Везде на крышах домов на деревьях на траве уже выгоревшей чувствовалось приближение осени

Обновлено: 09.05.2024

Задание 16. Постановка запятой в предложении с однородными членами и в сложносочинённом предложении.

В данной разработке остановлюсь только на сложных случаях. Прежде всего, при решении задания нужно определить, предложение простое или сложное. Для этого найти грамматическую основу(ы). Теперь следует применять пунктуационные правила для предложений с разным строением.

I. Простое предложение с однородными членами.

Затруднения вызывают предложения с однородными членами с повторяющимися союзами И, ИЛИ.

1а. Если союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят. По утрам я убегал на пруд, или в рощу, или в сад.

1б. Если количество однородных членов чётное, и при этом указанные союзы не повторяются перед каждым из них, следует соединить однородные члены попарно. Запятую нужно ставить только между парами, внутри пар запятая не ставится: Листья в поле пожелтели и кружатся, летят и падают на траву. По утрам я убегал на пруд или в рощу, в сад или на сенокос. Ставится ОДНА запятая.

2. Если в предложении несколько пар однородных членов, являющихся разными членами предложения, то запятая между ними не ставится: Туча на небе росла и захватывала западную и восточную части неба. Росла и захватывала – однородные сказуемые, соединённые одиночным союзом И, запятая не ставится. Западную и восточную – однородные определения, запятая не ставится.

3.Запятая НЕ ставится внутри выражений фразеологического характера с двумя повторяющимися союзами И или НИ: и день и ночь (постоянно), ни свет ни заря (рано), и стар и млад (все), ни пуха ни пера, ни то ни сё, и так и сяк, и туда и сюда, ни жив ни мёртв, ни рыба ни мясо и пр.

II. Сложносочинённое предложение.

1.Между простыми предложениями в составе ССП запятая ставится: Окончился день, и ночь надвигается из-за крыш.

2.Однако если соединённые союзами предложения имеют ОБЩИЕ второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот, общее придаточное предложение, также если оба предложения, входящие в состав ССП, являются вопросительными, восклицательными или побудительными, то запятая между ними НЕ ставится:

а) В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. (Общий второстепенный член предложения в лесу – обстоятельство места. Снег лежит (где?), деревья стоят (где?) в лесу.

б) Короче говоря, учебный год закончился и начались каникулы. (Общее вводное слово короче говоря.)

в) Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз. (Общий сравнительный оборот как в первый раз.)

г) Звёзды бледнели и небо светлело, когда мы подошли к деревне. (Общее придаточное времени Когда мы подошли к деревне.)

д) Как мы могли заблудиться и кто выведет нас отсюда? (Оба предложения вопросительные.)

Расставить знаки препинания.

1) Настало утро и все разошлись по домам.

2) Садилось солнце и тени становились всё длиннее когда Архип подъехал к хутору.

3) Я стал посещать музеи и галереи и много читал.

4) На защиту родины встал и стар и млад.

5) Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову.

6) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники.

7) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.

8) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

9) В саду были посажены крокусы и тюльпаны лилии и хризантемы нарциссы и розы.

10) Спасённый рыбак сидел ни жив ни мёртв.

11) Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.

12) Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?

13) Море искрилось и шумело и играло волнами.

14) К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красноголовые дятлы.

15) К счастью вскоре недоразумение разрешилось и вспыхнувшая было ссора не имела продолжения.

16) К счастью вскоре недоразумение разрешилось и все разошлись по домам.

17) Что это за человек и какое нужно с ним обращение?

1) Настало утро, и все разошлись по домам. (ССП)

2) Садилось солнце и тени становились всё длиннее, когда Архип подъехал к хутору. (Общее придаточное предложение в сложном)

3) Я стал посещать музеи и галереи и много читать. (Пары однородных членов являются разными: однородные сказуемые и однородные дополнения)

4) На защиту родины встал и стар и млад. (Устойчивое сочетание)

5) Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову. (Пары однородных членов, группируем, поскольку не перед каждым стоит союз И)

6) Летом на лесных опушках расцветают цветы и появляются ягоды земляники. (Общий второстепенный член)

7) В театре времён Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами. (Общий второстепенный член)

8) Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. (Союз И повторяется; количество однородных членов нечётное, поэтому нельзя образовать пары)

9) В саду были посажены крокусы и тюльпаны, лилии и хризантемы, нарциссы и розы. (Количество однородных членов чётное, при этом союз И не стоит перед каждым из них, поэтому образуем пары и запятые ставим только между парами)

10) Спасённый рыбак сидел ни жив ни мёртв. (Устойчивое сочетание)

11) Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты. ((Пары однородных членов являются разными: однородные сказуемые и однородные обстоятельства)

12) Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка? (оба предложения вопросительные)

13) Море искрилось, и шумело, и играло волнами. (Союз И повторяется; количество однородных членов нечётное, поэтому нельзя образовать пары)

14) К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красноголовые дятлы. (Общий второстепенный член)

15) К счастью, вскоре недоразумение разрешилось и вспыхнувшая было ссора не имела продолжения. (Общее вводное слово)

16) К счастью, вскоре недоразумение разрешилось, и все разошлись по домам. (Вводное слово не является общим и относится только к первому предложению)

17) Что это за человек и какое нужно с ним обращение? ((оба предложения вопросительные)

Изображение Прочитайте. Какова основная мысль текста? Озаглавьте его, отразив в названии тему. Выпишите слова с пропусками и со скобками. Выпишите предложения, в которых есть.

Я сижу на берегу озера, где свалены голыми омытыми бревнами старые деревья, куски бетона от недалёких построек и где стоит ржавеющая моторная лодка.

Художник изобразил один из первых дней оттепели: только посмотрите на этих курочек, которых впервые за долгое зимнее время выпустили на улицу.

Осенняя слякоть закончилась, как всегда, неожиданно. Утром открыли глаза и поразились: все было покрыто ровным слоем первого снега.

Прочитайте. Какова основная мысль текста? Озаглавьте его, отразив в названии тему. Выпишите слова с пропусками и со скобками. Выпишите предложения, в которых есть пропущенные знаки препинания.

В средней полосе Сибири первые заморозки начинаются уже в конце августа. Утрами, пока солнце не обогреет землю, на зелёной листве деревьев на поникшей от холода траве лежит нежный, лёгкий иней.

С этого времени начинают опадать листья, сохнут травы и раскрашиваются во все цвета радуги березняки и осинники. Последние летние дожди проходят с ветром и бывают затяжные и надоедливые.

Но вслед за ними наступает ясный сентябрь. Земля пестра и походит на ковёр, что девушки в деревнях плетут из ситцевых разноцветных лоскутьев. В сентябрьские дни небо ещё сине и безоблачно, а в лесу уже сыро, попахивает прелью опавшей листвы.

Незаметная, но хлопотливая и суетная жизнь течёт в тайге в эти погожие дни и звёздные, гулкие ночи. С глубоких озёр поднимаются караваны гусей, лебедей и уток и направляются в далёкий путь. Жалобно курлыча и повизгивая, как несмазанные колёса деревянной телеги, летят на юг длинные вереницы журавлей. Внизу, под ними, тянутся тысячевёрстные просторы земли, а выше плывут белые, как хлопья, облака и дуют ветры. (Г. Марков)

• Раскрашиваются – после приставки идет глухая к, пишется рас-; в первом лице настоящего времени форма глагола раскрашиваю;

• Несмазанные – причастие, а не отглагольное прилагательное (есть приставка), суффикс причастия -нн-;

• Внизу – наречие образовалось благодаря соединению существительного с предлогом, наречие со значением пространства, пишется слитно;

• Утрами, пока солнце не обогреет землю, на зелёной листве деревьев, на поникшей от холода траве лежит нежный, лёгкий иней.

• С этого времени начинают опадать листья, сохнут травы и раскрашиваются во все цвета радуги березняки и осинники.

• В сентябрьские дни небо ещё сине и безоблачно, а в лесу уже сыро, попахивает прелью опавшей листвы.

• Внизу, под ними, тянутся тысячевёрстные просторы земли, а выше плывут белые, как хлопья, облака и дуют ветры.

Для студентов заочного отделения специальности "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)" разработаны "Методические указания", "Комплект контрольно оценочных средств" по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи".

ВложениеРазмер
kos_russkiy_yazyk_bu-_19_bova.doc 110.5 КБ
metodicheskie_ukazaniya_russk._zaoch_k.r.doc 192 КБ

Предварительный просмотр:

Обособленное структурное подразделение «Перевальский техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики

«Донбасский государственный технический университет»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения промежуточной и итоговой аттестации

в форме дифференцированного зачета

учебной дисциплины ОГСЭ.04 Русский язык и культура речи_

специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)

РАССМОТРЕН И ОДОБРЕН

цикловой комиссией специальности «Экономика и бухгалтерский учет)»

Протокол № _1___ от «__» _________ 2019___ г.

Разработан на основе рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ. 04 Русский язык и культура речи специальности 3 8.02.01. Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)

Председатель цикловой комиссии

Заместитель директора по учебной работе _____________А.Н.Бакалина

Составитель : Бова Ольга Николаевна, преподаватель высшей категории дисциплины «Русский язык и культура речи» ОСП «Перевальский техникум» ГОУ ВПО ЛНР «Донбасский государственный технический университет»

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Учебная дисциплина направлена на формирование общих компетенций :

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Контроль и оценивание уровня освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Тема 1.1. Русский язык – хранитель духовных богатств нации.

ОК1 ОК2 ОК4 ОК5 ОК8

Тема1. 2. Особенности русского ударения.

Тема 2.1. Лексические и фразеологические нормы языка. Словообразование.

Тема 3.1. Выразительные возможности русского языка.

Тема 4.1. Речевое мастерство.

Задания по учебной дисциплине ОГСЭ. 04 «Русский язык и культура речи»

Вопросы для самоконтроля по теме «Русский язык – хранитель духовных богатств нации»

1. Что такое язык? Какую роль он играет в жизни человека?

2. Каковы основные и второстепенные функции языка?

3.Что включает в себя понятие «современный русский литературный язык»?

4.Каков международный статус современного русского языка, отличающие его от других языков?

Тестовые задания по теме «Особенности русского ударения»

1.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда.

Правильный вариант ответа – б.

2.Отметьте слова, в которых вариантные ударения равноправны.

Правильный вариант ответа – в.

3.Отметьте слова с ударением на первом слоге.

Правильный вариант ответа – б.

4.Отметьте слова с ударением на последнем слоге.

Правильный вариант ответа – а.

5.Отметьте слова, где в корне произносится[о].

Правильный вариант ответа – в.

Вопросы для самоконтроля по теме «Лексические и фразеологические нормы языка. Словообразование».

Что такое лексические нормы?

Какие требования предъявляются к речи с точки зрения соблюдения лексических норм?

Какие типичные ошибки связаны с речевой избыточностью?

Каковы наиболее важные аспекты проблемы чистоты речи?

Практические задания по теме «Лексические и фразеологические нормы языка. Словообразование.»

1.Найдите ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Запишите исправленный вариант.

В таком серьёзном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова.

Для всего техникума этот студент стал басней во языцех.

Получив с ворот поворот, нам пришлось обратиться в другую фирму.

Эти мысли пришли в его мозг постепенно.

В этих событиях важную скрипку играют военные.

Лексический анализ данных предложений.

I. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный Шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Котоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.

ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.

СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.

ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

II. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

III. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

IV. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.

2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3)Герои-подпольщики вели себя героически.

4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.

5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6) Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

1.Определите способы образования слов.

Учительствовать, разрыв, утомление, паводок, разгрузка, перенапряжение, приморье, улетать, размечтаться, тосковать, проверка, железнодорожный, перенаселение, лесотундра, пасынок, бездорожье.

2.Укажите основу в словах, образованных морфологическим способом.

Просмотр, обучение, подземный, приусадебный, мастерская, развязка, рекордсмен, подмастерье, учительская.

3. Распределите данные слова по способам словообразования.

Обложка, бескорыстный, прачечная, сбоку, избавление, развитие, пододеяльник, дуло, взрыв, постовой, подорожник, машиностроение

дворник, начинка, разветвление, заочница, древнерусский.

4.Объясните способы образования следующих слов.

Наверх, сверху, верхом, литературоведение, сенокосилка, каменоломня, сорвиголова, углеобогащение, углеочистка, нефтепродукт, малоземелье, самозабвенье, единодушие, грузопогрузчик.

5.Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Издательство, часовой, наравне, сумрачный, рядом, получка, безличность, мороженое, бездорожье, рядовой, безграничный, прорубь, учительская, шагом, напролом, приветствие, даром, впустую, наравне, рабочий, уборочная, наконец, жаркое, пирожковая, наспех, курительная, посевная, беззаконность.

Вопросы для самоконтроля по теме «Самостоятельные и служебные части речи»

1. Какие существуют морфологические нормы?

2.В каких случаях возникают трудности при определении рода существительных?

3. Какие существуют варианты форм множественного числа существительных?

4.Какие существуют варианты употребления падежных форм имён существительных?

5.Какие трудности могут возникнуть при употреблении форм прилагательных?

6.Каковы особенности употребления форм личных и вопросительных местоимений?

Практические задания по теме «Выразительные возможности русского синтаксиса»

I.На месте пропусков поставьте, если нужно, соответствующие знаки препинания, объясните их постановку:

1) Умирать от любви _ значит жить. 2) Падающая звезда _ как добрая примета. 3) Снег _ мягкий, пушистый, светящийся. 4) После засухи земля _ точно камень. 5) Душа настоящего человека _ есть самый сложный и самый нужный музыкальный инструмент. 6) Достичь совершенства в своей работе _ большое счастье. 7) Самое трудное _ познать самого себя, самое лёгкое _ давать советы другим. 8) Зелень у берёзы _ будто искусно вырезанная. 9) Мода _ как женщина, потому она и капризна. 10) Обиды мешают дело делать, останавливаться около них _ даром время терять. 11) Лучший способ сохранить память о добрых делах _ повторять их. 12) Зависть, бесспорно, _ есть яд для сердца.

II.В данных предложениях исправьте, где нужно, пунктуационные ошибки, объясните:

1) В моём распоряжении оказались касторовое масло и карболка, и йод. 2) В озере отражались и роща, и красивый фасад дома. 3) Пароход дымил, качал полированными чисто вымытыми палубами. 4) Пушкин создал замечательные произведения, как в стихах, так и в прозе. 5) Эдвард трудился упорно и добросовестно, и в скором времени избавил родителей от расходов на его содержание. 6) Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти – всё осталось в другой жизни. 7) Казачки сидели на земле и завалинках хат и звонко болтали. 8) Я мужа своего, если уж не любить, так хоть уважать должна. 9) Деревья и кусты вырисовывались бледными, неясными пятнами. 10) В этих местах снег хотя и выпадает, но держится недолго. 11) Дождь принимался гудеть широко, и ровно, и на дворе, и в саду, и в переулке. 12) Эти строения кажутся старыми, испытавшими нужду, ветеранами. 13) Каждый вечер солнце садилось в море, а не в тучи, и было при этом клюквенного цвета. 14) Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость. 15) Красноватое солнце висело над длинными, похожими на снеговые поля облаками.

III. В данных предложениях исправьте, где нужно, пунктуационные ошибки, объясните:

1) Не нравилось матери в нём и то, что он влюблённый в её дочь, ездил в дом полтора месяца и чего-то как будто ждал. 2) В гостиной она остановилась, глядя на дверь, и, тщетно стараясь придать своему лицу строгое и презрительное выражение. 3) Жить сложа руки не соответствует званию человека. 4) Бойцы твои письма читали, и там на переднем краю они хорошо понимали святую неправду твою. 5) Ничья судьба кроме своей собственной вас больше не интересует. 6) Все, присутствовавшие при этом событии, на следующий день с изумлением рассказывали о случившемся. 7) На последней ступни лестницы он зацепился, но, чуть дотронувшись до льда рукой, справился и смеясь покатился дальше. 8) Поперёк старицы, растянутая пожелтевшими берестяными поплавками, покачивалась сеть. 9) Рано утром часов в пять дедушка разбудил меня на рыбалку. 10) Сладко одурманенный, сидел он в сквозной тени против трёхэтажного дома. 11) Множество одёжек делали её, похожей на старуху. 12) Приёмный отец этой девушки, дряхлый чудаковатый доктор, затеял писать историю Аландских островов. 13) Склонившись на колени, мой приятель раздувает костёр. 14) У этого мальчика несмотря на его необузданность была ясная голова. 15) Спустя несколько месяцев, он уехал из города.

IV. На месте пропусков поставьте, если нужно, соответствующие знаки препинания, объясните их постановку: ʹ

1) Начните работать _ и вы почувствуете радость труда. 2) Потомки вряд ли смогут представить, каков был Савва _ и какова была его слава. 3) В сентябре лес светлее _ и птичьи голоса тише. 4) Тучи внизу рассеялись _ и снова стали видны леса и глубокие долины. 5) Глядит человек на солнышко _ и начинают его разные сомнения раздирать. 6) В чьей безумной голове родилась эта затея _ и кто за неё ответит? 7) Он рассказывал Звягину, сколько перенёс в этот месяц _ и какая гора свалилась с его плеч. 8) Темнота раннего утра скрывала площадку на берегу _ и посёлок, и людей. 9) Душа обязана трудиться и день _ и ночь. 10) Я проснулся внезапно в ночной тишине _ и душа испугалась молчания ночи. 11) Увидишь, что другие люди боятся _ и сам станешь посмелее. 12) Он сиял здоровьем и свежестью _ и с лёгкостью переносил жару. 13) Их отделяла кирпичная кладка шириною с полметра _ и, чтобы попасть на другой балкон, надо было пройти эти полметра по балкону. 14) Зимой и летом _ и в шторм и в непогоду выходят в море корабли.

Практические задания по теме «Речевое мастерство»

1.Напишите сочинение – рассуждение на одну из предложенных тем: «Русский язык – хранитель духовных богатств нации», «Социальные аспекты культуры речи», «Роль культуры в деятельности бухгалтера», «Этическая сторона культуры речи бухгалтера».

2.Подготовьте устную и письменную презентацию (тема формулируется студентом) по направлению «Типичные ошибки в речи бухгалтера и пути их избегания».

Ответ


Механизм - мужской род (он мой), 2-е склонение (окончание нулевое, м.р.), единственное число.

Чугунной - единственное число, м.р. (в ед. ч.), творительный падеж.

Королевских - множественное число, ж.р. (в ед. ч.), родительный падеж.

Работает - н.ф. работать - 1-е спряжение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.

Будет работать - н.ф. работать - 1-е спряжение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.

Работал - н.ф. работать - 1-е спряжение, единственное число, прошедшее время, 2-е лицо, м.р.

Ответ


Краткую форму имеют только качественные прилагательные. Качественные прилагательные имеют 2 степени сравнения Сравнительную и Превосходную. При помощи суффиксов -Е-. -ЕЕ- образуется сравнительная степень.

Ответ


Занимательный конечно

Ответ


Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.
По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система.

В центра Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Так как Солнце смещено от центра планетарных орбит, то за цикл оборота вокруг Солнца планеты то приближаются, то отдаляются по своим орбитам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест состоит из одной части Л. На его выполнение отводится 90 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

1. Количество букв и количество звуков совпадает в слове

праздник 5) сучья

2. Однокоренными являются слова в ряду

медовый (пряник), медовые (речи)

З. Суффиксальным способом образовано слово

безветрие 4) среднеазиатский

уменьшить 5) антисанитарный

4. Непосредственно от глагола образовано слово

гранёный 4) прилет

бомбежка 5) приморье

5. Слова (серый) осёл - ты настоящий осёл (о человеке) - это

разные значения многозначного слова

6. Устойчивое словосочетание (фразеологизм) есть в предложении

Так и жил он бездумно - без руля и без ветрил, ел где придется, спал на чем постелят.

Актер снял с себя маску и показал свое лицо.

Татьяна взором умиленным вокруг себя на все глядит.

7. Ко второму склонению относится существительное

зайчишка 4) кенгуру

8. Ко второму спряжению относится глагол

выспаться 4) видеть

привыкать 5) создавать

9. Личное местоимение употреблено в словосочетании

пришел к вам 4) задержался с вашим другом

этот подъезд 5) в такой день

на одной площадке

10. К одной части речи относятся слова в ряду

оборона, обороняться 4) вечен, вечность,

мой, мы 5) быстро, чуть-чуть

Н. Подчеркнутое слово является главным в словосочетании

по-родственному заботливый 4) назло сделать

одежда из-за рубежа 5) выйти на поляну

12. Составное именное сказуемое есть в предложении

Других ученых император на этот раз помиловал.

Он приказал осушить бескрайние болота.

Никто ни в чем не виноват перед нами.

Приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет.

13. В предложении «На широкой улице встретился им повар генерала, старичок» словоформа «старичок» является

14. К односоставным относится предложение

Ждем тебя целого и невредимого и вспоминаем каждый день.

Скорбь и зависть мешают ему быть равнодушным.

Князю Андрею было грустно и тяжело.

Бритая голова. Очень внимательные умные глаза.

Всё в этом поезде было добротное, хорошо пригнанное, долговечное.

Просмотр содержимого документа
«10»

1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук

1) полОжить 2) поднЯлась 3) принЯты 4) ходАтайствовать

1) Герои В.Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель.

2) В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.

3) Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько

2 В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

1) Представьте гостям вашего друга.

2) Актёр умел представить пение соловья.

3) Вы должны срочно представить отчёт о командировке.

4) Я представил вам право самостоятельно решать эти вопросы.

4) Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского ре-

ализма, сложилась ещё при его жизни.

7 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется И?

1) беспоко..шься, заброш..нный 3) поджар..шь, независ..мый

2) накорм..шь,потревож..нный 4) спил..шь, подмеч..нный

8 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена Е?

3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в две тысячи первом году 3) у грузинов

2) не машите руками 4) небольшие транзисторы

А. претерп..вать Б. привередл..вый В. алюмини..вый Г. успока..ваться

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В

9 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пред..явитель, неот..емлемый, трёх..язычный 3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний 4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Расположившись на земляной насыпи,

1) зрителям был виден вест стадион.

2) игры проходили под одобрительные или возмущённые крики зрителей.

3) у зрителей прекрасный обзор.

4) можно было наблюдать за ходом соревнований.

10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В духе классицизма скульптор создал обобщё(1)ый, идеальный образ, в котором объедине(2)ы невида(3)ая сила и изящество. 1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 3

11 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

1) пл..стичный, пок..рить, препод..ватель 3) водор..сли, м..стерство, осм..треться

2) просл..влять, об..няние, заг..релый 4) запл..тить, к..снуться, к..рман

5 Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт.

2) Многие из тех, кто знал А.Чехова, вспоминали л его лютой ненависти к самовозвеличиванию.

3) Одним из русских обычаев, ценившимся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.

4) О своём отношении к классической музыке В.Астафьев написал в очерке «Постскиптум».

(1)…(2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв.(4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)…компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым?

1) Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в 6 предложении?

1) прежде всего 3) кроме того

2) однако 4) иными словами

3. Какие слова являются грамматической основой во 2 предложении?

1) информация для обработки 3) информация должна быть преобразована

2) информация должна 4) информация преобразована

4. Укажите верную характеристику 3 предложения.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью 3) сложное бессоюзное

2) сложносочинённое 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго предложения.

1) действительное причастие 3) краткое прилагательное

2) страдательное причастие 4) деепричастие совершенного вида

6. Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

1) воспроизводится в определённой последовательности 3) записывается в виде текста

Читайте также: