В доме чехова на ялте на стене над камином

Обновлено: 06.05.2024

Русский язык и литература » Текст ЕГЭ по русскому языку » Природа » Текст ЕГЭ А.Куприна о природе, красоте, Чехове. Примерный круг проблем.

Подготовим к ЕГЭ и ОГЭ 2022 за 9 занятий с любого уровня на необходимый балл от 3500 за 4 предмета

(1)Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом, глубоко под белой и пыльной аутской дорогой. (2)Не знаю, кто ее строил, но она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. (3)Вся белая, чистая, лёгкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определённого архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, — она походила бы на здания в стиле модерн, если бы в её плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус. (4)Дача стояла в углу сада, окружённая цветником.

(5) Цветничок был маленький, далеко не пышный, а фруктовый сад ещё очень молодой. (6)Росли в нём груши и яблони-дички, абрикосы, персики, миндаль. (7)В последние годы сад уже начал приносить кое-какие плоды, доставляя Антону Павловичу много забот и трогательного* какого-то детского удовольствия. (8)Когда наступало время сбора миндальных орехов, то их снимали и в чеховском саду. (9)Лежали они обыкновенно маленькой горкой в гостиной на подоконнике.

(10)Антон Павлович с особенной, ревнивой любовью относился к своему саду. (11)Многие видели, как он иногда по утрам, сидя на корточках, заботливо обмазывал серой стволы роз или выдёргивал сорные травы из клумб. (12)А какое бывало торжество, когда среди летней засухи наконец шёл дождь, наполнявший водою запасные глиняные цистерны!

(13)Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. (14)Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами:
— Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево. (15)И, конечно, мне это дорого. (16)Но и не это важно. (17)Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. (18)А я вот пришёл и сделал из этой дичи культурное, красивое место.

(19)Знаете ли? — прибавлял он вдруг с серьёзным лицом, тоном глубокой веры. — (20)3наете ли, через триста-четыреста лет вея земля обратится в цветущий сад. (21)11 жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна.

(22)Эта мысль о красоте грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей. (23)Как часто, должно быть, думал он о будущем счастье человечества, когда по утрам, один, молчаливо подрезал свои розы, ещё влажные от росы, или внимательно осматривал раненный ветром молодой побег. (24)А сколько было в этой мысли кроткого, мудрого и покорного самозабвения!

(25)Нет, это не была заочная жажда существования, идущая от ненасытного человеческого сердца и цепляющаяся за жизнь, это не было ни жадное любопытство к тому, что будет после него, ни завистливая ревность к далеким поколениям. (26)Это была тоска исключительно тонкой, прелестной и чувствительной души, непомерно страдавшей от пошлости, грубости, скуки, праздности, НАСИЛИЯ, ДИКОСТИ — от всего ужаса и темноты современных будней. (27)И потому-то под конец его жизни, когда пришла к нему огромная славя, и сравнительная обеспеченность, и преданная любовь к нему всего, что было в русском обществе умного, талантливого и честного. — он не замкнулся в недостижимости холодного величия, не впал в пророческое учительство, не ушёл в ядовитую и мелочную вражду к чужой известности. (28)Нет, вся сумма его большого и тяжёлого житейского опыта, все его огорчения, скорби, радости и разочарования выразились в этой прекрасной, тоскливой, самоотверженной мечте о грядущем, близком, хотя и чужом счастье.

— (29) Как хороша будет жизнь через триста лет!

(30)И потому-то он с одинаковой любовью ухаживал за цветами, точно видя в них символ будущей красоты, и следил за новыми путями, предлагаемыми человеческим умом и знанием. (31) Он с удовольствием глядел на новые здания оригинальной постройки и на большие морские пароходы, интересовался всяким последним изобретением в области техники и не скучал в обществе специалистов. (32)Он с твердым убеждением говорил о том, что преступления вроде убийства, воровства и прелюбодеяния совершаются всё реже, почти исчезают в настоящем интеллигентном обществе, в среде учителей, докторов, писателей. (33) Он верил в то, что грядущая, истинная культура облагородит человечество.

* Александр Иванович Куприн (1870-1938) — русский писатель, переводчик.

Примерный круг проблем:

1. Проблема заботы о природе. (В чём проявлялась забота Чехова о природе?)

Авторская позиция: Забота Чехова о природе проявлялась в его уходе за садом, на месте которого раньше были овраги и пустырь, в том, что он сам ухаживал за растениями, выдёргивал сорняки.

2. Проблема веры в красоту грядущей жизни. (Чем была подкреплена вера Чехова в красоту грядущей жизни?)

Авторская позиция: То, что Чехову удалось сделать «из. дичи культурное, красивое место*, вселяло в него веру в красоту грядущей жизни. Мысль о будущем счастье человечества была «одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей*.

В доме Чехова в Ялте, на стене над камином, очень простой пейзаж Левитана — стог сена в осенних поздних сумерках, когда на траву уже ложится холодная роса.

Левитан оставил Чехову картину как подарок из милой сердцу России.

Очень прост этот пейзаж.

Вариант 35

Произведения великих мастеров имеют огромное влияние на нас. Об этом пишет Константин Георгиевич Паустовский, говоря о творчестве Левитана. В этом тексте поставлена проблема гениальности художника, способного вызвать чувство радости в душе зрителя.

Сначала писатель рассказывает об одной из картин знаменитого художника, которая была подарена А.П.Чехову: «Тайна… в том, что Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране». Это мысль о том, что гениальность художника проявляется в умении отразить саму любовь.

Это доказывает и та реакция, о которой говорит писатель, рассказывая о посещении «Третьяковской галереи», такое состояние можно назвать эйфорией: «Всё дрожало у меня на душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное…А происходило самое величайшее событие в моей жизни…». Тут описывается то, что переживает человек, когда искусство помогает найти свой духовный стержень. Это можно назвать любовью к красоте жизни.

Авторская позиция заключается в следующем: гениальный художник – тот, кто в своих произведениях выражает такую силу любви к миру, что она пробуждает то же самое чувство в других людях. Левитан и является таким художником, ведь кроме него никому не удавалось показать красоту природы так, чтобы душа задохнулась от восторга и поняла свою любовь к родной стране.

Невозможно не разделять такую позицию, ведь о подобном влиянии гениальных произведений говорили многие писатели. Есть, например, у Глеба Успенского рассказ «Выпрямила». В этом произведении говорится о том, как человек пребывал в грязи, ужасе и несчастье реальной жизни. И вот он оказался перед статуей Венеры Милосской в Лувре. Он не понимал, что с ним произошло, только чувствовал, как радость наполняет его всего. Такое состояние описывается примерно так: что-то дунуло в скомканную, измученную душу и выпрямило, наполнило светом и счастьем. Он никак не мог понять, чем этот холодный мраморный камень так повлиял на него. И позже, в холодной нетопленной избе глухой деревушки, одно лишь воспоминание о «каменном чуде» вызвало то же самое чувство: наполнение радостью и счастьем, «выпрямление» души.

Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». И он был прав, ведь красота, заключённая в гениальных произведениях искусства, даёт нам возможность почувствовать любовь, вопреки всему живёт в этом мире. Художники, музыканты, скульпторы, писатели вкладывают в свои произведения что-то такое, что воспринимается как красота, воплощённая в реальность. Сила гениальных творений способна поведать нам, о чём не скажешь словами, пробудить в нас, что способно изменить душу, сделать человека лучше, а жизнь счастливее.

В доме Чехова в Ялте, на стене над камином, очень простой пейзаж Левитана — стог сена в осенних поздних сумерках, когда на траву уже ложится холодная роса.

Левитан оставил Чехову картину как подарок из милой сердцу России.

Очень прост этот пейзаж.

В доме Чехова в Ялте, на стене над камином, очень простой пейзаж Левитана — стог сена в осенних поздних сумерках, когда на траву уже ложится холодная роса.

Левитан оставил Чехову картину как подарок из милой сердцу России.

Очень прост этот пейзаж. Прост, как все картины Левитана. Перед ними можно стоять и час, и два и всё же до конца не понять, в чём сила этих элегических красок, в чём тайна этого молчаливого художника, покорившего наши сердца.

Тайна (если это можно назвать тайной) в том, что Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране. Он показал нам нашу любовь, застенчивую и до него не высказанную в полной мере.

Средняя полоса России — страна необыкновенная. Достаточно увидеть, как ветер уносит лиственный убор лесов в синеющую осеннюю даль или каким застенчивым счастьем блестят глаза белоголового мальчика со свистулькой в руках — того мальчика, что сидит на песчаном косогоре и тихонько посвистывает. Достаточно увидеть хотя бы это, чтобы сердце надолго, навек, навсегда покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой.
С глубочайшей властью России над человеком бороться нельзя. Миллионы людей нашли Россию как свою вторую родину. Жизнь Левитана полностью это подтверждает. Для меня с поздней юности лучшей на свете страной стала Средняя Россия. Это вначале удивляло меня самого: я вырос на юге.
Впервые я увидел Среднюю Россию, когда мне было двадцать лет. Это было осенью.

В доме Чехова в Ялте, на стене над камином, очень простой пейзаж Левитана — стог сена в осенних поздних сумерках, когда на траву уже ложится холодная роса.

Левитан оставил Чехову картину как подарок из милой сердцу России.

Очень прост этот пейзаж. Прост, как все картины Левитана. Перед ними можно стоять и час, и два и всё же до конца не понять, в чём сила этих элегических красок, в чём тайна этого молчаливого художника, покорившего наши сердца.

Тайна (если это можно назвать тайной) в том, что Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране. Он показал нам нашу любовь, застенчивую и до него не высказанную в полной мере.

Средняя полоса России — страна необыкновенная. Достаточно увидеть, как ветер уносит лиственный убор лесов в синеющую осеннюю даль или каким застенчивым счастьем блестят глаза белоголового мальчика со свистулькой в руках — того мальчика, что сидит на песчаном косогоре и тихонько посвистывает. Достаточно увидеть хотя бы это, чтобы сердце надолго, навек, навсегда покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой.

С глубочайшей властью России над человеком бороться нельзя. Миллионы людей нашли Россию как свою вторую родину. Жизнь Левитана полностью это подтверждает. Для меня с поздней юности лучшей на свете страной стала Средняя Россия. Это вначале удивляло меня самого: я вырос на юге.

Впервые я увидел Среднюю Россию, когда мне было двадцать лет. Это было осенью.

В чём заключается гениальность художника? Этим вопросом задается Константин Георгиевич Паустовский в данном тексте.

Отвечая на поставленный вопрос, автор рассказывает об удивительном русском художнике Левитане, о силе воздействия его картин на героя. Автор спрашивает читателя: в чем гениальность картин Левитана, почему перед ними можно стоять часами. И в ответ приводит историю героя, который путешествовал по средней России, испытал при этом необычайное чувство «радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе». Было странно, что гениальность Левитана заставила героя испытать те же чувства в Третьяковской галерее, когда герой попал туда впервые: «Вошёл в боковой зал наверху и вдруг снова задохнулся. Невольные слёзы обожгли глаза (я тогда очень стыдился слёз) — я стоял перед «Золотой осенью» Левитана». Получается, что настоящие картины заставляют нас плакать, изумляться и волноваться. Гениальность художника проявляется в непонятных чувствах тех, кто созерцает его картины, кто не может объяснить душевных чувств и волнений. Вот именно в таких чувствах и волнениях и заключается гениальность художника. Искра таланта обжигает почитателей, заставляет их сердца биться учащенно.

Гениальность художника заключается в том, что он способен передать в полотнах свои чувства. До И. И. Левитана никому не удавалось высказать в полной мере любовь к родной стране, помочь людям выразить эту любовь и понять её в самих себе, - такова позиция автора.

Я согласна с такой позицией. Тот, кто хотя бы однажды видел подлинник картины, написанный гениальным художником, никогда не забудет чувства и ощущения, вызванные произведением искусства. Когда я была в Харьковском государственном музее изобразительных искусств, то долго стояла у первого варианта картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». До сих пор помню, какие чувства вызвало во мне это произведение искусства: мощь, трепет, радость. Илья Репин – гениальный русский художник. Над «Запорожцами» Репин работал в общей сложности тринадцать лет. Картина была уже в основном закончена, а художник все вносил да вносил в нее изменения. Эти факты говорят о том, что часто талантливому мастеру художественного искусства не хватает места, чтобы высказать все задуманное. В этом и заключается секрет гениальности художника: в неистощимой энергии, в желании сказать все и сразу, изобразить действительность так, чтобы сюжет и история нашли продолжение в других произведениях искусства.

Таким образом, гениальность, как все тайное и неизведанное, еще долго будет оставаться загадкой для нас простых людей. Но так и поддерживается гармония и равновесие в мире и искусстве: кто-то создаёт гениальные шедевры, а кто-то восхищается и хранит настоящие произведения искусства.

Как красота природы влияет на человека? Может ли необыкновенная красота полей и лесов пробудить в человеке любовь к родине? Какие чувства вызывают русские пейзажи? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского русского писателя К. Г. Паустовского, известного певца среднерусской полосы России.

Раскрывая проблему влияния красоты природы на человека, автор ведёт повествование от первого лица и рассказывает о том, как он, родившийся в Киеве и выросший на юге, впервые увидел Среднюю Россию. Из окна поезда, подъезжая из Киева к Москве, герой увидел «неправдоподобно синюю, совершенно индиговую маленькую реку, засыпанную жёлтыми листьями». Спустя время он точно знает, что, высунувшись в окно, он задохнулся от радости, «от внезапного приобщения к красоте страны». Эта новая родина захватила всё его сердце. А когда рассказчик при посещении Третьяковской галереи увидел среднерусский пейзаж на картинах Левитана, то его глаза обожгли слёзы, так как в картинах друга Чехова он почувствовал проявление «величавой и облагораживающей красоты». Все семь дней пребывания в Москве герой провёл у полотен Левитана и понял, что нашёл свою родную страну.

Автор подводит нас к мысли о том, что красота природы облагораживает человека, вызывает в нём высокие и трогательные чувства, рождает и укрепляет любовь к родине.

Позиция автора мне понятна и близка. Действительно, удивительная красота родной природы пробуждает в человеке любовь к стране, сердце покоряют навсегда скромные, полные очарования леса и луга, небо и речка.
Проблема влияния красоты природы на человека раскрывается во многих произведениях русских писателей. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» восхищение волжскими пейзажами выражает механик-самоучка Кулигин, который утверждает, что пятьдесят лет смотрит за Волгу и наглядеться не может. Катерина, стоя на высоком берегу Волги, хочет разбежаться с высоты и полететь, как птица, сожалея о том, что люди не летают так, как птицы.

Таким образом, природа благотворно воздействует на человека, вызывает в его душе самые прекрасные чувства.

(1)В доме Чехова в Ялте, на стене над камином, очень простой пейзаж Левитана — стог сена в осенних поздних сумерках, когда на траву уже ложится холодная роса. (2)Левитан оставил Чехову картину как подарок из милой сердцу России. (З)Очень прост этот пейзаж. (4)Прост, как все картины Левитана. (5)Перед ними можно стоять и час, и два и всё же до конца не понять, в чём сила этих элегических красок, в чём тайна этого молчаливого художника, покорившего наши сердца. (6)Тайна (если это можно назвать тайной) в том, что Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране. (7)Он показал нам нашу любовь, застенчивую и до него не высказанную в полной мере.

(8)Средняя полоса России — страна необыкновенная. (9)Достаточно увидеть, как ветер уносит лиственный убор лесов в синеющую осеннюю даль или каким застенчивым счастьем блестят глаза белоголового мальчика со свистулькой в руках — того мальчика, что сидит на песчаном косогоре и тихонько посвистывает. (10)Достаточно увидеть хотя бы это, чтобы сердце надолго, навек, навсегда покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой.
(11)С глубочайшей властью России над человеком бороться нельзя. (12)Миллионы людей нашли Россию как свою вторую родину. (13)Жизнь Левитана полностью это подтверждает. (14)Для меня с поздней юности лучшей на свете страной стала Средняя Россия. (15)Это вначале удивляло меня самого: я вырос на юге. (16) Впервые я увидел Среднюю Россию, когда мне было двадцать лет. (17)Это было осенью. (18)Я ехал из Киева в Москву. (19)Невдалеке от Москвы я увидел из окна вагона неправдоподобно синюю, совершенно индиговую маленькую реку, засыпанную жёлтыми листьями. (20)Я высунулся в окно и вдруг задохнулся. (21)Отчего я задохнулся, в то время я ещё не догадывался.
(22)Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе. (23)В лицо светило нежаркое сентябрьское солнце. (24)Я смотрел до головокружения на шумливые рощи, трепет осин и берёз, блеск светлых речушек, на увядающие луга, далёкие ямщицкие увалы и сияние кромки строгих, как кремлёвские стены, сосновых боров по горизонту. (25)Так, мелькнув, впервые появилась и захватила всё моё сердце новая родина.
(26)На следующий день в Москве, куда я попал впервые, я пошёл в Третьяковскую галерею. (27)Вошёл в боковой зал наверху и вдруг снова задохнулся. (28)Невольные слёзы обожгли глаза (я тогда очень стыдился слёз) — я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. (29)Эта картина вошла в моё сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до тех пор я даже не мог поверить в существование такой красоты на свете.
(З0)Все семь дней, какие я тогда пробыл в Москве, я провёл в галерее у полотен Левитана — изумлённый, взволнованный, притихший. (31)Всё дрожало у меня на душе. (32)Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное. (33)Я не мог тогда ещё ясно знать, что происходит со мной.
(34)А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашёл свою родную страну. (35)Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном дубовом листке. (36)Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца. (37)Тогда впервые дошёл до меня подлинный смысл таких слов, как «священная земля», «Отечество», «Отчизна».
(38)С тех пор Срединная Россия стала для меня действительно священной землёй, и я часто видел её так, как в первый раз, — покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины и залитую сиянием нежаркого солнца.

Готовое сочинение к варианту №24 сборника "Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ-2021".

Начало текста

Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом, глубоко под белой и пыльной аутской дорогой. Не знаю, кто её строил, но она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, лёгкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определённого архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, — она походила бы на здания в стиле модерн, если бы в её плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус.

Сочинение 24


Что нас ждёт в будущем? Останется ли место для прекрасного? Многие писатели и поэты размышляли об этом, выражая надежду на перемены к лучшему. В тексте А.И. Куприна также поднимается проблема веры в красоту грядущей жизни.

Автор повествует о русском писателе А.П. Чехове, который с «ревнивой любовью» и невероятной заботой относился к своему саду в Ялте. Его дача была настоящим произведением искусства. Писатель любил заниматься физическим трудом не меньше, чем литературным творчеством. Он оставался гением и в самых бытовых ситуациях. Так, Чехову удалось из «пустыря», «дичи» сделать «культурное, красивое место». Большое удовольствие доставляло ему осознание того, что сад приносит плоды. Это значило, что его деятельность нельзя назвать бесполезной. А.П. Чехов не просто размышлял о красоте грядущего мира, а старался приблизить это прекрасное будущее.

А.И. Куприн отмечает, что талантливые люди преображают действительность. Так и Чехов живо интересовался происходящим, боясь что-нибудь пропустить. Он увлекался, наверное, всеми областями наук, а за новыми путями следил «с удовольствием», с одинаковым рвением заботясь и о своих розах в саду, и об образовании. Для него это взаимосвязано, цветы в чеховском понимании – «символ будущей красоты», именно с таких простых дел начинаются важные изменения в мире. А.П. Чехов мечтал, что уже через триста лет всё вокруг станет другим, по-настоящему замечательным. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает: люди сами создают своё счастье. Если хочешь жить в гармонии, прилагай для этого усилия. Важно заботиться обо всём, что тебя окружает, и тогда жизнь станет ярче, а истинная красота на самом деле спасёт мир.

Итогом размышлений А.И. Куприна становится такая позиция: тот факт, что Чехову удалось из «нелепых оврагов в камнях и чертополохе» сделать нечто прекрасное, вселял веру в красоту грядущей жизни. Мысль о будущем счастье человечества заставляла его трудиться и находить смысл в этой неустанной работе.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Такие люди, как А.П. Чехов, чувствуют ответственность за всё и за всех. Благодаря подобным творцам, в мире всё ещё есть место для красоты. Маленький принц, герой одноимённой сказки А. де Сент-Экзюпери, живёт согласно принципу: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». От усилий даже одного человека может зависеть благополучие всего общества. Главное – показать пример другим.

В заключение хочется сказать, что есть такие люди, которые считают самым важным занятием совершенствование мира. Они могут повлиять на этот процесс, потому что решительны и самоотверженны. Вера в прекрасное помогает им справляться с трудностями. Невольно задумываешься: а что каждый из нас может сделать для того, чтобы мир стал немного лучше?

Читайте также: