Установка противопожарных дверей бухгалтерский учет

Обновлено: 04.05.2024

Организация планирует установку пожарной сигнализации в здании. Ранее сигнализации не было. Расходы не будут возмещаться собственником здания, его разрешение есть, установка сигнализации только в проекте — пока не осуществляется.

Как учесть эти расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Можно ли их учесть как модернизацию?

Чтобы установить, относится ли установка пожарной сигнализации к отделимым или неотделимым улучшениям, необходимо определить, сможет ли организация демонтировать ее без ущерба для имущества арендодателя (объекта аренды). Это может установить, например, техническая комиссия, созданная из представителей сторон арендатора и арендодателя, оформив свое решение, например, актом или заключением.

Отделимые улучшения (собственность арендатора), которые будут использоваться в течение более 12 месяцев и стоимость которых свыше 100 000 руб., арендатор должен учитывать как амортизируемое имущество (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Если улучшения неотделимые и если меняются технико-экономические показатели ОС, появляются новые качества у здания, то вложения носят капитальный характер, то есть связаны с достройкой, дооборудованием, модернизацией здания, для которых одинаковые последствия по налогу на прибыль, также списание через амортизацию арендатором (абзац пятый п. 1 ст. 256 НК РФ).

Поэтому для целей амортизации не так важно, отделимый объект или нет (в любом случае производится арендатором) Однако если объект неотделимый, это свидетельствует о капитальном характере работ.

Здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей и т.д. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ)).

При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания, предназначенная для выполнения функций, в том числе функций обеспечения безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).

Согласно введению в ОКОФ, в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе сигнализационные сети.

Таким образом, с учетом положений п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ и введению в ОКОФ (также смотрите письмо Минфин России от 11.04.2013 N 03-05-05-01/11960 по налогу на имущество — содержит доводы о неделимости) и буквального их толкования система пожарной сигнализации может рассматриваться как неотъемлемая часть здания — недвижимого имущества.

При этом организация самостоятельно решает, какие расходы являются расходами на ремонт, а какие — капитальными вложениями в арендованные средства (письма Минфина России от 19.01.2009 N 03-03-07/1, от 18.11.2009 N 03-03-06/1/763, N 03-03-06/1/762, от 06.11.2009 N 03-03-06/2/215, от 20.10.2009 N 03-03-06/1/677, от 30.03.2009 N 03-03-06/1/197, от 16.10.2007 N 03-03-06/2/191).

Подробно о документах, которые помогут правильно квалифицировать произведенные работы, смотрите в материале: Энциклопедия решений. Учет капитальных вложений в виде неотделимых улучшений арендованных основных средств.

Затраты на приобретение и монтаж автоматических установок пожарной сигнализации учитываются в целях налогообложения прибыли в зависимости от стоимости таких установок (более или менее 100 000 руб).

Согласно абзацу 2 п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) и п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств учитываются в составе основных средств (далее — ОС).

Представители Минфина России придерживаются позиции, что капитальные вложения, произведенные арендатором в арендованный объект ОС, в любом случае (отделимые или неотделимые, возмещаемые или невозмещаемые) до их выбытия учитываются арендатором в составе основных средств. С учетом положений п. 29 ПБУ 6/01 под выбытием указанных капитальных вложений можно также понимать окончание договора аренды или возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений.

Смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 N 03-05-05-01/57901, от 17.09.2015 N 03-05-05-01/53344, от 01.04.2014 N 03-05-05-01/14322, от 19.02.2014 N 03-05-05-01/6958, от 15.01.2014 N 07-01-06/616, от 13.12.2012 N 03-03-06/1/651, от 03.11.2010 N 03-05-05-01/48, от 01.11.2010 N 03-05-05-01/46.

Если стоимость сигнализации составляет не более 40 000 рублей за единицу, она не включается в состав ОС (при условии, что соответствующий лимит установлен учетной политикой организации) и отражается в составе материально-производственных запасов (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01). Обычно стоимость таких активов списывается в состав прочих расходов единовременно (Дебет 91 «Прочие расходы» Кредит 10 «Малоценные ОС») с принятием на забалансовый учет для контроля.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие бухгалтерские проводки необходимо провести в учреждении при учете затрат по замене в здании обычных дверей на противопожарные? Какие документы необходимо оформить?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Затраты по замене в здании обычных дверей на противопожарные подлежат отнесению на расходы текущего финансового года. Стоимость здания при этом не подлежит изменению. В качестве самостоятельных объектов нефинансовых активов учет противопожарных дверей также не осуществляется.
Порядок документального оформления операций по ремонту основных средств нужно описать в учетной политике. Решение о проведении замены дверей может быть принято руководителем учреждения на основании предложений профильной комиссии или отдельных должностных лиц. Результат замены дверей оформляется актами в соответствии с условиями контрактов и договоров на проведение ремонтов, в частности акта КС-2.

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации противопожарные двери отдельно (до установки) в учреждение не поставляются: замена дверей производится в рамках одного договора на оказание услуг. Соответственно, рассматривать их в качестве материальных ценностей, подлежащих установке, нельзя. Поэтому, исходя из положений пункта 99 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), учет дверей в составе материальных запасов до установки в данной ситуации не осуществляется.
В распоряжение учреждения после проведения подрядных работ поступают готовые к использованию противопожарные двери, установленные взамен обычных дверей. В такой ситуации встает вопрос о необходимости изменения стоимости здания на стоимость работ по замене дверей либо об учете дверей в качестве самостоятельных объектов.
С 2018 года действует стандарт "Основные средства", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства"). Методические рекомендации по его применению доведены письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237 (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 27 Инструкции N 157н установлено, что изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов либо их обесценении.
Дополнительно пунктом 27 СГС "Основные средства" установлено, что стоимость основных средств может меняться при замене его составных частей. При этом затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств, предусмотренных пунктом 8 СГС "Основные средства", то есть признания затрат активами.
В п. 6 Методических рекомендаций уточнено, что к рассматриваемому случаю не относятся затраты на осуществление работ на объекте основных средств, в результате которых не создаются объекты, признаваемые активами. И в частности указано, что затраты на работы по замене дверей относятся в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости объекта основного средства.
Исходя из данных положений можно сделать вывод, что в качестве самостоятельных основных средств учет противопожарных дверей не осуществляется.
Соответственно, затраты по замене в здании обычных дверей на противопожарные подлежат отнесению на расходы текущего финансового года. Стоимость здания при этом не меняется. Отметим, что информация о произведенной замене обоснованно может быть включена в информацию по зданию, в частности, в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Учитывая п. 137 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, операция по замене в здании обычных дверей на противопожарные отражается бухгалтерской записью:
Дебет 0 109 ХХ 225 (0 401 20 225) Кредит 0 302 25 000
- на основании акта выполненных работ отражена информация по замене дверей.
Порядок документального оформления операций по ремонту основных средств необходимо описать в учетной политике. Так, решение о проведении ремонта может быть принято руководителем учреждения на основании предложений Комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов или отдельных должностных лиц. Оформить эту операцию можно заявкой на ремонт или другим аналогичным документом, информация из которого послужит основанием для заключения договора (контракта) на ремонт.
При заключении договора на замену дверей, который по сути представляет собой ремонтные работы, лучше конкретно формулировать предмет договора как ремонт, например, "ремонтные работы по замене дверных блоков", что поможет в дальнейшем избежать претензий контролирующих органов в части выбора КОСГУ платежа.
Приемка работ производится на основании Актов, оформленных в соответствии с условиями контрактов и договоров на проведение ремонтов. Результаты строительных ремонтных работ, в частности замена дверей, могут быть оформлены Актами КС-2.

9 декабря 2019 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Подборка наиболее важных документов по запросу Поставка и установка противопожарных дверей косгу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Поставка и установка противопожарных дверей косгу

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: В соответствии с предписанием органа пожарного надзора бюджетным учреждением заключен договор на установку противопожарных дверей (замену дверей на противопожарные). По какой статье (подстатье) классификации операций сектора государственного управления необходимо отразить расходы на оплату данного договора: 225 или 226?
(Консультация эксперта, Минфин РФ, 2010) Вопрос: В соответствии с предписанием органа пожарного надзора бюджетным учреждением заключен договор на установку противопожарных дверей (замену дверей на противопожарные). По какой статье (подстатье) классификации операций сектора государственного управления необходимо отразить расходы на оплату данного договора: 225 или 226?

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях: Учебное пособие"
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2016) - восстановление эффективности функционирования объектов и систем, гидродинамическая, гидрохимическая очистка, осуществляемые помимо технологических нужд (перечня работ, осуществляемых поставщиком коммунальных услуг по условиям договора поставки коммунальных услуг), расходы на оплату которых отражаются по подстатье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги";

Нормативные акты: Поставка и установка противопожарных дверей косгу

Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н
(ред. от 20.12.2018)
"Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" - восстановление эффективности функционирования объектов и систем, гидродинамическая, гидрохимическая очистка, осуществляемые помимо технологических нужд (перечня работ, осуществляемых поставщиком коммунальных услуг, исходя из условий договора поставки коммунальных услуг), расходы на оплату которых, отражаются по подстатье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги";

Приказ Минфина России от 16.12.2014 N 150н
"О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н" - восстановление эффективности функционирования объектов и систем, гидродинамическая, гидрохимическая очистка, осуществляемые помимо технологических нужд (перечня работ, осуществляемых поставщиком коммунальных услуг, исходя из условий договора поставки коммунальных услуг), расходы на оплату которых, отражаются по подстатье КОСГУ 223 "Коммунальные услуги";

Как отразить в бухгалтерском учете расходы на установку противопожарной двери?

Расходы на установку противопожарной двери могут быть учтены как расходы на ремонт здания или как текущие расходы либо формировать стоимость отдельного объекта основных средств.
Расходы на ремонт, как и текущие расходы, отражаются в учете по мере осуществления. Расходы, учтенные в стоимости основных средств, списываются на текущие затраты через амортизацию.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности осуществляют организации, имеющие соответствующую лицензию МЧС России (п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»).

Бухгалтерский учет расходов на установку противопожарной двери
Порядок учета расходов на установку противопожарных дверей зависит от того, включалась ли ранее в стоимость здания стоимость дверей.
Если стоимость дверей была включена в стоимость здания, то их замену учитывают как ремонт здания. Затраты отражают в бухгалтерском учете как расходы по обычным видам деятельности того отчетного периода, в котором приняты работы (п. п. 26, 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее — ПБУ 6/01), п. п. 5, 6, 6.1 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее — ПБУ 10/99)).
Если стоимость противопожарных дверей учитывалась ранее как отдельный инвентарный объект, то расходы на их замену отражают как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта (п. 72 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Если противопожарные двери устанавливаются впервые, то расходы на их установку учитываются как текущие расходы или как приобретение нового объекта основных средств (п. 5 ПБУ 10/99, п. 6 ПБУ 6/01).
Стоимость объекта ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).
Основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). Бухгалтерские записи производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Учет расходов на установку противопожарных дверей как расходов на ремонт

Аптечные организации несут определенные расходы для обеспечения пожарной безопасности, например на приобретение средств пожаротушения, установку и обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения, противопожарное обучение и др.

Как правильно учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль (если аптека на общей системе) или налога, связанного с применением УСНО с объектом обложения «доходы минус расходы»? Какими нормами при этом руководствоваться?

Нормативные документы

Для начала рассмотрим отдельные определения, которые даны в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»:

пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными документами по пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Вопросы пожарной безопасности регулируются вышеупомянутым законом, Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ, иными нормативно-правовыми актами, например:

Правилами противопожарного режима в РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, далее – Правила);

Положением о федеральном государственном пожарном надзоре (Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290);

Нормами пожарной безопасности (Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645).

Аптечным организация также следует ознакомиться со Сводом правил СП 4.13130, в п. 5.5.5 которого говорится, что аптеки и другие предприятия, осуществляющие торговлю готовыми лекарственными формами (без производства), надлежит относить к объектам класса функциональной пожарной опасности Ф 3.1.

Расходы, которые можно учесть в уменьшение облагаемой базы

Если аптека находится на общей системе налогообложения, то при расчете налога на прибыль она, как указано в пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ, сможет учесть в прочих расходах затраты:

на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

на услуги по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;

на приобретение услуг пожарной охраны.

Те же виды затрат при расчете облагаемой базы смогут учесть и аптеки-«упрощенцы» на основании пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом согласно п. 2 этой статьи расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходы на приобретение первичных средств пожаротушения

Согласно ст. 43 Закона № 123-ФЗ первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:

1) переносные и передвижные огнетушители;

2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;

3) пожарный инвентарь;

4) покрывала для изоляции очага возгорания;

5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.

Согласно п. 60 Правил руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам разд. XIX Правил и приложений 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

Необходимость поддержания огнетушителей в исправном состоянии и постоянной готовности к использованию и их периодическая проверка, осмотр, ремонт, испытания и перезарядка, в соответствии с техническими условиями, также предусмотрены п. 4.3.1 СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

Налог на прибыль

Огнетушители, пожарные краны и другие средства пожаротушения, первоначальная стоимость которых не превышает 100 000 руб., не являются амортизируемым имуществом. В целях налогообложения прибыли затраты на их приобретение включаются:

либо в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение пожарной безопасности (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ);

либо в состав материальных расходов при вводе средств пожаротушения в эксплуатацию на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

К сведению: поскольку затраты на приобретение средств пожаротушения с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она будет относить такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Расходы на перезарядку огнетушителей учитываются для целей налогообложения в зависимости от того, является перезарядка плановой или внеплановой.

Плановая перезарядка огнетушителей проводится по результатам проверки параметров огнетушащих веществ или в срок, указанный изготовителем на огнетушителе. В этом случае расходы на перезарядку огнетушителей учитываются в составе прочих расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Необходимость внеплановой перезарядки возникает в результате их использования при тушении пожара. Расходы в этом случае отражаются в качестве внереализационных расходов на основании пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ как потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Датой признания расходов на перезарядку огнетушителей является дата подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Аптеки, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе учесть расходы на приобретение огнетушителя, противопожарной сигнализации, пожарного гидранта, противопожарной муфты при условии, если они приобретены в целях обеспечения пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, в том числе в целях выполнения предписаний сотрудников государственного пожарного надзора, при соответствии указанных расходов критериям ст. 252 НК РФ (см. письма Минфина России от 20.08.2020 № 03-11-11/73229, от 17.01.2020 № 03-11-11/1817, от 03.09.2019 № 03-11-11/67593, от 12.07.2019 № 03-11-11/52084).

Затраты на содержание и эксплуатацию зданий, пожарной техники и другого имущества, передаваемого в пользование договорного подразделения ФПС

В силу ст. 5 Закона о пожарной безопасности Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В Государственную противопожарную службу входит Федеральная противопожарная служба, которая включает в том числе подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения ФПС).

Расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика и приобретение услуг пожарной охраны учитываются:

в целях исчисления налога на прибыль – в прочих расходах на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ;

при применении УСНО – в расходах согласно пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Расходы на приобретение услуг пожарной охраны признаются в размере, установленном договором на оказание услуг в области пожарной безопасности с договорными подразделениями ФПС.

Расходы на установку пожарной сигнализации

Согласно ст. 2 Закона № 123-ФЗ пожарная сигнализация – это совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты (п. 23). Система пожарной сигнализации – совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста (п. 38).

В соответствии со ст. 54 Закона № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

При этом системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, закрепляется в нормативных документах по пожарной безопасности. Таким документом, в частности, является СП 3.13130.2009.

Если пожарная сигнализация установлена в собственном помещении, то расходы на ее приобретение и установку учитываются так: затраты превысили 100 000 руб. – учитывать как амортизируемое имущество, менее – как прочие или материальные расходы.

Если пожарная сигнализация установлена в арендованном здании, то согласно ст. 623 ГК РФ следует применять такое понятие, как улучшения арендованного имущества, которые могут быть отделимыми или неотделимыми.

Улучшения, отделимые от арендуемого имущества без вреда для него, признаются отделимыми. По окончании срока аренды эти улучшения могут быть демонтированы. Если пожарная сигнализация является отделимым улучшением, то организация-арендатор включает пожарную сигнализацию в зависимости от стоимости в состав основных средств либо материальных или прочих расходов.

Неотделимыми считаются улучшения, если их отделение нанесет вред имуществу арендодателя. В связи с тем что улучшения становятся неотъемлемой частью арендованного имущества, для их производства требуется согласие арендодателя. В силу того что неотделимые улучшения невозможно отделить от самого объекта аренды, они в любом случае признаются собственностью арендодателя и переходят к нему либо по окончании срока аренды, либо сразу же по окончании работ по их производству (по соглашению сторон).

Налог на прибыль

Капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом на основании п. 1 ст. 256 НК РФ.

Если стоимость неотделимых улучшений не возмещается арендодателем, то они амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом СПИ, определяемого для арендованных объектов ОС или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией ОС (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Иными словами, амортизационные отчисления производятся арендатором в течение срока действия договора аренды. Месячная сумма амортизации будет рассчитываться исходя из СПИ:

либо самого арендуемого имущества;

либо его неотделимых улучшений.

Глава 26.2 НК РФ не содержит прямых указаний на возможность учета в расходах не возмещаемых арендодателем затрат в виде капитальных вложений в арендованное имущество. Указано, что учитываются расходы на приобретение, сооружение и изготовление, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Поскольку капвложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, в целях гл. 25 НК РФ являются амортизируемым имуществом, рассматриваемые затраты могут признаваться расходами по пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Расходы отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Обучение пожарно-техническому минимуму

Работники организации должны обучаться пожарно-техническому минимуму. Это следует из п. 32 Норм пожарной безопасности. В нем говорится, что обучение руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения; связанных с взрывопожароопасным производством – один раз в год.

Такие расходы учитываются:

в целях исчисления налога на прибыль – в прочих расходах на основании пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ;

при применении УСНО – в расходах согласно пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Для документального подтверждения расходов необходимы:

договор на обучение с образовательным учреждением;

копия лицензии образовательного учреждения на образовательную деятельность;

свидетельство о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума, выданное образовательным учреждением;

квалификационное удостоверение, в котором указывается срок действия обучения.

Читайте также: