В качестве фундамента психики личности коллективное бессознательное рассматривал

Обновлено: 28.04.2024

Коллективное бессознательное представляет собой форму проявления бессознательного, являющуюся единой для всего человечества и выступающую в качестве продукта наследуемых структур головного мозга человека.

Карл Юнг в своей теории разграничил понятия коллективного и индивидуального бессознательного. Он считал, что главной отличительной чертой коллективного бессознательного является то, что его проявления являются общими для всех представителей человечества, вне зависимости от опыта каждого отдельного человека, который он получил на протяжении своей жизни. Коллективное бессознательное выступает в роли общего знаменателя для всего человечества.

В качестве еще одного отличия Карл Юнг выделял тот факт, что основанием для коллективного бессознательного является не индивидуальный опыт личности, а опыт, который был собран на протяжении существования человечества начиная с истоков его существования и по настоящее время.

Карл Юнг обозначил коллективное бессознательное как глубокий слой личности человека, включающий в себя не только прямые значения явлений и объектов, воспринимаемых человеком, но и скрытые слои, смыслы и содержания, которые раскрываются именно на бессознательном уровне.

В процессе формирования концепции об аналитической психологии и выделения в ней вопросов о коллективном индивидуальном бессознательном Юнг выдвинул предположение о том, то индивидуальное бессознательное человека представляет собой лишь часть более обширного коллективного бессознательного, выступающего в роли всеобщей памяти общества людей, хранящейся в глубинах подсознания человека.

В процессе изучения коллективного бессознательного Карл Юнг выделил структурные элементы, которые являются его составными частями. Они получили название архетипов или общечеловеческих прообразов, являющихся основным содержанием коллективного бессознательного.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные вопросы изучения коллективного бессознательного

Как уже говорилось выше коллективное бессознательное это понятие аналитической психологии, которое сформулировал исследователь и ученый Карл Юнг.

Согласно его теории, коллективное бессознательное – это совокупность универсальных и неосознаваемых психических структур, наследуемых человеком на генетическом уровне.

Существование этих структур возможно благодаря тому, что они непрерывно передаются из поколения в поколение в качестве совокупности психических знаний, которые включают в себя психический опыт всех предыдущих поколений.

В соответствии с теорией Юнга основным содержание коллективного бессознательного являются архетипы и инстинкты. Он утверждал, что коллективное бессознательное является идентичным у всех людей и направлено на образование всеобщего основания душевной жизни каждого, являясь по своей природе сверхличным.

Коллективное бессознательное непосредственно связано с имеющимися у человека инстинктами, являющимися наследуемыми факторами.

В рамках обоснования теории о коллективном бессознательном Карл Юнг разработал типологию характера человека, основой которой выступало выделение преобладающей психической функции человека: мышления, ощущений, интуиции или чувств.

В процессе исследования проблемы человеческого сознания и бессознательного Карл Юнг пришел к выводу о том, что религия и церковь являются своеобразным источником возникновения психологического кризиса западной цивилизации в частности и мирового сообщества в целом. Источником данного кризиса он считал взгляды церкви и существующие строгие запреты на принятие реальных фактов общественной жизни как в прошлом, так и в настоящем времени. Именно данный факт служит толчком для широкого распространения атеизма в тот момент времени.

Однако не взирая на формулировку данных выводов Карл Юнг не отрицал того, что возникшая тенденция может являться началом новой эпохи в эволюции культуры Запада.

Согласно теории, Юнга Бог для человека является своеобразным символом, обитающим во внутреннем плане человеческой психики и соответственно является результатом существования коллективного бессознательного.

Таким образом у человечества появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира.

Карл Юнг большое внимание в своей теории уделял формулировке концепции личности, в соответствии с которой основным содержанием психики человека является ее стремление к более полному процессу реализации имеющихся у человека возможностей и потенциала.

Человеческое «Я» согласно учению Юнга, не является центром психики человека, в связи с тем, что сознание оторвано от бессознательного, по мнению ученого, необходимо осуществление процесса амплификации, который заключается в процессе расширения сознания, имеющего способность к постижению собственных глубинных процессов.

Ученый считал, что основой культуры, как источника развития коллективного бессознательного, выступает прогресс символообразования. Процесс развития культуры в свою очередь выступает как подавление инстинктивной природы человека, что приводит к возникновению универсальных человеческих неврозов, который значительно осложняется по мере развития прогресса культуры и деградации окружающей среды.

Еще одним важнейшим фактором, который оказывает влияние на процесс развития коллективного бессознательного, является технический прогресс и активное развитие индустриальной революции, еще больше отдаляющие человека от его бессознательного и общения с природой. Эти процессы приводят к:

  • возникновению коллективных иррациональных сил,
  • психической инфляции,
  • обезличиванию и атомизации людей.

В результате по мнению Карла Юнга, опасность развития массовых психозов значительно возрастает. Основным средством борьбы с данными процессами ученый считал демократию, выступающую в качестве особой формы организации общественной жизни и гуманистического изменения жизненных ориентаций индивидов.

Одним из ярких представителей школы З. Фрейда, создавшим своё учение (свою школу), так называемую, аналитическую психологию, является Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр и педагог, доктор медицины и почётный доктор Университета Кларка и Калькуттского университета. Однако чтобы не возникало путаницы, тут стоит внести небольшое прояснение.

Аналитическую психологию К. Юнга относят к одному из направлений, так называемой, глубинной психологии, объединяющей в себе ряд направлений в психологии, ориентированных преимущественно на наблюдение бессознательных психических процессов человека. Психоанализ З. Фрейда также принято считать одним из направлений глубинной психологии наравне с другими направлениями, как и: аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера и неофрейдизм.

Тут и может возникнуть путаница. Ведь с одной стороны учение З. Фрейда (психоанализ) является лишь одним из направлений глубинной психологии. С другой стороны К. Юнга, А. Адлера и др. представителей фрейдизма и неофрейдизма традиционно принято относить к школе З. Фрейда.

Концепция Карла Густава Юнга коллективное бессознательное и архетипы

Однако всё становится на свои места, если учесть тот факт, что эти представители в своё время являлись членами, так называемого, Венского психоаналитического общества, основанного в 1908 году Зигмундом Фрейдом. Причём это общество возникло из небольшой группы людей, собиравшихся у З. Фрейда дома в 1902 году по средам.

Изначально возглавляемое З. Фрейдом и называвшееся «Психологическое общество по средам», оно было призвано объединить под собой не только врачей и психологов, занимающихся клинической практикой, но и философов, писателей, юристов, художников и пр. деятелей, далёких от психологии, но интересующихся мировоззренческой стороной психоаналитического учения. Так к 1906 году в обществе насчитывалось уже 17 членов различных конфессий.

Однако в начале 1910 года в рядах Венского психоаналитического общества произошёл раскол из-за разногласий по многим вопросам психоаналитического подхода. Его покинули многие участники, в том числе и представители собственных психологических концепций, которые они создали впоследствии. Среди них оказался и Карл Густав Юнг, который с 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда, но из-за разногласий с ним в итоге отдалился от него.

Таким образом, как Вы уже поняли, представителей собственных психологических концепций, которые являлись членами Венского психоаналитического общества, принято относить к школе З. Фрейда, т.е. они как бы проходили школу З. Фрейда. Хотя далеко не все из них были его учениками. И их собственные концепции по многим вопросам могут быть очень далеки от учения З. Фрейда.

Концепция Карла Юнга

В отличие от З. Фрейда К. Юнг отрицал идею о том, что личность полностью формируется обучением и зависит только от воздействия окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с уже готовым личностным эскизом, а окружающая среда раскрывает лишь некоторые задатки этого эскиза, заложенного в него с самого рождения.

Этот эскиз К. Юнг назвал коллективным бессознательным, которое в его представлении, является лишь одной из форм бессознательного, присущей всему обществу и являющемся продуктом наследуемых структур мозга. В отличие от З. Фрейда К. Юнг выделял несколько форм бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное.

Отличие коллективного бессознательного от других его форм, по мнению К. Юнга, состоит в том, что оно является общим для разных людей и не зависит от индивидуального развития индивида. Коллективное бессознательное основывается не на личном опыте конкретного человека, а на опыте общества, прошедшего долгий эволюционный путь развития.

В нём заложены все психические потребности человека, начиная от сексуального влечения и заканчивая потребностью в уважении, дружбе, признании и т.д. К. Юнг обозначил их термином архетипы, считая, что именно из них возникают цели, мотивы, стремления, побуждения и желания человека.

Архетипы – это некие врождённые психические предрасположенности, записанные в мозге с самого рождения. В отличие от инстинктов они основаны на культурных ценностях, отражаемых в сказках, мифологиях, легендах, религиях и пр. Причём, как отмечал К. Юнг, архетипы являются универсальными единицами коллективного бессознательного, не зависящими от национальных, религиозных и географических признаков. Они присущи всем людям без исключения.

Архетип – это подобие образа героя, которому присущ определённый набор ценностей и склонность действовать определённым образом.


Например, в русских народных сказках Василиса Премудрая представляет образ некоего мудреца, который всегда может найти выход из любой сложной ситуации. У других народов, разумеется, имеются свои герои, представляющие этот образ. Например, Пугало в сказке «Волшебник изумрудного города».

Поскольку герои сказок, мифов и легенд могут иметь как положительный, так и отрицательный окрас, постольку К. Юнг в описании архетипов старался сохранять принцип выделения пар противоположностей. Например, Анима (женская часть психики мужчины) и Анимус (мужская часть психики женщины). Или персона (социальная роль, которую человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества) и тень (тёмная сторона личности, которую человек не признает в себе из-за несовместимости с его сознательным представлением о себе).

К. Юнг считал, что архетипы у человека могут быть какие угодно. Причём они могут проявляться в разные жизненные периоды и в разных жизненных ситуациях по-разному. Главное их осознать, признать в себе и актуализировать, т.е. реализовать свои индивидуальные задатки и уникальные особенности. Этот процесс К. Юнг называл индивидуацией, некий аналог самоактуализации.

Однако он не старался как-то классифицировать архетипы. А описывал их произвольно, указывая скорее на общие принципы и особенности. Классификацией архетипов занялись позже его последователи. Причём пытались классифицировать их разными способами.

Например, Мария-Луиза фон Франц (доктор философии, ближайшая коллега К. Юнга, проработавшая с ним около 30 лет) считала, что архетипы группируются друг с другом не случайным образом, а согласно определённому порядку — «игре архетипов», которую она связывала со знаками Зодиака. Эту мысль она отстаивает в книге «Психэ и материя» (1988 год).

Конечно, было (и существует по сей день) ещё множество других последователей К. Юнга, пытающихся каким-то своим образом описать и классифицировать архетипы. Однако мы не станем вдаваться в подробности, поскольку этот вопрос может занять целую книгу, а не статью. Хотя в качестве наглядного примера я приведу достаточно известную классификацию Кэрол С. Пирсон – американского писателя и педагога, которая разрабатывает новые подходы в терапии, опираясь на работы К. Юнга. В изданной в 1991 году книге «Пробуждение внутреннего героя» она описывает 12 архетипов.

  1. Простодушный - Развитие веры, уверенности и оптимизма.
  2. Славный малый - Осознание, что бывают также плохие вещи, и развитие реализма.
  3. Воин - Обучение соревнованию, достижению целей и, если нужно, защите себя.
  4. Опекун - Демонстрация заботы и сочувствия к другим, помощь.
  5. Искатель - Желание отличаться, готовность пробовать новые вещи.
  6. Любовник - Любить других, быть романтичным и близким, брать на себя обязательства.
  7. Бунтарь - Отпускать и начинать с начала; предпринимать действия в безвыходных ситуациях.
  8. Творец - Демонстрация воображения, новаторства и одарённости.
  9. Правитель - Брать ответственность, жить в соответствии со своими ценностями.
  10. Маг - Творить перемены, изменяя свой образ мыслей или поведение.
  11. Мудрец - Мыслить ясно, критически и формулировать собственное мнение.
  12. Шут - Получать удовольствие от жизни и работы; наслаждаться моментом.

Кроме этого существует, так называемый, индикатор Пирсон-Марра или опросник Пирсон-Марра, позволяющий выявить у человека его доминирующий архетип. А называется он так, потому что Кэрол С. Пирсон создала его совместно со своим помощником Хью Марром.

Также существуют метафорические ассоциативные карты (МАК) архетипов и различные техники работы с ними. Всё это направлено на то, чтобы выявить бессознательные предрасположенности и стремления человека (некогда задавленные жизненными обстоятельствами), чтобы их в дальнейшем можно было реализовать. Однако мы не станем на этом останавливаться, а вернёмся к рассмотрению концепции Карла Юнга. И когда мы её рассмотрим до конца, Вам итак станет всё понятно.

Итак, коллективное бессознательное (в котором скрыты архетипы) К. Юнг обозначил как более глубокий слой, по сравнению с индивидуальным фрейдовским бессознательным. По его мнению, мы рождаемся с этим коллективным бессознательным. И уже потом в процессе приобретения опыта, в процессе жизни формируются другие формы бессознательного, как бы наслаиваясь на эту глубинную структуру.

Но поскольку наслоение в процессе воспитания и в процессе жизни в различных её сферах происходит далеко не гладко (не каждый же индивид может удовлетворить все свои потребности, заложенные в нём с самого рождения), постольку возникают внутренние конфликты, которые К. Юнг называл комплексами.

Например, у ребёнка есть архетип «воин» (ему постоянно хочется состязаться с кем-нибудь). Скажем, он любит играть в футбол. А полюбил он его во дворе, играя с местными ребятами в мяч. И вот он начал интересоваться футболом: смотрит передачи про футбол, читает журналы про известных футболистов и пр. И вообще мечтает стать великим футболистом. Конечно, хорошо бы его отдать в спортивный кружок по футболу.


Но родители хотят сделать из него экономиста (там и денег побольше и работа не пыльная). В общем, они считают его затею с футболом несуразной. И из самых добрых побуждений всё делают для того, чтобы их ребёнок стал экономистом. Тогда его первоначальное стремление (стать футболистом) со временем может превратиться в комплекс, периодически проявляющийся в навязчивой идее.

Конечно, это пример крайнего случая, когда родители разрушают мечту ребёнка. На самом деле комплексы могут возникнуть при разрушении стремления ребёнка удовлетворить какую-либо сравнительно «мягкую» потребность, скрытую в его бессознательном.

Например, обесценивании желания ребёнка заиметь какую-либо игрушку. Именно обесценивании, потому что если родители не в состоянии купить своему ребёнку игрушку, скажем, из-за финансовых проблем, то они могут не обесценивать его желание (мол, это фигня какая-то, без неё обойдёшься!), а принять его во внимание, найдя ему какую-нибудь альтернативу.

К. Юнг более широко понимал причины возникновения комплексов в отличие от З. Фрейда. Для З. Фрейда, комплекс — это вытесненное в бессознательное ярко окрашенное сексуальное влечение, возникшее в результате сексуальной потребности, которую индивид в силу тех или иных обстоятельств не смог удовлетворить. Для К. Юнга, комплекс – это неразрешённая жизненная проблема, вытесненная в бессознательное, но возникшая в результате самых различных актуальных противоречий.

Как считал К. Юнг, комплексы образуются в результате психотравмирующих ситуаций и, как правило, в результате моральных конфликтов. Ближайшее окружение, в котором воспитывается тот или иной индивид, навязывает ему свою мораль: типа этого нельзя делать, того нельзя делать. Но индивиду хочется удовлетворить свои врождённые потребности. А поскольку сделать он этого не может, постольку и возникает внутренний конфликт, который постепенно перерастает в комплекс.

Со временем комплексы приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю, проявляясь в ситуациях как-то связанных с комплексом, механизм которых запускается автоматически. Человек вроде бы творит что-то несуразное. Что-то, что ему самому не нравится в себе, но не может остановить этот процесс. И, как правило, не признаётся самому себе в том, что он творит.

Иногда он пытается объяснить самому себе причины своего несуразного поведения. Но, как правило, находит им оправдание, неверно понимая символический язык бессознательного. Комплексы пытаются проникнуть в сознание индивида через: сновидения, содержание бреда или галлюцинации в психозе, неадекватное поведение и т.п., превосходя его сознательные ожидания.

Бессознательное, по мнению К. Юнга, как бы пытается достучаться до индивида. Объяснить ему, чего оно хочет, напоминая о своём существовании, проявляясь в навязчивых идеях, расколе личности (в случае шизофрении) и других психических отклонениях.

Методика психотерапии по К. Юнгу

Опираясь на свои идеи, К. Юнг предложил свой метод избавления от комплексов, который в его понимании делится на несколько этапов.

На первом этапе, индивид, имеющий те или иные комплексы, должен признаться психотерапевту, но самое главное, самому себе в наличии этих комплексов. На этом этапе, он частично осознаёт проблему. По крайней мере, признание наличия того или иного комплекса позволяет пациенту, страдающему психическим расстройством, поставить задачу избавиться от него. Пациент рассказывает о своей жизни, переживаниях, сновидениях, навязчивых идеях и т.д. психотерапевту, который старается сделать этот разговор более полным и откровенным.

На втором этапе, когда пациент уже признал проблему, начинается её толкование, т.е. поиск истинных причин её возникновения. Разумеется, с участием психотерапевта. Как и З. Фрейд К. Юнг придавал особое значение сновидениям, пытаясь обнаружить в них некие символы, на которых говорит коллективное бессознательное. Он пытался связать толкование сна самим пациентом со своим собственным толкованием. Стараясь раскрыть символику коллективного бессознательного.


Правда кроме снов в качестве материала для анализа К. Юнг также широко использовал и другие формы выражения бессознательного: рисунки, танцы, скульптуры и т.п. Результатом этого этапа должно стать понимание истинных причин возникновения комплексов. Человек должен встретиться со своим бессознательным. Открыться ему и только потом он сможет осознать истинные причины возникновения своих комплексов.

Когда пациент уже признал существующую проблему и начал осознавать корни её возникновения, следует третий этап. Не менее важный, с точки зрения К. Юнга.

Третий этап — обучение. Результатом этого этапа лечения должно стать формирование у пациента не только нового понимания себя и окружающего мира (предыдущая стадия), но и новых привычек, стереотипов поведения и реагирования на ситуации.

На заключительном, четвёртом этапе лечения, с точки зрения К. Юнга, зависимость пациента от психотерапевта должна быть сведена к минимуму. Это значит, что все усилия психотерапевта переносятся (трансформируются) на самого пациента. На процесс самообучения и самосовершенствования. То есть пациент, осознав истинные причины возникновения своих комплексов, должен не только окончательно избавиться от них, но и научиться не допускать появления новых комплексов, прислушиваясь к своему бессознательному.

Критика теории К. Юнга

Учение К. Юнга впоследствии подверглось жёсткой критике, как со стороны его современников, так и рядом современных учёных. По мнению многих современных исследователей, аналитическая психология К. Юнга с его концепцией коллективного бессознательного представляет собой разновидность современного оккультизма и эзотеризма, которую активно привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды.

Причём они считают, что К. Юнг не решил изначальную проблему (проблема фальсифицируемости – критерий научности Поппера) теории З. Фрейда, а лишь расширил список возможных причин возникновения неврозов и психологических проблем.

Очевидно, такая критика справедлива с точки зрения объективного научного подхода. По сути, коллективное бессознательное трактуется в рамках некоего предназначения или судьбы человека, стремящегося выполнить какую-то земную миссию. Ведь, по мнению К. Юнга, тот или иной комплекс возникает у индивида из-за того, что в его коллективном бессознательном, заложены с самого рождения определённые цели, стремления и желания. Но индивид в силу тех или иных обстоятельств не в состоянии их выполнить и удовлетворить.

Он сознательно отказывается от них. А коллективное бессознательное напоминает ему об этом посредством зашифрованного символического языка воплощённого в том или ином комплексе. Остаётся только суметь раскрыть символический язык бессознательного и человека можно не только излечить, но и сделать счастливым.

Конечно, теория К. Юнга заслуживает внимания. А его подходы к исцелению психологических проблем, не смотря на тот факт, что истинность его теории невозможно проверить научными объективными методами (критерий научности Поппера не выполняется), до сих пор используются в терапии. Хотя спор о предназначении, земной миссии и судьбе человека остаётся открытым.

Коллективное бессознательное — элемент психоанализа, открытый Карлом Юнгом. Проще говоря, это часть подсознания, состоящая из жизненного опыта предыдущих поколений. По мнению Юнга, она оказывает сильное влияние на то, как мы живем, как ведем себя в тех или иных ситуациях. Так ли это на самом деле? Действительно ли жизнь наших предков влияет на нас?

Что такое коллективное бессознательное

что такое коллективное бессознательное

Согласно теории Юнга в психологии, коллективное бессознательное — это один из пластов или слоев подсознания. Если сказать по-другому — это информационное поле, в котором находится большое количество самых разных данных. Что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу? Жизненный опыт, но не каждого отдельного человека, а всего общества.

Сам Юнг описывал это понятие так: «Коллективное бессознательное — это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга». В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех живших и живущих на планете людей, независимо от их жизненного опыта или истории. По сути, это некий общий знаменатель, объединяющий кардинально отличающихся друг от друга людей.

По словам ученого, коллективное бессознательное представляет собой информацию психического мира, накопленную за тысячелетия, на протяжении которых существует человечество. Индивидуальное же бессознательное — это информация психического мира конкретного человека.

История открытия понятия

Карл Густав Юнг

Как сказано выше, автор идеи коллективного бессознательного — Карл Густав Юнг, швейцарский психоаналитик. Он был самым известным и вместе с тем самым противоречивым учеником Зигмунда Фрейда. Его теория такая же противоречивая, но оттого не менее интересная.

Первое упоминание учения о коллективном бессознательном было в 1916 году в статье Юнга «Структура бессознательного». Речь в ней шла об исследованиях Фрейдом сновидений. В них он обнаружил некоторые элементы, которые 100% не были частью индивидуального бессознательного, но напоминали о коллективной природе человека. Эти самые элементы были названы профантазиями, архаическими остатками. Также Фрейд говорил о них как об унаследованных психических предрасположениях, архаическом наследии прошлого и унаследованных схемах.

Фрейд

В одной из своих работ Фрейд сказал, что душевная жизнь человека во многом зависит не только от того, что пережил лично он. На нее оказывают влияние усвоенные при рождении элементы, наследие общества.

Характеристики коллективного бессознательного

Абернети

В 1936 году Карл Юнг прочитал доклад «Понятие коллективного бессознательного» в Обществе Абернети в Англии. В нем он наделил понятие рядом характеристик:

  1. Развивается не индивидуально, а передается по наследству.
  2. В его состав входят так называемые архетипы или модели и образцы инстинктивного поведения.
  3. Также состоит из однотипных образов поведения, одинаково присутствующих у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное идентично для каждого человека. А значит, можно назвать его основанием душевной жизни всего человечества в целом.
  5. Имеет мифологические элементы.
  6. Состоит из отдельных образов, у которых нет расовых или кровных различий. Они принадлежат всем живущим на планете.
  7. Коллективное бессознательное — это своеобразное хранилище воспоминаний о далеком прошлом. Его нельзя контролировать или менять с помощью силы воли.

И еще один факт — коллективное бессознательное активизируется только в больших группах людей. Это приводит ко всеобщему помешательству, результатом которого являются революции и войны.

Архетипы коллективного бессознательного

Архетипы коллективного бессознательного

По мнению Юнга, архетипы помогают человеку освоиться во внешнем мире. Существует 3 главные модели поведения:

  1. хаос — стремление воевать;
  2. порядок, нейтралитет — стремление к порядку, сотрудничество;
  3. гармония — процветание, гармоничные взаимоотношения, красота.

Архетипов, определяющих, как человек будет жить, тактику его поведения в тех или иных ситуациях, тоже несколько:

  1. Анима, Анимус — женское и мужское начало.
  2. Тень — часть психики, скрытая и охраняемая бессознательным;
  3. Герой — активизируется в опасных ситуациях.
  4. Мудрый старец — наставник, тот, кто учит, воспитывает.
  5. Трикстер — архетип, связанный с хитростью, коварством.

И, пожалуй, самый главный архетип — персона. Это маска, которую человек надевает для того, чтобы предстать перед обществом.

Примеры коллективного бессознательного

митинг

В реальной жизни концепция коллективного бессознательного проявляется в 2 формах поведения людей, являющихся частью толпы:

  1. Объединение. Благодаря одинаковому эмоциональному состоянию или идеям разрозненная толпа становится единым целым. Так бывает, например, на митингах или на религиозных собраниях.
  2. Разъединение. В этом случае коллективное бессознательное заставляет паниковать, создавать хаос. Люди находятся в состоянии стресса, они не могут принимать адекватные решения. Главное, что они хотят сделать, — выжить. Со стороны кажется, что человек просто не в себе.

Наверняка вы встречали и то, и другое проявление коллективного бессознательного в своей жизни.

Проблема и критика

Главная проблема теории Юнга — использование биологических, а иногда даже и мистических объяснений человеческого бытия. Религия и мифы всегда казались ему чем-то, что тесно связано с человеческой психикой, тем, что является частью коллективного бессознательного.

Возможно, именно из-за этого теория не была принята коллегами ученого. По их мнению, это не что иное, как попытка оправдать асоциальное поведение.

Есть и другая причина, почему коллективное бессознательное не пользуется популярностью — эту теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть. В нее можно только верить.

Заключение

Стоит ли говорить, что человеческая психика многогранна? Уже давно ученые разделили ее на несколько составляющих, одна из которых — коллективное бессознательное. Сложно сказать, действительно ли оно оказывает влияние на наше поведение и жизнь в целом. Известно лишь одно — опыт человечества в той или иной мере отражается на сознании каждого из нас.

В качестве основного компонента психологии К. Г. Юнга признается существование такого глубинного психологического образования, как коллективное бессознательное.

Истоки идеи коллективного бессознательного

Причин разработки и анализа такого сложного образования, как коллективное бессознательное, было несколько.

  1. Описывая разные культуры, К. Юнг обратил внимание, что многие из сказочных мотивов и мифических сюжетов повторяются в разных этнокультурных группах. С точки зрения истории предлагались различные обоснования данных заимствований, однако пересечения сюжетов отмечаются даже у народов, никогда не взаимодействующих между собой.
  2. Пребывая в определенных состояниях, люди способны излагать вещи, которые с большей долей вероятности никогда не были им знакомы. Например, в качестве проявлений коллективного бессознательного можно признать бред больных с психическими патологиями.
  3. Другой предпосылкой к выделению коллективного бессознательного признается феномен НЛО – надиндивидуальные видения у значительного числа не связанных между собой людей. По мнению К. Юнга, схожим в видениях НЛО является тот факт, что когда человек думает, что видит неопознанный летающий объект, он видит не то, чем данный объект является, какой он внешне, а то, что находится внутри этого объекта.

Коллективное бессознательное и сознание

В самом общем смысле коллективное бессознательное – это особые психические паттерны поведения, которые были накоплены за тысячелетия существования живого, и с которыми время от времени все живое (в том числе и человек) сталкивается.

К коллективному бессознательному относятся:

  • психическая память всего человечества;
  • психическая память всего живого;
  • определенное хранилище архаических переживаний, которые были накоплены в процессе существования жизни на планете.

Таким образом, посредством коллективного бессознательного человек становится носителем памяти всего живого. Появляясь на свет, ребенок уже обладает заложенным в него природой предшествующим опытом жизни, который представлен в форме коллективного бессознательного. В связи с этим коллективное бессознательное является не только источником последующего развития индивида, но и предстает в качестве особой жизненной мудрости, психологического стержня личности.

Коллективное бессознательное косвенно, но связано с сознанием. Так, сознание можно рассматривать как тонкую пленку, которая окутывает океан коллективного бессознательного. Данная несоизмеримость обусловлена рядом причин:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Сознание является более поздним образованием психики, которое возникло вместе с человеком. До появления человека природа была бессознательной.
  2. По утверждению К. Юнга, для сохранения мира необходимо стремление жизни к гармонии и целостности; данную функцию берет на себя коллективное бессознательное.
  3. По Юнгу, сознание строится как эктодермическая функция.

Итак, коллективное бессознательное присуще каждому человеку. Оно обладает особой мудростью. Во времена первобытности жизнь человека была связана с миром природы, поэтому его внутренние переживания всегда соотносились с природным миром, то есть его сознание и коллективное бессознательное представляли собой единое целое. В связи с этим коллективное бессознательное и рассматривается в качестве такого слоя психического развития, который способен указать человеку верный путь в виде особой системы символов.

Символы – это своеобразное средство «обхода цензуры» и «доставки» в сознание информации из бессознательного.

Если сознание оперирует преимущественно понятиями, то бессознательное – образами, формами выражения и представления которых являются символами. Поэтому символы и характеризуются как способ «коммуникации» сознания и бессознательного, с их помощью возможен перевод информации из одной знаковой системы (содержание коллективного бессознательного) в другую (сон, бред, галлюцинация). То есть коллективное бессознательное непрерывно манифестирует себя в сознание. Данный процесс был назван Юнгом «вторжение».

Цель бессознательного состоит в гармонизации психики. В соответствии с данной целью коллективное бессознательное можно рассмотреть как некую витальную, природную силу, обеспечивающую функционирование жизни (применительно к человеку – сознательной жизни). На этом основании Юнгом вводится понятие «комплементарность психики», смысл которого заключается в том, что коллективное бессознательное направлено на поддержание устойчивости и (при необходимости) коррекцию психики.

Исследование коллективного бессознательного ввиду очевидных причин сильно затруднено, однако его анализ необходим в психотерапии. Поэтому нередко основная задача психотерапевта сводится к пониманию манифестаций коллективного бессознательного, что достаточно сложно из-за образного, символического языка коллективного бессознательного.

Само по себе коллективное бессознательное – это абстракция, чистейший энергетический потенциал без содержания; материалом его снабжает культура. С помощью данного материала коллективное бессознательное проецируется во внешний мир. Но разность культурных традиций способствует тому, что одни и те же контексты несут разные психотерапевтические материалы. В связи с этим достаточно сложно понять, на что указывает коллективное бессознательное. Юнг утверждал, что коллективному бессознательному не присуща хитрость, оно всегда «прямолинейно». Поэтому, с одной стороны, есть коллективное бессознательное и способы его проявлений, а с другой – его весьма сложно интерпретировать.

Архетипы коллективного бессознательного

Коллективное бессознательное как сложное психическое образование структурировано в виде архетипов. Кант использует понятие трансцендентальной перцепции – это некая подготовленность сознания к восприятию мира в тех или иных формах.

Архетип – форма воспроизведения коллективным бессознательным мира в образах, символах, сюжетах; архетип подобен генотипу, который реализуется при развитии человека биологической массой. Таким образом, все коллективное бессознательное – это структура, состоящая из архетипов. Однако у всех людей эта структура одинакова, а содержание архетипов разное.

Существуют несколько факторов, объясняющих появление архетипов. Во-первых, количество ситуаций, сюжетов, с которыми сталкивается человек в жизни не так уж и велико. Они однотипны. Например, закат и восход солнца. Это одна ситуация для всей общности людей, и она может быть запечатлена в виде архетипа коллективного бессознательного. То есть человек рождается с архетипом заката и восхода солнца. Во-вторых, архетип – это некая предуготовленность. Типичность ситуаций в природе и в обществе отпечатывается в виде архетипов. Ничто из человеческого опыта не пропадает бесследно, все откладывается и составляет коллективное бессознательное (известковые отложения в океане – как метафора коллективного бессознательного). И, наконец, психические явления подчиняются психическим законам, то есть также откладываются в виде архетипов.

Коллективное бессознательное является одной из форм проявления бессознательного, единой для всего общества и являющейся продуктом наследуемых структур мозга на генном уровне.

Основным отличие коллективного бессознательного от индивидуального является тот факт, что оно является общим для всех представителей человечества и не зависит от имеющегося у человека индивидуального опыта, полученного в процессе его жизнедеятельности. Оно представляет собой своеобразный «общий знаменатель» для различных людей.

Еще одним отличием является то, что коллективное бессознательное основывается не на индивидуальном опыте личности, а на опыте, накопленном в процессе существования общества в целом начиная с момента его возникновения и до современного этапа его развития.

Карл Юнг обозначил коллективное бессознательное как глубокий слой личности человека, включающий в себя не только прямые значения явлений и объектов, воспринимаемых человеком, но и скрытые слои, смысли и содержания, которые раскрываются именно на бессознательном уровне.

В процессе формирования основных положений теории о коллективном бессознательном Карл Юнг подверг глубокому анализу понятие символа. В процессе анализа религиозных символов он пришел к выводу о том, что они по своей сути выполняют охранительную функцию и их отсутствие в жизни человека может привести к потере психической энергии и непредсказуемым последствиям.

Согласно концепции Юнга, индивидуальное бессознательное является частью более глубокого и обширного «коллективного бессознательного», которое выступает в роли общей памяти всего человечества, которая хранится в человеческой душе и глубинах его сознания. Также ученые выдвинул идею о существовании определенных архетипов или как он еще говорил, общечеловеческих прообразов, которые являются содержанием коллективного бессознательного.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика коллективного бессознательного по Карлу Юнгу

Коллективное бессознательное это одно из понятий аналитической психологии, сформулированное Карлом Юнгом и обозначающее совокупность универсальных и неосознаваемых психических структур, которые наследуются человеком на генетическом уровне. Данные структуры передаются из поколения в поколение как концентрат психического бытия, которое включает в себя полученный предыдущими поколениями психический опыт.

В соответствии с теорией Юнга основным содержание коллективного бессознательного являются архетипы и инстинкты. Он утверждал, что коллективное бессознательное является идентичным у всех людей и направлено на образование всеобщего основания душевной жизни каждого, являясь по своей природе сверхличным.

Данный слой человеческой психики теснейшим образом связан с инстинктами человека, которые являются наследуемыми факторами. Исходя из содержания своей теории Юнг считал, что основной задачей психотерапии является процесс восстановления нарушенных связей между разными уровнями и системами психики человека.

В рамках обоснования теории о коллективном бессознательном Карл Юнг разработал типологию характера человека, основой которой выступало выделение преобладающей психической функции человека: мышления, ощущений, интуиции или чувств.

Исследовав широчайший круг проблем и вопросов, начиная от мифов и обрядов и заканчивая религией и астрологией Юнг пришел к выводу о том, что церковь может являться источником психологического кризиса западной цивилизации в связи с ее строгими взглядами и существующими запретами на принятие реальных фактов общественной жизни как в прошлом, так и в настоящем времени. Именно это по мнению ученого послужило толчком к широкому распространению атеизма в тот момент времени.

Несмотря на эти выводы Юнг в тоже время считал, что эта тенденция может являться новой эпохой в эволюции культуры Запада.

По Юнгу, любой Бог – только лишь символ Бога, который обитает внутри каждого человека, и соответственно в коллективном бессознательном. Следовательно, если человек перестает верить в данный символ, он сталкивается с Богом лицом к лицу. Таким образом у человечества появляется шанс постигнуть Бога как один из феноменов собственного внутреннего мира.

Ученый уделял большое внимание разработке уникальной концепции личности, согласно которой основное содержание психической жизни человека является стремление личности к наиболее полной реализации собственных возможностей и существующего потенциала.

Человеческое «Я» согласно учению Юнга, не является центром психики человека, в связи с тем, что сознание оторвано от бессознательного, по мнению ученого, необходимо осуществление процесса амплификации.

Амплификация – процесс расширения сознания, которое имеет способность постигать собственные глубинные процессы и основания.

Ученый считал, что основой культуры, как источника развития коллективного бессознательного, выступает прогресс символообразования. Процесс развития культуры в свою очередь выступает как подавление инстинктивной природы человека, что приводит к возникновению универсальных человеческих неврозов, который значительно осложняется по мере развития прогресса культуры и деградации окружающей среды.

Еще одним фактором, влияющим на развитие коллективного бессознательного человека, является процесс индустриальной революции, которая еще больше отдаляет человека от бессознательного и общения с природой. Эти процессы приводят к возникновению коллективных иррациональных сил, психической инфляции, обезличиванию и атомизации людей.

В результате по мнению Карла Юнга, опасность развития массовых психозов значительно возрастает. Основным средством борьбы с данными процессами ученый считал демократию, выступающую в качестве особой формы организации общественной жизни и гуманистического изменения жизненных ориентаций индивидов.

Читайте также: