Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня

Обновлено: 13.05.2024

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНОГО ПОДСТИЛАЮЩЕГО ПОЛА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ при устройстве щебеночного подстилающего пола в помещениях.

Определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются:

строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

заводские инструкции и технические условия (ТУ);

нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса при производстве строительно-монтажных работ по устройству щебеночного подстилающего пола в помещениях, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

снижение себестоимости работ;

сокращение продолжительности строительства;

обеспечение безопасности выполняемых работ;

организации ритмичной работы;

рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству щебеночного подстилающего пола в помещениях.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы в III-й температурной зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству щебеночного подстилающего пола в помещениях с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и материалов, способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

общая площадь пола - S=1000 м

толщина подстилающего слоя - h=100 мм.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству щебеночного подстилающего пола в помещениях.

2.2. Работы по устройству щебеночного подстилающего пола в помещениях выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, выполняемых при устройстве щебеночного подстилающего пола в помещениях, входят:

геодезическая разбивка площади под полы;

устройство подстилающего слоя из щебня.

2.4. Для устройства щебеночного подстилающего пола в помещениях в качестве основных материалов используются: гранитный щебень фракции 40-70 мм, 10-20 мм и 5-10 мм М 800 по ГОСТ 8267-93; высевки от дробления щебня (клинец) М300 по ГОСТ 8267-93; вода техническая по ГОСТ 23732-2011.

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: фронтальный колесный погрузчик Volvo L45В (объем ковша с зубьями g=1,5 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); поливомоечная машина ПМ-3У (=6000 л); виброплита TSS-VP90N (вес P=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до Ку=0,95).



Рис.1. Автосамосвал КамАЗ-55111

Рис.2. Поливомоечная машина ПМ-3У


Рис.3. Колесный погрузчик Volvo L45В

A - полная длина 6000 мм; L - max. высота подъема 4690 мм; T - глубина выемки 200 мм; H - высота выгрузки ковша, 45° 2810 мм; M - вылет ковша на max. высоте 830 мм; N - вылет ковша 1650 мм; B - 5030 мм; C - 2450 мм; D - 410 мм; F - 2930 мм; J - 3395 мм; К - 3650 мм.


Рис.4. Виброплита TSS-VP90T

2.6. Работы по устройству щебеночного подстилающего пола в помещениях следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. "Организация строительного производства. Общие положения";

СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. "Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ";

ГОСТ 8267-93. "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ";

ГОСТ 23732-2011. "Вода для бетонов и строительных растворов";

СНиП 12-03-2001. "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования";

СНиП 12-04-2002. "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство";

РД 11-02-2006. "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения";

РД 11-05-2007. "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства";

МДС 12.-29.2006. "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты".

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по устройству щебеночного подстилающего пола в помещениях необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:


Здравствуйте. Ссылочкой на 1,26 поделитесь, если не трудно. Недавно с "экспертом" был у меня разговор по этому поводу. Мы друг друга не поняли.

Цитата
alexandr пишет:
Здравствуйте. Ссылочкой на 1,26 поделитесь, если не трудно. Недавно с "экспертом" был у меня разговор по этому поводу. Мы друг друга не поняли.

Открывайте ТЧ 27 сборника, Приложение 27.2 Норма расхода материалов, 27-04-001 (4) Щебень шлаковый 126


alexandr, вот так нагляднее


Спасибо. Шлаковый щебень, возможно, где то в Челябинске и есть. Как это положение относится к щебню из природных материалов, которым и пользуются в основном при строительстве дорог?





ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия (с Изменением N 1), почитал. Яснее не стало.



Обратил. И что?. Например тут в ГОСТ 8267-93 п. 5.11 ""Количество поставляемого щебня (гравия) определяют по объему или массе. Обмер щебня (гравия) проводят в вагонах и автомобилях.
Объем щебня (гравия), поставляемого в вагоне или автомобиле, определяют его обмером, полученный объем умножают на коэффициент уплотнения щебня (гравия) при его транспортировании, который зависит от способа погрузки, дальности перевозки, зернового состава. Максимально допустимое значение влажности и коэффициента уплотнения, который не должен превышать 1,10, устанавливают в договоре на поставку."" есть упоминание о коэффициенте уплотнения, но не сказано, что его надо применять в смете, где все посчитано в твердом теле.
Ирина Иванчикова, дала ссылку. Почему там не написано -щебень и все , точка. Там выделен именно шлаковый щебень. Неоднородный, имеющий много слабых частиц. Его, шлаковый щебень, не делали ради щебня, это побочный продукт. И возможно, сильно уплотняемый при выполнении операций технологии строительства дорог.
Пока все не убедительно. И если разговаривать с экспертом с применением этих аргументов, то что то доказать будет невозможно, что заложить в смету надо больше графического размера.


Цитата
alexandr пишет:
И если разговаривать с экспертом с применением этих аргументов, то что то доказать будет невозможно


Очень сложно общаться с человеком который во что бы то ни стало будет пытаться убедить всех в обратном. Вашему эксперту я дам ссылку на СП 34 а в нем на п.2 Нормативные ссылки. Вообще не понимаю смысл и цели которые преследует эксперт. Никто не будет строить за свой счет. Речь идет о норме расхода на уплотнение которая на прямую зависит от фракции и плотности щебня, а не от названия.

8 Устройство дополнительных слоев оснований и прослоек (морозозащитных, дренирующих, изолирующих, капилляро-прерывающих)
8.1 Устройство дополнительных слоев оснований из щебня , гравия, песка следует проводить в соответствии с требованиями 10.5.1 и 10.5.2, а из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущим, - в соответствии с требованиями раздела 9.

Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки
10.5 На первом и втором этапах основание уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением воздуха в шинах 0,6-0,8 МПа, прицепными вибрационными катками массой не менее 6 т, решетчатыми массой не менее 15 т, самоходными гладковальцовыми массой не более 10 т и комбинированными массой более 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30 (10 - на первом этапе и 20 - на втором), комбинированных типов - не менее 18 (6 и 12) и вибрационного типа - не менее 12 (4 и 8).

Основания из щебня марок по прочности менее 600 и по пластичности Пл2, Пл3 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее чем за 20 проходов или виброплитами.

10.8 На втором этапе следует проводить расклинцовку слоя щебня фракциями мелкого щебня с последовательно уменьшающимися размерами.
При использовании трудно уплотняемого щебня слой щебня перед распределением расклинивающего материала следует обрабатывать органическим вяжущим материалом из расчета 2-3 л/м2.
Расход расклинивающих фракций щебня следует принимать по таблице 6
Таблица 6

Примечание - При строительстве оснований из щебня фракции 40-70 (80) мм методом заклинки допускается применять одноразовую расклинку смесью щебеночных и песчано-щебеночных фракций 5-20, 0-20, 0-10 мм, а при применении щебня (80) 70-120 мм использовать фракции 5-40 мм. Расход смесей должен соответствовать суммарным требованиям.

10.9 После окончания уплотнения покрытия по его поверхности следует распределять каменную мелочь из изверженных пород марки по прочности не ниже 800 (из осадочных пород - не ниже 600) в количестве 1 м3 на 100 м2 и уплотнять ориентировочно за 4-6 проходов катка.

alexandr, привела Вам основные требования, предъявляемые к подстилающим щебеночным слоям при строительстве автомобильных дорог.
Причем, обратите внимание, это не слой дорожной одежды, а слой основания.

Шлаковый щебень для дорожного строительства бывает 300 - 1200 марки по прочности, фракции 5-10, 10-20, 20-40, 40-70 и 70-120

Цитата
alexandr пишет:
Как это положение относится к щебню из природных материалов, которым и пользуются в основном при строительстве дорог?

Подскажите, какой конкретно материал используется у Вас в Челябинске на устройство подстилающих слоев оснований и чем технология его устройства принципиально отличается от устройства подстилающего слоя основания из шлакового щебня?

Ведь берете Вы ту же марку щебня (не ниже 600), те же фракции, раклинцовываете слой, последовательно уменьшая размеры согласно СП.

Технологическая карта разработана на основе применения научной организации труда и предназначена для использования при составлении проекта производства работ и организации работ и труда на автодорогах.

Технологическая карта составлена на устройство двухслойных щебеночного и гравийного оснований шириной 7 м, толщиной 18 см в плотном теле.

При применении технологической карты необходима привязка к местным условиям производства работ с учетом типа и конструкции основания.

До распределения щебня или гравия должны быть полностью закончены работы по возведению земляного полотна, которое должно отвечать требованиям СНиП III-Д.5-62, п. 3.

Водоотводные сооружения должны быть в исправном состоянии.

Устройство щебеночных оснований (покрытий)

При устройстве щебеночных оснований выполняют следующие работы (рис. 1):

вывозка и распределение щебня для нижнего слоя;

укатка нижнего слоя тяжелыми катками с поливкой водой;

вывозка и распределение щебня для верхнего слоя;

укатка верхнего слоя тяжелыми катками с поливкой водой;

вывозка и распределение щебня-клинца, разметание его автощеткой и уплотнение с поливкой водой;

вывозка, распределение и уплотнение каменной мелочи (при устройстве покрытий).


Рис. 1 . Технологическая схема устройства двухслойного щебеночного основания (покрытия):

Кружками обозначена расстановка рабочих и их разряды

При устройстве основания на земляном полотне с присыпными обочинами, до распределения щебня обочины должны быть отсыпаны и полностью уплотнены. В любом случае борта образованного корыта должны быть выправлены по шнуру. Если основание подстилают глинистые и суглинистые грунты, устраивают песчаный подстилающий слой.

Для устройства оснований (покрытий) применяют щебень, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-64. Количество щебня назначают с учетом проектной толщины слоя и коэффициента уплотнения 1,25 - 1,3.

В зависимости от проектной толщины основания щебень укладывают в один или два слоя. Толщина каждого слоя должна быть не менее 8 см и не более 18 см в плотном теле.

Для устройства нижнего слоя применяют щебень фракции 40 - 70, 70 - 120 мм, для верхнего слоя - 40 - 70, 20 - 40, 10 - 20 мм.

Устройство нижнего слоя основания

Щебень вывозят автомобилями-самосвалами ЗИЛ-555 или МАЗ-205 и распределяют самоходным распределителем Д-337. Распределитель Д-337 обеспечивает необходимую ровность укладываемого слоя, а также предварительное уплотнение щебня с помощью виброплит.

Перед началом работ распределитель Д-337 устанавливают так, чтобы заслонки бункера находились над местом начала укладки щебня. Разравнивающий брус распределителя устанавливают на толщину укладываемого слоя плюс 25 - 30 % толщины на уплотнение. Разравнивающий брус поднимают вместе с его рамой с помощью тросовой подвески и двух червячных редукторов. Для обеспечения поперечного уклона основания положение бруса регулируют вручную винтами, соединяющими раму разравнивающего бруса с балками гусениц. Ширину полосы распределения щебня регулируют боковыми ограничителями. При укладке щебня на ширину 3,5 м с двух сторон распределителя устанавливают уширители.

После настройки рабочих органов машины на толщину и ширину укладываемого слоя загружают бункер щебнем и передвигают машину вперед так, чтобы вибраторы оказались на распределенном слое щебня, после чего их включают.

Щебень загружают со стороны уложенного слоя при неподвижном распределителе или с основания (впереди, по ходу укладчика). При загрузке щебня с уложенного слоя для заезда автосамосвалов устанавливают дополнительные въездные трапы, которые присоединяют к крюкам распределителя.

Щебень распределяют ровным слоем при движении щебнеукладчика вперед полосами шириной 3,5 м на первой передаче (0,15 км/ч) с предварительным уплотнением уложенного слоя вибрационными плитами распределителя.

Как исключение (при отсутствии Д-337) распределение щебня можно производить автогрейдером. При этом щебень разравнивают автогрейдером на второй передаче (3,9 км/ч) за 5 - 6 круговых проходов, после чего щебеночное основание профилируют за 8 - 10 проходов по профилю.

Во избежание загрязнения рассыпанный щебень должен быть уплотнен в течение суток.

Уплотнение щебня производят моторными катками с гладкими вальцами массой (весом) 10 - 12 т типа Д-400, для щебня слабых пород - катками меньшего веса (6 - 10 т).

Укатку щебня начинают от обочины к оси дороги с перекрытием предыдущей прикатанной полосы на 1 /3 ширины вальца. Первые проходы каток делает со скоростью 1,5 - 2 км/ч, в конце укатки скорость катка может быть повышена до максимальной, при которой не наблюдается перегрузки мотора.

При уплотнении щебня двумя катками они работают параллельно: каждый каток укатывает одну полосу, начиная от обочины и одинаково приближаясь к оси дороги.

Количество проходов по одному следу по каждой полосе должно быть 3 - 4 и по мере приближения к оси дороги уменьшается до одного. Достигнув оси дороги, каток возвращают к обочине и повторяют уплотнение в том же порядке.

В случае укатки одним катком важно, чтобы в первую очередь были уплотнены края слоя.

Для уплотнения щебня необходимо 10 - 35 проходов катка по одному следу (меньшее количество проходов для щебня слабых пород). Окончательное число проходов устанавливают пробной укаткой.

Поливку щебня поливо-моечной машиной ПМ-10 начинают после трех проходов катка и производят ее равномерно, периодически непосредственно перед катком. Норма розлива воды 15 - 25 л/м 2 (б ó льшие величины для жаркого времени и щебня слабых пород). Нельзя допускать переувлажнения слоя щебня и земляного полотна. Признаком достаточного увлажнения служит влажное состояние нижних граней щебня, лежащих на поверхности основания. В случае переувлажнения или продолжительных дождей укатку щебня следует временно прекратить.

Признаками законченной укатки является отсутствие волны перед катком и следа от катка, раздавливание щебенки, положенной на щебеночный слой (при недостаточном уплотнении такая щебенка вдавливается в слой).

Если щебень укатывается плохо, то производят расклинцовку мелким щебнем или песком, обработанным битумом в установке.

Устройство верхнего слоя

При устройстве верхнего слоя щебеночного основания по уложенному нижнему слою распределяют щебень, укатывают его, а затем расклинцовывают.

Распределение и уплотнение щебня производят в том же порядке, что и при устройстве нижнего слоя. Однако при первых 3 - 4 проходах задний валец катка должен наполовину своей ширины покрывать обочину. Если по окончании укатки не достигнута требуемая плотность основания и щебень остается подвижным, то перед распределением щебня-клинца поверхность щебеночного основания обрабатывают битумом при норме розлива 2 - 3 кг/м 2 или распределяют влажную смесь цемента с песком в соотношении 1:4 из расчета 10 кг цемента на 1 м 2 .

Щебень-клинец распределяют на всю ширину проезжей части навесным распределителем Д-336, оборудованным на автомобиле ЗИЛ-555, в количестве 1,16 м 3 на 100 м 2 поверхности. До начала россыпи клинца распределитель должен быть настроен на распределение заданной нормы россыпи посредством регулирования величины щели (между барабаном питателя и заслонкой) винтовым механизмом и подбором рабочей скорости движения автомобиля.

Рассыпанный клинец разметают автощетками, заполняя пустоты между щебенками верхнего слоя; отдельные дефектные места исправляют вручную.

Клинец уплотняют от краев к середине тяжелым катком типа Д-400 за 10 - 15 проходов по одному следу при скорости движения катка 5,5 км/ч. При уплотнении клинец увлажняют непосредственно перед катком (10 - 12 л/м 2 ).

В случае образования на поверхности отдельных окатанных щебенок их необходимо удалить.

При устройстве щебеночного покрытия после распределения и уплотнения первой россыпи клинца распределяют каменную мелочь фракции 5 - 10 мм навесным распределителем Д-336. Каменную мелочь уплотняют так же, как клинец, катками Д-400 за 4 - 5 проходов по одному следу с поливкой водой.

После окончания укатки клинца и каменной мелочи на поверхности слоя должна образоваться плотная кора.

Устройство гравийного основания

Устройство двухслойного гравийного основания включает следующие работы (рис. 2):

вывозка и распределение гравийного материала для нижнего слоя;

укатка нижнего слоя с поливкой водой;

вывозка и распределение гравийного материала для верхнего слоя;

укатка верхнего слоя с поливкой водой.

Для устройства гравийных оснований применяют гравийные материалы, удовлетворяющие требованиям к оптимальной смеси. Оптимальную гравийную смесь приготовляют в карьере, вывозят автомобилями-самосвалами к месту производства работ, распределяют слоем заданной толщины и уплотняют. Необходимое количество гравийного материала определяют расчетом с учетом коэффициента уплотнения (ориентировочно 1,25 - 1,3).

До распределения гравийного материала должны быть созданы надежные упоры. Для этого необходимо отсыпать и уплотнить обочины или отсыпать валики из грунта шириной не менее 1 м.

Укладку гравийного материала в нижний слой производят так же, как и при устройстве щебеночных оснований (самоходным распределителем Д-337 или автогрейдером за 9 - 11 проходов).

В последнем случае гравийный материал должен быть завезен и уложен на полотне дороги двумя валиками по краям проезжей части либо одним валиком по середине так, чтобы был обеспечен проезд для автомобилей.

После исправления краев уложенного слоя, проверки поперечного профиля и ровности приступают к уплотнению уложенного слоя. Укатку производят тяжелыми катками на пневматических шинах типа Д-365 от краев уложенного слоя к середине с перекрытием предыдущих полос на 30 - 40 см за 10 - 25 проходов катка по одному следу. Необходимое количество проходов устанавливают пробной укаткой.

Скорость движения катка в начале укатки не должна превышать 1,5 - 2 км/ч, а затем может достигать 6 км/ч.

В процессе уплотнения гравийный материал увлажняют поливо-моечной машиной ПМ-10 (6-12 л/м 2 ).


Рис. 2 . Технологическая схема устройства двухслойного гравийного основания (покрытия):

1; 7 - самоходные распределители Д-337; 2; 8 - автомобили-самосвалы ЗИЛ-555; 5; 9 - тяжелые катки на пневматических шипах Д-365; 3; 4 - автогрейдеры Д-144; 6 - поливо-моечная машина ПМ-10

Кружками обозначены расстановка рабочих и их разряды

При устройстве верхнего слоя гравийный материал распределяют также машиной Д-337.

Укатку производят катками на пневматических шинах типа Д-365 так же, как и при устройстве нижнего слоя.

При устройстве покрытия из гравийной оптимальной смеси необходимо по верхнему слою распределить мелкие фракции гравийного материала (5 - 10 мм) при норме россыпи: 1,5 - 2 м 3 /100 м 2 и укатать катком за 3 - 4 прохода по одному следу.

При производстве работ по устройству щебеночных и гравийных оснований следует руководствоваться следующей технической литературой:

1 . Правила организации строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию. СНиП III-Д.5-62 (часть III , раздел Д, п. 6). М., Госстройиздат, 1963.

2 . Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. «Транспорт», М., 1969.

3 . Правила приемки работ при строительстве автомобильных дорог и мостов М., Автотрансиздат, 1957.

а) При устройстве щебеночного основания (покрытия)

Для выполнения работ по устройству двухслойного щебеночного основания (покрытия) намечают следующие сменные захватки:

1 - вывоз и распределение щебня для нижнего слоя;

2 - укатка тяжелыми катками щебня нижнего слоя;

3 - вывоз и распределение щебня для верхнего слоя;

4 - укатка щебня верхнего слоя с россыпью и укаткой клинца.

Длина сменной захватки определяется производительностью ведущей машины-распределителя Д-337 и для условий, принятых в настоящей карте, составляет 230 м.

До начала работ должна быть проверена исправность и готовность машин, рабочие должны быть обеспечены необходимыми инструментами.

Работа организуется в две смены и выполняется комплексной бригадой, включающей звено по устройству нижнего слоя и звено по устройству верхнего.

Звено по устройству нижнего слоя

Машинист распределителя Д-337. 5 разр. - 1

Машинисты катка Д-400. 5 » - 2

Дорожные рабочие. 3 » - 1

Звено работает на захватках 1 и 2.

Дорожный рабочий 2 разр. до начала работ помогает машинисту при настройке рабочих органов машины, устанавливает въездные трапы для автомобилей со щебнем.

При работе распределителя дорожный рабочий 2 разр., находясь у приемного бункера, подает сигнал на подход автосамосвалов со щебнем, очищает кузов, ведет учет поступившего щебня, следит за тем, чтобы в бункер не попадали крупные камни и другие предметы, могущие вызвать поломку машины.

При укладке щебня машинист наблюдает за тем, чтобы щебень поступал равномерно. Во избежание пропусков при распределении щебня в бункере должно находиться некоторое, количество щебня к моменту очередной загрузки.

Двое дорожных рабочих 2 разр. и один 3 разр. после прохода щебнеукладчика исправляют края уложенного слоя, добавляют щебень между кромкой покрытия и обочиной, исправляют место сопряжения двух полос, проверяют поперечный профиль и ровность поверхности уложенного слоя, устраняют обнаруженные дефекты.

На захватке 2 машинисты катков уплотняют нижний слой.

Звено по устройству верхнего слоя

Машинист распределителя Д-337. 5 разр. - 1

Машинисты катка Д-400. 5 » - 3

Дорожные рабочие. 3 » - 1

Звено работает на захватках 3 и 4.

В звено добавляется один дорожный рабочий 2 разр. В начале смены он работает на захватке 3 по проверке профиля и устранению неровностей после распределения щебня, а затем переходит на захватку 4, где он при распределении клинца прижимает приводной ролик прижимного устройства к колесу автомобиля-самосвала, подает сигнал водителю на движение, после россыпи клинца метлой поправляет отдельные места.

Распределение обязанностей между остальными членами звена то же, что и при устройстве нижнего слоя.

Поливо-моечная машина используется в течение смены на устройстве нижнего и верхнего слоев на захватках 2 и 4.

Распределитель Д-336 используется при необходимости.

б) При устройстве гравийного основания

При устройстве гравийного основания состав звеньев тот же, что и при щебеночном, за исключением катка Д-400, который заменяют катком Д-365.

В состав звеньев не входит и оплачивается особо машинист автогрейдера, занятый на окончательной планировке основания.

Машинист катка Д-365 на уплотнении гравийного основания занят 5,6 ч, остальные 2,4 ч он работает на подкатке земляного полотна и уплотнении обочин.

Обязанности остальных членов звена те же, что и при устройстве щебеночного основания.


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

Устройство щебеночного основания и покрытий

Общие положения

1. Контроль качества и приемку работ по устройству щебеночных, гравийных, шлаковых оснований и покрытий автомобильных дорог и мостовых необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

2. До начала устройства указанных оснований и покрытий должно быть подготовлено земляное полотно и дренаж.

3. В ходе устройства оснований и покрытий в состав контролируемых операций входят:

- завоз и послойное распределение применяемых материалов;

- предварительное уплотнение, профилирование и окончательное уплотнение.

4. При завозе и распределении материалов следует учитывать запас на усадку при уплотнении:

- для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40-70 и 70-120 мм марки по прочности 800 и более - 25-30%;

- для щебня марок по прочности 300-600 и шлака - 30-50%.

5. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см - при укладке на прочное основание и не менее 15 см - при укладке на песок. Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, указанных в таблице 1.

Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, при применении катков

с гладкими вальцами массой 10 т и более

решетчатых и на пневматических шинах массой 15 т и более

вибрационных и комбинированных массой, т

1. Трудноуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и более, гравий прочный, хорошо окатанный, шлаки остеклованной структуры)

2. Легкоуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности менее 1000, осадочные, гравий неокатанный, шлаки с пористой структурой)

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на устройство щебеночных оснований и покрытий.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОКРЫТИЙ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА

Покрытия названы переходными потому, что по мере роста интенсивности движения они служат основанием для покрытий усовершенствованных типов. Последние являются экономичными уже при интенсивности движения более 200 авт./сут.

К недостаткам покрытий переходного типа относят сильную пылимость в сухое время года, отсутствие ровности, особенно у булыжных мостовых, и быструю потерю первоначальной ровности.

Неэкономичность покрытий переходного типа объясняется их сравнительно быстрым износом, требующим частых и дорогостоящих ремонтных работ, а также высокой стоимостью автомобильных перевозок.

При строительстве переходных покрытий применяют в основном минеральные материалы с грунтовыми вяжущими: минеральные зерна удерживаются между собой пылевато-глинистыми частицами, при увлажнении приобретающими вяжущие свойства. К переходному типу относят также покрытия из грунтов и малопрочных минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими. Такие покрытия меньше пылят, но обладают меньшей прочностью и общими для всех покрытий данной группы недостатками. К покрытиям переходного типа относят также гравийные и щебеночные покрытия, булыжные мостовые.

Особенности подготовки земляного полотна для дорожных одежд с покрытиями переходного типа

Для дорожных одежд с покрытиями переходного типа земляное полотно отсыпают за год до строительства дорожной одежды, чтобы оно доуплотнялось под воздействием автомобилей и атмосферных осадков. Земляное полотно устраивают главным образом корытного профиля.

Корытный профиль создают двумя способами. В первом (рис.1) земляное полотно отсыпают до уровня, соответствующего низу дорожной одежды, т.е. до поверхности, на которой будет расположено основание.

Рис.1. Земляное полотно, подготовленное для дорожной одежды с дополнительным слоем основания на всю ширину земляного полотна:

B - ширина дорожного полотна, B - ширина земляного полотна, L - ширина проезжей части, а - ширина обочины, i - уклоны

При втором способе земляное полотно возводят до отметки H, показанной на рис.2. При первом способе земляное полотно будет с присыпными обочинами. Одновременно с отсыпкой земляного полотна в этот же год отсыпают обочины из грунта привозного или надвигаемого из дорожных резервов бульдозерами. Грунт отсыпают и уплотняют послойно, чтобы образовать корыто требуемой глубины для размещения дорожной одежды (рис.3).

Рис.2. Земляное полотно при полукорытном профиле:

B - ширина дорожного полотна, B - ширина земляного полотна, L - ширина проезжей части, а - ширина обочины, i - уклоны

Рис.3. Земляное полотно с присыпными обочинами

При возведении земляного полотна с присыпными обочинами за год до строительства дорожной одежды в корыте может скапливаться вода, переувлажняющая земляное полотно. Во избежание этого в обочинах и в пониженных местах продольного профиля устраивают прорези для выпуска воды из корыта. Чтобы избежать переувлажнения земляного полотна водой из корыта, обочины присыпают непосредственно перед строительством дорожной одежды. В этом случае подсыпку производят из привозного грунта или грейдер-элеваторами из придорожных резервов. При втором способе земляное полотно называют полукорытного профиля.

Корыто в земляном полотне вырезают преимущественно автогрейдерами, которые двигаются по круговой схеме, срезая и перемещая грунт в стороны обочин.

Покрытия гравийные и другие из аналогичных мелкозернистых материалов (шлак, ракушка и т.д.) на дорогах V категории строят серповидного типа на земляном полотне (рис.4, а), возведенном с двускатным профилем с уклонами 40-60+ , а иногда полукорытного профиля при необходимости утолщения покрытия по ширине проезжей части (рис.4, б).

Рис.4. Поперечный профиль дороги V категории с покрытием серповидного типа

При необходимости иметь корыто глубже 0,3-0,4 м в несвязном грунте, стенки его делают с откосами крутизной 1:1, а грунт для последующей засыпки пазухи хранят на обочине вдоль корыта или сдвигают за бровку на откос.

Указания по устройству работ по уплотнению грунта

Основные факторы, влияющие на условия и качество уплотнения - влажность грунта (сухой материал уплотняется слоями меньшей толщины) и тип уплотняющей машины (механизма). Соответственно, выбор уплотняющих машин зависит от вида и влажности грунта, потребного уплотнения, необходимой толщины уплотняемого слоя, производительности и маневренности машин. Чем больше величина уплотнения, тяжелее грунт и ниже его влажность по сравнению с оптимальной, тем мощнее и тяжелее требуются машины и число их проходов по одному следу. Имеет значение продолжительность нахождения грунта в соприкосновении с уплотняющей машиной. Ряд весьма эффективных уплотняющих машин (тяжелые самоходные катки и механические трамбовки) требуют предварительного уплотнения легкими машинами.

Для оперативного контроля можно на месте работы установить "предел прочности" грунта при уплотнении его укаткой, характеризующий условия перехода грунта из стадии уплотнения в стадию выпирания из-под рабочего органа машины.

Для уплотнения грунтов при возведении насыпей применяют тяжелые катки (прицепные или самоходные), кулачковые, решетчатые и ребристые катки, катки на пневматических шинах, механические трамбовки (электрические или пневматические), трамбующие плиты, трамбовочные и виброуплотняющие машины, машины виброударного действия.

Уплотнение грунта на насыпи ведут в той же последовательности, что и его отсыпку. Грунт уплотняют путем последовательных круговых проходок катка по всей площади насыпи, причем каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую на 0,2. 0,3 м. После завершения цикла укатки грунта на всей насыпи, в такой же последовательности выполняют укатку и в последующих циклах.

Катки гладкие и с ребристыми вальцами уплотняют грунт на глубину до 10 см. Кулачковые катки применяют для уплотнения суглинистых и глинистых грунтов на глубину до 30 см, в песчаных грунтах уплотнение захватывает грунт на глубину 35. 50 см. Масса таких катков различна - от 5 до 30 т.

На рис.5 показана схема катка статического действия с пневматическими шинами и рабочим органом с гладкими (рис.5, а) и кулачковыми (рис.5, б) вальцами.

Рис.5. Катки для уплотнения грунта:

а - гладкий каток; б - кулачковый каток; в - тандемный шарнирно-сочлененный каток

Главный параметр грунтоуплотняющих машин - масса вместе с балластом. Основные технологические параметры: ширина полосы уплотнения, толщина уплотняемого слоя. Катки на пневматических шинах выпускают массой вместе с балластом от 10 до 100 т. Самоходные вибрационные катки имеют массу до 8 т. Катками с гладкими вальцами на пневмоколесном ходу можно уплотнять грунты слоями по 0,4 м. Число проходов катков по одному месту при уплотнении связных грунтов колеблется от 8 до 12.

При наличии воды для песчаных грунтов иногда применяют уплотнение избыточным увлажнением. Вода при этом подводится снизу уплотняемых слоев (путем подтапливания).

Гладкие катки, хотя и малопроизводительны, наиболее пригодны для связных и малосвязных грунтов. Недостатки их в том, что они могут уплотнять тонкие слои (не более 0,2 м), требуют сравнительно большого числа проходов на малых скоростях и большого фронта работ. Все это создает значительные затруднения при организации скоростного строительства земляного полотна и препятствует полноценному уплотнению насыпей.

Кулачковые катки предназначают в основном для связных и мало связных грунтов. Обладая одинаковой с гладкими катками массой, они дают почти вдвое большую глубину уплотнения и требуют меньшего числа проходов. Кулачковые катки эффективнее работают в рыхлых и комковатых грунтах и совершенно непригодны в переувлажненных. Прицепные катки обычно работают по несколько штук с одним тягачом. Особенность работы кулачковых катков в том, что они уплотняют грунт ниже уровня заглубления кулачков. Барабаны катков - полые, для загрузки их балластом. Эффективность укатки кулачковыми катками увеличивается при использовании их совместно с катками на пневматических шинах. Сначала укатку проводят кулачковые катки, а придание требуемой плотности верхнего слоя достигают укаткой катками на пневматических шинах.

Катки на пневматических шинах могут уплотнять связные и несвязные грунты (рис.6). Данные катки значительно эффективнее гладких жестких катков за счет снижения числа проходов. Самоходные катки на пневматических шинах применяют в основном для уплотнения оснований и покрытий.

Рис.6. Схема работы прицепного катка на пневматических шинах при уплотнении насыпи:

L - длина захватки, 1-10 - последовательность проходок

Трамбующие плиты применяют в качестве навесного оборудования на кранах или экскаваторах (рис.7). Они являются одним из наиболее эффективных средств уплотнения насыпей на глубину 0,6-1,5 м, пригодны для работы в связных и несвязных грунтах. Площадь плит 0,6-1,5 м, масса 1,5-2,5 т. Высота падения плиты - 1-2 м.

Рис.7. Схема работы тяжелой трамбовки при уплотнении грунтов

Для уплотнения слабо водостойких мелкозернистых или гравелистых грунтов, в том числе, суглинистых и глинистых гравийно-песчаных смесей, смесей с органическими примесями, содержание воды очень важно, особенно при виброуплотнении. Такие грунты могут уплотнять машины любых типов. Если содержание воды меньше оптимального, предпочтительнее использовать пневмо- и виброкатки.

Скальные и обломочные грунты уплотняют как пневмо-, так и виброкатками при толщине слоя от 30 до 80 см. Если размер камней превышает 80 мм, толщина слоя для виброкатков снижается до 30-40 см.

Чистые гравийно-песчаные смеси с зернами менее 50 мм, уплотняемые виброкатками и катками на пневматических шинах водоустойчивы, в связи с чем степень уплотнения этих смесей может быть меньше, чем у других материалов. Кулачковые катки не применяют для уплотнения чистых песков. Для уплотнения сыпучих грунтов (пески, супесь) можно применять вибрационные машины. При вибрировании возникают перемещения частиц грунта вследствие колебательных движений, сообщаемых вибратором. Повышение плотности грунта достигается тем, что частицы грунта перемещаются, занимая более устойчивое положение.

Пневматические и электрические трамбовки могут быть легкие 0,1-0,2 т и тяжелые - 0,5-1,5 т и уплотняющие на глубину соответственно 20-30 см и 40-90 см.

При проведении работ по укладке асфальта, строительстве каких-то объектов на участках, обязательно необходимо готовить основание под строительство. То есть проводить разработку грунта, готовить подстилающие слои. Поэтому сегодня как раз и разберем особенности устройства подстилающих слоев из разного рода материалов для строительства домов, дорог и прочее.

Устройство подстилающих слоев

Устройство грунтовых оснований и подстилающих слоев

Прежде, чем начинать обустройство полов либо дороги, необходимо составить план строительных работ, учесть нюансы по разработке грунта и укладке материалов основания. Можно выделить группу работ, которую необходимо проводить непосредственно перед началом обустройства:

  • подготовка грунтового основания, то есть разравнивание участка, снятие необходимого слоя земли, либо наоборот нанос нужного уровня грунта;
  • проведение гидроизоляционных работ;
  • аналогично проведение теплоизоляционных и звукоизоляционных работ в случае необходимости (для дорожного строительства обязательна гидроизоляция);
  • нанесение подстилающих слоев;
  • стяжка.

Устройство подстилающих слоев

Под грунтовыми основаниями следует понимать образование котлованов либо, наоборот, холмов с нанесением необходимого слоя земли. То есть это может быть как естественный, так и насыпной грунт. При этом необходимо сразу же учитывать, что любая просадка грунта должна исключать повреждение конструкций. Соответственно обязательно необходимо проводить работы по трамбовке участков.

Также не забывайте, что исключается наличие в почве растительности и желательно чернозема. Состав почвы должен отвечать хорошим свойствам уплотнения. По необходимости допускается использование ручных, а также механических установок для трамбовки. Особенно этот момент важен при устройстве насыпных оснований, когда используется привозной грунт независимо от его свойств.

Что касается подстилающих слоев, то они могут быть разного класса в зависимости от выбранного материала, к примеру:

Расчет толщины подстилающего основания зависит от таких факторов, как: характеристики грунтов, почвы в целом, возможной нагрузки на основание, применяемые материалы. Более подробней об этом поговорим ниже.

Устройство гравийных подстилающих слоев

Подобный материал достаточно широко используется не только для обустройства основания, так называемого подстилающего слоя, но и для обустройства отдельных гравийных дорог. Они низкого качества, поэтому широкого распространения не получили.

Устройство подстилающих слоев

Основание подобного рода зачастую устанавливается в несколько слоев, наиболее предпочтительны два уровня. Соответственно, нижний слой будет насыпан из более крупной фракции, а верхний уже мелкой фракцией. В зависимости от климатических особенностей и категории дороги, а также типа строительства, материал должен соответствовать определенным критериям. Например, конкретные требования по морозостойкости и прочности. Если по каким-то критериям укладываемый гравий не соответствует нормам, то его использование может быть обусловлено только укреплением сторонними средствами. Допустим, битумом, дегтем, различными эмульсиями с подобным характером действия.

Имейте ввиду, что после укладки гравийного слоя, его уплотнения по соответствующей технологии, частицы должны обязательно иметь связанность между собой. То есть, это должна быть однородная масса. Именно поэтому технологией предусматривается в обязательном порядке укладка верхнего слоя из более мелкой фракции. Причем допускается использование не только мелкой фракции гравия, но и сторонних материалов, к примеру, песка и глины. Таким образом, из крупной фракции буквально создается «скелет», который далее укрепляется с помощью другого или аналогичного материала.

Устройство подстилающих слоев

Устройство бетонных подстилающих слоев

Перед подготовкой бетонного слоя в обязательном порядке необходимо обустроить щебеночный слой либо гравийный, этого требует технология, пренебрежение правилами и нормами в будущем грозит разрушением дорожного полотна или стяжки дома. Также необходимо помнить, что допускается применение бетона только классом не ниже В22. При этом толщина подстилающего уровня должна зависеть от возлагаемых нагрузок, которые предположительно будут воздействовать на покрытие во время всего периода эксплуатации. Кроме того, когда речь заходит об устройстве дорожной одежды, не меньше внимания приковывается к климатической обстановке в конкретной местности.

Устройство подстилающих слоев

Что касается уровня, точней толщины, то для жилых и хозяйственных помещений среднего звена с учётом правильно подготовленного щебеночного основания, толщина должна быть не менее 80 мм. В лучшем случае, не менее 1,5 см. Ну, а когда речь заходит о дорогах, то здесь конкретные условия в зависимости от назначения, но не менее 7 см.

Как видим, есть определенные отличия в технологиях и самих принципах устройства бетонных оснований, в зависимости от предназначения участка. Для домов свои условия, для дорог аналогично свои какие-то нормы. Поэтому, если вас интересует конкретные цифры по устройству там-то, тогда рекомендуем открыть принятый ГОСТ и сравнить показатели. В противном случае, есть вероятность нарушения норм, что чревато негативными последствиями.

Устройство бетонного подстилающего слоя стяжек

В принципе, что такое стяжка, все прекрасно понимают сам принцип и предназначение этого слоя, помимо основного подстилающего бетонного слоя. Поэтому разумней привести пример этапа работы, такая себе технология, которая пригодится тем, кто строит своими руками. Причем, независимо, что это — дорога на участке или пол в доме или гараже. В принципе правила одни и те же, но с небольшим исключением.

Итак, процесс устройства стяжки:

  1. По периметру выделенной зоны обязательно нужно устанавливать так называемую демпферную ленту, обеспечивающую защиту от попадания влаги в конструкции, которые будут располагаться поверх стяжки (к примеру, стены, колоны и тому подобное).
  2. С помощью уровня устанавливаем «маяк». Имейте ввиду, что «маяки» должны быть установлены в одной плоскости с дверными проемами или кромкой. Кроме того, нужно учитывать слой, накладываемый поверх стяжки.
  3. Затем устанавливаем направляющие рейки.
  4. Далее на поверхность заливается бетон, который необходимо сразу же разравнивать по установленным рейкам с помощью правил.
  5. Не забывайте провибрировать бетон, чтобы выпустить воздух и предотвратить образование трещин и пустот в уже застывшей стяжке. Используйте профессиональные строительные вибраторы либо подручные средства.
  6. После застывания стяжки установленные ранее рейки (направляющие) необходимо снять, а борозды, оставшиеся от них, заделать раствором.

Общие положения

Устройство подстилающих слоев

В целом хотелось бы выделить следующие моменты:

  1. Важность изучения ГОСТов.
  2. Понимание технологии.
  3. Выбор правильного материала.

Общие положения, которые можно отнести к процессу обустройства основания и подстилающих слоев, как раз и касаются правильности технологии проведения работы. Поэтому учитывайте предназначение участка земли, какое воздействие предполагается и тому подобное.

Проектирование конструкций

Безусловно, что начинать работы по формированию основания нельзя без согласованных планов. Особенное внимание уделяется планировке дорог общего и местного значения, подготовке строительства домов и прочих сооружений.

Устройство подстилающих слоев

Проектировка – это первый этап, который вас подстерегает. В него включают следующие подпункты:

  • выбор участка (в некоторых случаях);
  • проведение земельных работ (то есть изучение состава почвы);
  • анализ изысканий;
  • формирование плана;
  • определение слоя для каждого типа материала.

Материалы

Материалы, которые можно использовать для создания подстилающих слоев, могут быть разнообразными, разница только в предназначении конкретного участка. Как выше выяснили, зачастую используется:

  • грунт (у него также есть разная классовость);
  • щебень;
  • гравий;
  • песок;
  • глина;
  • бетон.

Как ни странно, но в некоторых случаях допускается применение даже дерева, природного камня, металла. Чем это обусловлено, смотрите в следующих статьях.

Читайте также: