Учитель в классе у доски

Обновлено: 27.04.2024

Можно нарисовать «страшного» учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему «Как я боюсь Марь Иванну», а второй – «Как я ее не боюсь». Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось – ваша работа по снятию страха оказалась эффективной.

Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем вы можете взять на себе роль ученика, а ребенок – учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки – тем лучше. А вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т.д.. Можно специально предложить ребенку игру в «кошмарного учителя»: пусть ваш сын или дочка изобразит самого ужасного учителя, которого только может себе представить. Ваша задача – пугаться.

Если ребенок уверенно чувствует себя в ситуации письменного контроля знаний, а трудности вызывает именно необходимость отвечать у доски, можно придумать, как сблизить ситуацию письменного и устного ответа.

Если вы выяснили, что страх отвечать у доски вызван, прежде всего, боязнью получить плохую оценку, поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать сыну или дочке примерно следующее: «Понимаешь, учеба в школе – это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты? Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, - это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил «пятерку» - значит двигаешься туда, куда надо, а «двойка» просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился».

Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе.

Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски очень полезным было бы постепенно приучать ребенка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого вы можете попытаться попросить, чтобы в школе вам разрешили немного позаниматься со своим сыном или дочкой в пустом классе. Пусть ребенок сначала просто освоится с доской, порисует на ней, сколько захочет. Потом можно постепенно приучать вашего школьника спокойно переживать ситуацию ответа у доски. Сначала просто побеседуйте с ребенком на какие-то нейтральные темы. Затем можно продолжить разговор, но пусть ребенок останется у доски, а вы присядьте за парту. Когда эта ситуация перестанет вызывать дискомфорт, попробуйте приблизить ее к тому, что будет больше похоже на ответ на уроке: пусть ребенок расскажет, например, хорошо известное ему стихотворение. Потом попросите ребенка мысленно представить, что в классе находятся одноклассники. Через несколько подобных тренировок вашему сыну или дочке будет уже гораздо легче пережить ситуацию реального ответа у доски.

Также для вашего сына или дочери очень полезно обучиться навыкам телесной релаксации (то есть расслабления). Дело в том, что, как вы уже знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения.

Начинать подобные занятия лучше с последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. Вы можете сказать своему сыну или дочке примерно следующее: «Давай напряжем правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим» и т.д..

Также для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру «Растение». Ребенок должен постепенно “вырастать” из семечка, а затем “сломаться”. Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления.

Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра «Прогулка по сказочному лесу». Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зелёной мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним.

Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе.

Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли. Потому важно представлять мальчику или девочке это время, при этом не повторяя вопрос. Ребенок и так прекрасно помнит задание, а такое повторение приводит только к усилению страха.

Итак, для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

Как помочь ребенку преодолеть страх отвечать у доски

  • помочь ребенку преодолеть страх определенного учителя;
  • сформировать более адекватное отношение к школьным оценкам;
  • обучать сына или дочку навыкам публичных выступлений;
  • научить ребенка расслабляться, снимать мышечные зажимы в ситуации устного ответа;
  • постепенно снижать страх ответа у доски, понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой ситуации;
  • поговорить с учителем об особенностях вашего ребенка, вместе искать способы снижения страха.

Концепция образования, бизнеса и женщин. портрет молодой привлекательной, элегантной женщины-репетитора, молодой учитель или студент несут учебные книги и ноутбук, стоя в зале, улыбаясь камерой.

Фото удивленного учителя показывает указательным пальцем в сторону, у него светлые прямые волосы, рот от удивления открыт.

Фото удивленного учителя показывает указательным пальцем в сторону, у него светлые прямые волосы, рот от удивления открыт.

Дети и учитель празднуют день учителя

Дети и учитель празднуют день учителя

Улыбающаяся молодая деловая женщина с ручкой и планшетом для заметок на сером

Улыбающаяся молодая деловая женщина с ручкой и планшетом для заметок на сером

Привлекательный успешный бизнес женщина с откровенной улыбкой глядя. учитель или работник. бежевая стена.

Привлекательный успешный бизнес женщина с откровенной улыбкой глядя. учитель или работник. бежевая стена.

Элегантная молодая учительница с волосами брюнетки, в стильной светлой рубашке, черном полосатом костюме, в очках держит записи, ручку и читает лекцию

Элегантная молодая учительница с волосами брюнетки, в стильной светлой рубашке, черном полосатом костюме, в очках держит записи, ручку и читает лекцию

Улыбающаяся молодая блондинка учительница в очках, сидя за столом со школьными инструментами в классе, указывая пальцем на блокнот, глядя на фронт, указывая на классную доску с ручкой

Улыбающаяся молодая блондинка учительница в очках, сидя за столом со школьными инструментами в классе, указывая пальцем на блокнот, глядя на фронт, указывая на классную доску с ручкой

Работа в команде над ноутбуком учителя

Работа в команде над ноутбуком учителя

Молодой усмехаясь студент или интерн в eyeglasses стоя с папкой на красной стене.

Молодой усмехаясь студент или интерн в eyeglasses стоя с папкой на красной стене.

Вид спереди женщина преподает из дома

Вид спереди женщина преподает из дома

Учитель вид спереди со стопкой книг

Учитель вид спереди со стопкой книг

Учитель смайлик делает заметки

Учитель смайлик делает заметки

Учитель, объясняя урок в классе

Учитель, объясняя урок в классе

Учитель смотрит в регистр школы

Учитель смотрит в регистр школы

Усмехаясь азиатская женщина в стеклах держа планшет и смотря камеру

Ассортимент элементов дня учителя

Ассортимент элементов дня учителя

Деловая женщина, держащая файлы в офисе

Деловая женщина, держащая файлы в офисе

Преподаватель бизнес курса

Все знают правильный ответ

Все знают правильный ответ

Ассортимент элементов дня учителя

Ассортимент элементов дня учителя

Улыбающаяся молодая деловая женщина в очках с ручкой и планшетом для заметок на сером

Улыбающаяся молодая деловая женщина в очках с ручкой и планшетом для заметок на сером

Учитель английского языка делает свой урок с доской

Учитель английского языка делает свой урок с доской

Счастливый учитель слушает ее учеников

Учитель смайлик держит кучу книг и яблоко с копией пространства

Учитель смайлик держит кучу книг и яблоко с копией пространства

Позитивная женщина-офисный работник с папками и наклейками носит круглые очки и синие перемычки на копировальной площади, дает рекомендации, как подготовить успешный проект, делает презентацию

Позитивная женщина-офисный работник с папками и наклейками носит круглые очки и синие перемычки на копировальной площади, дает рекомендации, как подготовить успешный проект, делает презентацию

Учительница с ноутбуком работает

Учительница с ноутбуком работает

Текстурированная доска с мелом и ластиком

Текстурированная доска с мелом и ластиком

Репетитор с маленькой девочкой, занимающейся дома

Репетитор с маленькой девочкой, занимающейся дома

prostooleh

prostooleh

Улыбающаяся женщина, держащая книгу

Улыбающаяся женщина, держащая книгу

Посмотри как это интересно

Посмотри как это интересно

Усмехаясь азиатская учительница сидя на столе в классе и писать в тетради

Зеленая грязная доска

Зеленая грязная доска

Доска с надписью научных формул и расчетов

Доска с надписью научных формул и расчетов

Смайлик учитель в классе

Смайлик учитель в классе

Счастливый подросток в повседневной одежде у доски

Счастливый подросток в повседневной одежде у доски

Очень умная девушка отвечает на вопросы у доски

Очень умная девушка отвечает на вопросы у доски

Смайлик учитель, стоя в классе

Смайлик учитель, стоя в классе

Концепция образования, учителей, университета и школ.

Портрет уверенно красивые молодые улыбающиеся счастливые деловая женщина с пальцами на желтой стене

Портрет уверенно красивые молодые улыбающиеся счастливые деловая женщина с пальцами на желтой стене

Портрет ее красивой привлекательной веселой интеллектуальной наставницы в клетчатом костюме, держащей в руке земной шар, демонстрирующей карту страны, экологию климата планеты, изолированную на сером пастельном цветном фоне

Портрет ее красивой привлекательной веселой интеллектуальной наставницы в клетчатом костюме, держащей в руке земной шар, демонстрирующей карту страны, экологию климата планеты, изолированную на сером пастельном цветном фоне

Портрет красивого молодого ближневосточного учителя, держащего мел у доски во время стрельбы ви

Портрет красивого молодого ближневосточного учителя, держащего мел у доски во время стрельбы ви

Школьница в толстовке с капюшоном стоит у маленькой доски и рассказывает репетитору о математическом решении во время

Школьница в толстовке с капюшоном стоит у маленькой доски и рассказывает репетитору о математическом решении во время

Счастливый студент проводит мозговой штурм над новым проектом, работает, сдает экзамен, учительская комната счастливая студентка с репетитором мужчина у доски студент и репетитор с ноутбуком старший учитель и девушка на школьном уроке

Счастливый студент проводит мозговой штурм над новым проектом, работает, сдает экзамен, учительская комната счастливая студентка с репетитором мужчина у доски студент и репетитор с ноутбуком старший учитель и девушка на школьном уроке



"Как успокоить разбушевавшийся класс? Как вести урок, если в классе постоянно шумно? Почему одних понимают с полушепота, а другим приходится надрывать голосовые связки, чтобы добиться внимания?" — такие вопросы нередко задают молодые учителя, еще не имеющие в арсенале хитрых приемов и недюжинного опыта.

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу". Какие ошибки еще допускают начинающие учителя?


Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж 15 лет. Фото: Марина Учеватова.

Другие статьи автора:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Воспользуйтесь безграничным количеством фотографий с высоким разрешением Учитель для коммерческих целей.

Красивая молодая учительница помогает маленькому школьнику с упражнениями

Портрет зрелой женщины, делающей позитивный жест на белом фоне

Привлекательная счастливая брюнетка в белой рубашке улыбающаяся в камеру

Улыбающийся взрослый студент на сером фоне

Красивый молодой учитель в классе с очаровательными маленькими учениками

Мальчик и девочка дети дарят цветы в качестве школьного учителя в день учителя. День знаний, образования, признательности, поколения .

Дети сидят за партами в классе и слушают учителя

Очередь симпатичных школьников, смотрящих на камеру со своим учителем рядом

Профессор по седым волосам сидит за столом в аудитории и держит книгу

Стрессовый учитель в классе

Межрасовые дети обнимают счастливого учителя за столом в классе

Занимается портрет учителя с учеником за классной доской

Учитель дал пять очаровательной школьнице в школьном коридоре

Учитель математики в классе

Улыбающийся учитель с цифровым планшетом, стоящим перед учениками и смотрящим в камеру

Улыбающийся учитель указывает на кого-то

Красивый молодой учитель в классе с очаровательными маленькими учениками

Танцевальный класс для женщин в фитнес-центре

Красивая молодая мать и дочь делают домашнюю работу вместе

Забавный кот учит английский. Читая книгу .

Улыбающаяся женщина-профессор университета с протянутой рукой, стоящей в классе

Привлекательный школьный учитель перед доской. Привлекательный школьный учитель перед доской .

Улыбающийся учитель в синей блузке, стоящий со скрещенными руками в классе

Красивая студентка колледжа, сидящая в классе, полном студентов во время занятий (мелкий DOF; цветное тонированное изображение )

Седой профессор волос держит яблоко и с помощью ноутбука

Учительница проводит занятия в классе

Крупным планом видно, как дети дают учителю пятерку

Группа студентов учится с профессором в современном школьном классе

Улыбающаяся женщина-учитель и девочка-студентка-учёная развлекаются с молекулярной моделью

Наука это мы. Отчетный проект. обратно в школу. Новый учебный год. Девочка готовится к экзаменам. учительница на уроке. учитель с папкой документов. счастливый студент в очках у доски .

Педагоги и межрасовые дошкольники за столом с красками и бумагами в классе

Молодой стройная красивая блондинка учитель в черном платье с указателем стоит на доске в классе

Счастливая молодая учительница обнимает учеников в классе

Молодой учитель что-то объясняет ученикам в классе

Обрезанный снимок учителя, дающего книги ребенку

Учительница со своими учениками держит доску в классе

Обрезанный вид женщины, стоящей с ребенком в библиотеке

Учитель и мальчик стоят у доски

Смешные школьницы сплетничают в библиотеке

Молодая женщина учит детей в начальной школе

Красивая молодая учительница и ученики, заставляющие команду подписать в школе

Портрет школьника и учителя, читающих и обсуждающих интересную книгу

Привлекательный молодой учитель с книгами в школьном коридоре

Юнг женщина-учитель позирует в студии на красном фоне

Красивая молодая учительница улыбается в камеру, в то время как школьники стоят за доской

3d визуализация человека с указателем в руке рядом с доской на белом фоне, концепция образования и обучения

Преподавательница университета смотрит в камеру, ведет дневник и пишет в классе

Учитель, стоящий со скрещенными руками в классе в школе

Улыбающийся седой профессор, сидящий на столе в пустой аудитории и разговаривающий по смартфону

Инструктор по йоге помогает студенту с позой обратной позы в студии йоги

Улыбающийся учитель указывает на интерактивную доску и смотрит на школьников

Счастливый взрослый учитель смотрит на учеников, пока пишет на доске в классе

Улыбающийся учитель и симпатичный дошкольник режет бумаги ножницами, которые могут работать в классе

Выпускница со степенью бакалавра

Привлекательный молодой учитель дает уроки детям в библиотеке

Преподаватель мужского пола читает лекцию студентке

Обрезанный снимок студенческого рисунка с мелом на доске

Аромат розовых и белых пионов, выделенных на белом с образцом текста

Учительница, указывающая пальцем на математическое уравнение на доске в классе

Сексуальная учительница оглядывается назад, объясняя формулу. Учитель математики пишет на доске, вид сзади. Сексуальная концепция учителя. Женщина с красивыми ягодицами преподает математику, копирует пространство .

Ученики поднимают руки на уроке, чтобы ответить на вопрос учителя

Молодой учитель возле доски в школьном классе разговаривает с классом .

Учитель, стоящий у стола и объясняющий урок ученику в классе

Учительница математики перед доской

Письмо школьника на доске с мелом во время урока математики

Учительница в начальной школе перед школьной доской

Счастливый молодой учитель с книгами в школьном коридоре

Молодой учитель в классе во время занятий

Улыбающийся учитель с цифровым планшетом, стоящим перед учениками и смотрящим в камеру

Учитель с двумя учениками, держащими блокноты на открытом воздухе.

Молодая учительница показывает доску и школьник письма во время презентации

Дошкольник занимался с репетитором

Целенаправленная учительница, помогающая студенту-мужчине с заданием во время урока в классе

Учитель и ее ученик рядом с доской

Молодая сексуальная учительница в чулках сидит на столе в классе

Положительная деловая женщина с ноутбуком компьютер ищет пустое место для вашего дизайна, синий фон. Панорама

Молодая сексуальная учительница в чулках с указателем на столе перед доской

Мультфильм о бизнесе и образовании, показывающий профессора со сложной формулой расчета окупаемости инвестиций, "Теперь, когда я ясно дал это понять". .

Мятые бумажные шарики, летящие на учительницу в классе с доской на заднем плане

Молодая симпатичная школьная учительница, работающая в классе

Улыбающиеся африканские американские учителя и школьники с поднятыми руками в классе

Пятилетняя девочка занимается со взрослой молодой красивой девушкой, сидящей за детским столом дома

Счастливые ученики обнимают учителя перед доской в классе

Скучный студент в классе читает книги по математике

Улыбающийся седой профессор, сидящий на столе с ноутбуком

Мальчик и девочка дети с учителем в школе имеет счастливый

Педагог мужского пола и многорасовые дошкольники сидят за столом с разноцветными докладами в классе

Ученик и учитель, стоящий у доски в классе китайской школы

Веселый учитель в очках, стоящий рядом с милыми детьми в библиотеке

Серьезный учитель стоит у доски, держа в руках синюю тетрадь.

Учитель химии в белом халате с помощью цифрового планшета и указания рукой в классе

Путеводитель по музею, показывающий маленьким посетителям устаревшие народные предметы в витрине

Улыбающийся учитель помогает детям с работой во время урока

Портрет умного учителя, стоящего у доски и смотрящего на школьников

Улыбающаяся женщина и маленькая девочка в халатах, работающие с молекулярной моделью

Группа студентов представляет и обсуждает проект в классе

Учитель в синей блузке объясняет урок ученику в классе

Докладчик на бизнес-конференции и презентации. Зрители в конференц-зале. Бизнес и предпринимательство .

Профессор по седым волосам смотрит на студентов, поднимающих руки

Молодая соблазнительная женщина с тонкой фигурой в простом черном платье и на высоких каблуках держит папку с бумагами

Начавшаяся школьная жизнь предъявляет ребенку новые требования, ставит перед ним новые задачи. Одно из таких новых испытаний — необходимость отвечать «у доски», демонстрировать всем уровень своих знаний и умений, подвергаться оцениванию не только со стороны учителя, но и одноклассников. Нередко это очень суровое испытание для ребенка, создающее благоприятную почву для возникновения особого страха — страха отвечать у доски.

Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, желание получить хорошую оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, — все эти факторы могут усиливать тревожность, возникающую у ребенка, который слышит традиционное «Иванов, к доске».

По своей сути страх отвечать у доски — это страх ситуации публичной проверки знаний. То есть тяжелые переживания здесь вызывает и сама ситуация оценивания (проверки), и то, что это оценивание происходит публично: все видят, все смотрят, все не упустят случая посмеяться, если что-то пойдет не так!

К сожалению, как и в случаях других страхов, ситуация здесь начинает разворачиваться по принципу замкнутого круга: страх никак не способствует успешности ответа, а новые неудачи еще больше усиливают страх и ужас, испытываемый ребенком.

Боясь неудачно ответить, ребенок постоянно пытается контролировать себя (психологи называют это явление «тревожным гиперконтролем»), что приводит к повышению вероятности неудачи.

Очень часто такой страх проявляется в том, что ребенок получает очень разные оценки при разных формах контроля знаний в школе: письменные работы пишет хорошо, а у доски отвечает на «тройки» и «двойки».

Испытывая страх ситуации публичной проверки знаний, ребенок может стараться сделать свое участие в подобной ситуации как можно более незаметным. В итоге при ответе на вопрос учителя будет говорить очень тихо, почти не слышно (что, как правило, вызывает раздражение учителя и тем самым подкрепляет и усиливает страхи ребенка), либо просто отказываться отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией (слезами, агрессивными вспышками).

В особенно тяжелых случаях страх отвечать у доски может проявляться даже в серьезных нарушениях речи ребенка.

Мальчик Саша (11 лет) симпатизировал своей однокласснице, с которой сидел за одной партой. Однажды на классном часе педагог, славившаяся своим острым языком, высмеяла его дружбу с девочкой. После этого Саша стал бояться этой учительницы. При одной мысли о том, что ему придется отвечать на ее уроках, он краснел, покрывался потом, у него перехватывало дыхание и подкатывал комок к горлу. Стоило ей вызвать его к доске, как он буквально терял дар речи. Саша очень хотел ответить, он пытался говорить, но ничего не получалось. Когда мальчик возвращался за парту, страх исчезал, речь возвращалась.

Учительница продолжала его высмеивать: «За партой болтаешь, а у доски слова выдавить из себя не можешь. Значит, притворяешься!»

Как можно увидеть в этом примере, страх отвечать у доски нередко возникает в результате какого-то одного травмировавшего ребенка случая (высмеяла или резко раскритиковала учительница, поиздевались одноклассники). Проблема в том, что в дальнейшем этот страх может далеко распространиться за пределы изначально вызвавшей его ситуации. Как это произошло, например, с Сашей, который постепенно стал чувствовать ужас и неспособность говорить не только в присутствии своей классной руководительницы, но и других преподавателей.

Страх отвечать у доски вообще довольно тесно связан с тем, как с детьми в классе взаимодействует учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как применение учителем физического насилия, оскорблений детей, можно выделить особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию таких школьных страхов. Так, по результатам исследований психологов, наиболее высокий уровень тревожности в ситуации проверки знаний демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих так называемый «рассуждающе-методический» стиль педагогической деятельности. Этот стиль характеризуется одинаково высокой требовательностью учителя к «сильным» и «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося. Именно в таких условиях ученики особенно не стремятся выходить к доске, боятся ошибиться при устном ответе и т. д.

Естественно, что появление страха отвечать у доски может быть связано и с завышенными требованиями родителей: если ребенок знает, что дома его, мягко говоря, не похвалят за любую оценку, кроме «отлично», ситуация публичной проверки знаний будет вызывать гораздо больше внутреннего напряжения и страха.

Но даже если родители и не слишком сильно ругают ребенка за «двойки», страх получить плохую оценку все равно может присутствовать и проявляться в эмоциональном дискомфорте ребенка при устном ответе.

Мальчик Тема (8 лет), на переменах бойкий и веселый, при ответе у доски говорит очень тихо, медленно, почти заикаясь. Никогда не поднимает руку, если учитель говорит, что собирается вызвать кого-то к доске.

Когда Теме предложили нарисовать то, о чем он думает, стоя у доски, мальчик нарисовал огромную страшную «двойку»: на весь лист, кроваво-красного цвета и с огромными зубами.

Как видно из наших примеров, страх отвечать у доски часто сопровождается разнообразными телесными неприятностями: ребенок чувствует напряжение в теле, краснеет или бледнеет, его накрывает волна липкого пота, могут возникать ощущения дурноты или тошноты, дрожать руки или колени. И попробуй в таком состоянии сосредоточиться, взять себя в руки и вспомнить пусть даже и прекрасно подготовленный дома материал!

Выраженность страха отвечать у доски зависит и от индивидуальных особенностей ребенка. Этот страх выше у младших школьников, у которых преобладает так называемый вербальный интеллект (то есть умение оперировать понятиями, выражать свои мысли словами). Особенно легко страх ситуации публичной проверки знаний формируется у тех ребят, для которых тревожность является устойчивой
личностной особенностью.

Можно нарисовать "страшного" учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему "Как я боюсь Марь Иванну", а второй - "Как я ее не боюсь". Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось - ваша работа по снятию страха оказалась эффективной.

Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем вы можете взять на себя роль ученика, а ребенок - учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки - тем лучше. А вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т. д. Можно специально предложить ребенку игру в "кошмарного учителя": пусть ваш сын или дочка изобразит самого ужасного учителя, которого только может себе представить. Ваша задача - путаться.

Если ребенок уверенно чувствует себя в ситуации письменного контроля знаний, а трудности вызывает именно необходимость отвечать у доски, можно придумать, как сблизить ситуацию письменного и устного ответа.

Если вы выяснили, что страх отвечать у доски вызван прежде всего боязнью получить плохую оценку, поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать сыну или дочке примерно следующее: "Понимаешь, учеба в школе - это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты. Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, - это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил "пятерку" - значит, двигаешься туда, куда надо, а "двойка" просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился".

Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе.

Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски очень полезным было бы постепенно приучать ребенка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого вы можете попытаться попросить, чтобы в школе вам разрешили немного позаниматься со своим сыном или дочкой в пустом классе. Пусть ребенок сначала просто освоится с доской, порисует на ней сколько захочет. Потом можно постепенно приучать вашего школьника спокойно переживать ситуацию ответа у доски. Сначала просто побеседуйте с ребенком на какие-то нейтральные темы. Затем можно продолжить разговор, но пусть ребенок останется у доски, а вы присядьте за парту. Когда эта ситуация перестанет вызывать дискомфорт, попробуйте приблизить ее к тому, что будет больше похоже на ответ на уроке: пусть ребенок расскажет, например, хорошо известное ему стихотворение. Потом попросите ребенка мысленно представить, что в классе находятся одноклассники. Через несколько подобных тренировок вашему сыну или дочке будет уже гораздо легче пережить ситуацию реального ответа у доски.

Также для вашего сына или дочери очень полезно обучиться навыкам телесной релаксации (то есть расслабления). Дело в том, что, как вы уже знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения.

Начинать подобные занятия лучше с последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. Вы можете сказать своему сыну или дочке примерно следующее: "Давай напряжем правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим" и т. д.

Также для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру "Растение". Ребенок должен постепенно "вырастать" из семечка, а затем "сломаться". Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления.

Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра "Прогулка по сказочному лесу". Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним.

Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе.

Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли. Потому важно предоставлять мальчику или девочке это время, при этом не повторяя вопрос. Ребенок и так прекрасно помнит задание, а такое повторение приводит только к усилению страха.

Итак, для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

Читайте также: