Строительство дороги из бутового камня

Обновлено: 27.04.2024

Как строительный материал бутовый камень известен с давних пор. Старинные булыжные мостовые сделаны из его разновидности – округлых камней, обкатанных водой или ледниками. Хотя чаще всего этот строительный материал добывают в карьерах взрывным способом при разработке месторождений гранита, известняка, песчаника, доломита и т. д.

Обычно бутовый камень имеет неровную форму и различный размер, к его качеству предъявляются определенные требования:

  • Максимальный размер отдельного камня не должен превышать 50 см, вес – 50 кг. Для гидротехнических сооружений используется камень с предельным размером 30 см и весом 30 кг.
  • Количество примесей не должно превышать 2 процентов от объема строительного материала.
  • Не допускаются трещины, расслоения и наличие глины в составе бутового камня. Один из субъективных способов определения его однородности – чистота и звонкость звука при ударе молотком.

СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

По сферам использования бутовый камень можно разделить на два вида.

Промышленный . Материал, используемый для возведения плотин, мостов, дамб, фундаментов промобъектов, инженерных сооружений, добывается буровзрывным способом. Он проходит через дробильные машины, а затем фракционируется.

Кладочный и декоративный . Добывается вручную, поскольку внешний вид и целостность камня имеют значение. Для декоративных целей (отделка фасадов, цоколей, ограждений, обустройство дорожек) выбирают плоский камень. Нередко он требует дополнительной обработки. Для кладки используется так называемый постелистый бут, который имеет форму кирпича.

Декоративные стенки, фонтаны, клумбы, бордюры, элементы ландшафтного дизайна часто изготавливают именно из бута.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БУТОВОГО КАМНЯ

Сфера использования бутового камня во многом определяется его параметрами. В их числе:

  • Марка материала – характеризует прочность на сжатие, колеблется в диапазоне от М100 до М1400. Самый прочный камень используется для строительства дорог и мостов.
  • Морозостойкость – это количество циклов замораживания-оттаивания, которое переносит материал без потери качества. Минимальное количество для бутового камня – 15 циклов. Для районов с преобладанием низких температур используется бут с морозоустойчивостью F300–F400.
  • Радиоактивность. Для жилых построек используется бутовый камень первого класса радиоактивности (до 370 Бк/кг), для промышленных допустим второй класс (более 370 Бк/кг).
  • По лещадности бутовый камень делится на пять групп. Самый меньший процент игольчатых зерен (до 10 %) – в первой группе.
  • Насыпная плотность важна при расчете количества бутового камня для кладки. Норма колеблется в пределах 1,3–1,9 т/м3 и отражает отношение массы к объему материала.
  • Удельный вес – это масса одного кубического метра камня, она зависит от породы и влияет на стоимость строительного материала.
  • Коэффициент уплотнения бутового камня зависит от его фракции и позволяет определиться с его объемом.

ПРОЦЕСС УКЛАДКИ БУТОВОГО КАМНЯ

Работа с природным камнем начинается с предварительной подготовки: сортировки по размеру и цвету, очистки от следов грунта, органических включений, строительного мусора. Затем камень нужно замочить в воде, чтобы он напитался влагой и не вытянул ее из цементного раствора.

Чтобы сцепление бутовой кладки с бетоном фундамента или цоколя было максимально прочным, первый ряд камня следует укладывать через 4 часа после заливки. После того как бетон схватится, кладку можно производить обычным методом.

Сооружения из бутового камня могут простоять более сотни лет, если подобрать соответствующую породу и соблюсти технологию укладки

Сооружения из бутового камня могут простоять более сотни лет, если подобрать соответствующую породу и соблюсти технологию укладки

Аккуратный и симпатичный вид бутовой стене придаст расшивка швов, которую нужно произвести после схватывания раствора. При изготовлении раствора для бутового камня из гранита на одну часть цемента (М400 или М500) берут две части песка. Для известняка или песчаника пропорция составляет 1:3.

Заполнять промежутки между камнями нужно очень тщательно, чтобы не оставалось пустот или отверстий, куда может забиться снег или попасть вода.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Количество плюсов бутового камня впечатляет. Не зря он до сих пор является одним из популярных строительных материалов. В числе его достоинств:

  • Экологичность. Благодаря природному происхождению бутовый камень безвреден для здоровья, что добавляет ему популярности.
  • Значительная стойкость к износу. Плесень, насекомые, влажность, перепады температур, ветер не страшны бутовому камню и не ухудшают его качеств. Он хорошо выдерживает вертикальные и горизонтальные нагрузки.
  • Простое изготовление. Для получения бутового камня не требуется каких-то сложных технологий или оборудования. И это хорошо сказывается на его цене.
  • Большой срок службы. Здания из бутового камня могут стоять более сотни лет.
  • Эстетичный внешний вид. Бутовый камень не только надежен, он прекрасно смотрится в декоративных композициях.

Недостатки у данного строительного материала тоже имеются. Основной – трудоемкость при использовании. Для того чтобы красиво уложить бутовый камень, подобрать подходящие друг к другу куски, требуется немалая сноровка. Но – все приходит с опытом. Накопив его, вы сможете совершенно преобразить свой дачный участок, причем собственными руками и с небольшими затратами.

Бутовый камень часто используется в процессе строительства, а также ландшафтными дизайнерами. Его ценят за устойчивость к большим нагрузкам, невосприимчивость к неблагоприятным условиям и за длительный срок службы. Для каждой цели подходит свой вид камня, который обладает определенными качествами и особенностями. Перед его приобретением следует ознакомиться со всеми нюансами.



Что это такое?

Бутовый камень – это куски горных пород, характеризующиеся нестандартными формами. Обычно добывают обломки сырья осадочного типа, плотность которого не менее 1800 кг/1 м3. В большинстве случаев используется для добычи известняк, песчаник, ракушечник или диорит. Также бут используют для того, чтобы получить щебень.

В продаже можно встретить прямоугольный, округлый или покатый камень.

Характеристики бутового камня.

  • Высокая прочность. Марки М1200-М1400 считаются наиболее прочными.
  • Стойкость по отношению к отрицательным температурам. Для регионов с суровыми зимами используют марку F3000, F4000.
  • Коэффициент уплотнения бута зависим от габаритов валуна и располагается на средней или высокой отметке.
  • Удельный вес варьируется исходя от выбранного сорта. Как правило, кубический метр сырья будет весить 2-3 тонны.
  • Объемный вес не более 50 кг.
  • Для насыпной плотности характерны показатели 1,3-1,9 тонн на кубический метр.
  • Размер фракций равен 25-50 см.



Если бутовый камень приобретается под строительство, следует выбирать сорт без трещин. Также нужно обращать внимание на показатель «чистоты»: количество глиняных или мергельных примесей не должен превышать 2%. Чистоту можно определить при помощи удара по валуну кувалдой: чем выше звонкость и ровность звука удара, тем структура единороднее.

Плюсы и минусы

К числу преимуществ бута относят несколько свойств.

Среди недостатков можно выделить только один пункт – слишком трудная укладка. Для того чтобы произвести монтаж бута, потребуется определенная ловкость и смекалка.

Область применения

Бутовый камень используется для возведения и отделки следующих объектов:

  1. Фундаменты сооружений, которые можно отнести к монументальным.
  2. Инженерные сооружения. К ним можно отнести подпорные стенки и различные ограждающие конструкции в неотапливаемых сооружениях.
  3. Гидротехнические сооружения, такие как каналы, колодцы, отстойники и т. п.
  4. Ограждения небольшой высоты.
  5. Мощение дорог и тротуаров в элитных районах населенных пунктов.
  6. Ландшафтные и декоративные элементы.
  7. Отделка цоколей и фасадов зданий и отделка заборов.

Ленточные фундаменты из бута привлекают внимание строителей тем, что они не требуют армирования, роль которого выполняют сами каменные пластины.

Для гидротехнических сооружений размеры бутового камня требуются несколько меньше, чем указанные выше. Вес должен не превышать 30 кг, а размер ограничиваться 300 – 350 мм.

Особенно эффектно смотрятся выполненные из этого материала альпийские горки, декоративные бассейны, фонтаны, обрамления для цветников и газонов.

Технические характеристики и классификация

  1. Основной характеристикой бутового камня является его сопротивление на сжатие. Именно этот параметр определяет марку материала, которая колеблется от 100 до 1200. Другими словами, бутовый камень может выдерживать нагрузку на сжатие от 100 кг/см2 до 1200 кг/см2.
  2. Морозостойкость бута должна быть не ниже 15 циклов. То есть материал подвергается замораживанию и размораживанию не менее пятнадцати раз и это не повлияло на его несущую способность. Марки бутового камня по этому показателю могут быть от F15 до F300.
  3. Лещадность является очень важной характеристикой бута.Понятие лещадности позволяет определить соотношение в камне игольчатых и плоских зерен. По этому показателю бут делится по пяти группам от V группы (35-50%) до I группы (менее 10%).
  4. Радиоактивность материала делится на два класса:
    • I класс (до 370 Бк/кг) для применения бута в условиях жилых районов и населенных пунктов;
    • II класс (свыше 370 Бк/кг) для применения камня в промышленном строительстве.

Существует еще один абсолютно индивидуальный показатель, который характеризуется тональностью звука, издаваемого камнем после удара молотком. Чем более звонко и ровно происходит звучание, тем меньше различных примесей в камне, тем более однородна его структура.

Виды бутовых камней


  1. Промышленный бут. Представляет собой камень скальных пород, который получен взрывным методом и прошел переработку в дробильных машинах, находящихся на предприятиях по выпуску щебня. Чаще всего этот вид бута добывают в карьерах вскрышным способом. После взрывных работ получают «агрегатный» камень, который вывозится из карьера для дальнейшего фракционирования. Наиболее подходящим породами для получения промышленного бута являются известняк и песчаник, которые по своим физико-химическим свойствам полностью удовлетворяют потребностям строителей. Из промышленного бута возводятся такие ответственные сооружения как, дамбы, плотины, мостовые опоры, фундаменты промышленных объектов.
  2. Декоративный бут – это бутовый камень, прошедший обработку для отделочных работ и имеющий следующие отличительные особенности:
    • Его размеры колеблются от 150 до 300 мм.
    • Конфигурация каждого камня должна напоминать диск, что позволит при отделочных работах незначительно увеличивать толщину стены или ограждения.
    • Повышенные требования к чистоте каждого камня, предполагающие его зачистку перед укладкой.
    • Требует дополнительной обработки кромок для подгонки при укладке или для создания определенного рисунка.

  • Мощения дорог и площадей.
  • Возведения фонтанов и декоративных бассейнов с искусственными гротами.
  • Обрамления клумб и газонов.
  • Создания декоративных подпорных стенок.
  • Создания эксклюзивных элементов ландшафта.
  • Во-первых, перед началом любой работы с бутовым камнем необходимо перебрать и рассортировать его по следующим признакам:
    • По размерам, что позволит при выполнении кладочных или отделочных работ правильно укладывать камни, обеспечивая максимальные прочностные характеристики конструкции.
    • По цвету. Особенно это важно, если бутовый камень будет служить отделочным материалом. Это позволит подобрать цветовую гамму соответствующие дизайнерскому замыслу по отделке конструкций.

    После сортировки и очистки бутового камня можно приступать к каменным работам:

    1. Непосредственно перед началом каменной кладки бут необходимо тщательно замочит в воде, так как он может при соприкосновении с раствором выбрать из него воду и тем самым ослабить марку раствора.
    2. Первый ряд камней необходимо укладывать прямо на свежий бетон фундамента (или цоколя) здания примерно через четыре часа после окончания укладки бетона. Это позволит в результате добиться качественного сцепления конструкции фундамента и конструкции стены.
    3. Для обеспечения ровной плоскости стены надо натянуть шнурок от угла до угла здания. Если размеры здания достаточно велики, то всю длину стены необходимо разбить на захватки по 5 – 6 метров.
    4. После схватывания бетона можно вести кладку стены традиционным «классическим» методом.
    5. После того как будет выложен ряд или два после первичного схватывания раствора на который уложены камни необходимо произвести расшивку швов, что придаст стене более аккуратный и художественный вид. При расшивке швов надо помнить, что между камнями не должно образовываться отверстий или углублений, в которых может скапливаться вода или набиваться снег. Это может привести к разрушению стены и образованию трещин.

    Фундамент

    Бут еще с древних времен стали использоваться для строительства домовой опоры. Столбы или фундамент справились с нагрузками тысячелетий и до сих пор демонстрируют завидную стойкость.

    Подобная фундаментальная основа будет отличаться массивностью, и для ее создания потребуются большие физические затраты. Однако все усилия будут оправданы, потому что бутовая подпорная стенка – это вечное возведение, которому не страшны морозы, влага и нагрузки.

    Специалисты рекомендуют закладывать бут для фундамента, если планируется большая несущая конструкция.

    Крупные валуны следует размещать в нижней части по углам, чтобы сооружение было крепким. Для первого ряда используется цементная смесь, а пустоты заполняются камнями мелкой фракции.


    Возведение бутового фундамента – это хорошее решение, потому что:


    Стоит понимать, что идеальных технологий не существует, поэтому нужно ознакомиться с отрицательной стороной возведения бутового фундамента. В первую очередь это связано с трудоемкостью. Несмотря на то что строительство сопровождается простотой, все действия можно делать только вручную. Техника в данном вопросе не поможет.

    Чтобы постройка была крепкой, потребуется использование только массивных камней. Поэтому потребуется помощник, который будет оказывать поддержку.


    Забор

    Многие люди предпочитают забор из бута, потому что такое ограждение характеризуется красотой, способно обеспечить защиту против шумов со стороны улицы и выхлопов от транспортных средств. Невосприимчивость к негативным погодным условиям позволяет забору служить долгие годы.

    Бутовые камни характеризуются неправильными формами, поэтому из них следует создавать пролеты. Столбы рекомендуется делать из тесанного сырья. Для работы подойдут известняковые, гранитовые, доломитовые или песчаниковые марки. Фундамент нужно делать из надежного материала, потому что бутовый забор будет обладать большим весом. В большинстве случаев ограждение создается только вокруг основного фасада, поэтому следует сразу решить вопрос с размером ворот, калитки.

    Нужно учитывать, что прерывать фундамент нельзя, так как на эти участки возлагается наибольшая нагрузка.


    Облицовка

    Так как не в каждом случае можно возвести бутовые постройки, некоторые люди прибегают к облицовке при помощи такого материала. Выбирая сырье, следует учитывать цветовое решение, узор и форму камня. Если соблюдать данные условия, получится получить настоящий шедевр.


    Основные виды бутового камня, которые используют в ландшафтном дизайне

    Известняк

    Это один из наиболее распространенных материалов природного происхождения.
    Для известняка характерна богатая гамма цветов. Исходя из собственных вкусов и личных предпочтений, можно использовать материал белого, золотистого, кремового и другого цвета.
    Еще одно бесспорное преимущество известняка — это способность притягивать микроорганизмы, в частности мох. Хотя это свойство на первый взгляд может показаться недостатком, оно позволяет существенно улучшить ландшафтный дизайн.
    Не обойтись здесь и без минусов. Стоит отметить прежде всего неспособность известняка противостоять естественному разрушению, которое обычно наблюдается под воздействием ветра и влаги.

    Песчаник

    Он обладает более широкой цветовой гаммой, чем известняк. В природе распространены кремовый, песочно-золотистый, красный, серый и многие другие виды песчаника. Это более дорогостоящий материал, чем известняк, но зато он более долговечен.

    Гранит

    Он является представителем одной из наиболее распространенных горных пород. Гранит хорошо известен повышенной прочностью и особой эстетической привлекательностью. Его широко используют для создания таких элементов ландшафтного дизайна, как колонны, скамейки, лестницы, столбы и прочие. Любое гранитное изделие сделает участок более солидным и роскошным.

    Сланец

    Его также относят к группе камней природного происхождения, но цветовая палитра у него более широкая, чем у гранита. В природе встречаются фиолетовый, красный, серый, зеленый и другие виды сланца. Многообразие оттенков сделало сланец очень популярным материалом в современном ландшафтном дизайне.

    Основные правила при работе с бутом

    • Во-первых, перед началом любой работы с бутовым камнем необходимо перебрать и рассортировать его по следующим признакам:
      • По размерам, что позволит при выполнении кладочных или отделочных работ правильно укладывать камни, обеспечивая максимальные прочностные характеристики конструкции.
      • По цвету. Особенно это важно, если бутовый камень будет служить отделочным материалом. Это позволит подобрать цветовую гамму соответствующие дизайнерскому замыслу по отделке конструкций.

      Технология бутовой кладки

      После сортировки и очистки бутового камня можно приступать к каменным работам:

      1. Непосредственно перед началом каменной кладки бут необходимо тщательно замочит в воде, так как он может при соприкосновении с раствором выбрать из него воду и тем самым ослабить марку раствора.
      2. Первый ряд камней необходимо укладывать прямо на свежий бетон фундамента (или цоколя) здания примерно через четыре часа после окончания укладки бетона. Это позволит в результате добиться качественного сцепления конструкции фундамента и конструкции стены.
      3. Для обеспечения ровной плоскости стены надо натянуть шнурок от угла до угла здания. Если размеры здания достаточно велики, то всю длину стены необходимо разбить на захватки по 5 – 6 метров.
      4. После схватывания бетона можно вести кладку стены традиционным «классическим» методом.
      5. После того как будет выложен ряд или два после первичного схватывания раствора на который уложены камни необходимо произвести расшивку швов, что придаст стене более аккуратный и художественный вид. При расшивке швов надо помнить, что между камнями не должно образовываться отверстий или углублений, в которых может скапливаться вода или набиваться снег. Это может привести к разрушению стены и образованию трещин.

      Раствор

      Для кладки рекомендуется использовать цементно-песчаный раствор М400 или М500.

      Для бутового камня из гранита или диабаза соотношение компонентов раствора должно быть на одну часть цемента не более двух частей песка. Если бутовый камень из известняка или песчаника, то соотношение на одну часть цемента три части песка. Раствор должен быть пластичным и полностью заполнять все отверстия и промежутки между камнями.

      Инструмент

      Для бутовой кладки используется тот же инструмент, что и для обычной кирпичной кладки:

      • Лопата совковая и штыковая.
      • Мастерок.
      • Молоток-кулачок.
      • Металлическая ручная трамбовка.
      • Бадьи для приготовления раствора.
      • Шнур-расчалка.
      • Уровень 2 метровый.

      Стоимость бутового камня

      Стоимость бута колеблется от 3000 до 5000 рублей за один метр кубический, если это обычный камень. Если камень декоративный и имеет художественные отличительные черты, то его стоимость колеблется от 10000 до 17000 рублей. Ощутимо на стоимость влияет цена доставки и рыночный спрос в регионе продажи.


      Отсыпка дороги щебнем должна соответствовать стандартным требованиям и выполняться по нормам типовых конструкций. Тщательное соблюдение технологии поможет сделать покрытие прочным, долговечным. Вместо щебня также используют бетон прочных марок, грунт, асфальтовую крошку.

      Такое решение подходит при устройстве дорожных полотен без интенсивных нагрузок – к дачному участку, в частном секторе, коттеджном поселке. Устройству щебеночного покрытия необходимы минимальные вложения. Также оперативность доставки качественного щебня и быстрое строительство является главными плюсами щебеночной отсыпки.

      отсыпка дороги щебнем в деревне или селе

      Достоинства использования такой технологии:

      • Экономные цены на материалы – вложения в устройство дорожного покрытия минимальные;
      • Долгий срок использования;
      • Работы по отсыпке можно производить в любое время года;
      • В результате строительства не загрязняется окружающая среда.

      Виды автодорог, в которых используется щебень

      Щебнем отсыпают разные виды дорожных покрытий:

      • Грунтовые;
      • Просёлочные;
      • Полевые;
      • Автомобильные.

      Все эти разновидности полотен должны соответствовать определенным требованиям.

      Грунтовые

      Грунтовая дорога – это любое дорожное полотно, пригодное для движения колесной техники, но не имеющее твердого верхнего покрытия. Проезжая часть может быть улучшена за счет введения скелетных добавок – шлак, гравий, местных вяжущих – золошлаковые смеси, отходы производства.

      Так как они проложены по естественному грунту, то во время обильных осадков, таяния снега они часто становятся непригодными к использованию. Безопасность передвижения по ним гарантирована только в сухую погоду, после наступления заморозков.

      При строительстве грунтовой дороги необходимо учитывать, что на ней должны без труда разъезжаться две машины. Ширина принимается не менее 4 м. Для дачного полотна достаточно двух метров в ширину.

      Просёлочные

      проселочная дорога

      Проселочная дорога – это разновидность грунтового полотна. Чаще всего она ничем не укрепляется, иногда может выравниваться грейдером. На картах их указывают одной сплошной полосой.

      Полевая

      Полевая или лесная – результат естественного накатывания грунта автотранспортом. Она выглядит как две параллельные колеи. Такая поверхность часто зарастает травой. На картах отмечается в виде прерывистой линии.


      автодороги

      Автодороги относятся к категории инженерных сооружений. Они имеют двух или многополосное, встречное и попутное направление движения транспортных средств.

      Основными элементами автодорог являются:

      • Полотно – земельная полоса, которая предназначена для передвижения транспорта. Обеспечивает благоприятные условия езды транспортных средств определенного веса, безопасное движение по заданному скоростному режиму, которое не зависит от времени суток, погодных условий, сезонности.
      • Полоса отвода – часть местности вдоль дорожной поверхности, где размещаются элементы и сооружения автодороги.
      • Земляное полотно – грунтовый массив, специально подготовленный. На нем располагаются проезжая часть, осуществляется обустройство дренажной системы, размещаются боковые канавы, обочины.
      • Дорожная одежда – спецукрепление проезжей части. Предназначена для того, чтобы обеспечить передвижение автотранспорта определенного веса с разрешенной скоростью. Обладает устойчивостью к неблагоприятным воздействиям климатических факторов.
      • Обочины – две полосы по краям дорожного полотна. Примыкают непосредственно к проезжей части. Предназначены для упора по бокам дорожной одежды, краткой стоянки автомобилей.
      • Боковые канавы – рвы по обеим сторонам земляной насыпи. Служат для отвода влаги, осушения проезжей части автодороги.
      • Бровка – граница на пересечении обочины и земляного откоса.
      • Обрезы – участки полосы отвода, которые находятся за пределами земляного полотна. Всего используются для зеленых насаждений, линейных зданий.

      Классификация автомобильных дорог производится по значению – федеральные, региональные, местные, частные.

      Устройство дороги из щебня. Технологии.

      Перед началом строительства дорожного полотна необходимо выяснить, какой щебень для отсыпки дороги подойдет лучше. Временные, проселочные, второстепенные покрытия делают из нескольких видов щебня:

      • Гранитный – имеет марку по прочности М1400. Отличается высокими показателями прочности. Это позволяет ей выдерживать повышенные нагрузки долгое время. Гравийную щебенку также используют для обустройства пешеходных аллей и садовых дорожек из-за декоративного внешнего вида. По размеру зерна бывает мелко, средне или крупнозернистый.
      • Известняковый – природный материал однородного состава, цвета, экологически чистый, морозостойкий. Известковый щебень имеет низкую прочность. Подходит при отсыпке основного слоя, расклинцовки, финишной насыпи. Не стоит применять при устройстве дорожного покрытия на влагонасыщенных почвах. Рекомендуется выбирать фракцию мелкозернистую или гравий средней фракции.
      • Асфальтовый – получают из отходов из дорог с асфальтовым покрытием. После демонтажа обломки покрытия дробятся, сортируются по фракциям. Такой материал устойчив к влаге, колебаниям температуры. Материал, полученный в результате дробления асфальтового покрытия, можно применять на влажных грунтах. Естественное уплотнение происходит за счет битума, содержащегося в составе щебня. Асфальтовая крошка подходит при устройстве автодорог с интенсивным движением тяжелой техники. К недостаткам асфальтовых смесей можно отнести резкий неприятный запах при повышенной температуре окружающей среды.
      • Вторичный – результат переработки боя бетона, который получается при сносе, реконструкции зданий и сооружений. Отходы дробятся, сортируются. Прочностные характеристики, лещадность, морозостойкость материала схожи с характеристиками фракций известнякового щебня, но он не впитывает влагу. Может служить дренажным слоем. Отсыпка дороги вторичным щебнем обходится дешевле, чем стоимость укладки любого покрытия, в том числе бетонных дорожных поверхностей. Камни крупной фракции укладываются в дорожное основание. Мелкий вторичный строительный щебень применяется в качестве верхнего слоя.

      Камень также различается по техническим характеристикам:

      • Фракция – размер зерна;
      • Лещадность – конфигурация частиц;
      • Прочность;
      • Насыпная плотность;
      • Морозостойкость;
      • Радиоактивность.

      Для разных пластов рекомендуется применять разные фракции щебня: нижний слой отсыпают более крупным камнем, верхний выполняют из материала мелкого размера (например, песка). Так выполняют устройство парковки, подъездных путей и др.

      Самая простая технология строительства

      Для отсыпки стоянок и устройства недорогой грунтовой дороги применяется самая простая технология, где подушка укладывается слоями. Она надежна, проверена временем. Последовательность работы:

      • Снимается 25-30 см плодородного слоя грунта – используется грейдер, специализированная дорожно-строительная техника. Получается конструкция, идентичная двухскатному профилю. Это необходимо для стока влаги в углубления по краям проезжей части.
      • Дно утрамбовывается грунтовым катком.
      • Для повышения дренажных свойств на поверхности устраивается песчаная подушка толщиной 15-20 см.
      • Песок уплотняется.
      • Производится отсыпка дороги щебнем слоем 20 см посередине полосы, а по краям нужно обеспечить толщину слоя подсыпки 10 см. Также можно использовать кубовидный щебень, асфальтовую крошку, шлак, гравий.
      • Поверхность для устройства верхних слоев укладывают дополнительным материалом, утрамбовывают с помощью катка или грузовой техники.

      Песчаный и верхний слой устраиваются в виде насыпи. При выравнивании материалов формируют толщину песчаной подушки, но требуется следить, чтобы они не засыпали дренажные канавы. Эта технология дешевле, чем укладывать асфальт, надежная, но недостаточно долговечная. Применима к обустройству парковки или дорожных покрытий с невысокой нагрузкой.

      Технология строительства с укладкой геотекстиля

      В дорожном строительстве компании, которая занимается строительством автомобильных дорог, для разделения технологических слоев часто применяют геотекстиль или доронит для обустройства подушек автомобильных дорог. Синтетический материал отличается повышенной прочностью, хорошим пропуском влаги. Соответственно у готового покрытия выше прочность.

      При наличии твердого, устойчивого основания геотекстильное полотно укладывается на утрамбованный грунт. Сверху засыпается слой песка и гравия (мелкой фракции). При использовании качественных материалов также можно использовать отсыпку дороги шлаком, асфальтовой крошкой, щебнем, но внимание нужно уделить выбору фракции небольшого размера. Это позволит предотвратить смешивание насыпных материалов с раскисшей почвой. Покрытие прослужит дольше, по ней будет легче ездить в любую погоду. Не стоит исключать использование песка при укладке доронита. Он улучшает качество покрытия.

      Главным параметром геотекстильных материалов является плотность. Она определяет равномерность усадки, устойчивость полотна к образованию колеи. Для грунтовой дороги крошка подходит, если показатель не менее 250 г/м2.

      Технология укладки с применением георешетки

      Геосетка представляет собой плоский материал с ячейками, применяющийся для армирования. Изготавливается из композитов, способна выдерживать повышенные нагрузки поперечного, продольного вида. Применяется для равномерного распределения горизонтальных усилий, предотвращения расползания насыпных материалов автодорог. Таким образом можно обустроить прочную конструкцию, которая может применяться не для строительства стоянок, а для дорог, подвергающихся высокой нагрузке.

      Геосетка

      Геосетки часто применяются совместно с геотекстильными полотнами. Это предупреждает смешивание верхних слоев покрытия с грунтом основания, укрепляет отсыпку участков грунтовой дороги щебнем, гравием. В таком случае песчаная смесь может не использоваться. Но, если уложить песчаную подушку толщиной не менее 10 см песка между геотекстилем и геосеткой, то уменьшится нагрузка на доронит.

      Технология отсыпки дороги щебнем, асфальтовой крошкой, гравием с применением геосетки:

      • 1. Снимается растительный слой (15-20 см).
      • 2. Основание уплотняется.
      • 3. Укладывается геосетка.
      • 4. Поверхность засыпается щебнем, гравием или другими материалами (не более 10 см).
      • 5. Верхний слой укатывается.

      Если использовать только геосетку, и заменить геотекстильное полотно отсыпкой временной (на песок), то дорога прослужит недолго.

      Сложная технология устройства с применением стабилизаторов

      Применение различных стабилизаторов при строительстве дорог

      Применение различных стабилизаторов при строительстве улучшает технические характеристики, прочность, устойчивость к деформациям.

      К достоинствам использования стабилизирующих компонентов при устройстве дорожного полотна можно отнести:

      • Экономию времени, строительных материалов;
      • Снижение транспортных расходов;
      • Уменьшение частоты временных дорожных ремонтных работ в процессе эксплуатации;
      • Минимальное использование рабочей силы, спецтехники.

      На полотна, построенные с применением стабилизаторов, допустимая нагрузка увеличивается больше, чем в два раза по сравнению с обычным дорожным полотном.

      Отсыпка щебнем для восстановления дорог

      Отсыпать дорогу щебнем можно при ее восстановлении. Если проводится капитальный ремонт дорожного полотна, то слои полностью меняются. Какой щебень лучше для отсыпки дороги – для первого пласта используется крупный материал (40-70 мм). Затем применяется щебень крупных зерен размером 20-40 мм. Мелкозернистый слой, соответствующий размеру фракции 5-20 мм, насыпается сверху дорожного покрытия поверх зерна кубовидной формы 20-40 мм.

      Качество покрытия во многом зависит от правильного уплотнения щебеночных слоев. Каждая насыпь разравнивается, затем уплотняется с помощью спецтехники. Использование дорожных катков не требуется, применяются ручные трамбовки, трамбующие плиты, решетчатые или кулачковые катки. На завершающей стадии применяются укатывание поверхности машинами на пневмошинах весом до 25 т.

      Где еще применяется отсыпка щебнем

      Устройство дороги из щебня часто производится в местах, где небольшие нагрузки от автотранспорта, например, подъездные полотна за чертой города. Актуально для регионов, где щебень добывается. Приобрести щебень дешевле, а построить из него дорогу проще, чем асфальтировать. Таким образом засыпают дорожки для пешеходов, дворы дачных участков. Отсыпка щебенкой применяется при реконструкции, в качестве обязательного слоя для типовых конструкций дорожных полотен.

      Щебень также может быть использован для засыпки гравийных дорог, при прокладке железных дорог, а также как дренажный пласт при асфальтировании.

      Бутовый камень – популярный в строительстве и отделке натуральный материал в виде кусков и обломков отдельных горных пород осадочного типа. Добывают его в карьерах при разработке месторождений песчаника, гранита и других пород. Особый материал повсеместно используется для возведения фундаментов, ограждений, инженерных сооружений, в декорировании строений и ландшафтном дизайне.

      Что такое бутовый камень

      Бутом называют сырье, полученное в ходе добычи горных пород. Не считается природным и искусственным, хотя и относится к естественным камням. По сути, это каменные куски неправильной формы и разного размера, которые образуются при добыче щебня. В процессе добычи используют гидромолот. Месторождения и состав материала влияют на форму, вес и цвет.

      Основные физико-механические параметры бута::

      Прочность. Поскольку этот материал имеет различный состав, его прочность варьируется в широких пределах. Например, гранитный бутовый камень имеет прочность на сжатие порядка от 1200 МПа. Маркируется он по аналогии с бетоном: М200-М1400, где 200 – слабая прочность, 1400 – высокая.

      Морозостойкость. Указывает, сколько циклов замораживания-оттаивания способен выдержать материал. Количество циклов также зависит от месторождения и состава: минимальное – 15 циклов, максимальное – 400. Определить морозостойкость можно по маркировке: F50-F150 – нормальная, F150-F300 – повышенная, F300-F400 – высокая.

      Размер фракции. В зависимости от способа добычи бутовый камень производится размером от 200 до 500 мм и массой до 50 кг.

      Радиоактивность. Определяет возможность использования материала в населенных зонах. В бытовом строительстве допускается использовать щебень 1-го класса радиоактивности.

      Насыпная плотность. Определяет отношение массы к объему. Зависит от размера фракции и состава. Стандартная насыпная плотность для бута – 1,3-1,9 т/м³.

      Чистоту породы определяют с помощью кувалды, ударяя ею по валуну – громкие, чистые удары говорят об однородной структуре. В современном строительстве используют камни без трещин, в которых мергельные примеси не превышают 2%.Это требуют строительные нормы.

      Камень бутовый (гранит) 200-500

      Камень бутовый (гранит) 200-500

      Где применяется бутовый камень

      Основная область применения – строительство и ландшафтный дизайн. Бут повсеместно применяется при обустройстве фундаментов, в укладке стен, возведении подпорных стенок. Благодаря отличной водостойкости его повсеместно используют при возведении гидротехнических сооружений: плотин, дамб, каналов, колодцев. Конкретная область использования зависит от фракции:

      200-500 – материал этой фракции подходит для большинства строительных и отделочных работ. Крупные булыжники используются преимущественно для декора.

      Особенно эффектно бутовый камень смотрится при отделке фонтанов, бассейнов, декоративных прудов, цветников и газонов. Существует множество вариантов оформления дизайна. Камни удобны для декорирования под естественный ландшафт. Для заборной и стеновой кладки используются плоские плиты, по форме напоминающие кирпич. Плитами выкладывают изгороди в старинном стиле.

      H2: Виды бутового камня

      По сфере использования этот строительный материал делят на 2 вида:

      Промышленный – добыча осуществляется буровзрывным методом, обрабатывается гидромолотом. Используется в качестве основы при возведении фундаментов, стен и других сооружений. Для укрепления основания дороги или создания площадки для автотранспорта.

      Декоративный – добывается вручную, нередко дополнительно обрабатывается. Обычно имеет плоскую форму для простоты укладки. Используется для декорирования.

      Различают также бут округлой формы – он ледниковое происхождение. Булыжники округлой формы используются преимущественно для отделки и декорирования. Для сухой кладки используют постелистый бут – отсортированный на этапе производства камень в форме параллелепипеда.

      По происхождению бутовый камень делится на следующие типы:

      Гранитный. Отличается высокой прочностью и большой гаммой цветов и оттенков.

      Песчаниковый. Самый легкий из всех видов. Для капитального строительства не подходит, больше используется в декоративных целях.

      Доломитовый. Прочный, красивый камень с богатой расцветкой. Подходит как для строительства, так и для дизайна.

      Плюсы и минусы материала

      Как у любого другого строительного материала, у бута есть свои преимущества и отдельные недостатки, на которые следует обратить внимание при выборе для строительства.

      Преимущества

      Устойчивость к износу. Камень хорошо выдерживает нагрузки на сжатие и растяжение, он не боится морозов, перепадов температур и влажного климата, что позволяет его использовать в регионах с разными климатическими условиями. Специалисты по достоинству оценили огнеупорность, прочность, устойчивость к влаге.

      Долговечный срок службы. При соблюдении технологии строительства сооружения из бута служат не менее 100 лет.

      Приятный внешний вид. Как правило, бутовый камень не нуждается в дополнительной обработке. Даже в сыром виде он смотрится привлекательно и дорого. Благодаря обилию цветов и форм он повсеместно используется в декорировании.

      Простота производства и эксплуатации. По сути, бут – это побочный продукт добычи гранита, песчаника и других горных пород. Соответственно, цена его изготовления значительно ниже по сравнению с щебнем.

      Недостатки

      Трудоемкость укладки. Чтобы сделать красивую кладку стены, нужно подобрать куски с подходящими поверхностями.

      Большой расход вяжущего раствора во время работы.

      Разные прочностные характеристики стройматериала разных видов. Для строительства и декорирования выбирают булыжник из одного месторождения.

      Для бутовой кладки используются куски неправильной формы. Предварительно крупные камни раскалываются (плинтуются), с них скалываются острые углы. Куски бута утапливаются в раствор специальным молотком-кулачком. Поскольку камни имеют неправильную форму, делать перевязку швов достаточно сложно. Чтобы сделать цепную перевязку, попеременно укладывают куски с длинной стороной (ложком) и с короткой стороной (тычком). Для укладки рекомендуется использовать цементно-песчаную смесь марки М400 или М500. Раствор должен быть достаточно пластичным, чтобы заполнять пустые отверстия и промежутки между камнями.

      Особенности работы с материалом

      Для бутовой кладки используются куски неправильной формы, декоративные сланцы. Предварительно крупные камни раскалываются (плинтуются), с них скалываются острые углы. Куски бута заливают раствором и утапливают специальным молотком-кулачком. Поскольку камни имеют неправильную форму, делать перевязку швов достаточно сложно. Чтобы сделать хорошую цепную перевязку, попеременно укладывают куски с длинной стороной (ложком) и с короткой стороной (тычком). В процессе укладки рекомендуется использовать цементно-песчаную смесь марки М400 или М500. Раствор должен быть достаточно пластичным, чтобы заполнять пустые отверстия и промежутки между камнями.

      ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

      УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ БУТОВЫМ КАМНЕМ

      I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

      1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда, предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

      ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

      ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

      1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по укреплению откосов насыпи автомобильной дороги одиночным мощением камнем.

      Определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

      1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

      - строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

      - заводские инструкции и технические условия (ТУ);

      - нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

      - производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

      - местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

      1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по укреплению откосов насыпи автомобильной дороги одиночным мощением камнем, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

      - снижение себестоимости работ;

      - сокращение продолжительности строительства;

      - обеспечение безопасности выполняемых работ;

      - организации ритмичной работы;

      - рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

      - унификации технологических решений.

      1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ (СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004") по укреплению откосов насыпи автомобильной дороги одиночным мощением камнем.

      Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

      РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

      1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

      Порядок привязки ТТК к местным условиям:

      - рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

      - проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

      - корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

      - пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

      - оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

      1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства дорожно-строительных работ по укреплению откосов насыпи автомобильной дороги одиночным мощением камнем, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

      Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

      - одиночное мощение откосов камнем - 100 м .

      Рис.1. Схема укрепления откоса насыпи мощением камнем

      II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      2.1. Технологическая карта разработана на комплекс дорожно-строительных работ по укреплению откосов насыпи автомобильной дороги одиночным мощением камнем.

      2.2. Работы по укреплению откосов насыпи автомобильной дороги одиночным мощением камнем выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:


      час.

      2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при укреплении откосов насыпи автомобильной дороги одиночным мощением камнем, входят следующие технологические операции:

      - разработка траншеи под упорную призму;

      - устройство упорной призмы из бутового камня;

      - устройство щебеночного основания под мощение;

      - установка асфальтовых досок;

      - мощение откоса камнем;

      2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до Ку=0,95); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX (объем ковша g=0,28 м , глубина копания =5,46 м); экскаватор-планировщик UDS-114a (экскаваторный ковш =0,63 м , планировочный ковш =0,4 м , ширина ковша =2,5 м); средний автогрейдер ДЗ-180А (размеры отвалов , мм: грейдерный 3740620 мм, бульдозерный 2475840 мм, =13,5 т, рабочие скорости =1,90 км/час; =3,50 км/час; =6,40 км/час; =11,70 км/час).

      Читайте также: