Тариф на содержание нежилого помещения в многоквартирном доме в подвале

Обновлено: 08.05.2024

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации стал вопрос о конституционности положений ст. 181.4 и ст. 181.5 Гражданского кодекса и ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о возможности признания недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливающего различные размеры платы за содержание общего имущества в таком доме для собственников жилых и нежилых помещений (Постановление КС РФ от 29 января 2018 г. № 5-П).

Обращение в КС РФ было вызвано следующими обстоятельствами.

Общим собранием собственников помещений в многоквартирного дома были определены размеры платежей за содержание общего имущества многоквартирного дома, причем для собственников нежилых помещений плата была установлена в меньшем размере, чем для собственников жилых помещений.

Заявитель, не согласившийся с такой дифференциацией платежей, попытался оспорить решение общего собрания собственников помещений в суде. Однако суды в удовлетворении данного требования отказали. В итоге заявитель обратился в КС РФ.

КС РФ счел, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ.

Он отметил, что в расходах на содержание общего имущества участвуют все собственники помещений в доме.

Доля участия каждого конкретного собственника в несении этих расходов по общему правилу определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество.

Вместе с тем общее собрание собственников помещений при принятии решения об установлении величины платы за содержание жилья (включающей в себя в том числе суммы за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме) либо размера обязательных платежей, связанных с несением затрат на содержание общего имущества, может учитывать особенности помещений в доме (в частности, их назначение), а также иные объективные обстоятельства.

Однако дифференциация размеров платежей, основанная на избранных общим собранием дополнительных критериях для определения долей такого участия, не должна влечь за собой необоснованных различий в правовом положении собственников помещений одной и той же категории.

Также КС РФ подчеркнул, что оспариваемые нормы не препятствуют собственнику, который не принимал участия в общем собрании, на котором рассматривался вопрос об установлении размера данных платежей, или голосовал против принятия решения, устанавливающего их конкретные размеры, обратиться в суд с заявлением об обжаловании данного решения в установленный законом срок, если он полагает, что таким решением нарушены его права и законные интересы.

Суд вправе признать недействительным решение общего собрания собственников об установлении размера платы за содержание жилого помещения (обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме), в том числе предусматривающего различные размеры такого рода платежей для собственников жилых и нежилых помещений. Однако это возможно лишь в случае, если суд придет к выводу о том, что такое решение нарушает требования закона.

Актуальный вопрос изучил Верховный суд - сколько должен платить за ЖКХ гражданин, обитающий в апартаментах? Вопрос не праздный. Сегодня реклама продажи помещений, которые в старые времена назывались чердачными, а ныне элегантно именуются апартаментами, бьет все рекорды. Новое жилье - недешевое удовольствие, а вот помещение под крышей хоть и не совсем привычно, зато стоит в разы дешевле. А значит, имеет стабильный спрос.

От юридического статуса жилья зависят и правила расчета коммунальной платы. Фото: Reuters

Но в более дешевом по сравнению с квартирой помещении есть проблема, о которой не предупреждают риелторы и застройщики - апартаменты не считаются жилым помещением. И это создает некие трудности.

Фото: depositphotos

Вот с такими проблемами столкнулась собственница апартаментов в Рязани. Она вынуждена была пойти в суд с иском к управляющей компании. По мнению истицы, тариф, который был ей выставлен, сильно завышен. Гражданка просила суд признать тарифы по оплате содержания жилья и за электроэнергию незаконными и обязать управляющую компанию сделать перерасчет.

Здание, в котором расположены апартаменты, имеет статус нежилого, то есть это не многоквартирный дом. Собственники нежилых помещений в этом доме собрались и проголосовали за управляющую компанию. Но на этом собрании они не проголосовали за условия договора с коммунальщиками. Через пару месяцев жильцы попытались собраться еще раз и утвердить плату за содержание квадратного метра апартаментов, но кворума не получилось - решение так и не приняли.

Так дом и остался без утвержденного договора с коммунальщиками. Нашей истице в конце года управляющая компания выставила счет за содержание жилья и за электроэнергию. Платить долг гражданка отказалась и пошла в суд. Там она заявила, что тариф незаконный, так как нет "оформленного волеизъявления собственников", а у нее самой нет договора с управляющей компанией. Да и выставлять такой тариф коммунальщики не имели права, так как они - не энергоснабжающая или энергосбытовая организация. А еще истица заявила, что когда-то поселок, на территории которого расположено здание, был включен в состав города Рязани, но жителям поселка тогда пообещали сохранение льгот сельских жителей.

По мнению истицы, раз ее апартаменты предназначены "для временного проживания", а не для ведения бизнеса, то для нее тарифы должны быть как для сельчан - с понижающим коэффициентом.

Местный районный суд, а позже и областной согласились с истицей частично и обязали управляющую компанию сделать перерасчет платы за содержание жилья. В перерасчете платы за электроэнергию отказали. Но теперь коммунальщики не согласились с этим вердиктом и пошли в Верховный суд. Там дело изучили и с решением рязанских коллег не согласились.

Фото: Юрий Снегирев/РГ

В материалах дела Верховный суд увидел следующее: апартаменты, то есть нежилое помещение истицы, находятся в едином оздоровительном комплексе с красивым названием, который обслуживает ответчик - управляющая компания. Договор с коммунальщиками подписал еще застройщик. В договоре сказано, что он должен действовать до того момента, как собственники подпишут договор с какой-либо другой специализированной организацией или на общем собрании собственников найдут другой способ управления.

Местные суды решили, что действующий договор общее собрание не принимало, значит, размер платы должен регулироваться актом органа местного самоуправления. Верховный суд с выводом коллег не согласился. Он напомнил, что по Жилищному кодексу относится к жилым помещениям квартира, ее часть или комната. А истица владеет нежилым помещением в нежилом здании. По Гражданскому кодексу (статья 210) собственник несет бремя содержания своего имущества. Был специальный пленум Верховного суда (№25 от 23 июня 2015 года), на котором рассматривался вопрос, касающийся собственников помещений в нежилых зданиях. Там сказано следующее: общее собрание собственников квартир проводится, чтобы обсудить размеры платы за содержание жилого помещения в доме. Плата устанавливается в размере , обеспечивающем содержание общего имущества. И эти платежи должны быть "достаточными для финансирования услуг и работ по поддержанию дома в нормальном состоянии". Верховный суд подчеркнул: местные суды в нашем споре применили тариф для нормального жилья со всеми удобствами. А истица - собственник нежилого помещения в нежилом здании. Так что тарифы для квартир здесь применять нельзя, так как перечень услуг для жилого и нежилого помещения разный. А тарифы для нежилого помещения органы местного самоуправления не устанавливают.

В более дешевом по сравнению с квартирой помещении есть проблема, о которой не предупреждают риелторы

Местный суд должен был сделать следующее: раз общее собрание жильцов не решило вопрос с размером платы за содержание помещений, то именно суд должен был установить, какой был сделан коммунальщиками объем работ в здании, сколько оказано услуг и насколько они экономически обоснованны. Поэтому дело владелицы апартаментов Верховный суд велел пересмотреть.

Подборка наиболее важных документов по запросу Плата за отопление в подвальном помещении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Плата за отопление в подвальном помещении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 N 17АП-16370/2021-ГК по делу N А60-6104/2021
Требование: О взыскании задолженности за услуги по теплоснабжению.
Решение: Требование удовлетворено в части. Таким образом, факт прохождения через нежилые помещения магистрали горячего, холодного водоснабжения и водоотведения при отсутствии в нежилом помещении теплопринимающих устройств учета, сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с собственника подвального помещения платы за отопление, поскольку данный объем тепловой энергии является технологическим расходом (потерями) тепловой энергии транзитных труб во внутридомовых сетях жилого дома, расходы включаются в общедомовые нужды собственников помещений жилого дома.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Плата за отопление в подвальном помещении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О некоторых вопросах судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства о теплоснабжении
(Судас Н.Е.)
("Арбитражные споры", 2018, N 3) В судебной практике также возник вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, оказанной собственникам подвальных помещений в многоквартирном доме, в которых отсутствуют теплопотребляющие установки.

Нормативные акты: Плата за отопление в подвальном помещении

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 N 16-П
"По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 42(1), пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения N 2 к данным Правилам в связи с жалобой гражданки В.Н. Шестериковой" С 2018 года собственникам помещений в данном многоквартирном доме, которые были переведены на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, производится начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Однако, по мнению В.Н. Шестериковой, эта коммунальная услуга фактически не оказывается, поскольку, как установлено заключением судебной строительно-технической экспертизы, места общего пользования в указанном многоквартирном доме не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений, а инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвальном помещении данного многоквартирного дома, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019) Собственник и пользователь отдельного помещения в любом случае не может быть освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды.

Схема оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в нежилые помещения МКД, изменилась в 2017 году, но до сих пор вызывает вопросы. Разбираем на примерах из судебной практики, что должна сделать УО, чтобы РСО не смогла через суд обязать её выплатить долги за ресурсы, поставленные в нежилые помещения МКД.

С 2017 года собственники нежилых помещений должны заключить договор с РСО и оплачивать ресурсы напрямую

Вопрос расчёта размера платы за коммунальные ресурсы в МКД собственниками нежилых помещений регулируются ПП РФ № 354, как и в случае с жилыми. В 2017 году постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в ПП РФ № 354 были внесены изменения.

  1. При отсутствии договора поставщик ресурсов имеет право рассчитать объём потребления коммунального ресурса в помещении собственника по формулам, предусмотренным для бездоговорного потребления (абз. 5 п. 6 ПП РФ № 354).
  2. УО обязана передавать сведения о нежилых помещениях в МКД в РСО. Если она этого не сделает, то компанию могут обязать оплачивать полный объём потребления ресурса согласно показаниям ОДПУ.

Разберём несколько дел из судебной практики, в которых суды обосновали такой подход к трактовке и реализации требований ПП РФ № 354.

Почему УО обязана исключить из договора с РСО нежилые помещения

УО должна передать РСО информацию о нежилых помещениях согласно ПП РФ № 354

В суд обратился поставщик тепловой энергии с требованием взыскать с управляющей организации задолженность за поставленный в МКД коммунальный ресурс (дело № А50-23988/2017). В долг РСО включила также сумму задолженности по оплате теплоэнергии, потреблённой в нежилых помещениях в связи с тем, что собственник не заключил прямой договор с поставщиком.

  • С 2017 года собственник такого помещения в МКД обязан оплачивать коммунальные ресурсы непосредственно РСО независимо от способа управления домом. Установленный порядок в части поставки и оплаты коммунального ресурса в нежилое помещение многоквартирного дома не зависит от волеизъявления участников правоотношений. на УО возложена обязанность представить ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме.

Поскольку в рассматриваемом деле УО доказала, что направила в РСО информацию о нежилых помещениях, то суд согласился с тем, что сумма долга за отопление по таким помещениям должна быть убрана из суммы иска. То, что собственник не заключил договор с РСО, не меняет порядок по оплате ресурсов таким потребителем, установленный п. 6 ПП РФ № 354. РСО учла эти доводы суда и пересчитала сумму иска, исключив долг за отопление по нежилому помещению в МКД.

Почему УО проигрывают суды о расчётах с РСО за поставленные ресурсы

УО как исполнитель коммунальных услуг оплачивает ресурсы, поставленные только в жилые помещения МКД

В деле № А60-40154/2017 в суд с иском о взыскании задолженности с управляющей организации обратился поставщик электроэнергии. Он настаивал на том, что УО обязана оплатить объём электроэнергии, который поступил в нежилые помещения МКД. Поскольку собственники таких помещений не заключили договор напрямую с поставщиком электроэнергии, то расчёт платы произведён как при бездоговорном потреблении ресурсов, а оплатить их должна УО.

Суды первой и апелляционной инстанций отклонили иск РСО, встав на сторону управляющей организации. Они подтвердили, что поставщик имел законное право вести расчёт платы за ресурс согласно абз. 5 п. 6 ПП РФ 354 – определить объём электроэнергии расчётными способами, установленными для случаев бездоговорного потребления.

Однако платить за этот объём должна не управляющая организация, а сами собственники. УО при отсутствии прямого договора собственников с РСО вносит плату только за электроэнергию, потреблённую в жилых помещениях, а также КР на СОИ (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.218 по делу № А60-40154/2017).

УО оплачивает КР в нежилых помещениях только в случае неисполнения требований абз. 3 п. 6 ПП РФ № 354

Неисполнение управляющей организацией указанных обязанностей позволяет в переходный период, до заключения собственниками договоров с РСО, сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунального ресурса до момента совершения указанных действий. Таким образом, для исключения объёма поставленного собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса из общего объёма тепловой энергии, УО обязана доказать, что передала сведения в РСО и уведомила собственников нежилых помещений согласно абз. 4 п. 6 ПП РФ № 354.

Поскольку ПП РФ № 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в МКД и РСО в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи УО сведений о таких собственниках, до прекращения заключённого с УО договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может вносить плату управляющей компании.

В домах с ИТП можно заключать прямые договоры с РСО

Запомнить

В таком случае, если РСО решит взыскать с компании задолженность за ресурс, поставленный в нежилое помещение, суд, как показывает практика, встанет на сторону УО.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

В связи с обращениями, поступающими в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу расчета размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ (далее - размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества) сообщаем следующее.

Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, применяемые до утверждения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены уполномоченными органами в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 (далее - Правила № 306).

При расчете по формуле 26 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

При расчете по формуле 34 приложения № 2 к Правилам № 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.

При применении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды для расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества следует учитывать нижеследующее.

Приходящийся на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов или превышения их показаний над нормативами потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующими на 1.11.2016 г.), по мнению Минстроя России, рассчитывается аналогично расчету приходящегося на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, установленному формулой 15 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354.

Таким образом, приходящийся в указанном случае на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, по мнению Минстроя России, рассчитывается следующим образом:

- норматив потребления соответствующей коммунальной услуги на общедомовые нужды (в случае отсутствия установленного норматива потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) или норматив потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами № 306;

- общая площадь помещении, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной и горячей воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

При определении приходящегося на i-e жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов;

- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривает включение разной площади общего имущества для разных коммунальных ресурсов.

Вместе с тем, имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил № 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.

Также обращаем внимание, что в соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Таким образом, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежит определять исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, в случаях:

- если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества рассчитанный по показаниям таких приборов учета, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

- если собственниками помещений на общем собрании принято решение о распределении на всех собственников помещений объема коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества превышающего объем коммунальных ресурсов, рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на обще домовые нужды.

Обзор документа

Минстрой России сообщает, что при расчете нормативов на общедомовые нужды в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ 2006 г. N 306) по холодному и горячему водоснабжению учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества (лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны). При расчете нормативов по электроснабжению учитывается также площадь чердаков и подвалов. Т. е. в плату включается разная площадь общего имущества для разных коммунальных ресурсов. Уполномоченные органы должны это контролировать и принимать меры по устранению нарушений.

Приведена формула объема коммунальных ресурсов, приходящихся на одну квартиру или нежилое помещение в доме, не оборудованном приборами учета.

Также отмечено, что при первоначальном включении в плату расходов на коммунальные ресурсы их размер не может превышать норматив их потребления, установленный субъектом Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.

Расходы должны определяться по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, если рассчитанный по показаниям таких приборов объем коммунальных ресурсов будет ниже, чем рассчитанный по нормативу, а также в случае принятия на общем собрании решения о распределении на всех собственников помещений расходов, превышающих объем коммунальных ресурсов, рассчитанный по нормативу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: