Устройство больничного лифта с распашными дверями

Обновлено: 15.05.2024

Больничный лифт - это разновидность грузопассажирского лифта, который устанавливается в медицинских учреждениях. В любой современной больнице есть лифт, без которого сложно представить работу медперсонала.

Больничные лифты, устанавливаемые нашей компанией, очень удобны для людей с ограниченными возможностями и для больных, которые находятся на стационарном лечении.

Лифты обеспечивают качественный и надежный сервис в медицинских учреждениях, санаториях и домах престарелых. От больничного лифта зависит жизнь человека, поэтому при установке лифтового оборудования в лечебно-профилактических учреждениях должны быть учтены все требования, которые предъявляются к перевозке больных на медицинских тележках - каталках и на инвалидных колясках, в том числе с сопровождающим персоналом.

Больничный лифт устанавливается в металлокаркасную шахту, но при этом не требуется машинного помещения и специальных комплектующих. Любой обученный персонал легко сможет обслуживать данное оборудование, но не закодированное кодовым замком.

Кабины лифтов для больниц устанавливаются с различным расположением автоматических дверей либо с проходной кабиной, либо непроходной. В стандартном варианте для изготовления кабины больничного лифта требуются стены, двери, и потолок из сертифицированной нержавеющей стали, полимерное безопасное покрытие на пол лифта с хорошими гигиеническими свойствами, на потолке кабины должны быть установлены точечные светодиоды с минимальным потреблением электроэнергии и длительным сроком службы. Звуковые и световые индикаторы, кнопки вызова разрабатывается с учётом эксплуатации лифта людьми, с такими ограниченными возможностями, как нарушение работы органов слуха и зрения.

Самыми важными требованиями являются большие размеры проходных дверей и кабины лифта. Кабина больничного лифта должна вмещать одного пациента на больничной тележке-каталке с сопровождающим персоналом. Ширина двери кабины, должна позволять свободно закатывать больничную каталку. Особое внимание также уделяется максимальному снижению вибрации при перемещении лифта. Это очень важный показатель, который содействует комфорту и безопасности, как пациентов, так и медперсонала. Если кроме перевозки больных, лифтом пользуются посетители больниц, то может быть установлен режим приоритета вызова кабины. Для выхода из лифта в экстренных случаях используется трап. Инфракрасные датчики, установленные вблизи кабины предотвращают закрывание дверей, когда вблизи находятся люди.

К основным преимуществам больничных лифтов относится: снижение энергопотребления за счет использования безредукторного привода, бесшумность, долговечность, плавность хода, высокая точность остановки, отсутствие масла в системе, отсутствие машинного и блочного помещения, при отключении электричества - возможность прибытия на ближайший этаж и обеспечение открывания дверей, а также отсутствие необходимости смазки деталей и частого обслуживания.

Больничные лифты относят к группе специальных лифтов. Главные требования — это безопасность, износоустойчивость и способность работать в экстренных условиях!

Если Вам интересно, что необходимо знать о эксплуатации и обслуживании больничного лифта, каким требованиям по ГОСТу он обязан соответствовать, чем отличается от других видов подъемного оборудования, тогда эта статья для Вас.

История больничного лифта в нашей стране началась в 1955 году. Его разработкой занялись ВНИИПТМАШ и «Союз Лифт». Созданный подъемник перевозил вес 500 килограмм. Модельный ряд представленный на рынке сегодня, значительно шире, разнообразные размеры и техническое оснащение удовлетворят любые пожелания.

Наделенный целым рядом специфических отличий, больничный лифт в поликлинике стал своеобразной разновидностью грузопассажирского подъемника. Высокий уровень безопасности оборудования позволил устанавливать лифты в больницах, в детских отделениях, оздоровительных центрах, родильных домах, лабораториях.

Отличия от пассажирских

Специфическая сфера применения, обеспечила подъемники рядом опций, среди которых:

При вызове подъемника медперсоналом, не реагирует на остальные запросы.

Снижает расход электроэнергии, создает плавность движения, уменьшает уровень шума в процессе эксплуатации.

Яркость регулируется в соответствии с потребностями.

Обязательно наличие аккумулятора, позволяющего доехать до этажа.

Позволяет подключить медицинское оборудование.

Пол покрыт антискользящим покрытием, стены изготовлены из нержавеющей стали обладающей гигиеническими свойствами.

Обеспечивают удобное размещение пациента на каталке, медперсонала.

Типы дверей

Двери больничных лифтов обладают широким проемом от 0,9 до 1,5 метров, возможностью использования автоматического и ручного привода. В зависимости от механизма открывания бывают: распашными, раздвижными.

Раздвижные

Раздвижные двери лифта находясь в плоскости исходного положения, осуществляют перемещение по направляющим, позволяя экономить пространство. Чем больше количество створок, тем меньше пространства занимается.

Раздвижные двери бывают:

  • Одностворчатые
  • Двустворчатые
  • Многостворчатые

Распашные

Распашная дверь больничного лифта поворачивается на петлях. Створки кабины открывается вручную, шахты, могут открываться автоматически.

Распашные двери делятся на:

Разновидности больничных лифтов

Подъемники обладают высокой грузоподъемностью от 500 до 2500 килограмм. Существующие отличия позволяют говорить о двух разновидностях подъемного оборудования.

Пассажирский малогрузовой

Данная модель пассажирского лифта оптимально подходит небольшим медицинским учреждениям. Створки подъемника открываются вручную.

Грузоподъемность

Лифт больничный перемещающий вес 500 кг, способен перевозить 6 пассажиров или 1 больного на тележке с медицинским персоналом.

Габариты

Большой грузопассажирский

Больничный грузовой лифт оснащен автоматическими дверьми. Кабина грузового лифта в больнице бывает проходной, непроходной.

Грузоподъемность

Учитывая требования конкретного медицинского учреждения, грузоподъемность больничного лифта бывает: 630, 1000, 1275, 1600, 2000, 2500 кг, возможны иные варианты.

Габариты

Габариты больничных лифтов существенно отличаются. Однако, основными остаются следующие: 110х210, 120х230, 140х240 сантиметров. Стандартные размеры проемов: 90, 110, 120, 130 сантиметров.

Сравнительная таблица пассажирского малогрузового и большого грузопассажирского подъемника

Перевозимый вес
(килограмм)
Габариты
(см)
Дверной проем
(см)
Автоматические створки Проходная кабина
Пассажирский малогрузовой 500 140х243 113 нет да
Большой грузопассажирский 630-2500

ГОСТ и другие отличиям

Относясь к категории специальных, больничный лифт имеет жесткие требования работы.

Требования по ГОСТу 22011-95 представлены в таблице

Скорость Рабочая
температура
Влажность воздуха Вентиляция Уровень звука в кабине
0,5 - 1,6 м/с +1. +55 естественная
принудительная
55 - 60 дБ

Кроме общих правил ГОСТ 22011-95, есть ряд неофициальных. К ним относятся:

Аккумулятор обеспечивает работоспособность подъемника. Система обладает несколькими уровнями защиты.

Точность остановки на этажной площадке находится в пределах ±15мм.

  • Доступность для маломобильной части населения

Увеличен интервал закрытия створок, помогающий пациентам на костылях, инвалидных колясках, каталках без проблем войти, выйти.

Эксплуатация больничных лифтов

Сбой при эксплуатации является чрезвычайной ситуацией. Лифт проходит постоянные проверки, контролируется работоспособность оборудования. Простой не допускается. Пользоваться лифтом в больнице имеет право медицинский персонал, лифтер. Кроме этого, лифтер обязан следить за состоянием подъемника, помогать транспортировать больных. При обнаружении неисправности, оператор, в максимально сжатые сроки, обязан проинформировать электромеханика.

Производители

Подъемники и лифтовые запчасти к ним производят российские и зарубежные компании.

На грузовых и больничных лифтах используют электромагнитную отводку с горизонтальным перемещением якоря типа ЭМО-1 (рис. 2.71). В ее состав входят электромагнит 1, к якорю которого прикреплены рабочая линейка 2, две резиновые гофрированные манжеты 3 и пружина, находящаяся внутри электромагнита.

Во время движения кабины электромагнит 1 включен, якорь втянут, а линейка 2 отведена влево. При подходе кабины к этажу остановки с обмотки электромагнита 1 снимается напряжение, вследствие чего пружина выдвигает якорь и закрепленную на нем рабочую линейку вправо. Рабочая линейка отодвигает ригель шпингалетно-ригельного замка (рис. 2.72).

В грузовых малых лифтах для отпирания шпингалетно-ригельного замка применяется неподвижная отводка, представляющая собой рабочую линейку. При движении кабины неподвижная отводка поочередно отпирает замки дверей шахты на всех попутных этажах. При скатывании ролика ригеля с отводки, шпинга-летно-ригельные замки вновь запираются с помощью пружины 7.

При остановке кабины на этаже, на который она была вызвана или направлена по приказу, электромагнитная отводка, воздействуя на ролик 7 (см. рис. 2.69), поворачивает рычаг 8 по часовой стрелке. Рычаг

При нажатии пассажиром на ручку 10 неавтоматического замка рычаг 9 передвигает засов 1 влево. Засов 1 выходит из отверстия автоматического замка и перестает воздействовать на выключатель 6, который размыкает цепь управления лифтом. Оба замка открыты, и дверь можно распахнуть. При этом створка двери перестает воздействовать на шток 2, который пружина выдвигает влево, и выключатель 3 размыкает цепь управления лифтом.

При закрывании двери шахты скос створки утапливает шток 2 автоматического замка.

В этот момент замыкается электрический контакт выключателя 3, контролирующего притвор двери шахты.

Засов 1 неавтоматического замка входит в отверстие автоматического и замыкает электрический контакт выключателя 6, контролирующего запирание двери неавтоматическим замком. Цепь управления лифтом замыкается, и лифт находится в ожидании приказа или вызова. При нажатии кнопки приказа или вызова электромагнитная отводка перестает воздействовать на ролик 7 автоматического замка, и возвратная пружина поворачивает рычаг 8 против часовой стрелки. Рычаг 8 передвигает ригель 5 влево, и последний входит в отверстие неавтоматического замка. При этом замыкаются контакты выключателя 4, контролирующего запирание двери шахты автоматическим замком. Двери шахты в этом случае открыть невозможно, так как ригель 5 фиксирует рычаг 9 неавтоматического замка.

Все электрические контакты выключателей дверей шахты задействованы в электрической схеме лифта и обеспечивают невозможность пуска или движения кабины с открытыми или незапертыми дверями.

Распашные двери шахты больничных и грузовых лифтов могут оборудоваться шпингалетно-ригельными замками (рис. 2.72).

Шпингалетно-ригельный замок является неавтоматическим и устанавливается на створке двери. В его состав входят металлический корпус; шестерня 4, соединенная с рукояткой, предназначенной для открывания двери; две зубчатые рейки, каждая из которых соединена со шпингалетом 1. На верхней штанге предусмотрен упор 2 для запирания двери ригелем 5. На шпингалетах 1 установлены пружины 3, создающие усилия для перемещения штанг по вертикали.

На портале размещены ригельный замок и выключатель 6. Ри-гельный замок является автоматическим и состоит из ригеля 5, системы рычагов, ролика 8 и пружины 7, создающей усилие для перемещения ригеля в сторону запирания двери.

При закрытой двери шпингалеты 1 выдвинуты и проходят в отверстия в верхнем и нижнем уголках портала. Верхний шпингалет 1 воздействует на выключатель 6, электрический контакт которого замыкается. При пуске кабины электромагнитная отводка, установленная на ней, освобождает ролик 8 ригеля 5; последний заходит под упор 2 верхнего шпингалета 1, запирая дверь. Выход ригеля 5 может контролироваться выключателем.

После остановки кабины на этаже отводка, воздействуя на ролик 8, передвигает вправо ригель 5, освобождающий упор 2 шпингалета 1. Дверь можно открыть поворотом ручки шпингалет-ного замка. При этом шпингалет выходит из отверстий в портале и перестает воздействовать на выключатель 6, контакты которого размыкают цепь управления лифтом.

В лифтах зарубежного производства двери и замки имеют другие конструкции. В некоторых моделях импортных лифтов применяются распашные двери, которые закрываются автоматически при помощи механических устройств.

Распашные двери шахты лифта - часть 2

Рис. 2.71. Электромагнитная отводка с горизонтальным перемещением
якоря типа ЭМО-1:
1 — электромагнит; 2 — линейка; 3 — резиновые гофрированные манжеты

Распашные двери шахты лифта - часть 2

Рис. 2.72. Шпингалетно-ригельный замок дверей шахты грузовых лифтов:
1 — шпингалет; 2 — упор; 3, 7 — пружины; 4 — шестерня; 5 — ригель; 6 — выключатель; 8 — ролик

Больничные лифты


Больничные лифты – это разновидность грузопассажирского лифта с кабиной большего размера, чтобы в нее помещалась больничная каталка с пациентом и сопровождающим медиком.

Кроме этого условия, к больничным лифтам предъявляется еще множество требований.

Больничные лифты – самая сложная категория подъемных механизмов, в которой необходимо сочетать множество характеристик и возможностей лифтового оборудования.

Любой недочет в производстве или монтаже больничного лифта может негативно отразится на здоровье пациента, проезжающего в нем и даже стать угрозой для его жизни.

Исходя из этого, больничная лифты самая технически оснащенная, качественная и надежная категория подъемного оборудования в целом.

Обязательными условиями, которые необходимо учитывать в производстве и монтаже больничных лифтов, являются следующие:

- увеличенный размер кабины. Как правило, они составляют от 1,1 до 2 метров - ширина кабины, и от 2,1 до 2,5 метров – ее длинна. При этом четких ограничений по размерам кабины не существует, она может быть изготовлена большего или меньшего размера, в зависимости от требований заказчика.

- повышенная грузоподъемность. Кроме пациентов и медперсонала, больничные лифты предназначены для перевозки инвалидных кресел, каталок и медицинского оборудования, которые могут иметь большой вес. Грузоподъемность больничных лифтов варьируется от 1000 до 1500 килограмм, но этот показатель может быть изменен в меньшую или большую сторону, по желанию заказчика.

- большой размер входного проема, обуславливается легкостью и беспрепятственностью проникновения каталок или инвалидных кресел любого размера вместе с пациентами. Дверной проем в больничных лифтах, как правило, насчитывает от 0,9 до 1,5 метров.

Кроме очевидных требований, больничные лифты обязаны обладать рядом необходимых условий.


Одним из обязательных условий является возможность работы при отключении электропитания. Вероятность застревания человека в пассажирских лифтах допускается, так как значительного вреда для человека это не принесет, только дискомфорт от нахождения в замкнутом пространстве, так как не всегда есть возможность срочной эвакуации.

В больничных лифтах категорически не допускается возможность застревания человека. Так как даже кратковременное нахождение нездорового человека в замкнутом пространстве может существенно ухудшить состояние его здоровья. Если же пациент, которого перемещают в лифте ожидает срочной операции, то проволочки крайне недопустимы.


Исходя из этого, больничные лифты обязаны иметь возможность работы при отключении электропитания, чтобы транспортировать находящихся в кабине людей до нижнего или ближайшего этажа и выпустить их из кабины. Для этого подъемный механизм лифта снабжают специальным аккумуляторным блоком, от которого он начинает питаться при отключении электропитания. Обязательным условием для больничных лифтов является точность остановки кабины.

Неточная остановка кабины так же допускается в пассажирских лифтах. Так как для здорового человека не составляет труда преодолеть небольшую разницу в уровнях пола на этаже и в кабине лифта. Разница в уровнях пола кабины лифта и этажа в больничном лифтеможет негативно отразится на состоянии перевозимого пациента, так как будет являться препятствием для плавной перевозки, или же может сделать выезд из лифта невозможным.

Необходимым для больничных лифтов является отсутствие вероятности зажатия дверьми. Случаи зажатия являются недопустимыми, так как могут стоит нездоровому человеку ухудшением состояния или оказаться угрозой для его жизни. Чтобы не допустить такую возможность, больничные лифты обладают расширенным временем вхождения и выхода из кабины людей и снабжены специальными датчиками движения, чтобы двери не могли закрыться, если на их пути находится кто-то или что-то, например часть каталки или инвалидного кресла.

Немаловажным фактором является и внутреннее оснащение лифта, материалы его изготовления и дизайн. Больничные лифты должны обладать повышенной безопасностью и в плане гигиены, а значит должны быть изготовлены из безопасных материалов, пригодных для постоянной обработки и обеззараживания. Не допускается деревянное оформление больничных лифтов, так как дерево может быть источником антисанитарии и достаточно быстро изнашивается. Больничные лифты чаще всего изготавливаются из нержавеющей стали, которая должна иметь медицинский сертификат безопасности. Из стали изготавливаются стены, потолок и двери кабины. К полу лифта применяются отдельные требования. Покрытие должно быть прочным, безопасным с медицинской точки зрения, нескользким и износостойким. Пол должен выдерживать ежедневные, многократные поездки каталок и инвалидных кресел и при этом оставаться идеально ровным, так как каждая зазубрина или дефект могут сыграть решающую роль в здоровье пациента. Чаще всего для пола используется полимерное покрытие, обладающее хорошими гигиеническими характеристиками.

Больничный лифт обязан иметь очень плавных ход, быть бесшумным и не иметь вибрации на ходу, так как тряска может быть опасна для нездоровых людей.

К свету и звукам в больничном лифте так же предъявляются особые требования. Освещение должно быть надежным, ненавязчивым, безопасным и неярким, так как оно будет воздействовать напрямую на лежачих больных, глаза которых, так или иначе направлены вверх. Самым удачным вариантом освещения для больничных лифтов являются светодиоды.

Звуки вызова лифта, а так же его пребывания и остановок, должны быть нераздражающими, но при этом достаточно громкими, чтобы их могли услышать люди с ослабленным слухом.

Больничный лифт должен обладать поручнями, удобными для травмированных пациентов или инвалидов. Поручни должны располагаться на такой высоте, что бы ими могли воспользоваться люди, находящиеся в инвалидных креслах, и те, кто передвигается на костылях.


Больничные лифты могут быть проходными или не проходными. Это не обязательное условие для больничного лифта, но оно является очень желательным и удобным для перевозки больных и травмированных. Проходной лифт дает возможность уменьшить количество движений больничной каталки или инвалидного кресла, за счет наличия вторых дверей, через которые и будут выезжать граждане, что является благоприятным для множества пациентов. Это условие сокращает время пребывания в лифте, облегчает выход или выезд из него.

Лифты больничного типа используются в больницах, клиниках различной направленности, поликлиниках, санаториях, профилакториях, лечебницах, а так же косметических центрах, центрах красоты и массажных центрах.

Одним из очень важных условий для больничного лифта является режим приоритета, используемый для перевозки так называемых срочных пациентов.

Режим приоритета запускается врачом или медперсоналом во время срочной транспортировки пациента в операционную или реанимацию, так что во время движения лифта, для остальных граждан он недоступен. Лифт при этом не останавливается и не реагирует на другие вызовы, что обеспечивает максимально быструю доставку пациента до места назначения.

Для больничных лифтов, как правило, используют систему безредукторного привода, а так же саму конструкцию лифта без машинного отделения. В безредукторном приводе не используется масло, а так же существенно снижается энергопотребление, на 30-50%.


Отказ от машинного отделения дает возможность экономить пространство, которое для медицинских учреждений всегда является дефицитом, а так же экономить средства – такой вариант всегда имеет меньшую стоимость установки. Лифт без машинного отделения проще и быстрее обслуживать и ремонтировать в случае поломки.

Скорость больничного лифта всегда должна быть максимально высокой и при этом безопасной для проезжающих в нем людей.

Лифты в медицинских учреждениях обычно передвигаются со скоростью от 0,5 до 1,6 метров в секунду.

Кроме множества факторов, которые должны соблюдаться в производстве больничных лифтов в обязательном порядке, такие лифты должны в точности соответствовать ГОСТу 22011-95, а так же перед эксплуатацией проходить проверки в Федеральной службе по экологическому, Техническому, Атомному надзору, обладать мобильной обслуживающей командой, которая в кратчайшие сроки должна устранять неполадки в больничном лифте. Компания, производящая такие лифты, должна обладать множеством сертификатов и разрешений.

Поэтому необходимо крайне ответственно отнестись к выбору самого больничному лифта, и компании-производителя:
BLT
Hidral
HIRO LIFT
Hyundai Elevator
IGV
KLEEMANN
KONE
LiftingItalia
MONITOR
Nippon Elevator
ORONA
Otis Elevator
Schindler Elevator
Standard-Lift
ThyssenKrupp
Wellmaks
Карачаровский механический завод
Могилёвлифтмаш
Щербинский лифтостроительный завод
СитиЛифт
Космос Лифт

ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» один из основных производителей лифтового оборудования, который изготавливает самую широкую гамму лифтов и подъемников с электрическим и гидравлическим приводом. ОАО «ЩЛЗ» изготавливает самые надежные и качественные лифты, при этом разрабатывают новые конструкторские решения для обеспечения безопасности и надежности лифтов.

Специалисты Щербинского лифтостроительного завода стремятся к повышению качества оборудования и подъемников, обновляя станочный парк новым высокоточным оборудованием, внедряя передовые технологические процессы и дизайнерские решения.

Специалисты завода постоянно совершенствуют серийно-выпускаемую продукцию: пассажирские лифты, лифты без машинного помещения, лифты больничные (для лечебно-профилактических учреждений), пассажирские лифты и подъемники для инвалидов, различные грузовые и малые грузовые.

На сегодняшний день на заводе в серийное производство внедрены:

  • пассажирские лифты с применением регулируемых приводов на базе частотных преобразователей, источниками бесперебойного питания, фотобарьеров и вызывных кнопок с азбукой Брайля;
  • лифты без машинного помещения;
  • лифты для инвалидов и других мобильных групп населения;
  • линейка различных инвалидных подъемников;
  • подъемники для транспортирования автомобилей в многоэтажных гаражах;
  • сертифицированные двери шахты в противопожарном исполнении с различными пределами огнестойкости;
  • грузовые лифты во взрывозащищенном исполнении;
  • энергосберегающие технологии;

На Щербинском лифтостроительном заводе применяется линия порошковой окраски немецкой фирмы «Wurster» с окрасочной кабиной американской фирмы «Nordson». Используя данный метод окраски на заводе добиваются большей адгезии и толщины покрытия, снижая вероятность коррозии оборудования и продлевая срок его службы. Для изготовления деталей из листового материала используется передовое оборудование фирм «TRUMPF», на лазерных установках которой, изготавливаются детали толщиной до 20 мм с высокой точностью и качеством обрабатываемой поверхности, что позволяет значительно уменьшить трудоемкость и временные затраты на производство.

Сотрудничая с европейскими производителями промышленного оборудования, отбирая лучшие образцы технологических процессов, Щербинский лифтостроительный завод получает неоспоримое преимущество в производстве лифтов по сравнению со своими конкурентами.

Конструкторы Щербинского лифтостроительного завода разработали несколько вариантов лифтов для лечебно-профилактических учреждений с учетом всех требований, предъявляемых к перевозке больных.

Лифт с ручным приводом дверей, снабженный раздвижными створками с проемом двери 1200 мм, может иметь два исполнения – с проходной и непроходной кабиной.

Кабины больничных лифтов с автоматическим приводом дверей с проемом 950 и попарно телескопическими четырехстворчатыми дверями с проемом 1200 мм – особая гордость нашего предприятия. Данный лифт позволяет транспортировать лежачего больного с применением различных по ширине транспортных средств. Особенностью данного лифта является наличие режима приоритетного вызова кабин на любой этаж с целью перевозки больного в сопровождении медперсонала без выполнения попутных вызовов с площадок, мимо которых проходит лифт. При остальных режимах лифт работает как обычный пассажирский, установленный в лечебно-профилактическом учреждении.

Читайте также: