Тер устройство основания из щебня

Обновлено: 05.05.2024


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

Устройство щебеночного основания и покрытий

Общие положения

1. Контроль качества и приемку работ по устройству щебеночных, гравийных, шлаковых оснований и покрытий автомобильных дорог и мостовых необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

2. До начала устройства указанных оснований и покрытий должно быть подготовлено земляное полотно и дренаж.

3. В ходе устройства оснований и покрытий в состав контролируемых операций входят:

- завоз и послойное распределение применяемых материалов;

- предварительное уплотнение, профилирование и окончательное уплотнение.

4. При завозе и распределении материалов следует учитывать запас на усадку при уплотнении:

- для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40-70 и 70-120 мм марки по прочности 800 и более - 25-30%;

- для щебня марок по прочности 300-600 и шлака - 30-50%.

5. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см - при укладке на прочное основание и не менее 15 см - при укладке на песок. Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, указанных в таблице 1.

Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, при применении катков

с гладкими вальцами массой 10 т и более

решетчатых и на пневматических шинах массой 15 т и более

вибрационных и комбинированных массой, т

1. Трудноуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и более, гравий прочный, хорошо окатанный, шлаки остеклованной структуры)

2. Легкоуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности менее 1000, осадочные, гравий неокатанный, шлаки с пористой структурой)

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта разработана на устройство щебеночных оснований и покрытий.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОКРЫТИЙ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА

Покрытия названы переходными потому, что по мере роста интенсивности движения они служат основанием для покрытий усовершенствованных типов. Последние являются экономичными уже при интенсивности движения более 200 авт./сут.

К недостаткам покрытий переходного типа относят сильную пылимость в сухое время года, отсутствие ровности, особенно у булыжных мостовых, и быструю потерю первоначальной ровности.

Неэкономичность покрытий переходного типа объясняется их сравнительно быстрым износом, требующим частых и дорогостоящих ремонтных работ, а также высокой стоимостью автомобильных перевозок.

При строительстве переходных покрытий применяют в основном минеральные материалы с грунтовыми вяжущими: минеральные зерна удерживаются между собой пылевато-глинистыми частицами, при увлажнении приобретающими вяжущие свойства. К переходному типу относят также покрытия из грунтов и малопрочных минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими. Такие покрытия меньше пылят, но обладают меньшей прочностью и общими для всех покрытий данной группы недостатками. К покрытиям переходного типа относят также гравийные и щебеночные покрытия, булыжные мостовые.

Особенности подготовки земляного полотна для дорожных одежд с покрытиями переходного типа

Для дорожных одежд с покрытиями переходного типа земляное полотно отсыпают за год до строительства дорожной одежды, чтобы оно доуплотнялось под воздействием автомобилей и атмосферных осадков. Земляное полотно устраивают главным образом корытного профиля.

Корытный профиль создают двумя способами. В первом (рис.1) земляное полотно отсыпают до уровня, соответствующего низу дорожной одежды, т.е. до поверхности, на которой будет расположено основание.

Рис.1. Земляное полотно, подготовленное для дорожной одежды с дополнительным слоем основания на всю ширину земляного полотна:

B - ширина дорожного полотна, B - ширина земляного полотна, L - ширина проезжей части, а - ширина обочины, i - уклоны

При втором способе земляное полотно возводят до отметки H, показанной на рис.2. При первом способе земляное полотно будет с присыпными обочинами. Одновременно с отсыпкой земляного полотна в этот же год отсыпают обочины из грунта привозного или надвигаемого из дорожных резервов бульдозерами. Грунт отсыпают и уплотняют послойно, чтобы образовать корыто требуемой глубины для размещения дорожной одежды (рис.3).

Рис.2. Земляное полотно при полукорытном профиле:

B - ширина дорожного полотна, B - ширина земляного полотна, L - ширина проезжей части, а - ширина обочины, i - уклоны

Рис.3. Земляное полотно с присыпными обочинами

При возведении земляного полотна с присыпными обочинами за год до строительства дорожной одежды в корыте может скапливаться вода, переувлажняющая земляное полотно. Во избежание этого в обочинах и в пониженных местах продольного профиля устраивают прорези для выпуска воды из корыта. Чтобы избежать переувлажнения земляного полотна водой из корыта, обочины присыпают непосредственно перед строительством дорожной одежды. В этом случае подсыпку производят из привозного грунта или грейдер-элеваторами из придорожных резервов. При втором способе земляное полотно называют полукорытного профиля.

Корыто в земляном полотне вырезают преимущественно автогрейдерами, которые двигаются по круговой схеме, срезая и перемещая грунт в стороны обочин.

Покрытия гравийные и другие из аналогичных мелкозернистых материалов (шлак, ракушка и т.д.) на дорогах V категории строят серповидного типа на земляном полотне (рис.4, а), возведенном с двускатным профилем с уклонами 40-60+ , а иногда полукорытного профиля при необходимости утолщения покрытия по ширине проезжей части (рис.4, б).

Рис.4. Поперечный профиль дороги V категории с покрытием серповидного типа

При необходимости иметь корыто глубже 0,3-0,4 м в несвязном грунте, стенки его делают с откосами крутизной 1:1, а грунт для последующей засыпки пазухи хранят на обочине вдоль корыта или сдвигают за бровку на откос.

Указания по устройству работ по уплотнению грунта

Основные факторы, влияющие на условия и качество уплотнения - влажность грунта (сухой материал уплотняется слоями меньшей толщины) и тип уплотняющей машины (механизма). Соответственно, выбор уплотняющих машин зависит от вида и влажности грунта, потребного уплотнения, необходимой толщины уплотняемого слоя, производительности и маневренности машин. Чем больше величина уплотнения, тяжелее грунт и ниже его влажность по сравнению с оптимальной, тем мощнее и тяжелее требуются машины и число их проходов по одному следу. Имеет значение продолжительность нахождения грунта в соприкосновении с уплотняющей машиной. Ряд весьма эффективных уплотняющих машин (тяжелые самоходные катки и механические трамбовки) требуют предварительного уплотнения легкими машинами.

Для оперативного контроля можно на месте работы установить "предел прочности" грунта при уплотнении его укаткой, характеризующий условия перехода грунта из стадии уплотнения в стадию выпирания из-под рабочего органа машины.

Для уплотнения грунтов при возведении насыпей применяют тяжелые катки (прицепные или самоходные), кулачковые, решетчатые и ребристые катки, катки на пневматических шинах, механические трамбовки (электрические или пневматические), трамбующие плиты, трамбовочные и виброуплотняющие машины, машины виброударного действия.

Уплотнение грунта на насыпи ведут в той же последовательности, что и его отсыпку. Грунт уплотняют путем последовательных круговых проходок катка по всей площади насыпи, причем каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую на 0,2. 0,3 м. После завершения цикла укатки грунта на всей насыпи, в такой же последовательности выполняют укатку и в последующих циклах.

Катки гладкие и с ребристыми вальцами уплотняют грунт на глубину до 10 см. Кулачковые катки применяют для уплотнения суглинистых и глинистых грунтов на глубину до 30 см, в песчаных грунтах уплотнение захватывает грунт на глубину 35. 50 см. Масса таких катков различна - от 5 до 30 т.

На рис.5 показана схема катка статического действия с пневматическими шинами и рабочим органом с гладкими (рис.5, а) и кулачковыми (рис.5, б) вальцами.

Рис.5. Катки для уплотнения грунта:

а - гладкий каток; б - кулачковый каток; в - тандемный шарнирно-сочлененный каток

Главный параметр грунтоуплотняющих машин - масса вместе с балластом. Основные технологические параметры: ширина полосы уплотнения, толщина уплотняемого слоя. Катки на пневматических шинах выпускают массой вместе с балластом от 10 до 100 т. Самоходные вибрационные катки имеют массу до 8 т. Катками с гладкими вальцами на пневмоколесном ходу можно уплотнять грунты слоями по 0,4 м. Число проходов катков по одному месту при уплотнении связных грунтов колеблется от 8 до 12.

При наличии воды для песчаных грунтов иногда применяют уплотнение избыточным увлажнением. Вода при этом подводится снизу уплотняемых слоев (путем подтапливания).

Гладкие катки, хотя и малопроизводительны, наиболее пригодны для связных и малосвязных грунтов. Недостатки их в том, что они могут уплотнять тонкие слои (не более 0,2 м), требуют сравнительно большого числа проходов на малых скоростях и большого фронта работ. Все это создает значительные затруднения при организации скоростного строительства земляного полотна и препятствует полноценному уплотнению насыпей.

Кулачковые катки предназначают в основном для связных и мало связных грунтов. Обладая одинаковой с гладкими катками массой, они дают почти вдвое большую глубину уплотнения и требуют меньшего числа проходов. Кулачковые катки эффективнее работают в рыхлых и комковатых грунтах и совершенно непригодны в переувлажненных. Прицепные катки обычно работают по несколько штук с одним тягачом. Особенность работы кулачковых катков в том, что они уплотняют грунт ниже уровня заглубления кулачков. Барабаны катков - полые, для загрузки их балластом. Эффективность укатки кулачковыми катками увеличивается при использовании их совместно с катками на пневматических шинах. Сначала укатку проводят кулачковые катки, а придание требуемой плотности верхнего слоя достигают укаткой катками на пневматических шинах.

Катки на пневматических шинах могут уплотнять связные и несвязные грунты (рис.6). Данные катки значительно эффективнее гладких жестких катков за счет снижения числа проходов. Самоходные катки на пневматических шинах применяют в основном для уплотнения оснований и покрытий.

Рис.6. Схема работы прицепного катка на пневматических шинах при уплотнении насыпи:

L - длина захватки, 1-10 - последовательность проходок

Трамбующие плиты применяют в качестве навесного оборудования на кранах или экскаваторах (рис.7). Они являются одним из наиболее эффективных средств уплотнения насыпей на глубину 0,6-1,5 м, пригодны для работы в связных и несвязных грунтах. Площадь плит 0,6-1,5 м, масса 1,5-2,5 т. Высота падения плиты - 1-2 м.

Рис.7. Схема работы тяжелой трамбовки при уплотнении грунтов

Для уплотнения слабо водостойких мелкозернистых или гравелистых грунтов, в том числе, суглинистых и глинистых гравийно-песчаных смесей, смесей с органическими примесями, содержание воды очень важно, особенно при виброуплотнении. Такие грунты могут уплотнять машины любых типов. Если содержание воды меньше оптимального, предпочтительнее использовать пневмо- и виброкатки.

Скальные и обломочные грунты уплотняют как пневмо-, так и виброкатками при толщине слоя от 30 до 80 см. Если размер камней превышает 80 мм, толщина слоя для виброкатков снижается до 30-40 см.

Чистые гравийно-песчаные смеси с зернами менее 50 мм, уплотняемые виброкатками и катками на пневматических шинах водоустойчивы, в связи с чем степень уплотнения этих смесей может быть меньше, чем у других материалов. Кулачковые катки не применяют для уплотнения чистых песков. Для уплотнения сыпучих грунтов (пески, супесь) можно применять вибрационные машины. При вибрировании возникают перемещения частиц грунта вследствие колебательных движений, сообщаемых вибратором. Повышение плотности грунта достигается тем, что частицы грунта перемещаются, занимая более устойчивое положение.

Пневматические и электрические трамбовки могут быть легкие 0,1-0,2 т и тяжелые - 0,5-1,5 т и уплотняющие на глубину соответственно 20-30 см и 40-90 см.

Помогите подобрать расценку- смета на дорогу,
УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЯ ИЗ ЩЕБНЯ ТОЛЩИНОЙ 200ММ
ИЗ НИХ:
фракция 40-70 (толщиной 150 мм) взяла ФЕР27-04-006-01Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 68,6 до 98,1 МПа (свыше 700 до 1000 кгс/см2): однослойных

фракция 20-40(толщиной 50мм)- . Какую расценку взять.

Работы по ремонту и содержанию грунтовых землевозных дорог и работа на отвале
Автор: Света. "Денис Владимирович пишет: если у Вас в качестве временных дорог используются грунтовые дороги ( что на больших объемах экономически не обоснованно)" Здесь и в качестве постоянных дорог зачастую .


Технология уширения дороги (дорожное строительство)
Автор: Дарья Шестопалова. Добрый день! Подскажите дорогие сметчики, особенно специалисты по дорожному строительству, какие работы необходимо сделать по уширению дороги на метр + 0,5м. отсыпка .

Устройство покрытия асфальтового вручную
. сооружения"? " Искусственные сооружения, термин, принятый для обозначения транспортных сооружений (на железных, автомобильных и городских дорогах), устраиваемых при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, встречных дорог и др. препятствий. Наименование "И. с." условно.


Ремонт и содержание дорог
Автор: Владимир. В соответствии с требованием к качеству дороги по итогам многолетнего мониторинга должно быть задано количество очисток дороги от снега и наледи, количество подсыпок .


Укрупненная стоимость строительства дороги
Автор: Виктория Вьюгова. Подскажите, как лучше расценить по укрупненной стоимости строительство дороги из ж/б плит для 4 категории дорог?

Это у вас расклинцовка? Если да, то в расценке уже учтены два вида щебня - 10-20 и 40-70.
Тогда вы просто меняете 10-20 на 20-40.
Если без расклинцовки, то берете расценку Ф ЕР27-04-001-04 и высчитываете объем щебня (не забудьте коэфф. уплотнения -126).
В ней можно сразу два щебня прикрепить.


Цитата
Света пишет:
Это у вас расклинцовка? Если да, то в расценке уже учтены два вида щебня - 10-20 и 40-70.Тогда вы просто меняете 10-20 на 20-40.Если без расклинцовки, то берете расценку Ф ЕР27-04-001-04 и высчитываете объем щебня (не забудьте коэфф. уплотнения -126). В ней можно сразу два щебня прикрепить.

Я не знаю,у меня в тех задании написано вот так( смотри файл)
Помогите пожалуйста разобраться у кого есть опыт смет по дорогам

Попробуйте расценку 27-04-001-04. Площадь щебеночного основания нужно умножить на толщину щебня и умножить на коэф 1,26 (это уплотнение). Не забудьте, что в расценку не входит сама стоимость щебня, его нужно взять отдельно.


Цитата
Света пишет:
Попробуйте расценку 27-04-001-04. Площадь щебеночного основания нужно умножить на толщину щебня и умножить на коэф 1,26 (это уплотнение). Не забудьте, что в расценку не входит сама стоимость щебня, его нужно взять отдельно.


Цитата
Виктория пишет:
ЦитатаСвета пишет: Попробуйте расценку 27-04-001-04. Площадь щебеночного основания нужно умножить на толщину щебня и умножить на коэф 1,26 (это уплотнение). Не забудьте, что в расценку не входит сама стоимость щебня, его нужно взять отдельно. А на какой документ можно сослаться при обосновании коэффициента 1,26?

Как это нет?, у меня есть:

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЕДИНИЧНЫЕ РАСЦЕНКИ
НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.9. В случае отсутствия проектных данных для определения расходов ма-
териалов для строительства автомобильных дорог, нормируемых по табл.
01-002; 01-004; 03-002; 04-001; 04-003; 05-001; 06-025; 12-003; 12-008,
расход этих материалов можно принимать по следующей таблице:

Таблица 1.1
*********************************************************************
* Номер таблиц * Наименование материала * Количество, *
* (норм) * * м3 *
*********************************************************************
* 01-002 (1) * Смесь битумно-грунтовая * 175 *
* 01-002 (2) * Смесь битумно-грунтовая * 194 *
* 01-004 (1) * Смесь цементно-грунтовая * 175 *
* 01-004 (2) * Смесь цементно-грунтовая * 194 *
* 01-004 (3) * Смесь цементно-грунтовая * 175 *
* 01-004 (4) * Смесь цементно-грунтовая * 194 *
* 04-001 (1) * Песок * 110 *
* 04-001 (2) * Песчано-гравийная смесь дресва * 122 *
* 04-001 (3) * Шлак доменный отвальный * 153 *
* 04-001 (4) * Щебень шлаковый * 126 *

Отсортировано по релевантности | Сортировать по дате

Автор: Людмила. Оксана,кроме земляных работ и устройства основания ( щебень,песок) вручную или с помощью механизации, я обычно применяю расценку ТЕР 27-06-013-1,2,3 с исключением ресурса а/бетона.


. группа грунтов: 1». По вопросу доработки грунта вручную можно сказать следующее. В п. 2.1.3. «Исчисления. . соответствии с главой СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и проектом организации. . при производстве работ по разработке выемок и устройству естественных оснований в зависимости.

. расценки: ТЕР 27-04-001-01 на устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка. ТЕР 27-07-005-01 Устройство покрытий из тротуарной плитки. Я не знаю как осметить приготовление смеси из песка и цемента вручную. Площадь участка маленькая и все работы ведутся вручную (подноска .

. Подскажите пожалуйста расценки на устройство контейнерной площадки? Пример во вложение. У меня проблема какую расценку применить для устройства бетонного основания. Работы будут проводиться вручную. Могу я взять применительно ФЕРр51-4-2?

. расценки: ТЕР 27-04-001-01 на устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка. ТЕР 27-07-005-01 Устройство покрытий из тротуарной плитки. Я не знаю как осметить приготовление смеси из песка и цемента вручную. Площадь участка маленькая и все работы ведутся вручную (подноска .

Автор: Галина Вантурина. Под монолитный лоток можно взять Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: ФЕР27-04-001-04, но если один лоток и работы будут проводится вручную можно и по сб. ФЕР11

. Примерно написала порядок работ по устройству погреба, помогите правильно подобрать расценки. 1. Выпиливание люка в полу; 2. Выкапывание ямы вручную - это ФЕР зем. раб., 3. Устройство основания пола из песка и гравия; 4. Обшивка стен и пола погреба рулонными материалами, типа рубероид; 5.Устройство железобетонного пола; .

Расценки на щебеночное основание в смете

Расценки на устройство щебеночного основания в смете могут быть использованы при производстве различных видов строительно-монтажных работ. Устройство основания может быть включено в состав сметы по форме №4, локального ресурсного сметного расчета, локальных смет и сметных форм прочих видов на устройство фундаментов, прокладку наружных инженерных сетей, устройство дорожных одежд и т.д.

В связи с этим в сборниках сметно-нормативных баз ГЭСН и ФЕР существует несколько вариантов расценок на устройство щебеночной подготовки в смете. Некоторые из них будут более подробно рассмотрены в тексте данной статьи.

ГЭСН на устройство щебеночного основания под фундаменты

При устройстве фундаментов различного типа обязательным является наличие основания под данный вид конструкций. Поэтому расценка в смете на щебеночное основание является чаще всего неотъемлемой частью сметных форм на фундаментные работы.

Щебеночное основание под фундамент

Рисунок 1. Расценка на устройство щебеночного основания под фундаменты

Следует отметить, что 8 сборник ГЭСН включает в свой состав множество таблиц и норм, касающихся производства строительных работ по возведению различных конструкций из кирпича и блоков. Однако расценки в смете на устройство подстилающих щебеночных слоев под фундаменты разных типов применяются, как правило, также из состава данного сборника.

Кроме того, следует отметить, что марка и фракция основного материала, то есть щебня, в данной норме ГЭСН на устройство щебеночного основания не предусмотрены. Связано это с тем, что сведения подобного рода должны быть указаны в проекте производства работ, ведомости объемов работ или в прочих документах на объект, на основании которых составляется сметная форма.

Расценка в смете на щебеночное основание под наружные трубопроводы

Расценка на устройство щебеночного основания является одной из самых частотных и при прокладке наружных трубопроводов различных коммуникаций. Данный вид работ, как правило, необходим при устройстве наружных тепловых сетей, сетей канализации и водопровода.

На рисунке 2 приведена расценка в смете на устройство щебеночного основания. Как можно увидеть, данная расценка имеет шифр ГЭСН23-01-001-02, что позволяет заключить, что состоит она в строительном сборнике 23.

Щебеночное основание под трубопроводы

Рисунок 2. Расценка на устройство щебеночного основания под трубопроводы

Таблицы и нормы сборника 23 в большинстве своем используются для составления сметных форм на устройство наружных сетей канализации. Однако в связи с совпадением состава работ и технологии производства расценки на устройство щебеночного основания в смете на наружные инженерные сети остальных видов применяются именно из указанного сборника.

Возвращаясь к расценке на устройство щебеночного основания ГЭСН23-01-001-02, следует отметить, что данная расценка является не единственной в таблице ГЭСН23-01-001. Кроме основания из щебня, из норм указанной таблицы существует возможность подобрать расценки на устройство песчаного, гравийного, бетонного и железобетонного основания под трубопроводы.

В состав работ расценки на устройство щебеночного основания ГЭСН23-01-001-02 входит планировка дна траншеи, укладка щебня, его разравнивание и уплотнение. Следует отметить, что разработка траншеи в состав работ данной нормы не входит, поэтому определение стоимости земляных работ должно быть учтено в сметной форме отдельной позицией.

Единицей измерения объема работ во всех нормах таблицы ГЭСН23-01-001 являются 10м3. Следует также отметить, что в расценке на щебеночное основание в смете на рисунке 1 учтен расход щебня марки 400, фракции 40-70мм.

Однако необходимо уточнить, что данная расценка на устройство щебеночного основания приведена в демонстрационных целях, поэтому марка, объем и прочие показатели приведены в ней спонтанно. Нормой ГЭСН23-01-001-02 учитывается лишь расход щебня, однако информацию о марке и фракции материала следует уточнять в проекте или прочих документах.

ГЭСН на щебеночную подготовку при производстве дорожных работ

Расценки в смете на устройство щебеночного основания применяются и при определении стоимости производства работ на дорогах различного типа. Как правило, данный вид расценок наряду с другими расценками на автомобильные дороги применяются из одноименного сборника 27 строительной части ГЭСН.

В составе указанного сборника существует несколько видов расценок на щебеночное основание в смете. Выбор конкретной нормы из состава сборника осуществляется на основании типа дорожных одежд, вида работ и т.д.

Так, при устройстве оснований и покрытий из грунтов, чаще всего применяется расценка в смете на устройство щебеночного основания из таблиц ГЭСН27-01-002 и ГЭСН27-01-004. При устройстве подстилающего слоя под дорожные одежды одна из норм таблицы ГЭСН27-04-003 будет наиболее подходящей для определения стоимости данного вида работ.

Кроме того, в составе сборника 27 выделен целый подраздел под названием «Основания и покрытия из щебеночных материалов», в котором возможно подобрать расценки на устройство щебеночного основания различных типов. Так, нормой под шифром ГЭСН27-06-024-02 предполагается укладка основания из щебня толщиной 5см.

Кроме этого, устройство щебеночного основания по ГЭСН27-06-024-02 содержит в своем составе такие работы, как очистка основания, устройство боковых упоров и россыпь щебня. Разравнивание и укатка щебня как крупной, так и мелкой фракции также является частью состава работ указанной нормы. Впрочем, розлив вяжущих материалов наряду со всеми остальными действиями, входит в состав работ нормы ГЭСН27-06-024-02.

В завершение всего написанного выше, следует отметить, что большое разнообразие расценок на щебеночное основание в сметах позволяет точнее определять стоимость производства строительно-монтажных работ на любом объекте.

ФЕР устройство песчаного основания

Расценки на песчаное основание в сметной документации применяются почти всегда в комплексе с другими расценками из сборников земляных работ. При этом необходимо внимательно следить за правильным определением объема по таким расценкам.

Расценки на песчаное основание в сметах

Расценки на устройство песчаной подушки в смете применяются при производстве множества видов строительно-монтажных работ. Таким образом, расценки на устройство песчаного основания в смете могут быть использованы при устройстве фундаментов, монтаже трубопроводов наружных инженерных сетей, укладке асфальтобетонных покрытий, устройстве полов и т.д.

Кроме того, расценки в смете на разборку песчаного основания также могут применяться при составлении расчетов на различные виды строительно-монтажных и ремонтных работ и на разнообразных объектах.

Расценки на устройство песчаной подготовки в смете на полы

Расценка в смете на песчаную подготовку, как отмечалось выше, применяется при производстве многих видов строительно-монтажных работ. Поэтому в составе сборников нормативных баз ГЭСН и ФЕР существует несколько норм, определяющих стоимость производства данного вида работ.

Наиболее частотными нормами по устройству песчаного основания в ГЭСН, впрочем, как и в ФЕР, являются нормы из сборников на устройство полов и на укладку автомобильных дорог. Сборником, объединяющим работы по устройству полов разного типа, является 11 сборник строительной части ГЭСН и ФЕР.

Расценка на устройство песчаного основания в ФЕР11 числится под шифром ГЭСН11-01-002-01. Указанная норма приведена на рисунке 1. Можно обратить внимание, что таблица ГЭСН11-01-002 содержит в своем составе несколько норм на устройство оснований из различных материалов, не только из песка.

ГЭСН11-01-002

Рисунок 1. Таблица ГЭСН11-01-002

Следует отметить, что в ФЕР расценка на устройство песчаного основания при производстве работ по укладке пола будет иметь аналогичный шифр, только с указанием на базу нормативов, то есть ФЕР11-01-002-01.

Необходимо также иметь в виду, что в состав работ нормы под указанным шифром входит не только насыпка песка. Расценка в смете на песчаную подушку из 11 сборника, помимо прочего, предполагает предварительную планировку площади, а также разравнивание и уплотнение песка на завершающем этапе. Объем работ исчисляется в кубических метрах, или м3.

После укладки песчаной подготовки при устройстве полов применяются прочие нормы в соответствии с требованиями проектной документации, ведомости объемов работ и прочих документов, служащих основанием для составления расчета. Это может быть и расценка в смете на цементно-песчаную смесь, и расценка на устройство бетонного покрытия и т.д.

Расценки на устройство песчаной подготовки в смете на дороги

Если обратиться к составу сборника 27, который объединяет в себе нормы на устройство дорожных покрытий различного типа, то расценка в смете на песчаное основание будет применяться с использованием нормы ГЭСН27-04-001-01. Указанная норма входит в состав таблицы, предусматривающей работы по устройству оснований для дорог из различных материалов, помимо песка: из песчано-гравийной смеси, из щебня и т.п.

Состав работ нормы 01 в таблице ГЭСН27-04-001 включает в себя планировку территории и предварительную прикатку грунта с поливом водой. Кроме этого, данная расценка в смете на устройство песчаной подушки подразумевает уплотнение песка и полив.

Ресурсная часть приведенной расценки на устройство песчаного основания в смете содержит все необходимые для производства работ машины и механизмы такие, как автогрейдеры, погрузчики, катки и поливомоечные машины. Однако следует отметить, что объем и марка песка должны быть учтены в соответствии с указаниями проекта на производство строительных работ. Измерение объемов работ во всех нормах таблицы ГЭСН27-04-001 происходит в 100м3.

Кроме этого, иногда при составлении сметных форм на устройство дорог требуется применение расценки в смете на демонтаж песчаного основания. В данном случае расценку следует подбирать, опираясь на состав работ и на проектные требования к производству СМР.

Расценка на песчаное основание под трубопроводы в смете

При прокладке трубопроводов наружных тепловых сетей в траншеях расценки в смете на устройство песчаной подготовки являются важным условием для соблюдения строительных правил и норм. Чаще всего, в сметах по форме №4, локальных ресурсных сметных расчетах и в прочих сметных формах данному виду работ соответствует норма ГЭСН23-01-001-01.

Данная расценка в смете на песчаное основание под трубопроводы находится в сборнике строительной части ГЭСН под номером 23, в котором объединены нормы на устройство наружных сетей канализации. Однако по составу работ зачастую норма ГЭСН23-01-001-01 является подходящей и для устройства наружного водопровода и тепловых сетей.

ГЭСН23-01-001

Рисунок 2. Таблица ГЭСН23-01-001

Расценка на песчаную подготовку в смете под шифром ГЭСН23-01-001-01 включает в себя работы по планировке дна траншеи, укладке песка. Разравнивание и уплотнение песчаного основания также входит в состав работ указанной нормы. Единицей измерения являются 10м3. Расход песка в норме 01 таблицы ГЭСН23-01-001 должен быть учтен согласно требованиям проектной документации на объект.

Устройство песчаного основания в ЕНиР

Иногда возникает необходимость составления калькуляции или индивидуальных расценок на производство работ по укладке песчаной подушки. В таких случаях чаще всего определяется стоимость устройства песчаного основания по ЕНиР.

ЕНиР — это единые нормы и расценки, которые учитывают основные ресурсы, необходимые для производства того или иного вида работ. Расценки в смете на песчаную подушку с применением сборников ЕНиР используются в соответствии с видом работ.

По аналогии со сборниками ГЭСН и ФЕР сборники ЕНиР также имеют внутреннее подразделение на виды работ, в связи с чем поиск расценки в смете на устройство песчаного основания становится более удобным и быстрым. Так, при составлении расчетов на автомобильные дороги можно использовать нормы из ЕНиР17 или ЕНиР20.

Расценка в смете на песчаную подготовку из ЕНиР20.1 применятся при производстве работ по ремонту фундаментов под стенами существующих зданий. В случаях, когда нужно определить стоимость песчаной подготовки при укладке трамвайных путей, применяются нормы из ЕНиР38.1

Таким образом, можно отметить большое разнообразие расценок в смете на устройство песчаной подушки, существующих в сметно-нормативной базе на сегодняшний день. Это дает возможность наиболее точно определить стоимость производства работ данного вида для каждого отдельного объекта. Кроме этого, подобное многообразие позволяет наиболее корректно отразить сметную стоимость строительства объекта в целом.

Читайте также: