В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома

Обновлено: 11.05.2024

(1 )Нейробиологам в ходе экспериментов удалось выяснить, что во время сна в нервных клетках образуются новые межнейронные контакты, необходимые для запоминания информации. (2)Этим объясняется тот факт, что консолидация памяти — превращение кратковременной памяти в долговременную — наиболее активно происходит именно во сне, когда наша нервная система занимается сортировкой полученной днём информации, пока внешние сигналы не мешают. (3)<. >, чтобы запомнить прочитанный перед экзаменом учебник, нужно поспать, тогда информация, что называется, уляжется в голове, то есть перейдёт в долговременное хранилище.

1) Чтобы лучше подготовиться к экзаменам, нужно больше спать, а не заниматься сортировкой полученной в течение учебного года информации.

2) Нейробиологам в ходе экспериментов удалось выяснить, что консолидация памяти — превращение кратковременной памяти в долговременную — наиболее активно происходит именно во сне.

3) Консолидация памяти — превращение кратковременной памяти в долговременную — наиболее активно происходит во время сна, когда в нервных клетках образуются новые межнейронные контакты, необходимые для запоминания информации.

4) Сон лишь иная форма активности мозга, причём ночью наша нервная система трудится гораздо больше и эффективнее, ведь внешние сигналы не мешают ей сортировать полученную за день информацию.

5) Во время сна, когда в нервных клетках образуются новые межнейронные связи, наиболее активно происходит консолидация памяти — превращение кратковременной памяти в долговременную, что способствует запоминанию информации.

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОНТАКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КОНТАКТ, -а, м.

1) Соприкосновение, соединение (спец.). Электрический к. Тектонический к. (в земной коре).

2) Деловая связь, согласованность в действиях. Торгово экономические контакты. Войти в к. с кем-н. Действовать в контакте с кем-н.

3) Непосредственное общение. К. с больным.

4) Деталь, обеспечивающая соприкосновение проводов электрической цепи (спец.). Припаять к.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ встрече присутствовали политики дружественных стран. Биологически активные вещества, содержащиеся в сельдерее, оказывают БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ влияние на обмен веществ в организме.

Стремясь к объективной оценке происходящего, педагог старался не выражать своего ЛИЧНОГО мнения.

Актриса, получившая награду, доказала, что вовсе не обязательно обладать ЭФФЕКТНОЙ внешностью.

Главное — не ошибиться, ВЫБИРАЯ свой жизненный путь.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Надменное высокомерие и презрение к людям своего племени сделали героя рассказа Горького изгоем.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ЯБЛОК в ДВЕ тысячи одиннадцатом году

РАЗОЖЖЁМ костёр ДВУМЯСТАМИ экземплярами

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами предложения

1)В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду».

2)В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.

3)Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.

4)Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.

5)В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.

6)Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

7)Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

8)В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.

9)В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу.

1) К..ардинальный, об..няние, инт..ллектуальный

2) т..оретик, з..ботливый, л..минировать

3) в..ронка, вл..стелин, пок..рать

4) апп..тит, пок..ряющий, сер..ал

5) п..риодический, упл..тняя (бетон), укр..титель

1) и..коверкать, бе..жизненный, ра..торгнуть

2) меж..языковой, об..яснение, неот..емлемый

3) Пр..морье, пр..емлемый, беспр..страстный

4) С..подчинение, раз..чаровать, без..тказный

5) пред..дущий, супер..гра, с..знова

1) испыт..вать, потреб..вать

2) ливн..вые (дожди), ослаб..вать

3) задумч..вый, (новый) владел..ц

4) вывеш..вать, завистл..вый

5) раскрепощ..нность, еж..вые (рукавицы)

1) Дорогосто..щая (мебель), кле..щиеся (обои)

2) раздел..шь, колебл..мый

3) пряч..шься, выключ..вший (фары)

4) (врачи) перевяж..т, слыш..щий (всё)

5) сдерж..нный, (слова много) знач..т

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В. Г. Короленко пишет о людях, (НЕ)ПОКОРИВШИХСЯ судьбе, полных желания правды и свободы.

Он ехал, как ему казалось, всё время прямо, ничего (НЕ)ВИДЯ перед собой, кроме головы лошади.

Но по природе отец будущего писателя был далеко (НЕ)ЗЛЫМ человеком.

Эта (НЕ)ОКОНЧЕННАЯ картина ознаменовала возвращение Врубеля к теме, волновавшей его всю жизнь.

Голос Ю. Б. Левитана был нисколько (НЕ)ПОХОЖ на голоса всех остальных дикторов.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Выйдя из дома, мы (В)НАЧАЛЕ следуем по просёлочной дороге, а (ЗА)ТЕМ по асфальтированному шоссе.

Пока дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового леса, мы (ЗА)ЧАСТУЮ вспугивали целые выводки уток, приютившихся здесь.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего пути мы ТО(ЖЕ) делали продолжительные остановки у воды, несмотря на громадную потерю времени.

Сторона, (ПО)ВИДИМОМУ, была глухая: везде виднелся лес, а полей и деревень всё ТАК(ЖЕ) не было.

Напрасно всматривались мы (В)ДАЛЬ горизонта: (НА)ВСТРЕЧУ нам поднимался туман.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Просторная терраса дачи была очень ярко освеще(1)а лампой и четырьмя стари(2)ыми канделябрами, расставле(3)ыми на дли(4)ом чайном столе.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Лес замолкает и в зареве пылающего костра он кажется волшебно-призрачным.

2) А. С. Пушкин не боялся разговорных слов и выражений и смело вводил их в поэзию.

3) Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий но и в области быта и уклада.

4) Работа его успокаивала проясняла голову и за работой незаметно прошло два часа.

5) В нашей поэзии есть и раздумье и грусть и горечь разлук и печаль неосуществлённых встреч.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В. Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «лирическим» пейзажем.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Название «Коломна» (1) по мнению некоторых исследователей (2) восходит к финскому слову. До прихода славян на данной территории жили финские племена, они-то (3) вероятно (4) и оставили это название.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Провинциальный музей (1) экспозицию (2) которого (3) можно назвать памятником художнику (4) обладает одним из самых богатых собраний работ знаменитого пейзажиста.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дарья Александровна попробовала было играть (1) но долго не могла понять игры (2) а (3) когда поняла (4) то так устала (5) что села с княжной Варварой (6) и только смотрела на играющих.

21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Под Владимиром, в посёлке Муромцево, стоит необычный замок в неоготическом стиле. (2)Ныне замок заброшен, но даже развалины восхищают красотой и вызывают уважение к мастерству талантливого архитектора-стилизатора П. С. Бойцова. (З)Этот замок был построен когда-то в вотчине полковника Владимира Семёновича Храповицкого, который в 1884 году получил усадьбу в наследство и с душой и любовью приступил к её обустройству. (4)3а пять лет были построены два усадебных дома, летний театр, купальня, дом управляющего, изящный конный двор и необычный охотничий дворик. (5)На территории усадьбы разбит дендрарий, на птичьем дворе собрано невиданное разнообразие редких птиц и животных. (б)Необычные для русской архитектуры сооружения в неоготическом стиле окружали сказочные ухоженные сады, в искусственных прудах плавали белые лебеди, многочисленные фонтаны били ввысь струями сверкающих брызг, с насыпного пригорка низвергался бурлящий водопад.

Прочитайте текст и выполните задания 22—27.

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

— (4)Дяденька, дайте два патрона.

— (5)На что тебе патроны?

— (6)А так. на память.

— (7)На память патронов не дают.

(8) Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9) Губы мальчишки презрительно кривятся:

— Ну вот! (10)Что с них толку?

— (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, отцепить от тягача небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16) И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17) Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это — обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне.

(26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

— (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (ЗО)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Иотом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(33)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

* Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков, 1904-1941) — русский советский детский писатель, киносценарист, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

1) В годы Великой Отечественной войны детей рядом с линией фронта не было, они помогали взрослым в глубоком тылу.

2) Рассказчик восхищается находчивостью Якова, научившегося стрелять патронами из крынки.

3) Пятнадцатилетний Яков, будучи комсомольцем, никому не врал, отвечал на вопросы честно и прямо, в свою очередь, собеседники подростка, видя его комсомольский билет, верили ему на слово.

4) Отдавая Якову обойму от своей винтовки, рассказчик взял на себя ответственность за то, что каждая из пяти пуль будет использована по назначению.

5) Нередко подростки переживают всё, что происходит на войне, гораздо острее, чем взрослые.

1) Предложение 21 содержит элементы описания.

2) Предложение 30 содержит аргументированный ответ на вопросы, поставленные в предложениях 27-28.

3) В предложениях 30, 31 содержится описание действий.

4) В предложениях 35-37 представлено описание.

5) В предложениях 40-42 представлено рассуждение.

23. Из предложений 40-42 выпишите один фразеологизм.

24. Среди предложений 11-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического(-их) повтора(-ов). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Отношение взрослых к таким детям, как Яков, в годы войны было двойственным. В этом можно убедиться, обратив внимание на языковые средства, которые использует автор, характеризуя юного героя и его сверстников. Это лексические средства: (А)___ („несуразное, бестолковое» в предложении 30, „беспредельным » , „безграничной » в предложении 37), (Б)___(„хлопчик » в предложении 3, „кривятся » в предложении 9) — и такая форма речи, как (В)___ (предложения 4-7, 9-15). Автор объясняет, откуда в детях появилось такое сильное желание идти на фронт, используя синтаксическое средство — (Г)____(в предложениях 17, 18)».

4) вопросительные предложения

5) ряды однородных членов предложения

6) разговорная и просторечная лексика

9) книжная лексика

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие! И обоснуйте его.

Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду»,

2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.

3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.

4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.

5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.

6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

7) Воины селились непосредственно в месте прохождения линий обороны, которые несли службу на засечных чертах.

8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.

Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.

1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду». Сложное предложение с несогласованным предложением. Есть ошибка: если при несогласованном приложении (названии в кавычках), есть родовое слово (поэма), то название в кавычках не изменяется по падежам. Верно: выучили наизусть поэму Гомера «Илиада». (Ошибка В)

2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников. Простое предложение, допущена ошибка в согласовании подлежащего (МГУ – университет, мужской род) и сказуемого. Верно: МГУ провел … (Ошибка Г)

3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях. Простое предложение с однородными членами, грамматической ошибки нет.

4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки. Сложное предложение, грамматической ошибки нет.

5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома. Простое предложение, осложнено причастным оборотом. Есть ошибка: определяемое слово находится внутри причастного оборота. Верно: стук яблок, падавших с веток на тесовую крышу дома. (Ошибка А)

6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения. Простое предложение с деепричастным оборотом. Грамматической ошибки нет.

7) Воины селились непосредственно в месте прохождения линий обороны, которые несли службу на засечных чертах. Сложноподчиненное предложение. Главная часть: «Воины селились непосредственно в месте прохождения линий обороны», придаточная часть: «которые несли службу на засечных чертах». Допущена ошибка в построении сложного предложения. Слово «которые» относится к слову «воины», поэтому придаточное предложение должно стоять за ним. Верно: Воины, которые несли службу на засечных чертах, селились непосредственно в месте прохождения линий обороны. (Ошибка Б)

8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил. Простое предложение с несогласованным приложением. Грамматической ошибки нет.

9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу. Простое предложение с однородными членами, есть ошибка: неверно употреблен союз. Верно: не только физику Сахарову, но и академику Канторовичу. (Ошибка Д)

Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.

В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.

Задание 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Б) ошибка в построении сложного предложения

B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) В древности человек, с трудом преодолевавший большие расстояния, постепенно узнавал о существовании народов, живших в далёких землях.

2) В картине легко различается композиционный центр, к которому сходились основные линии пейзажа: очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу.

3) Приехавшая к нам бабушка рассказывала, что запах белой гвоздики, нагретой солнцем, распространился по всему вагону.

4) Стремясь отобразить на полотне игру света, Моне наносит мелкие стремительные мазки, напоминающие сверкающие пятнышки.

5) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду».

6) Как только взошло солнце, заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя.

7) Те, кто побывал на выставке художников в Париже, помнит скандал, который вызвала картина Моне «Впечатление. Восход солнца».

8) В ночной тишине слышался глухой стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.

Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.

1) В древности человек, с трудом преодолевавший большие расстояния, постепенно узнавал о существовании народов, живших в далёких землях. – Простое предложение, осложнено причастными оборотами, грамматических ошибок нет.

2) В картине легко различается композиционный центр, к которому сходились основные линии пейзажа: очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу. – Глаголы различается и сходились не сочетаются по времени. (Ошибка А)

3) Приехавшая к нам бабушка рассказывала, что запах белой гвоздики, нагретой солнцем, распространился по всему вагону. – Простое предложение, осложнено причастными оборотами, грамматических ошибок нет.

4) Стремясь отобразить на полотне игру света, Моне наносит мелкие стремительные мазки, напоминающие сверкающие пятнышки. – Простое предложение, осложнено деепричастным и причастным оборотами, грамматических ошибок нет.

5) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду». – Есть несогласованное приложение (название в кавычках), стоящее при родовом слове (поэму). При родовом слове название в кавычках не склоняется. (Ошибка Д)

6) Как только взошло солнце, заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя. – Грамматических ошибок нет.

7) Те, кто побывал на выставке художников в Париже, помнит скандал, который вызвала картина Моне «Впечатление. Восход солнца». – Те(мн. ч.) помнит (ед. ч.). Подлежащее и сказуемое не согласованы. (Ошибка Г).

8) В ночной тишине слышался глухой стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома. – Простое предложение, осложнено причастным оборотом, допущена грамматическая ошибка (определяемое слово находится внутри причастного оборота). Ошибка В.

9) Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос, что неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ, как нацию. – Сложное предложение, допущена грамматическая ошибка (союз что и союз неужели). Ошибка Б.

Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.

В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.

Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду»,

2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.

3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.

4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.

5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.

6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

7) Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве.

8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.

Рассмотрим каждое из данных предложений и определим, допущены ли в них грамматические ошибки.

1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду». Сложное предложение с несогласованным предложением. Есть ошибка: если при несогласованном приложении (названии в кавычках), есть родовое слово (поэма), то название в кавычках не изменяется по падежам. Верно: выучили наизусть поэму Гомера «Илиада». (Ошибка В)

2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников. Простое предложение, допущена ошибка в согласовании подлежащего (МГУ – университет, мужской род) и сказуемого. Верно: МГУ провел … (Ошибка Г)

3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях. Простое предложение с однородными членами, грамматической ошибки нет.

4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки. Сложное предложение, грамматической ошибки нет.

5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома. Простое предложение, осложнено причастным оборотом. Есть ошибка: определяемое слово находится внутри причастного оборота. Верно: стук яблок, падавших с веток на тесовую крышу дома. (Ошибка А)

6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения. Простое предложение с деепричастным оборотом. Грамматической ошибки нет.

7) Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Сложное предложение, есть ошибка: придаточное определительное стоит не после слова, к которому относится. Верно: книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила … (Ошибка Б)

8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил. Простое предложение с несогласованным приложением. Грамматической ошибки нет.

9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу. Простое предложение с однородными членами, есть ошибка: неверно употреблен союз. Верно: не только физику Сахарову, но и академику Канторовичу. (Ошибка Д)

Проверка. Обязательно разберите каждое предложение из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку. Цифры в ответе не повторяются.

В ответ выписываем цифры, соответствующие буквам, чётко соблюдая их порядок, без пробелов и запятых.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Правильный ответ впишите в ячейку напротив соответствующей буквы.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  • А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • Б) ошибка в построении сложного предложения
  • В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  • Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Д) ошибка в построении предложения с однородными членами предложения
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • 1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду».
  • 2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников.
  • 3) Художники эпохи Возрождения использовали образцы античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в деталях.
  • 4) Тот, кто отправился в поход и вынужден экономить на продуктах, может самостоятельно приготовить муку из корневища белой кувшинки.
  • 5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.
  • 6) Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.
  • 7) Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве.
  • 8) В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические споры представителей разных социальных сил.
  • 9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
5) В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.

В ночной тишине слышался стук падающих яблок с веток на тесовую крышу дома.

Б) ошибка в построении сложного предложения
7) Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве .
Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить друзей.

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
1) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду» .

В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиада» .

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
2) В этом году МГУ провело несколько олимпиад для школьников. (МГУ – Московский Государственный Университет (м.р.))
В этом году МГУ провёл несколько олимпиад для школьников.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами предложения

9) В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, а и экономисту — академику Л. В. Канторовичу .
В 1975 году Нобелевская премия была присуждена не только известному физику А. Д. Сахарову, но и экономисту — академику Л. В. Канторовичу.

Читайте также: