Вид доски для шашек

Обновлено: 26.04.2024

Шашки наиболее демократичная логическая игра для двоих. При этом можно сказать, что им все возрасты покорны. Простая понятная логика позволяет начинать осваивать эту игру ребенку, начиная с четырех лет. Благодаря именно своей логической простоте шашки стали очень популярны по всему миру, и стоит заметить, что ни у одной логической игры нет столько разновидностей.

На этой странице приведены описания правил игры в шашки для начинающих, особенности выполнения ходов и правил боя:

Русские шашки.

1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, располагающихся по диагоналям. Обозначение игровых клеток буквенно-цифровое (как на шахматной доске).

Выиграть партию - когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение.

Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловое темное поле было расположено с левой стороны игрока (Диаграмма №1).

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием (Диаграмма №3). Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле (Диаграмма №2). Если после этого хода имеется продолжение для взятия других шашек соперника, ход продолжается. Шашка (шашки) соперника снимается с доски. Взятие шашки соперника может производиться, как вперед, так и назад, и является обязательной, если перед началом игры не договорились об изменении этого правила.

Взятие дамкой шашек соперника может осуществляться через любое количество диагональных клеток, при наличии свободного пространства за «жертвой». Если она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка обязательно должна продолжить взятие последующих и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.

В тех случаях, когда простая шашка при взятии достигает последнего горизонтального ряда и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.

В тех случаях, когда шашка достигла последней горизонтали без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить, при условии, если эта возможность сохранится лишь следующим ходом на правах дамки.

Битые шашки снимаются с доски только по окончании хода, повторное «перескакивание» через битые шашки запрещены.

Данные правила игры в русские шашки являются стандартными, но в них могут вноситься изменения, по обоюдному согласию игроков.

Более подробные правила, при проведении официальных соревнований можно узнать в Кодексе правил вида спорта «Шашки», утвержденном приказом № 481 Минспорттуризма России от «12» мая 2010 г.

Международные (стоклеточные) шашки.

Правила игры в международные (стоклеточные) шашки, очень схожи русскими шашками, но, тем не менее, отличаются.

1.Игровая доска 100 (10х10) клеток. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям. Все темные (черные) поля имеют определенные номера - от 1 до 50.

Выиграть партию - когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение.

Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловое темное поле было расположено с левой стороны игрока.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Если после этого хода имеется продолжения для взятия, ход продолжается, при этом выбирается вариант по «правилу большинства», т.е. взятие наибольшего количества шашек соперника, в данном случае дамка не пользуется никакими преимуществами и не накладывает на игрока никаких дополнительных обязательств.

Во всех вариантах качество и количество одинаковое, поэтому игрок выполняет взятие исходя из тактических предпочтений.

Взятие шашки соперника может производиться, как вперед, так и назад, и является обязательной, если перед началом игры не договорились об изменении этого правила. Шашка (шашки) соперника снимается с доски.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Данные правила игры в международные (стоклеточные) шашки являются стандартными, но в них могут вноситься изменения, по обоюдному согласию игроков.

Более подробные правила, при проведении официальных соревнований можно узнать в Кодексе правил вида спорта «Шашки», утвержденном приказом № 481 Минспорттуризма России от «12» мая 2010 г.

Бразильские шашки.

1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям. Все темные (черные) поля имеют определенные номера - от 1 до 32.

Выиграть партию - когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение.

Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловое темное поле было расположено с левой стороны игрока.

Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет белым (светлым) цветом. Ходы осуществляются соперниками поочередно.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Если после этого хода имеется продолжения для взятия, ход продолжается, при этом выбирается вариант по «правилу большинства», т.е. взятие наибольшего количества шашек соперника, в данном случае дамка не пользуется никакими преимуществами и не накладывает на игрока никаких дополнительных обязательств.

Взятие шашки соперника может производиться, как вперед, так и назад, и является обязательной, если перед началом игры не договорились об изменении этого правила. Шашка (шашки) соперника снимается с доски.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Английские шашки (американские, чекерс)

1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям.

Выиграть партию - когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение.

Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловая темная клетка была расположена с левой стороны игрока.

Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет черными (темными) шашками. Ходы осуществляются соперниками поочередно.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может ходить на одно поле по диагонали вперёд или назад

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Взятие шашки соперника простой шашкой может производиться только вперед. Дамка, при взятии ходит только через одно поле в любую сторону, а не на любое поле диагонали, как в русских или международных шашках. Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается любой, наиболее тактически целесообразный (главный критерий – отсутствие дальнейших продолжений для взятий).

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Пул (Pool)

1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям.

Выиграть партию - когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение.

Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловая темная клетка была расположена с левой стороны игрока.

Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет белыми (светлыми) шашками. Ходы осуществляются соперниками поочередно.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Взятие шашки соперника простой шашкой может производиться только вперед. Взятие дамкой шашек соперника может осуществляться через любое количество диагональных клеток, при наличии свободного пространства за «жертвой». Если она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка обязательно должна продолжить взятие последующих и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.

Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается любой, наиболее тактически целесообразный (главный критерий – отсутствие дальнейших продолжений для взятий).

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия, то шашка продолжает «бой», оставаясь при этом простой.

Итальянские шашки

1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям.

Выиграть партию - когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение.

Игровое поле (доска), по сравнению с русскими шашками, повернута на 90о и располагается таким образом, что бы угловая темная клетка была расположена с правой стороны игрока.

Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет черными (темными) шашками. Ходы осуществляются соперниками поочередно.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка имеет право ходить на одно поле по диагонали вперёд или назад.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Взятие шашки соперника простой шашкой может производиться только вперед. Простой шашке запрещено «бить» дамку. Дамка, при взятии ходит только через одно поле в любую сторону, а не на любое поле диагонали, как в русских или международных шашках. Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается вариант по «правилу большинства», т.е. взятие наибольшего количества шашек соперника, в данном случае дамка не пользуется никакими преимуществами и не накладывает на игрока никаких дополнительных обязательств.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Поддавки

1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, располагающихся по диагоналям. Обозначение игровых клеток буквенно-цифровое (как на шахматной доске).

Партия считается выигранной, если у игрока не осталось ни одной шашки или шашки заблокированы соперником.

Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловое темное поле было расположено с левой стороны игрока.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Если после этого хода имеется продолжение для взятия других шашек соперника, ход продолжается. Шашка (шашки) соперника снимается с доски. Взятие шашки соперника может производиться, как вперед, так и назад, и является обязательной, если перед началом игры не договорились об изменении этого правила.

Взятие дамкой шашек соперника может осуществляться через любое количество диагональных клеток, при наличии свободного пространства за «жертвой». Если она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка обязательно должна продолжить взятие последующих и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.

Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается вариант по «правилу большинства», т.е. взятие наибольшего количества шашек соперника

В тех случаях, когда простая шашка при взятии достигает последнего горизонтального ряда и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.

В тех случаях, когда шашка достигла последней горизонтали без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить, при условии, если эта возможность сохранится лишь следующим ходом на правах дамки.

Битые шашки снимаются с доски только по окончании хода, повторное «перескакивание» через битые шашки запрещены.

Шашки – древняя игра, подарившая свое название не одной игре, а целому типу, в том числе малоизвестным и распространенным в каком-либо одном регионе мира. Спортивный вариант шашек обычно подразумевает собой стоклеточные международные.

Цель игры

Цель игры во всех видах шашек, кроме поддавков, сбить как можно больше шашек соперника и стать победителем. Шашки-поддавки ставят противоположную задачу: как можно раньше сдать все шашки сопернику или поставить себя в безвыходное положение.

Игра в шашки построена на анализе, тактике и стратегии.

Как играть в шашки?

История шашек

Придумавший эту игру человек остается скрыт завесой истории. Современные шашки бывают нескольких видов. Сегодня они играются на клеточных досках, но у историков и археологов нет однозначного ответа, были ли первые шашечные доски окрашенными в несколько цветов. Если взглянуть на древнейшие разновидности вроде турецких и армянских шашек, то, вероятно, первые доски были однотонными.

Также в замешательство исследователей приводит тот факт, что в некоторых странах до сих пор играют в шашки шахматными пешками, а не специальными фигурами. Шашки были придуманы, вероятно, древними персами или египтянами.

День шашек отмечается 23 сентября начиная с 1952 года. В этот день прозвучала известная речь тогда еще кандидата в вице-президенты Никсона о том, как его семья получила в подарок черно-белого щенка кокер-спаниеля. По аналогии с расцветкой доски-шашечницы, собаку назвали Чекерс («шашки»).

Сам же вид спорта оформился еще в XIX веке. В России первый национальный чемпионат прошел в конце того же столетия. В наше время проводятся турниры для детской и взрослой возрастной категории.

Правила игры в шашки

Шашки – игра, в которой принимают участие 2 человека. Научиться играть с нуля достаточно легко, а вот дойти до турнирного уровня без соответствующих талантов и усидчивости – уже непросто.

Краткий курс игры в шашки выглядел бы следующим образом: оба игрока садятся напротив друг друга за шашечной доской, ее следует поставить так, чтобы первой клеткой слева для каждого была темная. Ближний к каждому игроку ряд – место, куда соперник попытается выводить свои шашки и делать их дамками с расширенными преимуществами. Простая шашка, еще не получившая привилегии дамки, может делать ход только вперед по темной диагонали на одну клетку либо перескакивать через шашку соперника, «съедая» ее. Дамка ходит на любое количество клеток в любом направлении по диагонали.

Первыми ходят белые, и проверенная временем тактика игры – не только вывести как можно больше шашек в дамки, но и попытаться занять центровые позиции комплексами фигур. В сети есть множество шашечных задач и предложений, как выиграть быстрее, например: как победить в три хода.

Для удобства игроков все позиции на шашечнице могут быть обозначены сочетанием цифры и буквы, которые обычно промаркированы на боковых сторонах доски. Но система обозначения полей – еще не все, есть названия для некоторых диагоналей, например, наиболее протяженная – «большая дорога».

Игровая доска и шашки

В комплект для игры в шашки всегда входят собственно фигуры двух цветов для двух соперников и одна шашечная доска. Количество шашек и клеток поля будет зависеть от вида игры, вот наиболее вероятные варианты:

  • для международных шашек потребуется доска из 100 клеток и 40 шашек
  • для пул чекерс, игры в поддавки и других необходима доска из 64 клеток и 24 шашек

Существуют также специальные доски для игры слабовидящих игроков.

Сколько шашек в игре и клеток на доске

Количество шашек в ходе игры будет уменьшаться по мере рубки соперниками. В международном варианте их наибольшее количество – по 20 шашек в наборе для каждого игрока. Клеток, соответственно, 100.

Остальные вариации шашек оперируют игровыми полями 8х8 и 12 шашками для каждой играющей стороны. Так что отвечая на вопрос, сколько шашек в наборе, необходимо прежде всего поинтересоваться видом игры.

Как правильно расставить шашки

Каждый игрок расставляет собственные шашки на темных клетках, вне зависимости от того, какого цвета доставшиеся ему фигуры. Ставить начинают с крайней левой темной клетки, насколько хватит шашек В зависимости от вида игры, это 3-4 ряда. Заняты должны быть только клетки с темной окраской.

Как ходят и бьют шашки

Правила игры в международные шашки вполне реально осилить самостоятельно детям и просто начинающим. Обучение игре можно проводить по видео или статьям. На начальном уровне можно поиграть с соперником в виде искусственного интеллекта. Так можно запомнить правила, но по-настоящему научиться играть и выигрывать можно с живым соперником хорошего уровня.

Во-первых, стоит ознакомиться с правилами расстановки шашек, а также изучить систему обозначения полей доски. А запомнить, как ходят и бьют шашки, не составит труда. Простая фишка ходит и бьет только на одну клетку вперед, дамка же обладает способностью перемещаться на любое количество клеток по диагонали, совершая движения в любом направлении, то есть как вперед, так и назад.

Кто делает первый ход

В международных и русских шашках всегда первыми ходят белые. Таким образом, у белых несколько выше шанс на победу. Но в некоторых разновидностях, изобретенных в Америке, право первого хода принадлежит черным, так что это сильнейшая сторона.

Когда ход считается начатым и когда завершенным

Как только игрок отпустил шашку, которой только что совершал ход, то ход считается сделанным, продолжать его уже будет нельзя. Как и в шахматах, здесь устанавливают правило: касаться только той фигуры, которой будет совершен следующий ход. Битые шашки удаляются с поля.

Можно ли в шашках ходить назад

В международных шашках можно ходить и бить назад только дамкой. Отвечая на вопрос, как рубит дамка: по диагонали в любом направлении, и это право есть только у нее. Но не в русских шашках: здесь этой способностью одарены все фигуры на доске.

Что делать если сходить некуда

В международном варианте отсутствие возможности срубить шашку приводит к откатке на один ход назад. Но в русских шашках родился свой народный вариант под названием фук, в рамках которого с поля удаляется одна из фишек соперника.

Обязательно ли бить шашки

Во многих разновидностях шашек “правило большинства” обязывает игроков не ходить бессмысленно по доске, а рубить как можно большее количество шашек соперника при первой же возможности.

Можно ли рубить назад в шашках

В международной версии этой суперспособностью обладает только дамка, в русской – все фигуры.

Как ходит и бьет дамка в шашках

Эта шашка с расширенными способностями может перемещаться на любое количество клеток, но все так же по диагонали, причем как вперед, так и назад.

Окончание игры: выигрыш или ничья

Как и в шахматах, ничья в шашках возможна по соглашению соперников, если один из них предлагает, а другой принимает подобный вариант игры. Ничейное окончание может быть и вынужденным, если исходя из расположения шашек на доске становится очевидно, что вариантов победы не существует.

Существуют и другие правила, которые вынуждают объявить ничью. При повторе одной и той же позиции одним игроком в количестве трех раз объявляется ничейное окончание. Остальные правила регламентируют поведение игроков при наличии дамок. Если у одного из соперников всего одна дамка, а у другого три и более, и при этом победа не достигнута в течение 15 ходов с момента обретения дамок, то присуждается ничья. Если 15 ходов сделаны только дамками, о победе уже не может быть речи.

Остальные условия ничейного окончания проходят по категории стандартных. Есть всего 5 ходов, чтобы победить соперника у обладателя 3 дамок, 2 дамок и одной простой шашки либо 1 дамки и двух простых. При этом отсчет начинается с того момента, как одинокая дамка соперника выходит на «большую дорогу» – самую длинную диагональ доски. Также всего 5 ходов есть у игрока для победы, если он обладает двумя дамками, одной дамкой и простой или же одной дамкой против одинокой дамки другого игрока.

Как выиграть в шашки

Помимо того, что нужно постоянно практиковаться играть в эту игру, для выигрыша есть ряд советов:

  1. Во-первых, очевидный выбор – вывести в дамки как можно большее количество собственных фигур.
  2. Второй способ – тактическая оборона, помешать сопернику занять клетки, превращающие его шашки в дамки.
  3. Еще одна хитрость, которую стоит освоить новичку, называется игра «тандемом». Шашки передвигаются не по одной, а небольшими группами, затрудняя проникновение противника вперед.
  4. Еще один ценный совет – держать центр как наиболее сильное место на доске, позволяющее произвести большую вариацию ходов.
  5. Не нужно трястись над шашками, как будто победа заключается лишь в сохранении их без наступления. Если на кону стоит обращение шашки в дамки либо же выгодный ход, стоит без промедления пожертвовать одной из своих фигур.
  6. Еще одна тонкость игры называется «парные ловушки». Суть в том, чтобы заранее расставить комплексы шашек, которые позволят в некоторых ситуациях побить не одну, а две и даже более шашек противника. Достигаются они чаще всего установкой одной из фигур у края доски, ограничивая пространство для маневра сопернику.

Разновидности шашек

Так как шашки – древняя и распространенная игра, то в различных местностях выкристаллизовались собственные ее разновидности:

  1. Русская игра поддавки также носит название «кипергань» от французского выражения, означающего выигрыш при проигрыше. Поддавки еще называют обратными шашками за необходимость сдачи своих шашек для быстрого выигрыша, победителем становится тот, кто раньше соперника избавится от всего набора своих фигур.
  2. Армянские шашки называются тама. Их особенность – в способе хода шашек, не по диагонали, а по горизонтали и вертикали. При этом это достаточно распространенный вариант игры.
  3. Схожей особенностью обладают турецкие шашки. В них не занимают первый ряд от каждого игрока в начале игры, существуют свои тонкости в порядке цифр и букв на доске, которая может быть одного цвета с обозначенными границами клеток. Интересно, что в турецких шашках нет турецкого удара, то есть дамка не может изменять направление своего движение на противоположное при рубке шашек соперника.
  4. Мадагаскарские шашки не имеют ничего общего с классическими шашками и представляют собой головоломку, для которой нужна специальная доска с углублениями.
  5. Бразильские шашки близки к традиционной версии, разве что обязывает игроков следовать правилу большинства: бить как можно больше фигур соперника при ходе. Дамкой становится только та шашка, которая в рамках хода остается на соответствующей клетке превращений, эту способность она обретает только со следующего хода.
  6. Наибольшее количество турниров проводится по стоклеточным шашкам, которые еще носят название международных. В них используется доска с 100 клетками.
  7. Английские шашки (американские чекерс) отвечают твердое «нет» на возможность бить назад, она есть только у дамок.
  8. Пул чекерс (pool) популярны на Ямайке и в США, в них нет правила большинства, а первый ход делают черные.
  9. Столбовые шашки – едва ли не единственная игра, где требуется установить эти фигуры в столбик на доске.

В компании друзей или кругу семьи приятно провести досуг за настольной игрой экивоки, которая набирает популярность и становится хитом продаж. Простота правил, развитие творческого мышления и логики, веселье…

Первая версия настольной игры “Клуэдо” появилась более 60 лет назад и за время своего существования обрела большую базу поклонников, став одной из лучших игр в детективном жанре.

У кого в детстве или подростковом возрасте не было «Монополии», тот точно играл в настольную игру «Менеджер». Игра станет отличным вариантом для всех, кто хочет поностальгировать и вспомнить,…

Стратегическая настольная ludo game – веселая развивающая игра родом из Испании, сыграть в которую могут от 2 до 4 человек. Способствует развитию мышления и логики. Подходит для игры…

В настольную игру “Реверси” люди играют уже более ста лет. Это далеко не беспечное развлечение, а серьезный турнир, в котором требуется логическое мышление и глубокий просчет последующих вариаций…

Игра в шахматы – одна из наиболее популярных на земле. Это яркий пример того, как игра может стать спортом. Шахматы не являются олимпийским видом и не представлены на…

Русские шашки – вариант игры в шашки, с которым в России знаком, пожалуй, почти каждый. В нашей стране, а также почти во всех странах бывшего СССР эта разновидность шашечной игры является наиболее популярной, и по праву носит имя “народной игры”.

Если верить историкам, то игры, похожие на современные русские шашки, были известны восточным славянам ещё в IV веке, на что указывают многочисленные артефакты археологических раскопок. Упоминания о шашках (или “тавлеях”, как раньше называли эту игру на Руси) встречаются в некоторых былинах и других письменных свидетельствах того времени.

В настоящее время русские шашки, наряду со стоклеточными, имеют международный статус: в крупнейших соревнованиях, таких как чемпионаты мира и Европы, принимают участие представители более чем 40 стран. Развитие игры на международном уровне масштабно и плодотворно ведёт Всемирная Федерация шашек (FMJD).

Действующие чемпионы мира по русским шашкам

Русские шашки, чемпион мира 2018 - Андрей Федотов

Андрей Федотов (Россия)

Русские шашки, чемпионка мира 2020 - Юлия Макаренкова

Юлия Макареноква (Украина)

Действующие чемпионы России по русским шашкам

Русские шашки, чемпион России 2021 - Роман Щукин

Роман Щукин (Санкт-Петербург)

Русские шашки, чемпионка России 2021 - Кристина Ватолина

Кристина Ватолина (Челябинская обл.)

Правила игры в русские шашки

Следует знать, что соревнования в спортивной дисциплине «русские шашки» проводятся по двум системам: «русские шашки» (также называют «классические») и «шашки-64» (известны под названием «современные»).

Русские шашки (классические)

Шашечная доска

Шашечная доска состоит из 64 одинаковых квадратов, попеременно светлых (белых) и тёмных (светло-коричневых) полей.

русские шашки - шашечная доска

Игра ведется только по тёмным полям. Шашечная доска располагается между партнёрами таким образом, чтобы в нижнем углу слева от играющего находилось тёмное угловое поле.

В официальных соревнованиях должна применяться доска, отвечающая следующим требованиям:

  • иметь игровую поверхность не менее 35 см;
  • поверхность доски должна быть мато­вой;
  • чередование светлых и темных полей должно быть отчетливым, цвет их не должен быть слишком бледным и не должен сливаться с цветом шашек.

Наименование диагоналей шашечной доски

Ряд полей идущих наискосок от одного края доски до другого образуют диагональ.

Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край — верхними диагоналями.

русские шашки - наименование диагоналей

Наибольшая из диагоналей, состоящая из восьми черных полей и пересекающая доску слева направо, называется «большой дорогой».

Две диагонали (по шесть полей в каждой), лежащие по обе стороны «большой дороги», и две диагонали (по три поля в каждой), соединяющие первые по концам образуют «тройник». Большие диагонали «тройника» соответственно называются нижним и верхним «тройником», малые — нижним и верхним «тройничком».

Две диагонали, пересекающие «большую дорогу» и «тройник» (по семь полей в каждой), составляет «двойник». Большие диагонали «двойника» соответственно называются нижним и верхним «двойни­ком», малые — нижним и верхним «двойничком».

Следующие за «двойником» две диагонали (по пять полей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по четыре поля в каждой) образуют «косяк». Соответственно они носят названия нижний и верхний «косяк», нижний и верхний «косячок».

Шашки

Перед началом игры соперникам предоставляется по 12 простых шашек (плоских, круглой формы): одному — белых, другому — чёрных. Шашки расставляются на чёрных полях первых трёх горизонтальных рядов с каждой стороны.

русские шашки - начальная расстановка шашек

Шашки должны отвечать следующим требованиям:

  • все шашки должны быть одинаковой формы и одного размера;
  • их диаметр должен быть меньше поля доски на 5-10 мм;
  • высота шашки должна равняться 1/4 или 1/5 её диаметра;
  • все белые и чёрные шашки должны быть соответственно одинакового цвета;
  • они не должны быть блестящими, и их цвет не должен сливаться с цветом полей шашечной доски.

Ходы шашек

Ходом в партии считается передвижение шашки с одного поля доски на другое. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Цвет шашек в каждой партии определяется по таблице очередности игр или жеребьевкой. Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится.

Шашки разделяются на простые шашки (простые) и дамки.

Простая шашка ходит только вперед на соседнее поле по диагонали.

В случае, когда простая шашка достигает одного из полей последнего, восьмого (считая от себя) горизонтального ряда, она превращается в дамку и получает новые права. Дамка обозначается сдвоенными шашками, т.е. поставленными одна на другую, либо перевернутой простой шашкой.

Дамка, в отличие от простой шашки, ходит на любое из свободных (не занятых другими шашками) полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад), но становиться может, как и простая шашка, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.

Ход считается сделанным, если игрок после передвижения шашки с одного поля на другое отпустил от нее свою руку.

Если игрок, за которым очередь хода, прикоснется к своей шашке, которой можно сделать ход, он обязан ею пойти. Если прикоснется к двум или более, то должен пойти той шашкой, которой коснулся первой, если ход или взятие возможны. Прикосновение к своей шашке, у которой не оказывается возможного по правилам игры хода, не влечет за собой никаких последствий, и играющий свободен сделать любой возможный ход.

Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку на другое поле, не отпустив при этом от нее свою руку, то он обязан пойти этой шашкой, но вправе переставить ее на любое возможное для нее другое поле.

Взятие

Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается.

Взятие должно быть четко обозначено и проводится в определенном порядке. Оно считается законченным после снятия шашки соперника с доски.

Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т.д. шашку.

Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т.д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.

После завершения взятия (согласно двух предыдущих пунктов) взятые шашки соперника снимаются с доски в порядке их взятия. Это называется последовательным взятием.

В процессе последовательного взятия запрещается переносить шашки через свои собственные.

В процессе последовательного взятия разрешается проходить несколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить свою шашку через одну и ту же шашку соперника более одного раза.

Взятие должно быть четко обозначено, шашка за шашкой, ставя берущую шашку на промежуточное, а затем и на конечное поле. Не обозначение взятия считается неспортивным и некорректным поведением.

Последовательное взятие считается законченным, если игрок по окончании переноса шашки отнял от нее руку.

Взятые шашки могут быть сняты с доски только после завершения последовательного взятия и в том же порядке, в каком проходило их взятие.

Снятие взятых шашек с доски считается законченным, когда игрок снял последнюю взятую шашку.

При возможности взятия по двум и более направлениям дамкой или шашкой выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек (дамки или простой), предоставляется берущему.

Если простая шашка при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.

Если же простая шашка достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.

Правило «турецкого удара»

русские шашки - правило турецкого удара

На этой диаграмме при своей очереди хода чёрные должны взять дамкой так: a5:e1:g3:e5 (шашку белых d4 дамка взять не может, т.к. шашка с3, так же, как и шашки f2 и f4, снимаются с доски лишь по окончании хода), после чего белые играют d4:d8.

русские шашки - правило турецкого удара

В положении на диаграмме выше белые при своей очереди хода должны взять дамкой так: e1:a5:d8:f6:d4. На поле d4 дамка должна остановиться, т.к. через шашку c3 второй раз перескакивать нельзя, нельзя также перескакивать через шашку c5.

русские шашки - правило турецкого удара

На данной диаграмме последний ход белых был c3-d4, в ответ черные должны взять шашкой a5, например — a5:c3:e1:g3:e5:c3. На поле c3 черная простая, превратившаяся в дамку, должна остановиться, так как через шашку b4 или d2 второй раз перескакивать нельзя. Если же черные побьют другим путем, т.е. a5:c3:e5:g3:e1:c3, то опять черная шашка должна остановиться на поле c3. В ответ белые играют b2:d4:b6:d8:f6:h8.

Шашечная нотация и запись партии

Шашечной нотацией называется система условных обозначений полей доски.

Прямые ряды полей, состоящие из 8 клеток (4 чёрных и 4 белых) и идущие снизу вверх, называются вертикалями.

Прямые ряды полей, состоящие из 8 клеток (4 чёрных и 4 белых) и расположенные слева направо, называются горизонталями.

Восемь горизонталей доски обозначаются цифрами от 1 до 8, восемь вертикалей — малыми латинскими буквами от «a» до «h» (a, b, с, d, e, f, g, h) или в русском произношении — «а», «бэ», «це», «дэ», «e», «эф», «же», «аш». Буквой «а» обозначается крайняя левая вертикаль со стороны играющего белыми (крайняя правая вертикаль со стороны играющего чёрными). Первой горизонталью считается горизонталь, ближайшая к играющему белыми.

русские шашки - наименования полей доски

Каждое поле доски обозначается в зависимости от того, на какой вертикали и на какой горизонтали оно находится, т.е. каждое поле обозначается сочетанием буквы и цифры, показывающих вертикальный и горизонтальный ряды, на пересечении которых расположено поле.

Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например, расположение шашек при начале партии записывается так: белые — a1, a3, b2, c1, c3, d2, e1, e3, f2, g1, g3, h2 (12); черные — a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12).

Для записи хода шашки обозначают сначала поле, на котором шашка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится, например: a3-b4. При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие.

При взятии одним ходом нескольких шашек запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого шашка начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после боя.

Если необходимо отметить направление взятия, то после записи поля, с которого начался бой, последовательно записывают обозначение полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдельных полей ставится двоеточие.

русские шашки - направление взятия

В позиции, изображенной на диаграмме выше, возможны три направления боя и записываются они так:

В подобных позициях необходимо делать в бланке полную запись, как указано выше.

При записи партии ходы сторон пишутся «в столбик». В левом столбике записываются ходы белых, в правом — чёрных, причём ход белых вместе с ответом чёрных нумеруется в записи как один ход. Например:

Кроме показанного выше способа полной записи допускается сокращенная запись, при помощи которой эту же партию можно записать так:

Иванов – Петров: 1.ed4 dc5 2.fe3 fg5 3.cb4 gh4 4.b:d6 h:f2 5.e:g3 c:h4. Белые сдались.

  • Шашечная доска (устар. шашечница) — игровое поле для игры в шашки. Представляет собой набор квадратов (клеток), располагающихся рядом друг с другом в виде квадратной сетки. Клетки бывают двух цветов: традиционно это чёрный (тёмный) и белый (светлый) цвета, но могут быть любыми другими, главное — чтобы они легко визуально отличались между собой. Каждая клетка, в зависимости от своего месторасположения на поле, соединена своими сторонами с другими 2, 3 или 4 клетками, противоположными по цвету.

Шашечные доски могут быть различных размеров, в зависимости от вида игры в шашки. Наиболее распространённые размеры: 64-клеточная (8×8) доска, аналогичная шахматной доске, и 100-клеточная (10×10), используемая для международных шашек.

Связанные понятия

Пул чекерс (англ. pool checkers) — одна из разновидностей игры в шашки, популярна в США, на Ямайке и в некоторых странах Африки вариант игры, часто называется «пул». В 1961 году создана Американская ассоциация пул чекерс.

Английские шашки (в британском варианте английского языка «English draughts», в США и Канаде «чекерс») — одна из разновидностей игры в шашки, основное отличие от русских шашек в правилах взятия (назад бьёт только дамка) и ходов дамкой. Чекерс популярен в Великобритании, США, Австралии, Ирландии, Индии, некоторых бывших колониях Великобритании, всего в 30 странах мира. Также играют в чекерс шашисты Италии.

Турецкие шашки — одна из разновидностей игры в шашки, характерной особенностью которой, в отличие от большинства вариантов шашек, является то, что ходы и взятия шашками делаются не по диагоналям, а по вертикалям и горизонталям.

Столбовые шашки (башни, столбы, многоэтажные шашки) — старинная русская игра, особая разновидность игры в шашки. В столбовых шашках побитые шашки не удаляются с поля, а остаются на доске до конца игры — побитая шашка ставится под бьющую. Получающиеся при этом башни передвигаются по доске целиком, «подчиняясь» верхней шашке. При взятии башни с неё снимают верхнюю шашку, после чего главной становится верхняя шашка в этой башне. Если при этом верхней оказывается шашка другого цвета, то башня становится.

Хасами сёги (はさみ将棋 (яп. схватывающие шахматы)) — настольная игра для двух игроков. Игра ведётся на доске 9x9, в игре используется только один тип фигур. Так как король отсутствует, цель игры отличается от сёги и других игр шахматного типа. Существует два основных варианта этой игры: классический и дай хасами сёги. Классический вариант популярен среди японских детей.

Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.

Омега-шахматы (англ. Omega Chess) — один из вариантов шахмат, изобретённый Дэниелом МакДоналдом из Торонто в 1992 г. Игра ведётся на доске размером 10 на 10 клеток с дополнительными клетками в каждом углу доски (общее число клеток — 104). В этих дополнительных клетках в начале игры расположены «колдуны» (англ. wizard). Расположение фигур на доске соответствует обычным шахматам, а в крайних угловых клетках расположены чемпионы, за каждым из которых по диагонали стоит колдун (см. диаграмму справа.

Гексагональные шахматы Глинского — разновидность игры в шахматы с 6-угольными клетками трех цветов, которых всего 91. Изобретены польским инженером Владиславом Глинским во второй половине 1930-х годов, запатентованы в 1946 году. Являются, вероятно, наиболее известным из гексагональных вариантов шахмат.

Шахматы для троих — семейство вариантов шахмат, разработанных специально для игры втроем. Относятся к коалиционным играм. Существует множество вариаций шахмат для троих игроков. Как правило, в них используется нестандартная доска. Например, шестиугольная доска, доска с клетками — правильными треугольниками или трехсторонняя с четырёхугольными клетками, соединяющимися в центре доски особым образом.

Поддавки (Обратные русские шашки) — игра в русские шашки с противоположной целью — лишить себя возможности хода, создав ситуацию, когда все свои шашки отданы сопернику или заперты. Являются традиционным и наиболее популярным видом обратных шашек в России. Игра в поддавки возможна благодаря основному шашечному правилу, обязывающему брать шашку, находящуюся под боем.

Невские шашки — четырёхсторонняя шашечная игра на правильной двухцветной четырёхугольной доске с 36-ю игровыми пунктами.

Ша́шечная компози́ция — художественное творчество на основе правил шашечной игры: русских, международных шашек и др. Темы (замыслы) авторы произведений композиции могут заимствовать из практической игры или исследований (анализов) позиций, из собственной фантазии или из произведений других авторов, если в разработке их автор найдёт что-то новое.

Бразильские шашки (другое название — Малые польские шашки) — один из распространённых вариантов игры в шашки, наряду с русскими и международными (стоклеточными) шашками. Популярен в Бразилии, Польше (где называются классическими). Игра проводится на доске 8×8 клеток по правилам международных шашек.

Ша́хматная доска́ — игровое поле для игры в шахматы. Для игры в шашки используется похожая шашечная доска. Традиционная шахматная доска представляет собой поле 8 × 8 (всего 64) чередующихся тёмных и светлых клеток (полей). Поле a1 традиционно чёрное. В разных вариантах количество клеток может варьировать, из более радикальных отступлений — возможно изменение формы клеток. Тем не менее двуцветность — неизменная черта шахматной доски.

Макрук — тайская настольная игра, родственная шахматам. Предположительно, происходит непосредственно от древней индийской игры Чатуранга, считающейся предком современных шахмат. В Таиланде игра более популярна, чем классические шахматы.

Взятие на проходе (энпассан, анпассан, от фр. en passant — на проходе) в шахматах означает специальный ход пешки, при котором она берёт пешку противника, перемещённую с начальной позиции сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею. Первая пешка завершает взятие именно на этом, пересечённом поле, как если бы пешка противника переместилась лишь на одно поле.

Шахматная партия ведётся между двумя соперниками на шахматной доске путём передвижения шахматных фигур. Соперником (игроком, партнёром и т. п.) в шахматной партии может быть один человек, коллектив из нескольких человек или компьютер.

«Чапа́ев» (Чапаевцы, Шашки Чапаева, Щелчки) — советская настольная игра, получившая название по фамилии участника Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева.

Рокиро́вка (фр. roque) — ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующее перемещение ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.

Кубок мира по международным шашкам — соревнование, проводимое под эгидой Всемирной федерации шашек (ФМЖД). Проводится с 2011 года и представляет собой систему турниров международного уровня — этапов Кубка мира. На каждом этапе участники набирают очки, идущие в общий зачёт Кубка мира. В 2011—2014 годах в конце каждого года на основании набранных очков лучшие игроки получали право на участие в финальном турнире. С 2015 года ежегодно в декабре подводятся итоги Кубка мира и проводится награждение победителей.

Гексофен (или гексашахматы) — двухсторонняя шахматная игра на трёхцветной правильной шестиугольной доске с 91 клеткой. Разработана В. Трубицыным (Россия, Санкт-Петербург) в 1997 году. Представляет собой переработку гексагональных шахмат Глинского.

Центр в шахматах — центральные поля шахматной доски: e4, d4, e5, d5. Существует понятие расширенного центра, в который помимо упомянутых полей входят смежные поля квадрата c3-c6 — f6-f3. Различают.

Свя́зка (англ. pin, нем. Fesselung) — нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура (равнозначная либо более ценная) или какой-либо важный пункт. Таким образом, в связке участвуют, как правило, три фигуры.

Алтайские шашки (шатра) — одна из разновидностей игры в шашки, сочетающая в себе правила и шашек, и шахмат.

Превращение пешки — одно из правил шахматной игры: замена пешки, достигшей последней горизонтали (восьмой для белых, первой для чёрных), любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору партнёра, совершающего ход (как только игрок коснулся выбранной фигурой поля превращения, он теряет право превратить пешку в другую фигуру). Производится немедленно (тем же ходом) независимо от наличия на доске фигур того же наименования; таким образом, на доске может оказаться более одного ферзя данного цвета.

Магара́джа (англ. Maharajah and the Sepoys) — один из нестандартных вариантов шахмат. Впервые появился в XIX веке в Индии и изначально назывался Shatranj Diwana Shah. Отличается от большинства подобных игр несимметричностью — чёрные имеют полный комплект шахматных фигур, белые — только одну фигуру, называемую «Магараджа», от которой и происходит название игры.

«Абалон» (фр. Abalone) — настольная абстрактная стратегическая игра для двух игроков, придуманная французскими дизайнерами игр Мишелем Лале (Michel Lalet) и Лораном Леви (Laurent Lévi) в 1987 году под названием «Сумито». В игре используются шарики разных цветов (по 14 шаров каждого цвета) и шестиугольное игровое поле, содержащее 61 пункт. Целью игры является выталкивание шести шаров соперника за пределы поля. Существуют варианты правил для трёх-шести игроков.

Ша́хматная та́ктика — совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих.

Чаупар (चौपर) — традиционная индийская семейная игра, очень похожая на пачиси. Является представителем игр типа «крест и круг». Игра ведется с помощью фишек и игральных костей на специальном поле, изображающем Храм и четыре дороги к нему. Цель игры — раньше соперников привести все свои фишки в центральный квадрат.

Шахматные часы — прибор для осуществления контроля времени в шахматах. Для других настольных игр, таких как шашки, нарды, го, рэндзю, сянци, сёги и другие, аналогичные приборы могут называться иначе: контрольные часы, шашечные часы (в шашках), игровые часы.

Ру́сские ша́шки — традиционный и наиболее популярный вид шашек в России, странах бывшего СССР и в Израиле. Цель игры — лишить противника возможности хода путём взятия или запирания всех его шашек (в обратных русских шашках цель противоположна — лишить себя возможности хода).

Ничья в шахматах — результат партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. Обычно (за исключением Армагеддона) за ничью каждый игрок получает по пол-очка.

Фо́ра (гандика́п) — начальное преимущество, намеренно предоставленное одной из сторон в соревновании, чтобы уравнять шансы на победу при разных силах и возможностях соревнующихся.

Шве́дские ша́хматы (оригинальное название — «Bughouse chess», по-русски иногда используют транслитерацию «Багха́ус» или просторечное название «шведки») — разновидность шахмат для четырёх игроков, составляющих две команды по два человека. Игра идёт на двух досках, игроки одной команды играют на стоящих рядом разных досках разным цветом. Снятая на одной доске фигура противника передаётся партнёру, играющему на другой доске, и может быть использована им как своя.

Халма — настольная логическая игра на квадратном поле для двух или четырёх игроков. Изначально размер игрового поля был 16×16 клеток, впоследствии появились варианты игры с полем размером 10×10 и 8×8 клеток. Количество фишек у каждого игрока составляет 19 (поле 16×16, 2 игрока), 13 (поле 16×16, 4 игрока), 15 (поле 10×10) или 10 (поле 8×8). Халма во многом имеет сходство с игрой «уголки».

Гомоку — настольная логическая игра для двух игроков. На квадратной доске размером 19×19 (в традиционном варианте) или 15×15 (в современном спортивном варианте) пунктов игроки поочерёдно выставляют камни двух цветов. Выигрывает тот, кто первым построит непрерывный ряд из пяти камней своего цвета по вертикали, горизонтали или диагонали. Имеет множество вариантов, различающихся отдельными деталями правил. Считается, что игра была изобретена в Китае более двух тысяч лет назад. Современное название происходит.

Шах — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем, то есть на следующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет взять короля. Правилами шахмат для игрока запрещён ход, после которого его король оказывается под шахом, даже если этот шах следует от связанной фигуры или же короля противника.

Комбинация (в шахматах) (позднелат. combination — соединение) — это жертва материала (пешки, фигуры, качества и т. п.) с последующим форсированным манёвром, необходимая для достижения цели.

Ферзь против ладьи — вид эндшпиля в шахматной партии, делится на две категории: без пешек и с пешками на стороне ладьи. В первом случае ничья возможна только при ошибке сильнейшей стороны. Во втором возможен вариант построения слабой стороной неприступной крепости, сводящей партию к ничьей.

Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.

Двойной шах (записывается ++) — это шах, при котором на короля противника нападают одновременно две фигуры или фигура и пешка. Обычно двойной шах получается так: первая фигура ставит шах и одновременно с этим открывает линию действия другой фигуре, которая тем самым объявляет второй шах. В двойном шахе не может участвовать король атакующей стороны, он не может быть объявлен двумя конями или слонами.

В шахматах существует шесть разных (видов или наименований) фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. В шахматы играют два соперника: один играет белыми фигурами, другой чёрными. У каждого игрока 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске.

Тю сёги (яп. 中将棋 тю: сё:ги, «средние сёги») — средневековый вариант сёги, играемый на доске 12x12. Фигуры в тю сёги имеют такую же, как и в классических сёги, форму клиновидных пятиугольников, на которых надписаны их названия, состоящие из двух иероглифов.

Откла́дывание па́ртии — процедура, используемая при проведении официальных соревнований по логическим настольным играм (шахматы, шашки, го, сёги), а также по карточным играм с множественными сдачами (покер, преферанс, бридж) когда выделенное игрокам время на партию велико, и партия играется более одного игрового дня.

База данных шахматных окончаний — компьютеризированная база данных, содержащая предварительно рассчитанный исчерпывающий анализ шахматных эндшпилей. В такой базе данных хранятся оценки (выигрыш, ничья, поражение) для каждой возможной позиции шахматного окончания как при ходе белых, так и при ходе чёрных. Некоторые распространённые базы данных также содержат количество ходов, необходимых для достижения теоретического результата (мат, переход в младший выигранный эндшпиль и т. п.) при наилучшей игре.

Крепостью (яп. 囲い какои) в сёги называется защитное построение, создаваемое с целью затруднить и замедлить атаку противника на своего короля.

Чатура́нга (санскр. चतुरङ्ग; caturaṅga IAST) — древнеиндийская игра, считающаяся прародителем шахмат, сёги и многих других игр. Известен вариант чатуранги для двух игроков, похожий на современные шахматы, и — с XI века — вариант для четырёх игроков (его ещё называют «чатураджи»). Полностью правила игры неизвестны, в источниках содержатся описания ходов фигур, у разных авторов имеющие некоторые отличия.

Читайте также: