Устройство монолитного цоколя барьерного ограждения

Обновлено: 10.05.2024

Осуществление контроля за соблюдением требований, предъявляемых к применению дорожных ограждений: Методические рекомендации. - М.: НИЦ БДД МВД России, 2006. - 64 с.

Рассматриваемые методические рекомендации разъясняют отельные положения ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и европейских стандартов серии EN 1317 в части применения дорожных ограждений в конкретных дорожных условиях.

Приведены параметры наиболее часто устанавливаемых дорожных ограждений отечественного производства.

Предназначены для сотрудников службы дорожной инспекции и организации движения Госавтоинспекции, осуществляющих контроль за соблюдением требований, предъявляемых к применению дорожных ограждений.

Методические рекомендации: В.М. Тарасенков, В.В. Елизаров, В.Ю. Логинов, С.А. Сторожев, С.А. Соболев.

Статистические данные свидетельствуют, что столкновения и опрокидывания транспортных средств, наезд их на препятствия в совокупности составляют почти 50 % от общего числа дорожно-транспортных происшествий.

Снижение тяжести последствий таких ДТП может быть достигнуто путем повышения пассивной безопасности дорог, одним из эффективных способов обеспечения которой являются дорожные ограждения (далее - ограждения).

Большое разнообразие видов транспортных средств, участвующих в движении, и условий их наездов на ограждения не позволяет создать универсальную конструкцию ограждения. Поэтому, оценивая возможности каждой конструкции, необходимо ограничивать область ее использования с учетом вероятности вовлечения в ДТП различных типов транспортных средств, скорости их движения и угла наезда.

В национальном стандарте ГОСТ Р 52289 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», введенном в действие с 1 января 2006 г., впервые установлены требования к применению вновь устанавливаемых ограждений с различным уровнем удерживающей способности.

Однако в настоящее время производство и установка ограждений ведется на основании множества нормативных документов различного уровня значимости, а также технических условий, разрабатываемых каждым производителем самостоятельно.

В данных рекомендациях разъясняются отдельные положения ГОСТ Р 52289 в части применения ограждений в конкретных дорожных условиях, приведены рекомендации по контролю за их установкой и эксплуатационным состоянием, а также дополнительные рекомендации по выбору конструкции удерживающих ограждений.

При этом учтены положения проекта национального стандарта ГОСТ Р «Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования», а также национальных стандартов ГОСТ Р 52398 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» и ГОСТ Р 52399 «Геометрические элементы автомобильных дорог».

В рекомендациях приняты следующие используемые в нормативных и технических документах термины и определения:

балка - конструктивный элемент ограждения, предназначенный для воспринятая, распределения и передачи нагрузки от вступающего в контакт с ограждением транспортного средства на другие элементы ограждения;

выбег автомобиля - процесс неуправляемого движения автомобиля после прекращения контакта с ограждением;

высота ограждения - расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины на дороге, покрытия на мостовом сооружении или разделительной полосе, измеренное у края ограждения со стороны проезжей части;

динамический прогиб ограждения - наибольшее горизонтальное смещение продольной оси балки ограждения в поперечном направлении относительно оси недеформированного ограждения при наезде автомобиля на ограждение ( Приложение 1, рис. 1а);

индекс тяжести травм - показатель воздействия инерционных перегрузок на пассажиров автомобилей, равный величине корня квадратного из суммы квадратов отношений средних фактических и допустимых величин инерционных перегрузок, действующих в течение 50 мс по направлениям главных осей автомобиля при его взаимодействии с ограждением;

консоль - элемент барьерного ограждения, расположенный между стойкой и балкой, главная функция которого - предотвращение контакта автомобиля со стойками ограждения. Консоль может быть жесткая и деформируемая (консоль-амортизатор). В конструкциях двусторонних барьерных ограждений используют консоль-распорку;

лицевая поверхность балки (бордюра или парапета) - поверхность ограждения, обращенная в сторону проезжей части;

ограждения дорожные - устройства, предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающие ограждения для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения переходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающие ограждения);

перегрузка инерционная - отношение среднего ускорения (замедления), действующего в течение 50 мс при наезде автомобиля на ограждение и измеренного вблизи центра масс автомобиля, к ускорению свободного падения;

рабочая ширина ограждения - максимальное, динамическое боковое смещение кузова автомобиля, находящегося в нем груза или фрагмента ограждения (в зависимости от места установки ограждения) относительно лицевой поверхности балки недеформированного ограждения ( Приложение 1, рис. 1б);

расчётный автомобиль - автомобиль, используемый в качестве представителя определённой категории транспортных средств для полномасштабных испытаний ограждений на полигоне и расчётов характеристик взаимодействия автомобиля: и ограждения;

стойка - вертикальный элемент ограждения, закреплённый в земляном полотне, на плите проезжей части мостового сооружения или на переходной плите;

угол наезда на ограждение - угол между проекциями на плоскость дороги продольных осей автомобиля и недеформированного ограждения в начале контакта автомобиля с ограждением;

участок ограждения рабочий - основная часть ограждения, предназначенная для воспринятая ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и конечный участки;

участок ограждения начальный - дополнительная часть ограждения, расположенная перед рабочим участком ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для воспринятия продольного усилия при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения;

участок ограждения конечный - дополнительная часть ограждения, расположенная после рабочего участка ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для воспринятая продольного усилия, действующего при наезде на рабочий участок ограждения;

участок ограждения переходный - часть ограждения, предназначенная для сопряжения ограждений, установленных на обочине или разделительной полосе, с ограждениями, установленными на мостовом сооружении, для сопряжения участков односторонних и двусторонних ограждений на разделительной полосе, а также для сопряжения ограждений разных типов и конструкций;

удерживающая способность (энергоёмкость) ограждения - условный показатель, характеризующий величину поглощаемой кинетической энергии движущегося автомобиля при наезде его на ограждение. Энергоёмкость определяют с использованием значений поперечной составляющей скорости движения автомобиля в момент наезда, массы автомобиля и угла наезда на ограждение;

уровни удерживания - диапазоны энергоёмкостей (от минимально допустимого до максимально возможного), по которым выбирают конструкции ограждений для применения в тех или иных дорожных условиях.

Основным классификационным признаком, позволяющим относить дорожные ограждения к тому или иному классу (подклассу), является назначение ограждений. Кроме того, используются следующие признаки:

расположение ограждения (определяет группы и подгруппы);

принцип работы ограждения (определяет тип конструкции дорожного ограждения);

разновидности по конструктивному исполнению (определяют виды конструкций).

Конструкции ограждений разделяются по классам (подклассам) и группам (подгруппам).

По назначению дорожные ограждения подразделяют на два класса - удерживающие (для автомобилей и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных).

Дорожные удерживающие ограждения для автомобилей по назначению подразделяют на два подкласса - боковые и фронтальные. Боковые ограждения удерживают и корректируют траекторию движения при боковом ударе под острым углом к оси ограждения. Фронтальные ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию удара как при ударе сбоку, так и в торец (в переднюю сторону) под углом, близким к 90°.

По условиям расположения удерживающие ограждения для автомобилей боковые подразделяют на две группы - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:

одностороннее ограждение (удерживает автомобиль, удар которого об ограждение может быть с одной стороны, устанавливается по боковым сторонам дороги или разделительной полосы);

двустороннее ограждение (удерживает автомобиль, удар которого об ограждение может быть с двух сторон, устанавливается по оси разделительной полосы).

Удерживающие ограждения для автомобилей фронтальные по условиям расположения также подразделяют на две группы - дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп: одностороннее ограждение (удерживает удар автомобиля, двигающегося по полосам одного направления движения), устанавливаемое при разделении потока автомобилей,

двусторонние ограждения (удерживает удар автомобилей, двигающихся по полосам различного направления движения), устанавливаемое в начале и конце разделительной полосы.

Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов по условиям расположения подразделяют на две группы - дорожные (устанавливаемые на краю обочины) и мостовые (устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений). Ограждения для пешеходов предназначены для предотвращения падения пешехода в ограждаемую зону.

По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на следующие типы:

а) боковые ограждения для автомобилей:

барьерные (энергия удара гасится за счёт упругопластической деформации материала конструкций);

бордюрные (энергия удара гасится за счёт сопротивления колёс и подвески автомобиля, обеспечивающего коррекцию траектории движения);

парапетные (энергия удара гасится за счёт подъёма колёс, уменьшающего опрокидывающий момент);

комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше;

б) фронтальные ограждения для автомобилей:

телескопические (энергия удара гасится в основном за счёт трения при вхождении одних элементов конструкций в другие);

упругопластические (энергия удара гасится в основном за счёт упругих, эластических и упругопластических деформаций материала);

наливные (энергия удара гасится за счёт сопротивления ёмкостей с водой или другим жидким либо вязким веществом);

комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше;

типы конструкций с иными принципами гашения энергии;

в) удерживающие ограждения для пешеходов:

перила парапетные (недеформируемые конструкции);

перила барьерные (внешнее расчётное воздействие воспринимается упругими деформациями всех элементов конструкции - стоек, поручня, заполнения);

перила стоечные (внешнее расчётное воздействие воспринимается в основном упругими деформациями стоек);

иные типы конструкций.

Классификация дорожных удерживающих ограждений по конструктивному исполнению (виду конструкций) может быть дана в отраслевых документах либо документах, разработанных для конкретного изделия, типа или группы изделий (например, в технических условиях).

Дорожные ограничивающие ограждения для пешеходов по условиям расположения подразделяют на три группы:

направляющие - располагаемые на боковой разделительной полосе, у надземных или подземных переходов с целью показать направление движения пешеходов;

защитные - располагаемые на газонах и других площадках, которые необходимо защитить от повреждения пешеходами;

предупреждающие - располагаемые на тротуарах со стороны проезжей части (при отсутствии удерживающих ограждений), у опор путепроводов и опор информационно-указательных знаков, а также у опор ЛЭП с целью исключить попадание человека в опасную зону.

По условиям расположения дорожные ограничивающие ограждения для животных подразделяют на две группы:

группа 1 - ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль дороги,

группа 2 - ограждения, располагаемые в специальных проходах для животных под дорогами (скотопрогонах) и перед ними.

По типам ограждения подразделяют на сетки, решетки, заборы и другие конструкции, которые представляют собой механический способ защиты от животных. Разновидности конструкций могут быть отражены в специальных документах (технических условиях, рекомендациях и др.).

При осуществлении контрольно-надзорной деятельности необходимо, прежде всего, убедиться в соответствии ограждений требуемому уровню удерживающей способности ( таблица 1), а также требованиям к минимальной высоте (далее - высоте), максимально допустимым динамическому прогибу (далее - прогибу) и рабочей ширине.

Рабочую ширину учитывают при установке ограждения на разделительной полосе, у опор путепроводов, консольных или рамных опор информационных дорожных знаков, опор линий электропередачи и связи, опор освещения и наземных трубопроводных коммуникаций и т.п. (далее - массивных препятствий), а также на городских дорогах и улицах у бортового камня на тротуаре или газоне, разделяющем проезжую часть и тротуар. В других случаях учитывают прогиб.

Министерство регионального развития

Агентство по строительству и архитектуре при Правительстве

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 2165-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 26804-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2013 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к изготовлению и установке конструкций дорожных металлических ограждений барьерного типа, применяемых для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов на всех улицах и автомобильных дорогах, в том числе - на мостовых сооружениях и в тоннелях.

В соответствии с требованиями настоящего стандарта изготовляют конструкции ограждений для установки на обочинах автомобильных дорог, границах габарита мостовых сооружений и тоннелей, разделительных полосах автомобильных дорог и мостовых сооружений.

Настоящий стандарт распространяется на конструкции ограждений с использованием в качестве балки двухволнового гнутого профиля.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9.307-89 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 5915-70 Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 5927-70 Гайки шестигранные класса точности А. Конструкция и размеры

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7796-70 Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности В. Конструкция и размеры

ГОСТ 7802-81 Болты с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком класса точности С. Конструкция и размеры

ГОСТ 8239-89 Двутавры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 8240-97 Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент

ГОСТ 8282-83 Профили стальные гнутые С-образные равнополочные. Сортамент

ГОСТ 11371-78 Шайбы. Технические условия

ГОСТ 14637-89 (ИСО 4995-78) Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19903-74 Прокат листовой горячекатаный. Сортамент

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и обозначения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 балка: Продольный элемент ограждения, предназначенный для воспринятия, распределения и передачи нагрузки от вступившего в контакт с ограждением транспортного средства на другие элементы ограждения.

3.1.2 высота ограждения: Расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины, разделительной полосы на дороге, покрытия на мостовом сооружении, измеренное со стороны проезжей части.

3.1.3 консоль: Элемент ограждения, расположенный между стойкой и балкой.

3.1.4 консоль-амортизатор: Консоль ограждения, деформирующаяся при наезде транспортного средства.

3.1.5 консоль жесткая: Консоль ограждения дорожной группы, не деформирующаяся при наезде транспортного средства.

3.1.6 консоль-распорка: Недеформирующаяся консоль двухстороннего ограждения дорожной группы.

3.1.7 ограждение барьерное: Ограждение, состоящее из стоек, консолей, балки.

3.1.8 ограждение двухъярусное: Барьерное ограждение с двумя ярусами балок по высоте.

3.1.9 ограждение одноярусное: Ограждение с одним ярусом балок по высоте.

3.1.10 ограждение дорожной группы: Ограждение, устанавливаемое на земляном полотне автомобильной дороги.

3.1.11 ограждение мостовой группы: Ограждение, устанавливаемое на мостовом сооружении.

3.1.12 ограждение комбинированное: Барьерное ограждение мостовой группы, устанавливаемое на цоколь.

3.1.13 прогиб динамический: Наибольшее горизонтальное смещение продольной оси балки ограждения в поперечном направлении при наезде транспортного средства на ограждение.

3.1.14 стойка: Вертикальный элемент ограждения, закрепленный в земляном полотне, на плите проезжей части мостового сооружения или на переходной плите, служащий опорой для консоли и балки ограждения.

3.1.15 уровень удерживающей способности: Условный показатель, характеризующий значение поглощаемой ограждением кинетической энергии движущегося транспортного средства при наезде на него.

3.1.16 участок ограждения конечный: Часть ограждения, расположенная после рабочего участка ограждения (по ходу движения транспортного средства) на земляном полотне дороги и предназначенная для воспринятия продольного усилия, действующего при наезде транспортного средства на рабочий участок ограждения.

3.1.17 участок ограждения начальный: Часть ограждения, расположенная перед рабочим участком ограждения (по ходу движения транспортного средства) на земляном полотне дороги и предназначенная для воспринятия продольного усилия при наезде транспортного средства на рабочий участок ограждения.

3.1.18 участок ограждения переходный: Часть ограждения, предназначенная для сопряжения ограждений, установленных на обочине или разделительной полосе дороги, с ограждениями, установленными на мостовом сооружении, а также для сопряжения участков односторонних и двухсторонних ограждений на разделительной полосе.

3.1.19 участок ограждения рабочий: Основная часть ограждения, предназначенная для воспринятия ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и конечный участки.

3.1.20 световозвращатель: Сигнальное устройство со световозвращающим элементом (элементами), снабженное деталями крепления, служащее для обозначения направления движения или местонахождения препятствия на дороге в темное время суток.

3.2 Обозначения характеристик ограждений и их конструктивных элементов

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА МЕТАЛЛИЧЕСКОГО БАРЬЕРНОГО ОГРАЖДЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоёмкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования с целью обеспечения высокого качества, а также:

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов дорожно-строительных работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объёмов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства дорожно-строительных работ по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

- установка металлического барьерного ограждения - =100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс дорожно-строительных работ по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования.

2.2. Дорожно-строительные работы по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования выполняют в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав, последовательно выполняемых дорожно-строительных работ по установке металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах общего пользования, входят следующие технологические операции:

- разбивка мест установки стоек ограждения;

- забивка стоек ограждения;

- монтаж секций балок ограждения.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: самоходная сваебойная машина ORTECO 800 SMART (мощность двигателя N=29,0 л.с., вес машины Р=4100 кг, масса молота m=600 кг, производительность 720 ударов/мин, шасси на гусеничных резиновых траках, габаритные размеры 226421482670 мм); бортовой автомобиль ГАЗ-33088 "Садко" (мощность дизельного двигателя =135 л.с., колесная формула 44, полная масса m=6300 кг, грузоподъемность Q=2000 кг); прицеп специальный К-5 (габаритные размеры 750025001000 мм, масса прицепа m=1150 кг, масса перевозимых грузов =4900 кг, все его четыре колеса управляемые, оборудован гидравлическим тормозом с ручной аварийной разблокировкой); бортовой автомобиль ГАЗ-33088 "Садко" с краново-манипуляторной установкой Amco Veba 105-2S (грузоподъемность Q=680 кг, вылет стрелы =5,7 м, масса перевозимого груза m=975 кг, перевозка рабочих бригады 5 чел.); передвижной дизельный компрессор Atlas Copco XAS 97 (=7 бар, П=5,3 м/мин); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).


Введение 2
1. Классификация конструкций 2
2. Классификация условий движения 3
3. Требования к конструкциям ограждений 4
4. Рекомендуемые для применения парапетные железобетонные ограждения 5
5. Рекомендуемые для применения барьерные ограждения на базе ГОСТ 26804-86 8
5.1. Конструкции по ГОСТ 26804-86 8
5.2. Конструкции по ГОСТ 26804-86 на бордюре 9
5.3. Конструкции по ГОСТ 26804-86 с трубой усиления (поручнем) 9
5.4. Конструкции по ГОСТ 26804-86 в сооружениях без тротуаров и служебных проходов 9
6. Рекомендуемые для применения другие барьерные ограждения 12
6.1. Стандартные ограждения с изменениями 12
6.2. Ограждения с двумя W-образными направляющими элементами 13
6.3. Ограждения фирмы «Фракассо» 14
6.4. Ограждения фирм «ТрансЭкоСтрой» и «Южуралавтобан» 16
7. Рекомендации по установке и расчету 17
7.1. Сопряжение барьерных ограждений мостовой группы с ограждениями на подходах 17
7.2. Сопряжение барьерных ограждений с парапетными 19
7.3. Деформационные швы в ограждениях 20
7.4. Расчет узлов крепления ограждений 22
8. Итоговая область применения ограждений 25
Список литературы 27
Приложение Анализ возможностей применяемых конструкций ограждений 27
1. Типовые и стандартные конструкции 28
1.1. Бордюрные ограждения. 28
1.2. Парапетные ограждения. 29
1.3. Барьерные ограждения по ГОСТ 26804-86 30
2. Барьерные ограждения по ГОСТ 26804-86 с улучшенными параметрами 34
3. Конструкции барьерных ограждений, имеющие многолетний опыт эксплуатации 35
4. Новые отечественные и зарубежные конструкции, имеющие разрешение на применение 42
4.1. Отечественные конструкции мостовой группы, имеющие сертификат соответствия 42
4.2. Импортные конструкции ограждений, разрешенные к применению на автомобильных дорогах общей сети 42

В рекомендациях в рамках существующих нормативных документов определены основные принципы применения дорожных ограждений и средств зрительного ориентирования на автомобильных дорогах . Приведены классификация дорожных ограждений и требования к ним при приемке в эксплуатацию .

Материал предназначен для работников Госавтоинспекции .

Методические рекомендации подготовили сотрудники ВНИИБД МВД СССР В . В . Новизенцев , В . Я . Буйленко , М . Г . Вильсон .

В СССР ежегодно возникает до 25 % дорожно - транспортных происшествий ( ДТП ), связанных с выездом автомобилей за пределы земляного полотна и наездом на различного рода препятствия , которые расположены в придорожной полосе . Тяжесть последствий происшествий в этом случае в 1,75 раза выше , чем при опрокидывании автомобилей .

Уменьшение количества ДТП и снижение тяжести их последствий при съезде с проезжей части может быть обеспечено путем повышения пассивной безопасности дорог . Одно из эффективных средств пассивной безопасности автомобильных дорог - дорожные ограждения , предотвращающие съезд автомобилей с обочины . Рекомендации по применению ограждений содержатся в различных нормативных документах : ГОСТ 23457 -79. Технические средства организации движения . Условия применения , СНиП II - Д .5-72, Указания по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах , ВСН 25-76. Однако изложенные в них требования не являются исчерпывающими .

В настоящих Методических рекомендациях на основе результатов исследований , проведенных в нашей стране , обобщены требования к установке и размещению ограждений на обочинах , мостах и разделительных полосах дорог .

1 Настоящие рекомендации по применению дорожных ограждений распространяются на автомобильные дороги , запроектированные и построенные до введения в действие СНиП II - Д .5-72.

1.1 . Система мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах служит целям предотвращения дорожно - транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий .

1.2 . Комплекс мер , направленных на предотвращение ( или снижение вероятности возникновения ) дорожно - транспортных происшествий и обеспечиваемых путем выбора конструктивных элементов дороги , их эксплуатационных свойств и применения технических средств регулирования дорожного движения ( дорожные знаки , разметка , светофоры ), характеризует активную безопасность дороги .

1.3 . Комплекс мер , направленных на снижение тяжести последствий дорожно - транспортных происшествий , возникших при наезде на препятствия ( опоры путепроводов , эстакад , мачты освещения и т.п. ), расположенные на обочинах , откосах насыпей , выемок и в полосе отвода дороги , а также при съезде транспортных средств с обочины или пересечении разделительной полосы , характеризует пассивную безопасность дороги .

1.4 . Средства пассивной безопасности дороги проявляются в тех случаях , когда водитель не в состоянии предотвратить происшествие , например, из - за потери управляемости или устойчивости автомобиля , дестабилизации элементов системы автомобиля ( занос прицепа , перемещение тяжелого груза в кузове ), внезапных приступов болезни и т.п.

1.5 . Пассивная безопасность автомобильных дорог может быть обеспечена путем :

1.5.1 . Установки на опасных участках дорог различных групп дорожных ограждений , предотвращающих выезд автомобиля з а пределы земляного полотна , которые путем прогиба и за счет упругой деформации конструкции способствуют изменению траектории движения автомобиля , уменьшая до минимума ударные перегрузки .

1.5.2 . Устройства земляного полотна такого профиля , который позволяет съехать по откосу насыпи без опрокидывания .

1.5.3 . Применения ударобезопасных конструкций опор дорожных знаков , мачт освещения , колонок светофоров и др ., которые легко разрушаются при наезде на них автомобиля , не нанося ему при этом значительных повреждений .

1.6 . Дорожное ограждение представляет собой достаточно опасное препятствие , и поэтому его следует устанавливать только на тех участках дорог , съезд с которых ведет к дорожно - транспортным происшествиям с последствиями , более тяжкими , чем при наезде на ограждение .

2.1 . Дорожные ограждения по условиям применения разделяются на две группы .

2.2 . К первой группе относятся барьерные конструкции , парапеты , бордюры и другие , предназначенные для предотвращения съездов транспортных средств с земляного полотна , мостов , путепроводов , эстакад , а также встречных столкновений , наездов на массивные предметы и сооружения в полосе отвода дороги 1 .

1 Основные параметры применяемых в настоящее время металлических , бетонных , железобетонных и тросовых ограждений приведены в Типовых проектных решениях 503-0-17. Элементы ограждений автомобильных дорог . Новосибирск , филиал ЦИТП .

2.2.1 . Бордюры и парапеты из бетона , железобетона и природного камня представляют собой недеформируемые ограждения . Используются , как правило , два вида бордюров :

высотой от 0,35 до 0,5 м с достаточно крутой лицевой кромкой , удерживающие автомобиль на проезжей части ;

высотой не более 0,35 м с гладкой закругленной или скошенной лицевой кромкой , являющиеся элементами конструктивного окаймления тротуаров и допускающие переезд их автомобилем .

Парапетное ограждение высотой более 0,5 м выполняется в виде сплошной стенки ( рис . 1 а ), отделяющей проезжую часть дороги или моста ( путепровода , эстакады ) от тротуара , пешеходных дорожек в целях предотвращения въезда на них автомобиля .

2.2.2 . Парапетные ограждения , применяемые на мостах и путепроводах , имеют , как правило , конструкцию , монолитную с тротуарными железобетонными блоками , наклонную фасадную поверхность и закругленную верхнюю кромку . При высоте ограждения более 0,65 м фасадная поверхность должна иметь криволинейное очертание .

2.2.3 . К барьерным ограждениям относятся деформирующиеся при наезде конструкции , которые состоят из отдельных стальных или деревянных стоек с закрепленной на них металлической профильной планкой W - образного сечения или тросом . Между стойкой и планкой ( тросом ) расположен амортизатор , воспринимающий часть энергии при наезде автомобиля ( рис . 1 б , в ).

2.3 . Вторая группа включает металлические сетки конструкции перильного типа и т.п. , предназначенные для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть .

Рис . 1 . Типы дорожных ограждений :

а - парапетное ; б - барьерное с металлической профильной планкой ; в - барьерное с тросами .

1 - стойка ; 2 - планка ; 3 - амортизатор

3.1 . Ограждения следует устанавливать на участках дорог I - III категорий :

при высоте насыпи 3 м и более ;

с вогнутыми кривыми в продольном профиле , сопрягающими встречные уклоны с алгебраической разностью 50 % и более ;

расположенных параллельно железнодорожным линиям , болотам и водным потокам глубиной более 2 м , оврагам и горным ущельям на расстоянии до 25 м от края проезжей части при перспективной интенсивности движения не менее 2 тыс . авт / сут и до 15 м - при перспективной интенсивности движения менее 2 тыс . авт / сут ;

пролегающих на склонах крутизной более 1 : 3 ( со стороны склона ) при перспективной интенсивности движения не менее 2 тыс . авт / сут ;

с необеспеченной видимостью при изменении направления дороги в плане ;

со сложными пересечениями и примыканиями в разных уровнях .

3.2 . Ограждения не должны влиять на скоростной режим и уменьшать эффективную ширину проезжей части . Ограждения необходимо располагать на обочине не ближе 0,5 м от бровки земляного полотна и не менее 1 м от края проезжей части . Расстояние между стойками должно составлять 4 м . Если из - за небольшой ширины обочины не удается обеспечить установку ограждений в соответствии с указанными требованиями , шаг между стойками следует сократить до 2 м .

3.3 . На участках дорог , проходящих по насыпям с крутизной откоса 1 : 1,5 и 1 : 2, ограждения следует устанавливать в соответствии с требованиями , приведенными в табл . 1 .

3.4 . Установка ограждений обязательна на участках дорог с интенсивностью движения не менее 2 тыс . авт / сут при наличии деревьев с диаметром ствола более 0,1 м на уровне 0,4 м от поверхности земли на расстоянии менее 4 м от края кромки проезжей части .

3.5 . Ограждения следует устанавливать при наличии на откосах земляного полотна и в придорожной полосе оголовков водопропускных труб или водоотводных канав с крутыми откосами .

Участки автомобильных дорог

Продольный : уклон дороги , ‰

Перспективная интенсивность движения, тыс. авт/сут (не менее)

Минимальная высота насыпи, м

Обочины прямолинейных участков и закруглений дороги в плане радиусом более 600 м

Обочина с внутренней стороны закругления дороги в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него

Обочины прямолинейных участков и закруглений дороги в плане радиусом более 600 м

Обочина с внутренней стороны закругления дороги в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него

Обочина с внешней стороны закругления дороги в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него

Обочина на вогнутом закруглении дороги в продольном профиле , сопрягающем встречные уклоны с алгебраической разностью 50 ‰ и более

Обочина с внешней стороны закругления дороги в плане радиусом менее 600 м на спуске или после него

3.6 . На особо опасных участках дорог в горных районах необходимо использовать ограждения парапетного типа .

3.7 . Для удержания автомобилей на проезжей части дорог , проходящих через населенные пункты , где разрешенная скорость движения не превышает 60 км / ч , допускается применять бордюры высотой не менее 0,25 м .

3.8 . На участках дорог , где разрешенная скорость движения не превышает 40 км / ч , применение барьерных и парапетных ограждений не рекомендуется .

4.1 . В целях предотвращения выезда автомобилей на полосу встречного движения на разделительных полосах дорог шириной менее 5 м следует устанавливать ограждения .

4.2 . Вне населенных пунктов ограждения должны устанавливаться на разделительной полосе автомобильных дорог с учетом условий , указанных в табл . 2 .

Число полос движения в обоих направлениях

Наличие ( отсутствие ) на разделительной полосе опор освещения

Перспективная интенсивность движения 1 ( тыс . авт / сут ) при ширине разделительной полосы

Читайте также: