Устройство стыка укладкой кромки по доске

Обновлено: 03.05.2024

6.2 Внутриквартальные проезды, тротуары, пешеходные дорожки и площадки должны возводиться обертывающим профилем; используемые в период строительства должны быть обустроены временным открытым водоотводом. Бордюрный камень на этих проездах и площадках следует устанавливать после завершения планировочных работ на прилегающих к ним территориях на расстоянии не менее 3 м.

В инфраструктуре городских и сельских поселений следует применять указатели, которые должны предоставлять инвалидам по зрению необходимую и достаточную информацию, способствующую самостоятельной ориентации (СП 140.13330). В качестве указателей следует использовать специальную тротуарную плитку с тактильной поверхностью (приложение А).

6.3 В районах вечной мерзлоты в целях сохранения подстилающих грунтов в мерзлом состоянии расчистка мест прокладки проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должна производиться в зимний период и только в пределах границ их прокладки. Нарушение растительного и мохового слоя не допускается. Дополнительные морозозащитные и гидроизолирующие слои оснований под эти сооружения должны выполняться с соблюдением мер по их защите от повреждений транспортными средствами, разравнивающими и уплотняющими машинами, а также по их защите от загрязнения. При устройстве морозозащитного слоя подлежащий снятию грунт должен удаляться непосредственно перед отсыпкой морозозащитного слоя. Гидроизолирующие слои из рулонных материалов должны устраиваться с низовой по отношению к направлению стока воды стороны с перекрытием полос изолирующего материала на 10 см.

Дополнительный слой грунта и отсыпаться от себя поверх гидроизолирующего слоя, должен быть толщиной не менее 30 см*.

При устройстве дополнительных слоев должна проверяться их толщина и чистота с отбором не менее одной пробы на площади не более 500 м 2 и не менее пяти проб с отсыпаемой площади.

6.4 Для нижних и средних слоев щебеночных оснований и покрытий под проезды, тротуары, пешеходные дорожки и площадки следует применять щебень фракций 40-70 и 70-120 мм; для верхних слоев оснований и покрытий - 40-70 мм, для расклинивания - 5-10 мм; для гравийных оснований и покрытий следует применять оптимальную гравийную смесь фракций 40-120 мм, для расклинивания - 5-10 мм.

6.5 Щебень и гравий в слое следует уплотнять за три раза. В первую укатку должна быть достигнута обжимка россыпи и обеспечено устойчивое положение щебня или гравия. Во вторую укатку должна быть достигнута жесткость основания или покрытия за счет взаимозаклинивания фракций. В третью укатку должно быть достигнуто образование плотной коры в верхней части слоя путем расклинивания поверхности мелкими фракциями. Признаками окончания уплотнения во второй и третий периоды служат: отсутствие подвижности щебня или гравия, прекращение образования волны перед катком, отсутствие следа от катка, а также раздавливание отдельных щебенок или зерен гравия вальцами катка, но не вдавливание их в верхний слой.

6.6 При устройстве шлаковых оснований и покрытий наибольшая толщина уплотняемого слоя шлака (в плотном состоянии) не должна превышать 15 см. Шлак следует поливать перед распределением по земляному полотну из расчета 30 л воды на 1 м 3 неуплотненного шлака. Шлак следует уплотнять вначале легкими катками без полива, а затем тяжелыми, с поливом малыми дозами из расчета до 60 л/м 3 неуплотненного шлака. После укатки шлаковое основание (покрытие) должно поливаться в течение 10-12 дней из расчета 2,5 л/м 3 неуплотненного шлака.

6.7 Материал нижних слоев щебеночных, гравийных и песчаных оснований под покрытия, а также щебеночных и гравийных покрытий, укладываемых на переувлажненную, заранее уплотненную и отпрофилированную поверхность земляного полотна или корыта, должен распределяться только от себя.

Перед распределением материала на переувлажненной поверхности должны быть нарезаны водоотводные канавки шириной 20-25 см и глубиной не менее толщины переувлажненного слоя. Канавки следует располагать на расстоянии не более 3 м одна от другой и нарезать по уклону или под углом 30°-60° к направлению уклона. Грунт из канавок должен быть удален за пределы покрытия. Отвод воды по канавкам следует производить за 3 м от границ покрытия. Уклон канавок должен повторять уклон засыпаемой поверхности или быть не менее 2%. Распределение щебня, гравия и песка должно производиться только от высших отметок к низшим. Толщина расстилаемого слоя щебня, гравия и песка должна быть такой, при которой не происходит выдавливание переувлажненного грунта через поры распределяемого материала. При распределении щебня, гравия и песка необходимо следить за тем, чтобы водоотводные канавки засыпались в первую очередь. Движение машин и людей по переувлажненному грунту засыпаемой поверхности не допускается.

6.8 В зимних условиях допускается устраивать гравийные, щебеночные и шлаковые основания и покрытия. Основания и покрытия из щебня высокопрочных пород следует расклинивать известковым щебнем. Перед распределением основания поверхность земляного полотна должна быть очищена от снега и льда. Материал основания или покрытия должен быть уплотнен и расклинен без полива до начала смерзания.

Толщина уплотняемого слоя материала должна быть не более 15 см (в плотном состоянии). Основания и покрытия из активных доменных шлаков следует устраивать из фракций шлака менее 70 мм как для нижнего, так и для верхнего слоя. Перед укладкой верхних слоев по нижнему слою следует на 15-20 дней открыть движение строительных машин, применяемых при производстве работ. Во время оттепелей и перед весенним снеготаянием уложенный слой должен очищаться от снега и льда. Исправление деформаций должно производиться только после стабилизации и просыхания грунта земляного полотна и всех слоев основания и покрытия, а также проверки степени их уплотнения. Допускается также устройство бетонных оснований и покрытий с добавками хлористых солей.

6.9 При устройстве щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий должны проверяться: качество материалов; планировка поверхности земляного полотна; толщина слоя основания или покрытия из расчета один промер на 2000 м 2 , но не менее пяти промеров на любой площади; степень уплотнения.

6.10 Покрытие садовых дорожек и площадок следует выполнять из четырех слоев. При устройстве садовых дорожек и площадок должны приниматься следующие толщины слоев, не менее:

6.11 Асфальтобетонные покрытия допускается укладывать только в сухую погоду. Основания под асфальтобетонные покрытия должны быть очищенными от грязи и сухими. Температура воздуха при укладке асфальтобетонных покрытий из горячих и холодных смесей должна быть не ниже плюс 5° С весной и летом и не ниже плюс 10°С осенью. Температура воздуха при укладке асфальтобетонных покрытий из тепловых смесей должна быть не ниже минус 10°С.

6.12 Основание или слой ранее уложенного асфальтобетона за 3-5 ч до укладки асфальтобетонной смеси должны быть обработаны разжиженным или жидким битумом, или битумной эмульсией из расчета 0,5 л/м .

Предварительной обработки битумом или битумной эмульсией не требуется в случае укладки асфальтобетона по основанию, построенному с обработкой органическими вяжущими материалами, или по свежеуложенному нижнему асфальтобетонному слою.

6.13 Для обеспечения бесшовности соединения смежных полос при укладке асфальтобетонных смесей асфальтоукладчики должны быть оснащены оборудованием для разогрева кромок ранее уложенных полос асфальтобетона. Допускается устройство стыка укладкой кромки по доске.

6.14 Асфальтобетонные покрытия из горячих и тепловых смесей должны уплотняться в два этапа. На первом этапе осуществляется предварительное уплотнение путем 5-6 проходов по одному месту легкими катками со скоростью 2 км/ч. На втором этапе осуществляется доуплотнение смеси тяжелыми катками путем 4-5 проходов по одному месту со скоростью 5 км/ч. Покрытие считается укатанным, если перед катком на покрытии не образуется волна и не отпечатывается след вальца. После 2-3 проходов легких катков должна проверяться ровность покрытия трехметровой рейкой и шаблоном поперечного уклона. Необходимое число проходов катка по одному месту следует устанавливать пробной укаткой. В недоступных для катка местах асфальтобетонную смесь следует уплотнять горячими металлическими трамбовками и заглаживать горячими металлическими утюгами. Уплотнять смесь следует до полного исчезновения следов от ударов трамбовки на поверхности покрытия.

6.15 При устройстве асфальтобетонных покрытий следует проверять температуру смеси при укладке и уплотнении, ровность и толщину уложенного слоя, достаточность уплотнения смеси, качество сопряжения кромок полос, соблюдение проектных параметров. Для определения физико-механических свойств уложенного асфальтобетонного покрытия должны отбираться керны или вырубки не менее одной пробы с площади не более 2000 м 2 .

Коэффициент уплотнения покрытия из горячей или теплой асфальтобетонной смеси должен быть через 10 суток после уплотнения не менее 0,93; водонасыщение - не более 5%.

6.16 Монолитные бетонные покрытия следует устраивать на песчаном основании, уплотненном до коэффициента плотности не ниже 0,98. Разница в отметках смежных элементов опалубки (рельс-форм) не должна превышать 5 мм. Каркасы деформационных швов и прокладки следует устанавливать после подготовки основания, установки и выверки опалубки покрытия. Зазор между опалубкой, каркасом и прокладками должен быть не более 5 мм. Зазоры под трехметровой рейкой на поверхности спланированного основания не должны превышать 10 мм.

6.17 Ширина ленты неармированного бетонного покрытия должна быть не более 4,5 м; расстояния между швами сжатия - не более 7 м и между швами расширения - не более 42 м. При устройстве швов расширенные концы штырей подвижной части шва должны находиться не далее середины трубок, надетых на эти штыри.

Вода и цементное молоко, которые выступают на поверхности бетона при его уплотнении, должны удаляться за пределы плиты покрытия. При устройстве бетонных покрытий особое внимание следует уделять уплотнению бетона у деформационных швов и в местах примыкания к опалубке.

6.18 Уложенный бетон покрытия должен быть укрыт и предохранен от обезвоживания после исчезновения излишков влаги с его поверхности, но не позже 4 ч с момента укладки. В качестве защитных покрытий следует использовать пленкообразующие материалы, битумные и дегтевые эмульсии или слой песка (толщиной не менее 10 см), рассыпанного по одному слою битумизированной бумаги. Песок должен находиться во влажном состоянии в течение не менее двух недель.

6.19 В случае нарезки деформационных швов нарезчиками с алмазными дисками прочность бетона покрытия должна быть не менее 100 кгс/см 2 . Швы должны нарезаться на глубину, равную не менее 1/4 толщины покрытия, и заполняться мастиками. Изъятие деревянных реек из швов сжатия и расширения должно осуществляться не ранее, чем через две недели после устройства покрытия. При изъятии реек необходимо не допускать поломки кромок швов.

6.20 Заполнение швов мастиками должно производиться после расчистки и просыхания бетона шва. Для заполнения швов покрытия следует применять горячие мастики, состоящие на 80% из битума и на 20% из минерального порошка-заполнителя, вводимого в разогретый битум при приготовлении мастики. Мастики следует приготавливать централизованно и доставлять к месту их применения в утепленной таре. Температура разогрева битума для приготовления мастик и мастик во время их укладки должна быть равна +(160°С-180°С).

6.21 Покрытие, уложенное в зимнее время, не должно подвергаться транспортным воздействиям весной в течение месяца после полного оттаивания покрытия, если бетон не подвергался искусственному подогреву до полного набора прочности.

6.22 Плиты сборных покрытий внутриквартальных проездов, тротуаров и площадок следует укладывать под уклон на заранее подготовленное основание, начиная с маячного ряда, располагаемого по оси покрытия или по его краю, в зависимости от направления стока поверхности вод. Укладку следует вести от себя, перемещая плитоукладочные машины по уложенному покрытию. Посадка плит на песчаное основание должна производиться вибропосадочными машинами, а прикатка - транспортными средствами до исчезновения видимых осадок плит. Уступы в стыках смежных плит не должны превышать 5 мм. Заполнение швов плит герметизирующими материалами должно производиться сразу же после окончания посадки плит.

Плотное прилегание плиток к основанию достигается осадкой их при укладке и погружении плитки в песок основания до 2 мм. Швы между плитками должны быть не более 15 мм, вертикальные смещения в швах между плитками должны быть не более 2 мм.

6.24 При устройстве цементобетонных покрытий должны проверяться: плотность и ровность основания, правильность установки опалубки и устройства швов, толщина покрытия (путем взятия одного керна с площадки не более 2000 м 2 ), режим ухода за бетоном, ровность покрытия и отсутствие на его поверхности пленок цементного молока.

6.25 Бортовые камни следует устанавливать на грунтовом основании, уплотненном до плотности при коэффициенте не менее 0,98 или на бетонном основании с присыпкой грунтом с наружной стороны или укреплением бетоном. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках бортовых камней в плане и профиле не допускаются. В местах пересечений внутриквартальных проездов и садовых дорожек следует устанавливать криволинейные бортовые камни. Устройство криволинейного борта радиусом 15 м и менее из прямолинейных камней не допускается. Швы между камнями должны быть не более 10 мм.

Раствор для заполнения швов должен приготовляться на портландцементе класса не ниже В30 и его подвижность должна соответствовать 5-6 см погружения стандартного конуса.

В местах пересечения внутриквартальных проездов и пешеходных дорожек с тротуарами, подходами к площадкам и проезжей частью улиц бортовые камни должны заглубляться с устройством плавных примыканий для обеспечения проезда детских и инвалидных колясок, санок, а также въезда транспортных средств. В этих местах следует укладывать предупреждающие тактильные полосы (приложение А).

В климатических подрайонах со среднемесячной температурой января минус 28° С и ниже, июля плюс 0° С и выше, суровой длительной зимой, с высотой снежного покрова до 1,2 м и вечномерзлыми грунтами допускается устройство бортовых стенок из монолитного бетона класса по прочности на сжатие не ниже В25 и маркой по морозостойкости не менее F200.

Для восприятия нагрузок, возникающих при очистке снега, размеры бортовой стенки следует увеличивать по высоте и ширине на 5 см по сравнению с размерами бортовых камней.

6.26 Отмостки по периметру зданий должны плотно примыкать к цоколю здания. Уклон отмосток должен быть не менее 1% и не более 10%.

В местах, недоступных для работы механизмов, основание под отмостки допускается уплотнять вручную до исчезновения отпечатков от ударов трамбовки и прекращения подвижек уплотняемого материала.

Искривления по горизонтали и вертикали наружной кромки отмосток в пределах прямолинейных участков не должны быть более 10 мм. Бетон отмосток по морозостойкости должен соответствовать требованиям, предъявляемым к дорожному бетону.


Соединение асфальтобетонных полос

При строительстве асфальтобетонных покрытий встречается два типа соединения полос: поперечный стык, когда укладку полосы прерывают более чем на час; продольный стык, который выполняют при укладке продольных смежных полос, т. е. одна полоса примыкает к ранее уложенной.

Поперечные стыки. При прекращении укладки асфальтобетонной смеси на достаточно длительный период необходимо подготовить конец уложенной полосы к устройству поперечного стыка для последующего ее продолжения. Такой стык можно сделать несколькими способами. Выбор способа зависит от того, будет или нет осуществляться по уложенной полосе движение транспорта в период между окончанием и возобновлением строительства.

Если движения через конец уложенной асфальтобетонной полосы не будет, то его можно подготовить к соединению в простой стык с новой полосой. Если движение будет, то необходимо устраивать клиновой стык.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Место устройства стыка определяется временем, когда количество смеси в винтовой камере уменьшается настолько, что снижается давление смеси на плиту и она в результате этого постепенно опускается, уменьшая толщину укладываемого слоя. На практике обычно стремятся выработать всю смесь, находящуюся в приемном бункере, и в конце полосы устраивают стык. В этом случае толщина укладываемого слоя будет отличаться от проектной.

Чаще устраивают простой стык. Для этого по всей ширине уложенной полосы делают вручную вертикальный срез в конце полосы. При этом необходимо не повредить покрытие, которое остается до линии стыка. Смесь, отделенную после линии стыка, отправляют в переработку.

Укатку уложенной полосы до линии стыка производят обычным способом. Причем необходимо, чтобы катки уплотняли смесь непосредственно до линии стыка. Чтобы качественно выполнить эту операцию в конце полосы, нужно положить доски для схода катка. Толщина досок должна быть равна толщине уплотненного слоя. Доски должны быть достаточно широкими и длинными, чтобы на них мог полностью расположиться валец катка.

Если по уложенному слою будет осуществляться движение транспорта, то его кромку необходимо подготовить к устройству поперечного клинового стыка. В этом случае можно вырабатывать всю смесь, находящуюся в приемном бункере.

По линии поперечного стыка смещают асфальтобетонную смесь в сторону от уложенного слоя таким образом, чтобы сформировать вертикальную кромку уложенной полосы. Затем на основание укладывают бумагу, к поверхности которой не прилипает смесь. Полоса бумаги должна быть достаточно широкой (80—120 см), чтобы в дальнейшем при уплотнении асфальтобетонного клина не произошло сдвига смеси по бумаге. Как только уложили бумагу, на нее лопатой набрасывают ранее отодвинутую смесь и формируют из нее клиновой скат с помощью шаблона и граблей (рис. 10.7).

Рис. 10.7. Клиновой стык: асфальтобетонная полоса; 2 — поперечный клин; 3 — бумага; 4 — дорожное основание

Не рекомендуется вместо специально обработанной бумаги применять песок или грунт с обочины, так как когда клиновой скат убирают, то практически трудно полностью удалить песок или грунт с основания.

Поперечный клиновой стык можно создать с помощью доски, имеющей ту же толщину, что и уплотненный асфальтобетонный слой. В этом случае лопатой удаляют смесь по линии поперечного стыка. Со стороны уложенной полосы формируют вертикальную кромку, к которой укладывают вплотную доску. Затем удаленную ранее смесь подсыпают лопатой к доске (в продолжение доски) и формируют из нее клиновидный скат от верхней кромки доски к основанию. Таким образом, транспорт будет наезжать на кромку конца полосы, затем двигаться по доске и спускаться по клиновидному скату. Чтобы движущийся транспорт не выбивал доску из покрытия, она должна быть ровной.

Удаление ската. Если на месте поперечного соединения устроен клиновой стык, то до начала работ по продолжению укладки смеси необходимо удалить созданный скат. Клиновой стык, выполненный с помощью специальной бумаги, не имеет сцепления с основанием и легко удаляется. На стыке остается вертикальная стенка уплотненной полосы. Если клиновой стык был выполнен с помощью доски и асфальтобетонного ската, то последний частично соединяется с поверхностью основания. Чтобы вскрыть такой клиновой слой, необходимо механическое усилие. После удаления асфальтобетонного ската доску снимают, а на стыке остается вертикальная уплотненная кромка ранее уложенной полосы.

Продольные стыки. Срезание кромки для продольное соединения полос. В некоторых случаях для создания качественно! го продольного стыка необходимо предварительно срезать недоуплотнен! ную часть кромки ранее уложенной асфальтобетонной полосы на расстояние 3-5 см. Эту операцию выполняют фрезой или режущим диско прикрепленным, например, к автогрейдеру. После этого нужно обработать горячим битумом образовавшуюся вертикальную поверхность продольного стыка.

Качественного соединения продольных полос можно достичь и без! срезания кромки ранее уложенной полосы. Правильное перекрытие полосы, разравнивание и уплотнение смеси вдоль продольного стыка обеспечивает надлежащее качество соединения полос.

Перекрытие полосы. Основным фактором, определяющим создание качественного продольного стыка, является правильное перекрытие новым слоем ранее уложенной полосы. Для этого на ранее уложенную полосу заводят трамбующий брус и виброплиту на 4—5 см. Такое перекрытие обеспечивает укладку достаточного количества смеси по линии стыка, что позволяет осуществить качественное уплотнение стыка.

Разравнивание смеси на стыке. Если перекрытие новым асфальтобетонным слоем составляет не более 2—3 см, то разравнивание смеси на стыке заключается в создании «валика» путем сдвига смеси с ранее уложенной полосы в область стыка. В результате над стыком будет несколько больше смеси, которая впоследствии будет уплотнена катками. Когда перекрытие будет сделано на ббльшую величину, тогда смеси над стыком окажется больше требуемого количества, что не позволит уплотнить стык в уровень с поверхностью ранее уложенной полосы. Избыток смеси необходимо удалить. Снятую смесь недопустимо разбрасывать по поверхности свеже-уложенного слоя, так как это изменит его текстуру, а следовательно, транс-портно-эксплуатационные показатели. На качество соединения соседних полос оказывает влияние и недостаточное количество смеси над стыком. В этом случае не удается достичь требуемой плотности в месте соединения.

Чтобы обеспечить требуемое уплотнение смеси, необходимо, чтобы ее уровень над стыком превышал поверхность соседней полосы на величину, равную 0,2-0,3 см на 1 см толщины укладываемого слоя.

Целесообразно уплотнение стыка начинать с «горячей» полосы с небольшим наездом на «холодную» полосу на расстояние 15—20 см. В этом случае основное уплотняющее воздействие оказывается на смесь, находящуюся в области стыка. Под этим воздействием смесь подается в сторону стыка до тех пор, пока уровень только что уложенной полосы не сровняется с уровнем соседней. Продольный стык уплотняется эффективнее, чем если бы каток двигался по «холодной» полосе.

Параллельная укладка полос. При параллельной укладке полос двумя асфальтоукладчиками на качество их продольного соединения оказывает влияние величина перекрытия, которая должна быть не более 3 см.

В этом случае смесь над стыком не разравнивают. Однако процесс укатки имеет свои характерные особенности. Катки, уплотняющие первую полосу, не должны приближаться к кромке продольного стыка на расстояние меньше чем 15-20 см. После укладки второй полосы катки, работающие на ней, уплотняют продольный стык с обеих сторон. Такая укладка полос позволяет получить однородное по плотности асфальтобетонное покрытие по всей ширине.


ТЕХНОЛОГИИ УСТРОЙСТВА ПРОДОЛЬНЫХ ШВОВ СОПРЯЖЕНИЯ СМЕЖНЫХ ПОЛОС АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ

Возникающие в процессе эксплуатации асфальтобетонных покрытий дефекты связаны, как правило, с несоответствующим качеством асфальтобетонной смеси и нарушением технологии устройства покрытий.

Однако даже при полном соблюдении технологии и применении высококачественной смеси, нормативный срок службы покрытия не может быть гарантирован по ряду причин, одной из которых является проблема устройства надежного сопряжения смежных полос устраиваемого покрытия. Сопряжение смежных полос при строительстве и ремонте является неотъемлемой частью технологии устройства асфальтобетонных покрытий. Образующиеся при этом соединения, в различных источниках, определяются как сопряжения смежных полос, стыки, или как продольные технологические (конструктивные) швы. Особенность данной проблемы состоит в том, что в зависимости от ширины проезжей части суммарная протяженность продольных швов может в 4-5 раз превышать протяженность участка асфальтобетонного покрытия.

В связи с тем, что единая терминология по данному вопросу отсутствует, то здесь и далее приняты следующие термины и определения [1]:

- Шов сопряжения - продольные и поперечные соединения, образующиеся при сопряжении смежных полос асфальтобетонных покрытий. Несмотря на некоторую техническую неточность, данный термин представляется наиболее удобным для обобщения сведений из различных источников.

- Зона шва сопряжения - участок покрытия, расположенный на расстояние 150 мм в обе стороны от шва сопряжения.

- Неограниченный край - кромка полосы покрытия, не опирающаяся на смежную полосу или бордюр.

Практика показывает, что в процессе эксплуатации в зоне швов сопряжения возможно образование быстро прогрессирующих дефектов покрытия.

Первичные дефекты в виде тонких разветвленных трещин образуются в течение 5-6 месяцев эксплуатации. В осенне-зимний период, в результате многочисленных циклов замораживания-оттаивания начинается шелушение покрытия в зоне швов сопряжения, сопровождающееся интенсивным выкрашиванием каменного материала вдоль линии сопряжения смежных полос. Воздействие транспортной нагрузки и природно-климатических факторов вызывает прогрессирующее развитие дефектов покрытия (рис.1).

Рис.1. Прогрессирующее разрушение "технологических" трещин

В результате уже после 2-3 лет эксплуатации на большинстве покрытий образуются так называемые "технологические" продольные трещины, а затем выбоины (рис. 2, 3).


Рис.2. Технологическая трещина


Рис.3. Разрушение покрытия в зоне технологической трещины

Если в этот период не предпринимаются меры по ремонту или герметизации, то в последующие несколько лет на данных участках образуются отдельные выбоины, которые в предельном случае объединяются в крупные дефекты большой глубины. Практика показывает, что применение для ремонта продольных трещин битумных мастик и герметиков оказывается малоэффективным в силу большой (20-40 мм) ширины раскрытия и высокой степени разрушения кромок. Достаточно эффективным методом ремонта в данной ситуации является проведение ямочного ремонта с обязательным удалением ослабленного асфальтобетона на ширину 200-400 мм. Однако учитывая общую протяженность "технологических" трещин такие операции оказываются достаточно трудоемкими и дорогостоящими.

Исследования, проведенные в США и Европе, показывают, что основной причиной возникновения дефектов, является недостаточная плотность и избыточная пористость асфальтобетона в зоне швов сопряжения. Отмечается, что даже при проведении специальных мероприятий по повышению надежности швов сопряжения, плотность асфальтобетона в зоне швов практически всегда оказывается ниже чем в основном покрытии [2, 3]. Причем минимальные значения плотности для всех конструкций наблюдались со стороны неограниченной кромки и непосредственно в шве [2] (рис.4).

Рис.4. Зависимость плотности асфальтобетона от места расположения в покрытии:

А - неограниченная кромка; D - ось покрытия; Е - ограниченная кромка; F - шов сопряжения

Рис.5. Схема изменения плотности асфальтобетона в неограниченной кромке после уплотнения

С другой стороны, исследования, проведенные в 2000-2004 г. в Кентукском Университете, показали, что далеко не во всех случаях швы сопряжения с большей плотностью проявляли высокий уровень долгосрочной надежности [1]. Было выдвинуто предположение, что определяющим фактором является величина водонасыщения непосредственно в шве и в прилегающей зоне. В общем, это хорошо согласуется с механизмом возникновения дефектов асфальтобетона в зоне швов сопряжения, согласно которому именно воздействие избыточной влаги инициирует начало разрушения.

На основании обобщенного опыта дорожных и аэродромных исследований был сделан вывод, что в начальный период возникновения дефектов основную роль играет величина остаточной пористости и водонасыщения, тогда как интенсивность разрушений определяется коэффициентом уплотнения. Так же отмечалось, что в районах с сухим жарким климатом проблема разрушения швов сопряжения стоит не так остро, как в регионах с холодным климатом.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО ФАЛЬЦЕВОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ КРОВЛИ


1. Область применения

Технологическая карта разработана на устройство кровельного покрытия из листовой или рулонной оцинкованной стали как с полимерным покрытием, так и без него, для общественных и жилых зданий, имеющих уклон ската кровли от 7 до 30°. Кровельные покрытия могут изготавливаться и из цветных металлов. В данной технологической карте рассматривается технология устройства металлической кровли, в которой соединение отдельных элементов покрытия выполняется с помощью фальцев.

Целью формирования технологического процесса для данной технологической карты является:

- обеспечение безопасного перемещения рабочих на кровле и безопасного выполнения производственных процессов;

- рациональное использование простейших механизмов и приспособлений для выполнения кровельных работ;

- достижение высокого уровня производительности труда;

- снижение себестоимости выполняемых работ.

2. Общие положения

Фальцевая кровля представляет собой одну из множества кровельных систем, надежно защищающую помещения от атмосферных воздействий. Она является наиболее герметичной системой и практически исключает вероятность образования сквозной коррозии.

Подъем на кровлю, перемещение и спуск на землю различных инструментов, материалов и приспособлений является необходимым видом работ при осуществлении производственных операций, который создает дополнительную трудоемкость кровельных работ. Эти работы относятся к категории работ с повышенной опасностью производственных факторов, и в определенных условиях выполняются с оформлением наряд-допуска.

Подъем, спуск и удержание в приподнятом положении на кровле различных грузов (картин, механизмов, приспособлений и др.) для осуществления кровельных работ, применение лебедок и талей в качестве ручных кранов должны выполняться с учетом требований ГОСТ 12.3.009 и ПБ-10-382-00.

Основу фальцевой кровли составляет особый способ соединения двух соседних листов металла с помощью фальцевого соединения. Фальц бывает двойной и одинарный. Правильно выполненный фальц исключает любые протечки. Отдельные элементы фальцевой кровли обычно называют картинами. Кромки картины заранее подготавливаются к фальцевому соединению. Фальц - вид шва, образующегося при соединении листов (картин) металлической кровли (рис.1, 2, 3).

Рис.1. Одиночный и двойной фальц

Рис.2. Фальцевая кровля

Рис.3. Соединение картин лежачим и стоячим фальцем

До начала устройства металлической кровли должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 12-01-2004 "Организация строительства". Все монтажные и сопутствующие работы должны быть закончены, оформлены актами на скрытые работы в соответствии со СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции". Подготовительные работы включают:

- проверку соблюдения проектных уклонов скатов кровли;

- проверку правильности устройства обрешетки;

- сортировку и проверку качества поставляемых металлических листов.

Основными материалами для кровель из листовой стали являются тонколистовая сталь кровельная неоцинкованная (черная) или оцинкованная. Кровельная сталь выпускается в виде листов размером 1420х710 мм, 2000х1000 мм, толщиной 0,4-0,8 мм, массой (в зависимости от толщины) от 3 до 6 кг. Неоцинкованная (черная) листовая сталь используется ограниченно в строительстве и при капитальном ремонте зданий. Кровли из нее требуют частых покрасок с применением олифы. Наиболее эффективно применение кровельной оцинкованной стали. Она меньше подвергается коррозии, срок службы ее значительно больше. Поверхность оцинкованной стали должна быть ровной, без пленок, пузырей, затеков, с плотной и равномерной оцинковкой.

В большинстве случаев крыши состоят из двух основных частей - несущей в виде стропильной системы и ограждающей в виде кровельного покрытия. При деревянной несущей конструкции под кровельное покрытие из листов стали обычно устраивают обрешетку из досок сечением 200х50 мм и брусков с сечением 50х50 мм. Обрешетку опирают на стропильные конструкции при расстоянии между стропилами 1,2-2 м. Бруски и доски располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. При таком расположении в обрешетке нога человека, идущего по скату крыши, будет всегда опираться на два бруска, что предотвратит прогиб кровельного покрытия.

Обрешетка под кровлю из листовой стали должна быть ровной, прочной, жесткой, без выступов и углублений. Между контрольной рейкой длиной 1 м и обрешеткой допускается просвет размером не более 5 мм. Для устройства карнизного свеса и настенных желобов укладывают сплошной дощатый настил из обрезных досок шириной в 3-4 доски (700 мм). Лицевая доска карнизного свеса должна быть прямая и свешиваться с карниза на одинаковую величину по всей своей длине. Сплошной настил из обрезных досок устраивают также под разжелобками (на ширину до 500 мм в каждую сторону).

Вдоль конька кровли укладывают две сходящиеся кромками доски, которые служат для поддержания конькового стыка. От правильного устройства обрешетки зависит долговечность кровли, так как даже незначительный прогиб листов на ней ослабляет плотность стыков (фальцев), что приводит к протечкам и разрушению покрытия.

Соединения фальцевой кровли может осуществляться различными способами. Существует еще одна разновидность фальцев - самозащелкивающиеся. Их соединяют друг с другом, не применяя инструмент. Наиболее герметичным и влагонепроницаемым является двойной стоячий фальц - это продольное соединение, выступающее над плоскостью кровли между двумя прилегающими кровельными картинами, кромки которых имеют двойной загиб.

Для устройства фальцевой кровли может применяться рулонная технология. Рулонная технология - это процесс изготовления металлических кровельных картин на всю длину ската с подготовленными под соединение в двойной фальц краями на специальной заготовительной машине. Картины укладываются на скат, закрепляются кляммерами и соединяются друг с другом в двойной стоячий фальц с помощью закаточной машины. Герметичность двойного фальца там, где необходимо, обеспечивается использованием уплотнителя, находящегося внутри фальца.

3. Организация и технология выполнения работ

Кровельные монтажные работы включают следующие операции:

- покрытие карнизных свесов;

- укладку настенных желобов;

- устройство рядового покрытия (покрытие скатов крыши);

Схема организации работ при устройстве металлической кровли представлена на рис.4, 5.

На рис. 1.1 показан способ сплачивания продольных кромок панелей. Герметизация и утепление шва обеспечиваются путем уплотнения его при сборке покрытия с помощью податливой прослойки из пенопласта (типа поролон) или эластичной прокладки (типа пороизол). В целях упрощения и ускорения сборки покрытия прокладка должна быть заранее приклеена к одной из кромок панели. Оклеивание эластичными прокладками обеих кромок не может быть рекомендовано ввиду опасности повреждения их при транспортировании и хранении в случае укладки панелей на ребро.

Сборка кровельного панельного покрытия должна начинаться с нижних, карнизных панелей. После прочного закрепления карнизной панели к ней придвигается и плотно прижимается кромкой следующая панель, расположенная выше по скату. Последними укладываются «доборные» коньковые панели; в них размещаются аэрационные и вентиляционные устройства.

При укладке панелей образуются швы, над которыми стыкуется кровельный ковер. Через каждый стыковой шов при эксплуатации покрытия должны беспрепятственно стекать дождевые и талые воды. Стыки оклеивают тонкими, гибкими и прочными лентами (шириной 60—100 мм) кровельного рулонного материала, армированного стеклянной или иной биостойкой тканью. Рулонную ленту следует приклеивать холодной мастикой (типа резино-битумной, МРВ-Х-П-80, см. СНиП 1-В.25-62).

Решающее значение для надежности изоляции такого стыка имеет прочность и неизменяемость сопряжения кромок панелей. Соединения на вставных шипах (глухих нагелях) должны предотвратить вертикальный сдвиг в стыке и неодинаковость прогибов кромок смежных панелей даже под давлением сосредоточенной нагрузки, приложенной к краю одной из панелей. Вставной шип круглого сечения работает как односрезный нагель. В данном случае должен быть применен цилиндрический дубовый нагель, потому что в составе ограждающих частей зданий применение металлических деталей обычно приводит к конденсации водяных паров и к коррозии. Тем более приходится опасаться коррозии в ограждающих частях производственных зданий химической промышленности.

В каждой панели поставлено по два нагеля, расположенных с одной кромки, в третях пролета. Диаметр нагеля назначается с учетом того, что при сборке покрытия нагель должен свободно входить в нагельное гнездо с небольшим зазором. Для того чтобы нагельные гнезда в кромках смежных панелей совпадали, они должны просверливаться во всех панелях при помощи одного инвентарного кондукторного шаблона, сделанного из прямослойной первосортной сухой хвойной древесины.

Наибольшая расчетная нагрузка, приходящаяся на один срез нагельного соединения, может быть определена исходя из предположения, что над каждым соединением на край одной из смежных панелей будет сосредоточенно приложен груз = 120 кг.

В целях упрощения и ускорения сборки покрытия целесообразно заранее, еще на заводе, вклеивать нагели в гнезда со стороны одной из кромок панелей на той же резино-битумной мастике, которая применяется для оклейки этой кромки эластичной прокладкой.

Сопряжение торцовых кромок панелей

Устройство стыков панелей над верхним поясом фермы совмещенного покрытия не может быть выполнено путем сплошной оклейки шва кровельным ковром по следующей причине: при переходе от летне-осеннего к зимнему режиму эксплуатации под воздействием снеговой нагрузки и температурных деформаций в стыке покрытия над опорой шов раскрывается; при этом неизбежно должен произойти разрыв кровельного ковра, если эти деформации не обезвреживаются компенсаторами, безопасными для гидроизоляции. Устройство компенсаторов в этом шве, расположенном вдоль водостока, не вызывает особых затруднений, поскольку здесь беспрепятственно могут быть устроены выступающие борта.

В примере панельного покрытия пролетом около 6 м для заданного IV района территории СССР ожидаемое максимальное раскрытие шва на уровне кровельного ковра определяется следующим расчетом.



1.4. Расчетная схема раскрытия в стыке кровельных ланелей над опорой (а) и варианты компенсированного сопряжения опорных частей панелей (б) с применением нащельников из 1 — волнистого асбестоцемента; 2 — водостойкой фанеры; 3 — термопластичной, армированной пленки; З. Ж. — защитный желоб

На рис. 1.4,6 показаны примеры компенсированного сопряжения опорных частей панелей. Во всех вариантах предусмотрено заполнение пазухи минеральным войлоком, стекловатой или иным несгораемым пористым теплоизоляционным материалом в целях
обеспечения повышенной утепленности опорного узла. Пористое заполнение пазух не должно препятствовать действию осушающих продухов через отверстия в торцовых вкладышах панелей. Эти продухи необходимы на случай попадания конденсационной или производственной влаги в замкнутые полости утепленных панелей. Каждая из этих полостей через отверстия диаметром 50—75 мм в каждом из торцов сообщается с осушающим продухом, непрерывно вентилируемым рассредоточенно по всей длине нащельника или сосредоточенно — в коньке.

Если влажностный режим в помещении характеризуется относительной влажностью воздуха >60%, то необходимо обратить особое внимание на тщательность гидроизоляционного (лакового, эмалевого и т. п.) покрытия нижней, лицевой поверхности панелей. Кроме того, целесообразно в процессе изготовления панелей перед засыпкой утеплителя предусмотреть антисептирование внутренних полостей путем пропуска через них неводного раствора антисептика (оксидифенил в фурфуроле и т. п.). Для антисептирования, так же как и для засыпки утеплителя, выполняемых после завершения процессов склеивания и твердения клеевых швов, используются сквозные отверстия осушающих продухов в торцовых вкладышах (см. рис. 1.3).



Рис. 1.3. Конструкция панели и ее сопряжения с опорным узлом 1 — осушающий продух; 2 — торцовые вкладыши (на клею); 3 — фанерная обшивка на клею; 4 — ребра каркаса (46X170X5997 мм); 5 — теплоизоляционная засыпка; 6 — минеральный войлок; 7 — клеевой шов; 8 — защитный желоб; 9 — опорный «каблучок» панели; гл. к. — глухой нагель

Перед отправкой на строительство продухи заклеивают плотной изоляционной бумагой во избежание транспортного увлажнения полостей и высыпания утеплителя.

В процессе монтажа покрытия опорные «каблучки» панелей должны фиксировать положение верхних поясов ферм и обеспечивать пространственное крепление их. Для облегчения монтажа верхние пояса ферм рекомендуется заранее оклеивать «защитным желобом» клеефанерной конструкции (рис. 1.3).

Читайте также: