Тяжелейшие условия пострижет волосы играющиеся дети лазает по крышам клади на место

Обновлено: 05.05.2024

Сколько раз мы слышали «лажу», «залазь» и другие похожие слова. Можно ли так говорить и писать?

Приведу словарные рекомендации. Напишите потом в комментариях, согласны ли вы с такой нормативной оценкой.

Вылезать — вылезаю, вылезаешь. Повелительное — вылезай(те) . Совершенный вид — вылезти и вылезть .

Это общеупотребительные варианты. Думаю, они ни у кого не вызывают вопросов.

Варианты «влазить, влажу, влазаю, влазишь» словари считают просторечными.

По такому же принципу, то есть с корнем -лез- :

Залезать — залезаю, залезаешь, залезает. Повелительное — залезай(те). Совершенный вид — залезть.

Варианты «залазить», «залазь», «залазит, залазию» — просторечные.

Есть ли глагол «полезать»? Литературная норма его отвергает и признает только полезть , в повелительном наклонении — полезь(те ) . При этом очень распространённую в литературе словоформу полезай(те) словари отмечают только как разговорную.

Думаю, все помнят пословицу «Назвался груздем — полезай в кузов».

При этом есть слово «лезть», а также неравноправные варианты «лазать» и «лазить» (именно через «и», а не через «я»).

Лазить — стилистически нейтральный, общеупотребительный глагол.

Спряжение такое: лажу, лазишь, лазит, лазим, лазите, лазят; повелительное — лазь.

Вы верно поняли: у глагола «ла д ить» форма 1-го лица ед. числа такая же, как у «лазить». Это лажу .

Лазать — это разговорный вариант, о чём говорится в Большом толковом словаре Л. И. Скворцова и словаре Ожегова-Шведовой. Кроме того, в Большом толковом словаре С. И. Кузнецова ставится знак равенства между двумя словами, но основная словарная статья — это именно «лазить».

Судя по Национальному корпусу русского языка, «лазать» начал употребляться в литературе только со второй половины XIX в., тогда как «лазить» и в XVIII столетии спокойно писали. Уже в Толковом словаре В. И. Даля середины 60-х годов XIX века между «лазать» и «лазить» не приводилось никаких различий. В нём ещё указывается глагол «лазывать» несовершенного вида, который сейчас не употребляется.

Есть ощущение, что сейчас «лазать» уходит из разговорной речи. При этом названия видов спорта вроде «скалолазание» произошли именно от него, как и отглагольное существительное «лазанье». По поводу повседневной, разговорно-обиходной речи можно не задумываться и выбирать, что больше нравится. Зато в письменной речи лучше предпочесть «лазить» .

Летом я люблю лазить по деревьям. Котята вечно где-то лазят!

А также «залезать» , «вылезать» и «полезть» .

Надеюсь, эти слова не вызывают у вас затруднений. Поздравляю всех с наступающим Новым годом и желаю, чтобы он для вас был лучше, продуктивнее, счастливее и гармоничнее, чем 2021-й. :) 🎄

Прошу вас поставить «Нравится», чтобы как можно больше людей прочитали статью.


Задание 7 № 725

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с СЕМЬЮСТАМИ метрами

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: разожгёт костёр. Корректно: разожжёт костёр.

Форма «лажу» (по крышам) режет слух не только ученикам, но и многим носителям русского языка. Но эта форма часто встречается в заданиях ЕГЭ.

Форма «лазаю» разговорная, в заданиях верной быть не может.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне


Задание 7 № 12628

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

Приведём верное написание.

по ОБЕИМ сторонам (в женском роде — обеим, обоим — в мужском роде)

звучит не менее ГРОМКО

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по русскому языку., Демонстрационная версия ЕГЭ—2020 по русскому языку., Демонстрационная версия ЕГЭ—2019 по русскому языку.


Задание 7 № 12757

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

произнёс более ТИХО

ПОЕЗЖАЙ в город

Приведём верное написание.

произнёс более ТИХО

ПОЕЗЖАЙ в город


Задание 7 № 12783

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПОЛУТОРАСТА тетрадей

заговорил БОЛЕЕ ВЕСЕЛО

мать ЧЕТВЕРЫХ детей

Приведём верное написание.

более ПОЛУТОРАСТА тетрадей

заговорил БОЛЕЕ ВЕСЕЛО

мать ЧЕТВЕРЫХ детей

Здесь 2 ошибки:"недра" и "баклажан"(справочник по русскому языку Е.С.Симаковой)


Задание 7 № 12815

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возьми нитку ПОТОЛЩЕ

в ПОЛУТОРАСТАХ милях

Приведём верное написание:

возьми нитку ПОТОЛЩЕ

в ПОЛУТОРАСТА — не полуторостаХ — милях

почему ответ полутораста если правильно в полуторастах

Вы заменило слово "Полутораста", словом "Полутораста"

В задании: полуторастах, а в ответе: полутораста.

в ответе и так указано в ПОЛУТОРАСТА милях

В задании: в полуторастаХ, а в ответе: в полуторстА__


Задание 7 № 12841

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ВОСЬМИСОТОМУ году

в ДВУХСТА экземплярах

Приведём верное написание.

к ВОСЬМИСОТОМУ году

в ДВУХСТАХ экземплярах

Вы уж простите, я не особо понял куда надо писать вопросы, но в любом случае будьте добры,скажите, в ДВУХСТАХ экземплярах и в ПОЛУТОРАСТА милях в чес разница, какое правило?


Задание 7 № 725

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с СЕМЬЮСТАМИ метрами

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: разожгёт костёр. Корректно: разожжёт костёр.

Форма «лажу» (по крышам) режет слух не только ученикам, но и многим носителям русского языка. Но эта форма часто встречается в заданиях ЕГЭ.

Форма «лазаю» разговорная, в заданиях верной быть не может.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы — это нормы пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­че­ских форм слов раз­ных ча­стей речи (форм рода, числа, крат­ких форм и сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и мно­гие дру­гие).

Мор­фо­ло­ги­че­ская норма ре­гу­ли­ру­ет сло­во­об­ра­зо­ва­ние и сло­во­из­ме­не­ние. Эти нормы обя­за­тель­но изу­ча­ют­ся в школь­ном курсе рус­ско­го языка и про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 6 ЕГЭ. В мор­фо­ло­гии (также, как в син­так­си­се и в об­ла­сти про­из­но­ше­ния) есть силь­ные и сла­бые нормы. Силь­ные со­блю­да­ют­ся всеми, кто вла­де­ет рус­ским язы­ком как род­ным. Сла­бые легко под­да­ют­ся воз­дей­ствию со сто­ро­ны, плохо усва­и­ва­ют­ся и часто ис­ка­жа­ют­ся. Их на­ли­чие опре­де­ля­ет­ся мно­ги­ми при­чи­на­ми, в част­но­сти, осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия фо­не­ти­че­ской и грам­ма­ти­че­ской си­стем рус­ско­го языка. Так, су­ще­ство­вав­шие ещё во вре­ме­на Льва Тол­сто­го нормы об­ра­зо­ва­ния и из­ме­не­ния при­ча­стий, де­е­при­ча­стий, при­ла­га­тель­ных и дру­гих ча­стей речи, су­ще­ствен­но из­ме­ни­лись в наши дни. Нужно от­ме­тить, что для до­воль­но боль­шо­го спис­ка слов су­ще­ству­ют, с одной сто­ро­ны — раз­го­вор­ные формы , а с дру­гой сто­ро­ны — ли­те­ра­тур­ные, пись­мен­ные . Но на­ря­ду с этим есть и такие формы, ко­то­рые не­до­пу­сти­мы даже в раз­го­вор­ной речи и яв­ля­ют­ся гру­бым на­ру­ше­ни­ем мор­фо­ло­ги­че­ских норм. Тот, кто об­ра­ща­ет­ся к сло­ва­рям, знает, что в тол­ко­вых сло­ва­рях не­пре­мен­но есть по­мет­ки «разг».,что зна­чит раз­го­вор­ное, и дру­гие, ука­зы­ва­ю­щие на нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния формы слова том или ином стиле речи.

В за­да­ни­ях, по­до­бран­ных в ЕГЭ, от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся найти слово с ошиб­кой и из­ме­нить его так, чтобы оно от­ве­ча­ло ли­те­ра­тур­ной, пись­мен­ной норме.

Нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния того или иного слова про­ве­ря­ет­ся по дей­ству­ю­щим со­вре­мен­ным сло­ва­рям, а не по «ин­тер­не­ту» или «ви­ки­пе­дии». Слова, до­пус­ка­ю­щие две ли­те­ра­тур­ные нормы, (а такое бы­ва­ет!) в за­да­ни­ях, как пра­ви­ло, не пред­став­ле­ны.

Итак, в за­да­ни­ях из банка ФИПИ, в по­со­би­ях раз­лич­ных ав­то­ров, а также в ма­те­ри­а­лах эк­за­ме­нов про­шлых лет име­ют­ся при­ме­ры на ошиб­ки в об­ра­зо­ва­нии и упо­треб­ле­нии:

ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ (род, число, падеж) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ (об­ра­зо­ва­ние срав­ни­тель­ной сте­пе­ни) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

Я родился и вырос в многодетной семье (я третий). Старший брат и сестра давно разъехались, я же остался в родном городе, так что частично воспитание младших (брат и две сестры) легло на мои плечи. Родители детей любят, но воспитывать не умеют. Поэтому я задался целью предостеречь детей от ошибок родителей, которые пали на меня, и изучению возможных проблем, чтобы быть готовым к ним в будущем. Итак, что делать, если ребенок лазает по крышам? Мнение старшего брата.

Если вы поймали ребенка за лазаньем по крышам или узнали о его предстоящих планах сделать это, пора разбираться, зачем он это делает? Причин может быть несколько:

1) За компанию. Если ребенок не научился говорить четкое и категорическое «нет» на все глупости, которые его подначивают другие ребята, он и будет продолжать следовать «коровой колобковой» за толпой.

2) Жажда острых ощущений. Иначе говоря, экстрим. К сожалению, сейчас становится модно совершать безумные вещи на камеру, дабы повысить свою значимость среди сверстников. Что с этим делать? – объясните ребенку, как стать авторитетом без угроз собственной жизни.

3) Запретный плод. Всегда манит туда, куда ходить нельзя. Детское любопытство идет впереди доводам рассудка.

Бороться с таким детским «экстримом» довольно просто: разговоры, разговоры и еще раз разговоры. Информация усваивается лучше с юного возраста. Если упустили момент, и ребенок все-таки полез, стоит делать следующее:

Расскажите о последствиях. Пугать ребенка смертью и возможной инвалидностью от падения можно, но, по моему мнению, неэффективно. Если ребенок ни разу не видел смерть, не присутствовал на похоронах, он и не понимает серьезность ситуации. Как вариант, можно зайти с другой стороны и рассказать об административной ответственности. Если ребенка поставят на учет, это плохо скажется на его будущем, если он планирует занимать государственные посты. Сыграйте на этом. Также можно вычитать его штраф из карманных денег или же заставить отрабатывать, чтобы включал голову в следующий раз, нужно ли ему куда-то лезть. Отличным способом будет рассказать ему об опасности своим примером. Если говорить ребенку о том, что на крыше опасно, он не послушает, и так все знает. Но при этом считает, что контролирует ситуацию. Так что разъясните ему, как сколько может быть на крыше, как, кажущейся прочная балка отваливается от небольшого воздействия.

Сам я по крышам лазил: снимали музыкальный клип. Бесед со мной никто не проводил, но как-то подходить к краю не очень-то и хотелось. Перестал это делать, когда однажды пришлось скрываться от сотрудников полиции, пытающихся выписать нам штраф. Надеюсь, что статья оказалась вам полезной. Я всего лишь старший брат, которому не все равно на своих младших.

Читайте также: