Технология выполнения штукатурки сграффито

Обновлено: 05.05.2024

Материалы и инструмент

С помощью декоративной штукатурки создаются уникальные и оригинальные финишные покрытия на стенах. Для этого необходимо купить готовые декоративные смеси или обычные гипсовые штукатурки и подготовить нужные инструменты.

Готовые к нанесению материалы для декора можно найти среди марок: Ceresit, VGT, San Marco. Хорошие сухие смеси для оштукатуривания: Кнауф Унифлот, Кнауф Ротбанд, Церезит СТ127 и др. аналоги.

Для нанесения раствора и создания фактуры на стене понадобятся:

  • кельма прямоугольной формы;
  • шпатель широкий и узкий;
  • широкая кисть;
  • валики (меховые и фигурные).

Подготовка стен

Наносить декоративную штукатурку можно на любые подготовленные поверхности:

    или выравнивающую штукатурку (цементную, гипсовую и др.); и бетон; ; или ДСП;
  • дерево (с использованием армирования сеткой или дранкой).

Приступая к рабочему процессу нужно тщательно подготовить стены. Поверхность должна быть чистой, сухой, без пыли. Все следы от предыдущей отделки удаляют, трещины и неровности необходимо шпаклевать.

Если отделка планируется на кирпичную кладку, деревянные стены или другие неровные основы, то такие поверхности нужно предварительно выровнять — заштукатурить или закрыть листами ГКЛ, ДСП. Большие дефекты скрывают штукатуркой, мелкие замазывают шпаклевкой.

Перед оштукатуриванием стены грунтуют. Грунтовка обеспечит хорошую адгезию декоративного материала со стенами. Выбирать стоит алкидные или акриловые составы глубокого проникновения. Для влажных помещений выбирается антисептическая грунтовка, защищающая стены от образования грибков и плесени.

Для подготовки стен из гладкого материала типа ДСП и гипсокартона нужны адгезионные составы с кварцевым песком. Песок придаст шероховатость и улучшит сцепление покрытия и основания. Адгезионный кварц грунт можно выбрать из марок: Bayramix Астар, DALI-Decor Quartz Primer, Alpina Expert, Бетоноконтакт.

Если на стенах уже нанесена декоративная штукатурка, для обновления интерьера можно нанести на неё новый слой материала. Для этого не обязательно избавляться от предыдущей отделки. Достаточно обработать поверхность адгезионной грунтовкой, обеспечивающей надёжное и крепкое сцепление материалов.

Способы Нанесения

Перед началом ремонтных работ для приобретения нужного количества смеси потребуется посчитать расход материала . Расход декоративной штукатурки зависит от вида её фактуры. Самым минимальным расходом могут похвастаться покрытия, имитирующие натуральный камень, дерево, кожу. На один квадратный метр уходит приблизительно 1-1,5 кг готового раствора.

Толщина фактурной штукатурки при нанесении одним слоем составляет 2-3 мм. Чем толще будет слой, тем грубее получится фактура.

На расход штукатурной смеси влияет также размер зерен. Например, расход отделки «под короеда» будет варьироваться от 2,5 и до 4 кг на 1 м2 в зависимости от величины минеральных гранул материала.

Кельмой и шпателем

Самый простой способ нанесения декорирующего покрытия — это использование прямоугольной кельмы и шпателя. С помощью данных инструментов создаётся эффект венецианской штукатурки, имитация камняи многие другие фактуры.

Технология нанесения кельмой включает в себя следующие приемы работ:

  • На инструмент накладывается порция раствора и распределяется по стене короткими мазками. Укладку слоев штукатурки делают внахлест друг на друга. Их направление может быть как в одну сторону, так и в разные. Если кельма двигается не по прямой, а по дуге, рельеф будет совсем другой, более причудливый.

кельмой

кельмой

  • Другой популярный вариант положить декоративную отделку — торцевание кельмой. Штукатурный раствор также берется на кельму, затем она всей поверхностью легко прижимается к стене и отводится. Движения совершают быстро «на отлип», поворачивая инструмент в разные стороны. Получается эффект мелкой «шубы». Так же можно сначала нанести штукатурку ровным слоем 2-3 мм, а потом сделать торцевание по всей площади. Получается как на фото.

кельмой

кельмой

Валиком

Для декорирования стен при ремонте используют обычные меховые (малярные валики) и специальные резиновые с определенным рисунком. Также структурный валик для декоративной штукатурки можно сделать своими руками, обмотав его вращающуюся часть, например, тряпкой, пакетом или веревкой.

Техника нанесения узора структурным валиком очень простая:

  • стену оштукатуривают в один слой толщиной 2-4 мм;
  • валиком проводят по штукатурке в одном направлении, оставляя рисунок.

Чтобы придать стенам эффект типа «шуба» используют меховой валик. Есть два способа выполнения:

  • валик окунается в штукатурный раствор и прокатывается по стене;
  • участок стены полностью оштукатуривают кельмой или шпателем, затем валиком формируют фактуру.

После схватывания раствора по стене можно пройтись мокрой кельмой и сгладить выступы, затереть.

Важно: если смесь ложится неровно, с помощью шпателя надо снять излишки. Делать большие перерывы при работе валиком не рекомендуется, так как материал высохнет, и на нём будут заметны стыки.

валиком

кожа

Кистью

С помощью кисти создают отделочное покрытие, как правило, используя готовые штукатурки для декора. У этого способа есть несколько преимуществ:

  • Экономичность. Кисть распределяет материал тонким слоем.
  • Быстрота. При нанесении смеси на стену сразу же создается фактура.
  • Простота. Никаких особых навыков и техник не требуется, декоративная штукатурка просто накладывается и распределяется мазками в разном направлении.

Часто в составе таких смесей есть минеральные наполнители, например, песок, мраморная крошка. Они придают шероховатость штукатурке и дополняют фактуру, созданную кисточкой. Подробнее о технике нанесения будет рассказано в видео уроке ниже.

Губкой

Для устройства фактурного покрытия используют также подручные средства, например, поролоновые или морские губки, полиэтиленовые пакеты, тряпки.

Сперва кладут ровный базовый слой, используют кельму. Затем губкой зачерпывают небольшое количество штукатурного раствора и мазками наносят на стену. Закрывать можно не всю поверхность, а лишь делать островки из штукатурки. После того как, она начнет схватываться (через 15-20 мин) верхушки разглаживают кельмой или шпателем.

Таким способом имитируют текстуру камня, создают произвольные рисунки.

губка

пакетом

Машинное нанесение

Штукатурка машинного нанесения имеет преимущества:

  • высокая производительность труда;
  • прочное соединение с основанием;
  • экономное расходование материала.

Чаще штукатурные машины используются лишь при выравнивании стен, т.к. создаваемый декоративный эффект очень прост. Получаемая отделка типа «барашек», «шагрень» хорошо подходит для фасадных работ.

машинное

машинное

Используемое оборудование при автоматическом оштукатуривании бывает нескольких типов:

  • Машинные станции. В ней раствор замешивается и подается струей на стену.
  • Пневмо-пистолет с компрессором. Имеет одно спало и воронку для раствора вверху. Штукатурка распыляется по отделываемой поверхности.
  • Пневмо-ковш с компрессором. Принцип тот же, но ковш имеет 4 сопла для нанесения раствора.

Видео

В видео уроках ниже представлены различные техники нанесения декоративной штукатурки.

Декоративные штукатурки. Декоративные штукатурки изготовляют для наружной и внутренней отделки зданий, а также для отделки лицевых поверхностей стеновых панелей и блоков. Отделка цветным раствором позволяет разнообразить цветовое решение фасадов и имитировать более дорогие виды отделки, например, облицовку природным камнем.

Цветные декоративные штукатурки.

Основными видами цветных декоративных штукатурок являются:

  • известково-песчаные;
  • терразитовые;
  • каменные;
  • сграффито.

Известково-песчаные штукатурки являются наиболее экономичными цветными штукатурками. Заполнителями в них служит обычно кварцевый песок и значительно реже высевки горных пород. После отделки такая штукатурка имитирует осадочную породу -песчаник.

Применяя различные методы нанесения пластичного накрывочного слоя и способы его отделки в пластичном или полузатвердевшем состоянии, получают разнообразую фактуру поверхности готовой штукатурки. Например, может быть получена поверхность, имитирующая природный камень - травертин.

Каменные штукатурки.

Каменные штукатурки. Каменные штукатурки являются наиболее трудоемким и сложным видом штукатурных работ. Заполнителем в растворе для них служит каменная крошка определенной горной породы. Затвердевшие поверхности обрабатывают специальными ударными камнеобрабатывающими инструментами. После обработки поверхность такой штукатурки имитирует определенную горную породу - гранит, мрамор и т.д. Вместо обработки ударными инструментами каменные штукатурки после затвердения протравливают 10 %-ным раствором соляной кислоты с последующей промывкой водой. Кислота разрушает поверхностный слой затвердевшего цемента, обнажая поверхность каменной крошки.

Терразитовые штукатурки.

Терразитовые штукатурки. Терразитовые штукатурки получают из специально приготовленных терразитовых смесей. В качестве заполнителя в них, кроме кварцевого песка, используют каменную крошку различной крупности. Обрабатывают такую штукатурку в полузатвердевшем состоянии пескоструйным аппаратом, циклеванием зубчатой циклей, гвоздевыми щетками. В результате обработки получают мелкозернистую или среднезернистую фактуру поверхности, имитирующую туф или обработанный песчаник.

Штукатурка сграффито.

Штукатурка сграффито (с итальянского - выцарапанный). Штукатурка сграффито является особым видом декоративно-художественных штукатурных работ, применяемых для отделки зданий. При оштукатуривании поверхности этим способом сначала наносят 2 или более накрывочных слоя разного цвета, затем частично срезают (выцарапывают) верхний слой или слои, создавая таким образом рельефный красочный орнаментный или сюжетный рисунок.

Оштукатуривание декоративными растворами выполняют в 2 - 3 слоя. Назначение первого слоя, выполненного из обычного штукатурного раствора - выровнять поверхность. Второй слой - грунтовый (подготовительный) служит основанием для третьего - декоративного слоя. При достаточно ровных поверхностях ограничиваются двумя слоями - грунтовым и декоративным.

Чтобы декоративная штукатурка получилась качественной, основание под декоративный слой должно удовлетворять определенным требованиям: необходимо постоянство состава и консистенции грунтового слоя, так как при нанесении декоративного слоя происходит отсасывание его жидкой фазы (вода, вяжущее вещество, пигмент) в поры грунтового слоя. При неравномерной пористости грунтового слоя на поверхности декоративного слоя возникают пятна. Во избежание этого песок для грунтового слоя должен иметь постоянный зерновой состав, а дозировка составляющих должна строго выдерживаться для всей оштукатуриваемой поверхности.

Для грунтового слоя целесообразно использовать сухие смеси, которые изготовляют в необходимом количестве одной партией. В этом случае при приготовлении раствора следят только за дозировкой известкового молока, которое заготовляют сразу в необходимом объеме. В этих же целях грунтовый слой перед нанесением декоративного слоя смачивают равномерно по всей поверхности. Лучше всего это делать на ночь и наносить накрывочный слой на влажный грунтовый слой на следующий день.

Песок для грунтового слоя должен быть среднезернистый, желательно речной с содержанием 35. 40 % зерен крупностью 0,6. 1,2 мм и не меньше 15 % зерен крупностью 1,2. 2,5 мм. Известь используют высокого качества. Известковое тесто после гашения выдерживают не менее месяца. При меньшей выдержке тесто очищают от непогасившихся частиц, пропуская его через вибросито.

Прочность грунтового слоя должна быть не ниже прочности декоративного слоя. Для каменных штукатурок, обрабатываемых наковкой, лучше, если прочность грунтового слоя будет несколько повышенной, так как это предотвратит вдавливание в него каменной крошки.

Для грунтового слоя приготавливают следующие составы: известково-цементный, цементно-известковый, цементные, известковые. Точный состав раствора для грунтового слоя устанавливают в строительной лаборатории.

Декоративные штукатурки должны отвечать определенным эксплуатационным и художественно-эстетическим требованиям. Состав декоративных растворов, вид и крупность заполнителей должны соответствовать проекту, а фактура и цвет - эталону, установленному проектом. Цветные штукатурки должны быть однотонны по всей поверхности, без пятен, стыков и других дефектов, а шероховатость их фактуры одинаковой по всей поверхности.

Рабочий состав декоративного раствора подбирают опытным путем, чтобы установить оптимальные параметры, обеспечивающие требуемое качество раствора. Для этого отштукатуривают пробные карты размером 25 х 40 или 50 х 50 см, несколько меняя соотношение составляющих.

Карты нумеруют, записывая состав, принятый для каждой из них. После утверждения образца строго соблюдают принятый состав смеси.

В качестве вяжущих материалов при приготовлении декоративных растворов для оштукатуривания фасадов чаще всего используют гидравлическую смесь или портландцементы (обычный, белый или цветной). Для цветных штукатурок внутри зданий - известь и гипсовые вяжущие. В обычные портландцементы, как правило, вводят добавки для разбела в виде тонкомолотого известняка, мрамора, доломита, диатомита, оксида титана в количестве до 25 % от массы цемента. Марка разбеленного цемента не должна быть ниже 300. Белый портландцемент иногда дает зеленоватый оттенок, чтобы его удалить, к цементу добавляют 5 % золотистой охры или 1 % обычной охры.

Высококачественную известь выдерживают не менее одного месяца. Она не должна содержать золы, которая уменьшает белизну извести. Известковое молоко процеживают через сито с ячейками 0,5. 1,0 мм. Попавшие творожистые частицы извести при обработке накрывочного слоя вызовут образование белых пятен. В качестве красящих добавок в растворах применяют щелочестойкие и светостойкие природные и искусственные пигменты - охру, сурик железный, мумию, оксид хрома, ультрамарин. Известковое молоко перед отмериванием необходимой дозы тщательно перемешивают. В растворосмеситель загружают сначала сухие составляющие и перемешивают, затем добавляют чистую воду или известковое молоко и вновь перемешивают в течение 5. 7 минут. Раствор приготовляют в таком количестве, чтобы его можно было израсходовать в течение одного часа.

В приготовленный раствор добавлять известковое молоко или воду нельзя, так как это изменит его цвет.

Известково-песчаные цветные составы. Известково-песчаные цветные составы с добавлением портландцемента служат главным образом для оштукатуривания фасадов. Значительно реже цветными растворами пользуются для внутренней отделки зданий.

В растворах для цветных штукатурок основным вяжущим веществом является хорошо погашенная, выдержанная известь. Чтобы повысить прочность и водостойкость раствора, в него добавляют до 10 % от массы известкового теста обычный портландцемент, при темных тонах штукатурного слоя, или белый портландцемент - при светлых. Для наружных работ, как правило, чисто известковые растворы не применяют.

Заданный цвет раствора получают, добавляя в него щелочестойкие и светостойкие пигменты. Нужного оттенка добиваются, вводя в раствор в качестве разбеливателя белый пигмент или каменную муку из мрамора, известняка. В качестве заполнителя цветных песчаных растворов применяют чистый кварцевый песок. В некоторых случаях, чтобы получить штукатурку определенного цвета, пользуются мраморными, известняковыми, туфовыми высевками.

Наибольшая крупность песка должна быть не более 1,25 мм с преобладанием зерен размером 0,3. 0,6 мм, а для отделки обрызгом берут более крупный песок, в котором зерен размером 0,6. 2,5 мм должно быть не менее 50 %. Сухую смесь заготовляют сразу в количестве, достаточном на весь объем работ. Подвижность известково-песчаного раствора для грунтовых слоев должна соответствовать при механизированном нанесении погружению эталонного конуса 6. 10 см, а при ручном - 8. 12 см. Для отделочного слоя в обоих случаях под отделку в полузатвердевшем состоянии - 7. 9 см.

Пластичность раствора на объекте проверяют следующим образом: раствор наносят штукатурной лопаткой или полутерком слоем 5. 10 мм. Наличие разрывов указывает на его недостачную пластичность.

Консистенция пластичного раствора зависит от вида отделки, фактуры и способа нанесения. Она может быть от густоты сметаны до тестообразной. Для каждого вида отделки необходимо строго соблюдать принятое соотношение между количеством сухой смеси и воды или известкового молока. Перед употреблением раствор тщательно перемешивают.

Растворы для терразитовой штукатурки.

Растворы для терразитовой штукатурки. Растворы в большинстве случаев приготовляют из готовых сухих терразитовых смесей, которые состоят из соответствующего заполнителя (мрамора, гранита или известняка), цемента и гидратной извести. На объекте их только перемешивают с водой, соблюдая принятую дозировку воды.

Терразитовые смеси изготовляют следующих цветов: голубые, белые, светло-серые, кремовые, желтые, розовые, синие, бирюзовые, зеленые и др. Если получаемый оттенок не соответствует проекту, то получить нужный оттенок можно смешиванием 2-3 смесей основных цветов. Смеси должны быть сухими, не содержать комков и посторонних загрязнений, цвет и тон каждой партии должен быть однородным. Вяжущие вещества и заполнители разной крупности и разного цвета должны быть распределены в смеси равномерно. Смесь не должна содержать комков пигмента, что можно проверить разглаживанием поверхности смеси шпателем. Если поставка сухих терразитовых смесей затруднена, смеси приготовляют на объекте.

Приготовление терразитовой смеси. Заполнитель получают с ближайших камнедобывающих карьеров или камнеобрабатывающих предприятий. Крошка для терразитовой штукатурки, используемой для фасадов, должна быть морозостойкой.

Песок из разных горных пород дает нужные цвета терразитовых штукатурок:
  • белые цвета дают белый и светлые кварцевые, мраморные и известняковые пески;
  • светло-желтые - природный желтый кварцевый песок, пески из желтого известняка и доломита;
  • светло-розовые - пески из красного гранита, из мрамора и туфа;
  • светло-палевые - пески горные глинистые промытые, речные, пески из красно-желтых мраморов;
  • светло-зеленые и бирюзовые - пески из сиенита, диоритов и других пород зеленого цвета и оттенка;
  • терракотовые - пески из дробленой черепицы и кирпича;
  • светло-серые - пески и дробленых серых гранитов, мраморов, известняка, шлакового промытого песка.

Для приготовления терразитовой растворной смеси в растворосмеситель сначала загружают заполнитель и смесь цемента с пигментами и тщательно перемешивают. Воду и известковое молоко строго отмеренными дозами вводят после перемешивания сухой смеси и вновь перемешивают. Пластификаторы вводят вместе с водой и известковым молоком. При малом объеме работ составляющие перемешивают вручную. Сначала перемешивают лопатой в ящике точно отмеренные порции заполнителя и смеси цемента и пигментов. Затворяют смесь, смачивая ее водой или известковым молоком из лейки и одновременно перелопачивая. Не рекомендуется лить воду или известковое молоко из ведра.

Подвижность растворной смеси можно определить по ее скольжению с наклонной лопатки: смесь не должна прилипать к лопатке. Растворная смесь не должна расплываться, когда ее укладывают в виде конуса. Зажатая в кулаке смесь не должна выдавливаться между пальцами, а при разжатии пальцев - рассыпаться. Готовую растворную смесь не следует собирать в кучу, так как крупная фракция крошки обязательно будет опускаться вниз.

Растворы для каменных штукатурок. Изготовленные растворы имитируют облицовку зданий природным камнем - мрамором, гранитом, туфом, лабрадоритом и др. Реже ими отделывают поверхности внутренних помещений.

В качестве вяжущего материала в растворах для каменных штукатурок используют обычный или цветной портландцемент. Известь добавляют для придания растворной смеси нужной пластичности. С этой же целью вводят пластифицирующие добавки.

Чтобы придать каменной штукатурке структуру и цвет природного камня, необходимо правильно подобрать заполнитель. С этой целью в качестве заполнителя используют крошку той горной породы, которую имитируют. Однако этого не достаточно. Так, если для штукатурки, имитирующей мрамор, взять мрамор с большим количеством прожилок,

то штукатурка получится пятнистой и не будет похожа на мрамор. Поэтому для мраморных штукатурок лучше брать крошку, полученную из одноцветного мрамора.

Для штукатурки, имитирующей песчаник, надо взять больше мелкого заполнителя и меньше крупного. Если имитируются глубинные горные породы (гранит, лабрадорит), то структура поверхности должна быть более равномерно зернистой и с более крупными зернами, чем при имитации излившихся пород (базальта, порфиров), которые имеют мелкокристаллическую структуру поверхности с вкраплением отдельных крупных зерен.

Вид применяемого заполнителя определяется способом последующей обработки поверхности. В смесях, предназначенных для обработки пескоструйным аппаратом, должно быть не менее 50 % зерен крупностью 2,5. 5 мм. Для рельефных фактур применяют крупнозернистые смеси. Для мелкобороздчатой фактуры, получаемой циклеванием, размер зерен заполнителя не должен превышать 1,2 мм.

Чтобы при обработке штукатурки с использованием крошки твердых пород инструменты быстро не затуплялись, следует часть гранитной крошки заменять крошкой более мягких пород, при условии обеспечения требуемого внешнего вида штукатурки. При протравливании кислотой твердость крошки может быть любая, но минералы крошки не должны взаимодействовать с кислотой.

Для штукатурки сграффито нужно очень мало раствора, поэтому его приготовляют на объекте из известкового теста, заполнителя и пигментов. Чтобы повысить прочность и водостойкость раствора, добавляют 10. 15 % цемента от массы известкового теста. Высококачественные пигменты (оксид хрома, кобальт и т.п.), дающие чистые тона, добавляют в известковое тесто, которое после перемешивания процеживают через частое сито.

В качестве заполнителя используют хорошо промытый кварцевый песок или дробленый мрамор с зернами более 1 мм. Для растворов, наносимых кистью, в качестве заполнителя применяют мраморную пудру или муку.

Состав для штукатурки сграффито. В составе для штукатурки сграффито за основу принимают известково-песчаный раствор в соотношении 1 : 3 (известковое тесто : белый песок в частях по объему).

Нужный цвет получают добавлением пигментов (объемные части от известкового теста): желтый - охры 0,5; красный - мумии 0,1; розовый - цемянки 0,3; синий - ультрамарина 0,1; коричневый - умбры 0,1, охры 0,1 и портландцемента марки 400 - 0,1.

Многоцветные штукатурки сграффито.

Общие сведения. Многоцветные штукатурки сграффито (с итальянского - выцарапанный) получают последовательным нанесением один на другой тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Штукатурка сграффито.


Сграффито в переводе с итальянского означает «процарапанный». По сути, это не вид декоративной штукатурки, а особенный, оригинальный вид нанесения. Техника выполнения намного ближе к рисованию и лепнине, поскольку результатом такой отделки является рельефное цветное изображение.

Что такое сграффито?

Штукатурный слой может быть не только однородным, фактурным или включать в себя разнообразные интересные наполнители. Штукатурка сама может быть основой художественного полотна. В этом суть искусства сграффито.

Понятие и особенности

В качестве материала использовать разрешается любой известково-цементный раствор высокого качества. Причем допускается как однородная цветная штукатурка, так и имитирующая природный камень, то есть, с наполнителем из каменной крошки. Единственное требование – последняя не должна включать фракцию с диаметром больше 3 мм, а для последнего отделочного слоя так и не более 1,5 мм.

Основной штукатурки для сграффито может служить:

    марки М400 в соотношении с кварцевым просеянным песком 1:2, 1:3, 1:4;
  • цемент-известь в пропорции к песку 1:0, 2:3, 4:4,5 и так далее;
  • гидравлическая известь – она наиболее прочна, в соотношении с кварцевым песком 1:4,5.

Традиционные известково-гипсовые смеси для сграффито не годятся: формирование рисунка производится в «мокром» состоянии, когда штукатурка еще сохраняет пластичность. Гипсовая же слишком быстро высыхает и рабочий период ее оказывается слишком коротким.

Суть техники сграффито такова: на поверхность наносят несколько штукатурных слоев разного цвета. А когда верхний слой схватывается, но еще не просох, приступают к созданию изображения: разными инструментами удаляют верхние слои штукатурки, чтобы обнажить слой нужного цвета. В результате формируется сложное многоцветное изображение или узор.

Более подробно о технике сграффито и ее видах расскажет виде ниже:

Преимущества и недостатки

Преимущество такой техники таковы:

  • абсолютная индивидуальность оформления – даже если в качестве шаблона использовалась знаменитая фреска, ее отражение на штукатурке будет совершенно неповторимым;
  • штукатурка влагостойкая, такая отделка допускается в самых сырых помещениях. Можно мыть даже с использованием бытовой химии;
  • ни плесени, ни грибкам отделка не поддается;
  • и конечно же, не горит и не поддерживает горения.

Недостатки ее связаны со сложностью нанесения:

  • рельеф особенно сложный и тонкий в какой-то степени собирает пыль, а также копоть и жир, если речь идет о кухне. Поэтому очищать такую поверхность следует чаще;
  • время формирования изображения относительно невелико, однако сама техника весьма трудоемка, так что стоимость такой услуги велика.

Сграффито в интерьере (фото)

сграфитто нанесение техника

Роль в интерьере

Столь эффектное и оригинальное оформление редко когда занимает всю поверхность стены, а тем более всех стен в комнате. Такой прием использовался в парадных залах дворцов, однако в современном, тем более, городском жилище, это неприемлемо.

Рельефное изображение – очень яркая деталь интерьера. Она значительно привлекательнее мебели, например, и при чрезмерном использовании превратит гостиную или спальню в музей. Исключение составляет только ванная – невелика, и не предполагает ощущения пространства, как в жилых комнатах. Но и в этом случае стены и потолок нужно связать не столько одинаковыми мотивами, сколько единством темы.

Зато в качестве фрагментарной отделки сграффито не знает себе равных:

  • стенные панно – на фоне однородной отделки смотрятся особенно эффектно, действительно как картины;
  • интересно сочетание сграффито с отделкой, повторяющей по цвету или фактуре фоновый слой штукатурки – фактурную отделку, мрамор, оникс. В этом случае картина как бы выступает из облицовки стены;
  • выделение архитектурных деталей – ниши, например, обрамление кровати, стены над ванной и прочее. Отделка привлекает внимание и тем самым, зонирует помещение;
  • целиком стену может занимать панорамное изображение. В этом случае его делают двух- или трехцветным, причем с цветами близкого оттенка. Здесь сграффито имитирует настоящую фреску;
  • отделка потолка – причем в маленькой комнате сграффито может занимать практически весь потолок за исключением розетки под люстру и основательного бордюра. А вот в большой лучше разделить потолок на сектора, где рельефное изображение будет чередоваться с более однородной структурой.

О технологии штукатурки графито кантри расскажет это видео:

Возможные цвета

Традиционно для сграффито используют природные пигменты. Именно эта особенность и повышает стоимость штукатурного слоя. Дело в том, что для сграффито цвета должны быть насыщенными, поэтому содержание пигмента в смеси в десятки раз больше, чем в лакокрасочном составе того же оттенка и интенсивности.

Используют щелочестойкие пигменты поскольку в состав штукатурки входит известь.

  • Так, перекись марганца обеспечивает различные оттенки серого.
  • Охра позволяет получить разнообразный желтый и коричневый.
  • Оксид хрома создает яркую или густую зелень.
  • Ультрамарин обеспечивает чистейший синий цвет.
  • Красный порождает мумия и киноварь.
  • А розовый создает совсем уже «простой» пигмент – молотый красный кирпич.

Расход природного цветного пигмента очень высок: например, для получения штукатурки синего цвета нужна 1 доля гашеной извести, 3 доли песка и 0,5 от объемной доли ультрамарина. А поэтому множество современных составов для сграффито делают на основе синтетических красителей.

Плюс такого решения – снижение стоимости, большое разнообразие красок, их интенсивность. Минус – для росписи в стиле фрески нужны не столько яркие, сколько природные оттенки, что возвращает мастера-штукатурщика к старым проверенным природным красителям.

Как изготовить раствор для нее своими руками?

Основой отделки сграффито служат самые привычные цементно-известковые растворы с повышенной долей пигмента. Сделать их самостоятельно вполне по силам даже новичку. Основная сложность заключается вовсе не в приготовлении смеси, а в финальной обработке поверхности.

Составы вполне традиционны, например, смесь золотистого цвета из расчета на 10 кг включает в себя такие ингредиенты:

  • портландцемент (белый, разумеется) – 600 г;
  • известковое тесто – 2 кг;
  • кварцевый песок, лучше всего, люберецкий – 7 кг;
  • золотистая охра – 400 г.

Наполнители и пигменты могут варьироваться, при этом масса портландцемента и известкового вяжущего должна изменяться в соответствии с массой другого компонента.

Последовательность изготовления одинаковая:

  1. Сначала смешиваются мелкодисперсные компоненты, затем добавляется наполнитель, а в последнюю очередь – вода, до получения сметанообразной консистенции.
  2. Несколько иначе готовится последний слой. Он представляет собой водный раствор компонентов. Чаще всего наносится кистью, а не шпателем.
  3. Состав последнего слоя таков из расчета на 10 кг сухой смеси:
    • портландцемент 400 – 2 кг;
    • известь-пушонка – 1,32 кг;
    • песок – 2 кг;
    • доломитовая мука – 3,34 кг;
    • пигмент – не более 1,32 кг.
  4. Финишный слой может включать только мелкие фракции наполнителя – от 1,5 мм и ниже. Готовится состав так: сначала смешивают известь, цемент и краситель, затем соединяют с песком и доломитовой мукой. Состав затворяют водой за 30 минут до использования. Консистенция жидкая.

Техника нанесения

Сама по себе технология, техника нанесения штукатурки сграффито не слишком отличается от обычной: подготовка, нанесение грунтовочного слоя и нескольких тонких накрывочных слоев. А вот финишный этап обработки требует массы специальных инструментов и умений.

Необходимые инструменты

сграфитто нанесение

  • Кельма – мастерок с закругленными краями.
  • Полутерок или терка, полиуретановая или деревянная, для разглаживания и уплотнения слоя – здесь это крайне важно. Лучше всего использовать несколько, если сграффито многоцветное.
  • Широкие кисти – для тонких слоев штукатурки.
  • Резцы – лезвия с различным профилем для прорезания слоя.
  • Скоблилки – приспособления для удаления слоя.
  • Трафареты и шаблоны для тонкослойного сграффито.

Процесс оштукатуривания

Для начала рекомендуется наносить сграффито на фанерную доску или ДСП с тем, чтобы достичь определенных умений в этой области. А затем уже приступать к штукатурке стены.

  1. Выровненную и очищенную поверхность смачивают водой. После того как влага впитается, наносят грунтовый слой – смесь гашеной извести и песка. В качестве грунтовочного слоя может использоваться один из цветных растворов. Слой уплотняют и затирают полутерком. Ни в коем случае нельзя допускать появления раковин. Рекомендуется сделать насечки, чтобы следующие слои держались лучше.
  2. Спустя 20–25 минут, когда первый слой схватится, наносят второй – цветной. Его толщина самая большая — 6–7 мм.
  3. Через 15–20 минут наносят второй слой. Он тоньше – 3–4 мм.
  4. Чтобы штукатурка обладала достаточной прочностью, количество слоев не должно превышать 5–6. Причем каждый следующий слой становится все тоньше. При этом укрывистость его должна быть достаточной: сквозь верхний слой нижний не просвечивается.
  5. Финишная отделка изготавливается более жидкой и наносится кистью. Ее толщина – 1–2 мм.
  6. Спустя 20 минут можно приступать к вырезанию изображений. Делать это можно в течение 5–6 часов, после схватывания последнего слоя. Поэтому работа по созданию рисунка должна проводиться непрерывно. При больших объемах, последний слой наносят поочередно на участки такой величины, которые могут быть обработаны за 5–6 часов.

Методы конечной обработки

Основной

При слишком сложном изображении или не слишком большом опыте мастера используются трафареты. Их изготавливают из картона, на который с помощью лекала или без него наносится необходимый рисунок.

Затем контуры рисунка прокалывают штопальной иглой или прорезают частично. А чтобы трафарет не разрушился при соприкосновении с влажной штукатуркой, его пропитывает олифой и оставляют высыхать под грузом для распрямления.

Различают 2 основных способа создания сграффито.

  • Набивка рисунка – трафарет прикладывают к поверхности захватки обрабатываемого участка, а затем кистью или тампоном, смоченным в растворе мела или пигмента, наносят прямые слабые удары с тем, чтобы пигмент, просочившись сквозь отверстия, образовал рисунок на поверхности.

Для каждой детали картины разного цвета изготавливается свой трафарет. Как только захватка заполняется требуемым изображением или узором, приступают к вырезанию.

  • Выборка раствора – здесь трафарет выполняется в виде каждой детали. Элементы по очереди прикалывают к участку в нужной последовательности и прорезают верхний слой штукатурки резцом по контуру. Такой метод требует большой аккуратности, потому что любая лишняя насечка может испортить всю картину.

Дальнейшая обработка одинакова: контур прорезается полностью резцами, а затем скоблилками необходимой формы внутри контура удаляются все слои штукатурки до слоя нужного цвета. Рисунок получается рельефный, поскольку разные цвета находятся на разной глубине. Эту особенность нужно учесть, когда планируют изображения.

Облегченный способ

сграфитто нанесение потолок

При набивке рисунка часто применяют облегченную технологию: набивают через трафарет нужный пигмент, а затем лишь подравнивают резцом полученные детали. В этом случае наносят лишь грунтовочный слой, а затем, с помощью разных трафаретов, набивают цветной рисунок. Строго говоря, к сграффито это уже не имеет отношения.

При этом также предлагается два способа обработки:

  • фон картины является верхним слоем штукатурки, в этом случае изображение как бы уходит в глубину;
  • фон выступает первым слоем, а изображения формируются выпуклыми.

Очень важно здесь соблюдать правильную последовательность, чтобы деталь первого плана не оказалась более заглубленной, чем деталь второго плана. Обработка готового изображения не проводится. Более того, со временем, когда появляются отдельные сколы и трещинки, сграффито становится только более ярким и ценным.

Сколько это стоит?

Стоимость материала для сграффито ненамного превышает цену обычной известково-песчаной штукатурки, если речь идет о синтетических красителях. Смеси с природными пигментами будут дороже.

  • Стоимость же самой работы зависит от площади, от сложности изображений, от количества оттенков.
  • Даже самый простой вариант двухцветного сграффито обойдется в 4500 р. за кв. м.
  • Сложное многокрасочное панно, тем более воспроизводящее картину или фреску, стоит от 10500 р. за кв. м.

Сграффито – интересная и совершенно уникальная отделка. Причем красота ее и уникальность зависит не от материалов, а только от умения, старания и таланта мастера, выполняющего работу.

Еще больше полезной информации о технологии нанесения графито и сграффито содержит этот видеосюжет:

Стены — это первое на что падает взгляд при входе в помещение. Не зря первое творчество в людях начало проявляться с наскальных рисунков. Ручное оформление при этом ценится выше остальных, так как это сопряжено с высокой сложностью. Одной из таких техник является сграффито.






Сграффито - оригинальный способ декора стен. Фото

Сграффито что это?

Сграффито — это слово итальянского происхождения, в буквальном переводе — это означает выцарапывание. Техника сграффито подразумевает использование штукатурки, минимум два слоя. Базовый слой служит фоном, а потому лучше, если его цвет будет отличаться от второго и последующих слоев.

А техника подразумевает вначале нанесение первого слоя, после высыхания наносится второй, но до его высыхания он снимается в строго определенных местах. Таким образом формируется объемный рисунок или орнамент. Про такой дизайн стен смело можно сказать — это декоративная штукатурка. Отчасти она напоминает барельеф и фрески.

Для такой работы используется 3-и и больше слоев, отличных по цвету. Такая настенная «живопись» в интерьере выглядит впечатляюще и по настоящему дорого.






Сграффито - оригинальный способ декора стен. Фото

Техника сграффито фото

Где используют сграффито?

Эта техника имеет довольно глубокие корни в итальянском прошлом. В 15-17 веках, техника сграффито использовалась для украшения уличных стен зданий. В наше время по примеру из итальянского прошлого таким методом украшают фасады домов. Поскольку метод реализуется в ручную, а процесс этот не простой, редко его применяют декора площади всех стен. Чаще всего украшаются те части дома, которые акцентировали на себе внимание или создавали изящный акцент. А потому для этих целей подходило пространство вокруг окон, место под крышей по всей ее длине, у цоколя и углах дома.

Но также успешно сграффито применяют в интерьере. Внутри дома таким образом украшают не только стены, но и потолки, колонны. С его помощью создается акцентное панно в гостиной, спальной комнатах. Иногда таким образом создается декоративный кантик вокруг какого то объекта на стене.






Сграффито - оригинальный способ декора стен. Фото

Штукатурка сграффито фото

Плюсы и минус

Любой метод в оформлении имеет свои преимущества и не достатки. Граффито не стал исключением, он также имеет две стороны.

Достоинства

Ручной труд — это всегда уникальное творение, со своим почерком. А потому оформление стены, внутри и снаружи особенно притягательны для человеческого взгляда. Тонкие нотки творения чувствуются в таких вещах особенно сильно. Для владельцев такого дизайна стен — то гордость, а для гостей это искусство — предмет эстетического восхищения

Благодаря использованным материалам — штукатурки, стены декорированные таким образом не боятся воды и огня. На поверхности не появляется плесень и грибок

Недостатки

Сложность реализации, создаить граффито на стене это не поклеить обои, процесс на много сложней. А потому требует больше времени на реализацию. Кроме этого понадобится терпение, усидчивость и конечно же отработанные навыки. Без знаний и опыта своими руками реализовать такие вещи крайне сложно. Поэтому для работы стоит пригласить мастера-художника такого дела.






Сграффито - оригинальный способ декора стен. Фото

Декортивная штукатурка сграффито

Результат получается отменны, но и его стоимость не мала. Так как работа сложная по всем параметрам, стоит она дорого. Кроме этого для придания эффектного вида объемному рисунку используются специальные дорогостоящие материалы.

Техника выполнения сграффито

Не стоит бросаться к работе и придумывать рисунок по ходу. При таком методе первое, что необходимо сделать это нужно определиться с образом, который хотели бы нанести. Для выбранного изображения изготавливается трафарет. Для этого понадобится плотный лист бумаги, на который будет переводится рисунок в полном размере и цвете. С помощью иглы или шила прорезаются отверстия по контуру изображения.

Следующий этап- нанесение контуров на поверхность стены при помощи ватного диска или тампона с красителем.

  • Готовим основание — оштукатуриваем и грунтуем.
  • Копирование рисунка на стену;
  • Создание объемного изображения.

Для тех, кто делает такой вид работ впервые, перед началом лучше потренироваться на листе фанеры или ДСП. Когда более уверенно начнет получаться, можно приступать непосредственно к созданию декора.

Первый шаг

Готовится основание также, как и при выравнивании и подготовки стен для отделки, то есть основание очищается от любого загрязнения, обеспыливается. Далее поверхность смачивается водой и штукатурится. Для бетонных стен метриал — цементно-песчаный раствор, для кирпича известковый далее стена грунтуется. Ну и дальше наносятся два цветных слоя, как говорилось выше, второй после полного высыхания первого. При этом первый наносят шпателем и слоем в районе 7-9 мм, для второго же используют кисть.

Стоит иметь ввиду тот факт, что после высыхания краска в штукатурке приобретает более бледный оттенок, чем в сыром состоянии. Поэтому при выборе цветовой гаммы необходимо учитывать такой нюанс.

Второй шаг

Нанесение рисунка производится с помощью трафарета, который плотно закрепляется на стену по периметру. Предварительно по контуру каждого рисунка на трафарете, необходимо произвести прокалывания. Далее при помощи заготовленного тампона с сухой краской четкими похлопывающими движениями рисунок переносится на поверхность стены. После того как будет снять трафарет, на стене должны остаться контуры рисунка в виде прерывистого пунктира. Который и будет служить направлением для дальнейшей работы по созданию объемного рисунка.

Третий шаг

Создание декора. Процарапывать рисунок стоит не позднее 6 часов после нанесения второго слоя штукатурки. Проверить готовность слоя можно пальцем, слегка надавив на него, если след не остается значит можно приступать. Тут главное не допустить полного высыхания, в противном случае работа намного усложнится, и по времени сильно увеличится.

Работу по вырезанию стоит начинать с того, что надрез делается по периметру рисунка, инструмент при этом наиболее подходящий — скальпель или специальный резак. Выбирать инструмент для этой цели лучше не с толстой ручкой. В целом он должен быть удобным и легким в обращении.






Сграффито - оригинальный способ декора стен. Фото

Штукатурка сграффито в интерьере на стенах фото

Таким образом контур за контуром осуществляется срез, таким образом создается шаг за шагом красивое декоративное панно.

Второй метод

В данном случае техника не подразумевает вырезание (выцарапывание), до нанесения второго слоя на первый крепится подготовленный трафарет. При этом трафарет не прокалывается, а врезается. Но он также должен быть изготовлен не из тонкого картона, а листа фанеры или другого подобного материала толщиной 3-4 мм толщиной, на котором сначала создается рисунок, а потом при помощи лобзика вырезается.

Такой фанерный шаблон обеспыливается и обрабатывается олифой, в дальнейшем прикладывается к области стены, куда нужно нанести декор, и при помощи кисточки смоченной в штукатурке производится окрашивание пространства в вырезанного в шаблоне. Так делается до тех пор пока не будет задекорирована вся стена.






Сграффито - оригинальный способ декора стен. Фото

Начиная работу стоит прежде запастись качественными материалами и инструментами. Хорошая идея для воплощения всегда требует профессионализма и качественных составляющих для реализации на самом высоком уровне.

Сграффито (от итальянского «sgraffiato» – процарапанный) – это монументальный декор в виде настенной одноцветной или полицветной «процарапанной» росписи. Техника сграффито заключается в следующем: на стену последовательно накладывают один или несколько слоев штукатурки разного цвета. Когда материал высохнет, внешний слой процарапывают или полностью удаляют участками на глубину до необходимого известкового слоя, создавая тем самым задуманный рисунок и цвет. Для этой работы используют различные скребки и резцы.

Первые сграффито появились в XIII веке. После долгого забвения сграффито вновь обретает популярность в ХIХ-ХХ веке. Этот вид декора в основном применяется в интерьерах. Присущие технике сграффито четкость и силуэтность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов — наиболее полноценно воплощаются в орнаментальных композициях.

Сграффито (итал. sgraffito), или граффито (итал. graffito) — это техника выполнения монументальной настенной живописи, при которой рисунок создается прорезанием слоев цветной штукатурки.

Давайте разберемся в особенностях выполнения этой редко встречающейся техники декоративной отделки, пришедшей к нам из Древней Греции.

Особенности сграффито

Сама по себе технология этого декоративного оштукатуривания проста и не требует особых инструментов. Но важным навыком в работе является скорость и точность прорезания цветных слоев. Срезать материал легче, когда он не затвердел окончательно, т.е. находится в полусыром состоянии.

От количества разных слоев штукатурки зависит сложность рисунка сграффито. Цветов может быть от двух до пяти. При этом чем тоньше слой, тем точнее нужно снимать материал вышележащего слоя, чтобы не убрать лишнего.

Общая толщина декоративного покрытия равна 10-15 мм. Через чур толстые сграффито могут отслоиться от основания.

Фото в интерьере и на фасаде

Вот несколько красивых современных работ с технике сграффито. Декоративная штукатурка отлично смотрится в интерьере и на фасадных стенах.

фото1

фото6

фото8

Необходимые инструменты

Для прорезания и снятия свежего материала используют металлические скребки разнообразных форм. Их выбор зависит от конкретного рисунка, ширины между элементами сграффито.

Широкий петлевой скребок. Предназначен для снятия больших площадей на поверхности штукатурки.

Маленькие петлевые скребки. Таким инструментом удобно прорабатывать детали, выводить контуры картины.

Стеки. Для процарапывания также пригодятся разнообразные стеки, которые используют для лепки и моделирования.

Стеки с загнутой под 90 градусов рабочей поверхностью наиболее удобны для работы в сграффито на стене.

Материалы

Традиционным материалом для настенных рисунков из штукатурки считается известково-песчаная смесь.

  • Она известна с древнейших времен и применяется по сей день для отделки как снаружи, так и внутри помещения. Известковый раствор прост в приготовлении, дешево стоит, покрытие получается довольно прочным.
  • Для фасадных стен подойдет цементно-песчаный раствор. Он более крепкий, не боится внешних атмосферных воздействий. Но для приготовления цветной смеси нужно использовать белый портландцемент, иначе декоративный слой будет очень тусклым, невыразительным.
  • Во внутренней отделке можно использовать гипсовые штукатурки и шпаклевки. Посмотрите, как их приготовить и какие плстификаторы использовать, чтобы продлить время работы с материалом.

Актуальные цены

Чтобы окрасить минеральные смеси в нужный цвет необходимо купить сухие пигменты или колеры на водной основе. Сухие цветные порошки предпочтительней использовать, хоть они менее насыщенные, но за то более стойкие к выгоранию и дешевле стоят.

Про колеровку декоративной штукатурки рассказано в этой статье.

Также для работы будет необходим защитный лак или воск. Им покрывают завершенную отделку. Лак защитит штукатурку от истирания, влаги, осыпания и пыли.

Техника выполнения

Самостоятельно выполнить рисунок сграффито лучше сначала в двух цветах. Рассмотрим, как это сделать.

Шаг 1. Определитесь с цветами слоев рисунка. Обычно нижний слой темный, а верхний — светлый, например, бежевый, белый, желтоватый.

Шаг 2. Замешайте в ведре сухую штукатурку с водой и колером. Равномерно нанесите раствор на всю декорируемую поверхность стены, разровняйте кельмой до толщины 2-4 мм. Дайте материалу высохнуть. Этот первый слой, ниже которого уже не будем прорезать, можно оставить высыхать на более длительный срок, до суток.

Шаг 3. Приготовьте штукатурный раствор другого цвета, также ровно нанесите поверх первого слоя, полностью его закрыв. Для начала прорезания сграффито достаточно подождать, чтобы штукатурка схватилась, не оставляла следов при прикосновении пальцами. Это примерно 1-2 часа.

Шаг 5. Снимайте скребками штукатурку верхнего слоя пока не проявится другой цвет покрытия. Лишние частички материала сметайте со стены щеткой. Края элементов рисунка подравнивайте канцелярским ножом.

Шаг 6. После завершения сграффито покройте всю декоративную штукатурку акриловым лаком или воском. Сделать это можно валиком, кисточкой или губкой.

На видео ниже показано, как художник работает в технике сграффито с тремя цветами.

Читайте также: