Стены шахты лифта несущие или нет

Обновлено: 01.05.2024

Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:

  • увеличить производительность вертикального транспорта;
  • установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
  • сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
  • усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.

Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.

Требования к лифтовым холлам

Основные нормы, регламентируются правилами:

    «Общественные здания и сооружения». Обновленная версия СНиП 31-06-2009; «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003; «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».

Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.

Размеры

Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:

  • ширины кабины, глубины;
  • числа лифтов в одной линии.

Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.

Ширина

Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:

  • при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра - если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 - когда размер равняется 1,5 - 2 м.
  • для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.

Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.

Глубина

Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:

  • 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
  • 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
  • 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;

Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.

Пожарная безопасность

Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести. Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3. Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло.

Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».

Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения.

Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения). Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.

Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.

Пути эвакуации

Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).

Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями.

Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.

Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.

Освещение

Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура. Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины.

В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.

Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение. Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.

Особенности холла для пожарных лифтов

Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами. Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании. Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания. Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.

Двери в лифтовой холл

Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).

Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:

  • препятствует проникновению огня
  • обеспечивает беспрепятственный выход
  • защищает пассажиров пребывающих внутри
  • сдерживает воздействие огня на оборудование

Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.

Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:

  • лента, расширяющаяся при нагреве
  • высокой плотности базальтовая плита
  • удерживающий дым специальный контур

Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.

Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.

Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.

Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:

  • в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
  • грузоподъемник перевозит пожарные подразделения

Особые требования предъявляются к дверям для пожарных подразделений. Противопожарные нормы проектирования обязывают устанавливать дымогазонепроницаемые двери 2-го типа и перегородки противопожарные первого типа ограждающие тамбур подъемника. Сопротивление дверей дымогазопроницанию не может быть менее 1.96-105 м3/кг. Тамбуры подъемника оснащаются системами приточной вентиляции.

Материалы изготовления и ориентировочная стоимость

Материал Класс огнеупорности (EI) Стоимость (рублей)
дерево 30, 60 от 11 000
металл 30, 60, 90 от 8 500
стекло 30, 45, 60 от 24 000

Приведенные цены и характеристики могут существенно отличаться у разных производителей. Данная информация носит ознакомительный характер.

Возможно ли негативное воздействие на конструкции кирпичного здания от лифтовой установки при перевязке кладки лифтовой шахты с другими стенами и опирании сборных перекрытий и балок лестниц здания на стены этой шахты.
Шахта не смежна с жилыми помещениями (противоречия жилому СНипу нет).
Нет ли в Нормах указаний именно по конструктиву ?
(Динамическое воздействие, и т.п.) Современный лифт, финский, на 630 кг, 1 м/с, мотор ездит вместе с шахтой, без машинного помещения. Есть у нас сомневающиеся и сомнения эти тоже мне передались. Что скажете?
Заранее благодарен ответившим.

Много размышлял на эту тему и пришел к следующему
- в нормах четких запрещений нет
- чем отличается в плане динамики жесткое опирание конструкций на лифтовую шахту от шарнирного? По опыту - ничем. Вибрация и шум все равно передается в обоих случаях. В случае жесткого опирания, при достаточно мощных стенках шахты, шахта как присоединенная масса наоборот гасит амплитуду колебаний.
- полностью отрезать шахту лифта от остального здания конструктивно невозможно. Все равно что -то на нее будет опираться, или узлы сопряжения будут слишком сложные и плохо работающие.

Здесь нужно задаться вопросом - а не влияет ли здание на шахту. Ведь допустимый крен здания и допустимый крен шахты разнятся.

Мне кажется что необходимость раздельной работы появляется только в случае наличия сложный условий строительства, например, подработки, просадочность и т.п. В простейшем случае, когда все это отсутствует, согласен с svg.

Вы не указали, в контексте, какой конструктивной схемы всего здания работает лифтовый блок, а так же этажность, сейсмичность. Предполагая , что, Всё необходимое вы учли, и дело касается только самого лифта, то следует учесть, главное, что кирпичная кладка, это совершенно не тот материал, на который, можно точечно передавать динамические напряжения от каких либо конструкций даже через грамотно выполненные закладные. По этому, я бы рекомендовал бы Вам, взять развёртку стен лифтовой шахты и в местах крепления несущих - направляющих, устроил бы закладные не в кладке , а через местные, монолитные пояса, или полосы, высотой не более 2 рядов. из конструктивно армированного жел/бет. Это, даст гарантию сглаживания местных перенапряжений от зкладных.
А в остальном, никаких противопоказаний нет.

Откапал таки темку. Старая правда, но то что мне надо. Вопрос все тот же. Просьба у кого какие мысли есть выложите пожайлусто.
От себя вот какой вопрос:
Дно шахты как известно находится ниже отметки самой нижней остановки лифта примерно на 1,5м. Это не проблема если есть подвал. У меня лифт спускается как раз в подвал и устройство дна шахты затрудняется наличием по бокам шахты ростверка под несущие стены.

если здание монолит и шахта соответственно монолитная, то так и делается
и шахта в данном случае будет ядром здания, я так понимаю диплом делаешь ежели студент?

ТА тут интересная ситуация получается, с одной стороны можно было бы использовать как ядро жесткости, лифтовую шахту.
С другой стороны согласно СНИП лифтовые шахты должны быть отсоединены от перекрытий шумоизолирующими вставками.
Ну а всязи с тем что новые лифты, практически бесшумные, данное требование уже кажется анахронизмом.
avantjurist
Ну вот какой ты умный, а что на это скажешь.
СНиП 23-03-2003 "Защита от шума"

11.8 Лифтовые шахты целесообразно располагать в лестничной клетке между лестничными маршами. При архитектурно-планировочном решении жилого здания следует предусматривать, чтобы к встроенной лифтовой шахте примыкали помещения, не требующие повышенной защиты от шума (холлы, коридоры, кухни, санитарные узлы). Все лифтовые шахты должны иметь самостоятельный фундамент и быть отделены от других конструкций здания акустическим швом шириной 40 - 50 мм.

__________________
Работаю за еду.
Working for food.
Für Essen arbeiten.
العمل من أجل الغذاء
Працую за їжу.

Как раз по нему то и нельзя, но я еще не видел ни одной лифтовой шахты, не завязанной с каркасом.

Применяют другие мероприятия по снижению шума (что-то вроде двойной стены между лифтовой шахтой и помещением, а перекрытие между стенами не монолитят. Ссылки вряд ли вы какие-нибудь найдете.

В жилье нельзя. В общественных зданиях можно ,с условием что спальные номера гостинниц не примыкают к лифтам.

гадание на конечно-элементной гуще

ни разу ещё за свою практику не "завязывал". в монолитном каркасе всегда шахты сборные и монтируются отдельно. фундамент общий

ни разу ещё за свою практику не "завязывал". в монолитном каркасе всегда шахты сборные и монтируются отдельно. фундамент общий

__________________
Работаю за еду.
Working for food.
Für Essen arbeiten.
العمل من أجل الغذاء
Працую за їжу.

Проектирование зданий и частей зданий

В Питере и Москве, на сколько знаю (слышал от коллег, видел проекты), шахты отрезают в монолитных ж.б. зданиях.
Я у себя в проектах, пока не отрезал (и много местных проектов видел с неотрезанными шахтами). Тут от хотелок местной экспертизы пляшем. Наша пока пропускает.
В каркасных зданиях совсем не лишним ядрышко жёсткости бывает, это понятно.
Слышал и про двойные стенки шахт лифтов (внутри сборняк, по периметру монолитные стены).
Тут ещё объёмно-планировочные решения надо смотреть.
Допустим 25-этажка с 4-мя лифтами в центре здания. Лифты друг на против друга. Плиту перекрытия перед лифтами иногда сложно решить при отрезанных шахтах лифтов, приходится дублировать стены в районе входов в лифты + за лифтом может быть лестничный узел, опять стенку дублируем.

__________________
«Точно знают, только когда мало знают. Вместе со знанием растет сомнение». Иоганн Вольфганг Гете

Это фантастика.
Я такого ни разу не видел.
Это ж кто на такой перерасход пойдет, кончай фантазировать.

__________________
Работаю за еду.
Working for food.
Für Essen arbeiten.
العمل من أجل الغذاء
Працую за їжу.

Ага, щербинские, карачаровские в качестве направляющих уголки, с течением времени начинают скрябать так, что мертвого поднимут.

ни разу ещё за свою практику не "завязывал". в монолитном каркасе всегда шахты сборные и монтируются отдельно. фундамент общий

Вот и я так делаю, шахты правда в основной массе монолитные или кирпичные. Кстати когда в монолите кирпичные шахты просит заказчик, то однозначно их отделять надо. На "моих" всех стройках сначала лепят монолит и потом его грузят шахтой. Как усадку по человечески учесть?

Допустим 25-этажка с 4-мя лифтами в центре здания. Лифты друг на против друга. Плиту перекрытия перед лифтами иногда сложно решить при отрезанных шахтах лифтов, приходится дублировать стены в районе входов в лифты.

Да, прходиться голову поломать, причем не только в 25, но и в 17 этажках. Архов малость подвинуть и тд.

Ага, щербинские, карачаровские в качестве направляющих уголки, с течением времени начинают скрябать так, что мертвого поднимут.

__________________
Работаю за еду.
Working for food.
Für Essen arbeiten.
العمل من أجل الغذاء
Працую за їжу.

гадание на конечно-элементной гуще

Это фантастика.
Я такого ни разу не видел.
Это ж кто на такой перерасход пойдет, кончай фантазировать.

молодой ин-р - к-р

DEM вот че ты такой дерзкий и борзый?
я конечно не 100500 лет в теме, но пока видел только шахты завязанные с каркасом и вокруг них холл/коридор и т.д.
и здания самой разной этажности

Не видел ни разу проекта ж/б монолитного каркасного здания с "отрезанными" лифтовыми шахтами. Работая на линии, всегда делали по проекту монолитные шахты, соединенные с остальным каркасом (в виде лестнично-лифтового узла) - ядро жесткости. Как правило, всегда Заказчики использовали импортное лифтовое оборудование (корейцев или немцев), поэтому вопросу по звукоизоляции не возникало, на крайняк ставили звукоизолирующие прокладки у направляющих в шахте (типа Силатерма, если не ошибаюсь) и стены, потолок машинного помещения над лифтом дополнительно звукоизолировали минватой с ГКЛ (если оно соседствовало с пентхаусом). Работа каркаса совместно важнее, чем децибеллы (тем паче в связи с изменением хотелок Заказчика на этапе СМР: проект , например, из 7-ми этажей, а Зак. вдруг захотел 9 - и строят, панимаешь), тем более при наличии современного оборудования и материалов это уже и не проблема вовсе, а вопрос жадности заказчика.

Монолитное жилье со сборными лифтовыми шахтами пока еще в своей практике не встречал. Подозреваю, что такое решение, в основном, используется в муниципальном строительстве при госзаказах.

Подводя итого с одной стороны СНиП 23-03-2003 "Защита от шума" с другой вроде как экспертиза закрывает глаза. Буду отделять, а так хотелось использовать как элемент ядра жесткости

__________________
Работаю за еду.
Working for food.
Für Essen arbeiten.
العمل من أجل الغذاء
Працую за їжу.

Есть СНиП 23-03-2003.
"11.8 Лифтовые шахты целесообразно располагать в лестничной клетке между лестничными маршами. При архитектурно-планировочном решении жилого здания следует предусматривать, чтобы к встроенной лифтовой шахте примыкали помещения, не требующие повышенной защиты от шума (холлы, коридоры, кухни, санитарные узлы). Все лифтовые шахты должны иметь самостоятельный фундамент и быть отделены от других конструкций здания акустическим швом шириной 40—50 мм."
В проектируемом здании шахта расположена между лестничными маршами. Марши опираются на лобовые балки, которые в свою очередь опираются на стены лестничной клетки с одной стороны и стены лифтовой шахты с другой стороны. Так вот уважаемая экспертиза пишет замечание по п.11.8, говорят, что конструкции должны быть отделены акустическим швом. Настаивают, что вибрации передаются от шахты на стены лестничной клетки по лобовым балкам.
Собственно вопрос в том как с этим бороться? Как отмахаться от экспертизы или как устроить акустический шов у балок? ПОМОГИТЕ ! Форум читал, ничего стоящего не нашёл.

Есть СНиП 23-03-2003.
"11.8 Лифтовые шахты целесообразно располагать в лестничной клетке между лестничными маршами. При архитектурно-планировочном решении жилого здания следует предусматривать, чтобы к встроенной лифтовой шахте примыкали помещения, не требующие повышенной защиты от шума (холлы, коридоры, кухни, санитарные узлы). Все лифтовые шахты должны иметь самостоятельный фундамент и быть отделены от других конструкций здания акустическим швом шириной 40—50 мм."
В проектируемом здании шахта расположена между лестничными маршами. Марши опираются на лобовые балки, которые в свою очередь опираются на стены лестничной клетки с одной стороны и стены лифтовой шахты с другой стороны. Так вот уважаемая экспертиза пишет замечание по п.11.8, говорят, что конструкции должны быть отделены акустическим швом. Настаивают, что вибрации передаются от шахты на стены лестничной клетки по лобовым балкам.
Собственно вопрос в том как с этим бороться? Как отмахаться от экспертизы или как устроить акустический шов у балок? ПОМОГИТЕ ! Форум читал, ничего стоящего не нашёл.

В СНиПе же ясно и четко написано: "Все лифтовые шахты должны иметь . быть отделены от других конструкций здания акустическим швом шириной 40—50 мм".

Зачем надо было принимать такое конструктивное решение балок с опиранием на стены лифтовой шахты? Чтобы потом с этим "бороться"?

От экспертизы вы вряд ли отмахнетесь, а единственно правильным решением в данном случае видится такое: выполнить опирание балок лестничных маршей на противоположные несущие стены лестничной клетки, обойдя ими лифтовую шахту с требуемым по СНиП зазором. В результате шахта окажется как бы обхваченной балочной клетью.

. а единственно правильным решением в данном случае видится такое: выполнить опирание балок лестничных маршей на противоположные несущие стены лестничной клетки, обойдя ими лифтовую шахту с требуемым по СНиП зазором. В результате шахта окажется как бы обхваченной балочной клетью.

С точки зрения защиты от шума это может быть и правильно. Но в таком случае вызывает сомнение устойчивость стен шахты лифта. Я сомневаюсь, что шахта лифта из кирпичных стен (к примеру толщиной 380мм) высотой допустим в 10 этажей, а также не связанная нигде по высоте с другими конструкциями, будет удовлетворять расчёту на устойчивость.

Я сомневаюсь, что шахта лифта из кирпичных стен (к примеру толщиной 380мм) высотой допустим в 10 этажей, а также не связанная нигде по высоте с другими конструкциями, будет удовлетворять расчёту на устойчивость.

Если сомневаетесь, то выполните соответствующий "расчет на устойчивость", только и всего. Что мешает увеличить толщину или изменить материал стен шахты?

К тому же кирпич в качестве материала для кладки стен многоэтажных зданий, ПМЛМ, может быть полезен только в целях обеспечения занятости бригады каменщиков на лето

2wadpol:
Бороться надо за тем, чтобы не исправлять рабочий проект, который уже готов. Дом кирпичный 10-и этажный. Монолит у нас в г. Калуга почти не строят. Вы в своих проектах, отделяете шахту от остальных конструкций?
Мы к сожалению с такими трудностями столкнулись впервые, ранее все проекты с таким же устройством лестнично-лифтового узла проходили без проблем. Надо сказать, что с учётом требований снипа мы, конечно, были не правы, вопрос только в адекватности этих требований.
Недумаю что по лобовым балкам могут передаться какие-то вибрации, перекрытие шахты да, но лобовые балки. у нас ими вообще служат перемычки пб16-37, пролёт маленький, удобно было
Кроме того марши сборные, размеры лифтовой шахты определены заданием лифтовиков, лифт определён заказчиком, и разместить марши и шахту так, чтобы перекинуть балки без опоры на шахту, без извращённо надуманных решений, не возможно. Или нафиг менять всю архитектуру, что вообще плохо.
Не позволяют фиксированные размеры маршей и шахты. Длина проекции марша в плане меньше длины лифтовой шахты в плане.
Да и пролёты тогда будут хорошие, не слишком выгодно экономически.
Менять что-либо принципиально уже поздно. Можеть есть какие-то более адекватные способы?
Тут один парень писал про звукопоглощающие опоры(типа ризинки что-то) - может поможет, завтра почитаю сколько они держут.
Спасибо за мнение, хоть и не стало легче.

Конструктивно шахта лифта состоит из ограждения с проемами дверей, потолочного перекрытия, приямка.

Для безопасной эксплуатации лифтового оборудования расстояние между стеной шахты и стенками кабины, со стороны ловителей должно составлять не менее 200 мм. Исключением являются подъемники малой грузоподъемности, где промежуток может быть 150 мм. Зазор между порогом кабины и шахты равняется 15-50 мм. Расстояние между кабиной и противовесом должно составлять не менее 50 мм.

Оснащение и устройство

В шахте перемещаются противовес, кабина лифта и уравновешивающее устройство. В зависимости от типа шахты и выполняемых функций в ней могут располагаться:

  • кабина подъемника
  • направляющие
  • противовес
  • тяговый трос/цепь
  • натяжное устройство
  • пружины буфера
  • освещение
  • обеспечивающий связь подвесной кабель
  • портал для установки двери шахты
  • электрооборудование позволяющее определить местонахождение подъемника

Лифтовые шахты бывает глухими, когда ограждение предусмотрено с четырех сторон внутри здания и приставными, когда конструкция крепится к несущей стене кронштейнами (для этих целей используются специальные лифтовые запчасти, рассчитанные на значительные нагрузки) и имеют стеклянное или сплошное ограждение. Первый вид активно используется в многоэтажных жилых домах, офисах, торговых и бизнес центрах. Наружная шахта лифта второго вида зачастую монтируется в зданиях малой этажности и коттеджах.

По форме, пространства для перемещения лифта, бывают:

  • разомкнутого и замкнутого сечения
  • круглые
  • прямоугольные
  • овальные

Конструкция предназначенная для перемещения кабины может быть ненесущая и несущая. Ненесущая играет роль ограждения, нагрузка распределяется на различные элементы постройки. Несущая способна выдержать всю нагрузку возникающую при эксплуатации подъемной машины.

Стенки шахты выполняется из железобетона, металлокаркаса, кирпича.

Кирпичные

Каркасы изготавливаются из полнотелого кирпича. Толщина стенок обязана быть как минимум 25 см. Поверхность шахты лифта из данного материала должна быть без выступов и впадин.

Железобетонные

Монолитные шахты сооружаются методом скользящей опалубки во время строительства здания. Конструктивно, пространство в котором движется лифт состоит из железобетонных тюбингов, размеры которых равняются пролету одного этажа. Монтируются данная конструкция непосредственно на стройплощадке.

Металлокаркасные

При отсутствии возможности возведения глухой шахты, устанавливается металлокаркасная. Она монтируется как снаружи так и внутри строения. Каркас состоит из несущих рам, поясов и стояков, нижняя опора выполняется из углового профиля, смонтированного строго по уровню в фундаменте приямка.

Приямок

Размеры приямка шахты идентичны размеру лифтовой шахты, поскольку кабина опускается в него. В нем располагаются натяжное устройство, противовес, упор. Глубина приямка определяется техническими требованиями и соображениями безопасности персонала и пассажиров. Данная зона должна быть защищена от попадания грунтовых и сточных вод.

От кабины до нижней части приямка, при проектировании, предусматривается зазор для грузового лифта - не менее 5 см, для пассажирского подъемника - не менее 50 см.

При глубине более 0.9 м, для удобства доступа обслуживающего персонала, устанавливается лестница или скобы. Если глубина свыше 2.5 метра, вход оборудуется специальной дверью.

Освещение

Стационарное электрическое освещение шахты монтируется в кирпичные и железобетонные конструкции, обеспечивая освещенность при закрытых дверях не ниже 50 Лк. Использование данного вида освещения позволяет производить ремонтные работы. Металлокаркасные шахты стены которых остеклены триплексом, сетчатым ограждением или ограждены частично, разрешается не оборудовать светильниками.

Огнестойкость

Огнестойкость шахты обеспечивается сплошным ограждением, система отвечающая за безопасность оборудуется датчиками дыма, срабатывающими при возникновении возгорания. Подпор в шату обеспечивает приток свежего воздуха, благодаря задействованию вентилятора.

Размеры

Внутренние размеры пространства для перемещения лифта в жилом доме должны обеспечивать безопасную работу подъемной машины. В расчете величины шахты, ключевую роль играют габариты кабины. Параметры, представленные ниже, могут существенно отличатся, в зависимости от конкретной моделей лифта и носят исключительно ознакомительный характер.

Грузоподъемность Габариты Высота последнего этажа
Кабина Шахта
400 1080x1380 1600x1700 3600
630 1180x1380
1180x2100
1600x1900
1800x2400
3600
1000 1180x2100 1800x2400 3600

Требования

Важные требования, позволяющие безопасно эксплуатировать лифта в шахте представлены в ГОСТ Р 53780-2010. В государственном стандарте указано, что шахта лифта должна отделятся от лестниц и площадок, где размещается оборудование и находится люди. Ограждение шахты производится стенами, перекрытием, полом или достаточным для обеспечение безопасности расстоянием.

В ограждении допускаются:

  • дверные проемы для техобслуживания и выхода на площадки этажей
  • отверстия для смотровых люков, вентиляции

Кроме лифтового оборудования в шахте размещаться отопление, вентиляция, система охранной и пожарной сигнализации, диспетчерское оборудование. Регулирующие систему отопления устройства должны располагаться с внешней стороны.

Частично огражденная шахта лифта должна иметь высоту со стороны двери как минимум равную 350 см. Если в шахте находится несколько лифтов, между ними размещаются перегородки.

Читайте также: