Дома без крыши на алтае

Обновлено: 02.05.2024

Я очень люблю путешествовать по Горному Алтаю. И так как живем мы в соседней области, то бываем там по несколько раз в год. И Каждая поездка - это новое открытие. А зачастую и не одно. В прошлую нашу поездку мы случайно обнаружили очень необычный и интересный памятник Суслику-кормильцу , об этом можно прочитать ЗДЕСЬ .

А осенью я обратила внимание на необычные постройки стоящие рядом с обычным деревенским домом. Не то, чтобы я раньше их не замечала, просто не заостряла на них внимание. Видимо пришло время узнать больше о жизни соседей;)

Фотографируя очередной двор с неизвестной мне на тот момент постройкой, вышла хозяйка и рассказала, что это за строение и почему их до сих пор можно встретить почти в каждом дворе.

Называется это Аил - традиционное жилище алтайцев. Но алтайцы это собирательное название народностей, проживающих на территории Алтая. В основном это тюркские народы, в той или иной степени, ведущие кочевой образ жизни. И от того, как часто они передвигались зависело, как выглядит их аил. А у самых подвижных были юрты;)

Конусообразное подобие шалаша из веток покрытых корой, сейчас встретить трудно. Такие шалаши считаются одним из самых древних алтайских домов и называется он - Чадыр .

А вот Кажан Аил , выглядит уже более надежным и именно его можно встретить практически во дворе любого дома на Алтае. И он тоже раньше использовался, как переносной и установка его занимала около двух дней.

Кажан Аил - это как правило шестигранное сооружение из сруба с куполообразной крышей покрытой корой лиственницы. Сейчас крышу из коры уже не встретишь.

В середине Аила располагался очаг. Раньше в Аиле окон не было, жилище освещалось или от очага или свет попадал через открытую дверь. Аил делится на несколько зон: слева от входа — мужская, справа от входа — женская, стена напротив входа — это красный угол.

На мужской стороне располагались все вещи связанные с охотой и скотоводством и спальное место - топчан.

На женской стороне, соответственно, все что касалось женских обязанностей: утварь для приготовления пищи, запасы еды и топчан для хозяйки.

А в красном углу стояли сундуки для хранение совместно нажитого и особо ценного имущества;)

Сейчас Аилы используют, как летную кухню или домик для гостей. Как нам поведала, хозяйка одного из таких домиков, до сих пор в Аилах проводят обряды поклонения духам, в том числе и перед свадьбой или другими важными событиями в жизни семьи. И поэтому алтайцы не перестают строить новые Аилы рядом с обычным деревенским домом.

Не так давно вернулись с поездки по Алтайским горам, привезли с собой кучу материала, которым спешим с вами поделиться. Достаточно часто, когда едешь по горному Алтаю, подмечаешь большое количество аилов в деревнях. Практически у каждого дома стоит это строение. Притом независимо, коренные жители там живут или нет. В горном Алтае есть деревни, которые основывались русскими купцами, староверами, которые уходили от людей, деревни, которые были пограничными острогами небольшими. Население в этих деревнях преимущественно русское. Такие деревни имеют русское название, например, Шебалино. И даже в таких деревнях практически у каждого дома виднеется купол аила.

Что такое аил?

Аил — это традиционные жилища северных алтайцев. Представляет из себя небольшой домик ромбовидной формы с купольной крышей. Стены капитальные из бревна (сейчас из бруса в основном). Крыша делалась из коры, сейчас преимущественно из гибкой черепицы. Распространены они в тех районах горного Алтая, где есть лес. А это северо-западная его часть. Ближе к Монголии, в Курайской степи они встречаются значительно реже, поскольку там уже с лесом проблемы, и в основном ставят юрты войлочные. Сейчас эти строения часто ставят на туристических базах как гостевые домики для ночлега. Местный колорит, горы – туристы любят это. Как-то мы ночевали в таком - обычный сруб, просто слегка необычной формы. Но всегда было интересно, как их местное население использует - то, которое не занимается туризмом. Именно в Алтайских деревнях как-то это можно еще объяснить тем, что люди придерживаются традиций, но что они делают возле домов, где проживает население других национальностей, было абсолютно непонятно. Но вот удалось погостить в семье, у которой как раз такой аил стоял во дворе, посмотреть детально его изнутри и расспросить, зачем они его построили и как используют.

Внутри аила, построенного не для туристов.

Посередине строения стоит печь «голландка», выложенная из кирпича. Вокруг стен сделаны ящики для хранения продуктов и разной домашней утвари. Они же используются как лежаки для обеденного сна либо как гостевые, когда большое количество гостей приезжает. Но вернемся к вопросу, зачем же их строят.

Зачем русскому аил?

Как уже говорилось, ночевали мы в русской семье. И хозяин дома дал очень простое объяснение. На Алтае в деревнях люди отапливают дома в основном просто дровами. Даже котлы водяные — это редкость, обычно это проверенная веками печь. Зимой она используется и как отопительный прибор, и как устройство, на котором можно готовить. Но летом, когда на улице жарко, топить печь, чтобы на ней готовить еду, как-то не очень. И даже если стоит плита на баллонном газе, то она все равно нагревает дом. И для этого используют вот такие необычные летние кухни. Но возникает вопрос - а почему бы обычный квадратный сруб не поставить. Тут объяснение тоже есть. Длина стенки у аила в среднем около 1.5 метров. Т.е. для его постройки не нужен хороший строевой лес. Можно обойтись небольшими бревнышками, которые набирают в лесу самостоятельно, либо берут не кондицию на пилорамах и строят из нее. По деньгам это выгодно, да и конструкция, как оказалось, достаточно удобная.

Ну и у нас, как у людей, построивших себе дом самостоятельно, возник вопрос, а зачем делать такую высокую крышу. Строить не очень удобно, да и парусность у строения большая. Такой формы ее делают для того, чтобы теплому воздуху от готовки было куда подниматься. Даже в жару, когда готовится еда, в Аиле прохладно. Вот так эту особенность хозяин объяснил.

P/S от автора блога.

Путешествие у нас было очень интересное и насыщенное. Покатались с ледников в июле, полазили по горам, а главное, сделали очень много красивых кадров и опробовали оборудование для съемок. И спасибо вам за ваши «лайки» - это мотивирует писать про интересные места))) И дом нам достроить!

Кто любит горы, обязательно посмотрите этот ролик. А под ним будет статья про это путешествие с огромным количеством фотографий.

Заброшенная глубинка Алтая. Чем она отличается от мертвых деревень остальной России?

Уже в который раз ловлю себя на мысли, что наша страна настолько огромна и необъятна, что даже просто перемещаясь между разными регионами, словно оказываюсь в уникальных и непохожих друг на друга странах.

Некоторое время назад я уже писал о том, как выглядят Мертвые деревни в Европейской части России . А в этот раз хочу рассказать и показать, что из себя представляют заброшенные дома и села на Алтае.

Между этими регионами несколько часовых поясов и более четырех тысяч километров. Есть ли что-то общее в заброшенности и запустении или нет? Отличаются ли заброшенные деревни Средней полосы и Южной Сибири?

несмотря на огромную площадь Алтая, население его невелико и составляет чуть более 600 тысяч человек. Но площадь российской части Алтая просто огромна. С севера на юг он протянулся на 600 километров, а с запада на восток более, чем на 1200 километров.

Для сравнения, Средняя полоса России имеет схожие размеры, но население этих территорий составляет до 40-50 миллионов человек.

Но главное отличие не в этом. На Алтае, несмотря на то, что мне постоянно попадались брошенные дома, предприятия и объекты, в целом запустения не ощущалось.

Небольшое село в среднем течение Катуни встретило меня плохенькой грунтовой дорогой в сторону районного центра, неплохой мобильной связью с интернетом и сельским магазинчиком.

А до столицы республики и единственного аэропорта около 5 часов езды на автомобиле. До районного центра чуть менее двух. Горы, чистый воздух и никакой работы, кроме натурального хозяйства и личного скотоводства.

Но отсюда никто не уезжает.Эти места покидают добровольно только в одном случае - когда уходят в мир иной.

Этот полуразрушенный дом я обнаружил на самой окраине села, по дороге, уходящий на труднопроходимый горный перевал.

Дверь без замков, покосившийся сруб с низкими потолками, рамами без стекол, но отлично сохранившейся внутренней обстановкой.

Старенький счетчик молчаливо выдавал дату своего изготовления в 1971 году, остатки розеток, патронов под лампы освещения, стеллажи, в углу притаилась печь, а в сенях было настолько чисто, насколько это возможно в брошенном доме.

А зимой в этой части Алтая выпадает не мало снега, но дом без стекол сохранился на удивление хорошо. Небольшой сад уже в запустении, ограды уже нет, но никто не разбирает его на стройматериалы - такое здесь не принято.

Да, отношение местного населения к своим родовым домам здесь совершенно иное. Брошенные дома в Тверской, Костромской, Вологодской выглядят совсем иначе - разруха, запустение и безысходность. Словно их хозяева покидали территорию в спешке. А на Алтае все иначе, культура у алтайцев иная и отношение к своим традициям тоже.

Так что, разруха у нас не в стране, разруха - у нас в головах, как бы не прискорбно это звучало.

Делитесь статьей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал - так вы поможете каналу в развитии.

«Россия 1»

В одной из местных многоэтажек затеяли капитальный ремонт крыши, и в эти суровые морозы там замерзают десятки жителей.

По стенам и потолкам бежит вода. Когда закончатся работы и кто будет компенсировать ущерб?

Во время потепления снег на крыше растаял, и вода пришла в квартиры. А с наступлением морозов всё замерзло. Любовь Червова с подтоплением справляется своими методами – затянула полиэтиленом потолок. Недавно они с мужем сделали ремонт. Теперь пытаются спасти хоть что-то.

Любовь Червова, жительница дома:

– Плёнку тоже за свой счёт. Тысячу отдали только на плёнку, чтобы всё везде затянуть. И то она не выдерживает под водой и падает у нас.

Крышу в доме начали ремонтировать в октябре в рамках исполнения судебного решения. Это важная деталь, которая объясняет, почему такой капитальный ремонт нельзя было отложить до лета. На работы выделили 60 дней. Крышу убрали полностью, до голых плит. Дождь – топит, мороз – в квартирах холодно. И как раз начался снегопад и похолодание.

В администрации Новоалтайска о проблеме знают. Говорят, всё под контролем и решение уже найдено.

Владимир Бодунов, председатель городского комитета по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству, энергетике, транспорту и строительству:

– Подрядчик добровольно признаёт то, что по его вине у жителей произошло в квартирах протекание влаги, нарушен ремонт. И он сказал, что, не дожидаясь судебных претензий, в рабочем порядке постарается это устранить.

Антон Ерёмин, директор ООО «Стандартстрой»:

– Утепление старой крыши было шлаком. Мы по проекту его убрали. Утеплитель убрали. Снег, дожди – всё это бежит. Мы ничего сделать не можем. Я на словах официально подтверждаю, мы жильцам пообещали. Как крышу сделаем, тогда зайдём в квартиры и сделаем ремонты.

Крышу обещают сдать 8 декабря. Как нас заверили власти, если жители так и не дождутся ремонта, их не бросят. Отстаивать интересы граждан при необходимости власти города будут в суде.

Жители барнаульского поселка Осипенко не боятся коронавируса, они думают, как бы выжить в нечеловеческих условиях. Дом на улице Строительная, 2 семь лет назад был признан аварийным, то есть непригодным для проживания. Все эти годы городские власти «кормят завтраками» его обитателей, передвигая сроки переселения. Журналист «МК на Алтае» побывала в страшном бараке, который, как кажется, может развалиться в любую минуту.

Реально страшно

фото Анны Камаловой

На пороге меня встречает Светлана Дроздова. Перед приходом журналиста женщина решила смести штукатурку, которая постоянно сыпется с потолка.

- Ой, вы здесь не стойте, видите, - показывает она вверх, - прогнило все, вдруг отвалится.

На потолке огромное мокрое пятно, которое образовалось от воды, просочившейся с крыши после таяния снега.

- После того как про нас в СМИ написали, пришел дворник из управляющей компании, снег скидал с крыши, правда частично, там куда добраться смог. Нас вот в комментариях в соцсетях упрекали, мол, какие фифы, сами кровлю почистить не могут. После того, как сосед провалился с лопатой в чужую квартиру, никто не рискует туда лезть. Опасно, - объясняет женщина.


Постепенно к нам подтягиваются остальные жильцы. Юлия Чекренева и ее отец 16 лет назад получили здесь квартиру, как сотрудники ЖЭУ. Временно. Папе уже за 80 лет. Он Ветеран труда, имеет статус «Дети войны».

- Мы в цокольном этаже живем. Из-за постоянной сырости по стенам грибок, плесень. Каких только насекомых у нас нет. Прошлой осенью дымоход сломался, печку топить нельзя. Всю зиму на обогревателях, но они не очень-то спасают, так как окна перекосило и в них щели. Папа больной совсем, ему нельзя в таких условиях проживать, - перечисляет Юлия многочисленные проблемы.


У жильцов сверху - свои беды. Из-за дырявой кровли в дождь и оттепель постоянный потоп. Да и полы не в лучшем состоянии, того и глядишь улетишь в цокольный этаж.

- Мне сын вчера звонит в панике. Опять вода с потолка ручьем. Спрашивает: «Что делать?», говорю, - «Тазики ставь, чтобы соседей не затопить». Ему 11 лет, а дома одного боимся оставлять. Мало ли что: потолок обвалится, проводка заискрится, - рассказывает Вячеслав Толчин.

Электропроводка в доме - тема отдельная. Ее не меняли десятилетиями, а не так давно из-за замыкания произошло возгорание в общей кладовке. Благо вовремя заметили и успели потушить пожар.


Вспоминая этот случай, пенсионерка Вера Афанасьевна Шутова улыбается: «Не было бы счастья, да несчастье помогло. Огонь до кровли над моей квартирой дошел, так управляющей компании пришлось в этом месте ее менять. Теперь хоть с потолка не бежит, а так измучалась я».

Жители барака говорят, с тех пор как дом в 2013 году признали аварийным, от них открестились и городская администрация и жилищные организации, которые здесь менялись с завидной регулярностью. И хотя они исправно платят УК за текущие содержание жилья, содержать его приходится самим.


- Сначала нам приходили отписки, что расселение запланировано на 2022-23 годы, потом - на 2023-24, теперь говорят, что до конца срока программы, а это 2025 год, возможно переселят. Мы терпеливо ждали, но с каждым годом дом ветшает все сильнее. Нам реально страшно здесь жить. Все трещит, отваливается, вываливается, - объясняет Светлана.

Она добавляет, что мэрия предлагала два варианта: переехать в маневренный фонд или снимать жилье, оформив компенсацию за арендную плату. Чиновники их убеждают, что это временная мера, но наученные горьким жизненным опытом, а большинство жильцов стояли в очереди на улучшение жилищных условий еще со времен Союза, они опасаются, что съехав отсюда, так и останутся без собственного угла навсегда. Да и компенсацию, как выяснилось, оформить не так-то просто.


- Мы обращались к риелторам, просили подыскать арендодателей, которые сдают жилье на законных основаниях, ведь подписание официального договора - одно из главных условий. Таковых в Барнауле не нашлось. Да и где гарантия, что хозяева квартиры в любой момент не выставят нас на улицу со всем накопленным годами имуществом, - рассуждают жители дома.

- Нас упрекают, что вместо того, чтобы жаловаться, уже давно сами бы купили себе жилье. Я вот работаю воспитателем в детском саду, сами понимаете, какая у меня заработная плата, у Веры Афанасьевны пенсия 9 тысяч рублей. Что мы можем купить? Нам даже ипотеку с такими доходами не дадут, - разводит руками Светлана.

Отстаивать свои права на нормальные условия проживания обитатели дома на Строительной, 2 намерены в судебном порядке. Они уже подали коллективные иски на городскую администрацию. Разбираться во всех юридических моментах им помогает председатель барнаульской общественной организации «Гражданский патруль» Игорь Берг.

- Наша задача добиться того, чтобы суд обязал городскую администрацию предоставить людям благоустроенное жилье по договору социального найма. Мы намерены доказать, что проживание в этом доме угрожает жизни и здоровью граждан, а такая угроза реально есть. Если будет необходимость через прокурора Барнаула, инициируем судебно-строительную экспертизу, хотя, и без этого понятно, что здание находится в критическом состоянии, - прокомментировал Берг.

Читайте также: