • Пока штукатурка остается влажной, на нее наносят контур рисунка, а затем, с помощью водорастворимых красок, сам сюжет (или орнамент).
  • Когда штукатурка высыхает, изображение приобретает характерную глубину. Эффект образуется благодаря тому, что известь впитывает пигмент специфическим образом.

Внешняя простота процесса обманчива. На каждом этапе создания фрески хватает тонкостей; важна и подготовка основы, и пропорции штукатурной смеси, и техника нанесения красителей.


Современное применение традиционной техники

Живопись по сырой штукатурке водяными красками, как это не покажется кому-то странным, относится к отделочным работам. Поэтому, как в случае с любой отделкой, первым делом готовят основание, для чего выполняют следующие операции:

  • С поверхности потолка или стены удаляют старую отделку, очищают ее от пыли, убирают строительный мусор. Если старая штукатурка держится прочно даже при простукивании молотком, допустимо ее оставить.
  • Бетонную поверхность покрывают неглубокими насечками (5-8 мм), из расчета 100-120 штук на квадратный метр. Удобно использовать перфоратор с насадкой-долотом, болгарку или старый топор.
  • В кирпичной стене расчищают швы, а на поверхность наносят шероховатости молотком, зубилом или перфоратором.
  • Подготовленную к нанесению штукатурки стену обеспыливают.

Грунтовка и базовое оштукатуривание

Роспись красками по сырой штукатурке еще на этапе подготовки требует тщательной подготовки. Однако не стоит пытаться сэкономить время и пропускать любой из этапов: вы рискуете нанести изображение на ненадежную штукатурную основу, которая со временем покроется трещинами.

Для сохранности рисунка важно, чтобы между штукатуркой и стеной сохранялась максимальная адгезия (сцепление). Для этого поверхность сделали шероховатой, а теперь ее следует покрыть в 2-3 слоя грунтовкой глубокого проникновения. Не стоит экономить и заменять грунтовку более дешевым аналогом (например, раствором казеинового клея), это снизит адгезию.

Когда слои грунтовки подсохнут, поверхность увлажняют и наносят черновой слой штукатурки. Он нужен по двум причинам: во-первых, выровняет стену и скроет ее дефекты, а во-вторых, станет основой для последующего оштукатуривания. Черновой слой должен быть идеально ровным и хорошо просушенным.


Подготовка раствора

Универсального рецепта не существует; состав с приемлемыми эксплуатационными характеристиками готовят следующим образом:

  • Известь гасят водой (обычно 2,5 л воды на 1 кг извести) и оставляют в таком виде на срок от нескольких дней до 1-2 недель. В результате химической реакции образуется пластичная масса – известковое тесто.
  • Подготавливают наполнитель: крупный песок, который можно разбавить кирпичной крошкой. Второй вариант более трудоемкий, но он стоит потраченного времени: с крошкой штукатурка дольше остается влажной, и у вас будет больше времени для рисования.
  • В замес можно добавить измельченное целлюлозное волокно или пеньку; это сделает штукатурку более эластичной и будет препятствовать растрескиванию.

Смесь готовят непосредственно перед нанесением, с соблюдением пропорций. Готовность к работе проверяют металлическим шпателем: если после окунания в раствор и извлечения он останется чистым, то нужная консистенция достигнута и смесь готова. Для изготовления используют следующие пропорции:

  • Черновой слой. На 1 часть теста берут 3 части наполнителя (чистого песка или в смеси с кирпичной крошкой).
  • Лицевой слой. На 1 часть теста понадобится чуть меньше наполнителя: 2-2,2 части. Если планируется три и более слоя, количество наполнителя уменьшают до соотношения 1 к 1,8.

Как наносят штукатурку

Чтобы получить лицевой слой с подходящими свойствами, необходимо придерживаться следующего сценария:

  • Стену с нанесенным черновым слоем увлажняют дважды: сначала за сутки перед нанесением основного слоя, затем – за 1,5 часа до начала работы.
  • Набросом наносят первый слой штукатурного раствора толщиной 5-8 мм. Разглаживать его не нужно, дополнительно можно нанести легкие волнистые линии, чтобы повысить адгезию.
  • Первый слой оставляют до полного высыхания (минимум на 10-12 суток).
  • Стену тщательно увлажняют и наносят второй слой (профессионалы доводят число слоев до семи, но новичкам достаточно трех).
  • На стене иногда проступает налет извести, который необходимо удалить перед нанесением следующего слоя, и снова увлажнить поверхность. Если не удалить белесый налет, отделка начнет расслаиваться.
  • Высохший предыдущий слой увлажняют и наносят лицевой штукатурный раствор, по которому выполняют роспись. Его придется укладывать частями, чтобы успеть выполнить рисунок; новичку достаточно укладывать участок площадью в полметра.

Видео описание

О создании фрески на стене в следующем видео:


Роспись: тонкости процесса

К росписи стен по сырой штукатурке приступают сразу после укладки и выравнивания последнего штукатурного слоя (вернее, его фрагмента). Поэтому следует заранее приготовить эскиз, все необходимые инструменты и акриловые краски на водной основе. Удобен следующий порядок работ:

  • На штукатурку наносят эскиз. Если вы рисуете по трафарету, то прикладываете его к стене и иголкой перебиваете рисунок. Края изображения необходимо наметить шилом.
  • При нанесении первоначальной росписи важен порядок: сначала светлые оттенки, затем средние по насыщенности и темные.
  • Прорисовку выполняют в обратном порядке, начиная с темных оттенков и заканчивая светлыми красками.
  • Старайтесь использовать мягкую технику живописи (с небольшим нажимом), чтобы не повредить свежий штукатурный слой.
  • Когда фрагмент нарисован, по его краям формируют срез со скосом наружу (шпателем или ножом). Это необходимо, чтобы после наложения новой порции смеси штукатурка легла без образования видимого шва.
  • Выполняется следующий фрагмент росписи водяными красками по сырой штукатурке. Готовую фреску оставляют до окончательной просушки на 7-10 суток. Во время высыхания краски могут изменять первоначальную насыщенность, но она вернется к концу процесса.


Коротко о главном

Древне искусство живописи по сырой штукатурке остается востребованным способом украшения современных помещений. Рисунки наносят с помощью трафарета или рисуют кистью, используя водяные краски.

Роспись выполняется в несколько этапов. Сначала подготавливают поверхность: ее очищают, делают шероховатой и грунтуют. Затем наносят несколько (от трех до семи) штукатурных слоев с промежуточной просушкой каждого.

На последний слой наносится контур, затем изображение прорисовывается красками. От исполнителя требуется не только художественный талант, но и умение работать оперативно, чтобы завершить участок до того, как штукатурка высохнет.

Что такое Фреска Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно […]

Что такое Фреска Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно […]


Что такое Фреска

Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно поэтому фрески имеют такой удивительный оттенок. Натуральные пигменты не вступают в химические соединения с известью, поэтому их использование так важно.

Как создаются фрески

Фресковая живопись

Мы можем полюбоваться фресками еще на античных памятниках монументальной живописи. Но популярны фрески были и для украшения жилых домов, в основном, знатных и богатых людей. Во время эпохи Возрождения фрески приобрели особую популярность. Они украшали дворец герцога Людовика Гонзага, над ними работали величайшие мастера своего времени — Рафаэль, Микеланджело, Мазаччо. Интересно, что людям нравилось изображать на фресках дома быть своей семьи. С XVI в . в Италии распространилась « чистая » фреска (« буон фреско «) без применения темперы . При этом верхний слой грунта ( интонако ) в этом виде фрески наносился только на тот участок , который живописец рассчитывал закончить до его высыхания . Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII — XVIII вв . В XIX в .

В России фрески можно часто увидеть в храмах. На стенах Светогорского монастыря и Ферапонтова монастыря есть потрясающие работы.

Католические храмы — например церковь Санта Мария в Риме, тоже украшены фресками.

Современные фрески часто пишут акриловыми красками или методом цифровой печати, но старые мастера предпочитают классическую технику. Правда, сэкономить в таком случае не получится.

Самые известные фрески

Фреска. Микеланджело.

Фреска. Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область

Фреска. Джотто ди Бондоне. «Иоаким и пастухи». Фреска. 1304—06 гг. Капелла дель Арена. Падуя

Мастер-класс по созданию фрески

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!

Существует много способов оригинального декорирования домашних интерьеров. Многие люди обращаются к шикарным фрескам, благодаря которым обстановка становится особенно богатой и гармоничной. Об этих декоративных составляющих сегодня и пойдет речь.

Что это такое?

Фреска – это одна из разновидностей настенной живописи, которая реализуется при помощи натуральных красок на водной основе, наносимых на сырой штукатурный слой. Основание рисунков не имеет ничего общего с классической отделкой. Оно составляется из песчаной смеси вкупе с гашеной известкой, образующей специальную пленку кальцитного типа. Последняя гарантирует долговечность декораций.







Художники, создающие красивые фрески на стенах, должны обладать богатым опытом и обширными знаниями в проведении подобных работ. Настенную живопись натуральными красками следует успеть нанести до того, как штукатурный пласт полностью высохнет. Чаще всего картины создаются частями.





В былые времена фрески встречались исключительно в палаццо, соборах или монастырях, замках богатых господ. Картины наносили не только на стены, но и на потолочные основания. Обычно изображения были выдержаны в религиозном, природном или бытовом ключе.







Сегодня же подобный декор чаще встречается в интерьерах отелей и гостиниц, в ресторанах и в частных домах.

В настоящее время для нанесения подобного рода изображений применяются последние технологии и новейшие отделочные материалы. Благодаря им наносить краски стало возможно не только на свежую штукатурку, но и на холсты, флизелиновые или даже песчаные основания.





Монтаж такой интересной отделки считается довольно сложным, поэтому малоопытным мастерам с подобными работами лучше не связываться – целесообразно обратиться к специалистам.

Достоинства и недостатки

Многие люди, желающие оформить интерьер красиво и богато, отдают предпочтение отделке шикарными фресками. За счет этого обстановка получается изумительно изысканной и оригинальной. Разберем, в чем заключаются остальные достоинства настенной живописи.



К сожалению, фрески на стенах имеют и некоторые недостатки, которые стоит отметить.

  • Подобная отделка обходится в кругленькую сумму. Это один из главных минусов, отталкивающий потребителей от обращения к декору стен фресками.
  • Техника нанесения реалистичных изображений является сложной и требует специальных знаний и опыта. Начинающим мастерам работы лучше не доверять.
  • Реставрация фресок также оказывается трудной и дорогостоящей в реализации.
  • Срок изготовления фрески может быть довольно большим.



Какими бывают?

Декоративные фрески бывают разными. Каждый из подвидов имеет свои особенности и внешние параметры, исходя из которых домовладельцы и делают выбор в пользу определенного варианта. Познакомимся поближе с наиболее распространенными типами фресок.





На холсте

Указанные разновидности фресок не выпускают в промышленных масштабах, поскольку сама эта работа является чрезвычайно тонкой и кропотливой. Ее возможно выполнить исключительно вручную. Изображения на холсте требуют от мастеров много времени.

Чтобы изготовить подобный тип фрески, задействуются исключительно натуральные компоненты, такие как:

  • хлопковые холсты;
  • речной песок;
  • известь;
  • красящие пигменты;
  • клеи природного происхождения.


Технологический процесс оказывается кропотливым и сложным. Состоит из нескольких основных этапов.

  • Сперва ручным способом делают штукатурку, потом на нее накладывают рисунок. Далее при помощи специализированной техники изображение искусственно состаривается.
  • Далее его перемещают на холст. После этого картину обрабатывают специальным защитным составом. В магазинах подобные изделия реализуются в виде рулонов или подрамников.



Чистить эти фрески с использованием воды нельзя. На них легко остаются царапины или сколы. Хозяевам приходится систематически обрабатывать фреску восковым составом.

На жесткой основе

Изготовление фресок подобного типа обеспечивает им долгий срок службы. Готовые изделия отличаются добротным, привлекательным внешним видом. Указанные фрески тоже часто наносят поверх сырой штукатурки. Изображения также подвергаются искусственному состариванию, а на краях дополняются скалыванием. Непосредственная установка осуществляется на уже подготовленную стену либо вмешивается в штукатурный состав. Правда, размеры этих фресок являются скромными – всего 3х1,4 метра.


На гибкой штукатурке

Фрески на гибкой штукатурке сегодня являются одними из наиболее популярных. По-другому их называют фрески ОРТО. Для реализации подобных декораций необходимо задействовать высококачественную итальянскую штукатурку. Прибегают к дополнительному укреплению посредством специальной сетки для малярных процедур. Рисунки всегда наносятся с использованием качественных натуральных пигментов. За счет толщины подобные изделия выглядят объемными, выразительными и внешне часто походят на старинный декор, что придает им еще более роскошный вид.



В среднем на изготовление этих декораций затрачивается от 2-х до 3-х дней.

На самоклеящейся основе

Благодаря фрескам указанного типа подобные декорации стали чаще встречаться в обычных домашних интерьерах. Разберем основные особенности подобной отделки.

  • При помощи таких фресок удается декорировать не только стены, но и потолки, и сложные участки. Подходят они практически для любых оснований.
  • Толщина этой отделки является небольшой, поэтому спрятать недостатки стен не удастся. Их все равно придется выравнивать. Из-за этого и искусственное старение оказывается невозможным.
  • В технологическом процессе должна присутствовать специальная паста, которая готовится из мелкодисперсного песка. Ее укладывают на синтетический материал, а потом переносят изображение.



На флизелине

Техника изготовления фресок подобного типа схожа с описанным выше подвидом. Отличия заключаются только в самом исполнении изображения.

  • Здесь дорисовка деталей может быть произведена вручную. В итоге можно получить более крупные фрески и наносить несколько красочных слоев. Применение искусственного состаривания в этом случае оказывается невозможным.
  • Фрески на флизелине выглядят гораздо ярче и выразительнее. Чтобы их зафиксировать на подготовленном основании, применяют клей, разработанный специально для флизелиновых обоев.



Дизайн

Фрески могут демонстрировать картины самых разных тематик. Рассмотрим несколько интересных решений.

  • Очень популярны сегодня цветы. Это могут быть пионы, розы, тюльпаны, лилии и другие красивые культуры.
  • Умиротворение в интерьер привнесут пейзажи, на которых изображения деревья, поля, горы, водная гладь, сцены закатов и рассветов. Интересны и морские пейзажи.
  • Для современного интерьера подойдут фрески с изображением 3D – объемных композиций. Это может быть абстракция, комбинация контрастных цветов (например, черно-белая), футуристические сцены.
  • Оригинальным решением станет состаренная фреска – карта мира.
  • Популярны фрески, на которых изображены мужчины и женщины, любовные и романтические сцены.
  • Милые бесшовные изображения сказочной тематики – прекрасное решение для детской комнаты.






Как выбрать и расположить?

Разберем несколько советов по выбору и расположению фресок.

  • Фреской можно украсить коридор или прихожую. Если он является слишком узким, визуально расширит пространство изображение имитации оконного проема.



  • Подбирая идеальное решение для кухни, рекомендуется отдавать предпочтение французским и итальянским картинам, античной росписи или мозаике. Приветствуются четкие линии и простые формы.
  • Часто люди выбирают мозаику, чтобы зафиксировать в спальне над кроватью. Сюда рекомендуется подбирать более умиротворяющие, спокойные изображения. Декор должен по стилю и цветовой гамме подходит к окружающей обстановке.


  • Для гостиной целесообразно подбирать фрески, изображающие мосты, небеса и каменные своды. В маленький зал стоит подобрать декорации, визуально расширяющие пространство. От слишком пестрых и ярких картин лучше отказаться. Чаще всего в гостиной фрески располагают за диваном, но возможны и другие решения, например, в зоне, где находится телевизор.



Подбирая фреску для любой комнаты в частном доме или квартире, очень важно учитывать основные цвета остальной интерьерной обстановки, а также ее стилистику. Тогда ансамбль получится гармоничным и завершенным.

Как наклеить?

Разберемся, как надо правильно наклеить фреску на стеновое основание.

  • Сперва как следует подготовьте поверхность основы. Она должна быть ровной, светлой, чистой. Загрунтуйте стену до и после нанесения шпаклевки.
  • Пользуйтесь светлым грунтом глубокого проникновения, имеющим противогрибковые добавки. Перед каждым этапом проведения работ давайте предыдущим нанесенным пластам до конца просохнуть.
  • На подготовленную стену фреску наклеить просто. Нанесите специальный клей для тяжелых обоев прямо на основу. Фреска будет постепенно разглаживаться, если обработать ее резиновым шпателем.
  • Монтаж на углах требует использования уровня, поскольку визуальные недочеты редко заметны.
  • Для стыка полотен по углам надо предусмотреть не меньше 5 см запаса, заказывая материалы подходящих размеров.

Как сделать своими руками?

Рассмотрим, как правильно должно происходить изготовление декоративной фрески своими руками.



Фреска получила свое название от итальянского слова fresco — «свежий, сырой, невысохший». Впервые его употребил итальянский художник Ченнино Ченнини в трактате «Книга об искусстве» в 1437 году. Сейчас этим словом объединяют всю настенную живопись, а древнюю технику фрески именуют buon fresco, то есть «истинная».

Один из самых ранних образцов фрески — настенная роспись во дворце шумерского царя Зимри-Лима в Мари (современная Сирия), возраст которой составляет около 3700 лет. Древние египтяне, греки и римляне украшали фресками храмы и дома знатных особ. Например, такие росписи археологи обнаружили во время раскопок в 1800-х годах в Помпеях.

В Византии фресками украшали стены в храмах. Именно оттуда они распространились по Европе и попали в Киевскую Русь. Русские мастера чаще всего работали в смешанной технике: сначала писали по сырой штукатурке, а затем еще раз прорисовывали детали темперной краской. В нее добавляли яйцо, животный или растительный клей: так она лучше держалась на поверхности. Поэтому, например, сохранилось до наших дней изображение Спаса Вседержителя в куполе новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Этот образ в 1378 году написал известный мастер Феофан Грек.

Расцвет фрески пришелся на эпоху Возрождения. Итальянские мастера часто экспериментировали с техникой и изобрели методику mezzo fresco. Живописец смачивал водой сухую поверхность необходимого участка и расписывал его. Так работать было удобнее, а изображение получалось таким же стойким, поэтому с XVI века эта техника стала самой популярной. Примером mezzo fresco служат росписи в Сикстинской капелле Ватикана. В 1481–1512 годах художники Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Козимо Росселли и Микеланджело Буонарроти украсили ее фресками на библейские сюжеты.

С начала XIX века роспись по сырой штукатурке утратила популярность, и современные художники почти не используют эту технику.

Читайте также: