Устройство тротуара с покрытием из бетонной плитки

Обновлено: 20.05.2024


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ И ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК ИЗ БРУСЧАТКИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Конструкция тротуара с покрытием из брусчатки:

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время.

2.2. Работы по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:


час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, входят следующие технологические операции:

- рытье и уплотнение земляного корыта;

- устройство прослойки из геотекстильного материала типа дорнит (при необходимости);

- устройство подстилающего морозозащитного слоя;

- установка бортового камня;

- устройство щебёночного основания;

- устройство монтажного слоя из песчано-цементной смеси 1:10;

- устройство покрытия из брусчатки с последующим заполнением швов.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (грузоподъемность 13,0 т); поливомоечная машина ПМ-3У (6000 л); виброплита TSS-VP90N (вес 90 кг, глубина уплотнения 150 мм до 0,95); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша 0,28 м, глубина копания 5,46 м); бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса 48 кг, объем загрузки 90 л); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220В, 11 кВт, 150 кг); самоходный, тротуарный, вибрационный, тандемный каток DМ 02 (рабочая скорость до 8,0 км/час, масса эксплуатационная 1,5 т).


Рис.1. Автосамосвал КамАЗ-55111


Рис.2. Поливомоечная машина ПМ-3У


Рис.3. Виброплита TSS-VP90T


Рис.4. Каток тротуарный DM 2


Рис.5. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT


Рис.6. Электростанция Honda ET12000


Рис.7. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m


Рис.8. Брусчатка ГП

2.6. Работы по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84. Производство геодезических работ в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения. Основания и фундаменты;

- Пособие к СНиП 3.02.01-83*. Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов;

- СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. Организация строительного производства. Общие положения;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ;

- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С ПОКРЫТИЕМ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- покрытием из бетонных плит

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

2.2. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, входят следующие технологические операции:

- подготовка корыта под тротуар;

- устройство песчаного подстилающего слоя;

- устройство щебеночного основания;

- устройство покрытия из бетонных плит.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); специальное оборудование UNIMOBIL UM-SM для укладки плит.


Рис.1. Виброплита TSS-VP90T


Рис.2. Устройство для укладки UNIMOBIL UM-SM


Рис.3. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m


Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.6. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Технические рекомендации
по устройству тротуаров из бетонных плит

Дата введения 2005-03-09

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 27 декабря 2004 г.

ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН ВСН-15-95

Технические рекомендании разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой", опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО "СБМ Запчасть-Сервис", ЗАО "СДМ Гидропривод", а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

Рекомендации направлены на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок, садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В.Городецкий, к.т.н. Р.И.Бега, В.Ф.Демин (ГУП "НИИМосстрой"), С.М.Аракельянц, к.т.н. И.И.Давитнидзе (ЗАО "СБМ Запчасть-Сервис"), В.Н.Аракельянц (ЗАО "СДМ Гидропривод").

Технические рекомендации согласованы с ОАО "Инждорстрой", ОАО "Гордорстрой".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г.Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине больше 4, при меньших значениях 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис.1.

Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси,
бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой;
5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита;
8 - базальтовая сетка.

2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м до 1,0 м, бульдозеры мощностью 80-250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл.1).

Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности

Оформление тротуаров, придомовых участков производится, как правило, с применением качественных бетонных плит. Важно, чтобы они были не только эстетически привлекательными, но еще и прочными, с длительным сроком эксплуатации.

Существуют специальные технологии, которые позволяют производить плитки согласно определенным стандартам и с соответствующей маркировкой.



Особенности

Бетонные тротуарные плиты можно увидеть буквально повсюду, так как они практичны и легко дополняют ландшафтный дизайн. Нередко можно встретить дорожки во дворах и целые придомовые территории, выложенные аккуратными блоками. Удобно оформлять с использованием бетонных плит подъезды к строениям, дорожки для пешеходов и велосипедистов, тротуары.

На улицах очень часто при помощи бетонных элементов застилают пешеходные переходы (подземные и наземные), остановки общественного транспорта, дорожки на парковках, площади. А также тротуарные плитки с нескользким покрытием можно встретить в детских игровых городках, а разноцветные, с необычными формами – в декоре клумб и цветников.




Такое широкое применение данного вида отделочного материала обусловлено его преимуществами:

низкая стоимость, что делает плитку доступной многим потребителям;

простота монтажа позволяет при желании сделать все работы самостоятельно;

устойчивость к износу обеспечивает длительный срок службы изделий;

при необходимости ремонт можно производить фрагментарно;

устойчивость к температурным перепадам;

эстетичный внешний вид;

разнообразие по размеру, форме и цвету.




Для многих климатических зон важным моментом, говорящим в пользу бетонной плитки, является легкий уход за ней при частых дождях. Достаточно организовать сток воды по промежуткам между стыками в блоках, чтобы она могла впитываться в грунт. Современные изделия из бетона для отделки поверхностей выпускаются только согласно заданным ГОСТам. Обычно для изготовления используется тяжелый или мелкозернистый бетон в несколько слоев. При этом толщина верхнего слоя составляет более 2-х миллиметров.

По стандартам поглощение влаги не должно быть больше 6%, а прочность – от 3 МПа. Что касается износа, то он не превышает 0,7 грамма на квадратный сантиметр. А также подразумевается, что плитка спокойно выдерживает более 200 этапов замерзаний и оттаиваний.

Если толщина плитки позволяет, то ее не армируют. С проволокой в виде арматуры выпускаются изделия с толщиной от 7,5 см.

Подъем и перенос элементов происходит при помощи монтажных петель с диаметром 6 мм.



Как делают плиты?

Производство бетонных плиток осуществляется несколькими методами.

Вибролитье подразумевает, что плитка получается в ходе отливания в специальных формах. В итоге материал будет иметь гладкую поверхность. Однако при этом получившееся изделие будет менее прочным, снизится устойчивость к низким температурам. Это уменьшает срок эксплуатации примерно до 10 лет.



  • Вибропрессование осуществляется еще и при помощи пресса. Для плиток, изготовленных по этому методу, характерна устойчивость к колебанию температур. А также они лучше переносят механические повреждения. Таким образом, плитки, получившиеся при вибропрессовании, могут служить 25 лет и более.



Чтобы лучше понять, что собой представляет плитка из бетона, стоит подробнее ознакомиться с процессом ее получения. Изготовление бетонных элементов происходит обычно на вибростоле. Это позволяет придать основному материалу прочности. Конечно, помимо бетона и стола, понадобятся добавки для придания изделиям гидроизоляционных свойств, красящие пигменты, специальные формы.

На вибростоле устанавливаются заготовки, которые заранее смазываются маслом. Это необходимо, чтобы готовые бетонные плиты проще доставались. В каждую форму наливается смесь. После прохождения процесса вибролитья заготовки снимаются со стола и переносятся на полки.

Здесь их накрывают полиэтиленом и оставляют на несколько дней (не более 3-х).

Однако полностью бетон затвердеет только через 21 день.



Извлекают бетонные изделия из форм при помощи устройства, по виду похожему на молоток. Однако важно наносить несильные удары, чтобы по плите не пошли трещины. В противном случае она станет неподходящей к использованию. Конечно, лучше всего пользоваться пластиковыми формами, которые точно сохранят бетон целым при извлечении.

После этого плитам необходима еще пара дней, чтобы отлежаться. Это обусловлено тем, что бетон имеет способность расширяться. Если есть необходимость сделать плиты максимально прочными, то можно в формы добавить элементы из металла в качестве армирования. Для некоторых видов плит даже используют специальные каркасы повышенной прочности.

Описание видов

Бетонные плиты можно разделить на два основных вида: тротуарные и дорожные.

Тротуарные используются для оформления пешеходных дорожек и других мест с небольшими нагрузками.

Дорожные железобетонные применимы при перекрытии дорог, стоянок авто, подъездов. Обычно такая плитка армированная для укрепления. В итоге ими можно пользоваться там, где проходит массивная тяжеловесная техника.

Чаще всего дорожная плита бывает серая, так как для нее нет необходимости в цветовой эстетичности. Что касается тротуарных блоков, то их цвет может быть весьма разнообразным в зависимости от добавляемого красителя при изготовлении.

По верхней поверхности плиты могут быть как гладкие, так и шероховатые.



По форме

Форма плитки классифицируется согласно стандартам и имеет соответствующие обозначения.

Прямоугольные выполнены в форме классического прямоугольника и обозначаются буквой «П».

Квадратные, как понятно из названия, обладают всеми свойствами квадрата. Для их маркировки выбрана буква «К».

Шестиугольные принято помечать буквой «Ш».

Фигурные могут иметь замысловатый вид. Узнать их можно по маркеру «Ф».

Окаймляющие легко определить по обозначению «О».

Декоративные дорожные элементы маркированы несколько сложнее – сразу тремя буквами «ЭДД».

Стоит заметить, что есть отдельный вид покрытия, предназначенного для мест, которыми пользуются слабовидящие люди.

Такие плиты выпуклые и имеют шероховатые выступающие элементы, которые пешеход ощущает ногами. Выбирать форму покрытия лучше заранее, при этом стоит учитывать будущую нагрузку на него.

А также есть негласное разделение тротуарной плитки по форме, понятное производителям и покупателям. Среди них наибольшее распространение получили такие виды, как брусчатка (кирпичик), волна, соты, клевер, катушка, чешуя, цветок, паутинка, руно и другие.




По назначению

Плиты можно разделить на два класса:

для временного дорожного покрытия обозначается «2П»;

для постоянного дорожного покрытия маркируется, как «1П».

Данные виды имеют различные способы крепления и состав.



Обозначения и размеры

Плиты из бетона для дорог обычно варьируются в длину от 3-х до 6 метров, а в ширину от 1,2 до 2 метров. Что касается их высоты, то она составляет от 14 до 22 сантиметров.

Тротуарные плиты отличаются более разнообразными размерами. К примеру, блоки в форме квадратов могут иметь параметры 100 на 100 мм или 20 на 20 см, но чаще всего встречается вариант 50х50 см. Что касается толщины, то она полностью зависит от того, для чего будет использовано покрытие. Например, для обычных пешеходных нужд используются плиты высотой в 40-60 мм. Если нужно выдерживать усиленную нагрузку, то лучше выбирать блоки, у которых толщина 70 мм и более.

Если исходить из высоты, то для парковых и садовых дорожек достаточно плит размером 100х200х30 мм, для пешеходных зон или для тротуара – 300х300х40 мм. Автомобильные дороги, особенно если по ним движется не только легковой, но и грузовой транспорт, можно покрывать блоками с такими параметрами, как 500х500х50, 500х500х70 и даже 300х300х50 мм.

Конечно, для мест с большой нагрузкой идеальным решением станут армированные плиты с параметрами 1000х1000 мм и высотой 100 мм.

Стоит учитывать, что такой параметр, как высота плиты, влияет и на способ монтажа. Так, для плиток с толщиной 30 мм и меньше необходимо делать предварительную заливку бетонным раствором.

Вес блоков зависит от их размеров и форм. Например, масса плитки в форме восьмерка с размером 400х400 мм будет весить немного более 18 кг, а квадрат 500х500 мм – 34 кг. Более легкой является черепашка с параметрами 300х300х30 мм – 6 кг.

Марки позволяют различать огромное разнообразие тротуарных плит из бетона. Обозначения включают в себя буквы и цифры, которые принято записывать через точку. Первая цифра в маркировке обозначает номер типоразмера, буква – тип изделия, а вторая – высоту блока, измеряемую в сантиметрах. В качестве примера можно рассмотреть, как формируется обозначение плиты-квадрата с параметрами 375 на 375 мм и с высотой в 7 см. Так, первой будет стоять цифра 4, далее следует буква «К», а затем цифра 7 – в результате получается маркер вида «4. К. 7».

Правила монтажа

Правильный монтаж тротуарных плит обеспечивает длительную и приятную эксплуатацию покрытия. Укладка блоков осуществляется на различные основания в зависимости от нагрузки на поверхность. К примеру, для пешеходных дорожек достаточно сделать подушку из песка. Если покрытие будет использоваться еще и для транспорта, то здесь не обойтись без бетонного раствора.

Укладывать плитку можно в виде различных узоров. Наибольшей популярностью среди них пользуются елочка, плетенка, полукруг, кирпич, столбики. Монтаж состоит из определенных этапов.

Участок размечают на дорожки и тротуары.

Верхний слой земли размером 150 мм снимают.

Открывшийся грунт тщательно утрамбовывают.

Далее надо сформировать канавки для стока воды и засыпать их на 5 см песком.

Теперь необходимо создать подушку из влажного песка, щебня и бетона высотой в 100 мм. Ее обязательно надо утрамбовать резиновой киянкой или виброплитой.

Когда основание готово, укладывается плитка на расстоянии друг от друга не менее 3-5 мм. Получившиеся швы можно заделать тем же составом, из которого делалась подушка.

Завершающий этап – очистка полотна водой, которую направляют вдоль щелей.



При монтаже следует учитывать, что часть бетонных элементов придется резать для выравнивания кладки.

Поэтому желательно приобретать плитку с запасом. Меньший расход блоков можно получить, если укладку производить более экономичными способами, к примеру, прямым, а не диагональным.

Технология укладки тротуарной плитки: выбор материала и этапы монтажа, фото

В статье дана информация о способах и технологии укладки тротуарной плитки, каким лучше методом ее укладывать и какой лучше подойдет именно для вашего дачного участка. Также рассказано о подвидах самой плитки, о материалах и техниках ее обработки.

Преимущества и вехи истории

Главным преимуществом оформления с помощью тротуарной плитки является ценовой диапазон. Таким образом, данный способ оформления участка является одним из самых дешевых и долговечных.

Технология укладки тротуарной плитки во дворе частного дома не сильно отличается от обычной, разве что требует аккуратности и качественных материалов. Выбор материалов зависит исключительно от вас, и именно при оформлении собственного участка особенно важен дизайн. Стоит учесть, что подобное оформление подходит для участка любого размера и стиля.

При выборе фирмы, изготавливающей плитки или материал для них, следует ориентироваться на наиболее надежные компании, зарекомендовавшие себя на строительном рынке. Цена работ в основном зависит от стоимости бригады и материалов. Средняя стоимость по укладке тротуарной плитки составляет около 1000 рублей за м2. Но это действительно зачастую является необходимой мерой, так как она выполняет не только роль визуального украшения, но также будет весьма практичным способом избежать лишней грязи в доме и на участке.

Такая укладка несомненно придаёт элегантности и эстетичности участку, и участок приобретает некую схожесть со столь популярными в 18 веке версальскими садами.

Укладка тротуарной плитки

С помощью плитки выкладываются пешеходные дорожки, подъезд для машин, зоны отдыха или же просто украшения сада. Благодаря огромному разнообразию оттенков, узоров и непосредственно форм можно создать практически абсолютно любой дизайн.

Одной из самых важных и основных особенностей монтажа тротуарной плитки является состыковка самих плиток, что требует особого мастерства при заполнении кругового пространства или же создании узора, при котором требуется точно входить в пазы. Также существует такой метод как замочное соединение. Однако, оно не предполагает прочного соединения при помощи сцеплений граней плиток. Скорее оно выкладывается по технологии, немного подобной замочному соединению пола, в частности искусственного паркета.

В свою очередь укладка прямоугольной и квадратной тротуарной плитки без расхождения швов представляет собой непростую операцию, выполнить которую качественно без опыта будет сложно. Но рабочая бригада, специализирующаяся на данном направлении сделает это довольно быстро и легко. К тому же, они точно будут знать какой вид подложки лучше подобрать.


Технология укладки тротуарной плитки на песок и другие варианты мощения

После выравнивания песка, что нужно сделать обязательно, для ровной поверхности дорожки, его можно дополнительно залить цементом в небольшой пропорции. Однако, при таких условиях плитку потребуется выложить до окончательного высыхания смеси. Тогда как иначе сцепление с землей будет недостаточным (после высыхания цемента его абсолютно не будет), плитка будет соскальзывать и не будет закреплена. И наоборот, не сильно вдавливая ее в цементно-песчаную смесь, у вас получится создать ровную, а в последствие и прочную поверхность.

Очень важно соблюдать порядок укладки тротуарной плитки, который состоит из нескольких основных этапов:

  1. Создание схемы планируемых дорожек;
  2. Закупка материала (песок, щебень, плитка, бетон, геополотно, замазка для швов);
  3. Снятие слоя дерна;
  4. Установка бордюра;
  5. Засыпка песка/щебня;
  6. Укладка плитки;
  7. Уплотнение межплиточных швов.

Видео описание

Тротуарная плитка не редко применяется для отмостки вокруг дома, об этом в видео:


Основные виды и особенности изготовления плитки

Основными материалами, используемыми для изготовления тротуарной плитки, являются глина, известняк, бетон. Эти материалы становятся основными компонентами, более подробное разделение происходит за счёт добавления смесей, камней и других веществ. Также зачастую используется и смесь основных материалов.

Также важным параметром плитки является ее толщина. Обычно данный стройматериал выпускается толщиной в 20мм, 40-45мм и 60 мм. Первый вариант идеально подходит для мощения пешеходных дорожек во дворе, в то время как более толстая плитка в 40 мм хороша для двора. А возможности толстой 60мм плитки позволяют застилать ею места с активным автомобильным движением.

Однако, важным моментом, порой даже решающим является скорее сам способ изготовления. Наиболее простой способ - залив бетонной смеси в специальные формы. При этом формы для плиток устанавливаются на поверхности, сквозь которую запускаются вибрации.

Способы производства

Существует и немного другой способ, заключающийся в поршне, вставляемом в общую массу. Он усиливает общую вибрацию, за счёт чего плотность плитки сильно увеличивается, как и ее прочность. Благодаря этому появляется возможность укладывать ее не только на частные участках, но и на автомобильных трассах.

Зачастую используется повышенное давление, оно создаётся без использования поршня. Оптимальными эти условия становятся для производителей, так как для этого не обязательно использовать дополнительное оборудование. Благодаря тому, что процесс абсолютно автоматизирован и протекает в довольно короткие сроки, плитка имеет низкую себестоимость и изготовление происходит в кратчайшие сроки.

Многие люди обращают внимание именно на экологичность производства, то бишь задействуют материалы более приближенные к природным. Дополнительной положительной характеристикой тротуарной плитки является простота в уходе, да и в принципе простота в укладке и аккуратность образующихся дорожек. Узоры могут быть как и весьма художественными, так и абсолютно простыми. Что не только сделает процесс укладки легче, но и сделает узор более легким и изящным для восприятия.


Советы

Технология укладки тротуарной плитки во дворе частного дома подразумевает под собой еще несколько очень важных нюансов. Будущую площадку или дорожку необходимо делать совсем под небольшим уклоном, однако, чтобы они не получились лестничными, это надо продумать еще на начальной стадии, когда снимается дерн и верхние слои земли. Землю или песок нужно выложить по диагонали совсем под небольшим углом.

При укладке тротуарной плитки сверху важно внимательно следить за тем, чтобы она оставалась на одном уровне, но при этом образовывала легкий уклон. По правилам укладки тротуарной плитки, основа или дерн под нее должны быть идеально ровными и сухими.

Также можно сделать дорожку выпуклой. При этом ее края должны быть выше земли. В будущем это поможет избежать скоплении воды, так как вода как-раз таки и будет стекать по создавшемуся уклону. Для надежности вдоль линии укладки можно проложить водосточные лотки. Данные приемы позволят избавиться от грязи на укладываемом участке.

Перед тем, как непосредственно подготавливать основу под дорожку и начинать ее выкладывать, следует выложить ее получающийся узор на земле и примерить насколько он вам нравится.

Видео описание

Укладка плитки не легкий процесс, основные этапы его показаны в видео:

Довольно интересно смотрится дизайн, выполненный с помощью округлых узоров, при которых кладётся овальная или круглая плитка. Нередко используется оформление с помощью бруса, которое главным образом отвечает именно экологичности материалов.


Заключение

Тротуарная плитка – это одно из классических решений для обустройства дорожек на даче. Но качество и долговечность выполненных работ полностью зависят от профессионализма укладчиков и правильно выбранной технологии, поэтому укладку тротуарной плитки настоятельно рекомендуется доверять только специалистам в своем деле.

Читайте также: