В моем глазу соринку видишь в своем бревна не замечаешь

Обновлено: 07.05.2024

Продолжая пояснять Свою мысль о том, что люди не должны судить в смысле осуждать, изобличать своих ближних, Иисус Христос сказал: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» ( Матф.7:3 ). Как нужно понимать эти слова?

При толковании этого стиха многие пояснители (экзегеты), сталкивались с трудностями в пояснении и давали порой взаимоисключающие толкования. Первая трудность при толковании этого стиха была связана с переводом слова «сучок». В немецком переводе Библии Лютер перевел это слово так, что оно стало многосмысловым словом и стало означать занозу, спичку, осколок. В английском переводе Библии это слово обозначает атом, маленькую частичку или спичку. В латинском переводе Библии, Вульгате, а также в русском Синодальном переводе это слово обозначает сучок.

Возможно неточности перевода этого слова и вызвали противоречивые толкования 3-го стиха. Так например Святой Феофилакт пишет: «Господь показывает, что тот, кто много грешит, не может хорошо видеть греха брата своего, потому что каким образом сможет увидеть прегрешение другого, легко уязвленного, тот кто сам имеет бревно в глазу?» Вопреки утверждению Феофилакта о том, что «тот кто много грешит, не может хорошо видеть греха брата своего», Иисус Христос говорит о том, что критикующие люди хорошо видят аллегорически представленные в виде сучка даже малые грехи брата своего. А свои большие грехи (представленные в виде бревна) не замечают.

Европейский экзегет Толюк, поясняя 3-й стих, говорит, что «собственная греховность лишает человека правильного духовного взгляда, чтобы судить о нравственных преступлениях других». Но вопреки этому утверждению о том, что «греховность лишает человека правильного духовного взгляда чтобы судить. », в словах Иисуса Христа говорится о человеке, который несмотря на свою греховность, активно судит ближнего за его даже незначительный грех.

Экзегет Цан так пояснил 3-й стих: «Маленькое постороннее тело затрудняет зрение, а большое делает его невозможным». В своем пояснении Цан воспринимает слова Спасителя буквально, в то время когда в разбираемой фразе используется иносказание и посредством сучка и бревна говорится не о постороннем теле, которое «затрудняет зрение», а о степени греховности критикующего человека, имеющего большой грех (с бревно величиной) и о его ближнем (брате), имеющем незначительный грех (величиной с сучок). А также говорится о том, что изобличитель чужого незначительного греха не только имеет ничем не затрудненное зрение, но и любит критиковать ближнего с малым грехом. Хотя при этом сам изобличитель отягощен значительными грехами.

Находились экзегеты, которые недоумевали по поводу того, что «если в глазу брата моего соринка, причиняющая ему боль, а у меня в глазу гораздо большее тело, бревно, то последнее мне не только должно причинять боль, но ещё и совершенно загораживать от меня какие бы то ни было чужие соринки или грехи. Что соринка может попасть в глаз брата, это случается часто и потому вполне понятно. Но каким образом может попасть и находиться в глазу целое бревно» («Толковая Библия» под редакцией А.П. Лопухина, издание журнала «Странник» 1911, том 9, стр. 144).

Очевидно, что в этих словах не учитывается того, что в 3-м стихе говорится о нравственных отношениях людей, и при помощи аллегорического сравнения в виде сучка и бревна показывается степень греховности изобличителя и изобличенного. Эта мысль подтверждается например тем аргументом, что о боли в глазу, вызванной присутствием соринки или бревна загораживающих зрение, в словах Спасителя ничего не говорится, подразумевая морально-нравственные категории, в силу которых обличитель хорошо видит чужие недостатки и не замечает свои. А.П. Лопухин так поясняет это место: «В глазу всегда отражаются разные внешние предметы как в зеркале, что может видеть всякий, кто близко смотрит в глаз своего брата. Он может видеть отражающийся за роговой и другими оболочками в глазу другого, предметы. Понятно, что такие отражающиеся предметы не производят и не могут производить никакой боли и нисколько не препятствуют видеть в моем глазу. В моем глазу может отражаться целое бревно а в глазу брата сучок. Я не вижу бревна, а сучок вижу» («Толковая Библия» под редакцией А.П. Лопухина, указанное издание, том 9, стр.145).

Однако такое толкование противоречит 4-му и 5-му стиху, в которых говорится не об отраженном бревне и сучке, а об иносказательных образах бревна и сучка, которые нужно вынуть из глаз. При толковании 3-го стиха нужно учитывать более точный перевод слова «смотришь» обозначающего:

Таким образом слово «смотришь» применяется в значении видишь, обращаешь внимание «на сучок в глазе брата твоего». Заметив в виде сучка недостаток, размышляешь, изобличаешь этот недостаток. При анализе 3-го стиха нужно не забывать также и то, что разбираемые слова являются продолжением и пояснением мысли о том, что люди, не судящие своих ближних, не будут судимы. Потому что судить людей могут только праведники. Об этом и говорит Иисус Христос в разбираемой фразе, указывая на то, что перед тем как судить брата своего, человек сам должен быть безгрешным. Эту мысль Иисус Христос в разбираемой фразе высказал аллегорически.

Недостатки, которые критикует человек у брата (то есть ближнего) своего Иисус Христос представил в виде сучка. Человек, связанный со столярным или плотницким делом, знает, что сучок в доске считается недостатком. Потому что сучок может выпасть из доски, оставив дырку, а также способствует возникновению трещин. Поэтому в столярно-плотницком деле выше ценятся доски без сучков, а сучковатые доски считаются второсортными.

Итак, сучок в словах Иисуса Христа представлен как символ недостатков. Под братом в разбираемых словах подразумевается ближний, то есть люди, которые окружают человека. Обращая внимание на человека, который критикует ближнего (брата твоего) и который заметил в глазе брата сучок (недостаток), Иисус Христос указывает на то, что критикующий человек сам заслуживает критики. Так как этот человек сам имеет огромное количество недостатков. Эти недостатки Иисус Христос также представил аллегорически в виде бревна, сказав « а бревна в твоем глазе не чувствуешь».

В разбираемых словах бревно сравнивается с сучком для того, чтобы показать по объему и внешнему виду насколько сучок меньше бревна. Под сучком подразумеваются недостатки и изъяны, которые критикующий человек заметил у брата своего. И таких изъянов мало. Они представлены иносказательно в виде небольшого сучка. Под бревном подразумеваются недостатки, свойственные критикующему человеку. Таких недостатков много. Аллегорически эти недостатки представлены в виде огромного бревна, которое по своей массе многократно превосходит сучок.

Разбираемыми словами Иисус Христос указывает на то, что обличитель способен к осуждению даже малого греха, когда сам имеет значительно больше грехов. Спаситель осуждает человека, который любит и стремится критиковать и изобличать в ближних их грехи.

С точки зрения христианства, суд (то есть злословие и злорадство) над грехами ближних является недостойным поступком. Потому что истинный христианин должен проявлять милосердие к ближнему, не осуждать, а исправлять терпением и любовью. Если Господь судит человека за все его поступки и всю его жизнь, имея полное право на суд, то государственные суды и люди, дающие частные осуждения, имеют частное право на суд, выражающееся в осуждении не всей жизни, а только отдельных поступков человека. Не имея полного права судить, люди между собой должны жить мирно, не деля себя на праведников и грешников и не гордясь друг перед другом показной святостью, потому что Господь посылает солнце и дождь грешникам и праведникам. «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Матф. 5,45 ).

Истинный христианин не должен со злорадством и высокомерием изобличать грехи ближнего своего, подчеркивая свое показное доброчестие, и греховность ближнего, потому что Иисус Христос принял муки крестные и пришел для спасения всех людей на свете, как грешников так и праведников. Поэтому изобличитель греха в разбираемых словах Спасителя повинен не только в грехах, которые присутствуют в его глазу и представлены аллегорически в виде бревна, но сверх того повинен в грехе высокомерия и гордыни, таких греховных чувств которые подбивают его на критику и изобличительство чужих грехов и позволяют не видеть грехи собственные.

Суровый и непримиримый изобличитель чужих грехов поступает не как истинный христианин, а как фарисей. Потому что именно фарисеям был свойственен дух критиканства и изобличения недостатков ближних. Именно фарисеи, заслонившись от Бога многочисленными обрядами и усложненной системой богослужения, обьявляли себя людьми, единственно правильно понимающими учение Божье, приписывали себе право пояснять Божье учение и часто поясняли его так, как это было выгодно им, вопреки истине. Одержимые высокомерием, они выставляли напоказ свое мнимое благочестие и считали себя вправе разоблачать чужие грехи и осуждать других людей, не замечая грехи и ошибки собственные.

Темная сущность этих последствий проявляется в том, что в душе человека, который любит критиковать и изобличать, нет любви, сочувствия и сострадания к ближнему. А это значит, что в такой душе закостенелого изобличителя нет Духа Христова. А отсутствие любви к ближнему это главная черта не христианской души, в которой не стало светлого присутствия Христова. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Иоан.4:20 ).

Поддавшись греховному желанию язвительно изобличать и желчно критиковать, для того чтобы потешить свое самолюбие и гордыню, человек-изобличитель начинает приобретать и другие отрицательные черты характера, позволяя своей душе катиться в бездну зла. Утеряв силу Божественной любви к ближнему, человек постепенно и незаметно для себя отходит от Бога и своими злыми поступками начинает служить злу, отстраняясь от Господа всё дальше и дальше.

Таким образом разбираемые слова Иисуса Христа применительны к человеку, который увлекшись язвительной критикой и злословием, катится вниз по наклонной плоскости к своему духовному падению и взращивает в своей душе любовь к злословию, вместо сострадания к ближнему. Злословие и язвительное изобличение грехов ближних имеет губительные последствия и потому, что осуждение и оголтелая критика толкают заблудшего ближнего, которого гневно критикуют, в ещё большую тьму греха. Оглушенный язвительными насмешками и разоблачениями, заблудший ближний не способен вникнуть в свои ошибки и разобраться в своих грехах. Наоборот такой человек способен замкнуться в себе и озлобиться. Потому что оголтелая критика и ругань его грехов причиняет грешнику душевные страдания и переживания и не способствует тому, чтобы он разобрался в своих ошибках.

Поэтому истинные христиане ставят своей целью не осуждать, а спасти, разъяснить и наставить на путь истинный заблудшего человека. Не обругать и насмеяться, а протянуть руку помощи и оказать заботу о ближнем. В этом проявляется позиция христианина. Более того истинный христианин ради исправления и спасения ближнего может пойти даже на самопожертвование. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Иоан.15:13 ). Христиане так поступают потому, что знают о том, что никто никогда на свете не был спасен и перевоспитан укорами и осуждением и не был выведен из заблуждений злословием и язвительной критикой и высокомерным порицанием. Потому что, обидясь на злословие, люди концентрируют свое внимание на своей обиде, уходят от логических рассуждений и не стремятся понять своих грехов и ошибок. А высокомерные разоблачители также удаляются от Христа, попадая в сети греха, потому что начинают любить зло и служить ему.

Согласно учению Христову, только кротостью и смирением, всепобеждающей любовью и состраданием к ближнему можно добиться исправления ошибок и улучшения нравственной природы человека. Могучее влияние светлых истин Христовых при их изложении не нуждается в укорах и злословии. Потому что только любовь к ближнему и терпение в исполнении заповедей Божьих способны преобразить грешника в образ, подобный прекрасному лику Христову и улучшить человеческую духовно-нравственную природу.

Кто знает, как точно звучит цитата и кто её автор?
Я забыл. но точно знаю, не общепринято.
Как-то процитировал, а модераторы -темные, непросвещённые люди ))))))))), не знакомые с классикой афоризмов, удалили ответ.
А автора я сам не вспомнил, так что показать ребяткам, что они не правы, не смог.

В чужом глазу соринка видна, а в своем и бревна не заметишь.
В чужом глазу соломинку видеть, а в своём — бревна не замечать.

Why do you see the speck in your brother's (neighbor's) eye, but do not notice the log in your own eye?

41"Why do you look at the speck of sawdust in your brother's eye and pay no attention to the plank in your own eye? 42How can you say to your brother, 'Brother, let me take the speck out of your eye,' when you yourself fail to see the plank in your own eye? You hypocrite, first take the plank out of your eye, and then you will see clearly to remove the speck from your brother's eye.

(Luke 6:41-42 New International Version. (Also Matthew 7:3-5.))

41Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 42Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

(От Луки 6:41-42)
во всех случаях цитируется Евангелие :)

Александр Пушкин
«От всенощной вечор идя домой»

От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна с Марфушкою бранилась;
Антипьевна отменно горячилась.
«Постой, — кричит, — управлюсь я с тобой;
Ты думаешь, что я уж позабыла
Ту ночь, когда, забравшись в уголок,
Ты с крестником Ванюшкою шалила?
Постой, о всем узнает муженек!»
— Тебе ль грозить! — Марфушка отвечает:
Ванюша — что? Ведь он еще дитя;
А сват Трофим, который у тебя
И день и ночь? Весь город это знает.
Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой пизде соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна.

Лук. 6:42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Смысл таков. Что если у нас какая то проблема внутри сердца, то помогают это опознать нам ближние. То есть если мы на кого то раздражаемся то именно это же есть и в нас самих. Для нечистого все нечисто. Лук. 11:34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
Если мы сами в проблеме, то и на других будем реагировать так. Если человек много врет сам, то он и другим никому не будет доверять. Он отталкивается из собственного опыта. И смотрит на других через себя. Люди которые живут чисто, они наивны и доверяют. Продолжим про бревно. Вощем если мы начинаем кому то вытаскивать сучек в глазе, тоесть обличаем. Это означает что у нас огромная проблема. Именно эти люди нам помощники, они помогают нам увидеть большую проблему в нас. Именно наша реакция свидетельствует нам о том что у нас бревно. Так мы можем работать над собой и корректировать себя. Следи что у тебя внутри происходит. Если кто то накосячил, а тебя это очень задело. Значит в тебе есть тоже самое только больше. Просто мы свои же грешки п ытаемся убить в других, а не в себе. Потому что в себе не получается, не хватает сил или желанья. И вот тогда мы эти же косяки пытаемся уничтожить в других. Но наша ответственность именно за нашу жизнь. Мы же других судим по делам, а себя по намерениям. И те люди кто к себе жоский, к другим мягкий. И наоборот если к себе слишком мягкий, то к другим слишком жоский. Но есть разные моменты индивидуальные.

Ст. 3-5 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего », а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

И хорошо сказано: Лицемер! Ведь осуждать пороки есть дело честных и доброжелательных людей. Когда это делают злые, они, как лицемеры, играют чужие роли, скрывая под маской свою суть, и изображают с помощью маски то, чем не являются. Таким образом, под именем лицемеров тебе следует понимать притворщиков. И особенно остерегаться того назойливого рода притворщиков, которые с ненавистью и завистью предпринимают обличение всех пороков и желают при этом казаться дающими советы. Потому следует благочестиво и осмотрительно бдить, чтобы, когда необходимость будет вынуждать нас осуждать или упрекать кого-то, мы сперва рассуждали, является ли порок таким, которого мы никогда не имели или от которого мы уже избавились. И если мы никогда не имели его, то должны помышлять, что мы - люди и могли бы иметь. А если имели и избавились, то следует вспомнить об общей немощи, чтобы этому осуждению или упреку предшествовала не ненависть, а милосердие, и чтобы это послужило к исправлению или обращению того, ради которого мы делаем это (ведь результат неясен), но мы были бы спокойны благодаря честности нашего взгляда. Если же, поразмыслив, мы обнаружим, что сами пребываем в том же пороке, что и тот, кого собирались осудить, то да не осудим и не упрекнем, но станем горько плакать и призывать не его к повиновению нам, но к обоюдной решимости [избавиться от этого порока]!

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3-5 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего

Здесь говорится о тех людях, которые, хотя сами являются повинными в смертном грехе, но братьям не спускают меньших грехов, [как бы] процеживая [В ( Мф. 23:24 ) : оцеживающие] комара и поглощая верблюда ( Мф. 23:24 ) . Итак, по справедливости и они за свою притворную праведность, - как и выше мы сказали, - называются лицемерами, которые сквозь бревно глаза своего усматривают сучок в глазе брата своего.

Блж. Феофилакт Болгарский

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь

См. Толкование на Мф. 7:2

Евфимий Зигабен

Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши

Сучком указал на весьма малую погрешность, а бревном – на весьма большую, потому что бревно – весьма длинная колода. Этим желает сказать: каким образом ты усматриваешь в душе брата своего незначительный грех, а в своей и весьма тяжкого не замечаешь? Всякий лучше знает свои, чем чужие, и лучше видит большие, чем меньшие.

Еп. Михаил (Лузин)

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь

Сучок в глазе брата

Речь иносказательная; спица, или κάρφος небольшая острая часть какого-либо де­рева, растения, ость колоса или травы, это — символ какого-либо незначительного нравственного недостат­ка в образе действий или поведении ближнего.

Бревно

Это образ больших нравственных недо­статков в собственном нашем поведении. Смысл из­речения тот, что мы более склонны примечать незна­чительные недостатки в ближних, чем сознавать бо­льшие недостатки собственные.

Лопухин А.П.

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь

( Лк. 6:41 ) . При толковании этого стиха многое зависит от того, что понимать под словом κάρφος, соринку ли, попавшую в глаз, или действительно древесный сучек, хотя бы и маленький. Слово, конечно, имеет и то, и другое значение (Вульгат. festuca — сучок; нем. пер. Лютера: Splitter, заноза, спичка, осколок; англ, mote — атом, маленькая частичка, спичка). По всей вероятности неточные слова, поставленные в немецком и английском переводах, были причиною того, что западные экзегеты, по-видимому, почти совсем не понимают этого текста и их рассуждения представляются иногда даже странными.

Впрочем, этот упрек может относиться не к ним одним, но и к некоторым древним толкователям. Напр., Феофилакт пишет: “Господь показывает, что тот, кто много грешит, не может хорошо видеть греха брата своего (δείκνυσι δε ό κύριος, ότι ουδέ δύναται ίδεΐν καλώς το του αδελφού άμάρωημα ό μεγάλα άμαρτάνων); потому что каким образом сможет увидеть прегрешение другого, легко уязвленного, тот, кто сам имеет бревно в глазу?” Но об этом ли говорит Спаситель? Кажется, что Он как раз выражается наоборот, что грех брата мы обыкновенно хорошо видим, а своего собственного большого греха не замечаем. Объяснения западных экзегетов еще более неудовлетворительны, чем объяснение Феофилакта. Так, Толюк говорит, что “собственная греховность лишает человека правильного духовного взгляда, чтобы судить о нравственных преступлениях других”. Цан утверждает, что попавшее в глаз “маленькое постороннее тело затрудняет зрение, а большое делает его невозможным”. Соринка или бревно суть, следовательно, образы малых и больших нравственных недостатков и мешают нам правильно познавать предметы и обходиться с ними. Поэтому Цан считает непонятным, чтобы тот, у кого большой недостаток (как бревно), замечал неважный недостаток у другого, и думает, что “в области телесной жизни” это даже и “невозможно.” Хотя так и бывает на “нравственной почве”, однако все это представляется столь “неестественным”, что на вопрос, почему так именно поступает лицо, к которому Спаситель обращается с речью (τι δε βλέπεις), “не мыслим” никакой удовлетворительный, оправдывающий его деяние ответ.

По поводу этого толкования следует сказать, что действительно, если в глазу брата моего соринка, причиняющая ему боль, а у меня в глазу гораздо большее тело, целое бревно, то последнее мне не только должно причинять боль, но еще и совершенно загораживает от меня какие бы то ни было чужие соринки, или грехи. Что соринка может попасть в глаз брата, — это случается часто и потому вполне понятно. Но каким образом может попасть и находиться в моем глазу целое бревно? В комментариях мы нигде не нашли нужного объяснения. Если скажут, что все это — только образы для обозначения нравственных отношений, то на это можно ответить, что образы должны же сколько-нибудь соответствовать природе и действительности, иначе они окажутся слишком грубыми, неестественными и преувеличенными, что вполне и признают разные толкователи. Мы, с своей стороны, думаем, что под κάρφος 3-го стиха следует разуметь не “соринку” и не “соломинку”, причиняющую боль (об этой боли ничего Спаситель не говорит), а целый действительный “сучок,” festuca, как в русском, славянском и Вульгате, и что этот сучок вовсе не причиняет никакой боли. В глазу всегда отражаются разные внешние предметы, как в зеркале, что может видеть (βλέπειν) всякий, кто близко смотрит в глаз своего брата. Он может видеть отражающиеся за роговой и другими оболочками в глазу другого, в зрачке, предметы (διαβλέπειν — с. 5). Понятно, что такие отражавшиеся предметы не производят и не могут производить никакой боли, и нисколько не препятствуют видеть. В моем глазу может отражаться целое бревно, а в глазу брата — сучок. Я не вижу бревна, а сучок вижу. При таком толковании удовлетворительно объясняется и другое выражение: κατανοειν. Спаситель не говорит: ты не чувствуешь боли от бревна, или ты не видишь его, а собственно не думаешь, не размышляешь о том, что отражается у тебя в твоем собственном глазу (значение κατανοειν только в виде исключения — переходное = просто размышлять, обыкновенное же переходное, направлять внимание на что-нибудь, рассматривать, замечать, примечать — Кремер).

Следовательно, образы, употребленные Спасителем, представляются вполне естественными и отвечающими действительности. Правда, против предлагаемого нами толкования можно возразить, что ему, по-видимому, противоречат выражения следующих 4 и 5 стихов. Об этом мы скажем в своем месте; теперь же заметим, что связь ст. 3-го с предыдущим понятна. В 3 стихе Спаситель объясняет, почему мы не должны судить других, — потому, что судить значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки, и не обращать внимания на свои собственные. А между тем последние — больше грехов брата. Мысль та же, какая выражена в притче ( Мф. 18:23-35 ) . К сказанному прибавим, что подобная же мысль встречается в Талмуде в нескольких местах (см. Эдершейм, Жизнь и время Иисуса Мессии, т. 1 с. 678 и след.).

Прав. Иоанн Кронштадский

Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, иже есть во оце твоем, не чуеши

Видел и слышал я людей, которые с лукавством и злорадством рассказывают о некоторых темных пятнах в жизни и деятельности великих и даже святых людей и из-за этих темных, мнимых или истинных, пятен порицают всю жизнь человека, называя его лицемером и едва не богоотступником. Они представят вам и факты, только эти факты так же темны и сомнительны, как темна их подозрительная, лукавая душа, которая из чужого пятна, из чужого греха, чужой слабости хочет извлечь для себя мнимое оправдание для своих порочных дел. Но не оправдают они себя, а большее навлекут осуждение на себя за то, что видят сучец во оце брата своего и осуждают его, бервна же (поистине бревна) во оце своем не чуют. Ты говоришь: в этом святом отце или в этом благочестивом человеке есть такие и такие-то грехи. Что же? — Он человек. Но никто из людей не безгрешен. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин. 1:8 ) . Но разве ты без греха? Если же нет, что же ты бросаешь в брата камень осуждения? Если бы я стал разбирать твою жизнь по слову Божию, то я собственными твоими словами осудил бы тебя в бесчисленных и тяжких грехах: и в гордости, и в кичении, и в неверии, в любодеянии и в прелюбодеянии, и в кривотолковании слова Божия и заповедей Божиих, и в холодности к своей вере, и мало ли в чем! Я нашел бы, что, может быть, всё тело твое темно, потому что сердечное око твое лукаво. Ох! Как мне это противно — диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую его слабость. И люди, так поступающие, еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему! Какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна: за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть. Забыли они, что любовь… все покрывает ( 1Кор. 13:4 , 7) (толк о Филарете). Как много делают зла эти нравственные черви себе и другим! Они подрывают во многих законное уважение к известной особе, затемняют для них свет ее и отвлекают от подражания ей, и смущают душу их помыслами осуждения и себе вредят тем, что принимают от диавола яд осуждения ближнего. Брат! Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его ( Рим. 14:4 ) .

Прп. Исидор Пелусиот

Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, иже есть во оце твоем, не чуеши

Это общий, кажется, недуг - быть не только слепым для собственных своих грехопадений и зорким для проступков ближнего, себе самим отыскивать принужденные оправдания, для других же быть строгими и неумолимыми судиями, те, кто действительно освободился от самолюбия и держится той мысли, что брать верх должна справедливость, греша, произносят и себе самим тот же приговор, какой произнесли бы и ближним. Лучше же сказать, они исправляют себя покаянием, зная, что неисправимый достоин гибели. Сему-то строгому испытанию подвергая нас, Христос сказал: что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бревна же, иже есть во оце твоем, не чуеши? Не надлежит быть строгим судиею других тому, кто невнимателен к собственным своим недостаткам.

Свт. Афанасий Великий

Ст. 3-5 Чтоже видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего? Лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего

Если у самого тебя в оке бревно непотребства; то можешь ли, будучи слепым, предостеречь брата своего от сучьца малого греха? Богомудрый Павел, пиша к римлянам, о таковых лицемерах, приемлющих на себя вид благочестия, говорит: научая убо иного, себе ли не учиши? проповедая не красти, крадеши? глаголяй не прелюбы творити, прелюбы твориши? гнушаяся идол, святая крадеши? Иже в законе хвалишися, преступлением закона Бога бесчествуеши ( Рим. 2:21-23 ) ; и еще: имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши: таяжде бо твориши судяй ( Рим. 2:1 ) . Так, преступившие закон Пасхи преступлением сего закона бесчестят Христа, Господа Пасхи. Посему, кто осуждает за что-либо другого, а сам делает то-же, тот осуждает себя самого. Так и два старца, судившие Сусанну как прелюбодейцу, сами по закону Моисееву осуждены как прелюбодеи. И Фараону возмерено тою-же мерою, какою он мерял. Поскольку ввергал он в реку младенцев, то и сам погиб, потонув в Чермном море. И архиереи, убившие Захарию у жертвенника, сами при жертвеннике побиты римлянами, в научение тебе, что, какою мерою кто меряет, такою и ему возмерится. И имиже кто согрешает, сими и мучится ( Прем. 11:17 ) .

Свт. Иоанн Златоуст

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь

См. Толкование на Мф.7:1

Свт. Лука Крымский

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь

См. Толкование на Мф. 7:1

Троицкие листки

Ст. 3-4 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно

Продолжая пояснять предыдущие слова о сучке и бревне, Иисус Христос сказал: «Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Матф.7:4–5 ). Как нужно понимать эти слова?

При помощи иносказательных образов, сучка и бревна, в этих словах говорится о том, что человек не имеет права судить ближнего, указывая на его сучок (недостатки), так как сам грешен (имеет бревно в своем глазу). Нарисовав образ человека, который находит недостатки у других людей и не замечает свои собственные, Спаситель спрашивает о том, что если человек сам грешен, где же будет его совесть, когда он будет критиковать ближнего своего за меньшие недостатки, когда сам повинен в больших. То есть как обличитель скажет о том, что выймет сучок из глаза брата своего, когда в его собственном глазу бревно.

Однако нарисованный словами Спасителя тип человека не только не хочет замечать свои собственные недостатки, но и со злорадством обличает ближнего, повинного в меньших грехах чем сам обличитель, потому что такой человек ставит целью своей жизни находить изъяны в характере и поступках ближних и берется без зазрения совести их обличать. Доказательством того, что в разбираемой фразе говорится о человеке-обличителе, есть его слова, адресованные ближнему «дай я выну сучок из глаза твоего».

Как видим этими словами обличитель указывает в образе сучка на недостатки ближнего, при этом не замечая своих, более значительных недостатков. Именно такого человека Спаситель справедливо назвал лицемером. Кто такой лицемер? Это тот, кто знает, что он не прав, однако делает неправое дело, это тот, кто знает истину и сознательно искажает её. «Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью» (С.И. Ожегов, «Словарь русского языка», указанное издание, стр. 329).

Слово «лицемер» в 5-м стихе многих толкователей ввело в заблуждение. Так они связывали это слово с речью Иисуса Христа о лицемерах-фарисеях и считали эти слова Спасителя в 5-м стихе обличением фарисеев. Однако под словом «лицемер» следует понимать не только фарисеев, но и всех людей, которые, сознавая свою греховность, охотно берутся осуждать незначительные недостатки у ближних, не обращая внимания на свои большие прегрешения. Это происходит потому, что ближнего осудить легче чем признать свои собственные прегрешения.

В толковании 5-го стиха нужно обратить внимание на то, как дан совет бороться с собственными недостатками. Спаситель не говорит о том, что после того как обличитель вынет бревно из глаза своего, то ясно увидит сучок в глазу брата. Спаситель говорит о том, что обличающий человек прежде должен вынуть бревно из глаза своего. То есть обличитель прежде сам должен в виде бревна вынуть из глаза свои грехи. А только потом человек-обличитель, избавившийся от своих грехов, увидит «как нужно вынуть сучок из глаза брата твоего». Иными словами, после того как человек сам избавится от своих недостатков, он сумеет увидеть средство, при помощи которого можно вынуть сучок из глаза ближнего. То есть сумеет увидеть метод, позволяющий «вынуть сучок». Безусловно человек, очистивший себя от грехов, сумеет очистить и ближнего от недостатков не путем злословия и язвительного обличения, а при помощи доброжелательности, любви и терпения проявленных к ближнему его.

Как видим, в разбираемых словах Спаситель советует исполнить в первую очередь самое трудное и большое дело, вынуть бревно из своего глаза. Ведь признать свои ошибки и перевоспитать себя намного труднее, нежели критиковать ошибки других людей. Поэтому это дело, более трудное и большое, связанное выниманием бревна из своего глаза, то есть перевоспитание себя самого, нужно делать в первую очередь. А после этого дела Спаситель советует выполнить более легкое дело, «вынуть сучок из глаза брата». То есть помочь устранить ошибки и перевоспитать ближнего своего.

Последовательность в очищении от грехов себя и ближнего имеет такое исполнение потому, что если человек сумел превозмочь свои большие грехи и перевоспитал себя, то перевоспитать ближнего с меньшими грехами будет гораздо легче. Потому что такой человек уже имеет опыт борьбы со своими грехами, более значимыми чем грехи ближнего и поэтому сумеет помочь ближнему избавиться от незначительных грехов и ошибок.

«В чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь» — порой произносим мы в разговорной речи, намекая на то, что человек видит недостатки только в других, а не в самом себе. Выражение часто произносится неодобрительно, назидательно, поучающе.

Ситуации, к которым может быть применимо данное высказывание, к сожалению, не редко возникают в жизни. Многим людям свойственно относиться терпимо к своим недостаткам, но с большим удовольствием они критикуют и осуждают мелкие промахи других.


Существует несколько вариантов звучания данного выражения не только в русском языке, но и во многих языках мира. И здесь хотелось бы коснуться истории его возникновения.

Впервые фраза «Видеть сучок в чужом глазу и не видеть бревна в своем» упомянута в Библии. Об этом нам говорит Словарь крылатых слов и выражений»:


Затем выражение прочно вошло в разговорную речь, стало народным и обрело пословичное значение. Тот же источник говорит о том, что «Козьма Прутков дал свою версию этой фразы в традициях русской речи, что придает известному изречению юмористический характер: «Видяй сломицу в оке ближнего, не зрит в своем ниже бруса». С тех пор народ стал видеть в чужом глазу не только сучок, но и соломинку, порошицу, соринку, щепку, а своем не только бревна, но и пенька не замечать.

Не обвиняйте, чтобы не быть обвиненными, ибо в какой вине обвиняете, в такой и вас обвинят, и какою мерою мерите, такою и вам отмерят.

Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а в своем глазу бревна не замечаешь?

Как же ты скажешь ближнему твоему: давай, я выну сучок из глаза твоего, если у тебя бревно в глазу?

Лицемер! Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего.

Не давайте священножертвенного псам, чтобы они, обратясь, не растерзали вас, и не рассыпайте жемчужин перед свиньями, чтобы они не растоптали их ногами своими.

Просите, и будет дано вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо каждый просящий — получает, ищущий — находит, а стучащему — отворяют.

Есть ли среди вас такой человек, который подаст сыну своему камень, если тот попросит у него хлеба?

Или, если тот попросит у него рыбы, подаст змею?

Поэтому, если вы, будучи грешны, способны творить благодеяния детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный ниспошлет блага тем, кто просит у Него об этом.

Итак, чтобы люди делали вам все то, что вы хотите, то же самое делайте и вы им. В этом суть закона и писаний пророков.

Остерегайтесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри — хищные волки; их вы узнаете по плодам дел их. Разве собирают с терновника виноград или с репейника смоквы?

Так же и любое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а прогнившее дерево приносит плоды гнилые.

Не может ни хорошее дерево приносить гнилые плоды, ни прогнившее дерево приносить хорошие плоды.

Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, будет срублено и брошено в огонь.

Так что их вы узнаете но плодам дел их.

В Царство Небесное войдет не тот, кто обращается ко Мне: Господи! Господи! — но тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? Не Твоим ли именем изгоняли бесов? Не Твоим ли именем совершили множество чудес?

И тогда Я возвещу им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, творящие беззакония!

Итак, каждый, кто слушает эти слова Мои и поступает согласно им, уподобится благоразумному человеку, который построил дом свой на скале.

И пошел дождь, и разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, но он не разрушился, потому что был воздвигнут на скале.

А каждый, слушающий эти слова Мои и не поступающий согласно им, уподобится безрассудному человеку, который построил свой дом на песке.

И пошел дождь, и разлились реки, подули ветры и налетели на этот дом, и он разрушился, и шумным было падение его.

На этом Иисус закончил речь Свою; народ же поражался учению Его, потому что в отличие от книжников и фарисеев, Он учил словно по вдохновению свыше.

Варианты в русском языке

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона дает такой вариант:

  • Сучец в чужом глазу видишь, а в своем и бревна не видишь.

Большой словарь русских поговорок:

  • В чужом глазу порошинку видишь, а в своём пенька не видишь.
  • В чужом глазу соломинку видеть, а в своём бревна не замечать.

В книге В.И. Даля «Пословицы русского народа» встречается такой вариант:

  • В чужом глазу порошинка велик сучец; в своем и бревна не видать.

В копилке народной мудрости есть и такие варианты:

  • В чужом глазу щепку видим, а в своем и бревна не замечаем.
  • В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем.

Выходит, что выражение, впервые упомянутое в Библии (Новый Завет, Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 3), так полюбилось народу, что прочно вошло в обиход. Но в любом случае значение его остается неизменным. Так говорят о человеке, который у других замечает мелкие недостатки, но не обращает внимания на свои собственные:

  • В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает.

Про бревно в глазу

Есть такая русская народная мудрость — «В своём глазу бревна не видит, а в чужом соринку разглядит». Если перефразировать, то можно сказать так: человек видит в других только те недостатки, которые в той или иной степени присутствуют в нем самом.

Почти у каждой национальности есть подобные пословицы, вот некоторые из них:

— У кого много недостатков, тот легко находит их у других (Адыгейская пословица).

— Не замечать своих недостатков — страшнее всех других недостатков (Персидская пословица).

— Без недостатка только Бог, без грязи только вода (Казахская пословица).

— Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга (Турецкая пословица).

— У любимого недостатков не видишь (Корейская пословица).

— Глупый никогда не видит своих недостатков, а всегда их ищет в других (Персидская пословица).

— Друга без изъянов не бывает; если будешь искать изъян, останешься без друга (Китайская пословица).

— Много недостатков замечают, если мало любят (Английская пословица)

— Если жене не укажешь на её недостатки, она будет находить их в тебе (Абхазская пословица)

— Кто рассказывает тебе о недостатках других, тот расскажет другим о твоих недостатках (Крымско-татарская пословица).

Как оказывается, многие совершенно не понимают, почему, если видишь чужой недостаток, то он есть и в тебе? Точнее, на подсознательном уровне конечно же все понимают, что это так, но как обосновать такое утверждение логикой?

Часто, когда кто-то из друзей или близких кого-то обсуждает, я в очередной раз упоминаю эту пословицу, на что в ответ слышу оправдания, что мол я совсем не такой. Но с формулировкой пословицы, как ни странно, соглашаются все. Факт недопонимания налицо…

Я все думал, какую же привести аналогию, чтобы очень четко проиллюстрировать смысл этой пословицы. Напридумывал их множество, но всё не совсем то. Или даже совсем не то.

В предыдущей редакции этого поста здесь была аналогия, связанная с животными. Но по происшествии 3-х лет, она кажется мне неудачной.

Очевидно, что чужие недостатки могут увидеть все, но данная пословица относится только к тем людям, которые видя чужие недостатки начинают проявлять негативные эмоции.

— Позитивный (добрый) человек никогда не видит зла в нехороших поступках других людей. Скорее всего он будет считать такие поступки либо невезением, либо минутной слабостью, либо стечением обстоятельств, либо недостатком образования и так далее. Вместо злобы у него будет желание помочь и научить, в вместо зависти — радость, что кому-то повезло.

Напоследок, в тему поста, забавное стихотворение А.С.Пушкина:

От всенощной вечор идя домой, Антипьевна с Марфушкою бранилась; Антипьевна отменно горячилась. «Постой, — кричит, — управлюсь я с тобой; Ты думаешь, что я уж позабыла Ту ночь, когда, забравшись в уголок, Ты с крестником Ванюшкою шалила? Постой, о всем узнает муженек!» — Тебе ль грозить! — Марфушка отвечает: Ванюша — что? Ведь он еще дитя; А сват Трофим, который у тебя И день, и ночь? Весь город это знает. Молчи ж, кума: и ты, как я, грешна, А всякого словами разобидишь; В чужой…. соломинку ты видишь, А у себя не видишь и бревна.
Поделитесь с друзьями:

Что не является сплетнями?

. Желание и стремление говорить правду с хорошими намерениями заинтересованным сторонам, то есть делиться информацией с теми, кто имеет право на такие сведения. Например, домочадцы Хлои рассказали апостолу Павлу о проблемах в церкви в Коринфе (1 Кор. 1:11).

.Увещевание непосредственно человека с целью помочь ему оставить ошибки или грехи.

. Наставление друг друга на путь служения Господу с указанием недостатков человека, препятствующих этому, высказанное с любовью, без осуждения.

Что побуждает клеветать и сплетничать?

Во-первых, гордыня и большое самомнение. Люди, стремящиеся возвыситься, желающие славы, успеха, ненавидят тех, кто достиг большего, стал успешнее их. Поэтому, произнося что-либо порочащее, приуменьшая успехи других, они ощущают собственное превосходство.

Во-вторых, низкая самооценка. Тот, кто не уверен в себе, унижая других, компенсирует неуверенность в собственных силах.

В-третьих, стремление быть принятым. И это — самая главная причина того, что человек Именно из желания оказаться «своим» человек участвует в пересудах и сплетнях. Он стремится не выглядеть «белой вороной», а потому выслушивает сплетни и не останавливает сплетников.

В-четвертых, зависть. Это страшное чувство может довести до желания унизить более успешного и талантливого человека. Зависть — нравственная болезнь, накопление обиды, приводящее к полному разрушению жизни человека.

В-пятых, злоба. Она порождает преднамеренную клевету. Злоба возникает из-за желания отомстить. Ложь, клевета, ненависть являются главным оружием дьявола. Поэтому люди, которые клевещут и сплетничают, поступают, как он и не смогут избежать заслуженного наказания.

О сплетнях и клевете

«Никогда не позволяйте вашим ушам поверить в то, чего не видели ваши глаза»
Омар Хайям

Библия о сплетнях

«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды» (Исх. 23:1).

«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Прит. 13:3).

«Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело» (Прит. 11:13).

«Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых — врачует» (Прит. 12:18).

«Что молот и меч, и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего» (Прит. 25:18).

«Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь» (Прит. 19:16).

Человек — существо любопытное. В каждом заложено желание узнать что-то новое, интересное. И не только узнать самому, но и рассказать другим. Иногда рассказываемое нами — доброе и позитивное, но, бывает, рассказываем мы что-то, не делающее нам чести и даже являющееся грехом.

Типы разговоров между людьми, которые являются грехом:

. Намеренная клевета, распространение слухов, злословие с целью навредить, испортить мнение окружающих о ком-то, опорочить его в глазах других, сделать тому человеку больно. Намеренное злословие всегда является грехом.

. Пустые, праздные разговоры, пересуды и сплетни, не имеющие целью навредить человеку. Эта беспечная болтовня о других тоже иногда способна подорвать дружбу, разрушить брак и будущее человека.

. «Честная сплетня» — это, как правило, выпячивание напоказ скрытых грехов и просчетов других и унижение согрешившего. «Честные сплетники» говорят правду. Но говорят ее для того, чтобы выглядеть выше жертвы, словесно наказать человека, а не помочь ему. Библия говорит: «Прикрывающий проступок ищет любви, а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Прит. 17:9)

. Злоупотребление доверием. Это, пожалуй, самый болезненный тип сплетни для жертвы. Иногда, делясь личными подробностями своей жизни с близкими людьми, человек надеется, что эта информация не пойдет дальше, но часто его доверие бывает обмануто.

Люди всегда говорят больше всего о том, что наполняет их сердце, что важно для них, чем они живут и дышат, как сказано в Писании: «От избытка сердца говорят уста» (Мф 12:34). И какое же состояние сердца должно быть у человека, если он любит говорить плохое о людях, распространять сплетни, злословить?

Печальные последствия клеветы

Сплетни и злословие приводят к тому, что страдают не только жертвы сплетен, но и сами клеветники или подстрекатели. Сплетники и клеветники также теряют внутренний покой, любовь людей, репутацию. Давая волю своему языку, они позволяют «плоти» господствовать над жизнью и духом. Люди, привыкшие обсуждать недостатки других, как правило, не замечают собственных пороков, которые иногда бывают более страшными, чем у их жертв.

Мудрость покидает их, и они превращаются в глупцов. «Глупого поглощают собственные уста. Начало его речей — глупость, их конец — злое безумие. Глупый наговорит много слов» (Еккл. 10:12-14).

Передавая сплетни, человек может не знать, что передает ложную информацию, однако, все равно будет повинен во лжи.

Иисус Христос на страницах Библии говорит нам: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:1-5).

Читайте также: