В старом доме под острою крышей

Обновлено: 03.05.2024

Я и теперь, если вспомню вдруг тот маленький случай из жизни, испытываю душевное неудобство и, хмурясь, стараюсь подавить его отвлекающим песенным мотивчиком, хотя и понимаю, что это были лучшие минуты моей жизни, потому что во мне тогда впервые проснулась совесть и я легко поставил себя на место бессловесной лошади, которой мы с отцом причинили боль.

А тогда меня отвлекала только рыжая полосатая кошка с зелеными глазами. Под навесом крыши нашего дома было ласточкино гнездо, слепленное из ила, принесенного в клювах с берега маленького копаного прудика. Оно висело серой варежкой и, когда вылупились птенцы, стало потихонечку пищать. Когда же птенцы подросли, то один из них, самый, наверное, сильный и обжористый, стал высовываться из темного отверстия. Он был головастенький, рот у него с желтым ободочком был таким большим, что казалось, будто начинался от самых… не ушей, конечно, а крошечных бусинок-глаз. Голова окрасилась уже в черный цвет, а на грудке появился темно-коричневый фартучек. Ростом он казался мне больше своих родителей, которые беспрестанно носили ему всяких козявок, а он беспрестанно их пожирал, оставляя братьев или сестер голодными. Впрочем, иногда он прятался, а когда появлялся вновь, трудно было сказать, тот же это птенец или другой. Но для меня он всегда был в единственном числе.

Для кошки, которая сидела на лавочке, врытой в землю, наверное, тоже. Она с сердитым любопытством смотрела на птенца, и в бледно-зеленых на солнечном свете, изумрудных ее глазах, рассеченных снизу вверх черными щелками зрачков, дремала все время ленивая и злая тоска, словно бы кошка, сидя на лавке, с презрением и брезгливостью думала о самой себе, которой приходилось часами высиживать в ожидании, когда дурашливый птенец вывалится из гнезда и его можно будет съесть.

Ласточки прогоняли кошку. Они с пронзительным щебетом и визгом носились над ней, пикировали и, видимо, пугали по-своему эту упрямую кошку, которая не обращала на них никакого внимания. Ей они просто мешали смотреть на птенца, и она сердито морщилась, когда ласточки в отчаянии чуть ли не били ее крыльями по морде. Она на какое-то мгновение отворачивалась, облизывая губы язычком и подрагивая ушами, но тут же снова устремляла зеленые свои глаза на беззаботного птенца, который совершенно не боялся ее и высовывался из гнезда так сильно, что за него становилось страшно.

Я сам набрасывался на кошку, и она, бесшумно спрыгнув на землю, с такой ненавистью смотрела на меня, будто говорила: «Тебе-то что надо? Это мое дело, съем я его или нет. И не вмешивайся». И только когда я замахивался на нее, она лениво убегала. А ласточки, покружившись, улетали за добычей. Я иногда злился на птенца и говорил ему, с кошачьим любопытством глядя на черненькие его плечи, на желтый рот, — говорил, не произнося ни звука: «Вот упадешь из гнезда, а летать-то еще не умеешь, кошка и съест тебя, дурака. Сидел бы уж смирно и не высовывался!»

Но, как я ни гонял кошку, она все равно возвращалась на свое место и ждала, алчно разглядывая птенца, не сводя с него пронзительно-внимательных глаз.

Много лет спустя я был как-то однажды с дочкой в московском зоопарке и на старой его территории подошел к тесной клетке, в которой сидел, а вернее, напряженно стоял и смотрел куда-то желтыми глазами очень красивый уссурийский тигр. Я тоже посмотрел в том же направлении и увидел в вольерах разгуливающих изящных лам. Тигр внимательно смотрел на одну из них и, забыв, наверное, что он в клетке, чувствовал себя в засаде, ожидая момента, когда можно будет броситься на беспечную ламу. Я с улыбкой сделал шаг в сторону и загородил тигру смущавшую его ламу. Тигр не шевельнулся. Он только по-змеиному изогнул шею и, перенеся голову в сторону, не изменив ни единым мускулом страстного сосредоточения, все с той же зачарованностью продолжал следить за ламой. Меня он не видел. Я для него не существовал. Я был какой-то неприятной помехой, не более того. Он даже не удостоил меня косым взглядом, уйдя целиком в хищное созерцание гуляющей ламы. Через некоторое время я вернулся к его клетке — он все так же страстно и бестрепетно смотрел желтым глазом на ламу. Где он был в эти минуты? Что он чувствовал? Не знаю. Но, во всяком случае, в это время в мире существовали для него только он сам и лама, гуляющая в вольере. Между ним и ламой была протянута невидимая, но очень напряженная, высоковольтная какая-то линия связи. От него к ламе исходила такая страсть, что мне тогда стало искренне жаль молодого тигра, которому никогда в жизни не удастся сделать смертоносный прыжок и вонзить желтые клыки в шею зазевавшейся ламы.

Юрий Коринец - Старый дом

В книгу входят: маленькая повесть САМАЯ УМНАЯ ЛОШАДЬ - о жизни мальчика в казахском селе в годы Великой Отечественной войны; стихи о Родине, о революции, о труде и родной природе, а также переводы с немецкого.

Лучшая рецензия на книгу

sparrow_grass

Юрий Коринец - Старый дом

17 мая 2011 г. 01:04

Поступлю с этой книгой немного необычно для себя - помещу в качестве рецензии то, что по прочтению написала у себя в жж, всё равно лучше пока не смогу сказать.

Так странно, о ком-то из писателей в сети такая прорва материала, даже целые сайты им посвящены, а о ком-то ни гу-гу вообще почти, да и то что есть, всё какое-то противоречивое и немного странное.

Прочитала на днях коротенькую повесть Юрия Коринца "Самая умная лошадь" и решила посмотреть пошире про автора. Повесть, надо сказать, просто замечательная, и по ходу чтения стало ясно, что она в основном автобиографична, хотя некоторые моменты не совсем понятны, вот я и решила копнуть, что называется, поглубже. Ну, например, действие повести происходит в войну, в Казахтане, главный герой, как он сам о себе говорит, "почти мальчик", но его…

Юрий Коринец. Самая умная лошадь (повесть)
Юрий Коринец. Моему читателю (стихотворение)
Юрий Коринец. Как сороконожка ходить разучилась (стихотворение)
Юрий Коринец. Куклы (стихотворение)
Юрий Коринец. Лапки (стихотворение)
Юрий Коринец. Волшебное письмо (стихотворение)
Юрий Коринец. Триста тридцать три жильца (стихотворение)
Юрий Коринец. Не было печали (стихотворение)
Юрий Коринец. Ну, спасибо, самовар! (стихотворение)
Юрий Коринец. Чудак рыбак (стихотворение)
Юрий Коринец. Две кадки (стихотворение)
Юрий Коринец. Как я искал свой день (стихотворение)
Юрий Коринец. Что со мной было (стихотворение)
Юрий Коринец. Лошадиная сила (стихотворение)
Юрий Коринец. Глупый пастух (стихотворение)
Юрий Коринец. Таинственный дом (стихотворение)
Юрий Коринец. Я и кролики (стихотворение)
Юрий Коринец. Дедовский подарок (стихотворение)
Юрий Коринец. Стихи о марте месяце (стихотворение)
Юрий Коринец. Колыбельная (стихотворение)
Юрий Коринец. Где лучше? (стихотворение)
Юрий Коринец. Дед и внук (стихотворение)
Юрий Коринец. Поморье (стихотворение)
Юрий Коринец. Лесовик (стихотворение)
Юрий Коринец. Как доживу лет до ста (стихотворение)
Юрий Коринец. Почтальон (стихотворение)
Юрий Коринец. Двойники (стихотворение)
Юрий Коринец. Тишина (стихотворение)
Юрий Коринец. Кто очень болен (стихотворение)
Юрий Коринец. Чёрно-белая кошка (стихотворение)
Юрий Коринец. Солнечные зайки (стихотворение)
Юрий Коринец. Ледоход (стихотворение)
Юрий Коринец. О чём говорит дождь (стихотворение)
Юрий Коринец. Забытый Дед-Мороз (стихотворение)
Юрий Коринец. Сеть (стихотворение)
Юрий Коринец. Тень (стихотворение)
Юрий Коринец. Картофельное поле (стихотворение)
Юрий Коринец. Маяк (стихотворение)
Юрий Коринец. Белая ночь (стихотворение)
Юрий Коринец. Река и пароход (стихотворение)
Юрий Коринец. Побережье (стихотворение)
Юрий Коринец. Стога (стихотворение)
Юрий Коринец. Паровоз (стихотворение)
Юрий Коринец. Улыбка (стихотворение)
Юрий Коринец. Последнее яблоко (стихотворение)
Четыре сестры

Юрий Коринец. Весна (стихотворение)
Юрий Коринец. Лето (стихотворение)
Юрий Коринец. Осень (стихотворение)
Юрий Коринец. Зима (стихотворение)

Юрий Коринец. О чём беседуют ветры (стихотворение)
Юрий Коринец. С головы до ног (стихотворение)
Научи, страница, хорошо учиться

Юрий Коринец. Твоё хозяйство (стихотворение)
Юрий Коринец. Букварь (стихотворение)
Юрий Коринец. Пенал (стихотворение)
Юрий Коринец. Цветной карандаш (стихотворение)
Юрий Коринец. Перо и ручка (стихотворение)
Юрий Коринец. Тетрадь и доска (стихотворение)
Юрий Коринец. Как сидеть за партой (стихотворение)
Юрий Коринец. О языке (стихотворение)
Юрий Коринец. Знаки препинания (стихотворение)
Юрий Коринец. Хвосты (стихотворение)

Юрий Коринец. Колесо (стихотворение)
Юрий Коринец. Северный колобок (стихотворение)
Юрий Коринец. Старый дом (стихотворение)
Юрий Коринец. Поэма о костре (поэма)

Народное. Регенсбургские портные (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Народное. Глупая Лиза (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Народное. В саду на груше (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Карл Шпиттелер. Привидение на мосту (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Густав Фальке. Неужто у портного такой тяжелый вес? (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Август Копиш. Кельнские домовые (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Народное. В старом доме под острою крышей (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Август Копиш. Мудрецы из Бюзума (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Адельберт фон Шамиссо. Косичка (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Елена Гилле-Брандтс. Скрипочка (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Елена Гилле-Брандтс. Тим Топельманн (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Роберт Рейник. Спящее яблоко (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Петер Хакс. Ладислаус и Мышка-Маус (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Петер Хакс. Сливоптица (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Петер Хакс. Паромщик из Маутерна (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Джеймс Крюс. Колдун в чернильнице (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Джеймс Крюс. Аделе (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Джеймс Крюс. Королевство Нигде (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Джеймс Крюс. Сказка о желтом трамвае (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Джеймс Крюс. Песня умной мыши (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Джеймс Крюс. Снеговик на маскараде (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Джеймс Крюс. Медведь и белка (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Альвин Фройденберг. Великан и мышь (стихотворение, перевод Ю. Коринца)
Джеймс Крюс. Когда бы я стал королем (рассказ, перевод Ю. Коринца)

Год издания: 1980

Твердый переплет, 303 стр.
Тираж: 100000 экз.
Формат: 60x84/16 (145х200 мм)

Такой привычный элемент дома – крыша… Без нее никак не обойтись, она нужна на любом здании, от коровника до дворца. Но насколько же разными бывают эти конструкции! Давайте разберемся с основными типами конструкций.

Крыша и кровля

Во-первых, давайте разберемся, в чем разница между крышей и кровлей. Крышей называется верхняя ограждающая конструкция, закрывающая здание от атмосферных осадков, воздействия ветра и так далее. Она имеет жесткую конструкцию, обычно тепло- и гидроизоляцию. Ее частью является кровля – покрытие, верхний слой крыши, выполняющий функции защиты от влаги, солнца и ветра. Таким образом, говоря о различии конструкций, мы говорим именно о крышах, а различия в кровле – это выбор того или иного материала покрытия и, соответственно, выбор поддерживающих его конструкций.

Крыша состоит из:

· силовой структуры – коньковой балки, стропил, опорных стоек (если они есть);

· далее идет первичный настил – рейки и контр-рейки обрешетки. Они монтируются под и над изолирующими материалами, причем наличие контр-рейки обеспечивает воздушный зазор между изоляторами и кровельным покрытием;

· само покрытие – внешнее, то есть металлочерепица, профнастил, ондулин, рубероид и другие виды кровельных материалов. Для некоторых видов требуется сплошная обрешетка;

· внутренняя отделка – подшивка крыши изнутри, со стороны чердака или жилой мансарды.

При этом плоские наклонные части крыши, именуемые скатами , формируют тип крыши. Их части, выходящие за пределы контура дома, называются свесами, линии пересечения – щипцами или ендовами, в зависимости от того, внешний получается угол или внутренний.

Типы крыш

Тип крыши зависит от количества скатов и способа их соединения.

1. Односкатная – самая простая крыша. Это плоский элемент, наклоненный в одну сторону. Свесы имеются со всех четырех сторон. Условно к односкатным можно отнести плоскую кровлю, поскольку она тоже представляет собой единый элемент – только наклона у нее нет.

2. Двускатная – наиболее распространенная в силу удобства конструкции и простоты монтажа. Две плоскости, соединенные коньком, могут иметь одинаковый или разный уклон. Скосы в этом случае разделяются на боковые и фронтонные.

Чуть более 10 лет назад мы утеплили стены в доме, проложив снаружи базальтовую вату по всем правилам, с мембранами. Снаружи обшили дом сайдингом.

Глядя на дом и не догадаешься, что он был построен ещё «при царе Горохе».

Но встал вопрос с потолком. Как утеплять? Ведь, как известно, львиная часть теплопотерь приходится на неправильно утеплённый потолок.

В нашем доме традиционный холодный чердак-хламосборник. Летом на нём жарко, зимой – холодно. Но всегда сухо. Крыша крыта оцинкованным железом по жердям.

Крыша осталась с тех времён. Как ни странно, она не течёт. Все жерди сухие и не гнилые. И без всяких подложек.

Крыша осталась с тех времён. Как ни странно, она не течёт. Все жерди сухие и не гнилые. И без всяких подложек.

В старой части дома потолок был утеплён чем-то невнятным. Дендрофекальный утеплитель, как назвал его муж. Мы его оставили, как был, ничего там не трогали.

Потолок в холодной части дома мы решили утеплить по правилам. Снизу к старому потолку подшили «Изоспан В» и по контррейкам набили вагонку. Сверху на старый потолок положили 10 см базальтовой ваты. Вату брали в «батонах», чтобы было меньше стыков.

Аккуратно, с перехлёстами, застелили. Сверху ветрозащиту укладывать не стали, чердак же, а не улица. Через зазор настелили доски чердачного пола. И счастливо вздохнули: ну заживём!

Первые годы всё было прекрасно: в морозы ставишь котёл на единичку, в доме – как в Англии, +20, на троечку переведёшь – Ташкент, хоть форточки открывай и персики выращивай!

Сама жизнь предоставила нам уникальный шанс сравнить эффективность старинного и современного утеплителей.

Через пару лет в старой части дома всё было как обычно. Летом и без кондиционера прохладно, а зимой – жара, батареи подкручивали.

А в заново утеплённой части дома зимой стало прохладно.

Потолок в старой части дома. По идее, здесь должно быть холоднее, ведь печь, если её не топить, "тянет" тепло. Но в этой комнате теплее.

Потолок в старой части дома. По идее, здесь должно быть холоднее, ведь печь, если её не топить, "тянет" тепло. Но в этой комнате теплее.

Как так? Топим одинаково, условия в доме одинаковые, а в одной половине – нормально, в другой – холодно.

А ещё я заметила, что в этой половине дома кот ведёт себя не совсем адекватно. Всё норовит по потолку побегать.

Прыгает, орёт как дурной, на потолок недобрыми глазами смотрит и пытается ходить по стенам. И на чердак первым летел, стоило люк открыть.

Летом мы решили вскрыть пол на чердаке. Оказалось, что вата, хоть и качественная, но просела.

А просела она из-за того, что в ней поселились мыши. Мелкие пакостницы проели в базальтовой вате ходы и там всю зиму жили! И мало того, что жили. Они ещё вывели в вате потомство.

Это было уже через край! То-то кот не мог понять, где те мыши, что ему докучают. У кого хочешь паранойя разовьётся: сверху никого нет, снизу тоже. А шуршат!

Он же не знал, бедный, что мы мышам огромное гнездо в перекрытии устроили.

Пришлось поднимать полы на всей половине чердака и поверх испорченной мышами стелить ещё 5 см, теперь уже дешёвой стекловаты. Пока в доме тепло.

Но я поднялась на чердак и решила посмотреть.

Чем же таким наши предки утепляли дом, что прошло уже лет 100, а утеплителю, пусть и «дендрофекальному», ничего не делается и он исправно продолжает выполнять свою работу, то есть утеплять.

Я стала раскапывать ямку, чтобы изучить слои «пирога».

Оказалось, что утеплитель состоит из мелкой глиняной пыли вперемешку, видимо, с известью и сухим помётом (возможно, я ошибаюсь?) и порубленной соломы.

За "органическим" слоем идёт слой земли, или какой-то мелкой пыли. А глубже - ещё один слой из соломы и ещё чего-то. Таких слоёв несколько.

За "органическим" слоем идёт слой земли, или какой-то мелкой пыли. А глубже - ещё один слой из соломы и ещё чего-то. Таких слоёв несколько.

Земля и солома, видимо были положены чередующимися слоями. Таких слоёв было несколько. Общая толщина засыпки составляет сантиметров 20 – 30, судя по венцу.

До низа я не докопалась (в воздух поднялась весьма агрессивная мелкая пыль). Но думаю, никакой мембраны там нет, только уложенные в два слоя доски. Снизу к этим доскам подшит потолок.

И вот что меня удивило: старый дедовский «утеплитель» работает более 100 лет, и эффективно работает! А современный технологичный не прожил и двух лет. Такой вот технический прогресс.

Сколько же дома, построенные из современных материалов, проживут в таком случае?

Закричал охотник: - Ой!

Двери гонятся за мной!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Раки выросли на грядке.

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собрали васильки,

На головах у нас - щенки.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

Жучка будку не доела:

На пожелтевшую траву

Роняет лев в свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Задание: Вспомни, в каких словах были ошибки. Назови правильные слова! Назови правильные буквы.

Развитие внимания. Упражнение «Тропинка».

«Тропинка» - друг за другом, руки на плечи, голову пригнуть.

«Копна» - руки соединить вверху в центре.

«Кочки» - присесть, положить руки на голову.

Развитие внимания. Упражнение «Испорченный телефон».

По кругу передают на ухо друг другу какое - нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Выясняется, какое слово начали передавать, где «телефон» испортился.

Слушай тишину».

Цель игры: Развивать умение быстро сосредоточиваться.

Предлагается всем детям закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в классе, на улице. Затем выяснить, кто и что услышал.

Третий «СЕКРЕТ» общения - Умей внимательно слушать другого и ты узнаешь много нового!

Занятие № 8.

Упражнение «Искорка», «Улыбка».

Упражнение «Прикосновения».

Один из участников садится в центр круга на стул, глаза его закрыты, трое ребят по очереди подходят к нему и дотрагиваются до рук сидящего. Тот должен определить, кто к нему прикоснулся (назвать по имени).

Развитие двигательной памяти.

Вспомни, как прыгает щенок за косточкой. Покажи!

Как ходит корова? Покажи!

Как бодается бык? Покажи!

Как кошка лежит на солнышке? Покажи!

Как бегает по рельсам трамвай? Покажи!

Как ты поднимаешься по лестнице? Покажи!

Как выходит на помост спортсмен – тяжеловес? Покажи!

Как тормозит машина у светофора? Покажи!

Как милиционер своей палочкой останавливает машину? Покажи!

Развитие внимания. Упражнение «Только на эту букву».

Каждый ребенок выбирает себе букву и отвечает на вопросы такими словами, которые начинаются на эту букву.

- Как тебя зовут? (Андрей)

- Как твоя фамилия? (Азбукин)

- Откуда ты приехал? (из Астрахани)

- Куда ты поедешь? (в Арзамас)

- На чем ты поедешь? (на автобусе)

- Что там растет? (арбузы)

- А еще что? (абрикосы)

- Какие птицы водятся? (аисты)

- А какие звери? (антилопа)

- Кто тебя встретит дома? (Алеша)

- Какой подарок ты ему привезешь? (альбом).

5. Развитие внимания. Упражнение «Небылицы

В старом доме под острою крышей.

В старом доме под острою крышей

Пляшут весело серые мыши,

И лает улитка под крышей.

Там странные вещи случаются:

В пляс дубовые лавки пускаются,

А туфли дрожат под кроватью.

В старом доме под острою крышей

Пляшут весело серые мыши,

И лает улитка под крышей.

В гнезде аистином сидят два быка,

И никто их не сгонит пока

Из яиц аистята не вылупятся.

В старом доме под острою крышей

Пляшут весело серые мыши,

И лает улитка под крышей.

Два аиста там, в карауле стоят,

И клювы у них, как кинжалы, блестят,

А сами они офицеры.

В старом доме под острою крышей

Пляшут весело серые мыши,

И лает улитка под крышей.

Еще бы я мог рассказать вам немало

О многом, что в домике этом бывало

Смешного сверх всякой меры.

Развитие памяти. Упражнение «Пословицы».

Поиграем в пословицы, которые вы хорошо знаете. Я буду говорить начало пословицы, а вы должны ее продолжить. Итак:

1. Ученье свет – а неученье тьма.

2. В гостях хорошо – дома лучше.

3. Все за одного – один за всех.

4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5. Старый друг лучше новых двух.

6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

7. Каков мастер – такова и работа.

8. Что посеешь – то и пожнешь.

9. Терпенье и труд все перетрут.

Задание. Повтори пословицы, потом только начало пословиц. Повтори окончание пословиц. Еще раз вспомни все пословицы, о которых мы говорили.

Упражнение «Ссора».

Двое детей стоят спинами друг к другу и притоптывают ногами, руки на поясе за спиной. Затем помирились! Берутся за руки, улыбаются, обнимаются.

Четвертый «СЕКРЕТ» общения – Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

Занятие № 9.

Упражнение «Приветствие».

Взяться за руки и поприветствовать своего соседа, стараясь не повторяться.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.017)

Читайте также: