Установка фундаментов и опор контактной сети

Обновлено: 27.04.2024

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

КОНТАКТНЫЕ СЕТИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННОГО ТРАНСПОРТА

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 85.13330.2016 со СНиП III-41-76 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 1977-07-01

РАЗРАБОТАНЫ Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) Минтрансстроя СССР с участием треста "Трансэлектромонтаж" Минтрансстроя, институтов "Трансэлектропроект" МПС, "Тяжпромэлектропроект" им.Ф.Б.Якубовского Минмонтажспецстроя СССР, "Гипрокоммундортранс" Минжилкомхоза РСФСР и проектной конторы "Мосгортранспроект" Мосгорисполкома.

ВНЕСЕНЫ Министерством транспортного строительства.

УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 4 ноября 1976 г. N 183.

С введением в действие главы СНиП III-41-76 утрачивает силу глава СНиП III-Д.9-62 "Контактные сети. Правила организации строительства, производства работ и приемки в эксплуатацию".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила настоящей главы должны соблюдаться при выполнении и приемке работ по сооружению контактной сети электрифицируемых железных дорог общего пользования и постоянных железных дорог промышленного транспорта колеи 1520 мм, а также дорог наземного электрифицированного городского транспорта (трамваев и троллейбусов).

1.2. Перенос линий связи, электропередачи и других сооружений, препятствующих производству строительных работ по сооружению контактной сети, а также переустройство станционных путей следует выполнять до начала строительства контактной сети на данном участке (перегоне, станции).

1.3. Разработку котлованов (или устройство свайных фундаментов), перевозку и установку опор контактной сети железных дорог следует выполнять комплектом механизмов, работающих с железнодорожного пути или "с поля".

Объемы работ, выполняемых "с поля" должны составлять, как правило, не менее одной сменной нормы комплекта механизмов на участке длиной до 3 км с одной стороны пути.

1.4. Сооружение опор контактной сети "с пути" на перегонах и станциях производится во время перерывов в движении поездов - в "окна", с соблюдением действующих Правил технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по движению поездов и Инструкции по сигнализации на железных дорогах СССР. В "окно", как правило, должно работать одновременно не менее двух комплектов машин на двух перегонах.

Для производства работ на перегонах, главных путях станций, а также на стрелочных горловинах, примыкающих к главным путям, должны предоставляться "окна" продолжительностью не менее двух часов (по каждому пути раздельно со смещением во времени в светлое время суток). Для производства работ на станционных путях (кроме главных) должны предоставляться "окна" продолжительностью не менее четырех часов с учетом необходимости пропуска транзитных поездов.

1.5. До начала работ строительная организация согласовывает с заказчиком график выполнения работ, в котором должны быть указаны их очередность, порядок и продолжительность занятия отдельных путей.

1.6. Качество опор, поперечин, консолей, фиксаторов и других конструкций для контактной сети, отгружаемых с завода-изготовителя, должно соответствовать требованиям ГОСТ или утвержденных в установленном порядке технических условий.

При приемке конструкций и изделий, прибывающих на комплектовочные базы, проверяется наличие сертификатов, в которых должны быть указаны: номер вагона, сцепа или автомашины и дата погрузки; типы, марки и заводские номера отгруженных изделий; номера заводских партий и паспортов на изделия данных партий.

1.7. Руководители работ и работники, непосредственно осуществляющие строительство и монтаж контактной сети на действующих железных дорогах, должны иметь удостоверение о проверке знаний ими в установленном объеме действующих Правил технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по сигнализации на железных дорогах СССР, Инструкции по движению поездов и Правил охраны труда и техники безопасности и производственной санитарии, а руководители и работники, осуществляющие строительство и монтаж контактной сети трамвая и троллейбуса, - Правил технической эксплуатации трамваев (троллейбусов), Инструкции по монтажу контактных сетей промышленного и городского электротранспорта, а также Правил техники безопасности на городском электротранспорте.

1.8. Сооружение контактной сети трамваев и троллейбусов в городских условиях необходимо осуществлять с учетом интенсивности уличного движения, а также наличия пересечений и сближений с другими воздушными и подземными коммуникациями и сооружениями.

2. РАЗРАБОТКА КОТЛОВАНОВ

2.1. Разработку котлованов или погружение свайных фундаментов под опоры контактной сети разрешается начинать только после разбивки мест установки опор в соответствии с проектом, что должно быть оформлено актом.

Положение опор контактной сети железных дорог должно быть зафиксировано на наружной стороне шейки рельса железнодорожного пути с указанием порядкового номера опоры и габарита ее установки.

2.2. Разработку котлованов под опоры контактной сети на действующих железнодорожных линиях следует производить под наблюдением представителя дистанции пути (или управления железнодорожного транспорта промышленного предприятия).

Руководитель работ должен поставить в известность администрацию дистанции пути (или управления железнодорожного транспорта промышленного предприятия) о местах работ не позднее чем за 12 ч до их начала, а последняя должна выделить своего представителя в сроки, указанные в извещении.

2.3. Размеры котлована в плане должны обеспечивать возможность установки фундамента в проектное положение с учетом уплотнения грунта в пазухах.

При установке опор непосредственно в котлован с заполнением его бетоном размеры котлована должны соответствовать размерам фундамента, а стенки котлована должны быть выровнены.

2.4. Разработку котлованов необходимо, как правило, осуществлять так, чтобы для опор, устанавливаемых на прямых участках, с внешней стороны кривых, а также с внутренней стороны кривых радиусом более 1000 м котлован был расположен от оси рельсового пути (а для троллейбусных линий - от бортового камня дороги) на расстоянии, обеспечивающем возможность установки фундамента или опоры в проектное положение вплотную к стенке котлована, обращенной в сторону пути.

На внутренней стороне кривых радиусом менее 1000 м котлован следует располагать на таком расстоянии от оси рельсового пути, чтобы обеспечить установку опоры или фундамента в проектное положение вплотную к стенке котлована, обращенной в сторону "поля".

2.5. Грунт, вынутый из котлованов, необходимо располагать, соблюдая габариты приближения строений. Засыпка кюветов грунтом запрещается.

При расположении котлованов на проезжей части улицы и около нее, дорожно-строительные материалы должны быть убраны с проезжей части или надежно ограждены от проезжающего транспорта.

Излишний грунт, оставшийся после засыпки пазух котлована, должен быть спланирован и плотно утрамбован, а в городских условиях - вывезен. Откосы выемок, кюветы и земляное полотно, а также газоны или асфальтовое покрытие, нарушенные при разработке котлованов, должны быть приведены в исправное состояние.

2.6. Вертикальные стенки котлованов, отрытых с применением средств малой механизации в слабых, обводненных и несвязных грунтах, подлежат креплению, обеспечивающему устойчивость их стенок и безопасность движения транспортных средств. Крепления должны быть инвентарными.

В сложных условиях (в плывунах, при откосах насыпей круче 1:1,5 и т.п.) крепление котлованов должно выполняться по индивидуальным проектам.

2.7. Разработку котлованов под опоры без крепления следует выполнять:

при установке фундаментов или опор непосредственно за механизированной разработкой котлованов;

в выемках и нулевых местах с устойчивыми (сухими, связными) грунтами при расстоянии от оси пути до ближайшей грани опоры 4,9 м и более;

в сухих связных грунтах для консольных опор с приближением к оси пути 3,1 м и более.

2.8. При устройстве котлованов в скальных и мерзлых грунтах, требующих разрыхления взрывным способом, взрывные работы должны производиться по специальным проектам и в соответствии с требованиями правил безопасности в перерывы в движении поездов.

В связных нескальных грунтах (глинах, суглинках) разрешается устройство взрывным способом котлованов под перегонные опоры; при этом должна быть обеспечена устойчивость земляного полотна и верхнего строения пути, а работы должны осуществляться в соответствии с требованиями проекта, Единых правил безопасности при взрывных работах, утвержденных Госгортехнадзором и по согласованию с отделением железной дороги.

2.9. При рытье котлованов "с поля" руководитель работ обязан через администрацию дистанции пути обеспечить выдачу локомотивным и поездным бригадам письменного предупреждения. Место работ должно быть ограждено переносными сигналами.

При появлении деформаций, вызывающих нарушение устойчивости земляного полотна, руководитель работ обязан обеспечить соответствующее крепление его и заявить администрации дистанции пути о необходимости ограничения скорости движения поездов или установления пропуска поездов с проводником.

Руководитель работ обязан иметь расписание движения поездов и набор сигналов, необходимых для остановки поезда или снижения его скорости.

2.10. Котлованы на станциях и остановочных пунктах, в местах скопления людей и в населенных пунктах должны быть закрыты щитами или ограждены с соблюдением габарита приближения строений.

2.11. Разработанные котлованы под опоры контактной сети перед устройством фундаментов должны быть проверены. Проверке подлежат размеры в плане и глубина, ориентировка в отношении оси пути или борта дороги, планировка дна, надежность крепления, а также соответствие свойств грунта в котловане проекту.

3. СООРУЖЕНИЕ ФУНДАМЕНТОВ

3.1. Для обеспечения своевременной проверки качества прибывающих с завода сборных железобетонных конструкций фундаментов их следует, как правило, выгружать на производственно-комплектовочных базах.

При установке фундаментов непосредственно с транспортных средств, минуя базы, следует обеспечивать входной контроль качества этих конструкций.

3.2. При приемке поступающих на строительство фундаментов должны быть проверены:

наличие условного обозначения (марки) элемента, наименования завода-изготовителя, даты бетонирования и заводского номера изделия;

соответствие заводской маркировки, указанной в сертификате и паспорте;

размеры, в том числе размещение и размеры анкерных болтов или размеры стаканов стаканных фундаментов;

отсутствие сколов защитного бетонного слоя, оголенной арматуры и качество предусмотренных проектом защитных покрытий.

3.3. Геометрические размеры фундаментов должны соответствовать проектным, а допуски - приведенным в главах СНиП по сооружению бетонных и железобетонных монолитных и сборных конструкций.

Допускается на 1 кв.м поверхности фундамента не более трех незаделанных раковин и повреждений ребер глубиной не более 10 мм и длиной не более 20 мм (без оголения арматуры).

3.4. На железнодорожных насыпях, расположенных на слабых основаниях (на болотах, марях, торфяных, илистых и других слабых грунтах), а также в выемках и нулевых местах с водонасыщенными пластичными грунтами, погружение односвайных фундаментов вибропогружателями допускается производить в предварительно образованные направляющие скважины. Для обеспечения точного погружения свай свайных фундаментов для опор гибких поперечин на заданную проектом глубину, уменьшения динамических воздействий на сваю, более точного выявления геологических данных в местах сооружения свайного фундамента, забивку свай следует производить в предварительно образованные в грунте направляющие скважины.

Площадь поперечного сечения направляющих скважин должна быть равна 30-50% площади поперечного сечения свай.

3.5. Фундаменты должны отвечать следующим требованиям:

не должны иметь оголенной арматуры;

расположение анкерных болтов, их диаметр и длина нарезной части должны соответствовать предусмотренным рабочими чертежами; анкерные болты должны быть расположены вертикально и не иметь изгибов;

отклонения опорной поверхности фундаментов от горизонтали в сторону, противоположную действию основных нагрузок, не должны превышать 1/30; уклон опорной поверхности фундамента в сторону действия основных нагрузок не допускается;

отклонения от проектных расстояний осей фундаментов до оси пути не должны превышать +150мм;

отклонения от проектного положения отметок верхней поверхности фундаментов не должны превышать +/-100мм;

отклонение в плане фундамента по отношению к направлению, перпендикулярному оси железнодорожного пути, или от проектного положения не должно превышать 3 град.(tg 3 град.=1/20);

фундаменты двух опор гибкой или жесткой поперечины контактной сети железных дорог должны быть расположены так, чтобы отклонение положения осей поперечины от проектного положения в плане не превышало 3 град.; отклонение оси анкера оттяжек анкерных опор от проектного положения не должно превышать 3 град.

4. УСТАНОВКА ОПОР

4.1. При приемке на комплектовочной базе прибывающих с завода-изготовителя опор контактной сети строительная организация должна проверить:

при приемке железобетонных опор

соответствие заводских номеров и маркировки данным, указанным в паспорте;

внешний вид и геометрические размеры;

расположение и состояние закладных деталей, или монтажных, вводных и осмотровых отверстий, а также метки условного обреза фундамента;

наличие изолирующих втулок в отверстиях для закладных деталей железобетонных опор контактных сетей железных дорог общего пользования, а для участков постоянного тока - наличие изолирующих элементов и величину электрического сопротивления между закладными деталями и арматурой опор; заделку наголовников консольных опор; наличие выводов заземляющего проводника (для участков переменного тока) и исправность резьбы на них;

6.2.2.15 При установке фундаментов в котлованы в грунтах с сопротивлением менее 0,15 МПа под анкерные опоры и стойки жестких поперечин должны быть установлены опорные плиты. При сооружении сдвоенных фундаментов опорные плиты устанавливают под каждый фундамент (опору).

6.2.2.16 В теплое время года засыпку пазух котлованов следует производить местным непучинистым грунтом.

6.2.2.17 Засыпку пазух котлованов после установки фундаментов или опор следует производить слоями толщиной не более 200 мм с тщательным трамбованием грунта. Не допускается засыпка пазух котлована грунтом с размером фракции более 50 мм.

6.2.2.20 Излишний грунт, оставшийся после засыпки пазух котлована, должен быть спланирован и плотно утрамбован, а в городских условиях - вывезен. Откосы выемок, кюветы и земляное полотно, а также газоны или асфальтовое покрытие, нарушенные при разработке котлованов, должны быть приведены в исправное состояние.

6.2.2.21 При сооружении присыпки насыпи вокруг фундаментов необходимо выполнять послойное уплотнение грунта. Плотность грунта присыпки должна соответствовать плотности насыпи. Присыпка должна иметь форму усеченной четырехгранной пирамиды.

6.2.2.22 Фундаменты из металлических труб с диаметром ствола свыше 530 мм следует погружать в грунт с применением инвентарного наголовника.

6.2.2.23 В том случае, когда невозможно вибропогружение фундаментов из металлических труб в грунт, допускается их установка в котлованы диаметром на 100 мм больше диаметра ствола. Котлованы следует разрабатывать машиной на железнодорожном ходу или бурильно-крановой машиной на автомобильном ходу с навесным буровым оборудованием.

6.2.2.24 Внутренние полости фундаментов из металлических труб, устанавливаемых в котлованы, должны быть заполнены гидрофобной смесью. Гидрофобная смесь состоит из мазута с песком и мелкого щебня в пропорции 1:1 с расходом мазута 35 кг на 0,1 м 3 песка.

6.2.3.1 Разработку котлованов следует выполнять механизированным способом с применением многоковшовых котлованокопателей и буровых машин. Для более эффективного использования машин в зимних условиях рекомендуется предварительный разогрев верхнего слоя мерзлого грунта.

6.2.3.2 Котлованы под опоры контактной сети в зимнее время следует разрабатывать, принимая меры против промерзания грунта стенок (ниже уровня мерзлого грунта) и основания. Для этого необходимо после окончания разработки котлована, а также при перерывах в работе более 4 ч закрывать котлован специальными переносными щитами.

6.2.3.3 В целях предохранения от промерзания талого грунта в стенках и основании котлована фундаменты и опоры в зимний период следует устанавливать вслед за разработкой котлованов, не допуская разрыва во времени между этими операциями более 1 сут.

6.2.3.4 При производстве работ в зимнее время следует обращать особое внимание на выполнение указаний 6.2.2.5.

6.2.3.5 Перед установкой наружная поверхность фундаментов, анкеров, подземная часть опор, лежни и опорные плиты должны быть полностью очищены от снега и льда, включая внутреннюю полость котлованов.

6.2.3.6 При механизированной разработке котлованов с предварительным разогревом мерзлого слоя грунта и установке опор в течение одного "окна" засыпку пазух котлованов разрешается производить местным талым грунтом слоями не более 20 см с тщательным трамбованием. Не допускается засыпание котлована комьями крупностью более 5 см, а также попадание в него снега и льда.

6.2.3.7 При ручной разработке котлована и разрывах в установке опор более суток после окончания разработки котлована засыпку пазух котлованов следует выполнять привозным сыпучим не смерзшимся грунтом, вид которого определен проектом, с соблюдением требований, указанных в 6.2.3.6.

6.2.3.8 Высота засыпки пазух котлована грунтом должна быть на 30 - 40 см больше глубины котлована (выше окружающего грунта) для компенсации возможных осадок грунта при оттаивании в весенне-летний период.

6.2.3.9 За опорами и фундаментами, установленными в зимних условиях, строительная организация до сдачи в эксплуатацию должна установить систематическое наблюдение до полного оттаивания грунта. При обнаружении наклона опор необходимо принимать срочные меры по выправке опор и дополнительному уплотнению грунта в пазухах котлованов.

6.2.3.10 Весной, по мере оттаивания грунта, эксплуатирующая организация должна произвести сплошной осмотр опор, установленных и введенных в эксплуатацию в зимнее время, и по требованию заказчика строительная организация обязана произвести выправку, дополнительную подсыпку и трамбование грунта вокруг опор. При этом особое внимание следует обращать на состояние анкерных опор и опор, установленных в кривых участках пути радиусом менее 1000 м.

6.2.3.11 Все данные о дополнительных мероприятиях в весенне-летний период по дополнительной подсыпке, уплотнению грунта и по выправке опор, а также результаты сплошного осмотра должны быть занесены в журнал работ с оформлением актов на скрытые работы.

6.2.3.12 Проектным организациям следует предусматривать в проектах объемы привозного грунта при необходимости засыпки пазух котлованов в зимних условиях. При осуществлении авторского надзора необходимо обращать особое внимание на качество засыпки грунта при установке опор в зимнее время с соответствующими записями в журнале работ.

6.3. Сооружение опорных конструкций контактной сети в сложных инженерно-геологических условиях

Сооружение фундаментов и опор контактной сети в особых геологических условиях: в районах вечной мерзлоты и глубокого сезонного промерзания, на свежеотсыпанных насыпях, в слабых заторфованных грунтах и в скальных крупнообломочных грунтах, на зауженных и крутых насыпях, выполняют по специальным проектам преимущественно комплексно-механизированным способом, как и в обычных условиях.

В сложных грунтовых условиях, когда крепление котлована выполнено по индивидуальным проектам, вопрос об удалении крепления решается строительной организацией по согласованию с заказчиком и проектной организацией (в порядке проведения авторского надзора).

6.3.1.1 В малопрочных трещиноватых скальных грунтах I группы следует устанавливать железобетонные цилиндрические фундаменты или фундаменты из металлических труб с диаметром ствола 325 и 377 мм в котлованы диаметром 400 мм. Классификация скальных грунтов приведена в [3]. Фундаменты из металлических труб с диаметром ствола 426 и 530 мм устанавливают в котлованы диаметром 600 (650) мм. Фундаменты диаметром 325 мм допускается устанавливать в скважины диаметром 360 мм.

6.3.1.3 Для предотвращения разворота фундамента при воздействии крутящего момента на опоры контактной сети в скважину следует вертикально забивать четыре равнополочных уголка (углом наружу) длиной не менее 1,0 м, с равномерно расположенных в плане для обеспечения распора.

6.3.1.4 Установку конструкций производят железнодорожным краном в котлованы, разбуриваемые пневмоударным сменным рабочим органом с глубиной бурения до 3,5 м от УГР.

6.3.1.5 Засыпку пазух следует производить буровым шламом с тщательным послойным трамбованием (штыкованием) грунта обратной засыпки на полную глубину котлована или цементацией под давлением. Марка цемента должна быть не менее 400.

6.3.1.6 Внутреннюю полость фундаментов следует заполнять до верха местным дренирующим грунтом с послойным добавлением цементно-песчаной смеси марки 400 (20% объема засыпки) и пролить водой (вода:цемент - 1:2). Высота слоя не должна превышать 300 мм.

6.3.1.7 В том случае, если фундамент не обеспечивает требуемую несущую способность, следует применять сдвоенные фундаменты с расстоянием между их осями 800 мм.

6.3.1.8 Стоечные анкеры, состоящие из опорной плиты и стойки, устанавливают в разработанный многоковшовым котлованокопателем котлован и засыпают грунтом слоями толщиной не более 200 мм с тщательным уплотнением. Опорные плиты стоечных анкеров следует устанавливать на выровненные площадки. Стойку к опорной плите крепят с помощью сварки.

6.3.2.1 При сооружении фундаментов в прочных малотрещиноватых скальных грунтах II группы рекомендуется применять анкерно-блочные фундаменты. Классификация скальных грунтов приведена в [3].

Закрепление фундамента в скальном основании производят с помощью четырех шпилек, замоноличиваемых в шпурах диаметром 60 мм.

б) установка специального инвентарного металлического кондуктора и бурение шпуров диаметром 60 мм на проектную глубину;

Для увеличения сцепления с раствором омоноличивания шпильки должны быть выполнены с высаженными головками.

Шпур на две трети его глубины заполняют цементно-песчаным раствором состава 1:1 (цемент:песок) при водоцементном отношении не более 0,5 и марке цемента 500. Затем в него вставляют металлический анкер на проектную глубину; при этом резьбовая часть должна быть защищена от загрязнения раствором.

6.3.2.3 Для уплотнения и лучшего заполнения раствором пространства между анкером и стенками шпура анкер встряхивают, постукивая по нему металлическим предметом. Омоноличивание анкеров следует производить при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 5 °C. При низких температурах воздуха (

6.3.2.4 Отклонение анкерных шпилек относительно их проектного положения в плане не должно превышать +/- 2 мм.

6.3.2.5 После омоноличивания анкеров укладывают выравнивающий слой из цементного раствора, устанавливают опорные блоки и заполняют раствором пазухи между анкером в отверстиях опорного блока. При установке двух опорных блоков между ними укладывают цементный раствор.

6.3.2.7 Аналогичное конструктивное решение может быть принято при установке фундаментов в скальных грунтах, расположенных под слоем мягких грунтов. Бурение шпуров производят специальным оборудованием на проектную глубину. Перед омоноличиванием анкерных болтов шпуры следует очистить от пыли и грязи сжатым воздухом под давлением.

6.1.2 Все работы по сооружению опорных конструкций (в том числе разработку котлованов) следует начинать только после разбивки мест их установки в соответствии с проектом, что должно быть оформлено актом.

6.1.3 Положение опор контактной сети железных дорог должно быть зафиксировано на наружной стороне шейки рельса железнодорожного пути с указанием порядкового номера опоры и габарита ее установки.

6.1.4 Сооружение опорных конструкций для контактной сети на действующих железнодорожных линиях следует производить под руководством строительного мастера или главного инженера промышленного предприятия.

Руководитель работ должен поставить в известность администрацию дистанции пути, сигнализации, водоснабжения и электроснабжения или главного инженера промышленного предприятия о местах работ не позднее чем за 1 сут до их начала, а последняя должна при необходимости выделить своего представителя.

6.1.5 Фундаменты должны быть установлены таким образом, чтобы уровень обреза фундамента (УОФ) находился ниже уровня головки рельса (УГР):

В случае недостаточного заглубления фундаментов на насыпях допускается устанавливать фундаменты с привязкой к поверхности грунта с расстоянием между УОФ и УГР, равным 500 мм.

6.1.6 Для обеспечения максимальной точности установки фундаментов по вертикали при вибропогружении рекомендуется применять специальные приспособления.

6.1.7 При сооружении фундаментов стаканного типа в выемках должен быть устроен дренаж для отвода воды.

6.1.8 Трехлучевые железобетонные анкеры следует располагать уширенным лучом в сторону, противоположную анкерной опоре.

6.1.9 Анкеры должны находиться в створе отвода проводов контактной подвески на анкеровку и иметь соответствующий габарит, равный габариту анкерной опоры +200 мм.

6.1.10 Анкеры должны быть установлены таким образом, чтобы уровень обреза анкера (УОА) находился выше уровня расчетной поверхности грунта (РПГ) на 200 мм.

6.1.11 На участках, электрифицированных на постоянном токе, плита с проушиной должна быть изолирована от фундаментной части анкера из металлической трубы с помощью изолирующей пластины и восьми изолирующих втулок (верхних и нижних), устанавливаемых на болты.

- не более 400 мм в щебенистых и гравийных грунтах, в песках крупных и средней крупности, в тугопластичных и полутвердых глинистых грунтах;

6.2.1.2 Сооружение фундаментов следует производить с применением виброагрегата или машины на железнодорожном ходу.

При работе "с поля" допускается применять вибропогружатель, навешиваемый на стрелу экскаватора или на кран-манипулятор на базе автомобилей.

6.2.1.3 При вибропогружении на прямых участках пути и внешней стороне кривой трехлучевые фундаменты должны быть расположены уширенным лучом "к полю", на внутренней стороне кривой - к пути.

6.2.1.4 Вибропогружение фундаментов без образования лидирующей скважины не допускается. Вибропогружение фундаментов на слабых основаниях допускается при условии последующей установки железобетонного ростверка, объединяемого с фундаментом.

6.2.2.1 Разработку котлованов под фундаменты и опоры контактной сети следует производить механизированным способом: специальными котлованокопателями, буровыми машинами и экскаваторами, а в труднодоступных местах - с помощью средств малой механизации.

В стесненных условиях на станциях, где близко расположены подземные коммуникации, разработку котлованов допускается выполнять вручную с принятием необходимых мер по обеспечению техники безопасности работающих и сохранности подземных сооружений.

6.2.2.2 Разработку котлованов в местах расположения подземных коммуникаций необходимо проводить под наблюдением представителей эксплуатирующих организаций. Руководитель работ не менее чем за 2 сут обязан поставить в известность заинтересованные организации о месте и времени этих работ, а организации, эксплуатирующие коммуникации, должны обеспечить выдачу разрешений на производство земляных работ и установку временных сигналов - указателей направления подземных коммуникаций на участке разработки котлована и выделить своего представителя.

6.2.2.3 Размеры котлована в плане должны обеспечивать возможность установки фундамента или нераздельной опоры с опорными плитами в проектное положение с учетом уплотнения грунта в пазухах.

6.2.2.4 При обнаружении в котловане грунта несущей способностью, ниже предусмотренной проектом, способ закрепления фундаментов и опор в грунте должен быть определен проектной организацией (в порядке проведения авторского надзора) по согласованию со строительной организацией и заказчиком.

6.2.2.5 Разработку котлованов необходимо, как правило, осуществлять таким образом, чтобы для опор, устанавливаемых на прямых участках, с внешней стороны кривых, а также с внутренней стороны кривых радиусом более 1000 м котлован был расположен от оси рельсового пути (а для троллейбусных линий - от бортового камня дороги) на расстоянии, обеспечивающем возможность установки фундамента или опоры в проектное положение вплотную к стенке котлована, ближайшей к пути.

На внутренней стороне кривых радиусом менее 1000 м котлован следует располагать на таком расстоянии от оси рельсового пути, чтобы обеспечить установку опоры или фундамента в проектное положение вплотную к стенке котлована, расположенной с "полевой стороны".

6.2.2.6 Грунт, извлеченный (вынутый) из котлованов, необходимо располагать, соблюдая габариты приближения строений. Засыпка кюветов грунтом запрещена.

При расположении котлованов на проезжей части улицы и около нее, дорожно-строительные материалы должны быть убраны с проезжей части или надежно ограждены от проезжающего транспорта.

6.2.2.7 Вертикальные стенки котлованов, разработанных (отрытых) с применением средств малой механизации в слабых, обводненных и несвязных грунтах, подлежат креплению, обеспечивающему устойчивость их стенок и безопасность движения транспортных средств. Крепления должны быть инвентарными.

- в выемках и нулевых местах с устойчивыми (сухими, связными) грунтами при расстоянии от оси пути до ближайшей грани опоры 4,9 м и более;

1.1. Настоящие Нормы распространяются на все виды строительных и монтажных работ, выполняемых при сооружении контактной сети, включая капитальный ремонт и реконструкцию, в том числе для движения поездов со скоростью более 161 км/ч (КС-200) и обязательны для организаций, проектирующих, изготавливающих конструкции и изделия, сооружающих и принимающих в эксплуатацию электрифицируемые железные дороги.

Настоящие Нормы распространяются также на строительные и монтажные работы устройств электроснабжения и других линий, расположенных на опорах контактной сети, и фидерные линии.

1.2. Строительные и монтажные работы при сооружении контактной сети должны производиться с соблюдением требований, строительных норм и правил, Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Правил ремонта и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог, Инструкции по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах, Норм по технологии работ при сооружении контактной сети, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, действующих правил техники безопасности производственной санитарии, Правил пожарной безопасности при строительных и монтажных работах, Технических требований к КС-200, Технологической документации на работы по реконструкции контактной сети, Технологических карт на работы по содержанию и ремонту устройств контактной сети электрифицированных ж.д., Инструктивных указаний по регулировке контактной сети, Технических указаний, информационных материалов и руководящих документов по хозяйству электроснабжения ж.д. и настоящих Норм.

1.3. Применяемые при сооружении контактной сети материалы, детали и конструкции должны удовлетворять установленному сроку службы (долговечности), требованиям соответствующих ГОСТов и технических условий, строительных норм и правил, а также соответствовать действующим проектам.

Приемка конструкций контактной сети, изделий и материалов должна осуществляться по количеству, качеству и комплектности.

1.4. Сооружение (реконструкция) контактной сети должно осуществляться в соответствии с рабочими чертежами, утвержденными заказчиком к производству работ.

Изменения в рабочих чертежах, не вызывающие ухудшения качества строительства, допускается вносить по согласованию между заказчиком и проектной организацией.

1.5. Сооружение контактной сети следует осуществлять с широким применением сборных железобетонных конструкций, узлов деталей заводского изготовления, при максимальной механизации строительных и монтажных работ.

1.6. Работы по сооружению устройств контактной сети существующих и новых железных дорог, при капитальном ремонте и реконструкции контактной сети ранее электрифицированных участков должны осуществляться комплексно с тем, чтобы к моменту сдачи устройств контактной сети в эксплуатацию были закончены строительство и монтаж, наладка всех сооружений (тяговых подстанций, постов секционирования, линий электроснабжения, объектов локомотивного хозяйства, пассажирских устройств, СЦБ, связи и очистных сооружений) в объемах пускового комплекса.

1.7. До начала выполнения работ по сооружению или реконструкции контактной сети должны быть закончены работы по капитальному ремонту пути; земляное полотно и верхнее строение пути должны быть приведены в состояние, соответствующее требованиям действующих нормативных документов.

1.8. Руководители работ, непосредственно осуществляющие сооружение контактной сети (старшие прорабы, производители работ, мастера, бригадиры), а также все работники, выполняющие ее монтаж, должны иметь удостоверение о сдаче экзаменов на группу по электробезопасности по утвержденным МПС России Правилам технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по сигнализации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, а также по соответствующим разделам настоящих Норм и Правил техники безопасности, дающее право производства работ на железнодорожных путях.

1.9. Работы по сооружению контактной сети могут быть начаты только при наличии утвержденной проектно-сметной документации и проекта производства работ (ППР).

Порядок обеспечения проектно-сметной документацией, а также состав и содержание проектов организации строительства и производства работ по сооружению контактной сети определяются правилами, изложенными в главах СНиП 3.01.01, СНиП III-41 и настоящими Нормами.

1.10. Сроки выполнения строительных и монтажных работ по сооружению контактной сети должны быть взаимно увязаны со сроками окончания электрификации нового участка или капитального ремонта и реконструкции ранее электрифицированного участка. При этом указывается время выполнения строительных работ, подготовки и сдачи под монтаж опор контактной сети на перегонах и станциях и сроки проведения монтажных работ.

1.11. Для производства строительных и монтажных работ по сооружению контактной сети с занятием железнодорожного пути на перегонах и станциях следует предусматривать перерывы в движении поездов - "окна" оптимальной продолжительности.

Продолжительность "окон" на перегонах двухпутных участков должна составлять не менее 2 часов (по каждому пути раздельно в течение рабочего дня со смещением во времени для производства маневров установочного или монтажного поезда), а на однопутных участках - продолжительностью не менее 4 часов.

Для производства работ на станционных путях, кроме главных (а также, стрелочных горловинах, примыкающих к главным путям), должны предоставляться "окна" продолжительностью не менее 4 часов (с учетом необходимости пропуска транзитных поездов).

При реконструкции и капитальном ремонте контактной сети продолжительность предоставляемых "окон" должна быть принята на основании ТЭО. При реконструкции контактной сети продолжительность "окон" должна быть не менее 6 час.

При электрификации вновь сооружаемой железной дороги или второго пути, сданных во временную эксплуатацию, продолжительность "окон" должна быть не менее 6 часов.

1.12. До начала строительства контактной сети на данном перегоне или станции должны быть закончены выносы линий связи, электропередачи и других сооружений, препятствующих производству работ по сооружению контактной сети, а также переустройству станционных путей (в плане и профиле).

При сооружении контактной сети на вновь электрифицируемой железной дороге (втором пути) или при реконструкции железнодорожного участка необходимо отрихтовать путь в проектное положение.

1.13. Проекты контактной сети следует составлять с учетом производства строительных и монтажных работ индустриальным методом с использованием конструкций и узлов максимальной заводской готовности и удобства сборки их на месте монтажа.

1.14. До начала работ по сооружению контактной сети необходимо создать запас материальных и технических ресурсов, узлов, конструкций и т.п. в таких объемах, которые обеспечивали бы поточное производство работ с применением комплексной механизации.

Обеспечение строительства материально-техническими ресурсами должно осуществляться по календарному графику, увязанному с графиком производства строительных и монтажных работ.

На каждом анкерном участке должен быть создан запас материальных ресурсов на полный объем работ по монтажу контактной сети.

1.15. На каждом объекте сооружения или реконструкции контактной сети следует вести журналы на строительные и монтажные работы в соответствии с СНиП 3.01.01.

- результаты оценки качества работ с отметками о соответствии или расхождении натуры с рабочими чертежами;

При сдаче контактной сети в эксплуатацию журналы предъявляются рабочей комиссии и затем передаются заказчику.

1.16. Качество выполнения строительных и монтажных работ определяется по результатам производственного контроля в соответствии с СНиП 3.01.01.

1.17. Порядок операционного контроля разрабатывают в составе проектов производства строительных и монтажных работ.

Операционный контроль осуществляют после завершения производственных операций с целью выявления дефектов и причин их возникновения, принятия мер по их исправлению.

2. СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПРИ СООРУЖЕНИИ КОНТАКТНОЙ СЕТИ

2.1.1. Строительные работы по сооружению контактной сети при электрификации новых железнодорожных участков, а также при капитальном ремонте и реконструкции контактной сети ранее электрифицированных участков должны выполняться комплексно с целью обеспечения сдачи под монтаж опор контактной сети в соответствии с утвержденным графиком и высоким качеством выполнения работ.

2.1.2. Сооружение опор контактной сети на вновь электрифицируемом участке может осуществляться следующими основными способами:

- погружение свайных фундаментов или разработка котлованов, перевозка и установка опор - комплектом механизмов, работающим "с пути";

ФУНДАМЕНТЫ ДЛЯ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Foundations for overhead contact line supports оf railways. Specifications

Дата введения 2014-06-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 июня 2013 г. N 57-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1473-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32209-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2014 г.

5 В настоящем стандарте реализованы требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и технического регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта":

- пункты 5.2.1.1-5.2.1.3, 5.2.1.5, 5.2.1.12 содержат минимально необходимые требования безопасности;

- пункт 5.4 устанавливает правила отбора образцов для подтверждения соответствия;

- пункты 5.5.5, 5.5.6, 5.5.8, 5.5.9 устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности

6 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54272-2010

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 1, 2019 год

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на фундаменты железобетонные и бетонные с композитной арматурой, предназначенные для установки стоек опор контактной сети электрифицированных железных дорог по ГОСТ 19330 в любых климатических условиях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 535-2005 Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества. Общие технические условия

ГОСТ 6727-80 Проволока из низкоуглеродистой стали холоднотянутая для армирования железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8829-94 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости

ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2014 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 10922-2012 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия

На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017 "Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия".

ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости

ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия

ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 17625-83 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 19281-2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия

ГОСТ 22266-2013 Цементы сульфатостойкие. Технические условия.

ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры

ГОСТ 23009-2016 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)

ГОСТ 23279-2012 Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия

ГОСТ 23706-93 (МЭК 51-6-84) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 6. Особые требования к омметрам (приборам для измерения полного сопротивления) и приборам для измерения активной проводимости

ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 24211-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия

ГОСТ 24379.0-2012 Болты фундаментные. Общие технические условия

ГОСТ 24379.1-2012 Болты фундаментные. Конструкция и размеры

ГОСТ 26134-2016 Бетоны. Ультразвуковой метод определения морозостойкости

ГОСТ 26433.0-85 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения

ГОСТ 26433.1-89 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 19330-2013 Стойки для опор контактной сети железных дорог. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 анкерное крепление: Крепление, при котором опору закрепляют на фундаменте с помощью закладных (анкерных) болтов.

3.2 защитный слой: Слой бетона, противодействующий доступу воздуха и агрессивных сред непосредственно к стальной арматуре фундамента.

Читайте также: