В 1845 немецкий химик шенбейн случайно пролил на пол смесь серной и азотной кислот

Обновлено: 01.05.2024

1. Какая мука несъедобна? — Несъедобная мука, но дающая хлеб, это минеральные удобрения. Это — костяная, фосфоритная, апатичная мука.

2. Какая связь между свеклой и пирожным? — В обоих продуктах есть сахар.

3. Какой сахар не едят? — Свинцовый сахар, т. е. ацетат свинца, сладковатый на вкус, но он ядовит.

4. Какое масло называют прованским и почему? —Лучший сорт оливкового масла (прозрачное, душистое, застывающее при —60°С, прованское масло названо по имени провинции Прованс на юге Франции).

5. Почему разрушаются бетонные траншеи, по которым осуществляется сток отходов жирокомбинатов? — Сток отходов жирокомбинатов всегда содержит жирные кислоты, которые образуют с известью цемента кальциевое мыло, вследствие чего цемент разрушается и связь между зернами бетона нарушается.

6. Какая связь существует между глюкозой и елочными игрушками? — Так как глюкоза содержит альдегидную группу, то она с аммиачным раствором оксида серебра дает реакцию «серебряного зеркала», в результате реакции выделяется тонкий слой серебра, которым покрывают елочные игрушки.

7. В 1845 году немецкий химик Христиан. Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислоты. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком жены, прополоскал его и повесил сушиться над печкой. Фартук подсох, но затем раздался не очень громкий взрыв и . фартука не стало. Почему взорвался фартук? — Нити хлопчатобумажной ткани сделаны из целлюлозы, в состав элементарного звена мономера которой входят три групп ОН (гидроксогруппы). Под действием кислот происходит реакция нитрования с образованием нитроклетчатки (пироксилина), которая взрывается с выделением тепла и газов.

8. В ясный солнечный день Исаак Ньютон вышел на прогулку и встретил пастуха. Пастух посоветовал ученому вернуться домой, чтобы не попасть под дождь. Ньютон не послушал совета пастуха и был наказан. Продрогший и промокший, он пожелал узнать, как пастуху удалось так точно предсказать погоду. Пастух ответил, что ему помог баран. Как? — Перед дождем и в сырую погоду поры каждой шерстинки животного заполняются водой, шерсть набухает и удлиняется. В сухую погоду часть воды испаряется, и длина шерсти уменьшается.

9. Обладают ли слезы человека бактерицидными свойствами? — Слезы человека содержат 0,1% белков, в том числе фермент лизоцим, обладающий бактерицидным действием. Лизоцим быстро и полностью растворяет многие аэробные бактерии. 10. Почему животные долго зализывают свои раны? — Животные не зря долго зализывают свои раны: кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.

Ведущий: Жюри, оцените конкурс «Разминка».

Ведущий: Следующий тур нашего состязания называется «Экспериментатор». От каждой команды приглашаются - по два человека.

Ваша задача определить несколько веществ по цвету и с закрытыми глазами по запаху.

Й вариант веществ

Уксусная кислота по запаху

Бензин по запаху

Формалин по запаху

Сульфат бария молочно-белый осадок

Гидроксид железа (III) бурый осадок

Й вариант веществ

Нашатырный спирт по запаху

Этиловый спирт по запаху

Керосин по запаху

Хлорид серебра белый творожистый осадок

Гидроксид меди (II) голубой осадок

Ведущий: Переходим ко второму этапу конкурса «Экспериментатор» .

На столе заранее приготовлены наборы реактивов: раствор карбоната натрия, разбавленная соляная кислота, раствор гидроксида кальция, стеклянная трубочка, кусочек мела, свеча, резиновые шарики, спички, пробирки.

Ведущий: Прошу подойти ко мне по одному участнику от каждой команды.

Ваша задача — получить углекислый газ и объяснить, как вы это сделали.

Звучит музыка, ребята приступают к проведению опытов.

Варианты получения СО2:

—слить в пробирку карбонат натрия и соляную кислоту, в результате реакции будет выделяться СО2;

—провести реакцию взаимодействия мела с соляной кислотой;

—зажечь свечу или просто спичку — при горении любого органического вещества выделяется СО2;

—в раствор гидроксида кальция подуть через стеклянную трубочку;

—просто надуть воздушный шарик — мы выдыхаем СО2.




(Жюри оценивает каждый из этапов конкурса «Экспериментатор» по 5 баллов.)

Ведущий:Переходим к самому интересному и увлекательному туру наших состязаний «Домашнее задание».

Первый конкурс «Что бы это значило?»

Ведущий; Каждой команде заранее было дано задание нарисовать рисунок на экологическую тему. Сейчас вы обменяетесь своими рисунками и постараетесь за 30 секунд объяснить, что на них, по-вашему мнению, нарисовано.

Объяснение команды «SOS»

Киты вообще планктон едят,

Но этот кит ест все подряд.

Ох, неразборчив он — обжора,

И уйму выбросил он сора.

Он променял свои все блюда

На то, что плавает в округе.

Объяснение команды «Вобла»

Если воздух загрязнять,

Нечем будет нам дышать.

Скафандр наденет человек,

То костюм на новый век.

Ведущий: А сейчас команды разыграют экологические сценки.

Сценка команды «SOS»

«Две бабушки»

На сцену выходят две бабушки: Авдотья Никитична — деревенская, Марья Ивановна — городская.

Марья Ивановна: Авдотья, здравствуй, как поживаешь? Как здоровье?

Авдотья Никитична: Ох! Ох! Какое может быть сейчас здоровье? Сахар, говорят, нельзя есть, соль тоже, уже и мясо вредно. Вот я и решила стать вегетеривянкой.

Марья Ивановна: Кем решила стать?

Авдотья Никитична: Кем, кем — вегетеривянкой!

Марья Ивановна: Господи, название какое-то космическое придумала. Наверное, ты имеешь в виду вегетерианкой?

Авдотья Никитична: Ну да. Ентой самой, которая все овощи ест. Вот и я решила подольше пожить.

Марья Ивановна: И что же, получается?

Авдотья Никитична: Вместо подольше пожить я чуть раньше не умерла.

Марья Ивановна: Как так?

Авдотья Никитична: Да, овощи сейчас какими-то нитракторами обрабатывают.

Марья Ивановна: Ха, ха, ха! Опять ты все перепутала! Они называются нитратами, ими подкармливают растения.

Авдотья Никитична: Да сейчас даже озон едят. Его уже столько съели, что даже дырки какие-то в небе стали появляться.

Марья Ивановна: Ох, не говори, моя внучка сказала, что ее жених недавно в какую-то трубу вылетел! Может, в эту дыру, а? Вот и песню про это поет жалостливую, как романсы раньше певали. Послушаем ее.

Зачастую научные открытия и гениальные изобретения делаются совершенно случайно. Хорошей иллюстрацией этого правила служит история, приключившаяся с почтенным профессором Базельского университета Христианом Фридрихом Шенбейном, который считается первооткрывателем взрывчатого вещества пироксилина. Ему помогла неаккуратность и… фартук супруги.


Путь Шенбейна в науку был весьма тернист. Будущий гений органического синтеза родился в бедной семье и был лишен возможности получить нормальное образование. Что бы хоть как-то прокормить себя и свою семью, юный Христиан устроился подмастерьем на химическую фабрику в родном Метцингене. А в свободное от работы время он прилежно штудировал учебники по химии и физике.

Вскоре счастье улыбнулось прилежному и талантливому самоучке, и он получил место управляющего на другом химическом заводике недалеко от университетского города Эрлангена (близ Нюрнберга). Так у Шенбейна появилась возможность совмешать работу с учебой. Окончив университет, молодой специалист стажировался в университетах Англии и Франции (кстати, в последнем учебном заведении он посещал лекции самих Ампера и Гей-Люссака). Все это дало замечательный результат — в 1829 году 30-летний химик защитил докторскую диссертацию в Базельском университете, а вскоре получил там же кафедру физики и химии вместе с профессорским званием.

Казалось бы, теперь бывший подмастерье мог с чистой совестью забыть о годах лишений — однако это оказалось не так-то просто. У почтенного герра Шенбейна сохранилось две весьма странные привычки. Во-первых, он почему-то предпочитал проводить химические опыты не в университетских лабораториях, а у себя дома на кухне. Возможно, эта привычка сформировалась у него в ранней юности, когда молодому самоучке негде было выполнять практические задания из учебников.

Другая привычка была не менее интересной — Христиан Шенбейн никогда не пользовался руководствами, где были указаны дозы реактивов, и мерными приборами. Все вещества для опытов он отмерял на глаз. Скорее всего, в этом случае давала о себе знать та пора, когда Шенбейн работал на химической фабрике — по его словам, так поступали все мастера в этом учреждении.

Несложно догадаться, что при такой постановке экспериментов они были весьма небезопасны. Каждый день на кухне дома Шенбейнов что-то взрывалось, загоралось или источало отвратительные фимиамы. В итоге фрау Шенбейн, замученная жалобами прислуги, начала со своим мужем настоящую войну, причем не на жизнь, а на смерть. Профессор пообещал своей супруге больше не использовать кухню в качестве химической лаборатории. Но, увы, слово свое так и не сдержал.

И вот, летом 1845 года профессор Шенбейн, пользуясь отсутствием жены, проводил на кухне опыт, в котором использовалась смесь из азотной и серной кислот. Ученый весьма торопился — фрау Шенбейн должна была вот-вот вернуться. В спешке Христиан пролил немного едкой смеси на кухонный стол. Понимая, что результатом этой оплошности может быть несводимое пятно, исследователь схватил первую попавшуюся тряпку и стер кислотную лужицу со стола.

Вроде бы скрыть следы удалось, однако, когда Христиан взглянул на "тряпочку", то чуть не лишился дара речи. То, чем он ликвидировал химический "потоп", оказалось любимым хлопчатобумажным фартуком его супруги! Уж теперь-то, понял Шенбейн, она точно обо всем догадается. Однако ученый не растерялся, сообразив, что если просушить фартук у печки, то пятна на нем будут не особенно заметны (и совсем не идентифицируемы). Поэтому он повесил его на просушку и начал наводить порядок на кухне.

Однако судьбе было неугодно, что бы все испытания профессора в этот день закончились.Только герр Шенбейн закончил уборку, как на кухне раздался взрыв, в результате которого фартук просто. разлетелся на кусочки. Еще хорошо, что этот взрыв был несильный и ученый не пострадал. В противном случае мир так и не узнал бы о его гениальном открытии.


Получив заслуженный нагоняй от возмущенный фрау Шенбейн, которая, увидев мужа, собирающего остатки фартука, сразу поняла, что тот не сдержал своего слова, профессор принялся изучать причину столь бурной реакции фартука на нагревание. На это у него ушло несколько месяцев. Однако к началу 1846 года ученый понял, в чем тут было дело. Азотная кислота, прореагировав с целлюлозой из волокон фартука, дала любопытное вещество, которое и обладало столь взрывным "характером". Шенбейн понял, что ему удалось получить тринитрат целлюлозы, который впервые синтезировал А. Браконно в 1832 году. Однако первооткрыватель ничего не говорил о странном свойстве нитроцеллюлозы, поэтому можно считать, что именно Шенбейн его и открыл.

Кстати, сам профессор назвал полученное им вещество Schiebaumwolle, что в переводе означает "стрелятельный хлопок". Позже же за ним утвердилось название "пироксилин". О своем открытии Шенбейн доложил в 1846 году на конференции в Базельском университете. И оно принесло ученому широкую известность — несколько академий выбрали его в свои члены, шведское правительство по протекции выдающегося химика Берцелиуса наградило Шенбейна орденом Полярной звезды, а общество естествоиспытателей присвоило ему почетное прозвище "Бертольд Шварц" (напомню, что так звали легендарного монаха, которому приписывалось изобретение пороха).

Следует заметить, что неряшливость в экспериментах позже принесла герру Шенбейну не только славу, но и богатство: пироксилином сразу же заинтересовались военные. В то время в артиллерии использовали черный порох, сажа от которого так пачкала орудия, что в перерывах между выстрелами их приходилось чистить, а уже после первых залпов поднималась такая завеса дыма, что сражаться приходилось чуть ли не вслепую. Поэтому использование взрывчатого вещества, дающего значительно меньше дыма, да к тому же еще и более сильного, чем черный порох, представлялось весьма и весьма перспективным.

Так что профессор продал рецепт производства нового взрывчатого вещества правительствам сразу нескольких государств, а часть вырученных денег истратил на покупку новых нарядов для фрау Шенбейн — это была хорошая компенсация за испорченный фартук. Однако позже выяснилось, что от этого изобретения выгадал лишь ученый — его способ производства оказался весьма опасным. Заводы по производству пироксилина постоянно взрывались, и из-за этого к 60-м годам XIX века от использования вещества отказались практически все европейские государства. Кроме Российской империи, где интерес к открытию Шенбейна вовсе не угасал.

Отечественные химики около 40-ка лет пытались разработать более безопасный способ получения пироксилина и в 1890 году Дмитрию Ивановичу Менделееву это наконец-то удалось. Так открытие Шенбейна получило пропуск в военную сферу. Однако сам первооткрыватель нитроцеллюлозы, весьма опечаленный тем, что его детище не смогли использовать из-за его слишком "взрывного" характера, увы, об этом так и не узнал.

Почтенный профессор скончался в 1868 году, на два года пережив свою супругу, фартук и тяжелый нрав которой и привел к курьезу, обернувшемуся гениальным открытием. Однако нужно было обладать умом и опытом герра Шенбейна для того, что бы сразу оценить значение случившегося. Ну и, конечно же, его странными привычками…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В 1845 году швейцарский химик Христиан Фридрих Шёнбейн (1799–1868) проводил на кухне своего дома эксперимент с использованием смеси азотной и серной кислот. Жена строго-настрого запретила ему приносить свои колбы на кухню,
[Я б вообще убила. Тут, понимаешь, курица лежит в маринаде, а он с серной кислотой играется]
поэтому он спешил закончить опыт в ее отсутствие – и пролил немного едкой смеси на кухонный стол. Опасаясь скандала, он схватил первую попавшуюся под руку тряпку (это оказался хлопчатобумажный кухонный фартук), вытер лужицу со стола, а потом повесил фартук перед очагом. Высохнув, фартук взорвался.
"Вот это да!" - сказал Шёнбейн и назвал полученное вещество "нитроцеллюлоза".
Нитроцеллюлозу открывали до этого дважды (в 1832 — французский химик Анри Браконно и в 1838 — другой французский химик, Теофиль-Жуль Пелуз) но Шёнбейн разработал первый приемлемый способ получения нитроцеллюлозы — обработкой одной части хлопковых волокон в пятнадцати частях смеси серной и азотной кислот в соотношении 50:50. Азотная кислота реагировала с целлюлозой с образованием воды и серная кислота была необходима для предотвращения разбавления. После нескольких минут обработки хлопок удалялся из кислоты, промывался в холодной воде до удаления кислот и высушивался.
Предприимчивый Шёнбейн продал рецепт производства нового взрывчатого вещества сразу нескольким правительствам. В то время в артиллерии использовали черный порох, сажа от которого так пачкала орудия, что в перерывах между выстрелами их приходилось чистить, а уже после первых залпов поднималась такая завеса дыма, что сражаться приходилось чуть ли не вслепую. Полученный новый материал незамедлительно был применён в производстве пороха под названием "ружейного хлопка" (Guncotton). Нитроцеллюлоза давала в 6 раз больший объем продуктов горения, чем дымный порох, намного меньше дыма и меньше нагревала оружие. Однако производство её было крайне опасным и сопровождалось многочисленными взрывами на производствах. Дальнейшие исследования показали, что ключевую роль в опасности производства играет чистота сырья — если хлопок не был тщательно очищен и высушен, происходили внезапные взрывы.
Из-за нестабильности нитроцеллюлозы от её производстав пришлось отказаться, пока в 1869 в Англии под руководством Фредерика Августа Абеля был разработана технология с измельчением нитроцеллюлозы в специальных аппаратах - голландерах и многократными (до 8 раз) длительными промывками и сушками, каждая из которых длилась до 2 суток. Соотношение серной и азотной кислот в смеси было изменено до 2:1. По такой технологии удавалось получать достаточно стабильный при хранении и применении продукт.
В 1884 году был изобретен первый бездымный порох – пироксилиновый. Его изготовляли из нитроцеллюлозы с содержанием азота свыше 12 процентов (пироксилина) с добавлением веществ, придающих пороху специальные свойства.

А после того, как я постаралась забить вам голову сложными химическими терминами, которые вы наверняка благополучно пропустили, подытожу главным:
Нитроцеллюлоза - один из первых искусственных полимеров.
Используется для изготовления бездымного пороха, взрывчаток, кино- и фотоплёнки, в индустрии развлечений (фокусники), а также для производства теннисных шариков :)))

И самое главное! Меня чрезвычайно волнует получила ли фрау Шёнбейн новый фартук взамен неоценимого вклада в науку?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Химические элементы А вам слабо? А все таки , ЧТО? Пища 20 40 60 100 80 20 40.

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Химические элементы А вам слабо? А все таки , ЧТО? Пища 20 40 60 100 80 20 40.

Химические элементы А вам слабо? А все таки , ЧТО? Пища 20 40 60 100 80 20 40 60 80 100 Своя игра 20 40 60 80 100 20 40 60 80 100

Металл, необходимый в составе костей скелета Меню

Металл, необходимый в составе костей скелета Меню

Металл, необходимый в составе костей скелета – кальций Меню

Металл, необходимый в составе костей скелета – кальций Меню

Дезинфектор ран Меню

Дезинфектор ран Меню

Меню Дезинфектор ран – йод

Меню Дезинфектор ран – йод

Меню Химический элемент, открытый в Казани? Кем и когда открыт? С чем связано.

Меню Химический элемент, открытый в Казани? Кем и когда открыт? С чем связано происхождение названия?

Химический элемент, открытый в Казани? Кем и когда открыт? С чем связано прои.

Химический элемент, открытый в Казани? Кем и когда открыт? С чем связано происхождение названия? Ru - рутений Меню Открыт профессором Казанского университета Карлом Клаусом в 1844 году Назван в честь России

Меню Млекопитающее животное – первый слог, тоже млекопитающее животное – втор.

Меню Млекопитающее животное – первый слог, тоже млекопитающее животное – второй слог. В целом химический элемент. Какой ?

Меню Млекопитающее животное – первый слог, тоже млекопитающее животное – втор.

Меню Млекопитающее животное – первый слог, тоже млекопитающее животное – второй слог. В целом химический элемент. Какой ? Мышьяк (As)

Меню Избыток ионов этого элемента может вызвать жажду и даже обезвоживание ор.

Меню Избыток ионов этого элемента может вызвать жажду и даже обезвоживание организма

Меню Избыток ионов этого элемента может вызвать жажду и даже обезвоживание ор.

Меню Избыток ионов этого элемента может вызвать жажду и даже обезвоживание организма – натрий

Меню Если верить древнему историку, то во время походов Александра Македонско.

Меню Если верить древнему историку, то во время походов Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Пища у них была одинаковая, а вот посуда для готовки разная. Из какого металла изготавливали офицерскую посуду?

Меню Из какого металла изготавливали офицерскую посуду? Из серебра, обладающе.

Меню Из какого металла изготавливали офицерскую посуду? Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.

Меню В отваре этого растения купают младенцев. Его называют: золотушная трава.

Меню В отваре этого растения купают младенцев. Его называют: золотушная трава, козьи рожки, стрелка, а каково научное название растения?

Меню В отваре этого растения купают младенцев. Его называют: золотушная трава.

Меню В отваре этого растения купают младенцев. Его называют: золотушная трава, козьи рожки, стрелка, а каково научное название растения? Череда

В 1845 году немецкий химик Христофор Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь сер.

В 1845 году немецкий химик Христофор Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислот. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком жены, прополоскал его и повесил сушиться над печкой. Фартук подсох, но затем раздался не очень громкий взрыв и фартука не стало. Какое вещество разрушило фартук? Меню

В 1845 году немецкий химик Христофор Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь сер.

В 1845 году немецкий химик Христофор Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислот. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком жены, прополоскал его и повесил сушиться над печкой. Фартук подсох, но затем раздался не очень громкий взрыв и фартука не стало. Какое вещество разрушило фартук? Меню тринитроцеллюлоза - порох

Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со.

Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир. Меню

Меню Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его эксп.

Меню Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей день

Меню Сердце – двигатель огромной работоспособности. В сутки оно делает около.

Меню Сердце – двигатель огромной работоспособности. В сутки оно делает около 100 тысяч ударов. А сколько времени сердце отдыхает у 60-летнего человека?

Меню Можно сказать, что у человека в возрасте 60 лет сердце 30 лет отдыхало.

Меню Можно сказать, что у человека в возрасте 60 лет сердце 30 лет отдыхало, так как из 0,8 секунд сердечного цикла, 0,4 секунды приходится на его расслабление

Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? Меню

Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? Меню

Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? Меню Негашеную известь (СаО)

Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? Меню Негашеную известь (СаО)

Какая кислота всегда находится в желудке человека? Меню

Какая кислота всегда находится в желудке человека? Меню

Какая кислота всегда находится в желудке человека? Соляная - HCl Меню

Какая кислота всегда находится в желудке человека? Соляная - HCl Меню

Меню Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей прибо.

Меню Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристого металла. А всем прочим было обидно до слез: пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки ?

Меню Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей прибо.

Меню Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристого металла. А всем прочим было обидно до слез: пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки ? Из алюминия

Лекарственное растение, называемое американскими индейцами «следом белого чел.

Лекарственное растение, называемое американскими индейцами «следом белого человека» Меню

Лекарственное растение, называемое американскими индейцами «следом белого чел.

Лекарственное растение, называемое американскими индейцами «следом белого человека» - Подорожник Меню

Меню Какой царский напиток не пил ни один царь? Почему его так назвали? Назов.

Меню Какой царский напиток не пил ни один царь? Почему его так назвали? Назовите его состав.

Меню «Царская водка» состоит из 1 объёма азотной кислоты и 3 объёмов соляной.

Меню «Царская водка» состоит из 1 объёма азотной кислоты и 3 объёмов соляной кислоты - кислоты концентрированные. Так назвали, потому что растворяет царя металлов - золото

Меню В каком молоке не содержится молока ?

Меню В каком молоке не содержится молока ?

Меню В каком молоке не содержится молока ? В известковом (Са(ОН)2)

Меню В каком молоке не содержится молока ? В известковом (Са(ОН)2)

Меню Какая мука несъедобная?

Меню Какая мука несъедобная?

Меню Какая мука несъедобная? Фосфоритная

Меню Какая мука несъедобная? Фосфоритная

Меню Поджаренные корни какого растения из семейства астровых (сложноцветных).

Меню Поджаренные корни какого растения из семейства астровых (сложноцветных) могут в походе заменить кофе?

Меню Поджаренные корни какого растения из семейства астровых (сложноцветных).

Меню Поджаренные корни какого растения из семейства астровых (сложноцветных) могут в походе заменить кофе? Одуванчика

Меню Лапша из какой крупяной культуры является у японцев национальным блюдом?

Меню Лапша из какой крупяной культуры является у японцев национальным блюдом?

Меню Лапша из какой крупяной культуры является у японцев национальным блюдом.

Меню Лапша из какой крупяной культуры является у японцев национальным блюдом? Гречихи

Меню Что получится если на «хлеб химической промышленности» «намазать» «купор.

Меню Что получится если на «хлеб химической промышленности» «намазать» «купоросное масло» ?

Меню Что получится если на «хлеб химической промышленности» «намазать» «купор.

Меню Что получится если на «хлеб химической промышленности» «намазать» «купоросное масло»? Ничего не произойдет. Это одно и тоже вещество – H2SO4

Спасибо за хорошую игру!

Спасибо за хорошую игру!

Краткое описание документа:

Данное внеклассное мероприятие позволяет повторить основные термины химии и биологии, вспомнить самые особенные химические вещества, биологические объекты, исторические факты, проследить связь между науками "Химия" и «Биологи» и повседневной жизнью, разобраться в экологических проблемах современного мира.

Цель игры: повышение познавательного интереса к естественным наукам; обобщение всех полученных знаний по неорганической химии и биологии, создание ситуации успеха для учащихся, вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе игры.

Мероприятие представлено мультимедийной презентацией, состоит из 2 раундов. Игра командного характера. Правила игры: команде на обсуждение ответа дается 30 секунд . Е сли у членов команды нет ответа или дан неправильный ответ, у других команд появляется возможность зарабатывать баллы. Но при этом можно отвечать только один раз.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

( г. Инта, Республика Коми;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Интеллектуальная игра по химии» (8 класс)

Расширение кругозора обучающихся, повышение интереса к предмету химии.

Создание условий для развития логического мышления;

Развитие умения работать в группах;

Развитие умения вести диалог

Закрепление умения решать проблемные вопросы, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

Закрепление практических умений, коммуникативных способностей;

получение новых знаний;

развитие умений общаться, позиционировать себя в обществе, отстаивать собственное мнение.

Оборудование и материалы: компьютер, видеопроектор, компьютерная презентация (Приложение 1), ребусы, черный ящик.

Время проведения: 45 минут.

Конспект урока

Правила игры

hello_html_59f63c67.jpg

В игре участвуют две команды, каждая команда состоит из 6 человек. (Приложение 1)

Раунд 2. «Знаешь ли ты» Команды по очереди выбирают категорию и номер вопроса. Если у команды нет версии ответа, то вопрос передается зрителям. (Приложение 1)

Раунд 3 «Чёрный ящик» ведущий предлагает каждой команде по очереди отгадать вещество спрятанное в чёрном ящике. Раунд оценивается в 15 баллов. На размышление команде предлагается 1 минута.

Раунд 4 «Кроссворд» Найдите зашифрованные названия химических элементов , время на выполнение данного задания 7 минут (Приложение 3)

Раунд 5 «Гонка за лидером» команда получает очко за каждый правильный ответ, данный первыми. Для соблюдения дисциплины командам даны сигнальные флажки.

Пока жюри подводит итоги проходит игра со зрителями. Назовите крылатые поговорки, пословицы со словом "золото".

Жюри подводит итог. Проводится награждение команд.

- следят за временем при помощи секундомера (дают сигнал об окончании времени);

- подсчитывают баллы каждой команды по итогам геймов.

Подведение итогов игры

Материал для подведения итогов игры обучающимися:

1. фишки для оценивания

2. разные смайлики на положительные и отрицательные эмоции (Приложение 5)

hello_html_m59fced.jpg

hello_html_m2a5d0ba5.jpg

– не понравилось, остались недовольны.

hello_html_22f941fb.jpg

– понравилось, но есть замечания

Приветствие команд.

Капитаны представляют свою команду и озвучивают девиз.(Девиз и эмблему команды готовят заранее).

(Приложение 1) Раунд 1 «Угадай ребус» (Слайд №2)

Каждая команда получает конверт с 8 ребусами, на решение отводится 5 минут. (Приложение 2)

(Приложение 1) Раунд 2. «Знаешь ли ты» (Слайд №3)

Команды по очереди выбирают категорию и номер вопроса. Если у команды нет версии ответа, то вопрос передается зрителям.

Номинация "Химические величины"

10 - Количество вещества - (моль)

20 - Постоянная Авогадро - (6 *)

30 - Молярный объём газов - (22,4 л\моль)

40 - Сила вещества - (концентрация)

50 - Отношение массы вещества к массе какого - то газа - (относительная плотность)

Номинация "Самые, самые"

10 - Самое распространённое вещество на Земле - (вода)

20 - Самый смертельный газ, встречаемый в обиходе? (угарный газ)

30 - Самый твёрдый металл? (цезий)

40 - Самый тугоплавкий металл? (вольфрам)

50 - Самый лёгкий металл? (литий)

Номинация "Металлы или неметаллы"

10 - Элементы, занимающий 1 группу главную подгруппу (металлы)

20 -металл назван в честь России? (Рутений)

30 - Элементы, занимающие 7 группу главную подгруппу (неметаллы)

40 - Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию, офицеры его армии болели кишечными болезнями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот посуда разная. Их какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Серебро)

50 - Элементы, занимающие 8 группу главную подгруппу (неметаллы - благородные газы)

Номинация "А вам слабо"

10 - Назовите химическое вещество, которое может впитывать в себя любую энергию и в последствии её передавать живым объектам (вода)

20 - Известный русский химик, создавший закон сохранения массы веществ (М.В.Ломоносов)

30 - В 1901 году он стал первым лауреатом Нобелевской премии, создав правило для контроля за химическим равновесием (Ле Шателье)

40 - Назовите химический элемент который при ударе молнии превращается в стекло? (кремний)

50 - Выдающийся русский химик - создатель учебника "Основы химии" (Д.И.Менделеев)

(Приложение 1) Раунд 3 «Чёрный ящик» (Слайд №26)

Ведущий предлагает каждой команде по очереди отгадать вещество спрятанное в чёрном ящике. Чёрный ящик для 1 команды(выносится под музыку).

В черном ящике находится вещество, которое относится к классу химических соединений состоящих из металла и кислотного остатка. Его применяют в производстве соды, едкого натра, сульфата натрия, а в быту – как консервирующее средство? (соль NaCl ) (Приложение 3)

Чёрный ящик для 2 команды(выносится под музыку).

В черном ящике находится химический элемент входит в состав раковины фораминифер. Этот элемент входит в состав костей. (кальций Ca ) (Приложение 3)

(Приложение 1) Раунд 4 «Кроссворд» (Слайд №26)

На данный момент известно более 110 химических элементов. Каждый элемент имеет свое название, свой символ и свое произношение этого символа. Например символ Au обозначает элемент золото, а произносится аурум. В сетку кроссворда необходимо вписать название химического элемента, согласно его символа, время на выполнение данного задания 7 минут. (Приложение 4)

(Приложение 1) Раунд 5 «Гонка за лидером» (Слайд №28)

Дезинфектор ран (йод)

Избыток ионов этого элемента может вызвать жажду и даже обезвоживание организма (натрий)

Назовите химический элемент названый честь солнца. (гелий)

Он необходим для сохранения в норме эмали зубов человека (фтор)

Для чего умные хозяйки при хранении картофеля в подвале кладут к ним несколько спелых яблок? (чтобы предотвратить гниение картофеля)

В 1845 году немецкий химик Христофор Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислот. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком жены, прополоскал его и повесил сушиться над печкой. Фартук подсох, но затем раздался не очень громкий взрыв и фартука не стало. Какое вещество разрушило фартук? (тринитроцеллюлоза - порох)

Это вещество можно назвать "эпидемией современного технического мира". (ржавчина)- Какое В переводе с греческого – несущий свет. (фосфор)

Назовите химический элемент названый в честь Земли. (теллур)

Какое масло называют прованским и почему? (растительное, изготовлено в провинции Прованс - Франция)

- Вещество, которое в 1802 году впервые выделил из виноградного сахара химик Жозеф Луи Пруст. Вкус этого вещества также приятен, как и вкус победы. (глюкоза)

Специально оборудованное помещение для проведения эксперимента и химического анализа веществ (лаборатория).

Запись химических реакций посредством химических формул и коэффициентов (химическое уравнение).

Сложные вещества - это…(химические вещества состоящие из двух и более химических элементов)

Сколько периодов в таблице Д.И. Менделеева? (7)

Назвать пять элементов-неметаллов.

Кто создал первую теорию строения вещества? (Берцелиус)

Химическая связь между ионами одного и того же неметалла называется. (ковалентная неполярная)

Какое вещество по составу углекислый газ? (сложное)

При горении магния образуется… (оксид)

Молярная масса углерода? (12)

Реакция обезвреживания ртути серой называется? (демеркуризацией)

Самый легкий элемент? (водород)

При пропускании углекислого газа через известковую воду образуется осадок. О каком явлении идет речь? (химическая реакция)

При нагревании вода превращается в пар. Какое явление?(физическое)

По каким свойствам поваренную соль можно легко отличить от сахара? (вкус)

Как разделить смесь серы и железных опилок? (при помощи магнита или воды(флоктация))

Молярная масса воды? (18)

Явление, наблюдающееся при нагревании кристаллического йода. (возгонка)

(Приложение 1) « Подведение итогов » (Слайд №29)

Пока жюри подводит итоги проходит игра со зрителями. Назовите крылатые поговорки, пословицы со словом "золото".

Читайте также: