Устройство бортового камня из монолитного бетона

Обновлено: 01.05.2024

Установка бортовых камней (или бордюров) является важным этапом в работах по устройству мощения. Поговорим о том, почему это важно, какие существуют правила установки бордюров, а также какой ассортимент бордюров предлагает современный производитель.

Закрепление краевых участков мощения бордюром - надежный способ повысить эксплуатационные качества и продлить срок службы тротуарного покрытия.

Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, то край тротуарного покрытия (будь-то городской тротуар или садовая дорожка) должен быть надежно зафиксирован бетонным бордюром или другими способами - гранитным бордюром, металлическими полосами, мелкоштучными элементами мощения.

Бордюр позволяет предотвратить постепенное вымывание или вынос материала из подстилающего слоя и последующее разрушение мощения (т.н. расползание тротуарной плитки). Также бордюр выполняет функцию разделения границ - например, между мощением и газоном, или между мощением и дорожным полотном.

Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.

Технология установки бортового камня

Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке.

B ходе работ выполняются следующие технологические операции*:

  • отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания;
  • устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня;
  • устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200)
  • установка бортовых камней нa бетонное основание;
  • дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
  • осаждение бортового камня до проектной отметки;
  • заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой;
  • устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.

* Полная информация по установке бортовых камней (нормативы, схемы) содержится в документе: “Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней. ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства». CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург, 2017 г.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Фото: Подготовка траншеи

На песчаное основание устанавливаются «легкие» - тротуарные или садовые - бордюры (марка БР.100.20.8, БР.50.20.8), когда они должны быть в один уровень с тротуарным покрытием. Во всех остальных случаях бортовые камни (дорожные, магистральные) должны устанавливаться на щебеночное основание.

Для устройства подстилающего слоя применяются:

  • пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
  • пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
  • щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м

Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого, использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования - появления белых пятен - на поверхности тротуарной плитки.

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту. Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см.

Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ≈ 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.

Запас на усадку.jpg


Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней на 3-10 мм:

На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .

Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.

Схема установки бортового камня

На свежеуложенное бетонное основание устанавливают бортовые камни. Перед установкой торцы бордюров должны быть очищены от грязи.

По вынесенным отметкам или с помощью нивелира / тахеометра выставляют маячные бортовые камни. Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями нa высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры.

Фото: Установка садового бордюра

Бордюры устанавливают лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь, обращая внимание нa плотность прилегания камней и нa ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня. В случае, когда бортовой камень по верху не выровнять, выбирают бетон из-под основания камня. Последующие бортовые камни укладывают по первоначальному камню.

Рис: Схема установки бортового камня:

Схема установки бортового камня

Проверяют горизонтальность верха установленного бортового камня по нивелиру‚ прямолинейность боковой плоскости по визиркам. Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 5мм. По окончанию проверки, расшиваются швы между бортовыми камнями.

Швы и стыки между бордюрами должны быть тщательно заделаны, чтобы предотвратить вымывание подстилающего слоя.

Расшиваются швы в два этапа: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции (раствор 1:2) с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором (раствор 1:4).

Ha закругленнных участках бордюры устанавливают так же, как и нa прямых, предварительно произведя разбивку очертания кривой по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют специальный лекальный (изогнутый) бортовой камень или укороченный бордюр БР 50.20.8 (только для тротуаров и садовых дорожек).

Фото: Использование бордюра БР 50.20.8 для создания радиусной дорожки:

Правильность установки бортовых камней проверяется с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать нa бетонном основании, линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках и иметь плавное очертание на участках закругления.

Обратите внимание! Установка бортового камня должна произойти не позже, чем за 3 суток до начала работ мощению (устройства тротуарного покрытия) для того‚ чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бордюрами набрали достаточную прочность.

Фото: Работы по установке бордюра для садовой дорожки:

Ассортимент и декоративные функции бордюров, садовые бордюры

Завод “Цемсис” производит широкий ассортимент бетонного бортового камня по современной технологии двухслойного вибропрессования в соответствии с ТУ 23.61.11-001-09644561-2019 и ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. ТУ».

В соответствии с назначением, существует несколько категорий бортового камня:

  • Дорожные бордюры БР 100.30.15 и БР 100.30.18 предназначены для разделения автомобильных дорог от пешеходных зон.
  • Тротуарный бордюр БР 100.20.8 применяется повсеместно при благоустройстве городских объектов - парков, скверов, дворов, пешеходных дорожек, а также при обустройстве территории частных придомовых участков.
  • Садовые бордюры БР 50.20.8предназначены для благоустройства частных объектов - садовых дорожек, террас, отмостки вокруг дома.
  • Укороченная форма создает удобство при создании радиусных дорожек
  • Широкая цветовая гамма позволяет заказать бордюр в тон выбранной тротуарной плитки
  • Легкость монтажа благодаря небольшому весу изделий

Фото: Использование фактурного бордюра БР 50.20.8 для выполнения отмостки вокруг дома:

Любой участок, оформленный при помощи внешне привлекательного садового бордюра, принимает органичный и законченный облик.

Вы можете получить профессиональную консультацию по вопросам выбора и установки бортовых камней в отделе продаж компании “Цемсис” по тел. 8 812 665-51-10.

фото 20010_1

Монолитный бордюр — новая строительная технология для создания невысоких ограничивающих конструкций, которые выливаются непосредственно на месте установки с применением специальных вибропрессующих машин или вручную.

Вначале эту технологию стали использовать в дорожном строительстве, а затем и в жилищном секторе при благоустройстве придомовых территорий, парковых или садово-огородных зон.

Монолитный метод заливки бордюров любой длины, размеров и формы, помогает быстро выполнить благоустройство любой территории, главное при этом строго выдерживать технологический процесс.

Что означает понятие?

Монолитный бетонный бордюр (МББ) — это ограждения для тротуаров и дорог, выполняющих разграничение зон по виду и функциональности, которые выполняются по бесшовной технологии.

Такой метод благодаря отсутствию швов повышает прочностные характеристики конструкции, поскольку предотвращает поступление воды между элементами, которая впоследствии способна разрушить их основание. Такие МББ могут быть любой формы: прямоугольной и сложной криволинейной.

Монолитные бордюры из бетона считаются в максимальной степени прочными и при этом недорогими. А при добавлении пластификаторов, гравия и песка, механическая прочность изделия будет только увеличиваться.

Кроме того такая конструкция обладает повышенными характеристиками по морозоустойчивости, ей не страшно обледенение и снеговые сугробы, ее также просто обслуживать и чистить от дорожной грязи.

Цели применения бортового камня

фото 20010_2

Особенности применения монолитных камней обуславливают их прочностные характеристики, технология производства и внешняя форма.

Они выпускаются односторонними, когда с одной отделочной стороной, которую устанавливаются к зоне ограждения, а тыльной — к грунту и двусторонними, в этом случае они разделяют одноуровневые площадки, газоны и тротуары.

Наиболее часто применяемые формы сечения изделий — параллелепипед с прямыми, скошенными или закругленными краями. Простая прямоугольная форма применяется в дорожном хозяйстве, фигурные — устанавливаются в парковой или огородно-садовых зонах.

По технологии производства бордюры в промышленных масштабах чаще всего производятся методом вибролитья или вибропрессования.

Для проектов благоустройства территорий городов и поселков более предпочтительным по характеристикам являются вибропрессованные изделия, которые легко укладываются, отличаются высокими прочностными параметрами и морозостойкостью, что увеличивает сроки эксплуатации объектов благоустройства.

По степени нагрузки на конструкцию и области применения монолитные бордюры выпускаются в модификациях:

  1. Дорожный — наиболее популярная модификация, применяется для городских и магистральных дорог, а также внутриквартальных и внутридомовых проездов, по длине они не ограничиваются, этот размер зависит от объема бордюроукладочной машины, а по высоте/ширине они имеют ограничения, соответственно, не ниже 30/15 см.
  2. Тротуарный, очень похож по форме на дорожный, но имеет меньшие размеры по высоте/ширине — 20/8 см. Области применения: в жилищных кварталах, на автостоянках, парковках, в частном домостроительстве. Такой МББ одновременно выполняет и функциональную и декоративную роль.
  3. Садовый, по размерам аналогичен тротуарному, так же может иметь другой размер 15/10 см, используется для оформления грядок, садовых тропинок и тротуаров на придомовой территории. Одной из разновидностей этих модификаций является специальный бордюр под газонокосилку, который имеет опущенный край под уровень газона, что позволяет косить по краю газона без повреждения лезвий.
  4. Ландшафтный 15/10 см используется для дизайнерского оформления участка, может быть любой формы: волны или дуги и окраски.

Запрещается устанавливать монолитные бордюры на проезжей части или других местах, где они будут препятствовать проезду транспорта и проходу пешеходов.

Регулирующие акты

фото 20010_4

Производители монолитных бетонных бордюров обязаны выпускать изделие в строгом согласовании с СНиП и другими базовыми строительно-архитектурными требованиями.

Основным актом, который устанавливает требования к производству, монтажу и эксплуатации бордюрных камней — это ГОСТ № 6665, изданный 1991 году.

Монолитная бетонная конструкция должна выливаться из бетонных марок В30/22.5. В определенных проектах допускается отступать от нормативных размеров камня, при условии, что эти изменения будут согласованы с дорожными службами и компанией, которая отвечает за благоустройство территории.

Параметры и характеристики

Для того чтобы монолитные бетонные бортовые камни соответствовали требованиям нормативам, организация которая занимается установкой таких конструкций, должна иметь сертификаты качества.

Для их получения, выпускаемые изделия периодически должны проходить проверку и испытания по таким характеристикам, как прочность, морозостойкость, трещиностойкость, влагопоглощение и соответствие сечений требованиям ГОСТ.

По результатам испытания монолитные бетонные бордюры должны иметь такие показатели:

  • Высокая прочность и износостойкость. Данные качества изделия получают благодаря использованию современных технологий и марок бетона не ниже М450.
  • Морозостойкость и устойчивость к действию минусовых температур в циклах, от F 200 до F300.
  • Гигроскопичность важна для бетонных изделий, чтобы они сохраняли целостность структуры при естественной кристаллизации воды, это достигается добавлением определенных присадок, класс ее обозначается W, у монолитных бордюров должна соответствовать от 4 до 6 кг/см 2, что допускает выдержать давление воды без поглощения — 6 кг на 1 см 2 площади, применение пластификаторов позволяет увеличить влагонепроницаемость на 1 ступень.
  • Нноминальный период использования свыше 20 лет.

Инструменты и приспособления для монтажа

Существует два варианта установки монолитных бетонных камней: ручной и с применением пресс-машины экструдера. От этого выбора будет зависеть набор инструментов, которые потребуются исполнителю для работы. Между собой они отличаются тем, что при применении пресс-машины, бетономешалка не нужна.

Экструдеры имеют однотипную комплектацию: бензодвигатель Kohler 6,5HP Enginе, редуктор и толкатель. Машина способна уложить 4.5 м монолитного бетонного камня 15х10 см. для чего потребуется: цемент-25 кг; песок -10 кг; бензин -0.8 л на 140 м, пластификатор и краситель.

Необходимые материалы и инструменты для ручного изготовления МББ:

фото 20010_5

  • цемент М450/500;
  • щебенка до 30 мм;
  • арматура для усиления пластиковая и стальная Д=6 мм;
  • вязальная проволока для стальной арматуры;
  • мытый крупнофракционный песок;
  • пластификатор либо моющее средство жидкое;
  • водопроводная вода;
  • пигментный краситель;
  • доска, фанера или шифер для опалубки;
  • крепеж и металлические штыри;
  • бетономешалка;
  • погружной строительный вибратор;
  • совковая лопата;
  • емкости для переноса раствора;
  • измерительный набор: отвес, шнур, рулетка и уровень;
  • мастерок и шпатель;
  • молоток и ножовка.

Технология и правила установки

Основное отличие установки монолитных бетонных бордюров от готовых изделий в том, что для их производства требуется выполнение траншеи с характеристиками, превышающими размер камня по ширине от 5 до 10 см, а высота должна соответствовать 1/3 высоте бордюра.

Траншею можно копать вручную или нанять для этих целей траншеекопатель — универсальную машину под укладку изделия с глубиной до 23 см. После чего дно ее укладывают максимально ровно песком или щебнем. Если форма бордюра должна быть изогнутой, лучше использовать для опалубки железный лист, обладающий наибольшей гибкостью.

Технология производства монолитных бетонных бордюров на придомовом участке:

фото 20010_6

Для создания опалубки, по ее бокам вбивают в траншею штыри из стальной арматуры большого диаметра.

В бетономешалке замешивают заливочный раствор. Рабочая масса из М450 выполняется в соотношении: цемент/песок/гравий — 1/2.5/3, а для М500 – 1/3/4. Вначале в бетономешалку засыпают 1/2 от нужной порции песка и щебня и тщательно перемешивают 3-4 минуты.

Потом в полученную массу добавляют цемент и остальной песок щебень и вторично перемешивают в сухом виде на протяжении 5 минут.

При изготовлении монолитного бордюра верхнюю его часть допускается разукрасить кусочками плитки либо подобными украшающими элементами.

Сложности, ошибки и их последствия

Сложности и ошибки при выполнении монолитного бетонного бордюра случаются в том случае, когда исполнитель неправильно подготавливает рабочее место под укладку, поскольку такой объект всегда монтируется в траншею в грунте с толщиной не менее 1/3 от толщины камня.

Этот размер рассчитывается от уровня уложенной подстилающей подушки не менее 10 см.

Основные ошибки, которые допускают исполнители в процессе выполнения монолитного бордюра:

  1. Установка выполнялась отдельно от укладки тротуарной плитки, нарушена целостность конструкции, такая дорожка очень быстро рассыплется.
  2. Не было выполнено трамбование дна траншеи.
  3. Не были установлены штыри при изготовлении опалубки, из-за чего прочность конструкции очень слабая.
  4. Не выполнено армирование или выполнено с нарушением, не были установлены в подстилающий слой стальные П-стойки перпендикулярно арматуре.
  5. Плохая вибрация бетонной массы в опалубке, много воздушных пустот.
  6. Не выровнена поверхность бетона шпателем.
  7. Неправильное хранение изделия в первые 3-дня: под открытым солнцем и без сбрызгивания водой.

Плюсы и минусы использования

Монолитные бордюрные камни не отличаются от заводских, в том случае если они выполняются в строгом соответствии с Технологической картой, тогда они смогут проявить в эксплуатации все свои положительные качества.

Достоинства монолитных бетонных бордюров:

фото 20010_7

  • чрезвычайно прочные, для их изготовления требуются стройматериалы, которые в достаточном объеме находятся на рынке;
  • температурная стойкость к резким скачкам температур и прочим погодным воздействиям;
  • традиционно строгий внешний вид;
  • бюджетная стоимость;
  • простой уход и технология изготовления;
  • доступность для самостоятельной укладки.

Средние расходы на создание

Чтобы определить средние расходы на производство монолитного бетонного бордюра, необходимо учесть все затраты на материалы и на производство работ.

На стоимость работ влияет квалификация мастеров, наличие высокопроизводительных машин и инструментов, сложность формы, а также функциональная принадлежность бордюров: садовый от 95 руб./п.м.; дорожный — от 180 руб/п.м.; тротуарный — 150 руб./п.м.

Исходные условия:

  • Бетон для укладки МББ – класс прочности В30 бетон М-400.
  • Расход бетона на 1 м бордюра размером 20х8 см – 0,016 м 3 0,043 куб. м.

Расход стройматериалов на 1 м 3 бетона М400:

  1. Цемент М 500 – 400 кг
  2. Щебень 10 мм — 1300 кг
  3. Песок промытый – 650 кг.
  4. Доска на опалубку 20 мм 1 м.п. — 0,01 м 3
  5. Стоимость цемента М 500 – 6700 руб./т
  6. Стоимость гравия 10 мм – 3815 руб./т
  7. Стоимость речного песка – 650 руб./т.
  8. Доска на опалубку — 10960 руб./м 3

Себестоимость материалов для производства 1 м монолитного камня:

  • Цемент – 0,016 м 3 х0,400х 6700 = 42.88 руб.
  • Щебень – 0,016х1,33 т х 3815 = 81.18 руб.
  • Песок – 0,016 т х 0,65Х650 = 6.76 руб.
  • Итого: 130.82 руб./м.п.
  • Стоимость работ для тротуарного бордюра-150 руб./м.п.
  • Всего полная стоимость: 130.82+150= 282.82 руб./м.п.

Полезное видео

Дополнительно по теме статьи в видео:

Заключение

Невозможно сделать придомовую территорию усадьбы привлекательной и аккуратной, без создания дорожек и установки бордюров. Если тротуар сложной геометрической формы, купить готовые изделия будет довольно непросто, в этом случае лучше изготовить монолитные изделия на месте ручным способом или с применением специальной машины.

Такие конструкции очень надежные со сроком эксплуатации более 25 лет, способные вынести более 200 циклов замерзания/оттаивания, для них не требуется дефицитные и дорогостоящие материалы, а работы вполне можно выполнить домашнему мастеру самостоятельно.

фото 21655_2

Без бордюрных камней сегодня не обходится ни один проект благоустройства территории и строительства дорог городского или федерального значения.

Большинство дорожных и садовых бордюров изготавливаются в строгом соответствии с требованиями нормативной документации.

Для успешной сдачи объекта в эксплуатацию и долговечности возведённой конструкции, монтаж бордюров также должен удовлетворять нормативным требованиям и проводиться в соответствии с технологической картой.

Понятие укладки бордюрного камня

Монтаж бордюров – это комплекс мероприятий по:

  • разметке территории;
  • созданию искусственного основания;
  • установке штучных элементов отбортовки для пешеходных и автомобильных дорог, ограждений для газонов, грядок, клумб и малых архитектурных форм.

Технология установки бордюров зависит от категории объекта, массы и габаритов изделий, а также от объёма работ и грунтовых условий на площадке строительства.

Нормативные нормы монтажа поребриков

Монтаж бордюрных камней регламентируется требованиями следующих нормативных документов:

фото 21655_3

  • СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий». «Парки. Правила градостроительного проектирования территории». «Технический регламент. Благоустройство территорий у строящихся зданий и сооружений».

При реализации проекта капитального строительства, подразумевающего благоустройство территории или возведение автомобильной дороги повышенной категории ответственности, приёмочная комиссия ГАСН выписывает предписания и проверяет корректность монтажа каждого этапа, в строгом соответствии с перечисленными выше документами.

Правила и требования к процессу

Согласно указанным выше нормативным документам, при монтаже бордюров, должны выполняться следующие регламентные требования:

  • Все работы по оформлению ландшафтного дизайна должны вестись, согласно рабочему проекту.
  • Степень уплотнения искусственного основания при установке бордюров должна быть не менее 0,98.
  • Для фиксации бордюрного ряда требуется присыпка уплетённым грунтом, либо устройство бетонной подушки.
  • Работам по монтажу должна предшествовать геодезическая разбивка лицевого канта отбортовки с применением высокоточного оборудования. в данном случае, рекомендуется использовать приборы с привязкой к координатам со спутника.
  • Допустимый зазор между бортовыми камнями не должен превышать 3 – 5 мм, в зависимости от категории объекта.
  • Отклонение установленного бортового камня от проектных плоскостей должно быть менее 3%.
  • При строительстве дорог федерального, регионального или городского значения, бортовой камень должен иметь сертификат, удостоверяющий соответствие требованиям ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные. Технические условия».
  • Превышение бортового камня над поверхностью проезжей части должно быть не менее 100 – 150 мм для обеспечения безопасности пешеходов.

Помимо указанных требований, при монтаже бортовых камней необходимо соблюдать красные отметки вертикальной планировки, вне зависимости от природного рельефа местности. В ряде случаев, вместо отрывки траншеи, эта операция требует устройства насыпи с её последующим уплотнением.

Инструменты

Для монтажа бордюра с соблюдением всех перечисленных выше требований, потребуется следующий набор инструментов:

фото 21655_4

  • Нивелир с GPS датчиком для проведения геодезической разбивки.
  • Экскаватор с узким ковшом, либо набор штыковых лопат, в зависимости от объёма работ – для устройства траншеи.
  • Колышки с капроновыми шнурками для разметки территории.
  • Вибротрамбовка для уплотнения искусственного основания.
  • Бетоносмесительное устройство мобильного типа для замешивания постели из жёсткой цементно-песчаной смеси.
  • Линейка, с помощью которой производится разметка бортового камня перед раскроем.
  • Болгарка или циркулярная пила с алмазным диском для распила камня перед монтажом доборов.
  • Ручной, тандемный, электромеханический или гидравлический захват, с помощью которого бордюрный камень устанавливается точно в проектное положение после его транспортировки с паллеты.
  • Совковые лопаты для обратной отсыпки грунтового основания.
  • Резиновые молотки для корректировки бордюрного ряда, в случае незначительного нарушения геометрии при монтаже.

Инструменты должны быть исправны и готовы к работе. В случае строительства автомагистрали или протяжённой городской улицы, также понадобится тяжёлая грузоподъёмная или землеустроительная техника с требуемой производительностью.

Правильное устройство бортовых камней своими руками

При монтаже бортового камня, необходимо строго следовать предварительно составленной технологической карте:

  • Анализируется рабочий проект благоустройства территории или строительства дороги с тротуарами.
  • Выполняется геодезическая разбивка территории с фиксацией характерных точек изменения направления, и перепадов рельефа.
  • В землю забиваются колья из арматурной стали, между которыми натягивается шнурка, повторяющая лицевой кант будущего бордюра.
  • Разрабатывается траншея нужной глубины и ширины, предназначенная для монтажа отбортовки.
  • По дну траншеи насыпается слой песчано-гравийной смеси с проектной толщиной.
  • ПГС трамбуется до требуемой степени уплотнения – не менее 0,95 для садовых бордюров и от 0,98 для дорожных бортовых камней.
  • В отдельной ёмкости замешивается жёсткая цементно-песчаная смесь для формирования постели.
  • Раствор укладывается поверх уплотнённого слоя ПГС и разравнивается.
  • При наличии в проекте специальных требований, в теле раствора также монтируются продольные арматурные стержни.
  • Бордюрные камни фиксируются захватами и аккуратно укладываются в проектное положение.
  • Створ изделий корректируется резиновыми молотками до соблюдения заданной при геодезической разбивке линии.
  • На финальном этапе, отбортовка отсыпается слоем песка или другим сыпучим материалом.

Укладка дорожного полотна ведётся не ранее, чем через 1 – 2 суток после устройства бордюров, так как бетон постели должен набрать часть нормативной прочности.

Полная информация о процессе установки бордюров здесь.

Последствия нарушения технологии

В случае нарушения технологии во время монтажа бортового камня, возможно наступление следующих негативных последствий:

фото 21655_5

  • Недостаточно уплотнённое искусственное основание приводит к осадкам камня со временем.
  • Отсутствие постели из цементно-песчаной смеси может вызвать вывал отдельных камней и их крен.
  • Некачественная геодезическая разбивка, либо пренебрежение красными отметками повлекут за собой ошибки при укладке дорожного полотна и устройстве наружных сетей.
  • Применение металлических молотков вместо резиновых вызовут разрушение хрупких строительных материалов.
  • Устройство вместо слоя ПГС уплотнённого местного грунта может привести к его намоканию в паводковый перед и непредсказуемым осадкам.
  • Монтаж штучных камней без захватов значительно увеличивает время производства работ, а также способствует травматизму, так как, при ручной укладке, наблюдается нарушение техники безопасности.
  • Крайние бордюры перед установкой должны раскраиваться, согласно предварительно нанесённой разметке. Тот же вид работ производится, в случае необходимости устройства криволинейной бордюрной линии.

Все перечисленные выше дефекты и последствия неминуемо приведут к затратам подрядчика. В случае необходимости сдачи объекта государственной комиссии, может понадобиться полный демонтаж с повторным устройством бордюров.

Сколько стоит установка бордюров?

На рынке работает большое количество монтажных организаций, предлагающих услуги по монтажу бордюрных камней и комплексному благоустройству территории. Учитывая высокий уровень конкуренции, средние розничные расценки на данный вид работ по регионам примерно одинаковы и отражаются в следующей таблице:

Конечная стоимость определяется сметным расчётом и зависит от ряда сопутствующих факторов:

фото 21655_7

  • Удалённость объекта от города.
  • Наличие питающей кабельной линии в месте производства работ.
  • Общий объём монтажа.
  • Тип используемого бортового камня.
  • Необходимость привлечения тяжёлой строительной техники.
  • Категория объекта.
  • Наличие проекта.
  • Перепад высотных отметок.
  • Уровень грунтовых вод.
  • Качество грунтов естественного основания.
  • Наличие дополнительных требований проекта и пожеланий заказчика.

Помимо указанных выше критериев, на конечную цену также может влиять срочность работ, сезонность и внутренняя ценовая политика подрядной организации.

Заключение

Монтаж бордюрных камней – это ответственная работа, которая требует досконального выполнения всех требований проекта и нормативной документации. Монтажу отбортовки предшествует детальная геодезическая разбивка и устройство искусственного основания, уплотнённого до степени 0,95 – 0,98.

При установке камней, требуется механический или электрический захват, чтобы точно позиционировать подошву изделия в предварительно подготовленную постель из цементно-песчаной смеси. Бордюрный ряд должен быть жёстко зафиксирован в грунте и прижат дорожным плотной. Работы по устройству проезжей части и тротуара следует начинать не ранее набора прочности бетона, в котором фиксируется бортовой камень.

фото 19729_1

Бортовой камень или бордюр используется для ограждения различных объектов или для разделения зон с разным покрытием.

Бетонные бордюры наиболее популярные – они могут быть тротуарными или дорожными, иметь плоскую форму и разные размеры.

Для установки бортового камня потребуется изучить технологию, а также подробнее ознакомиться с процессом монтажа, необходимыми инструментами и оборудованием.

Материалы для монтажа бордюров

Чтобы самостоятельно установить бордюры необходимо подготовить расходные материалы и инструменты. Для начала о расходных материалах. Из них понадобятся:

фото 19729_2

Веревка. Используется для того, чтоб на начальном этапе произвести разметку. С помощью измерительных приборов натягивают шнур, закрепляя его на колышках.

Бетонирование: норма расхода

Одним из важных компонентов среди расходных материалов является бетон. Установить бортовой камень можно как на цементно-песчаный раствор, так и на бетон с созданием бетонного замка. Этот вариант считается наиболее надежным.

В качестве бетона используют материал с характеристиками:

  • класс В15;
  • марка М200;
  • морозостойкость F200.

Бетонная смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473-2010 по характеристикам удобоукладываемости, плотности, температуры, пористости и объема вовлеченного воздуха. Также не стоит забывать о норме расхода при укладке бортового камня. Она рассчитывается по коэффициенту 0,593 на 100 погонных метров материала.

Инструменты и приспособления

Чтобы установить готовые бетонные бордюры нужно подготовить инструменты:

фото 19729_3

Строительный уровень. Должен иметь длину не менее 1,5-2 метров.

Оборудование и механизмы

Наиболее очевидный и требуемый механизм для установки бортового камня – бетономешалка. Она поможет при замешивании бетонной смеси и цементно-песчаного раствора. Бетономешалку легко использовать на строительной площадке – она значительно упрощает процесс замешивания разных составов.

Также может потребоваться специальный захват для бордюров. Его называют «зацеп для бордюрного камня». Он предназначен для подъема камня, так как один камень может весить до 95 кг. Существует захват поперечного и продольного типа.

При выборе данного оборудования стоит обратить внимание на его грузоподъемность – она должна быть больше или соответствовать тому весу камня, который будет у выбранных бордюров. Также стоит обратить внимание на расстояние самого захвата – бортовой камень должен уместиться внутри зацепа.

Порядок действий

Чтобы процедура монтажа прошла правильно, рекомендуется придерживаться алгоритма. Инструкция подразумевает поэтапное выполнение нескольких задач.

Выкапывание траншеи

фото 19729_4

Перед тем, как выкопать траншею, рекомендуется провести разметку для бордюров. Для этого используют колышки и шнурок. Колья вбивают через каждые 1,5-2 метра, между ними натягивают нитку или шнурок.

Нить должна быть натянута туго, что в будущем обеспечит ровную укладку бортового камня.

Траншею копают для того, чтобы надежно закрепить в ней бордюры и предотвратить их расшатывание в окопе. Расшатывание зачастую возникает из-за температурных перепадов.

Глубину траншеи можно вычислить самостоятельно: для этого достаточно знать толщину подстилающей подушки и высоту бордюра, а также желаемую высоту выступа бордюра над землей.

Ширина траншеи должна быть такой, чтобы в нее вмещался бордюр, а также сбоку оставалось по несколько сантиметров для укладки бетона.

Например, если бордюр имеет размеры 500х210х40 мм, то глубина траншеи должна быть 24 см, при этом толщина подушки из бетона составит 3 см, а ее ширина – 6 см.

Подготовка раствора для закрепления

Когда траншея выкопана необходимо ее подготовить под установку бортового камня. Для этого траншею очищают от мусора, грязи. Также необходимо утрамбовать днище окопа с помощью виброплиты.

Затем уже подготавливают бетонную смесь и другие материалы. На дно окопа укладывают геотекстиль, который послужит препятствием для прохождения корней и растительности. Затем происходит процесс отсыпки щебня, после этого его разравнивают и уплотняют виброплитой. Толщина слоя щебня составляет около 10 см.

На конечном этапе подготавливают раствор для заливки. Для этого можно использовать сухую бетонную смесь, которую разводят водой в соответствующих пропорциях. Раствор должен быть густым, следовательно, воды в нем должно быть минимальное количество. Толщина такого бетонного слоя – в пределах 5-7 см.

Монтаж по уровню

фото 19729_5

Монтаж бортового камня осуществляется строго по натянутому шнуру и по строительному уровню. Именно поэтому лучше брать длинный инструмент, чтобы он захватывал сразу несколько бордюров.

Участок, на котором устанавливают камень, может иметь уклоны. Неровности учитывать, так как возможен перекос. В будущем придется переделывать почти всю работу, а это дополнительные затраты.

Небольшими кучками бетон укладывают в траншею, по линии установки и в тех местах, где будут стыки. На такие бетонные «возвышенности» устанавливается бортовой камень. На данном этапе также можно воспользоваться клещами или зацепами.

Величина зазоров между изделиями должна составлять 1-3 мм. Бордюры выравнивают и корректируют их положение с помощью резинового молотка – такой инструмент бережно воздействует на камень, не раскалывая его при ударе.

Бетонирование

Когда бортовой камень выставлен, приступают к его бетонированию и созданию обойм. По бокам от бордюра на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку. Ее заливают бетонной смесью. Бетонная смесь должна полностью войти в пространство под бортовым камнем и заполнить его.

Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 изделий. Такая технология распределения бетона по двум сторонам называется «бетонным замком».

Опалубку снимают через несколько дней после бетонирования, чаще через 2-3 дня. Далее выполняют затирку с помощью смоченного в воде песка или цементного раствора марки М100. Таким образом, камень оказывается надежно зафиксированным со всех сторон.

Засыпка после застывания бетона

Когда бетон полностью застыл, участки вокруг камня разравнивают. Их засыпают песком или щебнем. Стоит отдельно отметить процесс подрезки бортового камня, делают это с помощью болгарки. Подрезать изделие необходимо при изгибах или поворотах.

Вместо болгарки можно использовать гильотину для колки камней, однако она считается более узкоспециализированным инструментом и чаще применяется в бригадах рабочих.

Возможные трудности и ошибки

В процессе работы могут возникать сложности и некоторые ошибки. Несколько нюансов работы:

фото 19729_6

  • на прямых участках укладку изделий нужно осуществлять впритык;
  • если присутствует большой радиус изгиба, то бордюры устанавливают без подрезки торцов;
  • если поворот крутой и дугообразный, то торцы нужно подрезать у обоих соседних камней;
  • процедура укладки камня должна быть произведена не позже, чем за 3 дня до начала мощения дорожек.

Одна из ошибок начинающих мастеров – неверное приготовление раствора и несоблюдение пропорций. Такое нарушение может привести к получению слишком жидкого или густого раствора, который не подойдет для создания бетонного замка.

Последствия

Если вовремя не обнаружить нарушения, то они приведут к серьезным последствиям. Например, бортовой камень со временем может расшататься, выпасть из бетонного основания.

Это говорит о том, что смесь из бетона или раствор были приготовлены неверно или уложены не по технологии. Если же установить изделие не по уровню, то перекосы и деформации будут заметны уже в первый месяц, что также приведет к расшатыванию.

Заключение

Установка бетонных бордюров необходима не только при дорожных работах и укладке асфальта, эта процедура также используется, когда выполняется мощение садовых дорожек.

Для работы подбирают необходимые инструменты и оборудование, часто процедуру выполняет сразу несколько человек. Важно устанавливать камень строго по уровню, чтобы в дальнейшем не было перекосов и расшатывания изделий.

Скоростная укладка монолитных цементобетонных бордюров, водостоков, барьеров, как и скоростная укладка асфальтобетонного покрытия, пришла с американского континента. Хотя американские технологии в дорожном строительстве у нас не очень приживаются, скоростная укладка бетонных профилей предлагает весомые преимущества и ее проще реализовать, чем укладку дорожного покрытия.












Смысл этой технологии в том, что бетоноукладчик, или бордюроукладчик, со специальной скользящей опалубкой, или формой, прямо на месте формирует готовый монолитный цементобетонный профиль, не требующий дальнейшей обработки, с высокой скоростью. Таким образом, за счет максимальной механизации устраняется большой объем ручной работы, как при укладке готовых железобетонных элементов, и упрощается логистика. Однако при этом возрастают требования к составу цементобетонной смеси, ведь ограждение не проходит термообработку и должно в естественных условиях набрать прочность не ниже, чем у ЖБИ промышленного производства.

«Малые формы» – бордюры и водостоки – выполняются без армирования, «большие» – барьеры высотой до 2 м на разделительной полосе – с армированием. Невысокие барьеры также могут выполняться без армирования. Затем на ограждении нарезают температурные швы. Цементобетон подвозят автобетоносмесителями с ближайшего стационарного ЦБЗ либо готовят на месте с помощью мобильного ЦБЗ.

Самое узкое место в этой технологии – рецептура цементобетонной смеси. Как правило, на подбор правильной рецептуры методом проб и ошибок уходит 7–10 дней. Состав зависит от многих факторов – геометрических параметров профиля, климатических условий и качества цемента, которое меняется не только от производителя к производителю, но и в течение сезона. В состав смеси включают присадки для контроля ее текучести. Присадки производят на территории России, но строители, уже имеющие опыт работы с бордюроукладчиками, рекомендуют использовать импортные присадки, более качественные и стабильные по составу. Это недостаток отнюдь не производственных технологий отечественных производителей.

Опыт строительства монолитных профилей российскими строительными организациями сравнительно невелик, но результаты обнадеживают. Интерес к этой технологии есть, но основными препятствиями к ее распространению называют то, что на нее не разработана нормативная документация и это как бы затрудняет ее использование при проектировании, а также то, что эта технология входит в противоречие с экономическими интересами хорошо развитой отрасли железобетонных изделий.

Технология американская и все оборудование производится в США. Лидер отрасли – компания GOMACO Corporation (шт. Айова, Средний запад США). На мировом рынке бетоноукладчиков ее доля достигает 70% и 75–80% в США, Канаде и Мексике. В Россию технику GOMACO поставляет компания «КВИНТМАДИ» (Московская обл.).

У GOMACO самая широкая в отрасли гамма бетоноукладчиков монолитных профилей. На российский рынок поставляют шесть базовых моделей, для каждой из которых предусмотрен широкий выбор комплектаций. Эти шесть моделей можно разделить на три группы.

Группа компактных бордюроукладчиков «малых форм» состоит из трехгусеничных моделей GT-3200 и GT-3400, предназначенных для устройства бордюров и водостоков.

Бордюроукладчик GT-3200 предназначен для укладки бетонного бордюра и водосточного лотка шириной до 1000 мм с радиусом до 610 мм. Машина оснащена тремя гусеничными движителями на гидравлических опорах, с помощью которых регулируется высота бетонного профиля, фрезерным профилировщиком, который готовит основание под бетонный профиль, сменной скользящей формой, или опалубкой, двумя вибраторами с гидприводом для осаживания бетонной смеси. Смесь подается из автобетоносмесителя на конвейер и по нему в загрузочный бункер.

Бетоноукладчик GT-3200 можно использовать для устройства тротуаров или любых других дорожных покрытий шириной до 1,52 м. Для этого правую гусеничную опору выдвигают гидроприводом в сторону и монтируют между гусениц скользящую форму. Машина управляется как с поста оператора, так и с выносного пульта. Курс машины и бетонный профиль выдерживают с помощью электронной системы. На бетоноукладчике GT-3200 установлены два преобразователя заданного курса. При входе в поворот бетоноукладчика машинист с помощью тумблера переключается с преобразователя 1, расположенного перед скользящей формой, на преобразователь 2, находящийся впереди в контакте с копирной струной. Модель GT-3200 поставляют также с колесными движителями. Транспортировочная ширина машины – 2590 мм.

Компактная модель GT-3400 конструктивно значительно отличается от GT-3200 и насыщена электроникой. Для нее основной способ управления – с помощью беспроводного дистанционного пульта. Согласование и контроль работы систем и механизмов выполняет целая операционная система G21, собственная разработка GOMACO. Система управляет профилированием, поворотами с помощью всех трех гусениц, переходом на уклоны, реверсированием. Система работает с копирной струной и другими, более развитыми системами нивелирования.

С помощью стандартной скользящей формы модель GT-3400 укладывает бордюр с водосточным желобом шириной до 610 мм. По заказу поставляют формы для устройства бордюров, желобов, разделительных барьеров, парапетов и тротуаров.

Среднеразмерная группа представлена моделями GT-3600 и новой бюджетной моделью 4400. Их область применения – укладка бордюров и водосточных желобов, тупиков, ограждений, парапетов мостов высотой до 864 мм, тротуаров, пешеходных дорожек и плоских бетонных покрытий шириной до 3,05 м. Машины отличает запатентованная конструкция рабочих органов для одновременного профилирования основания и укладки бетона. Уникальная конструкция, множество датчиков и микропроцессорная система управления G21 позволяют с помощью бетоноукладчика автоматически устраивать монолитные бетонные конструкции с минимальным радиусом кривизны 610 мм. С помощью дополнительных устройств высоту бетонирования можно довести до 1270 мм.

В «старшей» группе модели Commander II и Commander III – мощные и сложные машины. С помощью сменных скользящих форм их можно подготовить к укладке бетонных профилей и покрытий слева и между гусениц.

Двухгусеничный бетоноукладчик Commander II с помощью стандартной формы укладывает бордюр с водостоком шириной до 914 мм, а с помощью формы, установленной между гусеницами, выполняет укладку покрытия на ширину до 2,13 м. Для устройства барьеров и парапетов устанавливают сменные формы. Машина способна описывать радиус 1,52 м.

Топ-модель Commander III укладывает монолитные бетонные конструкции со скоростью до 13,3 м/мин в трехгусеничной конфигурации и со скоростью до 22 м/мин в четырехгусеничной. Базовая комплектация – трехгусеничная, но машину можно перевести в четырехгусеничную конфигурацию, установив ее на специальную телескопическую раму и переставив на нее гусеничные опоры, добавив к ним четвертую. В четырехгусеничной конфигурации машина укладывает покрытие шириной до 6 м вместе с бордюром с одной стороны.

Трехгусеничная машина отличается исключительной маневренностью благодаря повороту и перемещению в поперечной движению плоскости всех гусениц. В стандартной комплектации ее оснащают скользящей формой для укладки бордюра и водостока шириной до 914 мм. По заказу поставляют сменные формы для устройства тротуаров, бордюров, барьеров высотой до 2,2 м, водосточных желобов и ирригационных каналов, а также специального оборудования, например, для отделки поверхности барьера.

Бордюроукладчики компании Power Curbers Inc. (шт. Северная Каролина, Восточное побережье США) российским пользователям поставляют несколько компаний, в том числе «СервисКранТехника» (Москва). Power Curbers выпускает популярную трехгусеничную модель 5700-С для укладки бордюров, водостоков, велосипедных дорожек, барьеров и парапетов. Это достаточно серьезная машина для крупных проектов.

Гусеничные движители размещены на регулируемых по высоте опорах. Поворот выполняется как с помощью всех трех гусениц (опция), так и только передней гусеницы (стандарт).

Стандартная конфигурация предусматривает левостороннюю укладку. По заказу компания поставляет машины с возможностью переноса рабочего оборудования на правую сторону, который занимает 3–4 ч. Боковая консоль с гидроприводом позволяет регулировать положение скользящей формы на 610 мм по горизонтали и 406 мм по вертикали. Заказные скользящие формы позволяют укладывать парапеты и барьеры высотой до 1,72 м и V-образные водостоки шириной до 1,8 м и глубиной до 0,6 м. При использовании специальных вставок для правой гусеничной опоры и скользящей формы между гусеницами укладывают покрытие шириной до 3 м.

Бетонная смесь выгружается из автобетоносмесителя на шнековый транспортер и далее в загрузочный бункер. Основание под бетонный профиль готовит фрезерный орган с рабочей шириной 1,07 м и рабочей глубиной 25–50 мм. Предусмотрена возможность перемещать фрезу на 2 м по горизонтали и убирать ее под машину, когда в ней нет необходимости.

Компания разработала широкую гамму дополнительного оборудования – фрез и скользящих форм для выполнения специфических работ.

Компания CLS Products USA (бывш. Curb Appeal International, шт. Орегон, Северо-Запад США) предлагает колесные бордюроукладчики для механизации укладки «малых форм» – бордюров, водостоков, дорожек и тротуаров – в городском и коттеджном строительстве. При этом размеры объекта могут быть значительными. Московская компания «Прогрессбилд» поставила такую машину в Сочи на строительство олимпийских объектов.

Сегодня CLS поставляет на рынок две модели – CLS200 (прежнее наименование РС200) и CLS600 (прежнее наименование РС600), модель РС400 снята с производства. Бордюроукладчик CLS200 способен укладывать бетонный профиль размером 36х36 см, модель CLS600 – размером 91х61 см. Скорость укладки – до 9 м/мин. Радиус поворота CLS200 – 46 см, CLS600 – 61 см.

Несмотря на компактность, машины оснащены современными системами нивелирования и контроля. Нивелирование выполняется в основном по копирной струне. Работа может вестись как в ручном, так и в автоматическом режиме.

Компания VT LeeBoy (шт. Северная Каролина) выпускает целое семейство компактной техники для дорожного строительства, в том числе бордюроукладчик LBC-24W. Трехколесная машина предназначена для укладки бордюра, водосточного желоба или дорожки шириной до 1,2 м и высотой до 0,61 м с минимальным радиусом закругления 0,61 м с помощью сменных скользящих форм. Смена форм быстро выполняется благодаря специальным креплениям.

Машина приводится в движение двигателем Kubota мощностью 32,8 кВт. Привод хода на все три колеса и рабочих органов гидростатический. Нивелирование выполняется с помощью копирной струны. Поставками техники LeeBoy в Россию занимается питерская компания «БЭСТ Техник».

Таким образом, сегодня на российском рынке представлены практически все американские производители бордюроукладчиков, и российские строители могут выбрать модель, подходящую по характеристикам их задачам – от масштабных проектов до малоэтажного строительства. Технология скоростной укладки бетонных профилей предлагает существенные преимущества и постепенно станет распространяться, если, конечно, будет расти строительный рынок.

Читайте также: