Учение о ценностях как фундаменте мира культуры называется

Обновлено: 29.04.2024

Анализ аксиологической сущности культуры следует производить в рамках аксиологического подхода, который предлагает акцентировать внимание на взаимосвязи культуры с гуманизмом и общечеловеческими ценностями. При этом аксиологическое отношение понимается как некая установка на будущее, под углом которой переосмысливаются ценности, цели, идеалы. Аксиологическое отношение – это тонкая грань идеального и реального. И именно отношение к ценностям объединяет все человечество с культурой.

Понятие аксиологии является центральным в изучении культурного многообразия мира. Аксиология – это учение о ценностях, в рамках которого исследуются направления человеческой деятельности, определяются мотивации поступков человека.

До конца XVIII понятия бытие и благо были тождественны. В научный обиход понятие ценности ввел И. Кант, который противопоставил нравственность (свободу) и природу (необходимость).

Каждая культура представляет собой совокупность каких-либо ценностей, принятых большинством и находящихся в определенной иерархии. Для каждой эпохи были характерны свои ценностные ориентиры, свои святыни. С изменением духовных абсолютов изменяется и эпоха. Конечно, каждый человек живет, ориентируясь на свои собственные жизненные установки: для одних важно быть добрым, для других – честным, но основные духовные абсолюты у людей одинаковы.

Такие духовные абсолюты в науке принято называть ценностями, без которых человек не может полноценно жить. Ценности являются опорой человеческой жизни, вносят в нее смысл.

Динамика культурных ценностей

В каждой культуре набор ценностей может быть примерно одинаков, но отличительные особенности одной культуры от другой проявляются в соотношении этих ценностей. В одной культуре что-то выходит на первых план, в то время как в другой это оказывается на ином месте.

Готовые работы на аналогичную тему

В современном мире происходит отвержение традиционных ценностей, что накладывает на человека большую ответственность за свои поступки. Поляризация ценностей постоянно ставит человека перед выбором.

Процесс изменения ценностных ориентиров длителен и может вести к смене всего мировоззрения эпохи. Порой, ценности уходящего времени возрождаются в новом, приобретая новое звучание. Таким образом, ценности формируются под влиянием настроения в обществе, и они органически связаны с нравами эпохи.

Но для того чтобы глубже проникнуть в ценностные смыслы культуры, необходимо обратиться к историческому развитию категории культуры.

Этимология категории культуры

Культура в переводе с латинского означает «возделывание», «обработка». При этом древнейшим источником возникновения этого термина считается глагол colore, который изначально имел значение «обрабатывать» и лишь позднее – «почитать, поклоняться». По мнению многих исследователей, первоначально под культурой, культом имелось в виду не поклонение божествам или человеку, а возделывание земли.

С древних времен человек-землепашец боготворил землю-кормилицу. Но процесс возделывания земли у первобытного человека был затруднен разными факторами в первую очередь, необъяснимыми явлениями природы, препятствующими получению урожая. Тогда человек обращался за помощью к небу, прося у него защиты и благодати. И рано или поздно помощь приходила.

Так понятие культура накапливало духовный ценностный смысл, постепенно перерастая от понимания культуры как физического труда к особого вида духовной деятельности: поклонению Богу, обогащению внутреннего мира.

По мнению некоторых ученых (Д. В. Пивоваров, И. Я. Лойфман), понятие культуры этимологически больше связано со значением слова «ур» (свет) и «идеал», где идеал - элементарная единица культуры аксиологического свойства. Идеал здесь представляется как особая разновидность света. В связи с чем ученые приходят к выводу, что культура является идеалообразующей стороной жизни.

Понятие идеалообразующий далеко неоднозначно и включает в себя такие компоненты, как:

  • умственный,
  • духовный,
  • душевный,
  • материально-практический.

Идеал представляет собой ценность и смысловую, и предметную.

Таким образом, уже в самом понятии культуры, в его древней этимологии заложен ценностный компонент ее содержания, который предполагает поклонение, почитание, созидание света, идеала, всего того, что совершенно и прекрасно.

Ценностные проявления культуры

Культура – это сложный и многогранный феномен, состоящий из таких компонентов как религия, мифология, мораль, философия, техника, наука, искусство и многих других. Все компоненты культуры, так или иначе, отражают ценностную природу культуры.

Так, ценность искусства заключается в его способности сделать первоначальные смыслы культуры, заложенные в идеальной составляющей, осязаемыми, воспринимаемыми через образ, который обладает ценностью прекрасного.

Смысл философского знания проявляется в осознании ценностного взаимодействия между субъектом и объектом на самом высоком уровне теоретико-рационального обобщения.

Наука как феномен культуры обладает ценностью воспроизводства и объективации знания. Она определяет уровень знания всему человечеству, развивая интеллект как отдельно взятого человека, так и человечества в целом. Техника как еще одно проявление культуры сегодня понимается как продукт человеческой цивилизации.

Таким образом, ценностная основа таких феноменов культуры как философия, наука, техника состоит в их рационалистической составляющей.

По мнению большинства исследователей, в современную эпоху особенно важной представляется задача органически соединить ценности рационального характера, представленные научно-техническим мышлением, с ценностями гуманитариев: искусством, религией, философией. Такой симбиоз позволит сформировать новый тип рациональности, что нивелирует угрозу культурного кризиса.

Подводя итоги всему вышесказанному, следует отметить, что культура помимо своей «природной», этимологической, изначальной ценности имеет ценностную основу и в своих проявлениях как самих по себе, так и в контексте культуры.

Аксиология (от греч. axia – ценность) – раздел философии, изучающий ценности. Ценность – значимость для человека или группы какого-либо объекта, выступающая ориентиром человеческого поведения. Ценности представляют собой разделяемые обществом убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Это представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное. Ценности всегда идеальны (не материальны). Ценность – это не вещь, а ее значение. Когда мы говорим о материальных ценностях, то имеется в виду значимость материальных объектов, а не то, что сами ценности материальны.

По содержанию можно выделить следующие типы ценностей:

Биологические ценности( сама жизнь, здоровье, рождение детей).

Материальные ценности.

Социально-политические (напр.,свобода, равенство, справедливость).

Духовные: познавательные;эстетические;религиозные;этические.

Идеал - представление о совершенстве, являющееся высшей целью и ориентиром человеческой деятельности. Идеал – это абсолютное воплощение какой-либо ценности. Например, если справедливость считается ценностью, разделяемой в обществе, то идеалом, т. е. конечной целью является абсолютно справедливое общество; если ценностью является знание, то идеалом является абсолютное знание.

Идеал и ценность отличаются своим отношением к действительности. Идеал есть нечто недостижимое или достижимое лишь в бесконечности. Он, как горизонт, все время отодвигается в будущее по мере приближения к нему.

Ценности и идеалы являются фундаментом каждой конкретной культуры, определяют ее лицо. Эту мысль развивал выдающийся русский-американский философ Питирим Сорокин (1889-1968).Он разъяснял это на примере культуры Запада Средних веков. Главной ценностью этой культуры являлся Бог. Соответственно все важные ее разделы выражали данную фундаментальную ценность. Архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература, этика служили главной цели – достижению единства с Богом. Для современной культуры главной ценностью является материальный мир. Она исходит из принципа, что реально существует только то, что поддается восприятию органами чувств. Соответственно, на принцип "вещности" опираются все стороны жизни данной культуры - ее политика и экономика, искусство и литература, этика и право.

Система ценностей является основным регулятором человеческой деятельности, от нее зависят мысль, творчество и верования представителей каждой культуры.

6) Врач как социальное явление и феномен культуры.Феноменальность врача в культуре объясняется особенностью его профессиональной деятельности. Профессия врача отличается рискованностью, ответственностью, рутинностью и характеризуется гносеологическим, праксиологическим, психофизиологическим, экономическим, аксиологическим аспектами, которые подчеркивают многогранность его образа.
Каждый из них раскрывает определенную содержательную сторону врачебной профессии, в целом позволяют понять врача в культуре. Врач как качество личности определяется уровнем его профессиональной подготовки, опытом, знаниями, умениями, квалификацией, а так же общественными отношениями в сфере профессии. Специфика врачебной деятельности формирует особое врачебное и клиническое мышление, психологические черты личности, которые проявляются в различных формах его бытия.

Глубокое философско-этическое значение образа врача заключается в его отношении к жизни, здоровью человека, к его правам. В силу профессии врач оказался в пространстве между Жизнью и Смертью. Объяснение его единства в многообразии черт, порожденных культурами: профессиональной, морально-правовой, экономической, политической, художественной, а также понимание этого образа в различных исторических типах культуры.

Раскрываются основные исторические типы образа врача и их отражение в философии. В первобытной культуре формой врачебной деятельности было коллективное врачевание, отличающееся синкритичностью. В поздней родовой общине на основе мифологических воззрений появляется жречество и магия, для которых было характерно сакральность и символичность. Для первобытного человека врачеватель был своеобразным символом, выражающим мужество, выдержку, бесстрашие перед силами духов и одновременно – надежду на чудо исцеления. Сострадание как черта древних врачевателей формировалась посредством ритуала инициации болезни, которые совершались при посвящении в целителя. В культуре Древнего Востока сформировались две формы врачебной деятельности – профессиональное и культовое целительство. Но при этом образ врача-профессионала и образ целителя формировался на общей нравственно-религиозной основе. В античной культуре профессия врача была достаточно свободна от религиозно-мифологических влияний. Телесное и духовное здоровье были предметом восхищения, эталоном красоты и гармонии. В такой системе ценностных координат врачу отводилась роль сохранения гармонии человеческого существования в мире. Но в чем виделось содержание гармонии и красоты? Этот вопрос стал идейной основой рождения двух крайне противоположных образов античного врача Гиппократом и Платоном. Гиппократовский образ врача в своем содержании основан на милосердии. Он сохранялся в культуре на протяжении тысячелетий и был моделью идеального врача. Платоновский образ врача более рационален и прагматичен. Его содержание раскрывается в основной функции – служить воцарению справедливости в государстве, применяя и такие методы, как эвтаназия. Такой образ врача нашел свое наиболее яркое выражение в западно-европейской культуре Нового времени, а философское объяснение у Ф.Бэкона и Ф.Ницше. В средневековой Европезависимость врача от церкви и сословия сформировали такие черты его личности как сословная замкнутостью, корпоративностью, преобладание универсального над индивидуальным, ограниченность в свободе, схоластический характер мышления и оторванность от практики врачевания. В культуре Возрождения образ врача достаточно противоречив. С одной стороны, он стремился к поиску истины опытным путем. Но с другой, - оказавшись один на один с миром, стал социально неустойчивым, неуверенным, бессильным и одиноким. В культуре Нового временисодержание образа врача составлял профессионализм, прагматизм и рационализм суждений. Именно такую философскую интерпретацию он получил у Ф.Бэкона. Эти черты стали наиболее востребованными и необходимыми личностными качествами врача в ХIХ в., в то время, как человеколюбие, сострадание и бескорыстие становились вторичными качествами врача. В ХХ в. в западной рационально-прагматической культуре сформировался образ врача – борца за биологическую чистоту. С одной стороны, такой образ есть отражение системы господствующих ценностей в культуре, с другой – предостережение будущему поколению о том, что забвение и игнорирование высшими человеческими ценностями ведет к антропологической катастрофе. Яркое философское выражение он получил у Ф.Ницше: врач – это искусный в своем профессионализме человек, мужественный и тонкий психолог. Его сущность выражается в жестком прагматизме: «больной – паразит общества», реализовалась в нацистской Германии. Человечество, потрясенное преступлениями нацистских врачей, испытавшее страх перед медициной теперь желает видеть врача-гуманиста. Появились различные научные концепции, объясняющее гуманистический смысл врачебной профессии. Это социология профессий Т.Парсонса, где отмечается, что профессия врача не может и не должна иметь рыночного характера. Она ориентирована на пациента и отличается от занятий врачеванием, тем, что врач, исходя из клятвы Гиппократа обязан лечить людей, не требуя материального вознаграждения; социология медицины Е.Фрейдсона, которыйсвязывал торжество гуманизма в отношении врача и больного с ликвидацией монополии врачей на врачевание; этика А.Швейцера, который убеждал, что только «благоговение перед жизнью» может возвысить врача до идеалов гуманизма; психоанализ К.Юнга, где образ врача гиппократовской модели оценивается как сложившейся культурный архетип. В настоящее время происходит деконструкция образа-концепта врача, что обусловлено кризисом культуры. Рождается образ врача, содержание которого составляют экономический расчет, либеральные ценности, прагматизм, небрежность, коррумпированность, алчность, высокомерие и др.

Врачебное призвание представляет собой единство природных способностей и субъективных познавательных интересов врача к своей профессии, в процессе которой осуществляется наиболее полная самореализация его индивидуальности и творческих возможностей. Оно всегда объективно обусловлено и актуализировано общественной практикой. Рельефные очертания призвание получает в целях профессии. Развитие призвания связано с социализацией и инкультурацией личности и является условием формирования идеального (должного) образа врача в культуре.
Профессиональная культура врача – это относительно замкнутая область культуры, в основе которой лежит особый вид профессиональной деятельности, направленный на сохранение физического, психического, духовного здоровья человека и, включающая в себя субъекта профессии, его ценностное сознание, знания и идеалы; артефакты, а также социальные институты, организации и отношения, обеспечивающие целостность, системность и устойчивость этой культуры.

Кроме того, целесообразно рассмотреть такой рельефно проявляющийся в настоящее время феномен как медикализация культуры – сложный социокультурный процесс, связанный с повышенным интересом людей к медицине, с их возрастающими потребностями в качественном медицинском обслуживании. Его результатом явилось изменение характера социальных отношений в сфере профессиональной деятельности врача, формирование новых нормативных и этико-правовых положений, гуманизация её практической деятельности. При этом медикализация культуры еще не стала условием формирования медицинской культуры общества, что связано господствующим в сознании людей недоверием к профессии врача, с тем его негативным образом-архетипом, который сформировался в этнокультурной традиции. Образ знахаря, народного врачевателя остается в ментальном мире наших современников более положительным и альтернативным образу врача-профессионала. Волна медицинского оккультизма активизировало наступление на культуру чуждых ей медицинских практик и деятельность различного рода экстрасенсов, биоэнергокорректоров, магов, что нашло отражение в смешении понятий «народная медицина», «традиционная медицина» и «целительство».

Народная медицина, совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыках, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней.

Традиционная медицина – понятие более узкое, более конкретное и исторически более молодое. В ее основе обязательно лежит религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного народа. Традиционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители этой культуры, т.е. на родине. Примером являются традиционная китайская медицина, традиционная аюрведическая медицина древней Индии, тибетская традиционная медицина.

Важное место в социально-философском осмыслении социальной действительности занимает представление о ценностях. Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования и генезиса целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей.

При анализе субъектов культуры нужно различать психические формы, в которых существует культура человека (знания, убеждения, воля), и его содержание. Таким культурным содержанием являются, прежде всего, ценности – определяющий элемент (ядро) культуры людей. Культура, рассмотренная в ценностном аспекте – это своеобразный социальный механизм, который выявляет, координирует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает (транслирует) ценности в обществе.

Ценности выступают как желательное, предпочтительное для данного социального и культурного субъекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы, критерий оценки реальных явлений, они определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия, побуждают к деятельности. Ценность ориентирует человека в мире и мотивирует на конкретные действия.

Каждая система ценностей имеет, как правило, одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, апеллируют к свободному выбору человека, подкреплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяние). Культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, признанных, одобряемых в данном обществе, желательных для большинства его членов ценностей.

Ценности существуют в сознании и психике людей в форме знаний, убеждений, воли. При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма – это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Нормы вытекают из принятых в обществах, государствах, нациях, регионах, у отдельных людей представлениях о ценностях.

Ценность – это понятие, обозначающее, во-первых, значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные, объективные ценности); во-вторых, нормативную, оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности). К предметным ценностям относятся естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах; потребительную стоимость продуктов труда; социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; культурное наследие прошлого; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К субъективным ценностям относятся общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия).

Важно, что ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

Выделяются следующие типы ценностей: по содержанию – экономические, политические, социальные и духовные ценности: по субъекту – субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надындивидуальные – групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарно-материальные ценности и духовные; в зависимости от степени истинности: действительные и мнимые; по степени значимости: основные и второстепенные и т.д.

Иерархия ценностей проявляется в том, что в отличие от утилитарной духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл.

Иерархический характер ценностей связан с тем, что у человека, как и у коллектива, общества, имеется много ценностных ориентаций, одни из них менее, другие более существенны, среди них есть «низкие» и «возвышенные». Большое значение имеют ориентации на высшие ценности – идеалы (идеалы личностные, социально-групповые, идеал лидера, идеал доброты, красоты, справедливости). Идеал – идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления.

Итак, иерархия ценностей: 1.общечеловеческие 2.государственные и национальные 3.территриальные 4. сословно-классовые 5. семейные 6. индивидуальные.

Проблема соотношения религии и культуры - одна из самых актуальных в современной гуманитаристике. Сложно, хотя и очень заманчиво, до конца выявить все аспекты взаимодействия религии и культуры. Первое, с чем сталкивается исследователь данной проблемы - это вопрос изначального соотношения понятий. Что старше - религия или культура? Все множество мнений можно условно разделить на две группы.

1 группа: Религия есть порождение человека, она целиком вырастает из его жизни (быта, формы хозяйственной деятельности, уровня развития науки и техники и, в конце концов, окружающей природы, ландшафта, климата и т.д.). Очень часто можно услышать, что «религия была создана слаборазвитым древним человеком для объяснения чего-либо необъяснимого, например, явлений природы». Действительно, религия (особенно на ранних стадиях развития общества) выполняет функцию познания и описания мира. Но это лишь одна из ее функций, к которой религия не сводится. Ведь со времени «древнего человека» прошли века, тысячелетия…а вопросы религии все также актуальны для человека, который давно уже не боится, но даже пытается управлять природой. Наш современник, вдумчиво подходящий к своей вере, не будет использовать Бога как причину, объясняющую все, что человечество не может понять. Скорее, наоборот, в современном сознании Бог присутствует не как объяснение необъяснимого, а как независимый факт, независимая реальность. Однако мнение о том, что культура старше религии, и сегодня достаточно распространено. Так, например, энциклопедия «Культурология. XX век» описывает религию как вид духовной деятельности человека. В этом случае религия становится в один ряд с нравственностью, искусством, наукой и другими феноменами духовной культуры.

2 группа: Противоположная версия - об «укорененности культуры в почве веры. ; совсем иная логика: в основе любой культуры лежит некая мировоззренческая позиция (картина мира, система ценностей), которая вырастает из религии и поддерживается ею. То есть именно специфика религии определяет быт, производство и распределение материальных благ, восприятие природы, развитие всех областей культуры. Такое понимание не просто находит многочисленные подтверждения в истории культуры, но и объясняет устойчивый статус религии как вечной необходимости в жизни человека любого времени и любой страны. С данной точки зрения становится ясно, что потребность в религии не только не уменьшается по мере усиления цивилизации, и нельзя ставить религию в зависимость от развития цивилизации. Цивилизационные изменения не всегда приводят к изменению религии, тогда как изменения верований неизбежно приводит к глобальным сдвигам в культуре. Вспомним хотя бы важнейшее событие в истории России - принятие Православия. Переход к новой вере позволил стране выйти на совершенно иной уровень развития, изменения проявились во всех областях материальной и духовной культуры.

В каждом человеке изначально заложено стремление к самореализации. На пути к самореализации человек проходит множество ступеней: это и познание (окружающего мира и самого себя), и воспитание, и формирование собственного «Я» и т.д. Все эти сложнейшие сопровождаются чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром. То есть, как и стремление к самореализации, стремление к совершенствованию также заложено в человеческой природе.

Естественно, что человеку необходимы ориентиры, с которыми он и будет соотносить свою деятельность. Культура, собственно, и существует как универсальный способ реализации духовных и материальных потребностей человека, как способ совершенствования мира и самого себя. Культура как бы предлагает человеку воспользоваться знаниями, опытом, механизмами, институтами, указывая направление при помощи системы ценностей для того, чтобы приблизится к «идеалу».

Различные области духовной культуры предлагают «собственные» варианты подобных идеалов, претендующих на статус устойчивых, высших и абсолютных. Так, например, нравственная культура оперирует таким понятием как «Совесть», художественная культура выдвигает в качестве такого идеала «Красоту», политическая культура - «Справедливую власть», а наука иногда до сих пор мечтает открыть некую «Объективную истину» и т.д. Все эти идеалы сами по себе хороши, но искать в них что-то устойчивое или абсолютное нельзя, так как критерии «Совести» или «Красоты» постоянно меняются, а понятие «Объективная истина» по мере развития и специализации науки вообще стало метафорой, условностью. Кроме того, в современной культуре происходит своеобразная борьба между этими идеалами: власть действует вопреки законам совести, а научная истина ставит себя выше истины, открытой художником в красоте.

Изменчивость человека, противоречивость его желаний, разнообразие взглядов непосредственно отражается в изменчивости мира культуры. Изменчивость и многообразие проявлений культуры - свидетельство ее жизнеспособности, а также того, что личность может реализовывать множество своих потребностей. Но и в силу этой же изменчивости культура все же не была бы способна удовлетворить потребность человека в Абсолютном и Вечном, если бы не существовала религия.

3. Религия как основа абсолютных ценностей и норм.

Религию часто оценивают только с точки зрения ее роли в культуре, какие нравственные ценности она несет, как влияет на искусство или производство и так далее. В религии видятся исключительно нравственные нормы, которым должны следовать верующие.

На самом деле у религии и этики разные задачи. Довольно часто в истории культуры можно найти примеры нерелигиозной этики (не только у современных мыслителей; но, например, и в конфуцианской традиции).

Религия имеет две стороны: внешнюю - как она представляется постороннему наблюдателю - и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны религия представляет собой систему известных идей, представлений и верований. Эти представления могут быть выражены в мифах или в разработанной богословской системе. Соответственно этим представлениям строится определенная организация жизни верующих -структура управления (церковь), правила жизни, культ.

С другой стороны религия - это особая духовная жизнь, внутренний мистический опыт. Об этой внутренней стороне религии говорить намного труднее, чем о внешней, поскольку она представляет собой область таких переживаний и постижений, которые языком наших слов и понятий зачастую не могут быть выражены. Понять, прочувствовать, открыть для себя эти цели и законы может только истинно верующий человек, хотя и для него что-то так и останется загадкой, чудом, тайной.

Человеку необходима встреча с реальностью, которая превышает его собственную, встреча со сверхъестественным - с Богом. Религия как раз и выступает как путь, целью которого является эта встреча.

Цитата: Русский философ и богослов С.Н. Булгаков в таких словах выразил ту же мысль о невыразимости сокровенной тайны религии: «религиозное переживание удостоверяет человека в реальности иного, Божественного мира не тем, что доказывает его существование. но тем, что. ему его показывает. На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой. Религиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этический, и, подобно тому, как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представление об опаляющем огне религиозного переживания дается мыслью. Жизнь святых, подвижников, пророков, основателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай. - вот что, наряду с личным опытом каждого, вернее вводит в познание в области религии, нежели отвлеченное о ней философствование» [Булгаков С. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 6-7.].

Русский философ С.Н. Трубецкой дает следующее определение религии: «Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам… Религия представляет собой не только веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам».

Специфически религиозной может быть названа, таким образом, цель - установление связи, отношений с невидимым духовным миром. Поэтому деятельность, направленная на установление контакта, - религиозная практика, религиозный культ. Осмысление этой деятельности - религиозное вероучение. Общественное оформление культа - религиозная организация.

Религия предполагает ВЕРУ, т.е. особое настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном. Однако, одного лишь признания существования невидимого духовного мира недостаточно для религии.

Во-первых, должно быть и какое-то более или менее определенные представления об этом мире. Высказывание апостола Павла «Я знаю, в Кого уверовал» мог бы поддержать человек любой религиозной традиции. Поскольку религия - это определенные отношения с превышающей человека реальностью, то распространенное сегодня выражение веры «что-то там такое есть» не является собственно религиозным.

Во-вторых, религиозная вера предполагает установление особых отношений поклонения. Евреи признавали существование других богов, но поклонялись только своему Богу, христиане признают существование демонов, к которым древние христиане причисляли всех языческих богов, но отвергают всякое почитание их.

В-третьих, без внутреннего благочестия любая система вероучения и культа, обрядов разлагается. Вера включает в себя и отношение человека к его ближним и к миру в целом. Вера без дел мертва, она обнаруживается в делах. Ни одна религия не ограничивается только субъективной верой.

Очень важно отметить, что религия всегда подразумевает свободный осознанный выбор. Встреча с религией требует от человека достаточно высокого уровня духовной подготовки, знания, опыта и т.д. Слепая вера, вера, неподкрепленная знанием, зачастую приводит к заблуждениям и даже к трагедиям. Очень часто атеистически настроенные люди объявляют свои убеждения результатом прогресса, духовного развития человечества. Однако если взглянуть на историю человечества, можно увидеть, что атеизм – это начало пути, это то, от чего человечество ушло. Заблуждения и недостаточность знаний может привести к тому, что человек начинает искать Бога там, где его нет.

· В культе личности (тоталитарные режимы всегда предлагают «живых богов», например, Мао или Сталина);

· В культе Человека (эпоха Возрождения руководствуясь идеей гуманизма превозносит Человекобога, одинокого эгоистического титана. Развитие этой идеи достигает апогея в эпоху Нового времени и приводит к восклицанию Ф. Ницше «Бог умер!»), или Человечества (О. Конт);

· Потребность Боге как в смысле жизни может подменятся так называемым «обывательским материализмом». Материальные потребности провозглашаются главными, и человек пытается найти гармонию, смысл жизни в комфорте, еде, одежде, развлечениях - в удовлетворении сиюминутных желаний. Данное явление обусловлено активным вторжением в духовную жизнь человека усредненных, примитивных идей массовой культуры, которая ставит перед собой не задачу духовного развития личности, а получения дохода;

· Кроме того человек может искать Бога в организациях, которые под видом религиозных занимаются подавлением человеческой личности, главной целью которых является нажива путем эксплуатации религиозных чувств. Речь идет о тоталитарных сектах. И если религия является «фундаментом» культуры, ее прочным основанием, то секта работает на разрушение культурных основ личности: это и разрушение социальных связей, и деморализация, и де-индивидуализация, осуществляемые путем контроля сознания, воли и даже языка. Человек, попавший в тоталитарную секту, рискует лишиться возможности жить и реализовываться как самостоятельный субъект культуры, становясь объектом манипуляции в руках лидеров сект.

Можно разделить функции религии на собственно религиозные (достижение нирваны в Буддизме, спасение души в Христианстве, поклонение Аллаху в Исламе и т.д.) и функции религии в культуре. К таким культурным функциям относятся:

· Ценностная – любая религия выдвигает собственную систему ценностей, при помощи которой личность совершает поступки и оценивает окружающую действительность. Как правило, религиозные ценности находят отражение в различных областях духовной культуры. Например, ценность человеческой жизни, выраженная в заповеди «Не убий», зафиксирована не только в нравственных запретах, но и в области правовой культуры. С ценностной связана и регулятивная функция. В религии поведение людей в первую очередь и определяется системой ценностей.

· Коммуникационная функция религии позволяют мировому сообществу в организации не только межконфессионального, но и межкультурного диалога.

· Наиболее важной функцией, как уже отмечалось выше, является человекотворческая .

Аксиология (от др.-греч. ἀξία «ценность» + λόγος «слово, учение») —это раздел философии, который изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности, структурой ценностного мира, то есть аспекты связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Ценности – это указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

Формирование аксиологической теории

Под аксиологической концепцией культуры понимают подход к изучению культуры, суть которого состоит из рассмотрения культуры как совокупности основных ценностей социума.

Пол «аксиологией» понимают направление философии, которое изучает теорию ценностей. Различные виды ценностей волновали человека достаточно давно. Впервые о ценностях начинают говорить ещё во времена античности. В философии Сократа центральным аспектом являются ценности. Теологов средневековья, мыслителей эпохи Просвещения и Нового времени так же волновал этот вопрос. Однако общего представления о том, что такое ценности оформлено не было. Впервые понятие ценности было сформулировано в начале XX века.

Большая роль в становлении аксиологической теории принадлежит Ф. Ницше. Для Ницше бытие — это не просто реальность, это ценность, тем самым создатель знаменитого Заратустры растворял онтологию в аксиологии. О важности роли Ницше в формировании аксиологической теории как культурной основы говорило множество ученых, среди них немецкий философ-идеалист Вильгельм Виндельбанд и историк А. Штерн, которые считали, что именно Ницше подготовил почву для теоретической базы ценностей.

В 1902 году впервые был использован термин «аксиология» в работе французского философа П. Лапи «Логика воли». Термин «аксиология» заменил введенный немного ранее термин «тимология», который впервые стал использовать И. Кайбиг. Немецкий философ Эдуард фон Гартман поддержал П. Лапи и так же стал прибегать к использованию термина «аксиология». С 1907 по 1909 год в свет выходила его работа «Система философии в общем очертании», в которой ученый определил положение данной дисциплины на фоне таких наук как гносеология, натурфилософия, метафизика, этика, эстетика и философия религии. Таким образом он прочно установил использование данного термина и статус новой дисциплины.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1905 году немецкий философ Г. Риккерт предложил свою концепцию культуры и философии, основанную на ценностном подходе. По мнению ученого наша реальность состоит из бытия и ценностей. Бытие по мнению Риккерта может существовать в двух ипостасях: во-первых, все что связано с ценностями это благо, совокупность благ — это культура; во –вторых, это нейтральные ценности, которые являются природными и не имеют отношения к культуре.

По мере того как формировалась аксиологическая наука, культура стала восприниматься как «мир воплощенных ценностей». Постепенно все больше внимания стало уделяться описанию ценностей, из этого была сформирована отрасль знаний, которая носит название история культуры. По мнению М.С. Кагана все это так же помогло сформироваться теории «локальных цивилизаций» О. Шпенглера.

Разработкой ценностей в условиях культурфилософии занимался так же немецкий философ и социолог Шелер. По мнению ученого культурные ценности это производные духовных ценностей, например, ценности искусства, научные институты.

Гартман выделял шесть групп ценностей. Эти группы ценностей были расположены в иерархическом порядке:

  • ценности блага (польза от вещей);
  • ценности удовольствия (то что приятно);
  • жизненные ценности (все что полезно для жизни);
  • нравственные (добро);
  • эстетические (прекрасное);
  • познавательные ценности (истина).

Аксиологическая концепция в конце XX века

В этот период происходит активизация контактов между Востоком и Западом. Поднимается вопрос ценностях. Аксиологический подход начинает распространятся и на другие науки, например, в книге известного американского психолога А. Маслоу "К психологии бытия" целая глава имеет название «Ценности». А. Маслоу считал, что ценности — это избирательный принцип, они присутствуют не только у человека, но также и у животных. Данный принцип ученый называл "натуралистической наукой о человеческих ценностях".

Учение о ценностях распространяется и на многие другие науки, например, на социологию, культурологию, искусствоведение.

Аксиологическая концепция XXI века

Как утверждает В.Г. Выжлецов, объективность культурных ценностей объясняется трансцендентностью их источника. Сегодня аксиологическая концепция является базой современного гуманитарного знания, для аксиологии основой является разум и рациональность.

Культура стала пониматься как реализация ценностей. Аксиология является фундаментом гуманитарного знания. Истиной гуманитарного знания становится ценность. Ценностная теория вступает в противовес с прагматизмом и технократическим мышлением. Ценности определяют принцип принятия важных для человека решений, определяют его поведение и поступки и в конечном итоге влияют на всю его судьбу. От того какие ценности распространены в обществе зависит судьба как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Критика аксиологической концепции

Несмотря на кажущуюся идеальность аксиологической теории, она столкнулась с рядом критических замечаний со стороны марксизма. Сторонники марксизма отвергали само понятие ценностей, считая, что его можно относить только к буржуазному строю, а аксиология, по их мнению, являлась идеалистическим учением.

Сегодня так же найдутся ученые, которые не желают принимать аксиологическую концепцию. Далеко не все ученые согласны с идеей о том, что ценности представляют собой универсальную базу человеческого бытия и культуры.

Взаимосвязь смысла и ценностей воспринимают как экзистенциальную антиномию, ценность по мнению критиков, является субъективным смыслом, который был порожден культурой.

Читайте также: