Фундаментом бесплатной формы приватизации является метод какой

Обновлено: 28.04.2024

Существуют различные способы передачи государственной собственности в частные руки. Применение того или иного метода зависит от политической, экономической и социальной ситуации в стране, а также ее приоритетов.

Приватизационный лидер – Великобритания По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Великобритания подробнее – выделяет такие способы приватизации:

  • Продажа и безвозмездная передача акций;
  • Договоры на оказание всевозможных услуг;
  • Покупка государственного жилья квартиросъемщиками;
  • Разрушение монополии государства для развития конкурентной среды.

В мировой практике насчитывается около 22 различных способов полной и частичной передачи имущества государства частным предпринимателям.

Вместе с существующими методами приватизации устанавливается перечень новых:

  • Трансформация государственных предприятий и предприятий муниципалитетов в Открытые Акционерные Общества, весь пакет акций которых принадлежит государству;
  • Внесение государственной и муниципальной собственности в уставный капитал хозяйственного общества;
  • Отделение доли акций, которая находится в собственности государства и муниципалитетов, владельцем данных ценных бумаг.

Рассмотрим подробно процесс акционирования, который являлся основным способом на первом этапе приватизации в России. В то время большую роль сыграли сформированные инвестиционные фонды, которые создали первичный рынок акций. С помощью этих ценных бумаг в настоящее время преобладающая организационная форма в России – это акционерные предприятия. Такие фонды являлись ориентиром в большом количестве создававшихся ценных бумаг предприятий при процессе акционирования.

Таким образом, на 1 июня 1993 года более 17 тысяч средних и крупных государственных предприятий находились на том или ином этапе акционирования. При процессе акционирования большую роль сыграли чековые аукционы, на которых в период с 1992 по 1993 год были выставлены акции более 2108 акционерных обществ России, которые составляли почти все ключевые экономические отрасли. Участниками подобных аукционов являлись трудовые коллективы, небольшие инвесторы, крупные частные и отраслевые инвесторы, чековые инвестиционные фонды.

Готовые работы на аналогичную тему

Приватизационная модель 1992 года в России основывалась на бесплатной и льготной приватизации для трудовых коллективов.

Приватизация за плату, которая характеризовалась полным выкупом собственности государства по рыночной цене, являлась способом, в большей степени отвечающим условиям формирования рыночной экономики. Однако покупка акций осуществлялась медленным темпами, поэтому за ее счет нельзя было быстро пополнить бюджет государства. Приватизация посредством выкупа получила широкое распространение в Венгрии.

Бесплатная приватизация означала раздачу всем гражданам всевозможных купонов, инвестиционных вкладов. Необходимость такого метода приватизации обуславливалась двумя моментами. Во-первых, она являлась способом восстановления справедливости в социальном плане, позволяющим возвратить населению ту собственность, которая была отобрана. Во-вторых, приватизация характеризовалась как «принудительная», которая проводилась для ускорения темпов трансформации собственности при неподготовленном психологически населении к процессу инвестирования своих сбережений в акции. Подобная приватизация использовалась в той или иной форме в России, Чехословакии, Польше, Румынии.

Льготный тип приватизации предполагал предоставление скидок и льгот выделенным категориям населения, а именно, трудовым коллективам. Особенное распространение такие условия получили в РФ и Югославии. Помимо этого, в некоторых государствах происходили процессы реприватизации, т.е. возвращение прав собственности прошлым владельцам или же их наследникам.

При формальной форме приватизации осуществляется преобразование государственного предприятия в частное. Формальный тип приватизации не изменяет отношения собственности, капиталовооруженность предприятий, не ограничивает доступ к техническим знаниям или ресурсам управления.

Реальная приватизация заключается в продаже государственного предприятия частным инвесторам стратегической направленности. Данная приватизационная форма часто встречается на уровне местного самоуправления.

Метод открытого и ограниченного тендера позволяет охватить большой круг потенциальных инвесторов. Выбор того или иного инвестора определяется не ценой, а другими критериями, которые могут иметь первостепенное значение.

Аукционы имеют своей целью продажу государственного предприятия по самой высокой цене. Здесь не берется во внимание особенность и профиль инвестора. С помощью аукционов оценка имущества приближалась к рыночной.

При прямой продаже в стратегических соображениях отдается предпочтение осуществлению переговоров с выделенными инвесторами.

Плюсы и минусы приватизационного процесса

Для процесса приватизации характерны как положительные, так и отрицательны стороны:

  1. Одинаковые способы приватизации для предприятий различной отраслевой принадлежности, объединяемые по сумме основных фондов и величине трудового коллектива. Отраслевые особенности приватизационного процесса заключались в процедуре согласования этапов приватизации имущества с отдельными ведомствами.
  2. Пренебрежение региональными особенностями приватизации. Различные темпы и способы приватизации для разных регионов были результатом действий местных властей, которые входили в рамки их компетенций.
  3. Преобладание бесплатного (или же за символическую плату) способа передачи государственной собственности. Его организационной формой являлось введение ваучерной приватизации.
  4. Установление администрацией высоких планов по срокам и объемам приватизации.

Приватизационный процесс – это важнейший инструмент институциональной политики, его осуществление позволяет сформировать новую социально-экономическую структуру народного хозяйства.

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 180-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3 - 4. Утратили силу. - Федеральный закон от 31.05.2010 N 106-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

Снижение темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Последнее невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой системы отношений собственности. Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации – перехода объектов собственности из государственной собственности в частную.

Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основные цели приватизации в России:

• формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

• создание конкурентной среды;

• финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);

• повышение эффективности деятельности предприятий;

• привлечение иностранных инвестиций;

• социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб.* На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

* Здесь и далее, если нет специальной оговорки, данные приводятся в неденоминированных рублях.

Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.

Для 1992 – первой половины 1994 гг. была характерна «малая приватизация» – массовая бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. За это время было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий. Из 20 тыс. средних и крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования. Со второй половины 1994 г. начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности.

3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону;

- продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);

- полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

Конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.




Акционирование. Акционирование само по себе не является приватизацией. Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам. При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться. Существует несколько схем, методов акционирования, основные различия которых связаны с тем, в чьих руках оказывается контрольный пакет акций (в руках государства, трудового коллектива или частных (внешних) инвесторов).

Соотношение различных способов денежной приватизации видно из следующих данных (1996 г., в % к итогу):

- продажа на аукционах 3,9

- коммерческий и инвестиционный конкурс 9,6

- выкуп арендованного имущества 32,0

- продажа недвижимости и земли 24,4

Доля занятых в частном секторе и на предприятиях смешанной формы собственности в 1997 г. превысила 60% всех работающих.

Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации:

1. Формально в России насчитывается более 60 млн. акционеров. Однако мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом.

2. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Если сегодня и наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов, очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет. В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение эффективности производства.

3. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки планово-убыточных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло; государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы от приватизации ничтожны (в доходной части Федерального бюджета 1997 г. они составили менее 1%), так что говорить о содействии финансовой стабилизации не приходится.

4. Приватизация в сфере торговли и услуг способствовала созданию конкурентной среды. Что касается других отраслей экономики, то там нередко на основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции.

5. Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.

Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.

Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения – это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве. Сегодня процесс приватизации регулируется принятым в июне 1997 г. Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (Приложение 2.4).

Приватизация характерна не только для постсоциалистических стран, она осуществляется и в странахрыночной экономики.

Однако существуют принципиальные различия в масштабах, методах, целях приватизации, проводимой в странах рыночной и нерыночной экономики.

В 80-х годах XX века произошло серьезное переосмысливание экономических функций государства. Его результатом явилось провозглашение необходимости сокращения вмешательства государства в экономику. Государственное регулирование во многих случаях оказалось менее эффективным, чем рыночный механизм; это стало причиной возникновения многих тяжких проблем и потребовало существенной перестройки хозяйственного механизма, в том числе принятия и осуществления программ приватизации. В начале 90-х годов программы приватизации были приняты в 80 странах мира.

При всем различии конкретных программ все они нацелены на решение основной задачи – приспособления отношений собственности к потребностям нового типа экономического роста. Приватизация направлена на усиление рынка и сужение государственно-предпринимательского сектора, экономию государственных расходов, поддержку участия частных фирм в финансировании крупных государственных программ, содействие сотрудничеству между государственными и частными компаниями, либерализацию и дерегулирование экономики.

Масштабы приватизации зависят от того, насколько широко использовался в стране метод национализации частного сектора в предшествующий период. В странах, где национализация применялась редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где национализации осуществлялась в довольно широких масштабах (Великобритания, Франция), соответствующие размеры приобрела и приватизация.

В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора, более чем на 20 млрд. ф. ст. В результате доля государственной собственности в производственном капитале сократилась с 15–20 до 8%.

Во Франции за 1986–1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации, и выручено 125 млрд. фр.

Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980–1987 гг. в среднем 4–5 государственных предприятий, получив за это время 7 трлн. лир и уступив частному сектору 100 тыс. рабочих мест.

В ФРГ в 1984–1987 гг. полностью или частично проданы пакеты акций государства более чем 50 компаний на сумму свыше 5 млрд. марок.

Основные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах рыночной экономики:

• продажа государственных предприятий частным предпринимателям;

• допуск частного капитала в государственный сектор;

• продажа дочерних или контролируемых государством компаний;

• продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях;

• выпуск и продажа акций государственных предприятий;

• продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

• бесплатная передача предприятия его работникам либо потребителям;

• закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым поощрение конкуренции частных предприятий.

Выводы

1. Собственность, определяя характер существующей экономической системы, оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, т.е. возможности использовать в производстве и потреблении экономические блага исключительно данным субъектом экономических отношений. Собственность на факторы производства реализуется (приносит доход) в процессе хозяйственной деятельности, хотя она может осуществляться и не собственником непосредственно.

2. В понимании юристов собственность – это правовые, имущественные отношения, отношения субъекта собственности к объекту собственности. Собственность в юридическом смысле слова включает в себя такие понятия как владение, пользование и распоряжение. Экономическое и юридическое понимание собственности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3. В зависимости об субъекта собственности различают два типа собственности – частную и общественную. Частная собственность предполагает «пучок прав» собственности. Основные формы частной собственности: индивидуальная (единоличная и семейная) и групповая (акционерная, кооперативная и коллективная). В современных рыночных экономиках преобладает акционерная форма собственности, которая позволяет объединять средства для организации крупного производства. Общественная собственность в России представлена федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью.

4. Приватизация – это трансформация государственной собственности в частную. Проведение приватизации в России обусловлено необходимостью перехода от доказавшей свою несостоятельность плановой экономики к смешанной, предполагающей наличие разнообразных и равноправных форм собственности. Основные цели, которые должны были быть достигнуты в ходе приватизации – это формирование слоя частных собственников-предпринимателей; создание конкурентной среды; демонополизация экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; привлечение иностранных инвестиций и др.

5. На первом этапе приватизации переход государственной собственности в частную происходил бесплатно, второй этап предполагает денежную приватизацию, осуществляемую путем продажи государственного имущества на аукционе, по конкурсу, продажи контрольного пакета акций акционерных обществ в частную собственность, выкупа ранее арендованного имущества. В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией.

Приватизация - это правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом. Она сочетает в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.

В учебной и научной литературе приватизацию принято определять как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ .

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе следующих принципов:

1) признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) возмездность (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);

3) самостоятельность органов местного самоуправления в принятии решений и осуществлении приватизации муниципального имущества.

Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

Однако нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Способы приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только следующими способами:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

По существу все перечисленные в Законе способы приватизации могут быть сведены к:

- преобразованию крупных и средних государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО;

- иным формам продажи;

- внесению имущества, находящегося в публичной собственности в качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных обществ.

5.10.1. Приватизация жилых помещений. Договор передачи жилых помещений

Приватизация жилых помещений - бесплатная и однократная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.




С 31 мая 2001 г. приватизации подлежат только жилые помещения, которые заняты гражданами на основании договора социального найма. До указанной даты допускалась приватизация жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договора найма или аренды.

Приватизация жилых помещений осуществляется в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" , в соответствии с которым гражданам РФ, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, было предоставлено право приобрести эти помещения в собственность в порядке однократной и безвозмездной приватизации. Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" <**>определены временные рамки безвозмездной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда: во-первых, не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.; во-вторых, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., могут быть приватизированы до 1 января 2007 г.

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.

<**>СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15.

Закон о приватизации жилищного фонда предусматривает возможность приватизации жилых помещений, занимаемых по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированных предприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и в соответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальную собственность. До передачи жилищного фонда в муниципальную собственность жилищный фонд, находящийся на балансе приватизированных предприятий, продолжает оставаться федеральной собственностью или собственностью субъекта Федерации - в зависимости от того, к какому виду публичной собственности относилось предприятие до приватизации.

Действие Закона о приватизации жилищного фонда не распространяется на жилые помещения, находящиеся в частной собственности коммерческих и некоммерческих организаций. Применительно к общественным объединениям, имеющим собственный жилищный фонд, Закон о приватизации жилищного фонда носит сугубо рекомендательный характер. В пункте 6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1542-1 "О введении в действие Закона РСФСР о приватизации жилищного фонда в РСФСР" содержится рекомендация общественным объединениям осуществлять передачу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилья, то же относится и к колхозам.

Ведомости ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 960.

В соответствии со ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не допускается приватизация жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Жилые помещения подлежат передаче в собственность в порядке приватизации только гражданам РФ и исключительно на добровольной основе. Условием приватизации жилого помещения, занимаемого по договору социального найма двумя и более лицами, является согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Гражданин, проживающий в жилом помещении с другими лицами по одному договору социального найма, вправе:

- принять участие в приватизации жилого помещения и стать участником общей долевой собственности;

- отказаться от участия в приватизации, дав при этом согласие другим совместно проживающим лицам на приватизацию (отказ от приватизации);

- отказать в даче согласия на приватизацию.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в ЕГРП.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства (ч. 2 ст. 2 Закона о приватизации).

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости - по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Таким образом, участие несовершеннолетних в приватизации по существу является обязательным (ч. 3 ст. 2 Закона о приватизации).

Использовать право на безвозмездную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения граждане вправе лишь однократно. Исключение сделано только для лиц, ставших собственниками жилых помещений в порядке приватизации до достижения совершеннолетия. Став взрослыми, такие лица могут воспользоваться правом на однократную безвозмездную приватизацию (ст. 11 Закона о приватизации).

Порядок передачи жилья в собственность в порядке приватизации установлен в ст. 6 Закона о приватизации жилищного фонда. На основании указанной нормы передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В случае осуществления передачи унитарными и казенными предприятиями, а также учреждениями согласия собственника в лице соответствующего органа по управлению государственным или муниципальным имуществом не требуется. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в 2-месячный срок со дня подачи документов.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, который заключается с гражданином от имени собственника органами государственной власти или органами местного самоуправления или предприятия, учреждения, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится соответствующее жилое помещение.

Государственная регистрация договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Договор передачи жилого помещения (сделка) не подлежит государственной регистрации. Государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилье.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации прав заявления в органы, осуществляющие регистрацию, подают обе стороны договора. При этом граждане подают заявление на регистрацию права собственности, а передающий жилье орган или организация - о регистрации ранее возникшего права и (или) перехода права собственности к гражданам.

В ходе государственной регистрации прав регистрирующий орган обязан провести проверку условий законности сделки приватизации (см. схему 5).

1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 1 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 1.1

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 5 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

6) утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ;

Информация об изменениях:

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 9 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в подпункт 10 пункта 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ в пункт 2 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

В случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества, установленного законодательством Российской Федерации, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью.

Читайте также: