Установка дверей на автобус паз

Обновлено: 02.05.2024

Первым делом оставлю ссылку на ПРЕДЫДУЩУЮ часть статьи, в которой было описано возвращение автобусу правильных «форм» задних угловых панелей кузова. А сегодня расскажу о работах, проделанных с водительской дверью, багажным люком и его проемом.

После пробной навески водительской двери на кузов выявились следующие проблемы: невозможность выставить равномерные зазоры по периметру, замятость металла по периметру отверстия под дверную ручку (поскольку она когда-то явно была вырвана «с мясом»), деформация ребра жесткости внутри двери. Кроме того, требовалось заварить дырки, оставшиеся от врезанного когда-то квартирного замка (который, естественно, мы сняли и выкинули на помойку). Обе петли имели значительный износ, вследствие чего дверь сильно люфтила. Доступа во внутреннюю полость двери для исправления «косяков» практически не было. Кроме того, было очевидно, что под завальцовками кромок наружной панели «живет» коррозия, которая спустя некоторое время обязательно попробует выбраться наружу. Собственно, все это можно рассмотреть в следующей фотогалерее:

Сравните эту щель в верхней части проема с тем зазором, что был виден на предыдущем фото в нижней части проема.

Панель двери в районе отверстия под наружную ручку изжёвана. Кроме того, есть глубокие очаги коррозии и "лишнее" отверстие под квартирный дверной замок

Глупо было бы надеяться, что вот эта «красота» не вылезет на волю из-под завальцовок спустя несколько месяцев после покраски

Резюмируя увиденную картину, было принято однозначное решение: дверь нужно разбирать, хоть формально она и является неразборной. Для этого пришлось высверлить 28 точек сварки по периметру оконного проема и разогнуть все завальцованные кромки. После разъединения наружной и внутренней панели опасения подтвердились: под завальцовками ржавчина разгулялась буйным цветом!

Первым делом была поправлена форма наружной панели в районе замка. Однако отверстие под ручку упорно не сходилось с соответствующим отверстием в самом замке. Поэтому было принято решение отверстие в панели заварить, зашлифовать и просверлить новое - уже в более правильном месте.

На следующем этапе, перед обратной сборкой, дверные панели были тщательно очищены от коррозии механически, потом во избежание рецидива обработаны химией и загрунтованы.

Довольно много проблем нарисовалось в итоге с дверным замком. Когда-то он ремонтировался, следствием чего и стал перекос наружной ручки. Вдобавок оказались сильно изношены защелка и ее ответная часть. В итоге решено было замок поменять на новый, а защелку «вылечить», потому что новую взять просто негде. Пришлось наплавлять металл на родную деталь с последующей механической обработкой по месту.

Сам дверной замок на «пазике» на вид идентичен с тем, что ставился на ГАЗ-53. И он до сих пор встречается в магазинах запчастей! Но уже после покупки выяснилось… что новый газовский вовсе не одинаков со старым пазовским. Во-первых, флажки блокировки замка из кабины имели разную длину (на ГАЗ-53 обшивки двери нет, поэтому достаточно короткого флажка, а у ПАЗа обшивка есть). Во-вторых, профиль язычка нового замка не совпадал с профилем защелки, что делало невозможным нормальную работу замка. В-третьих, отсутствовал кулачок щеколды запирания. Наконец, старый советский замок спустя 30 лет работы имел меньше люфтов, чем новый российский! Выход один: пришлось разбирать оба замка и собирать один, комбинируя лучшие детали.

ПАЗ всю жизнь занимался выпуском различной фурнитуры для автомобилей ГАЗ. И старый дверной замок был сделан именно в Павлово, свидетельством чему – нанесенный на замок пазовский логотип

Вмешиваться пришлось и в крепление личинки запирания дверного замка. С завода кронштейн, в который вставляется личинка и затем фиксируется винтом, был приварен на заводе криво (теперь уже, наверное, это никого не удивляет: ровно в этом автобусе не было приварено ничего). Из-за этого ровно личинку вставить в дверь тоже было невозможно. Так что кронштейн пришлось срезать и переваривать, а заодно пересверливать отверстие под фиксирующий винт в торце двери.

Кронштейн личинки. Отверстие с резьбой должно располагаться под дужкой четко посередине. На деле – дужка приварена мимо кассы…

Исправленный кронштейн приварен на место, проверка собираемости узла показала, что личинка теперь встает без перекоса

Кронштейн личинки. Отверстие с резьбой должно располагаться под дужкой четко посередине. На деле – дужка приварена мимо кассы…

Теперь переходим к заднему открывающемуся люку кузова, который кто-то называет багажным, а кто-то – ритуальным. Из-за заводских ошибок (перекосов) при сварке кузовных панелей более чем на 10 мм проем люка представлял собой не прямоугольник, а трапецию. Ошибку на заводе исправляли толстенным слоем шпаклевки, из которой была сформирована вся левая плоскость проема. Сам же люк имел серьезные деформации наружной панели и искривления точек крепления петель, вследствие чего выставить правильное положение люка в проеме не представлялось возможным. А теперь попробуйте угадать, как был приварен внутренний усилитель? Кто сказал «криво» – тот дал правильный ответ. Кроме того, было очевидно, что по аналогии с водительской дверью под завальцовками люка тоже будет кладезь коррозии. Так что люк в итоге тоже разобрали, и из-за кривого внутреннего усилителя внутренняя панель люка в свободном состоянии тут же скрутилась винтом.


Обслуживаем, сегодня делали сразу два автобуса.
Посему бж совместное .

В "старом" подкинули один лист в рессору.




Тем временем разогревается наш фирменный коктейль из мовиля, пушечного сала, нигрола и мастики, для обработки дверей и подкрыльников нового автобуса




А то что то одна сторона просела в автобусе, подкинули дополнительный листик и сразу стала по выше водительская сторона …








Это конечно в новом автобусе снимаем двери, сверлим дополнительные отверстия с боков и под давлением заливаем горячую жижу. Старый уже эту технологию прошел.


Заменили масло в моторе, в 357-ом "старичке". Залили Петроканаду как обычно. А вот в новый залили Q8. Мало кто о нем слышал но масло достойное.

Еще заменил фильтр — газовый. Ох и много же в нем за месяц стружки собирается.





Прозвонил тестером вв-провода с колпочками, пока целые, в планах переход на силиконовые, с ними меньше заморочек

Кстати новый автобус уже приподнес первые неисправности, —
Зашипел энергоаккумулятор

Энергоаккумулятор – это элемент механизма привода стояночной или вспомогательной тормозной системы (пневматической) грузовых автомобилей и автобусов. Этот узел аккумулирует энергию сжатой пружины, а при необходимости освобождает ее. Энергоаккумулятор обычно устанавливается на тормозную камеру. Его основные элементы – силовая пружина, корпус, поршень, толкатель, винт-ось. Пружина, «развивающая» усилие 1-2 тонны, через поршень и толкатель создает давление на шток привода тормозов. Когда из подпоршневого пространства с помощью крана управления «ручником» выпускается сжатый воздух, удерживающий пружину в сжатом состоянии, срабатывает стояночный тормоз. При его выключении в подпоршневое пространство подается сжатый воздух, сжимающий пружину.

Кузов автобуса представляет собой несущую цельнометаллическую сварную конструкцию, которая состоит из шести предварительно собранных узлов: основания, левой и правой боковин, передней части, задней части и крыши

Основание кузова (рис.1) состоит из двух продольных элементов (лонжеронов) | - образного сечения, соединенных между собой поперечинами.

Конструкция и обслуживание кузова автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

К внешним стенкам лонжеронов приварены консоли для соединения со стойками боковин. Для крепления кронштейнов рессор к лонжеронам приварены специальные надстройки.

Ремни безопасности предназначены для уменьшения опасности ранения человека ограничением перемещения его тела в случае резкого торможения автобуса или столкновения.

Ремни безопасности устанавливаются на сиденье водителя, а также, по заказу потребителя, на пассажирские сиденья, за исключением сидений, на которых пассажир размещается боком по отношению к направлению движения автобуса.

Ремни безопасности состоят из лямок с запирающейся пряжкой, аварийно-запирающегося втягивающего устройства и деталей крепления.

Пряжка позволяет удерживать и быстро расстегивать ремень.

Аварийно-запирающееся втягивающее устройство состоит из втягивающего устройства и запирающего механизма.

Втягивающее устройство автоматически регулирует длину лямки в зависимости от телосложения водителя и при нормальных условиях движения не ограничивает свободу движения водителя. Запирающий механизм ограничивает подвижность ремня.

Механизм срабатывает в случае аварии под действием замедления автобуса или сочетания замедления автобуса и движения ремня.

Использование ремней безопасности по назначению

Для пристегивания ремня следует вставить язычок конца лямки в замок до щелчка, не допуская перекручивания лямок. Для отстёгивания ремня нужно нажать на красную клавишу замка.

Ремни не нуждаются в регулировке и обслуживании.

Рекомендуется периодически осматривать ремни для обнаружения наличия износов или повреждений любого характера.

В случае загрязнения лямок следует очистить их мягким мыльным раствором.

Внимание! Ремни подлежат обязательной замене новыми, если они подверглись критической нагрузке в дорожно-транспортном происшествии или имеют потертости, разрывы и другие повреждения.

Пассажирская дверь двухстворчатая. Ведущая створка установлена на нижнюю шаровую опору, которая обеспечивает необходимое регулирование положения створок по высоте.

Для направления движения створки при закрывании и открывании имеется направляющий ролик, который движется по желобу.

Привод пассажирской двери автобуса состоит из пневматического механизма управления, трубопроводов подвода воздуха и дверного пневматического баллона.

При работе дверного механизма воздух, поступает из пневмобаллона через входной штуцер в пневмораспределитель.

Пневмораспределитель управляет воздушными потоками в соответствующие полости пневмоцилиндра в зависимости от электрических сигналов управления с рабочего места водителя. При этом происходит перемещение штока пневмоцилиндра и соответственно открытие или закрытие двери.

При открывании двери или в её закрытом положении микропереключатели, установленные на пневмоцилиндре, соответственно замыкают или размыкают цепи контрольной лампы открытого положения и освещения посадочной площадки.

В случае попадания препятствия перед створкой двери при её закрывании, должно сработать устройство защиты от защемления (УЗЗА) и подать управляющий импульс напряжения на открывание двери.

Управление дверями осуществляется с помощью электрических выключателей, расположенных на щитке приборов.

При открытой двери на щитке приборов в выключателе управления дверью загорается контрольная лампа.

Кроме включателей на щитке приборов для аварийного открытия дверей имеются две кнопки: одна в салоне справа над дверью, другая снаружи справа от двери.

Автобус может иметь механизм управления пассажирской дверью производства ОАО "Мичуринский завод "Прогресс" или ООО "Камоцци пневматика".

Механизм управления производства ОАО "Мичуринский завод "Прогресс" (рис. 2).

Конструкция и обслуживание кузова автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234

Подключение пневмопривода к электрическим цепям управления автобуса производится электрическими соединениями согласно электросхемы (рис. 3.).

Механизм управления производства ОАО

Возможные неисправности и способы их устранения

Не отрабатываются команды на открывание (закрывание) двери

- Нарушены контакты электрических соединений

Проверьте надежность электрических контактов

- Передавлен пневмошланг пневмопитания

Уложите пневмошланг без перегибов

- Неисправны (пробиты) диоды в диодной сборке ДСБ1

Замените диодную сборку ДСБ1

Отсутствует индикация открытого или закрытого положения двери

- Не срабатывают микропереключатели Т1

Замените микропереключатели Т1

- Не отрегулировано положение упора (управляющего микропереключателем)

Отрегулируйте положение упора

Отсутствует освещение посадочной площадки

- Не срабатывает микропереключатель Т2

Замените микропереключатели Т2

- Не отрегулировано положение упора (управляющего микропереключателем)

Отрегулируйте положение упора

При подаче управляющего импульса на закрытие двери, дверь не закрывается

Замените ЭБ УЗЗА

После подачи сигнала на закрывание, дверь не закрывается или, совершив небольшое перемещение, открывается

- Отказ одного из элементов УЗЗА: щелевого датчика, ЭБ УЗЗА, блока резисторов

Поочередная замена элементов УЗЗА

После подачи сигнала на закрывание, дверь, закрывшись, самопроизвольно открывается

- Отказ одного из элементов УЗЗА: щелевого датчика, ЭБ УЗЗА, блока резисторов

Поочередная замена элементов УЗЗА, начиная с ЭБ УЗЗА и блока резисторов

- Не срабатывают микропереключатели Т1

Замените микропереключатели Т1

- Не отрегулировано положение упора (управляющего микропереключателем)

Отрегулируйте положение упора

Порядок замены фильтра

Уменьшение скорости движения створки двери или её остановка, вызванное возможным уменьшением пропускной способности (вследствие засорения пор) фильтра, устраняется заменой фильтра в следующей последовательности:

  1. Отключить электрическое и пневматическое питание.
  2. Отсоединить входной пневмошланг, отвернув гайку.
  3. Вывернуть входной штуцер из пневмораспределителя.
  4. Снять стопорное кольцо, извлечь фильтр и заменить на новый.
  5. Произвести подключение в обратном порядке.

Техническое обслуживание

При обслуживании пневмопривода дверей периодически (при ТО-1), следует проверять крепление пневмопривода, его составных частей и подключение внешних цепей, а также удалять пыль и влагу с деталей пневмопривода.

Механизм управления пассажирской дверью производства ОАО "Мичуринский завод "Прогресс" или ООО "Камоцци пневматика"

Механизм управления пассажирской дверью производства ОАО

Подключение пневмопривода к электрическим цепям управления автобуса производится электрическими разъёмами, согласно схемы рис. 5

Механизм управления пассажирской дверью производства ОАО

Блок управления противозажимом (КУ) предназначен для включения пневмораспределителя на открытие дверей в случае зажима пассажира а также включения и выключения лампы освещения посадочной площадки.

Блок также формирует сигнал водителю о несанкционированном открывании двери.

На входы блока поступают сигналы от концевого выключателя (К1), определяющего закрытое положение створки двери, и от кнопки управления на пульте водителя.

Если на вход поступает команда с пульта водителя «Открыть дверь», а затем - сигнал о том, что дверь отрыта, то блок управления выдает команду на включение лампы освещения посадочной площадки и переходит в режим ожидания сигнала «Закрыть» с пульта водителя.

Если на вход контроллера поступает сигнал от концевого выключателя о том, что дверь открыта, но при этом с пульта водителя не поступала команда «Открыть дверь», то блок включает зуммер аварийного открывания, который звучит до тех пор, пока водитель с пульта не закроет дверь.

При поступлении команды «Закрыть» включается программный таймер, настроенный на время, за которое дверь должна гарантировано закрыться.

Если за это время:

- дверь закрылась (поступил сигнал от концевого выключателя), лампа освещения площадки выключается и блок управления противозажимом переходит в режим готовности к следующему циклу.

-дверь не закрылась (не получен сигнал от концевого выключателя К1), то это идентифицируется как факт зажима пассажира, и блок выдает сигнал на катушку пневмораспределителя (Р1), переводя его в положение «дверь открыта».

В программе блока управления противозажимом имеется режим автоматического отключения функции противозажима.

Режим автоматического отключения функции противозажима включается в случае открытия двери без поступления команды «Открыть» с пульта водителя, а именно при открывании двери с помощью ручной кнопки аварийного открывания.

Для восстановления функции противозажима необходимо провести полный нормальный цикл открытия-закрытия двери с пульта водителя.

В случае нажатия кнопки «Закрыть» при закрытой двери (например, в случае появления сигнала «Дверь открыта» при выходе из строя конечного выключателя) функция противозажима автоматически отключается для предотвращения открытия дверей на ходу. Кроме того, функция противозажима будет заблокирована на все время удержания в нажатом состоянии кнопки «Закрыть» на пульте водителя.

Техническое обслуживание

Внимание! К эксплуатации и техническому обслуживанию приводов допускаются специалисты, знающие их устройство и правила эксплуатации. Установку, отключение, техническое обслуживание приводов следует производить при отключенном пневмо- и электропитании.

Порядок установки привода

Подготовка привода к работе

  1. Подать пневматическое и электрическое питание на привод.
  2. Проверить работу, открывая и закрывая дверь с места водителя.
  3. Подстроить скорости открытия-закрытия дверей дросселями-глушителями, расположенными на пневмораспределителе. (Первоначальные настройки дросселей-глушителей выполнены при сборке привода на заводе-изготовителе).

Следует иметь в виду, что резьба на головке дросселя левая, поэтому вращение головки дросселя по часовой стрелке (вправо) уменьшает скорость движения двери, а вращение против часовой стрелки (влево) увеличивает скорость движения двери.

  1. Проверить работу кнопки аварийного открывания дверей путем нажатия на нее.

Чтобы затем закрыть дверь, необходимо нажать кнопку «Закрыть» на пульте водителя.

Внимание! Возврат аварийной кнопки вручную не позволяет закрыть дверь.

  1. Отрегулировать положение концевого выключателя (К1) таким образом, чтобы при закрытой двери на пульте водителя не горела индикация «Дверь открыта», а зазор между упорной планкой на штоке цилиндра и корпусом концевого выключателя составлял не менее 2 мм.
  2. Настроить блок управления противозажимом (КУ). Блок управления противозажимом является интеллектуальным модулем, который позволяет производить настройку времени срабатывания противозажима в зависимости от скорости закрывания конкретной двери в диапазоне от 1 до 8 секунд. Заводская установка - 3 секунды.

Для настройки блока противозажима необходимо выполнить следующее:

6.1. Включить габаритные огни.

6.2. На пульте водителя нажать кнопку «Открыть дверь» (дверь при этом откроется) и удерживать ее нажатой (не менее 30 секунд) до тех пор, пока лампа освещения дверной площадки не начнет мигать, что означает переход блока в режим программирования.

6.3. Нажать кнопку «Закрыть» на пульте водителя (дверь должна закрыться, при этом контроллер запомнит реальное время ее закрытия).

Внимание! Настройку блока управления противозажимом необходимо проводить после каждой регулировки дверей, в соответствии с выше описанном пунктом регулировки скорости открытия-закрытия двери дросселями-глушителями.

Проверка перед началом работы (при эксплуатации)

Проверку привода перед началом работы производить в следующей последовательности:

  1. Проверить работу дверей путем открывания и закрывания их с места водителя.
  2. Проверить срабатывание сигнализации «Дверь открыта».
  3. Произвести контроль «на слух» утечек воздуха при открытой и закрытой двери.
  4. Проверить механизм аварийного открывания дверей при стоянке транспортного средства путем нажатия на кнопку аварийного открывания. Для возврата аварийной кнопки нажать кнопку «Закрыть дверь» на пульте водителя.
  5. Проверить работу механизма противозажима, для чего открыть дверь, а затем закрыть, и в момент ее закрытия придержать ее створку.

При обслуживании пневмопривода дверей периодически (при ТО-1), следует проверять крепление пневмопривода, его составных частей и подключение внешних цепей, а также удалять пыль и влагу с деталей пневмопривода.

Возможные неисправности и способы их устранения

Дверь не открывается (не закрывается)

- Утечка воздуха из пневмосистемы

Замедленное движение створок

- Нарушена регулировка дросселей-глушителей (ДГ)

- Загрязнены фильтры дросселей-глушителей (ДГ)

Снять дроссели-глушители и продуть сжатым воздухом

Противозажим срабатывает при отсутствии препятствия

- Отсутствует электропитание в приводе

- Установлено слишком большое время срабатывания

Произвести настройку блока управления противозажимом

- Блок управления противозажимом находится в режиме программирования

Завершить цикл программирования

- Разрегулировано положение концевого выключателя

Отрегулировать положение концевого выключателя

Окна автобуса

Ветровые окна автобуса выполнены из безосколочного трехслойного полированного стекла.

Заднее окно состоит из двух закаленных полированных стекол соединенных профилем. Боковые окна выполнены из закаленного плоского полированного стекла.

Первое и последнее окна левой боковины являются аварийными с выдергивающимися шнурами, кроме того, заднее окно в аварийной ситуации легко разбивается молоточком, находящимся на правой внутренней панели задка.

Зеркала заднего вида фиксируются в нужном положении при помощи пружин и гребенчатого фиксатора.

Место для огнетушителя предусмотрено на стойке перегородки водителя.

Место для медицинской аптечки предусмотрено на передней панели справа от щитка приборов.

Противосолнечная шторка закреплена внутри салона над левым ветровым стеклом и служит для защиты глаз водителя от прямых солнечных лучей.

Опускание шторки осуществляется вручную. Подъем шторки производится автоматически при нажатии вниз за шнурок, находящийся с левой стороны шторки.

Вентиляция кузова производится через боковые окна и вентиляционные люки.

Для вентиляции кабины водителя над лобовым стеклом и в левой угловой панели передка имеются лючки, перекрываемые крышками и заслонкой с места водителя.

Все вентиляционные люки работают на нагнетание свежего воздуха в кузов во время движения автобуса.

Второй вентиляционный люк одновременно является запасным выходом. При повороте ручки аварийного привода крышка люка отсоединяется от кузова и рукой отбрасывается наружу, освобождая запасный выход.

Отопление салона осуществляется с помощью отопителей, подключенных к системе охлаждения двигателя.

Отопитель салона состоит из теплообменника и вентилятора.

Нагнетаемый вентилятором отопителя воздух, проходя через радиатор, нагревается и обогревает салон.

Отопители имеют два режима работы - полный и частичный.

Управление ими осуществляется с помощью двухпозиционных клавиш, расположенных на щитке приборов.

Один переключатель управляет отопителями, расположенными на правой стороне салона, другой управляет отопителями на левой стороне салона.

Стекла ветровых окон обдуваются теплым воздухом, нагреваемым отдельным отопителем.

Переключатель управления отопителем находится на щитке приборов.

Для эффективного обогрева салона и обдува ветровых стекол необходимо поддерживать достаточно высокую температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и обеспечивать циркуляцию жидкости по трубопроводам, что достигается работой жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса, которые должны находиться в постоянно включенном состоянии.

Буксирное устройство

Для буксировки автобуса служат буксировочные проушины, которые расположены на передних и задних лонжеронах основания.

Места для установки домкратов

С целью подъема кузова автобус имеет четыре специальные точки для установки домкрата, расположенные за арками передних и задних колес.

Обслуживание кузова

Осматривать кузов регулярно при ежедневном техническом обслуживании. При появлении трещин ремонтировать.

При загрязнении поверхности кузова маслом удалить его мягкой тряпкой, смоченной бензином, с последующей протиркой насухо.

Для поддержания чистоты и глянца всех, полированных и анодированных алюминиевых деталей кузова и щитка приборов выполнять следующее: протирать ежедневно поверхности указанных деталей чистой мягкой тряпкой; а при техническом обслуживании тряпкой, смоченной в полировочной воде, с последующей протиркой насухо.

Промывать обивку сидений водой или мыльным раствором при помощи мягкой волосяной щетки и протирать сухой тряпкой.

К приборам наружного освещения относятся: фары, передние, задние и боковые габаритные фонари, фонари освещения номерного знака, фонарь освещения участка земли (подножки двери), фонари задние противотуманные, задние световозвращатели

Фары имеют галогенные двухнитевые лампы АКГ12-60+55. Нить 60 Вт - дальний свет, нить 55 Вт - ближний свет.

Лампы фар включаются центральным переключателем света, включенным в третье положение.

Внимание! При установке в фару галогенной лампы запрещается касаться пальцами колбы во избежание снижения светового потока или разрушения колбы в процессе эксплуатации.

Регулировка фар производится при неработающем двигателе на специальном посту, оборудованном рабочей площадкой, плоским экраном с матовым покрытием, люксметром с фотоприемником и приспособлением, ориентирующим взаимное расположение автобуса и экрана.

Два регулировочных винта расположены за ободком фары справа и слева. Регулировка в вертикальной плоскости производится одновременным вращением обоих винтов в одном направлении, а горизонтальная – вращением винтов в противоположных направлениях.

Для регулировки фар следует:

  1. Установить автобус в снаряженном состоянии (с нормальным давлением в шинах) на расстоянии 5 метров от экрана, на котором сделана разметка в соответствии с приведенным рисунком.

Приборы освещения и сигнализации автобуса ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234

  1. Снять ободки с фар, отвернув винт их крепления.
  2. Включить ближний свет и, закрыв одну из фар, отрегулировать другую регулировочными винтами так, чтобы светотеневая граница пучка ближнего света была расположена так, как показано на рисунке. Затем, таким же образом следует отрегулировать вторую фару.

У отрегулированных фар верхняя граница световых пятен должна совместиться с линией Х-Х (см. рис. 1), а точки пересечения горизонтального и наклонного участков светотеневой границы – с линиями G-G и D-D.

Фонари освещения номерного знака (лампы АС 12-5), включаются центральным переключателем света.

Фонарь освещения участка земли (лампы А 12-21-3), установлен под кожухом, закрывающим механизм открывания пассажирской двери. Включаются при включенном центральном переключателе света и концевом переключателе, входящим в механизм привода двери.

Фонари задние противотуманные (лампы А 12-21-3), включаются выключателем на щитке приборов при включенном ближнем свете фар.

Встроенная в выключатель контрольная лампа сигнализирует об их включении. При переходе на режимы "Дальний свет" или "Включены габаритные фонари" задние противотуманные фонари гаснут.

Противотуманные фонари необходимо использовать только при движении в тумане или при других условиях недостаточной видимости. Подключение противотуманных фонарей параллельно фонарям "стоп-сигнала" запрещается.

К приборам внутреннего освещения относятся плафоны салона (лампа А 12-21-3), плафон водителя (лампа А 12-10), лампы освещения щитка приборов АМН 12-3

Обслуживание системы освещения заключается в проверке её исправности при ежедневном техническом осмотре и в выполнении работ предусмотренных перечнем работ технического обслуживания.

К внешней сигнализации относятся указатели поворотов и аварийной сигнализации, боковые повторители указателей поворотов, габаритные фонари, стоп-сигналы и фонари заднего хода, электрические звуковые сигналы.

Указатели поворотов и аварийной сигнализации

На автобусе установлен электронный прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, обеспечивающий также контроль за исправностью сигнальных ламп.

Если при включении указателей поворота лампа сигнализатора поворота мигает с двойной частотой, то это указывает на неисправность лампы одного из указателей поворота с правой или левой стороны автобуса (отсутствие контакта или перегорание).

Если при включении указателей поворота имеет место одноразовый световой сигнал фонарей указателей, то это является следствием замыкания на массу контактов фонаря или подводящей электропроводки.

Если лампа сигнализатора поворота не горит, а лампы указателей поворота исправны, то необходимо проверить исправность лампы сигнализатора.

Если при включении указателей поворота их лампы и лампа сигнализатора не горят, то это означает, что неисправен предохранитель или прерыватель указателей поворота (или его цепь).

Система аварийной мигающей сигнализации одновременно включает все указатели поворота в мигающем режиме, предупреждая впереди и сзади идущий транспорт о неисправности автобуса с целью исключения аварийной ситуации.

Система сигнализации состоит из выключателя аварийной сигнализации, реле-прерывателя указателей поворотов и фонарей указателей поворотов.

Выключатель установлен на щитке приборов. Включение производится нажимом на кнопку выключателя.

При этом в кнопке загорается контрольная лампа, подтверждающая включение аварийной системы мигающей сигнализации

Сигнал торможения включается двумя пневматическими выключателями, установленными на тормозном кране в секциях переднего и заднего контура рабочей системы тормозов. Фонари стоп-сигнала имеют лампы А12-21-3.

Выключатели включены в схему параллельно с целью обеспечения продолжения работы фонарей стоп-сигнала при неисправности одного из контуров тормозной системы или одного из выключателей.

Электрический звуковой сигнал состоит из одного сигнала высокого или низкого тона с электромагнитной системой привода мембраны. Сигнал включается кнопкой на рулевом колесе, через вспомогательное реле сигналов. Для усиления и направления звука сигнал имеет рупор (резонатор).

Реле сигналов служит для разгрузки контактов кнопки от большого тока, потребляемого сигналом.

При нажатии на кнопку замыкается цепь вспомогательного реле, а контакты реле включают рабочий ток в цепь сигнала. Обслуживание электрического сигнала заключается в проверке его работоспособности при ежедневном техническом осмотре.

Возможные неисправности звуковых сигналов и способы их устранения

При нажатии на кнопку сигнал не звучит

- Обрыв провода, подходящего к кнопке

Вскрыть кнопку, зачистить провод от изоляции, надеть наконечник и пропаять

- Обрыв провода в рулевой колонке

- Отпайка выводов катушки сигнала от пластины прерывателя или выводных клемм

- Подгорание контактов реле сигналов

Сигнал звучит слабо или не звучит при неработающем двигателе и звучит при работающем двигателе

- Разряжена аккумуляторная батарея

Зарядить аккумуляторную батарею

Сигнал имеет дребезжащий звук

- Ослаблено крепление сигнала, крепление крышки или катушки сигнала

Световые указатели поворотов включают в себя два передних фонаря указателя поворотов (правого и левого), два задних фонаря указателя поворотов (правого и левого), два боковых повторителя указателей поворота, переключателя поворотов и света фар, расположенного на рулевой колонке.

Нейтральное положение рычага переключателя обеспечивается автоматическим сбрасыванием кулачков переключателя специальной сбрасывающей шайбой при повороте рулевого колеса.

При включении переключателя поворотов в правое или левое положение включаются в мигающем режиме соответственно лампы фонарей правой или левой стороны автобуса.

Работа в мигающем режиме осуществляется с помощью реле поворотов.

Одновременно с включением фонарей указателей поворотов включается контрольная лампа "Поворот" на щитке приборов.

Внутренняя сигнализация состоит из контрольных ламп щитка приборов и шумового сигнализатора (зуммера). Зуммер установлен под щитком приборов и предназначен для подачи сигнала пассажиром из салона автобуса водителю о необходимости остановки.

Аварийный выключатель предназначен для предотвращения возникновения пожара в результате доpожно-транспортного происшествия.

Аварийный выключатель выполняет следующие функции:

– отключение аккумуляторных батарей дистанционным выключателем через контакты реле;

– включение всех указателей поворота в мигающем режиме через контакты реле и реле-прерыватель;

– отключение обмотки возбуждения генератора через контакты реле.

Аварийное отключение производится включателем, установленном на щитке приборов.

Аварийный выключатель может иметь три положения клавиши:

- I- выключен, при этом кнопка не нажата и зафиксирована стопорным флажком (режим движения);

- II- режим отключения "+ АКБ" и включения аварийной сигнализации, для этого следует повернуть флажок фиксатора и нажать кнопку до фиксированного положения;

- III- выключение АКБ, производится дожатием клавиши выключателя до крайнего (не фиксированного положения). После прекращения нажатия клавиша возвращается в положение II.

Внимание! Запрещается удерживать клавишу аварийного выключателя в крайнем (не фиксированном) положении более двух секунд

Система аварийного управления дверями

При аварийном (экстренном) открывании двери салона включается зуммер, который звенит до момента закрытия двери водителем.

При нажатии пассажиром кнопки "Остановка по требованию" возникает прерывистый ((4-5) звуковых импульсов) сигнал зуммера и загорается контрольная лампа в мигающем режиме до момента остановки автобуса и открытия двери для высадки пассажира.

При открывании аварийной двери (однодверная модификация автобуса) возникает непрерывный сигнал зуммера и загорается вторая контрольная лампа с символом "Дверь" до момента закрытия аварийной двери и возврата фиксатора в исходное положение.

Стеклоочистители

Привод электрического стеклоочистителя осуществляется электродвигателем постоянного тока. Включение электродвигателя производится переключателем, обеспечивающим две скорости вращения якоря электродвигателя.

В цепь электродвигателя включен тепловой биметаллический вибрационный предохранитель, укрепленный на корпусе редуктора стеклоочистителя.

Для установки щетки стеклоочистителя в крайнее положение при его включении имеется концевой выключатель. Вращение от вала электродвигателя на вал привода щеток передается через червячную передачу.

Для исправной работы стеклоочистителя необходимо не допускать продолжительной работы щеток по сухому стеклу во избежание перегрева электродвигателя и появления царапин на стекле, а также не допускать попадания бензина или масла на резиновые ленты щеток во избежание их коробления.

Вентилятор обдува

При замасливании или подгорании коллектора электродвигателя протереть его тряпкой, смоченной в бензине. Если это не поможет, зачистить коллектор стеклянной шкуркой. Затем продуть сжатым воздухом. Проверить давление щеток, которое должно составлять (2-4) Н.

Предохранители

Все цепи потребителей тока автобуса защищены плавкими предохранителями. На автобусе применено 5 блоков предохранителей: 1 блок "силовых" предохранителей БПР-5-4, расположенный в ящике АКБ c правой стороны, 3 блока БПР13 и 1 блок БПР2.02, расположенных около рулевой колонки.

Схема размещения блоков предохранителей около рулевой колонки показана на рис. 2.

Приборы освещения и сигнализации автобуса ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234

Внимание! Запрещается замена неисправных предохранителей на предохранители с большим номиналом.

"+15" – цепь после перевода ключа в замке зажигания в положение I;

"+30" - цепь после включения дистанционного выключателя АКБ;

"+50" - цепь после перевода ключа в замке зажигания в положение II;

"+АКБ" – цепь после отключения дистанционного выключателя АКБ.

Назначение предохранителей

№ Цепь Номинал предохранителя, А Назначение предохранителя

1FU1

1FU2 +АКБ 10 Управление дверями салона с места водителя; Спидометр электронный

1FU3 +АКБ 10 Реле поворотов; Аварийная сигнализация

1FU4 +15 10 Осушитель воздуха; Спидометр электронный

1FU5 +15 10 Электромагнитный клапан останова

1FU6 +15 10 Обмотка реле возбуждения генератора; Лампа контрольная генераторной установки; Комбинация приборов и тахометр; АБС тормозов

1FU7 +15 10 Лампы контрольные; Фонари заднего хода; Управление блоком свечей накаливания

1FU8 +30(40) 10 Управление подогревателем жидкостным

1FU9 +30(40) 10 Циркуляционный насос

1FU10 +30(40) 10 Стеклоомыватель; Указатель напряжения

1FU11 +30(40) 15 Сигналы звуковые

1FU12 +58 10 Фонари габаритные правые; Плафоны освещения двери

1FU13 +58 10 Фонари габаритные левые; Лампы подсветки приборов

2FU1

2FU2 +30(40) 10 Плафоны освещения правой стороны салона

2FU3 +30(40) 10 Стеклоочиститель левый

2FU4 +30(40) 15 Стеклоочиститель правый; Фонари сигналов торможения

2FU5 +30(40) 10 Электродвигатель обдува бокового стекла

2FU6 +30(60) 15 Электродвигатель обдува ветрового стекла

2FU7 +30(60) 15 Электродвигатель отопителя места водителя; Циркуляционный насос дополнительный (для ПАЗ-32053-07)

2FU8 +30(60) 15 Электродвигатель отопителя левой стороны №1; Электродвигатель отопителя левой стороны №2

2FU9 +30(60) 15 Фонари задние противотуманные; Электродвигатель отопителя правой стороны №1; Электродвигатель отопителя правой стороны №2

2FU10 +56 10 Фара головная левая дальнего света

2FU11 +56 10 Фара головная правая дальнего света; Лампа контрольная "Дальний свет"

2FU12 +56 10 Фара головная левая ближнего света

2FU13 +56 10 Фара головная правая ближнего света

3FU1

3FU2 +15 10 Устройство ограничения скорости (для ПАЗ-32053-77)

3FU3 +30(40) 15 Питание света фар

3FU4 +30(40) 15 Плафоны освещения левой стороны салона. Розетка переносной лампы. Плафон мотоотсека

3FU5 +30(40) 10 Электродвигатели принудительной вентиляции

3FU6 +30(40) 10 Электродвигатель вентилятора водителя

3FU7 +30(40) 10 Фары противотуманные

3FU8 +30(40) 10 Обогрев зеркал заднего вида

3FU9 +30(40) 10 Питание транспортного говорящего устройства; Питание магнитолы

3FU10 +30(40) 10 Резерв

3FU11 +30(40) 10 Привод двери. Экстренное открывание дверей

3FU12 +30(40) 10 Резерв

3FU13 +30(40) 10 Резерв

Ниже представлены принципиальные схемы подключения приборов освещения и световой сигнализации

На Павловском автобусном заводе до 1989 года выпускали ПАЗ-672, в том же году перевели выпуск на ПАЗ-3205. Новый автобус ПАЗ-3205 с виду изменился, но двигатель, КПП, рулевое управление, задний мост, передняя балка остались прежними.

Тормоза на ПАЗ-3205 установили пневмогидравлические, такие как на УРАЛ-375. До 1990 года пассажирская дверь на автобусах открывалась за счет вакуума, после установили пневматический привод дверей.

На заднем мосту автобуса ПАЗ-3205 убрали подрессорники, установив балансиры, передние рессоры были удлинены. На ПАЗ-3205 поездка была комфортнее, чем на ПАЗ-672.

Первоначально, на ПАЗ-3205, в салоне появились полки над пассажирами предназначенные для хранения вещей. Полками пассажиры не пользовались, в виду их запыленности и к тому же они были завалены спецовками и прочим хламом водителей.

На ПАЗ-3205 двигатель ЗМЗ-513 от ГАЗ-66, точнее, двигатель от ГАЗ-53 отличался креплением компрессора и гидроусилителя, остался от ПАЗ-672.

Изменилось крепление навесного оборудования, появился компрессор и установили генератор от ГАЗ-66.

Так как КПП старое от ГАЗ-53, то со временем переключаются передачи с хрустом, все из-за отсутствия синхронизаторов и кулисы.

Щиток приборов и управление электроприборами сделали удобнее. Для удобного доступа над дверью водителя установили все реле. Обзор водителю на автобусе ПАЗ-3205 стал лучше.

Пассажирам летом в жару в переполненном автобусе было жарко. Зимой тепло от радиатора не доходило до задних сидений на старых ПАЗ-3205.

Официально, в салон автобуса ПАЗ-3205 с одной пассажирской дверью вмещалось 50 пассажиров, наш рекорд рейсового автобуса, подсчитанный работниками АТП — составил 78 человек.

За 30 лет выпуска автобусов ПАЗ-3205 было несколько их модификаций и улучшений. Изменения в автобус ПАЗ-3205 вносили каждые пять лет, и появлялись новые модификации.

Главным изменением для обеспечения безопасности — это отказ от пневмогидравлических тормозов.

Удлинили базу на ПАЗ-3205 и установили еще одну пассажирскую дверь. Двигатели на автобусе ПАЗ-3205 мне довелось увидеть Д-245, Cummins, ЯМЗ и ЗМЗ-5234 с ЭБУ.

Панель приборов на ПАЗ-3205 изменили второй раз, точнее, это уже другая версия автобусов. На основной базе ПАЗ-3205 выпускалось более сорока модификаций автобусов, как школьных вариантов, так и спецтехники.

На ПАЗ-3205, за 30 с лишним лет выпуска, изменений каркаса автобуса не произошло. Смогли на ПАЗ-3205 улучшить трансмиссию установив АВС, улучшить отопление салона установив автономный отопитель.

Устанавливали на автобус несколько вариантов двигателей и изменилось внешнее оформление автобуса за счет установленных новых фонарей. Пока альтернативы автобусу ПАЗ-3205 не найдены.

Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!

Читайте также: