Устройство стен и плоских днищ при толщине более 150 мм прямоугольных сооружений
Обновлено: 06.05.2024
Вопрос: Нашей организацией в рамках выполнения комплекса работ по реконструкции водозаборного узла заключён договор на строительство 2-х резервуаров по 1000 мЗ каждый для хранения запаса чистой воды. Резервуары представляют из себя сооружения из монолитного железобетона с толщиной стен более 150 мм с плоским днищем, которые ввиду стеснённых условий строительства являются необсыпными и незаглубленными, утепляются пенопластом и обкладываются кирпичом, после чего монтируется вентилируемый фасад.
В ходе обсуждения стоимости работ у нас с Заказчиком возникли разногласия по поводу стоимости работ по монолитному железобетону и применения того или иного вида государственных элементных сметных норм.
Согласно ГЭСН 2001-06 Сборника №6 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» (с изменениями от 15 октября 2002 г., 9 марта. 2004 г.) раздела 13 «Сооружения водопровода и канализации», в данном случае могут быть применены две нормы 06-01-062-4 «Устройство стен и плоских днищпри толщине более 150 мм прямоугольных сооружений» и 06-01-062-5 «Устройство железобетонных конструкций отстойников, резервуаров и прочих сооружений при днищах бункерного типа».
Заказчик считает, что в данном случае должна быть применена норма 06-01-062-4, мы же настаиваем на применении нормы 06-01-062-5, так как именно эта норма соответствует фактическим работам и затратам, в том числе и расходу материалов, необходимых для строительства резервуаров вышеуказанного чипа. Здесь необходимо отметить, что железобетонные чаши уже построены, а потому фактические затраты нами подтверждаются документально.
Просим Вас дать обоснованное разъяснение по поводу правильности применения той или другой из вышеуказанных норм при строительстве резервуаров обозначенного типа.
Ответ: На основании представленных в обращении данных днища резервуаров представляют собой плоскую монолитную железобетонную конструкцию и не являются днищами бункерного типа.
При составлении сметной документации, выбор той или иной расценки на выполняемые работы осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ.
С учетом изложенного, представляется целесообразным применение нормы и расценки 04 таблицы 06-01-062 части 06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные» государственных сметных нормативов ГЭСН (ФЕР) - 2001, утвержденных приказом Минрегиона России от 17 ноября 2008 г. № 253.
Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 2.15 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в случаях, когда отсутствуют необходимые сметные нормативы в действующей сметно-нормативной базе или технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных в сборниках действующих элементных сметных норм ГЭСН, в установленном порядке возможна разработка индивидуальных норм и расценок, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с приказом Госстроя от 4 декабря 2012 г. № 75/ГС.
Вопрос: Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, установлены нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Учитывая статью 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, просим разъяснить возможность применения нормативов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, при осуществлении строительства объектов, а также о порядке их изменения в случае выявления обоснованной необходимости.
При невозможности использования нормативов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, просим разъяснить порядок разработки и утверждения данных нормативов.
Ответ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» для осуществления строительства объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам на основании предложений государственного заказчика создается дирекция строительства.
В случае осуществления нового строительства созданная дирекция осуществляет функции строительного контроля, предусмотренные статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» средства на оплату услуг организации, осуществляющей строительный контроль, предусматриваются в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства объекта. Порядок проведения строительного контроля, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468, который является обязательным при строительстве, осуществляемом с привлечением средств федерального бюджета.
При осуществлении строительства (реконструкции) за счет собственных средств заказчика и иных источников, не являющихся средствами федерального бюджета, указанный порядок носит рекомендательный характер, и решение об его использовании принимает заказчик строительства.
Устройство стен и плоских днищ при толщине: более 150 мм прямоугольных сооружений — 100 м3
Состав работ:
1. | Раскрой и установка досок. |
2. | Установка щитов опалубки. |
3. | Крепление элементов опалубки проволокой и гвоздями строительными. |
4. | Установка и сварка арматуры. |
5. | Укладка бетонной смеси. |
Ресурсы:
Код | Наименование | К-во | Ед. |
---|---|---|---|
Затраты труда рабочих (Средний разряд - 3,8) | 651 | ||
Затраты труда машинистов | 78.84 | ||
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т | 1.22 | ||
Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность до 16 т | 73.7 | ||
Погрузчики, грузоподъемность 5 т | 0.27 | ||
Вибраторы глубинные | 36.51 | ||
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т | 3.65 | ||
Установки для сварки ручной дуговой (постоянного тока) | 28.5 | ||
Вода | 0.309 | ||
Электроды сварочные Э42, диаметр 6 мм | 0.047 | ||
Электроды сварочные Э46, диаметр 6 мм | 0.021 | ||
Гвозди строительные | 0.048 | ||
Известь строительная негашеная комовая, сорт I | 0.103 | ||
Проволока горячекатаная в мотках, диаметр 6,3-6,5 мм | 0.1 | ||
Лесоматериалы круглые, хвойных пород, для строительства, диаметр 14-24 см, длина 3-6,5 м | 0.3 | ||
Доска обрезная, хвойных пород, ширина 75-150 мм, толщина 44 мм и более, длина 4-6,5 м, сорт III | 0.92 | ||
Щиты из досок, толщина 25 мм | 31.4 | ||
Смеси бетонные мелкозернистого бетона | 101.5 | ||
Арматура | 14.6 |
Вы можете сравнивать 2 или 3 расценки из одной базы. Перейдите на страницу нужной расценки и нажмите кнопку "Добавить" - будет сформирована кнопка на страницу с результатом.
Устройство стен и плоских днищ при толщине: более 150 мм прямоугольных сооружений — 100 м3
Состав работ:
1. | Раскрой и установка досок. |
2. | Установка щитов опалубки. |
3. | Крепление элементов опалубки проволокой и гвоздями строительными. |
4. | Установка и сварка арматуры. |
5. | Укладка бетонной смеси. |
Ресурсы:
Код | Наименование | К-во | Ед. |
---|---|---|---|
Затраты труда рабочих (Средний разряд - 3,8) | 651 | ||
Затраты труда машинистов | 78.84 | ||
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т | 1.22 | ||
Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность до 16 т | 73.7 | ||
Погрузчики, грузоподъемность 5 т | 0.27 | ||
Вибраторы глубинные | 36.51 | ||
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т | 3.65 | ||
Установки для сварки ручной дуговой (постоянного тока) | 28.5 | ||
Вода | 0.309 | ||
Электроды сварочные Э42, диаметр 6 мм | 0.047 | ||
Электроды сварочные Э46, диаметр 6 мм | 0.021 | ||
Гвозди строительные | 0.048 | ||
Известь строительная негашеная комовая, сорт I | 0.103 | ||
Проволока горячекатаная в мотках, диаметр 6,3-6,5 мм | 0.1 | ||
Лесоматериалы круглые, хвойных пород, для строительства, диаметр 14-24 см, длина 3-6,5 м | 0.3 | ||
Доска обрезная, хвойных пород, ширина 75-150 мм, толщина 44 мм и более, длина 4-6,5 м, сорт III | 0.92 | ||
Щиты из досок, толщина 25 мм | 31.4 | ||
Смеси бетонные мелкозернистого бетона | 101.5 | ||
Арматура | 14.6 |
Вы можете сравнивать 2 или 3 расценки из одной базы. Перейдите на страницу нужной расценки и нажмите кнопку "Добавить" - будет сформирована кнопка на страницу с результатом.
1.1. Настоящие Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих, строительные машины, материалы) при выполнении работ по возведению монолитных бетонных и железобетонных конструкций в промышленном и жилищно-гражданском строительстве и составления сметных расчетов (смет) ресурсным методом. ГЭСН являются исходными нормативами для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных норм (расценок).
1.2. ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных работ.
В случаях, когда проектными решениями предусмотрены более жесткие требования к точности монолитных бетонных и железобетонных конструкций, чем это предусмотрено п. 3.7 и табл. 12 СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", надлежит разрабатывать индивидуальные сметные нормы либо индивидуальные повышающие коэффициенты к нормам таблиц сборника ГЭСН-2001 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные", учитывающие все усложняющие факторы, связанные с повышенными требованиями к производству работ по устройству монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
контрольную сборку, установку и разборку скользящей опалубки с подмостями и рабочими площадками, монтаж и демонтаж оборудования, приборов, вспомогательных конструкций, электропроводок, домкратных рам и домкратов, установку и наращивание домкратных стержней, установку и разборку шахтных лестниц или подъемников для подъема людей;
укладку бетонной смеси с уплотнением, уход за бетоном и частичную затирку открытых поверхностей после снятия опалубки (при необходимости);
В отдельных таблицах норм для конструкций, отличающихся по составу работ, приведен перечень дополнительных операций.
1.4. В нормах таблиц приведен усредненный расход арматуры исходя из общей массы всех видов армирования (каркасами, сетками, отдельными стержнями).
При составлении смет расход арматуры и класс стали следует принимать по проектным данным без корректировки затрат труда и машин на ее установку.
1.5. В нормах учтены затраты на установку арматуры с применением электросварки или вязки, за исключением норм 5, 6 табл. 01-002, где учтена сварка ванным способом.
При необходимости применения сварки арматуры ванным способом (взамен электросварки или вязки) следует учитывать дополнительные нормы, приведенные в табл. 01-016.
1.6. Классы бетона и крупность заполнителя следует принимать по проектным данным. При отсутствии указанных данных классы бетона и крупность заполнителя надлежит принимать по следующей таблице.
1.7. Затраты на установку металлоконструкций и стальных сердечников, применяемых в качестве жесткой арматуры, следует определять по соответствующим нормам сборника ГЭСН-2001-09 "Металлические конструкции".
1.8. В нормах учтено возведение конструкций на высоте (глубине) до 15 м от поверхности земли (за исключением конструкций специальных сооружений). При определении затрат на производство работ на отметках выше (ниже) 15 м от поверхности земли затраты труда следует корректировать коэффициентами, приведенными в разделе 3 технической части.
1.9. Затраты на устройство фундаментов под металлические колонны следует определять по нормам 2 - 12 табл. 01-001 с добавлением затрат на установку анкерных болтов и кондукторных устройств, остающихся в теле бетона по нормам 1-10 табл. 01-014. Расход бетона (раствора) на заливку гнезд (колодцев) при установке анкерных болтов учтен в нормах на устройство фундаментов.
1.10. Затраты на устройство фундаментов под колонны для сгустителей обогатительных и агломерационных фабрик, указанные в нормах 1-3 табл. 01-008 следует определять по нормам 2-9 табл. 01-001.
1.12. Затраты на устройство плиты с подколонниками высотой более 2 м следует определять раздельно: для плиты по норме 16 табл. 01-001, и подколонников: с периметром до 10 м - по норме 12 табл. 01-001, и более 10 м - по нормам 5-9 табл. 01-001.
1.13. Затраты на устройство ростверков следует определять по соответствующим нормам табл. 01-001 и 1-005 на устройство аналогичных фундаментов, например, ростверков на одиночных сваях или кустах свай под отдельные колонны - по нормам на фундаменты соответствующего объема под колонны, ростверков в виде плит по свайному полю по нормам на фундаментные плиты, ростверков в виде лент по рядам свай по нормам на ленточные фундаменты и т.д.
При определении затрат на устройство ростверков, у которых нижняя поверхность возвышается над грунтом (типа ростверков при вечномерзлых грунтах для образования продуваемого подполья), следует учитывать дополнительно затраты на устройство опалубки снизу, и поддерживающих ее конструкций по табл. 01-012.
1.14. Затраты на установку анкерных болтов и закладных изделий для крепления оборудования следует определять в соответствии с указаниями по применению норм на монтаж оборудования.
1.17. Дополнительные затраты на устройство фундаментов под оборудование различной конфигурации с устройством в их толще каналов, ниш, колодцев, гнезд для анкерных болтов, выступающих элементов и т.д. следует определять по нормам 7, 8 табл. 01-005.
1.18. Затраты на устройство фундаментов, состоящих из колонн, балок, других элементов, следует определять по соответствующим нормам на отдельные конструктивные элементы.
1.19. Нормы расхода деревянной опалубки и деталей крепления определены с учетом нормального числа их оборотов и норм допустимых потерь после каждого оборота.
Амортизационные отчисления по индустриальным многократно оборачиваемым опалубкам рекомендуется определять на основании следующих данных:
Ведется строительство монолитного железобетонного резервуара, в состав которого входит плоская фундаментная плита, стены и безбалочное перекрытие, объединенные между собой выпусками арматуры с шагом 200 мм.
В проекте заложен следующий расход арматуры:
- Для фундаментных шит расход арматуры составляет 23,15 т на 100 м3
- Для стен толщиной более 150 мм расход арматуры составляет 17 т на 100 м3
В смете проектировщики заложили расценку ФЕР 06-01-062-04 «Устройство стен и плоских днищ при толщине более 150 мм прямоугольных сооружений» с расходом арматуры 14,6 т на 100 м 3 . Данная расценка не соответствует проектным решениям, а именно расходу арматуры и, соответственно, не учитывает фактических затрат труда рабочих и машин на сборку и вязку арматуры.
Будет ли корректным применить расценку ФЕР 06-01-049-03 «Устройство бункеров общего назначения с толщиной стен более 200 мм»? Расход стали составляет 17,9 т на 100 м 3 (об использовании данной расценки говорилось в ответе на вопрос 2.1.3.18, приведенном в книге «Консультации по вопросам ценообразования в строительстве. Часть III. 2006 г.»).
Если данная расценка в нашем случае не применима, можно ли руководствоваться п. 4.3 МДС 81-36- 2004 «превышение расхода стали по проекту на 10% и более в сравнении с расходом, предусмотренным нормами. В таких случаях следует учитывать дополнительные трудозатраты непосредственно в локальных сметах отдельной строкой».
Заказчик, ссылаясь на п. 1.6.41 Технической части ФЕР 06:
«Затраты по установке арматуры сверх учтенной ФЕР в районах, где таковые затраты носят не случайный, а систематический характер (районы с сейсмичностью 7 и более баллов, районы со слабыми грунтами и т.д.), следует учитывать непосредственно в локальных сметах дополнительно»,
считает, что раз наш объект не находится в районе сейсмичностью 7 и более баллов и в районе со слабыми грунтами, то затраты не носят систематический характер и дополнительные затраты по установке арматуры, сверх учтенной в ФЕР, не следует учитывать.
На вопрос, как следует понимать фразу «затраты носят не случайный, а систематический характер», включенной в п. 1.6.41 Технической части ФЕР-2001-06 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные», не сможет ответить ни один филолог.
Сметчики должны опираться на понятные формулировки и, в частности, на п. 4.3 «Указаний по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР- 2001» : «4.3. В единичных расценках на монолитные железобетонные конструкции учтен усредненный расход арматуры исходя из общей массы всех видов армирования (каркасами, сетками, отдельными стержнями). Если устанавливаемая в соответствии с проектом арматура по классу, способу и массе армирования, отличается от принятой в соответствующих ГЭСН и ФЕР, при составлении сметной документации класс стали и расход арматуры следует принимать по проектным данным с заменой в единичных расценках стоимости арматуры без корректировки затрат на оплату труда рабочих и затрат на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. Исключение составляют случаи, когда по гидрогеологическим или другим условиям (строительство на слабых грунтах, в сейсмических районах и т.д.) имеет место превышение расхода стали по проекту на 10 % и более в сравнении с расходом, предусмотренным нормами. В таких случаях следует учитывать дополнительные трудозатраты непосредственно в локальных сметах отдельной строкой».
В том случае, если по условиям строительства (не только строительство на слабых грунтах и в сейсмических районах, но и в других условиях, например при значительном давлении жидкости на стенки резервуара) и, согласно принятым в проекте решениям, будет иметь место превышение расхода стали по проекту на 10 % и более в сравнении с расходом, предусмотренным нормами, то в таких случаях следует учитывать дополнительные трудозатраты по укладке сверхнормативной стали непосредственно в локальных сметах отдельной строкой.
Читайте также: