Вагон для цемента бункерного типа

Обновлено: 11.05.2024

Вагон бункерного типа ( рис. V.20; табл. V.13) предназначен для перевозки цемента и других порошкообразных материалов на расстояние до 1000 км и гравитационной выгрузки в специальные приемные устройства. [2]

Кузов вагона бункерного типа разделен пополам промежуточной вертикальной стенкой. Загрузка вагона осуществляется через люки в крышке, а разгрузка - через два сдвоенных разгрузочных люка, снабженных реечными затворами, помещенными в днищах бункеров. [3]

Кузов вагона бункерного типа разделен пополам промежуточной вертикальной стенкой. [4]

Самора л ружающийся вагон бункерного типа ( рис. 117) предназначен для перевозки зерна и других пищевых продуктов насыпью. Вагон четырехосный цельнометаллической конструкции, с двумя боковыми и двумя торцовыми стенами, бункерным устройством и крышей. Боковая стена кузова состоит из верхней обвязки, вертикальных стоек, раскосов и обшивки. Верхняя обвязка выполнена из специального профиля толщиной 5 мм; обшивка боковой стены - из гнутых профилей с четырьмя продольными гофрами юлщиной 3 мм. [5]

Для разгрузчиков вагонов бункерного типа с гравитационной выгрузкой должен быть предусмотрен транспортный шнек, подающий цемент от точки разгружаемого вагона к бункеру пневмоподъемника. [6]

Гамора л ружающийея цельнометаллический 4-осный вагон бункерного типа с боковой р игру кой ( рис. 116) предназначен для бестарной перевозки гранулированных неслеживающихся минеральных удобрений и сырья для их производства. Вагон состоит из кузова, рамы, бункеров, крыши, механизма разгручки, обеспечивающего открывание, закрывание и блокировку разгрузочных люков; механизма запирания и пломбировки загрузочных люков, юрмозного оборудования, автосцепного устройства, ходовых частей и пневматическою оборудования механизма разгрузки. Загрузочные люки щелевого типа расположены вдоль продольной оси крыши и перекрыты четырьмя крышками. Привод расположен в поперечном межбункерном проеме вагона, разделяющем низ кузова на две части. [7]

Для открывания люков вагонов бункерного типа и дверей крытых вагонов необходимо применять специальные рычаги. Запрещается подходить к зоне возможного падения крышки люка. [8]

При вакуумной разгрузке вагонов бункерного типа ( хоппер) применяют пневматический приемник, состоящий из двух отдельных небольших приемных бункеров; причем каждый из них снабжен обрезиненными фланцами и двумя пневматическими домкратами, с помощью которых рамки этих бункеров прижимаются к фланцам шиберов вагона-цементовоза. Каждый бункер оснащен аэрирующим устройством. Он соединяется с осадительной камерой пневматического разгрузчика ТА-27 с помощью гибкого резинотканевого рукава. [9]

Для открытия люков вагонов бункерного типа и дверей крытых вагонов необходимо применять специальные рычаги. Запрещается находиться в зоне возможного падения крышки люка. [10]

В процессе разгрузки вагона бункерного типа зависающий в кузове материал надлежит удалять при помощи вибраторов или специальными лопатами с удлиненными ручками. Для установки вибраторов на бункерах имеются специально оборудованные места. Включение вибраторов следует производить периодически на 2 - 3 с до полной разгрузки. [12]

Цемент, доставляемый в вагонах бункерного типа , самотеком поступает в приемный бункер, затем винтовым конвейером подается в камерный насос и далее подается по вышеописанной схеме. [13]

Технология разгрузки порошкообразных материалов из вагонов бункерного типа зависит от конструкция приемных устройств. [14]

На рис. 300 показана установка для разгрузки цемента из вагонов бункерного типа и транспортирования его в силосные хранилища заводов железобетонных изделий или бетонных заводов и подачи от силосов к бункерам бетоносмесительных отделений при помощи камерных насосов. [15]


Вагон бункерного типа — крытый грузовой вагон для перевозки грузов (сыпучих: мука, зерно, цемент, негашёная известь, щебень, неагрессивных нефтепродуктов: вязкий нефтебитум и нефтяной кокс) [1] , снабженный бункером — ёмкостью для груза и бункерным устройством, позволяющим загружать и разгружать груз без ориентирования — «навалом».

Хопперы

Хопперы бывают закрытые и открытые — промежуточный тип бункерного вагона с одной емкостью (бункером), как правило, выделяемые отдельно.

Бункерного типа

Собственно вагоны бункерного типа 4-осные, отличаются от хопперов наличием нескольких ёмкостей (бункеров), смонтированных на одной раме. [2]

  • для нефтебитума, модель 17-494, изготовлялись ДВЗ им. газеты «Правда» — 4 бункера, полезным объёмом по 11,6 м³; изготавливался с 1978 года; разгрузка производилась наклоном бункеров на 85°;
  • для нефтебитума, модель 17-431, изготовлялись ДВЗ им. газеты «Правда» — 4 бункера, полезным объёмом по 10 м³; изготавливался с 1970 года; разгрузка производилась наклоном бункеров на 85°;
  • для нефтебитума (с облегчённой рамой), модель 17-Б862, изготовлялись ДВЗ им. газеты «Правда» — 4 бункера, полезным объемом по 10 м³; изготавливался с 1963 года; разгрузка производилась наклоном бункеров на 85°;
  • для бестарной перевозки муки, модель 17-486, изготовлялись СВЗ — 4 бункера, полезным объёмом по 21,5 м³; разгрузка производится через нижние люки подачей повышенного давления в ёмкости;
  • для бестарной перевозки муки, модель 17-4020, изготовлялись СВЗ — характеристики, как у модели 17-486;
  • для гранулированных полимеров, модель 17-917, изготовлялись СВЗ — 4 бункера, полезным объемом по 20 м³; изготавливалась с 1982 года; разгрузка так же, как в модели 17-486;
  • для гранулированных полимеров, модель 17-495, изготовлялись СВЗ — характеристики те же, что и у модели 17-917; изготавливалась с 1984 года;

Примечания

  1. ↑ «Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума» (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 25)
  2. ↑ «Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм» Альбом-справочник. 002И-97 ПКБ ЦВ.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.

Броневагон · Вагон-дефектоскоп · Вагон для внутриобъектовых транспортировок на АЭС · Вагон для перевозки контейнеров на АЭС · Вагон для перевозки отработанного ядерного топлива · Вагон для размещения бригады поездной охраны и бригады ремонтников · Вагон-лаборатория · Вагон-рельсосмазыватель · Вагон-прачечная · Вагон-сейф · Вагон сопровождения · Вагонзак · Весоповерочный вагон · Помывочно-дезинфекционный вагон · Путеизмерительный вагон · Рельсошлифовальный вагон · Тендер

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Вагон бункерного типа" в других словарях:

вагон бункерного типа — 115 вагон бункерного типа: Грузовой вагон с бункерами для выгрузки сыпучих и гранулированных грузов, имеющий систему аэропневмовыгрузки с использованием осушенного воздуха. Источник: ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт железнодорожный. Состав подвижной … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Вагон бункерного типа для перевозки нефтебитума — вагон, предназначенный для перевозки высоковязких и застывающих нефтепродуктов. Источник: Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (Вместе с Алфавитным указателем неопасных… … Официальная терминология

Вагон бункерного типа для перевозки нефтебитума — 1.2.1. Вагон бункерного типа для перевозки нефтебитума вагон, предназначенный для перевозки высоковязких и застывающих нефтепродуктов. Источник: Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерн … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума — Терминология Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума: 1.2.1. Вагон бункерного типа для перевозки нефтебитума вагон, предназначенный для перевозки высоковязких и застывающих… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

вагон — 3.3 вагон: Базовая составная часть (секция) ЭПС, предназначенная для перевозки пассажиров по монорельсовой трассе. Источник: ГОСТ Р 52278 2004: Электроподвижной состав монорельсовых транспортных систем. Пр … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

вагон — а, м. wagon m., англ. wagon. 1. Вдруг явилось такое множество пассажиров, что некуда было их поместить. Послали за вагонами (вагоном здесь <г. Лилле> называют только открытые экипажи, а прочие зовутся дилижансами, каретами и шарабанами).… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Вагон-дозатор — хоппер дозатоp (a. measuring hopper, scale car; н. Dosierwagen; ф. wagon doseur; и. vagon dosificador), вагон для перевозки и механизир. выгрузки c одновременной дозировкой и разравниванием балластных материалов при стр ве и ремонте ж. д … Геологическая энциклопедия

Вагон-цистерна специализированный — вагон, выделенный для перевозки конкретного груза или группы грузов, близких по своим физико химическим свойствам. Источник: Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума (Вместе … Официальная терминология

Вагон-цистерна специальный — вагон, имеющий специальную конструкцию, устройства и оборудование, исходя из особых физико химических свойств перевозимого груза, и предназначенный для перевозки одного груза или группы грузов, близких по своим физико химическим свойствам. … … Официальная терминология

вагон бункерный — Грузовой вагон с перекрытым кузовом бункерного типа, оборудованный системой пневморазгрузки или опрокидывания, предназначенный для перевозки сыпучих и порошкообразных грузов, требующих защиты от атмосферного воздействия [Терминологический словарь … Справочник технического переводчика


Хо́ппер (англ. hopper , буквально— прыгун, от англ. hop — прыгать, подпрыгивать) — саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта [1] . Кузов имеет форму воронки, в нижней части расположены люки (по-английски - «хопперы»), через которые груз высыпается при разгрузке под действием силы тяжести, что способствует быстрой разгрузке.

Хопперами в английской разговорной речи называются не только люки в вагонах, но и любые другие небольшие люки (в частности, в металлургии), через которые обслуживающему персоналу время от времени приходится перебираться несильным прыжком (to hop).

Содержание

Классификация



Существуют два основных типа хопперов — открытые и закрытые. Закрытые применяются для тех грузов, которые необходимо защищать от атмосферных осадков. Открытые используют для транспортировки грузов, которые можно легко высушить без вредных последствий. Также различают хопперы с разгрузкой груза в междурельсовое пространство или на сторону от железнодорожного пути, с механизированным или ручным открыванием разгрузочных люков. По конструкции хопперы выполняются с кузовом, имеющим торцевые стенки с наклоном 41—60°, для выгрузки груза самотёком и разгрузочные бункеры с люками, открывающимися при разгрузке.

Открытые хопперы используют для перевозки горячего агломерата и окатышей, угля, торфа, кокса. Обшивка кузова хоппера для горячих окатышей, агломерата и кокса в отличие от других типов вагонов не соединяется жёстко с несущим каркасом боковых и торцевых стен, что исключает коробление кузова под действием высоких температур и обеспечивает лёгкую замену при повреждениях. Открытые хопперы, как правило, имеют дистанционную автоматизированную систему разгрузки груза на обе стороны железнодорожного пути, управляемую с помощью сжатого воздуха, поступающего от силовой установки локомотива. Более широкое использование роторных вагоноопрокидывателей позволяет сократить использование открытых хопперов.

Закрытые хопперы применяют для перевозки зерна, цемента, технического углерода (сажи). Груз выгружается в междурельсовое пространство, крышки разгрузочных люков открываются вручную. Для перевозки минеральных удобрений применяют крытые хопперы с разгрузкой на сторону от железнодорожного пути с помощью сжатого воздуха.

Хопперы имеют типовые двухосные тележки, автосцепное и автотормозное оборудование. Механизм открывания крышек разгрузочных люков имеет пневматический или ручной привод.

Хоппер-дозатор



Отдельной разновидностью являются хоппер-дозаторы. Хоппер-дозатор — транспортное средство для перевозки, механизированной выгрузки, укладки в путь, дозирования и разравнивания балласта при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути. Первые хоппер-дозаторы созданы в СССР в начале 50-х годов. Кузов хоппер-дозатора цельнометаллический бункерного типа, имеет четыре разгрузочных устройства с крышками, а также дозирующее устройство. Рама дозирующего устройства при разгрузке находится над поверхностью пути на высоте, равной толщине отсыпаемого балластного слоя. Управление дозирующим и разгрузочным устройствами осуществляется пневмосистемой. При движении хоппер-дозатора крышки открываются пневмоцилиндрами, балласт высыпается и разравнивается рамой дозатора слоем заданной толщины. В зависимости от принятой технологии путевых работ возможны различные варианты выгрузки балласта: на середину пути, в междупутье, на обочину или на всю ширину пути. Перемещение хоппер-дозатора осуществляется локомотивом. Сжатый воздух в пневмосистему подаётся компрессором, который расположен в локомотиве или специальном вагоне сопровождения [2] . Для перевозки балластных материалов формируются составы из 20—25 вагонов (хоппер-дозаторные вертушки). Грузоподъёмность хоппер-дозатора 60 тонн, вместимость кузова 33,4 кубических метра, скорость движения при разгрузке 2—5 километра в час, собственная масса 23 тонны.

Вагон бункерный – грузовой вагон с перекрытым кузовом бункерного типа, оборудованный системой пневморазгрузки или опрокидывания, предназначенный для перевозки сыпучих и порошкообразных грузов, требующих защиты от атмосферного воздействия.

[Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)]

Рубрика термина: ЖД транспорт

Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов. - Калининград . Под редакцией Ложкина В.П. . 2015-2016 .

Полезное

Смотреть что такое "Вагон бункерный" в других словарях:

вагон бункерный — Грузовой вагон с перекрытым кузовом бункерного типа, оборудованный системой пневморазгрузки или опрокидывания, предназначенный для перевозки сыпучих и порошкообразных грузов, требующих защиты от атмосферного воздействия [Терминологический словарь … Справочник технического переводчика

ВАГОН БУНКЕРНЫЙ — грузовой вагон с перекрытым кузовом бункерного типа, оборудованный системой пневморазгрузки или опрокидывания, предназначенный для перевозки сыпучих и порошкообразных грузов, требующих защиты от атмосферного воздействия (Болгарский язык;… … Строительный словарь

Вагон-термос — Вагон ИВ термос БМЗ на сортировочной станции Лоста Вагон термос изотермический вагон, предназначенный для перевозки термически подготовленных скоропортящихся грузов (СПГ), в отличие от … Википедия

Вагон ПВ40 — (иногда ошибочно называемый ПВ51) узкоколейный пассажирский пагон, выпускавшийся Демиховским заводом с 1955 г. Вагон ПВ40 Харьковской ДЖД … Википедия

Вагон-цистерна — на железной дороге Union Pacific Вагон цистерна вид подвижного состава … Википедия

Вагон-дефектоскоп — Вагон дефектоскоп. (США 1943 год) Вагон дефектоскоп вид подвижного состава железных дорог предназначенный для сплошного скоростного контроля головок … Википедия

Вагон-ледник — Вагон ледник. 1870 й год, США … Википедия

Вагон-рельсосмазыватель — Вагон рельсосмазыватель … Википедия

Вагон Pafawag — Вагон «Pafawag» Вагон PAFAWAG (обозначение по тех. документации вагон завода Pafawag серия 1Aw/2Aw/ 3Aw) пассажирский вагон, предназначенный для эксплуатации на узкоколейных железных дорогах. Поставлялись в СССР для эксплуатации … Википедия

Вагон бункерного типа — для перевозки муки Вагон бункерного типа крытый грузовой вагон для перевозки грузов (сыпучих … Википедия

 | Машиностроение

Анализ тенденций развития современного вагоностроения показывает, что вагоны нового поколения проектируются с учётом обеспечения максимальной эффективности их эксплуатации. Разрабатываемый подвижной состав должен значительно ускорить и повысить уровень механизации погрузочно-разгрузочных процессов, увеличить степень сохранности перевозимого груза, а также обеспечить высокую надежность, ремонтопригодность и минимальную стоимость жизненного цикла вагона.

savu.jpg


Юлия Савушкина, кандидат экономических наук, вице-президент по науке НП «Объединение предприятий сталелитейной промышленности»

На железнодорожном транспорте перевозится широкая номенклатура грузов, имеющая разные физико-химические свойства, подавляющую долю из которых составляют сыпучие грузы (табл. 1).

Перевозка насыпных грузов агропромышленного и минерально-химического комплекса осуществляется в специализированном подвижном составе бункерного типа – хопперах-минераловозах и хопперах-зерновозах.

Сегодня во главе угла остро стоит вопрос оптимальной эффективности перевозок на фоне неполного соответствия ранее спроектированного парка вагонов-хопперов современным требованиям участников рынка перевозок. Номенклатурные группы, для которых ранее проектировались вагоны, разрабатывались в основном по критериям безопасности перевозки и сохранности груза, а именно: по их химической совместимости при перевозке в одном вагоне и влиянию на них атмосферных осадков.

При этом в значительно меньшей степени рассматривался критерий экономической эффективности перевозки, поскольку, например, только параметр насыпной плотности грузов по группам различается в 2–3 раза. Варианты исполнения кузовов и используемые агрегаты для осуществления выгрузки груза выбирались из исторически сложившихся условий и технологий перевалки. Однако сегодня рынок пришел к пониманию, что при проектировании подвижного состава необходимо учитывать и критерий экономической эффективности эксплуатации подвижного состава, особенно при условии возрастающего спроса на подвижной состав бункерного типа.

Сегменты перевозок зерна и минеральных удобрений являются одними из наиболее динамичных на железнодорожном рынке РФ. Правительством России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработана программа мероприятий, способствующих росту производительности не только сырьевых отраслей экономики таких, как нефтегазовая, металлургическая, химическая, но и несырьевых за счет развития агропромышленного комплекса. Особый акцент делается на развитие как внутреннего потребления, так и экспортной направленности поставок, что увеличивает загруженность всех транспортных отраслей.

За 3 квартала 2018 года объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте составил 1 057,9 млн т, что на 3% больше, чем за тот же период прошлого года. При этом в 2017 году объем погрузки достиг 1 257,5 млн т, что является максимальным показателем за последние 5 лет. В структуре перевозок наблюдаются устойчивые тенденции роста в следующих сегментах, большую часть которых составляют насыпные грузы (см. табл. 1):

- Каменный уголь (+ 9%)
- Зерно и продукты перемола (+ 15%)
- Химические и минеральные удобрения (+6%)

tabll51.jpg

Таблица 1. Динамика объемов погрузки по основным типам грузов, млн т

Россия обладает уникальной сырьевой базой, позволяющей выпускать широкий спектр минеральных удобрений, соответствующий специфике сельского хозяйства внутреннего рынка и зарубежных стран. С 2013 года ежегодно обновляется абсолютный исторический максимум в производстве минеральных удобрений: например, по азотным удобрениям в 2017 году показатель погрузки составил 10,0 млн т (+5,1%), по калийным — 8,7 млн т (+11,6%), по фосфорным — обновлен максимум российского периода — 3,9 млн т (+9,2%).

Развитие агропромышленного комплекса (АПК) в период 2012-2017 гг. характеризовалось неравномерностью основных производственных показателей по сравнении с ситуацией в минерально-химической отрасли. Благоприятные природно-климатические условия, хорошая конъюнктура на отдельных мировых продовольственных рынках и меры государственной поддержки способствовали восстановлению отечественного АПК и повышению ряда показателей.

По итогам 2017 года валовой сбор урожая зерновых и зернобобовых культур в Российской Федерации составил 134,1 млн т, увеличившись на 13,5 млн т или 11,2% по сравнению с 2016 годом, что превысило прогноз Минсельхоза. При этом показатель погрузки в 2017 году составил 23,0 млн т, рост с предыдущим годом — на 21 %.

Обязательное требование к подвижному составу — это его соответствие специфике перевозимого груза. Необходимо обеспечить сохранность груза и условия безопасности движения, а также получить максимальную эффективность перевозок, в том числе за счет снижения затрат на перевозку груза. Спрос на хопперы в условиях активного роста грузовой базы и серьезных инфраструктурных ограничений стал носить качественно новый характер: востребованы модели с параметрами, позволяющими обеспечить высокую эффективность перевозок без экстенсивного роста парка.

Анализируя перевозки в хопперах, следует учитывать разницу физико-химических и других аспектов грузов. (табл. 2 и табл. 3).

tabl52.jpg


Таблица 2. Параметры номенклатур минеральных удобрений

tabl53.jpg

Таблица 3. Параметры номенклатур зерна и зерновых продуктов

Для перевозки указанного в табл. 1 и 2 перечня используется специализированный подвижной состав, который, с одной стороны, должен быть эффективен для перевозок конкретного груза, а, с другой, максимально универсален для широких номенклатурных рядов. В связи с этим при разработке и закупке вагонов-хопперов (как зерновозов, так и минераловозов) во внимание берутся такие технические характеристики, как объем кузова, количество загрузочно-разгрузочных люков, конструкция бункерных и торцевых стен, а также качество внутренней поверхности кузова (рис. 1).

ris54.jpg

Рисунок 1. Структура парка хопперов-минераловозов и хопперов-зерновозов по объему кузова

Объем кузова вагона должен выбираться по усредненным параметрам насыпной плотности головных грузов с 5-10% недогрузом кузова, при условии полного использования грузоподъёмности. Из рисунка 1 следует, что в структуре парка хопперов-минераловозов наибольшую долю составляют вагоны-хопперы с объемом кузова от 80-89 м³ и от 90-99 м³, которые составляют порядка 80% от всего парка-минераловозов.

На основании физико-химических параметров минеральных удобрений (см. табл. 2) была построена зависимость показателя погрузки наиболее массовых в перевозках видов минеральных удобрений от изменения объема кузова хоппера-минераловоза (рис. 2).


ris55.jpg

Рисунок 2 - Зависимость показателя погрузки различных типов грузов минеральных удобрения от изменения объема кузова хоппера-минераловоза

В настоящее время крупнейшие производители минеральных удобрений не специализируются на выпуске только одного вида минерально-химического продукта, а стараются расширять производственную линейку и увеличивать объем выпуска продукции. Для достижения универсальности перевозок и снижения затрат перевозчика на транспортировку как тяжелых, так и легких фракций минеральных удобрений, и перспективой дальнейшего развития осевой нагрузки с 23,5 тс до 25-27 тс наиболее перспективными объемами кузова в случае вагонов-минераловозов являются объемы кузова от 100-120 м³.
Например, хоппер-минераловоз модели 19-9835-01 производства Тихвинского вагоностроительного завода (рис.2), оснащенный ходовой частью с осевой нагрузкой 25 тс. Увеличенная до 76,7 т грузоподъемность и вместимость кузова вагона 101 м³ позволяют эффективно перевозить широкую номенклатуру минеральных удобрений. Использование специального двухкомпонентного покрытия обеспечивает надежную защиту кузова от агрессивного воздействия груза.

ris57.jpg


Рисунок 3 - Вагон-хоппер нового поколения модели 19-9835-01

ris56.jpg

ris58.jpg

Примером дальнейшего развития универсальности подвижного состава груза может служить хоппер-минераловоз модели 19-9549-03 производства Тихвинского вагоностроительного завода (рис. 3), оснащенный инновационной ходовой частью с осевой нагрузкой 25 тс. Вместимость кузова вагона 120 м³ и увеличенная грузоподъемность вагона в сравнении с вагонами-аналогами позволяют эффективно перевозить широкую номенклатуру минеральных удобрений, как тяжелых фракций, так и очень легких. Использование специального двухкомпонентного покрытия обеспечивает надежную защиту кузова от агрессивного воздействия груза.

Рисунок 4 - Вагон-хоппер нового поколения модели 19-9549-03

tabl57.jpg


Для хопперов-зерновозов характерна перевозка грузов более легких фракций с меньшей насыпной плотностью, чем у минеральных удобрений (табл. 3 и 4). Таким образом, наиболее популярными объемами кузова являются 90-99 м³ и 100-109 м³.

На основании физико-химических параметров зерна и зерновых продуктов (табл. 3) была построена зависимость показателя погрузки наиболее массовых зернопродуктов от изменения объема кузова хоппера-зерновоза (рис. 5).

ris59.jpg

Рисунок 5 - Зависимость показателя погрузки различных типов грузов минеральных удобрения от изменения объема кузова хоппера-минераловоза

В связи с возрастающими экспортом зерна, в частности пшеницы, для транспортировки данного вида груза выбирается подвижной состав с объемом кузова порядка 101 м³, как у модели хоппера-зерновоза 19-9870-01 производства Тихвинского вагоностроительного завода (рис. 4). Объем кузова вагона-хоппера составляет 101 м³, что позволяет на 6-7 % увеличить его полезную загрузку и максимально использовать его грузоподъемность при перевозках легковесных зернопродуктов широкой номенклатуры.

ris60.jpg


Рисунок 6 - Вагон-хоппер нового поколения модели 19-9870-01

tabl61.jpg

При этом на долю объема кузова в 120 м³ приходится уже порядка 21 % от всего парка хопперов-зерновозов, что показывает устойчивую тенденцию к дальнейшему увеличению объема кузова хоппера-зерновоза. Хоппер-зерновоз 19-9549 производства Тихвинского вагоностроительного завода (рис. 4) обладает объемом кузова в 120 м³, что позволяет осуществлять более эффективную перевозку таких легковесных грузов, как шрот, солод, семена масличных культур, при возможности одинаково эффективной перевозки тяжелых грузов, таких как пшеница и ячмень.

ris62.jpg


Рисунок 7 - Вагон-хоппер нового поколения модели 19-9549

tabl64.jpg

Вагоны-хопперы предназначены для перевозки массовых сыпучих грузов и по способу разгрузки относятся к саморазгружающимся вагонам. Основной особенностью конструкции вагонов является кузов, выполненный в нижней части по форме бункера и имеющий вертикальные или скругленные боковые и наклонные торцевые стены, по которым груз самотекам смещается к разгрузочным люкам. В зависимости от устройства бункеров и расположения разгрузочных люков хопперы могут обеспечивать выгрузку в пространство между рельсами или на обе стороны от рельсовой колеи.
Многолетний опыт вагоностроительной отрасли при проектировании подвижного состава бункерного типа позволяет выделить группы показателей и другие аспекты, влияющие на технические параметры вагона (табл. 4).

tabl65.jpg

Таблица 4 – Показатели груза, влияющие на конструкцию вагона

Рассмотрим подробно влияние параметров груза на конструкцию вагона-хоппера на примере перевозки насыпного груза хлорида калия. Насыпная плотность груза зависит от производителя минерального удобрения и составляет порядка 0,72-0,98 т/м³. Оптимальный объем кузова хоппера-минераловоза при грузоподъемности вагона в 76 тонн (при условии использования инновационных тележек с осевой нагрузкой 25 тс) составляет в среднем порядка 101 м³. Для эффективной перевозки хлорида калия при показателе груза, как угол естественного откоса, нормированного в пределах 30-40 градусов, угол торцевых и бункерных стенок хоппера-минераловоза должен составлять порядка 50 градусов. В связи с агрессивным воздействием груза на внутреннюю поверхность кузова вагона должно быть нанесено антикоррозийное стойкое покрытие, предназначение для эксплуатации в определённом климате и стойком к погрузочно-разгрузочным работам. Кузов вагон должен обеспечивать сохранность перевозимого груза – конструкция разгрузочных люков при закрытых крышках должна исключать просыпания груза при транспортировке, а конструкция загрузочных люков должна исключить попадания атмосферных осадков в груз. Хлорид калия обладает таким показателем как слеживаемость груза, в связи с чем вагон должен быть оборудован усиленной конструкцией рам для возможности применения вибраторов.

Продолжим анализ влияния параметров насыпных грузов на конструкцию вагона, в частности таких параметров, как угол наклона торцевых стен и угол наклона бункера. Вагоны-хопперы для перевозки минеральных удобрений, то есть грузов, имеющих среднюю или высокую степень слеживаемости и относительно небольшие углы естественного откоса, могут иметь возможные затруднения при выгрузке груза.

В настоящее время можно заметить тенденцию в вагоностроительной отрасли увеличения углов как наклона торцевых стен, так и бункера к показателям порядка 50-60° для обеспечения оптимальной выгрузки груза с минимальным применением дополнительного оборудования.

В случае хопперов-зерновозов и перевозки грузов с малой насыпной плотностью требуется максимально увеличить объем кузова и при этом обеспечить оптимальную выгрузку легковесных грузов (табл. 6). Таким образом, для обеспечения полной выгрузки груза из хопперов-зерновозов углы наклона торцевых стен может быть уменьшены до 35 градусов, при этом могут применяться различные устройства типа вибраторов (стационарных или накладных). Таким образом, можно отметить, что оптимальным являются показатели угла наклона торцевых стен 35°-45° и угла наклона бункерных стен 45°-50°.

tabl66.jpg

Таблица 5 – Параметры вагонов-хопперов с учетной специализацией минераловозы

tabl67.jpg

Таблица 6 – Параметры вагонов-хопперов с учетной специализацией зерновозы


Рассмотренные выше аспекты позволяют утверждать, что основной особенностью и характерной проблемой перевозки сыпучих грузов является необходимость применения специализированного подвижного состава, обеспечивающего максимальную эффективность перевозок всех участников рынка агропромышленной и минерально-химической отраслей. Однако, для дальнейшего развития транспортной отрасли необходимо находить баланс между специализированным подвижным составом и универсальным подвижным составом, например, за счет реализации существующих тенденций к контейнеризации перевозок, при этом учитывая специфику перевозимого груза для обеспечения его сохранности груза и требований по безопасности движения.

Юлия Савушкина, кандидат экономических наук, вице-президент по науке НП «Объединение предприятий сталелитейной промышленности»

Читайте также: