Температурный шов в цоколе

Обновлено: 16.05.2024

В общем ситуация такая: имеется кирпичный 10-ти этажный жилой фундаментной плите. Нужен ли в фундаментной плите температурно-усадочный шов в соотвествии с п.1.19 (1.22) Пособия к Снип бетонные и железобетонные конструкции, если длина плиты получаеся 47 м, а указанное по этому пункту величина допускаемая без расчета равна 40м. Ведь температурно-усадочный шов устраивается только для надземной конструкции до уровня верха фундаментов (так в том же пукте написано).
Вопрос возник потому что однажды экспертиза заставляла резать ростверк свайного фундамента при аналогичной длине.
И на что собсно считать? На перепад температур в подавле и в грунте? На температурное удлинение (укорочение) прогреве(охлаждении) грунта летом(зимой) но это мизер?

Нужен ли в фундаментной плите температурно-усадочный шов в соотвествии с п.1.19 (1.22) Пособия к Снип бетонные и железобетонные конструкции, если длина плиты получаеся 47 м, а указанное по этому пункту величина допускаемая без расчета равна 40м.

В соответствии со СНиПом - нужен. В то же время можно выйти из положения устройством временных температурно-усадочных швов.
Правильно посчитать реальную ж/б конструкцию на температурные деформации в линейной статике проблематично - скорее всего получите огромные усилия, расчеты же с учетом трещинообразования железобетона в современных расчетных ПК развиты слабо или отсутствуют вовсе.

В то же время можно выйти из положения устройством временных температурно-усадочных швов.

Временные температурно-усадочные швы в плите делаются шириной 0.7-1.2 м, при этом с обеих сторон шва выпускается рабочая арматура (верхняя и нижняя). Спустя 3-4 недели (после бетонирования) арматура соединяется на сварке (с накладными стержнями), а шов заливается бетоном.

Вы уж меня извините, но вопросов появляется все больше.
1. Я так понимаю такой шов делается не с вертикальным отсечением плиты, а в виде тавра скорее всего (нижняя половина плиты заливается больше).
2. Как обеспечить надежное сцепление бетона после такого разрыва. Или его при подборе рабочей арматуры в данном месте не учитвать совсем.
3. Не кажется ли вам что это все-таки по большей части получается усадочный шов, а температурные деформации он не исключает после бетонирования шва (хотя какой в плите перепад температур,но с другой стороны если бетонировать в +30, а верх плиты находится в зоне сезонного промерзания, тогда наверное нужно считать)

Я так понимаю такой шов делается не с вертикальным отсечением плиты, а в виде тавра скорее всего (нижняя половина плиты заливается больше).

Не правильно понимаете

Как обеспечить надежное сцепление бетона после такого разрыва. Или его при подборе рабочей арматуры в данном месте не учитвать совсем.

Надежное сцепление бетона, скорее всего, будет отсутствовать. Но на работе плиты это критически вряд ли скажется (главным образом, увеличится сдвиговая податливость плиты), арматуру-то мы надежно свариваем. К тому же, такие швы, как правило, делаются в наименее критичных местах (как и рабочие швы бетонирования в плитах).

Не кажется ли вам что это все-таки по большей части получается усадочный шов, а температурные деформации он не исключает после бетонирования шва

Не кажется. Давайте рассмотрим, как поведет себя шов при растягивающих напряжениях (обусловленных сдерживаемыми деформациями сжатия при понижении температуры) в бетоне: поскольку хорошего сцепления старого и нового бетона нет, а жесткость арматуры невелика, шов будет работать вполне нормально.

Т.е все-таки вертикально? но тогда плита на сдвиг в месте шва вообще не работает. По моему тавром то все-таки лучше будет - там хоть поперечную арматуру в обе части плиты можно завести.

Не кажется. Давайте рассмотрим, как поведет себя шов при растягивающих напряжениях (обусловленных сдерживаемыми деформациями сжатия при понижении температуры) в бетоне: поскольку хорошего сцепления старого и нового бетона нет, а жесткость арматуры невелика, шов будет работать вполне нормально.

А вот тут кажется ошибаетесь вы. Арматуру мы сварили и все норальные растягивающие напряжения ввиду температурного укорочения конструкции воспринимает именно арматура, бетон бы их и так не воспринимал.

Т.е все-таки вертикально? но тогда плита на сдвиг в месте шва вообще не работает. По моему тавром то все-таки лучше будет - там хоть поперечную арматуру в обе части плиты можно завести.

Нет, такой стык все же в некоторой мере работает на сдвиг. Если интересует этот вопрос, посмотрите публикации, посвященные учету сквозных трещин в ж/б плитах.
Тавровый стык на практике сделать гораздо сложнее ровной поверхности при сомнительной целесообразности оного.

Арматуру мы сварили и все норальные растягивающие напряжения ввиду температурного укорочения конструкции воспринимает именно арматура, бетон бы их и так не воспринимал.

Ну, начнем с того, что податливость такого стыка на порядки больше, чем цельного сечения плиты.
Также будем иметь ввиду, что температурные напряжения - объемные, и если, по вашему, бетон бы их не воспринимал - их бы не было вовсе.
Арматура тут, ИМХО, погоды не делает.

Вообще, вопрос этот (работа плиты с трещинами) достаточно сложный (тем более для чисто умозрительных выводов), для того и существуют эти 40 м, чтобы не влезать в него без надобности, а вышеуказанное мероприятие вполне "нормативное" - см. руководство по проектированию плитных ф-тов.

Проектирую здание столовой, м/к каркас с ростверками под колонны, между ростверками необходимо залить монолитный цоколь по контуру здания, цоколь выполняет роль подпорной стены, удерживающей грунт по которому будут устраивать пол. План и конструктив цоколя в приложении. Опыта проектирования таких конструкций нет, поэтому прошу совета, на что необходимо обратить внимание: заделка в ростверк, усадодный шов, армирование цоколя,деформационные швы и т.д. КЖ3 - план, КЖ5-7 армирование цоколя

Это что еще за усадочный шов? Откуда это взято? 48 м можно без температурного шва сделать. Потом, почему то фундаменты имеют разные разметы и подошва на разных отметках. Надо принять к примеру два типоразмера и две отметки заложения.

В пособии к СНиП 2.03.01-84 в (т.3) без расчетов рекомендуют для железобетонных сплошных конструкций (в грунте) устраивать температурные швы не более чем через 40м. Здесь же, как я понимаю, часть даже находится на открытом воздухе (для которой через 25м). Или в данном случае этим можно пренебречь?

Путаю с осадочным.

Ростверки на сваях. Разница меджу отметками верхнего и нижнего ростверка 2200мм. Монолитный цоколь планировал опирать на 1ю ступень ростверка(верх ступени принят -0.5м от планировочной отметки), если понижать отметку ростверков между осями 1-9, то расход по материалам на устройство цоколя увеличатся.

----- добавлено через ~8 мин. -----

Так и есть, разбивал МЦ по 20м и менее, но данный шов рассматривал как разделение монолита цоколя между собой непосредственно на ростверке, МЦ заделываю в тело ростверка.
Здание не отапливаемое, расчитаное на летний период.

Какая максимальная разница между отметкой планировки земли и отметкой пола помещения? Иначе говоря какую высоту земли должен держать цоколь?

Почему осадочный шов между осями 4 и5.Там должны быть сдвоенные фундаменты для опирания перекрытия и покрытия.Нет отметок фундаментов, величин перепадов, привязок фундаментов на плане.Почему цоколь не по оси. Без архитектурных чертежей много вопросов

думал разделить перепад высот, но так понимаю смысла нет
Более подробно образмереные перепады позже залью

Это не архитектура, это проектные предложения. В РД должны быть разработаны планы с указанием отметок, все узлы на всех перепадах, все входные группы, план кровли с отметками уклонами фонарями.. Если это столовая, почему она холодная? А проектировать надо начинать не с цоколя а с расчета каркаса и фундаментов- определить размеры подошвы и глубины заложения. Думается на 24 м для Хабаровска каркас хлипковат, а цоколь - последнее звено.

на что необходимо обратить внимание: заделка в ростверк, усадодный шов, армирование цоколя,деформационные швы и т.д. КЖ3

Следует определиться, по какой схеме будет работать Ваша стенка, и прежде всего - чем будет обеспечиваться ее устойчивость.

Так что является опорой? Фундамент? Если фундамент, то следует соответствующим образом запроектировать сопряжение стенки и подколонника И подумать о производстве работ. И учесть дополнительный момент ка куст свай.

Или грунт? грунт тоже надо проверить, как бы его не выдавило.

Потеря устойчивости цокольной монолитной железобетонной стенки толщиной 200 мм защемленной на опорах - первый раз слышу.

Каркас считал в Лире(колонны защемлены, сопряжение с фермой шарнирное, рядовая рама при расчётном снеге 180кг/м2 + покрытие+монтажная 50кг/м2) получилось по 12.5 т на колонну и момент 0.250т*м. По Лир-стк все сечения прошли. Ростверк 1200х1000х600, Подколонник сечением 500х500, высота переменная. Куст из 3х винтовых свай 108мм и длиной по 4м, несущая способность одной сваи 6.5-8.5тн. Изначально хотел сделать классическую подпорную стенку с подошвой, знакомые строители сказали, что вариант предлагаемый мной имеет право на жизнь, но надо считать.

Для чего нужен и как правильно формируется деформационный шов

Объекты из железобетонных составляющих, монолитные дорожки и отмостки возводятся с использованием различных материалов и методик направленных на упрочнение конструкций. Рассмотрим, с какой целью устраивается деформационный шов. Ознакомимся с разновидностями технических зазоров, критериями их выбора, возможными вариантами их заполнения. Читайте до конца и Вы узнаете об основных особенностях формирования канавок в затвердевшем бетоне.

Техническое описание

Под деформационным швом подразумевается линия разреза монолитной конструкции. Необходима она для того, чтобы от перепадов температуры и влажности, изменения давления на архитектурные элементы здания не происходили разрушительные процессы. Например, во время усадки дома или от сейсмического движения грунта могут лопнуть стены, перекрытия, фундамент. Также нередко трещины наблюдаются на пешеходных дорожках и отмостке из бетона или асфальта.

Если рассматривать в комплексе строительные объекты, которые нуждаются в устройстве деформационных швов, то можно выделить несколько отдельных вариантов:

  • протяженные стены, перекрытия, дорожные полотна, мостовые;
  • природное основание в виде слабого грунта, сейсмически активные регионы;
  • климатические зоны, для которых характерны обильные осадки.

С одной стороны разрез элемента нарушает его целостность и конструкция становится не монолитной, а состоящей из отдельных блоков. С другой стороны наличие деформационных швов способствует повышению устойчивости дома. Это обосновано улучшением общего уровня сопротивления здания к переменчивым нагрузкам различного рода.

Разновидности

Строение и его составные части могут быть повреждены по причинам, которые имеют различную природу. На основании этого осуществляется классификация деформационных разрезов. Выделяются среди них следующие варианты:

  • температурный – компенсирует линейные смещения от перепадов температур, устраивается только на стенах;
  • осадочный – формируется в условиях высокой вероятности появления неравномерного давления на грунт со стороны строения (не симметричное здание по этажам, близкое расположение различного рода зданий);
  • антисейсмический – отдельные блоки с колебаниями почвы справляются лучше, чем цельная конструкция;
  • усадочный – монолитный дом и его части по мере затвердевания бетона уменьшается в размерах, что способствует образованию избыточного напряжения в теле конструкций (формируется только на этапе набора прочности раствора, после завершения процесса усадочный шов заполняется раствором);
  • изоляционный – устраивается такой деформационных разрез в бетонных полах, вдоль стен и колонн, вдоль фундамента под оборудование либо смежные конструкции с целью заглушения нагрузки на них динамического характера;
  • конструкционный – назначение здесь аналогично усадочному, только исключено рассмотрение вертикальных подвижек.

Первый тип формируются чаще других для различного рода объектов. Перепады температурных условий эксплуатации наблюдаются во многих климатических зонах, что объясняет их распространенность. Компенсирующие тепловое расширение деформационные швы устраиваются в стенах вдоль всего монолитного здания за исключением фундаментной части.


Физические параметры

Расположение и геометрия деформационных швов в железобетонных конструкциях рассматривается на этапе проектирования того или иного объекта. Планирование осуществляется с учетом действующего свода СНиП 2.03.03 от 1988 года. Здесь стоит обратить внимание на следующие рекомендации:

  • Температурный режим. Обязательно устройство деформационных швов в монолитных железобетонных конструкциях в условиях, когда присутствуют показания термометра ниже и выше нуля. Расположение разрезов: ось колонны, зазоры между плитами перекрытий, основание под стяжку (если есть). Ширина зависит от предельных линейных колебаний, которые определяются инженерными расчетами. В качестве заполнителя для технических пустот используется полимерный состав, который обладает хорошей пластичностью.

Примером послойно может выступать такое решение: пенопласт, два жгута из вспененного полиэтилена с полиуретановой смолой между ними слоем около 10 мм.

Важно соблюдать все проектные данные, которые касаются мероприятий по компенсации различного рода нагрузок. Отклонения повышают вероятность образования трещин, которые не всегда получается обнаруживать своевременно под отделочными материалами. Нередко приходится формировать разные по типу разрезы на тех или иных архитектурных элементах объекта.


Выбор заполнителя

Тип заполняющего материала для деформационного шва в стяжке пола или стене определяется физическими параметрами зазора и назначением конкретной конструкции. Это могут быть временные и постоянные решения, с разной степенью эластичности. Рассмотрим детальнее востребованные варианты:

  • Герметик на основе силикона. Допустим в таких условиях: низкая механическая нагрузка, небольшая обслуживаемая площадь. Специалисты рекомендуют использовать однокомпонентные составы, так как они характеризуются лучшим качеством.
  • Профилированная лента. Изготавливается материал из полимерного сырья либо модифицированной резины. Закладка осуществляется на этапе заливки конструкций универсального типа.
  • Уплотнитель. Используется для заполнения деформационных швов в полу из цементного раствора в небольших по площади помещениях. Материал представлен эластичным жгутом или полосой из полиэтилена со вспененной структурой. Дополнительно зазоры подлежат герметизации силиконовой пастой.

Дорогостоящее, но наиболее практичное решение для работ с крупными площадками, геометрически сложными конструкциями, нагруженными полами – металлопрофиль. Монтаж проводится на этапе заливки раствора. Состоит двухсторонний профиль из металлической основы, пластиковых или резиновых вставок. Последние обеспечивают герметизацию зазора.


Технология работ с монолитом

Чаще деформационный шов в стяжке или стене формируется после полного застывания монолита или спустя 48 часов после заливки. Начинается процесс с разметки линий, по которым с помощью специального оборудования или болгарки с алмазным диском наносятся разрезы. Далее с помощью перфоратора и насадки в форме лопатки из широких зазоров устраняется лишний бетон.

Дно канавки должно быть ровным по глубине, без лишних камней и мусора. Если планируется установка металлического профиля, то дополнительно выполняется выравнивание заглубления полимербетоном с последующим шлифованием. Под герметизирующую пасту усадочные или другие швы в бетонных полах и стенах подлежат обязательной очистке от пыли и грунтованию. Однокомпонентный состав после нанесения через несколько минут приглаживается чистым увлажненным шпателем. Двухкомпонентный герметизирующий материал имеет жидкую консистенцию, поэтому он просто заливается в деформационную канавку. Сглаживание такой шпаклевки выполняется после застывания средства с использованием шлифовального диска.

Видео описание

В этом видео мастер рассказывает нужны ли деформационные швы температурного типа в облицовке коттеджа:


Коротко о главном

Деформационный шов устраивается в теле железобетонных конструкций для компенсации движений под воздействий различного рода нагрузок.

В зависимости от причин, которые могут спровоцировать появление трещин и разрушение монолита, различают несколько типов зазоров: осадочные, температурные, конструкционные, усадочный, изоляционный, антисейсмический.

Чаще всего устраивается температурный тип шва, так как он должен быть сформирован в условиях отрицательных и положительных показаниях термометра.

Глубина канавки составляет минимум 30% от общей высоты монолита.

В зависимости от назначения конструкции, эксплуатационных условий и размеров зазора в поперечном сечении используются различные заполнители: силиконовый герметик, полимерная или резиновая лента, эластичный жгут из вспененного полиэтилена либо металлический профиль.

Расположение, форма поперечного сечения и тип деформационного шва определяется на этапе проектирования с учетом всех факторов и инженерных расчетов.

Деформационный шов в железобетонных конструкциях выполняется с целью снятия давления на элементы в зонах, где материал может деформироваться под воздействием различных негативных факторов.

Чаще всего изначальное состояние железобетона нарушается по причине сильных температурных скачков, при наличии очаговой усадки грунта, в местах с высокой сейсмической активностью, в других ситуациях, когда наблюдаются небезопасные нагрузки, существенно уменьшающие несущие функции монолита.

как делать деформационные швы

Что такое деформационный шов

Деформационные швы – это предусмотренное проектом деление конструкции здания на фрагменты в горизонтальной (вертикальной) плоскости, благодаря которому удается компенсировать напряжение в определенных зонах несущего каркаса. Если это напряжение не устранить, то могут существенно измениться геометрические размеры, положение, свойства железобетона.

Благодаря швам удается придать зданиям проектную величину упругой подвижности. Деформационные швы бывают разных видов в соответствии с типом напряжения, которое призваны компенсировать: сейсмические, осадочные, конструкционные, усадочные швы, температурные.

Когда выполняется деформационный шов, конструкция делится на отдельные блоки, придавая монолиту упругость и способность выдерживать серьезные нагрузки без деформации. Стыки герметизируются специальным изолирующим материалом, который должен быть гибким и стойким к разным воздействиям.

какими бывают деформационные швы

Визуально деформационный шов в монолитном железобетоне представляет собой разрезы в поверхности, делящие конструкцию на блоки определенной величины. У каждого шва есть задача, которую он призван выполнить. Усадочный шов делают в железобетонных стяжках для предупреждения образования трещин на поверхности при постепенном затвердевании и наборе прочности бетоном.

В таком случае швы делают прямолинейными, не допуская даже минимальных закруглений и поворотов. Расстояние между ними напрямую зависит от глубины, ширины стяжки, типа площадки (закрытая/открытая).

Из-за особенностей расположения и параметров конструкции в зданиях могут применяться комбинации разных видов швов, которые одновременно защищают сразу от нескольких причин возможной деформации. Особенно актуален такой подход при строительстве высоких протяженных зданий, с большим числом разных элементов и конструкций.

схема выполнения деформационных швов в доме из арболита

  • Размещение частей конструкции на грунте с разными свойствами
  • При выполнении пристроек к уже существующему зданию
  • Если отдельные части строения имеют разницу по высоте больше 10 метров
  • Все случаи, в которых можно ожидать неравномерной просадки фундамента

Наибольшие расстояния между деформационными швами в ЖБ конструкциях

Расчет на температурные показатели и усадку не осуществляется для конструкций стандартного типа с трещиностойкостью третьей категории с напряженными/ненапряженными изделиями, но при условии, что расстояние между швами меньше нормативных пределов. Деформационные швы могут быть горизонтальными и вертикальными.

  • Для каркасных конструкций из дерева и металла – 40 метров для наружных построек, 60 метров для отапливаемых
  • Сборные сплошные конструкции – 30 метров для неотапливаемых зданий и 50 метров для отапливаемых
  • Монолитные каркасные конструкции из тяжелых марок бетона – 30 и 50 метров соответственно
  • Каркасные монолитные конструкции из легкого бетона – 25 и 40 метров соответственно
  • Монолитные здания из твердых составов – 25 метров для неотапливаемых помещений и 40 для отапливаемых
  • Ячеистый бетон – 20 и 30 метров соответственно

Если возводится одноэтажное здание из армированного каркасного бетона, расстояние между швами можно увеличивать в среднем на 20% относительно значений в таблице. Табличные данные можно применять, когда создаются вертикальные связи в средине отделенного блока в каркасных зданиях. Такие связи размещаются по краям блока и при воздействии деформаций приближают работу каркаса к цельному сооружению аналогичного типа.

правила выполнения деформационных швов

  • Выполняются во всех зданиях с трещиностойкостью первой и второй категорий.
  • Проходят по всей высоте на здании, благодаря чему деформация на отдельных зонах конструкции проходит свободно. Швы могут проходит от вершины основания до начала крыши, деля стены и все перекрытия.
  • Ширина стандартного шва равна 2-3 сантиметрам, шов заполняется пропитанной толем либо смолой паклей, несколькими слоями рубероида, герметиком.
  • Монтаж парных балок на 2 колоннах гарантирует правильный температурный шов в сборных и монолитных конструкциях. В каркасных зданиях он комфортен при появления серьезных и динамических нагрузок на перекрытия.
  • Осадочный шов нужен при нахождении здания на разной высоте или грунте.
  • Температурно-усадочный шов нужен при соединении новой пристройки к старой конструкции.
  • Раздвижение пар колонн с выполнением опоры на отдельные основания, а также монтаж встречных балочных консолей дают возможность сделать качественный деформационный шов. Также часто между отдельными частями здания делают вкладной пролет из плит и балок.
  • В монолитных зданиях усадочный шов формируют так: от одной части сооружения конец балки опирается на консоль свободно, она является продолжением перекладины другой части конструкции. Элементы, которые соприкасаются, соединяются аккуратно, чтобы избежать трения, разрушающего консоли.

Как выполняются

Термический и усадочный (а также сейсмический и осадочный) типы швов могут совмещаться в конструкции – получается усадочно-температурный (и сейсмически-осадочный) шов. Первый проходит по ширине и длине здания от верхней части фундамента до кровли, второй же предполагает полное деление конструкции на независимые один от другого блоки.

В таком случае железобетонный короб делится на вертикальные швы шириной 2-3 сантиметра, заполненные гидрофобным упругим герметиком. Правильное размыкание может обеспечить монтаж в смежных областях соседних частей парных балок и колонн.

создание деформационных швов в железобетонных конструкциях

В постройках разной высоты и на разных грунтах даже при условии объединения вкладным пролетом делают осадочные швы. Температурное расширение в отмостке из армированного бетона компенсируют делением на двухметровые квадраты посредством монтажа в опалубке пропитанных битумом брусков из дерева. Примыкание опалубки к стенам должно быть подвижным и герметичным.

Бетонные полы деформируются, если их площадь превышает 30 квадратных метров, провоцируя распространение трещин. Поверхность стяжки режут на глубину четверти-половины высоты, чтобы материал разорвался под швами. Площадки стяжки могут быть размером до 6 метров и не только квадратными, но и с соотношением сторон 1:1.5. Стыки разных материалов, залитых в разное время стяжек выполняют демпферами.

устройство деформационного шва

Изоляционные швы отделяют стяжку от стен на всю высоту по периметру здания, их заполняют упругими материалами. Также изолируются от стяжки пола колонны, лестничные марши. Плиты перекрытий монолитного типа отделяются разрезами от несущего каркаса конструкции, оптимальная ширина высчитывается индивидуально.

Межэтажные перекрытия заливаются фрагментами определенного размера. Все пустоты заполняют герметиком, заделывают. Делятся по всей высоте на отдельные блоки и ленточные основания, что компенсирует напряжения и нагрузки.

Шаг разрезания фундамента: 30 метров на слабо- и 15 метров на пучинистых грунтах. Швы заполняют долговечными герметиками. Вертикальными конструкциями наружных/внутренних стен создаются горизонтальные сечения, делящие здание на отсеки. Высота отсека для внутренней стены – 30 метров, для фасадной – 20.

В такие размыкания каркаса монтируют завернутый дважды в толь шпунт, он забивается паклей, потом герметизируется глиной. Ширина шва может составлять от 3 миллиметров до 100 сантиметров.

  • Разрезы должны идти по осям колонн, стыковаться с углами швов, проходящих по периметру колонн.
  • Карты пола должны быть квадратной формы либо со сторонами 1:1.5, прямыми, без ответвлений. Чем меньше величина карты, тем меньше риск хаотичной деформации монолита.
  • В проездах/проходах швы делают на расстоянии, идентичном ширине стяжки (в случае, когда проход больше 3.6 метров, в центре можно сделать продольный шов).
  • Расстояние между швами на открытых площадках – максимум 3 метра по всем направлениям.
  • Деформационные швы выполняются с использованием формующих реек, в противном случае разрезы создают после завершающей обработки бетона.
  • Стандартные швы по стяжке нарезают блоками 6х6 метров в треть толщины слоя бетона.
  • Место расположения и число швов устанавливают, исходя из усадки бетона, коэффициента температурного расширения, вероятных деформаций мест сопряжения стен и пола, фундамента и колонн, и т.д.
  • Все швы обязательно герметизируются, исходя из условий эксплуатации и требований.
  • Могут использоваться специальные рельс-рейки, укладывающиеся в каркас на этапе заливки.

Железобетонные конструкции в процессе эксплуатации могут быть подвержены различным нагрузкам и воздействиям, компенсировать которые удается за счет выполнения деформационных швов.

Любые строительные конструкции, независимо от того из какого материала они изготовлены (кирпич, монолитный железобетон или строительные панели) при изменении температуры меняют свои геометрические размеры. При понижении температуры они сжимаются, а при повышении, естественно, расширяются. Это может привести к появлению трещин и значительно снизить прочность и долговечность как отдельных элементов (например, цементно-песчаных стяжек, отмосток фундаментов и так далее), так и всего здания в целом. Для предотвращения этих негативных явлений и служит температурный шов, который необходимо обустраивать в соответствующих местах (согласно нормативным строительным документам).

Температурный шов – важный этап строительства

Вертикальные температурно-усадочные швы зданий

В зданиях большой протяженности, а также строениях с разным количеством этажей в отдельных секциях СНиП-ом предусмотрено обязательное обустройство вертикальных деформационных зазоров:

  • Температурных – для предотвращения образования трещин из-за изменения геометрических размеров конструктивных элементов здания вследствие перепадов температур (среднесуточных и среднегодовых) и усадки бетона. Такие швы доводят до уровня фундамента.
  • Осадочных швов, препятствующих образованию трещин, которые могут образовываться из-за неравномерной осадки фундамента, вызванной неодинаковыми нагрузками на его отдельные части. Эти швы полностью разделяют строение на отдельные секции, включая фундамент.

Конструкции обоих видов швов одинаковы. Для обустройства зазора возводят две спаренные поперечные стены, которые заполняют теплоизолирующим материалом, а затем гидроизолируют (для предотвращения попадания атмосферных осадков). Ширина шва должна строго соответствовать проекту здания (но быть не менее 20 мм).

Шаг температурно-усадочных швов для бескаркасных крупнопанельных зданий нормируется СНиП-ом и зависит от материалов, примененных при изготовлении панелей (класса прочности бетона на сжатие, марки раствора и диаметра продольной несущей арматуры), расстояния между поперечными стенами и годового перепада среднесуточных температур для конкретного региона. Например, для Петрозаводска (годовой перепад температур составляет 60°С) температурные зазоры необходимо располагать на расстоянии 75÷125 м.

Температурный шов при строительстве зданий из панелей

В монолитных конструкциях и зданиях, построенных сборно-монолитным методом, шаг поперечных температурно-усадочных швов (согласно СНиП) варьируется в пределах от 40 до 80 м (в зависимости от конструкционных особенностей здания). Обустройство таких швов не только повышает надежность строительной конструкции, но и позволяет поэтапно отливать отдельные секции здания.

Температурный шов в монолитном здании

На заметку! При индивидуальном строительстве обустройство таких зазоров применяют крайне редко, так как длина стены частного дома обычно не превышает 40 м.

В кирпичных домах швы обустраивают аналогично панельным или монолитным постройкам.

В строениях из кирпича обустраивают компенсационные швы

Температурные швы перекрытий

В железобетонных конструкциях зданий размеры перекрытий, как и размеры остальных элементов, могут меняться в зависимости от температурных перепадов. Поэтому при их монтаже необходимо обустройство компенсационных швов.

Перекрытия подвержены температурным изменениям размеров

Материалы для их изготовления, размеры, места и технология укладки заранее указывают в проектной документации на строительство здания.

Температурные швы перекрытий

Иногда такие швы конструктивно делают скользящими. Для обеспечения скольжения в тех местах, где плита перекрытия опирается на несущие конструкции, под нее укладывают два слоя оцинкованного кровельного железа.

Температурно-компенсационные швы в бетонных полах и цементно-песчаных стяжках

При заливке цементно-песчаной стяжки или обустройстве бетонного пола необходимо изолировать все строительные конструкции (стены, колонны, дверные проемы и так далее) от соприкосновения с заливаемым раствором по всей толщине. Этот зазор выполняет одновременно три функции:

  • На этапе заливки и схватывания раствора работает как усадочный шов. Тяжелый мокрый раствор сжимает его, при постепенном высыхании бетонной смеси размеры залитого полотна уменьшаются, а материал заполнения зазора расширяется и компенсирует усадку смеси.
  • Он препятствует передаче нагрузок от строительных конструкций бетонному покрытию и наоборот. Стяжка не давит на стены. Конструктивная прочность здания не изменяется. Сами конструкции не передают нагрузки на стяжку, и она не растрескается в процессе эксплуатации.
  • При перепаде температур (а они обязательно происходят даже в отапливаемых помещениях) этот шов компенсирует изменения объема бетонной массы, что препятствует ее растрескиванию и увеличивает срок эксплуатации.

Для обустройства таких зазоров обычно используют специальную демпферную ленту, ширина которой несколько больше, чем высота стяжки. После отвердевания раствора ее излишки обрезают строительным ножом. Когда обустраивают в бетонных полах усадочные швы (в случае, если финишное напольное покрытие не предусмотрено), полипропиленовую ленту частично удаляют и производят гидроизоляцию паза при помощи специальных герметиков.

В помещениях значительной площади (либо когда длина одной из стен превышает 6 м) согласно СНиП необходимо производить нарезку продольных и поперечных температурно-усадочных швов глубиной ⅓ от толщины заливки. Температурный шов в бетоне производят с помощью специального оборудования (бензинового или электрического швонарезчика с алмазными дисками). Шаг таких швов не должен быть более 6 м.

Температурные швы в бетонном полу

Внимание! При заливке раствором элементов теплого пола усадочные швы обустраивают на всю глубину стяжки.

Температурные швы в отмостках фундаментов и бетонных дорожках

Отмостки фундаментов, предназначенные для защиты основания дома от вредоносного влияния атмосферных осадков, также подвержены разрушениям вследствие значительных перепад температур в течение года. Чтобы этого избежать обустраивают швы, компенсирующие расширение и сжатие бетона. Такие зазоры изготавливают на этапе строительства опалубки отмостки. В опалубке по всему периметру крепят поперечные доски (толщиной 20 мм) с шагом 1,5÷2,5 м. Когда раствор немного схватится, доски извлекают, а после окончательного высыхания отмостки пазы заполняют демпфирующим материалом и гидроизолируют.

Отмостка фундамента

Все вышеперечисленное относится и к обустройству бетонных дорожек на улице или парковочных мест возле собственного дома. Однако шаг деформационных зазоров можно увеличить до 3÷5 м.

Материалы для обустройства швов

К материалам, предназначенным для обустройства швов (независимо от вида и размеров), предъявляют одинаковые требования. Они должны быть упругими, эластичными, легко сжимаемыми и быстро восстанавливающими форму после сжатия.

Демпферная лента

Она предназначена для предотвращения растрескивания стяжки в процессе ее высыхания и компенсации нагрузок от строительных конструкций (стен, колонн и так далее). Широкий выбор размеров (толщиной: 3÷35 мм; шириной: 27÷250 мм) этого материала позволяет обустроить практически любые стяжки и бетонные полы.

Демпферная лента

Уплотнительный шнур

Популярным и удобным в применении материалом для заполнения деформационных зазоров является шнур из вспененного полиэтилена. На строительном рынке представлены его две разновидности:

  • сплошной уплотнительный шнур Ø=6÷80 мм,
  • в виде трубки Ø=30÷120 мм.

Уплотнительный шнур

Диаметр шнура должен превышать ширину шва на ¼÷½. Шнур устанавливают в паз в сжатом состоянии и заполняют ⅔÷¾ свободного объема. Например, для заделки пазов шириной 4 мм, нарезанных в стяжке, подойдет шнур Ø=6 мм.

Шнур устанавливают в сжатом состоянии

Герметики и мастики

Для заделки швов применяют различные герметики:

  • полиуретановые;
  • акриловые;
  • силиконовые.

Они бывают как однокомпонентные (готовые к применению), так и двухкомпонентные (их готовят путем смешивания двух составных частей непосредственно перед применением). Если шов небольшой ширины, то достаточно заполнить его герметиком; если ширина зазора значительная, то этот материал наносят поверх уложенного шнура из вспененного полиэтилена (либо другого демпфирующего материала).

Для заделки швов используют герметики

Разнообразные мастики (битумные, битумно-полимерные, составы на основе сырой резины или эпоксидные с добавками для придания эластичности) используют в основном для герметизации наружных деформационных зазоров. Их наносят поверх уложенного в паз демпфирующего материала.

Для герметизации швов используют мастики

Специальные профили

В современном строительстве температурные швы в бетоне с успехом заделывают, применяя специальные компенсационные профили. Эти изделия имеют самые различные конфигурации (в зависимости от области применения и ширины шва). Для их изготовления применяют металл, пластик, резину или комбинируют несколько материалов в одном устройстве. Некоторые модели данной категории необходимо устанавливать уже в процессе заливки раствора. Другие же можно устанавливать в паз уже после окончательного затвердевания основания. Производители (как иностранные, так и отечественные) разработали широкий модельный ряд таких приспособлений, как для наружного применения, так и для установки внутри помещений. Высокая цена профилей компенсируется тем, что такой метод заделки зазоров не требует их последующей гидроизоляции.

Швы заделывают специальными профилями

В заключении

Правильное обустройство температурных, компенсационных, деформационных и осадочных швов значительно повышает прочность и долговечность любого здания; парковочных мест или садовых дорожек с бетонным покрытием. При использовании высококачественных материалов для их изготовления они прослужат без ремонта долгие годы.

Читайте также: