Устройство выравнивающего слоя из бетона на мосту

Обновлено: 18.05.2024

РУКОВОДСТВО
ПО РЕМОНТУ ЭЛЕМЕНТОВ МОСТОВОГО ПОЛОТНА АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

РАЗРАБОТАНО НПО Росдорнии при участии Союздорнии, Росдорнии Миндорстроя УССР, НПО Дорстройтехника (г.Минск), КАДИ, ХАДИ и Волгоградского ИСИ.

В разработке приняли участие канд. техн. наук М.И.Шейнцвит, В.И.Шестериков, инженеры А.В.Бугурусланов, Г.С.Горлина, М.А.Завьялов, В.В.Ладошин, О.В.Николаева, А.Г.Ожерельев (НПО Росдорнии); канд. техн. наук И.Д.Сахарова (Союздорнии), канд. техн. наук С.Г.Джигит (Госдорнии), инженеры Г.И.Козлов, Л.С.Измайлова (НПО Дорстройтехника), канд. техн. наук В.Б.Назаренко, Н.Е.Страхова (КАДИ), канд. техн. наук Н.П.Лукин, инженеры А.С.Лозицкий, О.И.Безбабичева (ХАДИ), канд. техн. наук В.Д.Квасов (Волгоградский ИСИ).

УТВЕРЖДЕНО Минавтодором РСФСР 25.01.88

В Руководство включены два варианта конструктивного поперечного сечения мостового полотна с устройством мастичной оклеечной гидроизоляции: с накладными тротуарами и тротуарами, расположенными непосредственно на пролетном строении; а также один вариант с устройством выравнивающего слоя из особо плотного бетона, выполняющего функции гидроизоляции.

Наряду с традиционными методами ремонта элементов мостового полотна предложены новые решения, прошедшие опытную проверку в натурных условиях; ремонт асфальтобетонного покрытия методами термопластификации, устройство ограждений с использованием специальных упоров и технология замены тротуарных блоков; технология ремонта деформационных швов и устройства непрерывной плиты ездового полотна; устройство гипроизоляции из перхлорвиниловой эмали ХС-710 или клея "Спрут 5МДИ" из особо плотного бетона на основе напрягающего цемента с использованием битумно-латексной мастики, путем пропитки защитного слоя бетона гидрофобизирующей эмульсией и эпоксидным вяжущим; методы обследования, оценки состояния и ремонта узла сопряжения моста с насыпью.

В работе приведены технологическая последовательность и регламент ремонтных работ, даны рекомендации по использованию средств механизации.

Руководство по ремонту элементов мостового полотна автодорожных мостов разработано Гипродорнии* совместно с Союздорнии, НПО Дорстройтехника, КАДИ, ХАДИ и Волгоградским ИСИ на основании следующих исследований:

* С 1 января 1989 г. Росдорнии

анализ применяемых конструктивно-технологических решений мостового полотна (Гипродорнии, Союздорнии);

исследование методов регенерации асфальтобетона и разработка способа термопрофилирования асфальтобетонных покрытий (Гипродорнии);

исследование и разработка рекомендаций по установке ограждений на эксплуатируемых мостах (Гипродорнии);

разработка рекомендаций по ремонту тротуаров и перил (Гипродорнии, ХАДИ);

исследование и разработка рекомендаций по ремонту деформационных швов (Гипродорнии, КАДИ);

предложения по объединению эксплуатируемых пролетных строений мостов в температурно-неразрезные (Гипродорнии);

анализ совместной работы гидроизоляции с несущими элементами пролетного строения (ХАДИ);

исследование различных методов ремонта гидроизоляции, в том числе предложений по устройству гидроизоляции с использованием термозащитного слоя (КАДИ), эмали ХС-710 и клея Спрут 5 МДИ (Госдорнии), битумно-латексной эмульсии (НПО Дорстройтехника), гидрофобного бетона на напрягающем цементе (Госдорнии, Союздорнии), гидрофобизирующей эмульсии и эпоксидного вяжущего (Гипродорнии, Союздорнии);

исследование методов диагностики и ремонта узла сопряжения моста с насыпью (Волгоградский ИСИ).

В Руководство, кроме традиционных методов ремонта, как правило, не отличающихся от способов, используемых при строительстве мостов, включены специфичные конструктивно-технологические решения, прошедшие проверку в натурных условиях.

Основополагающим принципом при выборе методов ремонта является целесообразность не только выполнения ремонтных работ, но и устранения причин возникновения дефектов. С этой целью в разд.2 Руководства приведены рекомендуемые для использования конструктивно-технологические решения компоновки элементов мостового полотна, по покрытию, ограждающим устройствам, тротуарам и перилам, деформационным швам, узлам объединения в непрерывную плиту ездового полотна, гидроизоляции и конструкции сопряжения моста с подходами. Предложено решать вопросы ремонта отдельных элементов комплексно, во взаимосвязи с учетом требований по обеспечению водоотвода и гидроизоляции.

Руководство содержит ряд различных взаимозаменяемых решений по отдельным видам ремонта, особенно по гидроизоляции, что позволяет выбирать метод ремонта также с учетом традиций, квалификации, наличия материалов и оборудования в организации, выполняющей ремонт. Приведены технико-экономические показатели различных технологических решений. Содержатся также требования по технике безопасности и охране природной среды.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Руководство предназначено для использования при разработке проектов и ремонте, реконструкции полотна мостовых сооружений на автомобильных дорогах и в населенных пунктах в любых климатических зонах страны.

1.2. Руководство составлено в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы, СНиП III-43-75 Правила производства и приемки работ. Мосты и трубы (в части элементов мостового полотна, а также Инструкции по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах ВСН 32-81 с учетом проверенных на практике ряда конструктивно-технологических решений, разработанных организациями министерств автомобильных дорог РСФСР, УССР и БССР.

1.3. Руководство содержит конструктивно-технологические решения ремонта и реконструкции мостового полотна. Компоновки поперечного сечения, конструкции одежды ездового полотна и тротуаров в увязке с системой "гидроизоляция - водоотвод", ограждающих устройств и перил, конструкций деформационных швов, узлов сопряжений моста с насыпями подходов даны применительно к железобетонным, сталежелезобетонным и стальным пролетным строениям автодорожных мостов и путепроводов.

1.4. Руководство разработано в развитие положений Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог. ВСН 24-75.

Дефекты, подлежащие устранению при ремонте или реконструкции мостового полотна, выявляют на основе освидетельствования сооружения в соответствии с Инструкцией по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах. ВСН 4-81, а также СНиП 3.06.07-86. Мосты и трубы.

Правила обследований и испытаний

1.5. При освидетельствовании мостового полотна следует оценить ровность поверхности ездового полотна и тротуаров, определить наличие и достаточность продольного и поперечных уклонов, выявить места застоя воды, определить состояние проезжей части в зонах деформационных швов и узлов сопряжения моста с насыпями подходов.

Необходимо выявить места разрушения покрытия (выбоины, трещины) и одежды в целом, а также наличие фильтрации воды через плиту проезжей части (при осмотре пролетного строения снизу) и деформационные швы.

Отмечают также состояние водоотводных устройств, тротуаров, ограждений и перил.

1.6. Фиксирование фильтрации воды через плиту проезжей части производят по наличию на ее нижней поверхности мокрых пятен, капели, следов выщелачивания бетона.

Целесообразно осматривать нижнюю поверхность плиты пролетного строения не реже двух раз в год (весной и осенью) в период дождей. Определение мест протечек позволит судить о состоянии гидроизоляции и выборе оптимального способа ремонта.

1.7. Своевременное проведение работ по устранению дефектов мостового полотна снижает затраты на его ремонт, предотвращает развитие дефектов и тем самым обеспечивает долговечность и надежность мостового сооружения, а также безопасность и комфортность движения транспортных средств.

1.8. Работы по ремонту и реконструкции мостового полотна выполняют в соответствии с проектом и технологическим регламентом, установленным настоящим Руководством.

При применении конструктивно-технологических решений, связанных с увеличением нагрузки на мост или изменением конструкции несущих элементов (например, установкой закладных деталей и т.п.), проект ремонта должен быть согласован с организацией, разработавшей проект моста.

1.9. В проектах по ремонту элементов мостового полотна необходимо предусматривать технические решения и организационные мероприятия по обеспечению безопасности производства работ и охране окружающей среды в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 Техника безопасности в строительстве, Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР и Минтрансстрой СССР. - М., 1978), Инструкции по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (проект) /Минавтодор РСФСР/, а также положений настоящего документа.

1.10. Контроль и приемку работ выполняют в соответствии с проектом ремонта элементов мостового полотна. Правилами приемки работ при строительстве, капитальном и среднем ремонте автомобильных дорог ВСН 19-81 и указаниями настоящего Руководства. Контролю подлежат геометрические размеры и очертания элементов, включая профиль ездового полотна и участок сопряжения моста с насыпью, их взаимное расположение, стыковка, качество применяемых материалов и соблюдение технологического регламента.

2. КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
ПРИ РЕМОНТЕ МОСТОВОГО ПОЛОТНА

Конструктивные поперечные сечения мостового полотна

2.1. При необходимости замены элементов мостового полотна или его переустройства, например, при наличии неисправностей III категории по ВСН 4-81, а также при реконструкции, уширении сооружения, рекомендуется компоновку поперечного сечения конструкции мостового полотна принимать по схемам, приведенным на рис.2.1-2.3. Условия применения различных конструктивных решений оговорены ниже.


Рис.2.1. Основной тип мостового полотна с накладными тротуарами:

а - с парапетным ограждением; б - с металлическим барьерным ограждением; в - крепление тротуарного блока
(в скобках - при водоотводе через трубки): 1 - штраба 20-30 мм заполняется мастикой; 2 - асфальтобетон 70 мм,
3 - защитный слой 40 мм; 4 - гидроизоляция 10 мм; 5 - выравнивающий слой 30 мм; 6 - арматурный выпуск;
7 - подвижный бетон (раствор) 30 мм; 8, 9 - закладные детали тротуара и пролетного строения;
10 - накладная планка; 11 - тротуарный блок


Рис.2.2. Второй тип мостового полотна с тротуарами непосредственно на пролетном строении:

а - без карнизного блока; б - с карнизным блоком; в - крепление карнизного блока (в скобках - при водоотводе через трубки):

1 - цементобетон 60 мм; 2 - гидроизоляция 10 мм; 3 - выравнивающий слой 30 мм; 4 - ограждение по ГОСТ 26804-86;
5 - парапет из железобетона (при водоотводе через трубки); 6 - асфальтобетон 70 мм; 7 - защитный слой 40 мм;
8 - закладная деталь; 9 - водоотводный лоток (через 3 м); 10 - карнизный блок; 11 - накладная планка


Рис.2.3. Третий тип мостового полотна (без оклеечной гидроизоляции) с тротуарами:

а - накладными; б - непосредственно на пролетном строении; в - повышенного типа

1 - слой раствора; 2 - плита тротуарного блока; 3 - выпуски арматуры; 4 - выравнивающий и гидроизоляционный слои бетона;
5 - барьерное ограждение (см. рис.2.1.)

2.2. В качестве основного варианта компоновки поперечного сечения конструкции мостового полотна следует принимать вариант (см. рис.2.1), который можно применять на железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строениях любых систем и пролетов мостов, расположенных на автомобильных дорогах всех категорий и в населенных пунктах.

Конструкция мостового полотна принята применительно к типовому проекту Союздорпроекта (инв. N 384/42) "Проезжая часть, тротуары, водоотводные устройства, перила и ограждения мостов и путепроводов на автомобильных дорогах". Предусмотрены ограждения двух типов: железобетонное парапетное и металлическое барьерное.

Водоотвод может быть двух вариантов: на сторону через тротуары с фиксированным сбросом или через водоотводные трубки.

2.3. Второй тип компоновки поперечного сечения конструкции мостового полотна (см. рис.2.2) позволяет исключить технологические трудности, вызванные укладкой накладных тротуарных блоков. предусмотренных в основном типе (см. рис.2.1).

Тротуары располагают непосредственно на несущей конструкции пролетного строения и отделяют от ездового полотна барьерным ограждением. Предусмотрено два варианта отвода воды с ездового полотна (как в основном варианте п.2.2).

Конструкция перил может быть принята применительно к типовым проектам Союздорпроекта (инв. N 384/42 или инв. N 856/1 "Автодорожные рамно-неразрезные мосты и путепроводы с пролетами 12+15 х n+12; 15+18 х n+15; 15+21 х n+15".

Указанное решение целесообразно применять на мостах, расположенных вне населенных пунктов, автомобильных дорогах всех категорий при условии, что ширина пролетного сечения допускает размещение ездового полотна и тротуаров в пределах ширины несущей конструкции пролетного строения.

2.4. Третий тип компоновки поперечного сечения конструкции мостового полотна (см. рис.2.3) позволяет упростить конструкцию одежды ездового полотна путем устройства одного слоя из особо плотного бетона, выполняющего функции выравнивающего, гидроизоляционного и защитного слоев.

Такое решение предусматривает укладку по всей ширине пролетного строения выравнивающего слоя из бетона толщиной не менее 100 мм применительно к Техническим указаниям по проектированию и сооружению пролетных строений автодорожных и городских мостов с железобетонной плитой проезжей части без оклеечной гидроизоляции ВСН 85-68.

Указанный способ можно применять на мостах с разрезными и температурно-неразрезными железобетонными пролетными строениями, а также сталежелезобетонными и неразрезными железобетонными пролетными строениями, в плите проезжей части которых отсутствуют трещины (кроме конструкций с размещением напрягаемой арматуры в верхней зоне сечения в открытых каналах).

Конструктивное решение мостового полотна принимают в соответствии с проектом Союздорпроекта (инв. N 384/39).

Для накладных (плитных) тротуарных блоков (см. рис.2.3а) может быть использовано барьерное ограждение аналогично схеме на рис.2.1б.

Размещение тротуаров непосредственно на несущей конструкции пролетного строения (см. рис.2.3б) целесообразно для случая, указанного в п.2.3.

Использование повышенных тротуаров предпочтительнее других решений, когда по условиям безопасности движения допускается устройство бордюрных ограждений.

При использовании третьего типа компоновки также допускается отвод воды через трубки. При устройстве асфальтобетонного покрытия соответственно изменяются толщина бетона (раствора) под плитным тротуарным блоком, высота цоколя барьерного ограждения и установки блоков повышенного тротуара.

2.5. Одежда ездового полотна, как правило, состоит из выравнивающего слоя, гидроизоляции, защитного слоя и покрытия.

Покрытие устраивают из двух слоев асфальтобетона общей толщиной не менее 70 мм или из цементобетона толщиной не менее 80 мм, служащего одновременно защитным слоем изоляции.

6.1.1. Технологический процесс подготовительных работ при устройстве конструкции дорожной одежды на железобетонной плите проезжей части включает:

  • устройство выравнивающего слоя по 6.2 с учетом ВСН 85-68 [4];
  • устройство дополнительных слоев покрытия в соответствии с ППР.

Примечание – К устройству дополнительных слоев покрытия относятся: устройство гидроизоляции на столбиках ограждений, бортиках перил и мачтах освещения, устройство гидроизоляции на проезжей части и тротуарах, при необходимости, устройство защитного слоя и прочее.

6.2. Устройство выравнивающего слоя

6.2.1. Выравнивающий слой, при необходимости, устраивают на плите проезжей части сборных пролетных строений для придания поверхности под гидроизоляцию необходимой ровности, проектных отметок и уклонов покрытия проезжей части.

6.2.2. Выравнивающий слой следует устраивать, как правило, из бетона минимальной толщиной 30 мм. По ширине мостового сооружения выравнивающий слой может иметь переменную толщину для создания на проезжей части необходимых поперечных уклонов.

6.2.3. Поверхность выравнивающего слоя не должна иметь раковин, наплывов бетона, трещин, неровностей с остроганными кромками, масляных пятен, пыли в соответствии с требованиями СП 46.13330. Масляные пятна необходимо удалять выжиганием, наплывы бетона – срубать. Этим требованиям должна отвечать и плита проезжей части, если выравнивающий слой не устраивается.

6.2.4. К началу выполнения гидроизоляционных работ прочность на сжатие бетона гидроизолируемой поверхности выравнивающего слоя или плиты проезжей части при его отсутствии должна быть не менее 0,75 от марочной прочности согласно ГОСТ 26633, определенной проектом мостового сооружения.

6.2.5. Перед устройством гидроизоляции поверхность выравнивающего слоя или плиты проезжей части при отсутствии выравнивающего слоя должна быть сухой. Влажность бетона в поверхностном слое на глубине 20 мм должна быть не более 4 %.

6.2.6. Поверхность выравнивающего слоя должна быть ровной и соответствовать классу шероховатости 2-Ш, при котором допускается суммарная площадь отдельных раковин и углублений не более 3 мм до 0,2 % на 1 м2 при расстоянии между выступами и впадинами от 1,2 до 2,5 мм согласно СП 72.13330. В процессе бетонирования плиты проезжей части или выравнивающего слоя не допускается железнение и шлифование бетона затирочными машинами, а также нанесение различных распыляемых составов для ухода за бетоном.

6.2.7. Технология работ по устройству выравнивающего слоя из цементобетонной смеси соответствует технологии, приведенной в разделе 10.

6.2.8. При условии удовлетворения поверхности плиты проезжей части требованиям ППР и проектных уклонов специальный выравнивающий слой под гидроизоляцию допускается не устраивать.

6.3. Устройство защитного слоя

6.3.1. При устройстве гидроизоляции из материалов, не позволяющих производить укладку асфальтобетонной смеси поверх гидроизоляции, в соответствии с проектом мостового сооружения устраивают армированный бетонный защитный слой.

6.3.3. Для армирования защитного слоя применяют арматурные сетки, отвечающие требованиям 5.1.4, которые следует укладывать, обеспечивая под ними зазор не менее 10 мм, с использованием пластмассовых или бетонных закладных элементов. Укладка арматурных сеток непосредственно на гидроизоляцию не допускается.

6.3.4. В бетонную смесь для защитного слоя необходимо вводить пластифицирующие и воздухововлекающие добавки в соответствии с 5.3.4 и СП 46.13330. Введение химических добавок-ускорителей твердения не допускается.

6.3.5. В случае, если конструктивный слой из цементобетона в соответствии с проектом мостового сооружения выполняет функции и защитного слоя, технология работ соответствует технологии, приведенной в разделе 10.

Традиционная конструкция дорожной одежды, устраиваемая на автодорожных мостовых сооружениях, многослойная: выравнивающий слой, гидроизоляция, защитный слой, асфальтобетонное покрытие. В 1965 г . были разработаны «Технические указания по проектированию и сооружению пролетных строений автодорожных и городских мостов с железобетонной плитой проезжей части без оклеечной гидроизоляции» ВСН 85-68 (М., 1968), предусматривающие однослойную конструкцию одежды, в которой все функции, выполняемые многослойной конструкцией одежды, в том числе и функции гидроизоляции, возложены на один выравнивающий слой. В ВСН 85-68 приведена область применения конструкции однослойной одежды, а также требования к бетону выравнивающего слоя.

За время действия ВСН 85-68 построено большое количество мостов с однослойной конструкцией одежды. Ряд мостов, особенно сооруженных по проекту Союздорпроекта (вып. 56), имеет протечки через зазоры между незастыкованными плитами балок и тротуарных блоков. С переходом на унифицированные пролетные строения подавляющее большинство сооружений (более 90 %) протечек не имеет.

Проведенные лабораторией мостового полотна в 80-е годы исследования позволили расширить область применения конструкции одежды с выравнивающим слоем, выполняющим гидроизолирующие функции. Построен ряд объектов по температурно-неразрезной и неразрезной схемам с гидроизолирующим бетонным слоем.

Настоящие Методические рекомендации составлены в развитие СНиП 2.03.11-85, СНиП 2.05.03-84, СНиП III -43-75 и изменений к этим главам в части устройства гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части пролетных строений автодорожных мостовых сооружений, а также ВСН 85-68.

При разработке настоящих Методических рекомендаций учтен опыт проектирования, строительства и эксплуатации мостовых сооружений с конструкцией одежды без оклеечной гидроизоляции. *) Предлагаемая конструкция не требует согласования с заказчиком (см. п.3.184 СНиП 2.05.03-84).

Настоящие Методические рекомендации разработаны канд. Техн наук И.Д. Сахаровой.

В 1991-1992 гг. предполагается на основе Методических рекомендаций переработать и объединить «Инструкцию по устройству гидроизоляции железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб» ВСН 32-81 (М., 1982) и ВСН 85-68.

Отзывы и пожелания по настоящей работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, 79, Союздорнии.

*) Термин «без оклеечной гидроизоляции» заменен далее выражением «с гидроизоляцией из плотного бетона».

1.1. Конструкцию дорожной одежды мостовых сооружений, предлагаемую настоящими Методическими рекомендациями, допускается применять во всех климатических зонах СССР на автомобильных дорогах всех категорий и в городах.

1.2. Конструкцию одежды ездового полотна с гидроизоляцией из плотного бетона выполняют на железобетонной плите проезжей части железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений разрезной, температурно-неразрезной, неразрезной и других статических схем при условии, что напряжения растяжения в бетоне дорожной одежды, определяемые при расчете конструкции с учетом совместной ее работы с конструкцией одежды, не превосходят расчетного сопротивления бетона растяжению при изгибе.

1.3. Значения расчетных сопротивлений бетона растяжению при изгибе получают по ГОСТ 10180-78 (прил. 2, изменение № 1) путем перехода от прочности на осевое растяжение к прочности на растяжение при изгибе.

1.4. На плите проезжей части пролетных строений статически неопределимых систем может быть выполнена комбинированная конструкция дорожной одежды, если растягивающие напряжения превышают расчетные сопротивления бетона на растяжение при изгибе.

В этих случаях устраивают гидроизоляцию из плотного бетона и гидроизоляцию по ВСН 32 -81 в надопорных зонах пролетного строения.

1.5. На пролетных строениях с предварительно напряженной арматурой, расположенной или заанкеренной в плите проезжей части, применение конструкции дорожной одежды с гидроизоляцией из плотного бетона не допускается.

2.1. Конструкция дорожной одежды на мостовых сооружениях состоит из двух слоев: армированного бетонного слоя (называемого далее выравнивающим) толщиной 80- 100 мм и асфальтобетонного покрытия толщиной 70 мм .

2.2. Специальные меры по анкеровке выравнивающего слоя в пролетном строении не предусматриваются, если нет необходимости учитывать этот слой в несущей способности пролетного строения (чтобы повысить его грузоподъемность при эксплуатации под более тяжелыми нагрузками, чем предусмотрено проектом или СНиПом).

2.3. Для повышения грузоподъемности пролетного строения включением в совместную работу с ним выравнивающего слоя толщину и количество арматуры принимают по расчету. Заанкеривание выравнивающего слоя в несущей конструкции пролетного строения обеспечивают посредством арматурных выпусков из плиты проезжей части.

2.4. При выполнении в пролетном строении монолитной плиты проезжей части из бетона, удовлетворяющего требованиям настоящих Методических рекомендаций и условиям п. 1.2, выравнивающий слой допускается либо не устраивать, либо укладывать его одновременно с бетонированием плиты проезжей части.

2.5. На автомобильных дорогах IV - V категорий, на внутри- и межплощадочных, карьерных, лесовозных и внутрихозяйственных дорогах сельскохозяйственных предприятий допускается движение транспортных средств непосредственно по плите проезжей части пролетных строений при условии, что бетон, из которого она выполнена, удовлетворяет требованиям настоящих Методических рекомендаций.

В этом случае применение хлористых солей для борьбы со скользкостью не допускается. Следует принимать во внимание пониженную комфортность движения транспортных средств и повышенную скользкость при отсутствии в конструкции одежды асфальтобетонного покрытия.

3.1. При проектировании поперечного сечения пролетного строения предпочтение следует отдавать тротуарам, располагаемым в одном уровне с проезжей частью. В этом случае выравнивающий слой дорожной одежды тротуаров следует выполнять как одно целое.

3.2. При расположении тротуаров и проезжей части в разных уровнях или в случае разделения их парапетным бетонным ограждением в местах примыкания выравнивающего слоя к тротуарным блокам либо к ограждениям следует устраивать штрабы глубиной 20- 25 мм и шириной 10- 15 мм и заполнять их герметизирующими мастиками.

3.3. Поперечный уклон покрытия проезжей части и тротуаров должен быть не менее 20 о /оо. Уклон на тротуарах может быть в сторону как проезжей части, так и перил; последнее более предпочтительно.

Целесообразно пролетное строение располагать на продольном уклоне.

3.4. Отвод воды с проезжей части при гидроизоляции из плотного бетона возможен без установки водоотводных трубок, которые целесообразны при встречных уклонах проезжей части и тротуаров.

При однонаправленном уклоне проезжей части и тротуаров отвод воды осуществляют через перила на сторону, но при этом неорганизованный сброс воды недопустим. На тротуаре перила должны быть установлены на цоколь, в котором следует устроить разрывы и поперечные лотки. Число лотков на одном пролете с каждой стороны пролетного строения должно быть не меньше трех (в середине пролета, и у опор). Расстояние между лотками или водоотводными трубками не должно превышать 6 м при продольном уклоне до 5 о /оо и 12 м-при больших уклонах.

3.5. При сбросе воды с пролетных строений в пределах конусов следует предусматривать устройство продольных (вдоль оси сооружения) бетонных лотков, расположенных по линии сброса воды.

3.6. В местах примыкания выравнивающего слоя или асфальтобетонного покрытия к элементам мостового полотна (окаймлениям деформационных швов, цоколям перил, мачтам освещения, столбикам ограждений) необходимо устраивать штрабы, как это указано в п. 3.2.

4.1. Выравнивающий слой или плиту проезжей части, по которой непосредственно осуществляется движение, выполняют из тяжелого или мелкозернистого бетона по ГОСТ 25192-82, соответствующего требованиям ГОСТ 26633-85 и СНиП 2.05.02-85.

Бетон должен иметь класс по прочности на сжатие не ниже В 25, по прочности на растяжение при изгибе не ниже Bbtb 3,2 ( R и 40).

При устройстве дорожной одежды на пролетных строениях статически неопределимых систем в качестве основной характеристики бетона следует принимать класс бетона по прочности на растяжение при изгибе.

4.2. Марку бетона выравнивающего слоя по морозостойкости принимают в соответствии со СНиП 2.05.03 -84 с учетом климатических условий района строительства и с требованиями, предъявляемыми к бетону, находящемуся в зоне переменного уровня воды. При строительстве мостового сооружения в районе со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца минус 10°С и выше (СНиП 2.01.01-82), марку бетона по морозостойкости следует принимать F 200, во всех остальных климатических зонах СССР - F 300.

4.3. Бетон выравнивающего слоя должен иметь марку по водонепроницаемости не ниже W 8 (определяется по ГОСТ 12730.5-84).

4.5. Водоцементное отношение бетонной смеси не должно превышать: 0,42 при марке бетона по морозостойкости F 300 и 0,45 - при F 200.

Марка по удобоукладываемости П1 характеризуется жесткостью 1-4 с, подвижностью 4 см и менее.

4.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси в соответствии с ГОСТ 26633 -85 не должен превышать 5 %.

Расслаиваемость бетонной смеси должна быть не более 5 %.

4.7. Минимальный расход цемента должен быть не менее 220 кг/м 3 .

4.8. Выравнивающий слой армируют плоскими сварными сетками по ГОСТ 23279-85 из арматурной стали класса А1 диаметром 6(5) мм с размером ячеек 100 ´ 100 мм. Толщину защитного слоя арматуры следует принимать не менее 30 мм .

При движении непосредственно по выравнивающему слою или плите проезжей части толщину защитного слоя арматуры необходимо увеличить до 50 мм . При учете выравнивающего слоя в работе конструкции рабочую арматуру принимают на основании расчета.

Покрытие должно иметь устойчивую во времени шероховатость, обеспечивающую безопасное движение транспортных средств с расчетными скоростями. Требуемые коэффициенты сцепления в зависимости от продольного уклона мостового сооружения (в соответствии с табл.46 СНиП 2.05.02 -85 ) - 0,45-0,50.

Можно также применять быстротвердеющий или гидрофобный портландцемент марок 400-500 на основе клинкера с содержанием трехкальциевого алюмината не более 8 % массы без минеральных добавок или с ними.

4.11. Начало схватывания портландцемента должно наступать не ранее чем через 2ч. Удельная поверхность портландцемента с добавкой шлака должна составлять не менее 2800 см 3 /г.

4.12. Хранить цемент на бетонном заводе следует в соответствии с ГОСТ 22237-85.

4.16. Щебень должен относиться к улучшенной или кубовидной форме зерен по ГОСТ 8267-82.

4.17. Вода для приготовления бетона, растворения химических добавок, промывки заполнителей, ухода за бетоном должна удовлетворять требованиям ГОСТ 23732-79.

4.18. Максимально допустимое содержание в воде (мг/л): растворимых солей - 5000; ионов - 2700, ионов С L -1 - 1200, взвешенных частиц - 200.

4.19. Введение химических добавок-ускорителей твердения в бетонную смесь для устройства выравнивающего слоя не допускается.

4.20. Для обеспечения требуемой, морозостойкости и водонепроницаемости бетона выравнивающего слоя в бетонную смесь необходимо вводить комплексные добавки (по классификации ГОСТ 24211-80). Добавки рекомендуется выбирать в соответствии с ГОСТ 26633 -85 (прил. 2).

4.21. В качестве пластифицирующей добавки следует применять лигносульфонаты технические (ЛСТ) по ОСТ 13-183-83 (б. СДБ) марки Е. ЛСТ других марок можно использовать при условии, что содержание в них редуцирующих веществ (РВ) не превышает 12 % массы сухих веществ.

4.22. В качестве воздухововлекающих добавок рекомендуется смола нейтрализованная воздухововлекающая СНВ по ТУ 81-05-75-74 или смола древесная омыленная СДО по ТУ 13-05-02-83.

4.23. Комплексная добавка СНВ+ЛСТ должна содержать 0,005-0,05 % СНВ и 0,20-0,60 % ЛСТ (массы цемента).

Возможна замена добавки ЛСТ полиаминной смолой С-89 по ТУ 6-05-224-76 в количестве 1-2 % массы цемента.

4.25. В качестве газообразующей рекомендуется применять добавку полигидросилоксанов 136-41 в соответствии с ГОСТ 10834-76 (б. ГКЖ-94) или 136-157М (б. ГКЖ-94М), вводимую в количестве 0,1-0,2 % массы цемента.

4.27. Для герметизации мест примыкания выравнивающего слоя или асфальтобетонного покрытия к элементам мостового полотна (заливки штраб) необходимо использовать герметизирующие материалы, выпускаемые промышленностью: резинобитумные вяжущие РБВ-25, РБВ-35, РБВ-50 по ТУ 21-27-41-75 (Бийский химический комбинат), мастики битумно-бутилкаучуковые пластифицированные МББП-65 (Лило-1) и МББП-80 (Лило-2) по ТУ 21-27-40-83, а также мастику резинобитумную горячую МРБ-Г по ТУ 218 БССР 41-81 (Лилойский комбинат строительных материалов).

Возможно применение других мастик, имеющих прочность при разрыве не менее 0,05 МПа (при температуре 20°С) и относительное удлинение не менее 20 %.

4.28. Перед заполнением мастикой стенки штраб необходимо загрунтовать разжиженной в керосине мастикой (соотношение 1:1).

4.29. Для устройства гидроизоляции в надопорных сечениях рекомендуется применять гидростеклоизол гидроизоляционный по ТУ 400-1-51-75, наклеиваемый в два слоя оплавлением битумного покровного слоя пламенем горелки.

5.1. Укладывать бетонную смесь при устройстве выравнивающего слоя следует с помощью бетоноукладочных механизмов, обеспечивающих распределение, уплотнение и заглаживание ее поверхности.

5.2. Бетонную смесь для выравнивающего слоя приготавливают в смесительных установках с принудительным или гравитационным перемешиванием.

5.3. Транспортирование бетонной смеси следует осуществлять специализированными транспортными средствами.

5.4. Перед укладкой бетонной смеси поверхность плиты надлежит очистить от грязи, мусора, продуть сжатым воздухом и промыть водой.

5.5. При бетонировании выравнивающего слоя на отдельных захватках края должны быть ограничены деревянными или металлическими рейками, чтобы получить на границе захватки вертикальную кромку.

5.6. При бетонировании следует обеспечивать проектное положение арматурной сетки, укладывая ее на подкладки, «сухарики» и т.п.

Сетку в стыках необходимо укладывать внахлестку.

5.7. При примыкании бетонируемого участка к ранее уложенному не допускаются наплывы на него бетонной смеси.

5.8. Промазка чем-либо кромок ранее уложенного бетона при примыкании к нему свежего бетона не требуется. По возможности следует вести работы по бетонированию непрерывно.

5.9. Уплотнять свежеуложенную бетонную смесь следует виброрейками или площадочными вибраторами, уделяя особое внимание местам примыкания к элементам мостового полотна.

5.10. Чтобы предохранить свежеуложенный бетон от потерь воды, необходимо после окончания бетонирования выполнять влагоизоляцию и обеспечивать уход за бетоном, покрывая поверхность полимерцементными красками или водными растворами кремнийорганических жидкостей.

Поверхность бетона нужно поддерживать в увлажненном состоянии, поливая ее или укрывая увлажненными материалами в течение 14 сут после окончания бетонирования. При температуре воздуха ниже 5°С поливать бетон не следует.

5.11. Обнаруженные на поверхности бетона трещины и места стыков между отдельными захватками необходимо пролить горячим разжиженным битумом.

5.12. Перед укладкой асфальтобетонного покрытия поверхность выравнивающего слоя должна быть покрыта сплошным слоем битумной эмульсии или разжиженного битума.

5.13. Работы по подготовке поверхности под выравнивающий слой и по его бетонированию оформляются актом на скрытые работы с заполнением журнала.

Даны рекомендации по конструкции дорожной одежды, область ее применения, требования к материалам, правила производства работ, обеспечивающие предъявляемые к конструкции дорожной одежды требования.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. КОНСТРУКЦИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

3. ТРЕБОВАНИЯ К МОСТОВОМУ ПОЛОТНУ

4. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

5. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ВЫРАВНИВАЮЩЕГО СЛОЯ

Традиционная конструкция дорожной одежды, устраиваемая на автодорожных мостовых сооружениях, многослойная: выравнивающий слой, гидроизоляция, защитный слой, асфальтобетонное покрытие. В 1965 г . были разработаны «Технические указания по проектированию и сооружению пролетных строений автодорожных и городских мостов с железобетонной плитой проезжей части без оклеечной гидроизоляции» ВСН 85-68 (М., 1968), предусматривающие однослойную конструкцию одежды, в которой все функции, выполняемые многослойной конструкцией одежды, в том числе и функции гидроизоляции, возложены на один выравнивающий слой. В ВСН 85-68 приведена область применения конструкции однослойной одежды, а также требования к бетону выравнивающего слоя.

За время действия ВСН 85-68 построено большое количество мостов с однослойной конструкцией одежды. Ряд мостов, особенно сооруженных по проекту Союздорпроекта (вып. 56), имеет протечки через зазоры между незастыкованными плитами балок и тротуарных блоков. С переходом на унифицированные пролетные строения подавляющее большинство сооружений (более 90 %) протечек не имеет.

Проведенные лабораторией мостового полотна в 80-е годы исследования позволили расширить область применения конструкции одежды с выравнивающим слоем, выполняющим гидроизолирующие функции. Построен ряд объектов по температурно-неразрезной и неразрезной схемам с гидроизолирующим бетонным слоем.

Настоящие Методические рекомендации составлены в развитие СНиП 2.03.11-85, СНиП 2.05.03-84, СНиП III -43-75 и изменений к этим главам в части устройства гидроизоляции железобетонной плиты проезжей части пролетных строений автодорожных мостовых сооружений, а также ВСН 85-68.

При разработке настоящих Методических рекомендаций учтен опыт проектирования, строительства и эксплуатации мостовых сооружений с конструкцией одежды без оклеечной гидроизоляции. *) Предлагаемая конструкция не требует согласования с заказчиком (см. п.3.184 СНиП 2.05.03-84).

Настоящие Методические рекомендации разработаны канд. Техн наук И.Д. Сахаровой.

В 1991-1992 гг. предполагается на основе Методических рекомендаций переработать и объединить «Инструкцию по устройству гидроизоляции железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб» ВСН 32-81 (М., 1982) и ВСН 85-68.

Отзывы и пожелания по настоящей работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, 79, Союздорнии.

*) Термин «без оклеечной гидроизоляции» заменен далее выражением «с гидроизоляцией из плотного бетона».

1.1. Конструкцию дорожной одежды мостовых сооружений, предлагаемую настоящими Методическими рекомендациями, допускается применять во всех климатических зонах СССР на автомобильных дорогах всех категорий и в городах.

1.2. Конструкцию одежды ездового полотна с гидроизоляцией из плотного бетона выполняют на железобетонной плите проезжей части железобетонных и сталежелезобетонных пролетных строений разрезной, температурно-неразрезной, неразрезной и других статических схем при условии, что напряжения растяжения в бетоне дорожной одежды, определяемые при расчете конструкции с учетом совместной ее работы с конструкцией одежды, не превосходят расчетного сопротивления бетона растяжению при изгибе.

1.3. Значения расчетных сопротивлений бетона растяжению при изгибе получают по ГОСТ 10180-78 (прил. 2, изменение № 1) путем перехода от прочности на осевое растяжение к прочности на растяжение при изгибе.

1.4. На плите проезжей части пролетных строений статически неопределимых систем может быть выполнена комбинированная конструкция дорожной одежды, если растягивающие напряжения превышают расчетные сопротивления бетона на растяжение при изгибе.

В этих случаях устраивают гидроизоляцию из плотного бетона и гидроизоляцию по ВСН 32 -81 в надопорных зонах пролетного строения.

1.5. На пролетных строениях с предварительно напряженной арматурой, расположенной или заанкеренной в плите проезжей части, применение конструкции дорожной одежды с гидроизоляцией из плотного бетона не допускается.

2.1. Конструкция дорожной одежды на мостовых сооружениях состоит из двух слоев: армированного бетонного слоя (называемого далее выравнивающим) толщиной 80- 100 мм и асфальтобетонного покрытия толщиной 70 мм .

2.2. Специальные меры по анкеровке выравнивающего слоя в пролетном строении не предусматриваются, если нет необходимости учитывать этот слой в несущей способности пролетного строения (чтобы повысить его грузоподъемность при эксплуатации под более тяжелыми нагрузками, чем предусмотрено проектом или СНиПом).

2.3. Для повышения грузоподъемности пролетного строения включением в совместную работу с ним выравнивающего слоя толщину и количество арматуры принимают по расчету. Заанкеривание выравнивающего слоя в несущей конструкции пролетного строения обеспечивают посредством арматурных выпусков из плиты проезжей части.

2.4. При выполнении в пролетном строении монолитной плиты проезжей части из бетона, удовлетворяющего требованиям настоящих Методических рекомендаций и условиям п. 1.2, выравнивающий слой допускается либо не устраивать, либо укладывать его одновременно с бетонированием плиты проезжей части.

2.5. На автомобильных дорогах IV - V категорий, на внутри- и межплощадочных, карьерных, лесовозных и внутрихозяйственных дорогах сельскохозяйственных предприятий допускается движение транспортных средств непосредственно по плите проезжей части пролетных строений при условии, что бетон, из которого она выполнена, удовлетворяет требованиям настоящих Методических рекомендаций.

В этом случае применение хлористых солей для борьбы со скользкостью не допускается. Следует принимать во внимание пониженную комфортность движения транспортных средств и повышенную скользкость при отсутствии в конструкции одежды асфальтобетонного покрытия.

3.1. При проектировании поперечного сечения пролетного строения предпочтение следует отдавать тротуарам, располагаемым в одном уровне с проезжей частью. В этом случае выравнивающий слой дорожной одежды тротуаров следует выполнять как одно целое.

3.2. При расположении тротуаров и проезжей части в разных уровнях или в случае разделения их парапетным бетонным ограждением в местах примыкания выравнивающего слоя к тротуарным блокам либо к ограждениям следует устраивать штрабы глубиной 20- 25 мм и шириной 10- 15 мм и заполнять их герметизирующими мастиками.

3.3. Поперечный уклон покрытия проезжей части и тротуаров должен быть не менее 20 о /оо. Уклон на тротуарах может быть в сторону как проезжей части, так и перил; последнее более предпочтительно.

Целесообразно пролетное строение располагать на продольном уклоне.

3.4. Отвод воды с проезжей части при гидроизоляции из плотного бетона возможен без установки водоотводных трубок, которые целесообразны при встречных уклонах проезжей части и тротуаров.

При однонаправленном уклоне проезжей части и тротуаров отвод воды осуществляют через перила на сторону, но при этом неорганизованный сброс воды недопустим. На тротуаре перила должны быть установлены на цоколь, в котором следует устроить разрывы и поперечные лотки. Число лотков на одном пролете с каждой стороны пролетного строения должно быть не меньше трех (в середине пролета, и у опор). Расстояние между лотками или водоотводными трубками не должно превышать 6 м при продольном уклоне до 5 о /оо и 12 м-при больших уклонах.

3.5. При сбросе воды с пролетных строений в пределах конусов следует предусматривать устройство продольных (вдоль оси сооружения) бетонных лотков, расположенных по линии сброса воды.

3.6. В местах примыкания выравнивающего слоя или асфальтобетонного покрытия к элементам мостового полотна (окаймлениям деформационных швов, цоколям перил, мачтам освещения, столбикам ограждений) необходимо устраивать штрабы, как это указано в п. 3.2.

4.1. Выравнивающий слой или плиту проезжей части, по которой непосредственно осуществляется движение, выполняют из тяжелого или мелкозернистого бетона по ГОСТ 25192-82, соответствующего требованиям ГОСТ 26633-85 и СНиП 2.05.02-85.

Бетон должен иметь класс по прочности на сжатие не ниже В 25, по прочности на растяжение при изгибе не ниже Bbtb 3,2 ( R и 40).

При устройстве дорожной одежды на пролетных строениях статически неопределимых систем в качестве основной характеристики бетона следует принимать класс бетона по прочности на растяжение при изгибе.

4.2. Марку бетона выравнивающего слоя по морозостойкости принимают в соответствии со СНиП 2.05.03 -84 с учетом климатических условий района строительства и с требованиями, предъявляемыми к бетону, находящемуся в зоне переменного уровня воды. При строительстве мостового сооружения в районе со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца минус 10°С и выше ( СНиП 2.01.01-82), марку бетона по морозостойкости следует принимать F 200, во всех остальных климатических зонах СССР - F 300.

Бетон проверяют на морозостойкость, испытывая его в хлористых солях согласно п. 2.12 ГОСТ 10060-87.

4.3. Бетон выравнивающего слоя должен иметь марку по водонепроницаемости не ниже W 8 (определяется по ГОСТ 12730.5-84).

4.4. Бетонная смесь для выравнивающего слоя должна отвечать требованиям ГОСТ 7473-85.

Условное обозначение бетонной смеси с характеристиками бетона, указанными выше (п. 4.1-4.3): Б C Г TB 25П1 F 200(300) W 8 ГОСТ 7473-85 (где П1 - марка по удобоукладываемости).

4.5. Водоцементное отношение бетонной смеси не должно превышать: 0,42 при марке бетона по морозостойкости F 300 и 0,45 - при F 200.

Марка по удобоукладываемости П1 характеризуется жесткостью 1-4 с, подвижностью 4 см и менее.

4.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси в соответствии с ГОСТ 26633 -85 не должен превышать 5 %.

Расслаиваемость бетонной смеси должна быть не более 5 %.

4.7. Минимальный расход цемента должен быть не менее 220 кг/м 3 .

4.8. Выравнивающий слой армируют плоскими сварными сетками по ГОСТ 23279-85 из арматурной стали класса А1 диаметром 6(5) мм с размером ячеек 100 ´ 100 мм. Толщину защитного слоя арматуры следует принимать не менее 30 мм .

При движении непосредственно по выравнивающему слою или плите проезжей части толщину защитного слоя арматуры необходимо увеличить до 50 мм . При учете выравнивающего слоя в работе конструкции рабочую арматуру принимают на основании расчета.

Покрытие должно иметь устойчивую во времени шероховатость, обеспечивающую безопасное движение транспортных средств с расчетными скоростями. Требуемые коэффициенты сцепления в зависимости от продольного уклона мостового сооружения (в соответствии с табл.46 СНиП 2.05.02 -85 ) - 0,45-0,50.

Можно также применять быстротвердеющий или гидрофобный портландцемент марок 400-500 на основе клинкера с содержанием трехкальциевого алюмината не более 8 % массы без минеральных добавок или с ними.

4.11. Начало схватывания портландцемента должно наступать не ранее чем через 2ч. Удельная поверхность портландцемента с добавкой шлака должна составлять не менее 2800 см 3 /г.

4.12. Хранить цемент на бетонном заводе следует в соответствии с ГОСТ 22237-85.

4.16. Щебень должен относиться к улучшенной или кубовидной форме зерен по ГОСТ 8267-82.

4.17. Вода для приготовления бетона, растворения химических добавок, промывки заполнителей, ухода за бетоном должна удовлетворять требованиям ГОСТ 23732-79.

4.18. Максимально допустимое содержание в воде (мг/л): растворимых солей - 5000; ионов - 2700, ионов С L -1 - 1200, взвешенных частиц - 200.

4.19. Введение химических добавок-ускорителей твердения в бетонную смесь для устройства выравнивающего слоя не допускается.

4.20. Для обеспечения требуемой, морозостойкости и водонепроницаемости бетона выравнивающего слоя в бетонную смесь необходимо вводить комплексные добавки (по классификации ГОСТ 24211-80). Добавки рекомендуется выбирать в соответствии с ГОСТ 26633 -85 (прил. 2).

4.21. В качестве пластифицирующей добавки следует применять лигносульфонаты технические (ЛСТ) по ОСТ 13-183-83 (б. СДБ) марки Е. ЛСТ других марок можно использовать при условии, что содержание в них редуцирующих веществ (РВ) не превышает 12 % массы сухих веществ.

4.22. В качестве воздухововлекающих добавок рекомендуется смола нейтрализованная воздухововлекающая СНВ по ТУ 81-05-75-74 или смола древесная омыленная СДО по ТУ 13-05-02-83.

4.23. Комплексная добавка СНВ+ЛСТ должна содержать 0,005-0,05 % СНВ и 0,20-0,60 % ЛСТ (массы цемента).

Возможна замена добавки ЛСТ полиаминной смолой С-89 по ТУ 6-05-224-76 в количестве 1-2 % массы цемента.

4.25. В качестве газообразующей рекомендуется применять добавку полигидросилоксанов 136-41 в соответствии с ГОСТ 10834-76 (б. ГКЖ-94) или 136-157М (б. ГКЖ-94М), вводимую в количестве 0,1-0,2 % массы цемента.

4.27. Для герметизации мест примыкания выравнивающего слоя или асфальтобетонного покрытия к элементам мостового полотна (заливки штраб) необходимо использовать герметизирующие материалы, выпускаемые промышленностью: резинобитумные вяжущие РБВ-25, РБВ-35, РБВ-50 по ТУ 21-27-41-75 (Бийский химический комбинат), мастики битумно-бутилкаучуковые пластифицированные МББП-65 (Лило-1) и МББП-80 (Лило-2) по ТУ 21-27-40-83, а также мастику резинобитумную горячую МРБ-Г по ТУ 218 БССР 41-81 (Лилойский комбинат строительных материалов).

Возможно применение других мастик, имеющих прочность при разрыве не менее 0,05 МПа (при температуре 20°С) и относительное удлинение не менее 20 %.

4.28. Перед заполнением мастикой стенки штраб необходимо загрунтовать разжиженной в керосине мастикой (соотношение 1:1).

4.29. Для устройства гидроизоляции в надопорных сечениях рекомендуется применять гидростеклоизол гидроизоляционный по ТУ 400-1-51-75, наклеиваемый в два слоя оплавлением битумного покровного слоя пламенем горелки.

5.1. Укладывать бетонную смесь при устройстве выравнивающего слоя следует с помощью бетоноукладочных механизмов, обеспечивающих распределение, уплотнение и заглаживание ее поверхности.

5.2. Бетонную смесь для выравнивающего слоя приготавливают в смесительных установках с принудительным или гравитационным перемешиванием.

5.3. Транспортирование бетонной смеси следует осуществлять специализированными транспортными средствами.

5.4. Перед укладкой бетонной смеси поверхность плиты надлежит очистить от грязи, мусора, продуть сжатым воздухом и промыть водой.

5.5. При бетонировании выравнивающего слоя на отдельных захватках края должны быть ограничены деревянными или металлическими рейками, чтобы получить на границе захватки вертикальную кромку.

5.6. При бетонировании следует обеспечивать проектное положение арматурной сетки, укладывая ее на подкладки, «сухарики» и т.п.

Сетку в стыках необходимо укладывать внахлестку.

5.7. При примыкании бетонируемого участка к ранее уложенному не допускаются наплывы на него бетонной смеси.

5.8. Промазка чем-либо кромок ранее уложенного бетона при примыкании к нему свежего бетона не требуется. По возможности следует вести работы по бетонированию непрерывно.

5.9. Уплотнять свежеуложенную бетонную смесь следует виброрейками или площадочными вибраторами, уделяя особое внимание местам примыкания к элементам мостового полотна.

5.10. Чтобы предохранить свежеуложенный бетон от потерь воды, необходимо после окончания бетонирования выполнять влагоизоляцию и обеспечивать уход за бетоном, покрывая поверхность полимерцементными красками или водными растворами кремнийорганических жидкостей.

Поверхность бетона нужно поддерживать в увлажненном состоянии, поливая ее или укрывая увлажненными материалами в течение 14 сут после окончания бетонирования. При температуре воздуха ниже 5°С поливать бетон не следует.

5.11. Обнаруженные на поверхности бетона трещины и места стыков между отдельными захватками необходимо пролить горячим разжиженным битумом.

5.12. Перед укладкой асфальтобетонного покрытия поверхность выравнивающего слоя должна быть покрыта сплошным слоем битумной эмульсии или разжиженного битума.

5.13. Работы по подготовке поверхности под выравнивающий слой и по его бетонированию оформляются актом на скрытые работы с заполнением журнала.

Читайте также: