Тающий снег рабочие побелят стены

Обновлено: 26.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. Пунктуация. Задания №16-№21.

Задание№16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На этой дорожке можно встретить не только ёжика но и полевую мышь.

2) Впервые я встретил этого человека у друзей и с тех пор старался избегать его.

3) В ходе испытаний была доказана эффективность препарата и не пострадало ни одно живое существо.

4) Он отложил книгу и очки в сторону и широко зевнул.

5) В море резвились и дети и взрослые и дельфины и медузы.

1) Выпускники и родители построились на школьном дворе и приготовились слушать речь директора школы.

2) Прозвенел колокольчик и многие девочки заплакали.

3) В моём аттестате были выставлены хорошие оценки и от этого становилось радостно на душе.

4) В кабинете биологии стены ярко раскрашены и установлен аквариум с рыбками и лягушками.

5) Успехами Кати гордились и учителя и одноклассники и родители.

1) В тёмной воде озера плавали маленькие рыбки и по мшистым камням ползали маленькие улитки.

2) Его молодая и подвижная жена весь день суетилась по хозяйству беспрестанно ахала и тихонько пела.

3) В ночи раздавались непонятные стуки и утром мы увидели на железной крыше ворон.

4) Пёс то бегал за голубями то гонялся за уносимым ветром бумажным пакетом то нюхал что-то в жёлтой пожухлой траве.

5) Он вошел и повесил свои пальто и шарф на гвоздь у двери.

1) Требовалось не только покрасить стены но и побелить потолок.

2) Подводы были тяжело нагружены мешками с мукой и крупой и передвигались медленно.

3) За рекой косили и слышалось пение птиц.

4) Миша коллекционировал и календарики и марки.

5) Во многом его отношение к книгам определили и огромная библиотека отца и домашнее чтение вслух и личный пример родителей.

1) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

2) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

3) В казарме было душно и крайне тяжело дышалось.

4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.

5) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.

Задание№17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Облако (1) похожее на волшебного единорога (2) уходило далеко за горизонт (3) постепенно расплываясь (4) и (5) становясь всё более розовым и воздушным.

Подойдя к самому краю посёлка (1) можно было увидеть опушку леса и тропинку (2) уводящую в самую его чащу. Ребята любили по ней уходить и блуждать (3) надеясь не встретиться с медведем (4) водившимся в этих краях.

Внезапно вспышка (1) ослепившей нас (2) молнии распорола тучи, и (3) осветившись ею (4) небо словно раскололось. Удар грома (5) достигший лесной опушки (6) потряс землю.

Девушка (1) глубоко задумавшись (2) вышла из библиотеки и (3) не глядя по сторонам (4) пошла по (5) мощённой булыжником (6) дорожке сада.

В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.

Задание№18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Мне (1) стало быть (2) нужно встать очень рано, чтобы поспеть на утренний поезд. Разбуди меня (3) пожалуйста (4) на рассвете (5) дорогая (6) мама!» – попросил Арчибальд.

До свиданья (1) друг мой (2) до свиданья.

Милый мой (3) ты у меня в груди.

Обещает встречу впереди.

До свиданья (4) друг мой (5) без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить (6) конечно (7) не новей. (С. Есенин)

Приветствую тебя (1) опустошённый дом (2)

Завядшие дубы, лежащие кругом,

И море синее, и вас (3) крутые скалы (4)

И пышный (5) прежде (6) сад – глухой и одичалый!

Усталым путникам в палящий летний день

Ещё даешь ты (7) дом (8) свежительную тень,

Ещё стоят твои поруганные стены,

Но сколько горестной я вижу перемены! (А. К. Толстой)

можешь быть (2) изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

тело в улицу брошу я.

Не надо этого (3)

дай простимся сейчас.

тяжкая гиря ведь –

куда ни бежала б. (В. Маяковский)

Простите (1) верные (2) дубравы! Прости (3) беспечный мир (4) полей, И легкокрылые забавы (5) Столь быстро улетевших дней! Прости (6) Тригорское (7) где радость Меня встречала столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, Чтоб навсегда покинуть вас? От вас беру воспоминанье, А сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!)(8) Я к вашим возвращусь полям… (А.С. Пушкин)

Задание№19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отец (1) в кабинете (2) которого всегда стояла тишина (3) оглушительно громко чихнул (4) чем сильно напугал дремавшего на пороге пса.

Университет (1) на филологический факультет (2) которого (3) девушка мечтала поступить (4) находился в большом городе (5) и ей было немного страшно покидать родной посёлок.

Этот роман (1) рецензию (2) на который (3) я прочитал в вечерней газете (4) оказался не таким уж скверным (5) как его представили критики.

Друг мой (1) на квартире (2) которого (3) мы обычно останавливались по приезде в город (4) в этот раз отсутствовал.

Старик вспомнил (1) что много лет не чинил плетень вокруг сада и огорода (2) что сломана калитка (3) и (4) что вообще немало дел (5) которые требуют сильных рук и хозяйского глаза.

Задание№20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Было довольно темно (1) и (2) чтобы спуститься по длинной и довольно крутой лестнице (3) которая вела в гостиную (4) ему пришлось прежде зажечь свечу и дрожащей рукой вставить её в подсвечник (5) потому что иного источника света он не обнаружил.

Большинство ребят из класса поступили в университеты родного города (1) и (2) хотя это случалось довольно редко (3) но бывшие одноклассники устраивали встречи (4) на которых вспоминали школьные годы (5) и делились своими переживаниями по поводу успешной сдачи сессии.

Мука эта продолжалась до начала первого часа дня (1) когда Никанор Иванович просто сбежал из своей квартиры в помещение управления у ворот (2) но (З) когда увидел он (4) что и там его подкарауливают (5) убежал и оттуда.

1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)Звёздный городок (г. Щелково-14, пос. Звёздный) – закрытый военный городок, расположенный в 25 км к северо-востоку от Москвы в Щёлковском районе Московской области. (2)В Звёздном городке находится музей Космонавтики Ю. А. Гагарина, который был основан 1 января 1967 году по инициативе самого Юрия Алексеевича. (3)Музей – одно из крупнейших в стране хранилище документов и материалов по истории пилотируемой космонавтики. (4) Дом космонавтов Звёздного городка – пожалуй, самый уникальный музей на планете. (5)Он состоит их четырех залов, в одном из которых рассказывается о первом космонавте – Ю. А. Гагарине. (6)Экспозиция музея отражает историю развития пилотируемых космических аппаратов и раскрывает историю жизни и работы первого в мире героя космоса. (7)По традиции, те, кто приезжает на экскурсию в Звёздный городок, возлагают цветы к памятнику первому космонавту – Юрию Алексеевичу Гагарину. (8) Как известно, Юрий Алексеевич дарил своей супруге Валентине Ивановне полевые цветы – ромашки…

2. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Каменная россыпь находится близ поселка Геофизиков в Богучанском районе Красноярского края. (2) О ней существует легенда: когда русские пришли на сибирскую землю, обосновали урочище, носившее название Букачан, что по-эвенкийски – «бугор, остров». (3)Здесь находилось их ритуальное место, и скалы, стоящие в современной россыпи, были священными. (4)Русские, поселившиеся на их священных местах, построили деревянную церковь, однако эвенки решили изгнать русских и разрушить храм. (5)Русские, зная об этом, собрались в храме и стали молиться о спасении. (6)Эвенкийские племена в назначенный час собрались на священной скале. (7)И в полночь разыгралась буря, с неба полились потоки воды, и под ударами стихии скала рухнула и погребла под обломками эвенков. (8)В дар за спасение русские поставили богу чаны, наполненные вином. (9)Отсюда произошло название Богучаны, а место обрушившейся скалы называют Каменная россыпь.

3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Нижний Новгород был основан в 1221 году Владимирским князем Георгием Всеволодовичем. (2)Первым укреплением города был «детинец» – деревянная крепость, окруженная земляным валом. (3)Она уступала размерами современному каменному Кремлю – главной достопримечательности Нижнего Новгорода. (4) Объект был построен в XVI столетии, и его изначальная цель состояла в защите города от татарского войска. (5)Кремлевская стена достаточно длинна, протяжённостью два километра, и насчитывает на сегодняшний день 12 башен. (6)Совершите путешествие к Кремлю, и вы сможете посмотреть на Вечный Огонь, побывать в филармонии и художественном музее, в ресторанах и на аллее любви. (7)Для того чтобы подняться на холм, на котором возведена достопримечательность, можно купить билет на фуникулёр. (8)С вершины вам откроются великолепные панорамы города, и это поистине завораживающее зрелище, особенно летом, когда всё просто утопает в зелени.

4. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К 850-летию Тулы быт открыт музей, посвящённый самой известной достопримечательности города, – «Тульскому прянику». (2) В писцовой книге, датированной 1685 годом, встречается первое упоминание о прянике, изготовленном тульскими мастерами, среди которых – Константин Щукин. (3)Слава о его искусстве разнеслась далеко за пределы Тулы, дошла даже до Парижа. (4)В залах музея можно увидеть пряничные доски прошлого времени, фотографии, личные вещи пряничников, документы – самые разнообразные предметы. (5)Но, конечно, самый большой интерес вызывают главные экспонаты – пряники. (6)Раньше их было принято готовить в честь какого-либо события. (7)Например, посетители могут увидеть пряник, подаренный личному составу крейсера «Варяг», а также изготовленный к знаменательному событию – коронации царя Николая II.

5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Самара ⸺ один из красивейших поволжских городов ⸺ сохранила очарование старокупеческого города. (2) Официальная дата основания города ⸺ 1586 год, когда на берегу реки Самары под руководством Григория Засекина была выстроена крепость Самара. (3) Одним из наиболее известных городских руководителей был Пётр Владимирович Алабин ⸺ русский государственный и общественный деятель, военный писатель и журналист, действительный статский советник, почётный гражданин города Самары. (4) Ведущая роль в устройстве жизни, бытового уклада и культуры города принадлежала купечеству. (5) В Самаре ⸺ многоконфессиональном городе ⸺ расположено множество православных церквей, старообрядческие церкви, католические, протестантские и армянские храмы, мечети, еврейская хоральная синагога. (6) Вознесенский собор ⸺ по данным историков ⸺ одно из самых старых культовых сооружений Самары. (7) Большой интерес представляют музеи Самары, а в экспозиции Самарского художественного музея ⸺ работы Репина, Сурикова, Крамского, Поленова, Ярошенко, Маковского, К. Головкина, которые поступили из коллекций богатых самарских купцов.


Ответ: 345
1) (травы) колышУтся (инфинитив: колыхАть* – 1спр., после шипящих не пишется Ю), противоречАщий ( инф: противоречИть -2спр.) Кроме прошедшего времени, в окончаниях глаголов и суффиксах причастий 2-го спряжения пишем И,А,Я. В 1-м спряжении — Е,У, Ю. *)Чтобы было легче определить спряжение, можно отбрасывать приставки, суффикс -ВА- и частицу -СЯ/СЬ

2) вы’глядИшь (глядИ’шь – 2 спр.), обидЕвшийся (обидеть – исключ.) В причастиях прошедшего времени перед суффиксами ВШ и НН пишется та же гласная, что и в инфинитиве глагола перед -ТЬ или в прошедшем времени перед -Л. Исключение: суфф. ЕНН в глаголах на ИТЬ. Спряжение определять не надо: обидЕВШийся -обидЕТЬ, рассеЯННый — рассеЯТЬ

3) (кот) мурлычЕт (мурлыкАть – 2 спр.), приемлЕмый (принимАть – 1 спр.)
4) жалЯщие (пчёлы) (жалИть -1 спр.), рассеЯнный (человек) (рассеЯть)
5) лечАщий (врач) (лечИть – 2спр.), (родители) тревожАтся (тревожИть – 2 спр.)

Рекомендация. Чтобы легче было выполнять задания, можно поместить подсказку ко всей теме в виде «Сводного рисунка» в правую часть экрана. Найдите ее в 12. Окончания глаголов. Суффиксы причастий. Там же список исключений.



Ответ: 34
1) уполномочЕнный – уполномочИть; В причастиях прошедшего времени перед суффиксами ВШ и НН пишется та же гласная, что и в инфинитиве глагола перед -ТЬ или в прошедшем времени перед -Л. Исключение: суфф. ЕНН в глаголах на ИТЬ. Спряжение определять не надо. слышИмый – слышать 2 спр. – исключ.
2) опасаЕшься – опасАться 1 спр., потратИвший- потраИть. В причастиях прошедшего времени перед суффиксами ВШ и НН пишется та же гласная, что и в инфинитиве глагола перед -ТЬ или в прошедшем времени перед -Л. Исключение: суфф. ЕНН в глаголах на ИТЬ. Спряжение определять не надо.
3) заклеИшь* (клеить –2 спр.- запомнить), неслышИмый* -слышать 2 спр., исключ.
4) посеЕшь – сеять -1 спр., потрачЕнный – потратить — пишем суфф. ЕНН в глаголах на ИТЬ.
5) поможЕшь – помочь 1 спр.; дви́жИмый – исключ.
*) Чтобы было легче определить спряжение, можно отбрасывать приставки, суффикс -ВА- и частицу -СЯ/СЬ. См. правила 12. Окончания глаголов. Суффиксы причастий.



Ответ: 134
1) (пациенты) лечАтся – лечиться – 2 спр., маячАщий (вдали лес)- маячить –2 спр.
2) зависИшь – зависеть – 2 спр., исключ; подстрижЕнный — стричь
3) борЕшься – бороться -1 спр., воспеваЕмый – воспевать – воспеть. Чтобы было легче определить спряжение, можно отбрасывать приставки, суффикс -ВА- и частицу -СЯ/СЬ

4) проедЕшься – ехать-1 спр., необитаЕмый – обитать – 1 спр.
5) вертИшься – вертеть – 2 спр., исключ.; обнаружЕнный – обнаружить

2) утеша..мый, маж..шь

3) выруч..нный, (они) закро..т

4) мысл..щий (человек), (флаги) ре..т,

5) (хорошо) понима..щий , заряжа..щий (пушку)


Ответ: 25

1) значИмый – значить – 1спр. — запомнить, блещЕшь – блестеть – 1спр.

2) утешаЕмый – утешать – 1 спр., но не утешить; мажЕшь – мазать 1спр.

3) выручЕнный – выручить (что сделать?), (они) закроЮт – закрыть 1 спр.

4) мыслЯщий (человек) – мыслить 2 спр., (флаги) реЮт – реять 1 спр.,

5) (хорошо) понимаЮщий – понимать 1 спр., заряжаЮщий (пушку) – заряжать 1 спр

2) (выпускники) встрет..тся, (туманы) стел..тся,

3) (они) полощ..т (бельё), бор..шься

5) слыш..мый, знач..мый


Ответ: 145
1) редеЮщий (туман)- редеть – 1 спр., (линии) соприкасаЮтся – соприкасаться- 1 спр.

2) (выпускники) встретЯтся — встретить 2-е спряж, (туманы) стелЮтся -стелить – искл.
3) (они) полощУт (бельё)- полоскать – 1 спр. (после шипящих не пишется Ю), борЕшься — бороться – 1 спр.

4) манИшь – манить – 2 спр., верИшь — верить — слово с неясной гласной «И»

5) слышИмый — слышать — исключение, значИмый — значить – слово с неясной гласной «И». См. правила 12. Окончания глаголов. Суффиксы причастий.

2) невид..мый, помн..шь

3) знач..мый, узнá..шь

4) вер..щий, провер..нный

5) опечал..ться, выполн..шь



Ответ: 125
1) )проверяЕшь — проверять, надеЕшься- надеяться

2) невидИмый — видеть — исключение, помнИшь — помнить

3) значИмый – значить, узнáЕшь — знать

4) верЯщий – верить, проверЕнный – проверить

5) опечалИться – печалить, выполнИшь- выполнить

2) увид..шься, расчист..вший

3) посмотр..шь, муч..мый

4) законч..нный, доверя..шь

5) изменя..мый, исчезн..шь


Ответ: 2345

1) незанавешЕнный – занавесить, мерещИшься мерещиться

2) увидИшься — видеть — исключение, расчистИвший — чистить

3) посмотрИшь — смотреть — исключение, мучИмый — мучить

4) закончЕнный – закончить, доверяЕшь — доверять

5) изменяЕмый — изменять, исчезнЕшь — исчезнуть

2) беспоко..шься, выточ..шь

3) пропущ..нный, обид..шься

4) присоединя..мый, замет..шь

5) услыш..шь, обнаруж..вший


Ответ: 125

1) )хвалИшься — хвалить, слышИмый — слышать

2) беспокоИшься — беспокоить, выточИшь — приставка «ВЫ» «оттягивает» на себя ударение, если ее убрать, то буква «И» в инфинитиве звучит ясно: точить.

3) пропущЕнный — пропустить, обидИшься – обидеть – искл.

4) присоединяЕмый — соединять, заметИшь — заметить

5) услышИшь — слышать — исключение, обнаружИвший – обнаружить

2) заме́р..ть (уровень воды), вид..мый

3) достигн..шь, стел..щийся

4) (яблоки) спе..т, ма..щийся

5) (туристы) езд..т, (они) ночу..т


Ответ: 12
1) выделИшь — дели’ть, потерпИшь — терпеть — искл.

2) заме́рИть (уровень воды) – мерить, видИмый- видеть — исключени

3) достигнЕшь – достигнуть, стелЮщийся — стелить — исключение

4) (яблоки) спеЮт — спеть, маЮщийся — маяться

5) (туристы) ездЯт — ездить, (они) ночуЮт — ночевать

2) (кузнецы) выку..т, (угли) тле..т

3) (официанты) накро..т, сыпл..щий (соль)

4) колыш..шься, успоко..вшийся

5) засуш..шь, отуч..шься


Ответ: 235

1) чинЯщий (утюг), дви́жИмый – исключ.

2) (кузнецы) выкуЮт, (угли) тлеЮт

3) (официанты) накроЮт, сыплЮщий (соль)

4) колышЕшься, успокоИвшийся

5) засушИшь, отучИшься

2) во..щий (на луну), броса..щийся (на всех)

3) стел..т (ковры), науч..нный
4) дыш..шь, послуж..шь

5) вер..вший, знач..мый



Ответ: 245
1) (швы) распорЮтся, зависЯщий (от нас)

2) воЮщий (на луну), бросаЮщийся (на всех)

3) стелЮт (ковры) — исключение – «стелить», научЕнный

4) дышИшь, послужИшь

2) (лесорубы) пил..т, (гости) обид..тся

3) дел..щий (поровну, (рыбы) дыш..т

4) паш..щий (поле), (куры) кудахч..т

5) маж..щий (воск), (они) топч..тся


Ответ: 245

1) лаЮщий (щенок), (дети) заклеЯт

2) (лесорубы) пилЯт, (гости) обидЯтся – исключ.

3) делЯщий (поровну), (рыбы) дышАт

4) пашУщий (поле), (куры) кудахчУт

5) мажУщий (воск), (они) топчУтся

2) независ..мый, законч..нный

3) узнава..мый, приемл..мый (вариант)

4) (войско) выдерж..т, (стенд) верт..тся

5) (плотник) пил..т, (ты) беспоко..шься


Ответ: 1345

1) обманЕшься добываЕмый

2) независИмый, закончЕнный

3) узнаваЕмый, приемлЕмый (вариант) — принимать

4) (войско) выдержИт, (стенд) вертИтся

5) (плотник) пилИт, (ты) беспокоИшься

2) разбуд..шь, выслед..шь

3) взлеле..нный, стро..щийся (полк)

4) (снега быстро) та..т, леле..щий (надежду)

5) стел..щийся, прикле..шь



Ответ: 234

1) колеблЕмый – колебать, доплатИшь

2) разбудИшь, выследИшь

3) взлелеЯнный, строЯщийся (полк)

4) (снега быстро) таЮт, лелеЮщий (надежду)

5) стелЮщийся – исключ., приклеИшь

2) (они) подсыпл..т (песок), стел..щий (постель)

3) (воспоминания) наве..т (печаль, ) зала..вший

4) свер..вший, отуч..шься


5) пересуш..шь, перегруж..нный

Ответ: 24

1) таЮщий (снег), (рабочие) побелЯт (стены)

2) (они) подсыплЮт (песок), стелЮщий (постель) – ИСКЛЮЧ.

3) (воспоминания) навеЮт (печаль), залаЯвший

4) сверИвший, отучИшься

5) пересушИшь, перегружЕнный

2) вынес..шь, слыш..мый

3) (они) бор..тся, усмеха..щийся

4) (кроты) ро..т, взлета..щий


5) завис..вший, терп..щий

Ответ 134

1) сыплЕшь, постелЕнный,

2) слышИмый, вынесЕшь (соверш. в.) — несёшь (несов.в.)

3) (они) борЮтся, усмехаЮщийся

4) (кроты) роЮт, взлетаЮщий

5) зависЕвший терпЯщий

2) уравновеш..нный, слыш..мый

3) кле..шь, трат..щиеся (средства)

4) (знамёна) ре..т, ве..щий (ветер)


5) (собаки) ла..т, кол..щая (боль)

Ответ: 14

1) ненавидИшь, выполнИшь

2) уравновешЕнный, слышИмый

3) клеИшь, тратЯщиеся (средства)

4 (знамёна) реЮт, ВеЮщий (ветер)

5) (собаки) лаЯт, колЮщая (боль)

  • 8. Синтаксические нормы. Теория.
  • 8. Синтаксические нормы. Кратко.
  • 8. Упражнения.
  • 8. Облегченные задания.
  • ТЕОРИЯ Е Г Э № 9. Чередование гласных в корне.
  • 9. Проверяемые безударные гласные.
  • 9 и 11. Гласные И/Ы после Ц
  • 9 и 11. О/Ё после шипящих
  • 10. ПРИСТАВКИ
  • 11. Суффиксы (кроме НН)
  • 11. Упражнения. Суффиксы.
  • 12. Окончания глаголов. Суффиксы причастий.
  • 13. НЕ слитно/раздельно.
  • 13. Упражнение. НЕ слитно/раздельно.
  • 13. НЕ или НИ
  • 14. Слитно, раздельно, через дефис: а)существительные с корнем ПОЛ-
  • б) наречия
  • в) союзы/местоимения, предлоги.
  • 15. НН/Н в прилагательных, причастиях, существительных и наречиях.
  • 15. Как отличить краткое причастие
  • 16. Однородные члены. Сложносочиненные предложения.
  • 17. Обособление определений и обстоятельств.
  • 18. ВВОДНЫЕ СЛОВА
  • 18. Обращения
  • 19. Сложноподчиненное предложение.
  • 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
  • 21. Пунктуационный анализ текста.
  • а) тире
  • б) двоеточие.
  • Составное сказуемое
  • ЕГЭ по русскому языку и память.
  • Как помочь неуспевающим.
  • Умные картинки, или Подсказки себе самому
  • Контакты

Свежие записи

Архивы

© Все права защищены

Перепечатка или иное использование материалов возможны только с разрешения автора сайта При использовании материалов, активная ссылка на / обязательна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек осуществляет себя и утверждает делом.(…) выбор дела — это выбор судьбы. Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам. С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах. В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни. Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. В. Бондареву)

1)Яркая экспрессия повелительного наклонения позволяет привлечь внимание читателя, потому что повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций: не живите, делайте.

2) Парцелляция способствует акцентированию внимания читателя на главном в изображаемом, усиливает эмоциональное воздействие текста на него (например: Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам).

3) В тексте использованы фразеологизмы, устойчивые словосочетания, что служит выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, автор придает тексту эмоциональность, афористичность и даже метафоричность. (например: за чужим столом, путь к величию человека, свои возможности).

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста –

повествование, которое помогает наглядно представить действия,

движения людей и явлений во времени и пространстве.

5) Публицистический стиль позволяет автору прямо, открыто выразить свою мысль: труд составляет высший смысл человеческой жизни.

2. Самостоятельно подберите наречие причины, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПУТЬ, -и, путём, о пути, мн. -и, -ей, -ям, муж.

1. То же, что дорога (в 1 знач.). Широкий п. На обочине пути. Каменистый п. Горные пути. Расчистить п. (также перен., кому (чему): дать возможность свободно действовать, развиваться). Куда п. держите? (куда направляетесь?).

3. Железнодорожная колея, линия. Служба пути. Запасный п. Ремонт путей. П. открыт (о соответствующем сигнале светофора, семафора).

5. Польза, толк (прост.). В этом парне пути не будет. В мальчишке будет п.

6. путём, предл. с род. Посредством, при помощи чего-н. Решить задачу путём сложных вычислений. Добиться своего путём обмана.

7. только мн. Орган в виде канала, в котором совершается какая-нибудь деятельность (спец.). Дыхательные пути. Пищеварительные пути.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

сверлИшь суетлИва слИвовый снятА Эксперт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.

2) Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.

3) ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека.

4) Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

5) Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

менее семьдесят пяти рублей

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Когда в сознании писателя рождается книга, он испытал чувство приближающегося неизвестного счастья.

2) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

3) Оставшись в одиночестве, наконец-то появилась возможность собраться с мыслями.

4) Консул представил меня, и мы вошли в комнату, расположенную справа от небольшой полутёмной прихожей.

5) По завершении эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

6) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

7) Десять бойцов переплывало реку на надувной лодке.

8) Миновав небольшой перевал, мы попали в круглую впадину.

9) Согласно приказа в больнице ввели карантин.

1) загорелый, расстелить, умирать

2) этикетка, тревожиться, побледневший

3) пожалеть, хранитель, действительный

4) макать (хлеб), загорелый, собирать

5) проявляющийся, разуверять, сочетание

1) нед..верчивый,пр…бабушка, п…дписать

2) не..скусный, дез…нфекция, контр…гра

3) пр..воз, пр…думать, пр…шк

4) бе..ценный, не..гибаемый, чере…чур

5) в..ются, видеос..ёмка, в…юга

1) перекра..вающий, подпрыг…вающий

2) удоста..вая, локт…вой

3) черешн..вый, ливн…вый

4) дешёв..нький, син…ватый

5) створч…тый, бревенч…тый

1) много знач..щий для меня, санки ещё послуж..т

2) рыбы дыш..т, грохоч..щие волны

3) бормоч..щий во сне, колыш. щиеся (деревья)

4) демонстранты маш..т флагами, тащ..щий в гору

5) родители науч..т, завис. щий

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мои друзья (НЕ)ДОСЫПАЛИ вместе со мной, заканчивая сборку модели.

На уставших от зимы деревьях ещё (НЕ) РАСПУСТИЛИСЬ почки.

Долина, ещё (НЕ)ОЗАРЯЕМАЯ солнцем, лежит в дымке тумана.

В окна, (НЕ)ЗАНАВЕШЕННЫЕ шторами, вливался холодный свет луны.

Такая речь, отнюдь (НЕ)ЛИШЁННАЯ смысла, озадачила Ивана.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С) НАЧАЛА оленёнок брёл за оленихой, но потом, когда стемнело, он побежал вперёд, (ЧТО) БЫ не остаться во тьме.

(КАК) БЫ вы ни торопились поскорей дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, (ЧТО) БЫ взглянуть на лес по ту сторону реки.

А если (ОТ) ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то. признаюсь, ЗА (ТО) охотнее берусь.

(В) ЗАКЛЮЧЕНИЕ деловой встречи присутствующим предложили осмотреть присутствующим предложили осмотреть приусадебное хозяйство, пострадавшее (В) СЛЕДСТВИЕ наводнения.

ЧТО (БЫ) такое придумать, ЧТО (БЫ) не пойти сегодня в школу?

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В 60-70-е годы XVIII века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зарослях всю ночь жалобно кричали коростели или какие-то другие птицы.

2) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали. 3) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

4) Приезжий сбросил на лавку потёртую армейскую шинель и все узнали в солдате Митьку.

5) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне стало ясно(1)по каким тропинкам бродит зверёк(2) куда он уходит (3) и чем промышляет.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он [Жухрай] стоял прислушиваясь(1) и (2)когда луна выскользнула из-за туч(3)и стала видна дорога(4)он оглядел её внимательно (5) и обернулся к Павлу (Н. Островский).

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Для всех странников, для всех любителей природы: ветра, неба, душистых трав и бездонной воды – Паустовский открыл страну со сказочно древним названием Мещера. (2)Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки нагретого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. (3)Увидишь вдруг: стоят в поле копны сена, светятся на солнце болотные кочки с крупной дробью созревших ландышей; луна, разбитая на осколки рыбьим хвостом, отражается в реке; черного цвета озера, грибы с телячью голову, птицы, названия которых не знаешь. (4)Тушишь лампу и даешь себе слово: вот как растает — сразу туда. (По В. Пескову)

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. (2)Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.

(3)В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. (4) И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше. ». (5)Сам он после операции мог лежать в постели три-четыре дня. (6)Остальные проводил в заботах о соседях. (7)Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой повязке. (8)Ухаживал за ним, как нянечка. (9)И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. (10)Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. (11)Войду в палату — он теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро», «спасибо». (12)Раньше такой общительности за ним не замечалось.

(13)Всё же пришел тот день, когда долго не занятая в палате койка понадобилась.

(14)На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. (15)Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. (16)Раздробленную голень пришлось ампутировать. Иван Михайлович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре.

(17)— У нас пополнение. (18)Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло. — нарушил тишину Иван Михайлович.

(19)Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. (20)Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. (21)Алеша забыл поприветствовать меня. (22)А Володя словно застыл. (23)Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. (24)Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.

(25)Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. (26)Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. (27)Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. (28)Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду. »

(29)Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. (30)Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. (31)Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. (32)Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. (33)Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». (34)Я смотрела и любовалась. (35)Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.

(36)Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:

(37)— Что я Володе-то говорю. (38)Живой остался, вот и ладно. (39)Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. (40)Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. (41)Летом приедешь к нам в Устюг Великий. (42)Отдохнуть у нас можно. (43)А невесты-то у нас до того красивые- нигде таких, паря, нету.

(44)— Иван Михайлович все верно говорит. (45)Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни. (46)А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя.

(47)Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни. Он поверил в себя снова. (48)Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.

(По Н.И. Батыгиной*)

*Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.

1) Доброта Ивана Михайловича проявляется в его поступках: основа её – в любви к людям.

2) Алёша заботился о соседях по палате, словно они были его родными людьми, радовался, когда они выздоравливали.

3) Рассказчица, наблюдая за поступками Ивана Михайловича, приходит к выводу: он заставляет людей поверить в себя.

5) Рассказчица старалась изменить настроение Алёши, молодого моряка, после аварии: говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе.

2) Предложения 23-24 поясняют предложение 22.

3) В предложениях 36-43 представлено описание.

4)В предложениях 25-27 перечислены происходящие друг за другом события.

5) В предложениях 47-48 содержится повествование.

24. Из предложений 3 - 6 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

26. В произведении Н.И.Батыгиной рассказывается об удивительном человеке – Иване Михайловиче. Её добрые воспоминания о нём описаны с помощью тропа (А) _____ (предложение 2). Этот отзывчивый человек не может пройти мимо чужой беды, помогая всем, кто вместе с ним находится в больничной палате. О его заботе свидетельствует такой троп, как (Б)______ (предложение 8: «ухаживал… как нянечка»), и синтаксическое средство (В) _______ (предложение 9). Используя троп (Г) _______ («восстановленного покоя», «трогательный намёк»), автор рисует изменения, которые произошли с Володей благодаря заботе Ивана Михайловича.

3) однородные члены

6) вводные слова

9) восклицательные предложения

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Тема: «Правописание суффиксов отглагольных прилагательных, причастий и глаголов»

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы

Развеш…ные по стенам карты; застрел…ный воробей; замеш…ное тесто; замеш…ные в дело свидетели; насто…ный на травах чай; обледе…вший парк; обезлес…вшие пространства; кровен…вшая рана; раста…вший снег; рассе…ный мальчик; обессил…ные люди; раска…вшийся преступник; завеш…ное окно; раскле…ные марки; немысл…ый поступок; неприемл…ый случай; обезнож…вшие лошади; клокоч…щие волны; наве…ные мысли; брезж…ий рассвет; развева…ые ветром флаги; стел…щаяся трава; тяжело дыш…щий ребёнок; всё вид…вший и всё слыш…вший; пиш…щая машинка; состар…вшийся человек; бормоч…щий старик; колебл…мый ветром камыш; исследу…мый район; обещ…ный обед; оглаш…ный список; обтека…мый ответ; оглуш…ный громом; позолоч…ный медальон; определя…мая величина; опечал…вшийся странник.

Ненавид…щий меня сосед; непредугадыва…мый результат; знач…щее событие; преумнож…вший результаты учёный; слыш…вший об этом; выздоров…вший ребёнок; он высме…л меня; он завис…л от этого; он леле…л мечту; он завед…вал кафедрой; он вывед…вал тайны; они заклад…вают фундамент; малыш посматр…вал и погляд…вал; это ему удастся; мгла затм…вает небо; я это преодол…ваю; кони обезнож…ли; он остолбен…л; деревни обезлюд…ли; выбер…те и выпиш…те!; я наста…ваю на этом; бесед…вавший со мной; исповед…вавший это; они проповед…вали это; масл…ый блин; брош…ный камень; купл…ный билет; лиш…ный чувства юмора; непуг…ый зверь; спас…ный ребёнок; правле…ый текст; се…ые травы; вял…ая рыба; дра…ая куртка; рва…ая рана; неслых…ный случай; опира…щийся на трость; опаса…щийся грозы; опазд…вающий на работу.

Малохоже…ные тропы; цельнокро…ый костюм; гладкокраш…ый холст; малонош…ый плащ; движ…мый этим чувством писатель; колебл…мый ветром шалаш; стро…щийся дом; утро, бор…щееся с ночью; знач…щий для меня праздник; проверя…мое учащимся задание; невид…мый самолёт; обвеш…ный оружием воин; обвеш…ные продавцом покупатели; расстрел…ные партизаны; подстрел…ные охотником утки; выкач…ная из бака нефть; выкач…ная из подвала бочка; хол…ые руки; нежд…ное происшествие; чва…ные красавицы; чека…ная монета; асфальтирова…ные дороги; моще…ый тротуар; белё…ые стены; незва…ый гость; конче…ый человек; проще…ое воскресенье; окамен…вшая степь; облед…нелый склон; омещан…вшийся чиновник; опечат…ный кабинет; оплакива…мый всеми; неопроверга…мый факт; оприходов…ный ордер; опустоша…мый всеми.

Тема: «Правописание суффиксов отглагольных прилагательных, причастий и глаголов»
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы

Развешанные по стенам карты; застреленный воробей; замешенное тесто; замешанные в дело свидетели; настоянный на травах чай; обледеневший парк; обезлесевшие пространства; кровеневшая рана; растаявший снег; рассеянный мальчик; обессиленные люди; раскаявшийся преступник; завешенное окно; расклеенные марки; немыслимый поступок; неприемлемый случай; обезножевшие лошади; клокочущие волны; навеянные мысли; брезжущий рассвет; развеваемые ветром флаги; стелющаяся трава; тяжело дышащий ребёнок; всё видевший и всё слышавший; пишущая машинка; состарившийся человек; бормочущий старик; колеблемый ветром камыш; исследуемый район; обещанный обед; оглашённый список; обтекаемый ответ; оглушённый громом; позолоченный медальон; определяемая величина; опечалившийся странник.

Ненавидящий меня сосед; непредугадываемый результат; значащее событие; преумноживший результаты учёный; слышавший об этом; выздоровевший ребёнок; он высмеял меня; он зависел от этого; он лелеял мечту; он заведовал кафедрой; он выведывал тайны; они закладывают фундамент; малыш посматривал и поглядывал; это ему удастся; мгла затмевает небо; я это преодолеваю; кони обезножели; он остолбенел; деревни обезлюдели; выберите и выпишите!; я настаиваю на этом; беседовавший со мной; исповедовавший это; они проповедовали это; масленый блин; брошенный камень; купленный билет; лишённый чувства юмора; непуганый зверь; спасённый ребёнок; правленый текст; сеяные травы; вяленая рыба; драная куртка; рваная рана; неслыханный случай; опирающийся на трость; опасающийся грозы; опаздывающий на работу.

Малохоженые тропы; цельнокроеный костюм; гладкокрашеный холст; малоношеный плащ; движимый этим чувством писатель; колеблемый ветром шалаш; строящийся дом; утро, борющееся с ночью; значащий для меня праздник; проверяемое учащимся задание; невидимый самолёт; обвешанный оружием воин; обвешенные продавцом покупатели; расстрелянные партизаны; подстреленные охотником утки; выкачанная из бака нефть; выкаченная из подвала бочка; холёные руки; нежданное происшествие; чванные красавицы; чеканная монета; асфальтированные дороги; мощеный тротуар; белёные стены; незваный гость; конченый человек; прощеное воскресенье; окаменевшая степь; обледенелый склон; омещанившийся чиновник; опечатанный кабинет; оплакиваемый всеми; неопровергаемый факт; оприходованный ордер; опустошаемый всеми.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Итоговая контрольная работа по русскому языку 7 класс

Вариант I

А1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?

2. Клее..щий карандаш

3. Хорошо вид..щий

4. Плещ..щиеся волны

А 2. В каком ряду во всех словах пишется нн?

1. Моче..ое яблоко, уроки не выуче..ы

2. Нескоше..ая трава, медле..ый ход

3. Незва..ые гости, льня..ое полотенце

4. Стекля..ая посуда, были разочарова..ы

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Запряже(1)ые кони беше(2)о храпели и били о мостовую кова(3)ыми копытами; их пышные гривы были украше(4)ны яркими лентами, вплете(5)ыми накануне конюхом Архипом

1)1,5; 2) 3,5; 3) 1,3,5; 4)2,4

А4. В каком ряду НЕ пишется слитно?

1. (не)проглядная вьюга, (не)законченная работа

2. (не)видящий никого, (не)шерстяной

3. (не)большой дом,но удобный, (не)легче

4. (не)чувствуя, (не)увидел

А5. Укажите строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

1. (по)дружески, (в)миг, (в)низу

2. (в)слепую, (в)ничью, (в)третьих

3. (по)зимнему холодно, (волей)неволей, точь(в)точь

4. (в)пятых, (бок)о(бок), видимо(невидимо)

А6. Укажите, в каком ряду есть числительное:

1. Столетний (дуб), пятерка за ответ

2. Тройник, утроить

3. Сто (лет), тройка (лошадей)

4. Работали вшестером, шестикратный чемпион

А7. Найдите строку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква А:

1. Предл..гать, р..стет, ук..ризна

2. Пол..гать, оч..ровательный, р..скошный

3. Сокр..щать, ср..стание, нас..ждать

4. Насл..ждение, вопл..щение, об..ятельный

А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. Не..говорчивый, бе..мятежный, ни..ходящий

2. Пере..давать, и..подтишка, чере..чур

3. Пр..землиться, пр..вышать, пр..ем

4. Бе..церемонный, во..пылал, в..рыхлить

А9. Какое слово пишется через дефис?

А10. Укажите предложение, в котором нужно выделить причастный оборот (знаки препинания не расставлены)

1. По улице ехали машины заляпанные едкой грязью.

2. Машины везли налитые соком сосновые стволы.

3. Несколько скакавших рядом всадников вдруг свернули влево.

4. Поблескивающее звездами небо казалось еще выше

А11. В каком предложении есть деепричастный оборот?

1.Оглядевшись, он увидел, что в комнате царит ужасный беспорядок.

2. Играя с котенком, Антошка забыл о своей беде.

3. Благодаря стараниям бабушки он получил хорошее образование.

4. Акробат медленно шел по канату и глядел только вперед.

А12. Где допущена ошибка в употреблении наречия?

1. Говори немного медленнее.

2. Пиши более разборчивее.

3. Ты отвечал лучше всех.

4. Я стал писать аккуратнее.

(1)Ночью на реку упал плотный туман (не)разве..вшийся до самого восхода солнца. (2)С высокого холма от старой полуразрушен..ой церкви открылась уд..вительная картина. (3)Над спящей рекой и сбегающей к ней улицей клубилось серое вспенен..ое море. (4)Бл..стящие крыши крайних изб усея..ы серебр..ыми каплями воды. (5)Рядом дымясь пок..зались печные трубы, словно корабли выстро..вшиеся в походном порядке.

(6)Полузатоплен..ым маяком торчала вершина старого ра..весистого тополя. )7)Первые лучи во..ходящего солнца еще (не)выплывшего на небосвод к..снулись макушки тополя. (8)С во..ходом солнца все это застывшее море начинает оживать двигаясь и клубясь. (9)Люди пор..жен..ые это картиной благодарили пр..красную русскую пр..роду за нечаян..ую радость подарен..ую им.

В1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении(4)

В2. Из предложения (7) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В3. Выпишите причастия из предложения (3)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________В4. Разберите слово ПОКАЗАЛИСЬ по составу

_______________________________________________________________________В5. Выпишите из предложения (1) причастный оборот и подчеркните его как член предложения

______________________________________________________________________________________________________________________________________________В6. Выпишите из предложения (5) деепричастие и разберите его по составу _______________________________________________________________________В7. В предложении (7) найдите слово с чередующейся безударной гласной, выпишите его

В8. В предложении (4) найдите прилагательное с суффиксом -ян-выпишите его

Ответы. Часть А, 1 вариант

Ответы. Часть В, 1 вариант

В1 усеяны – краткое причастие

В2 еще не выплывшего – сов.вид.

В3 спящей, сбегающей, вспененное море

В5 не развеявшийся до самого восхода солнца

В6 дым-я-сь (все слово основа, без окончания)

Итоговая контрольная работа 7 класс

II вариант

А1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Я?

1. Хлопоч..щий человек

2. Завис..щий от меня

3. Се..щийся дождь

4. Стел..щийся туман

А2. В каком ряду во всех словах пишется Н?

1. Стекля..ая посуда, следы запута..ы

2. Отчая..ый шаг, овся..ая каша

3. Испуга..ый шумом, ветре..ый день

4. Кожа..ый портфель, варе..ый картофель

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

На пустыре за садом валялись разбитые глиня(1)ые кувшины, жестя(2)ые банки, рва(3)ая обувь, полома(4)ая мебель, какие-то спиле(5)ые деревья.

1) 1,5; 2) 2,3,4; 3) 2,3; 4) 4,5

А4. В каком ряду НЕ в обоих случаях пишется раздельно?

1) (не)проверены до конца, (не)взрачный цветок

2) (не)отыщешь на карте, (не)по-нашему

3) ничего (не)зная, инженер (не)годовал

4) читал (не)выразительно, (не) исследованная местность

А5. Укажите строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

1) (по)птичьи, (на)бок, (в)верху

2) (в)слепую, (в)ничью, (в)седьмых

3) (по)дружески, (нежданно)негаданно, (еле)еле

4) (волей)неволей, (в)пятых, (бок)о(бок)

А6. Укажите, в каком ряду есть числительное:

1) Тройка за ответ, мятая трехрублевка

2) Семипалатинск, магазин «Седьмой континент»

3) Новая «девятка», школа-девятилетка

4) Двойная польза, пара серег

А7 Найдите строку, в которой на месте пропуска во всех словах пишется буква А:

1) Нав..ждение, пригл..шать, заг..релый

2) Предст..влять, уг..сать, прил..жение

3) Препод..вать, выр..сти, упр..щать

4) Ф..нтазия, пол..гается, распростр..нять

А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) И..коренить, бе..жалостный, чре..мерный

2) Ни..падать, ..делать, бе..вкусный

3) Пр..небречь, пр..пятствие, пр..старелый

4) ..десь, по..дороваться, ра..писание

А9. Какое слово пишется через дефис?

А10.Укажите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятой (знаки препинания не расставлены)

1) Партизаны отрезанные от основных сил с честью выдержали осаду.

2) Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.

3) Быстро высыхает согреваемая солнцем земля.

4) Морская ширь играющая яркими красками живет и дышит могучей силой.

А11. В каком предложении есть деепричастный оборот?

1) Несмотря на проливной дождь, мы вышли на улицу.

2) Над рекою, наклоняясь, что-то шепчет камыш.

3) Изучая прошлое, поймешь настоящее.

4) Листва, радовавшая взгляд яркостью, теперь потускнела.

А12. Где допущена ошибка в употреблении наречия?

1) Он слушал на уроке более внимательно.

2) Он сделал работу лучше всех.

3) Я стараюсь писать более красивее.

4) Мой друг внимательнее всех в классе.

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания

(1)Неожиданно подул ветер всколыхнув зеркало озера и обломав сухие ветки. (2)Птицы (не)успевшие улететь и..чезли бе..следно. (3)Маленькие кроты стро..вшие подземные царства спрятались. (4)Солнце послав на землю последний луч зарылось в серую мглу. (5)Пр..рода затаившая дыхание зам..рла в ожидании чего-то и вот первая серебр..ая снежинка к..снулась кленовоголиста.

(6)Бе..шумно пошел снег засыпая все неровности на земле. (7)Снежный ковер изменивший обычный наряд леса опушил инеем ра..кидистые елочки од..ноко р..стущие у опушки. (8)Они покорно пр..гнулись к земле. (9)Еще (не)скован..ая лед..ым панцирем лесная реч..нка покрыта большим снегом. (10)Он ост..навливает течение у берегов глуша шум на перекатах. (11)Снег погл..тил все звуки и создал бе..конечные вереницы белых фигур оч..ровав все лесное царство.

В1. Выпишите из предложения (5) причастный оборот и подчеркните его как член предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________В2. Выпишите из предложения (11) деепричастие и разберите его по составу.

______________________________________________________________________В3. Из предложения (7) выпишите действительное причастие настоящего времени. Укажите его вид.

______________________________________________________________________В4. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (9).

______________________________________________________________________В5. Выпишите из предложения (4) деепричастный оборот и подчеркните его как член предложения.

______________________________________________________________________В6. Разберите слово СПРЯТАЛИСЬ по составу.

______________________________________________________________________В7. В предложении (5) найдите слова с чередующейся безударной гласной, выпишите.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________В8. В предложении (9) найдите прилагательное с суффиксом -ян-, выпишите его.

Ответы. Часть А, II вариант

2. Ответы. Часть В, II вариант

В1 затаившая дыхание

В2 о-чар-ова-в (все слово основа, без окончания)

В3 Растущие – несов. Вид.

В4 Покрыта – краткое причастие

В5 послав на землю последний луч

В7 замерла, коснулась

Уровни оценивания работы

Всего баллов в части А за правильный ответ ставить строго по 1 баллу, в части В за недочет в ответе можно ставить полбалла.

Если в задании «выписать слова», а ученик выписал только одно слово, можно снять 0,5 балла

Читайте также: