Стена старого дома упала окутываясь клубами пыли

Обновлено: 02.05.2024

Снова началось что-то кошмарное. Однажды вечером, когда, напившись чаю, мы с дедом сели за псалтирь, а бабушка начала мыть посуду, в комнату ворвался дядя Яков, растрепанный, как всегда, похожий на изработанную метлу. Не поздоровавшись, бросив картуз куда-то в угол, он скороговоркой начал, встряхиваясь, размахивая руками:

– Тятенька, Мишка буянит неестественно совсем! Обедал у меня, напился и начал безобразное безумие показывать: посуду перебил, изорвал в клочья готовый заказ – шерстяное платье, окна выбил, меня обидел, Григория. Сюда идет, грозится: отцу, кричит, бороду выдеру, убью! Вы смотрите…

Дед, упираясь руками в стол, медленно поднялся на ноги, лицо его сморщилось, сошлось к носу, стало жутко похоже на топор.

– Слышишь, мать? – взвизгнул он. – Каково, а? Убить отца идет, чу, сын родной! А пора! Пора, ребята…

Прошелся по комнате, расправляя плечи, подошел к двери, резко закинул тяжелый крюк в пробой и обратился к Якову:

– Это вы всё хотите Варварино приданое сцапать? Нате-ка!

Он сунул кукиш под нос дяде; тот обиженно отскочил.

– Тятенька, я-то при чем?

Бабушка молчала, торопливо убирая чашки в шкап.

– Я же защитить вас приехал…

– Ну? – насмешливо воскликнул дед. – Это хорошо! Спасибо, сынок! Мать, дай-кось лисе этой чего-нибудь в руку – кочергу, хошь, что ли, утюг! А ты, Яков Васильев, как вломится брат – бей его в мою голову.

Дядя сунул руки в карманы и отошел в угол.

– Коли вы мне не верите…

– Верю? – крикнул дед, топнув ногой. – Нет, всякому зверю поверю – собаке, ежу, – а тебе погожу! Знаю: ты его напоил, ты научил! Ну-ко, вот бей теперь! На выбор бей: его, меня…

Бабушка тихонько шепнула мне:

– Беги наверх, гляди в окошко, а когда дядя Михайло покажется на улице, соскочи сюда, скажи! Ступай, скорее…

И вот я, немножко испуганный грозящим нашествием буйного дяди, но гордый поручением, возложенным на меня, торчу в окне, осматривая улицу; широкая, она покрыта густым слоем пыли; сквозь пыль высовывается опухолями крупный булыжник. Налево она тянется далекой, пересекая овраг, выходит на Острожную площадь, где крепко стоит на глинистой земле серое здание с четырьмя башнями по углам – старый острог; в нем есть что-то грустно красивое, внушительное. Направо, через три дома от нашего, широко развертывается Сенная площадь, замкнутая желтым корпусом арестантских рот и пожарной каланчой свинцового цвета. Вокруг глазастой вышки каланчи вертится пожарный сторож, как собака на цепи. Вся площадь изрезана оврагами; в одном на дне его стоит зеленоватая жижа, правее – тухлый Дюков пруд, куда, по рассказу бабушки, дядья зимою бросили в прорубь моего отца. Почти против окна – переулок, застроенный маленькими пестрыми домиками; он упирается в толстую, приземистую церковь Трех Святителей. Если смотреть прямо – видишь крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зеленых волнах садов.

Стертые вьюгами долгих зим, омытые бесконечными дождями осени, слинявшие дома нашей улицы напудрены пылью; они жмутся друг к другу, как нищие на паперти, и тоже, вместе со мною, ждут кого-то, подозрительно вытаращив окна. Людей немного, двигаются они не спеша, подобно задумчивым тараканам на шестке печи. Душная теплота поднимается ко мне; густо слышны нелюбимые мною запахи пирогов с зеленым луком, с морковью; эти запахи всегда вызывают у меня уныние.

Скучно; скучно как-то особенно, почти невыносимо; грудь наливается жидким, теплым свинцом, он давит изнутри, распирает грудь, ребра; мне кажется, что я вздуваюсь, как пузырь, и мне тесно в маленькой комнатке, под гробообразным потолком.

Вот он, дядя Михаил; он выглядывает из переулка, из-за угла серого дома; нахлобучил картуз на уши, и они оттопырились, торчат. На нем рыжий пиджак и пыльные сапоги до колен, одна рука в кармане клетчатых брюк, другою он держится за бороду. Мне не видно его лица, но он стоит так, словно собрался перепрыгнуть через улицу и вцепиться в дедов дом черными мохнатыми руками. Нужно бежать вниз, сказать, что он пришел, но я не могу оторваться от окна и вижу, как дядя осторожно, точно боясь запачкать пылью серые свои сапоги, переходит улицу, слышу, как он отворяет дверь кабака, – дверь визжит, дребезжат стекла.

Я бегу вниз, стучусь в комнату деда.

– Кто это? – грубо спрашивает он, не открывая. – Ты? Ну? В кабак зашел? Ладно, ступай!

Снова я торчу в окне. Темнеет; пыль на улице вспухла, стала глубже, чернее; в окнах домов масляно растекаются желтые пятна огней; в доме напротив – музыка, множество струн поют грустно и хорошо. И в кабаке тоже поют; когда отворится дверь, на улицу вытекает усталый, надломленный голос; я знаю, что это голос кривого нищего Никитушки, бородатого старика с красным углем на месте правого глаза, а левый плотно закрыт. Хлопнет дверь и отрубит его песню, как топором.

Бабушка завидует нищему: слушая его песни, она говорит, вздыхая:

– Экой ведь благодатный, – какие стихи знает. Удача!

Иногда она зазывает его во двор; он сидит на крыльце, опираясь на палку, и поет, сказывает, а бабушка – рядом с ним слушает, расспрашивает.

– Погоди-ка, да разве Божия матерь и в Рязани была?

И нищий говорит басом, уверенно:

– Она везде была, по всем губерниям…

Невидимо течет по улице сонная усталость и жмет, давит сердце, глаза. Как хорошо, если б бабушка пришла! Или хотя бы дед. Что за человек был отец мой, почему дед и дядья не любили его, а бабушка, Григорий и нянька Евгенья говорят о нем так хорошо? А где мать моя?

Я все чаще думаю о матери, ставя ее в центр всех сказок и былей, рассказанных бабушкой. То, что мать не хочет жить в своей семье, все выше поднимает ее в моих мечтах; мне кажется, что она живет на постоялом дворе при большой дороге, у разбойников, которые грабят проезжих богачей и делят награбленное с нищими. Может быть, она живет в лесу, в пещере, тоже, конечно, с добрыми разбойниками, стряпает на них и сторожит награбленное золото. А может, ходит по земле, считая ее сокровища, как ходила «князь-барыня» Енгалычева вместе с Божией матерью, и Богородица уговаривает мать мою, как уговаривала «князь-барыню»:

mariialobanova04

На крыльце иссохшего домика сидел сгорбившись, поседевший, как лунь, старик. Он поправил свои очки, криво одетые на нос. На его губах проступила дряблая улыбка очень старого и усталого человека. Стариковские глаза были направлены вдаль, будто бы вспоминая. Когда он был еще молодым, он однажды встретил молодую девушку. Она была добрая и очень красивая. Он подошел к ней, сидящей на остановке в ожидании автобуса. Девушка одарила его искренней улыбкой белоснежных зубов и спросила, который час. Он почувствовал, как его сердце отчаянно забилось в пятках. Любовь вспыхнула, будто газ в конфорке. Они оба чувствовали это тепло в течение всей жизни. Их встреча представляла собой всего лишь удачный случай, но он принес им двоим счастье. Так продолжалось много лет. Дом обветшал, пришел срок уйти его чудной хозяйке, и хозяин остался в нем один-единственный. Старику выпала судьба стареть в одиночестве, но воспоминания о любимой согревали его душу.

Новые вопросы в Литература

- Оценка и сравнительный анализ. Задание. Дайте письменный развернутый ответ на один из вопросов на ваш выбор. Объемработы – 100-120 слов. [10] 1. Про … читайте отрывок из сочинения учащегося, в котором описаны мальчики герои рассказа, оцените работу: насколько полно дана характеристика героев, насколько эффективно использованы цитаты. «Тургенев мастерски показывает разные типы детей. Самые яркие образы: запуганный и крайне суеверный Илюша, романтичный и тоже склонный к суевериям Костя, наконец, Павлуша — самый самостоятельный, смелый, и единственный, кто пытается искать мистическим проявлениям реальные причины. Хотя все же общая аура ночи произвела и на него впечатление, когда он, спустившись к реке, "услышал" голос утопленника Вани, звавшего его с собой. Образ Павлуши ключевой в рассказе, чувствуется, что автор симпатизирует ему: «Что за славный мальчик!» думал я, глядя на него». Эта оценка охотника выражает отношение автора к герою». 2. Прочитайте отрывок из сочинения учащегося, где он высказывает мысль об основной идее пьесы «Снегурочка». Оцените, насколько полно учащийся раскрыл идею пьесы. Как помогли раскрытию темы сочинения использованные языковые средства, цитаты из текста. «Всю сказку Снегурочка учится любви. Сама по себе она ведь такая холодная. Ей кто-то может нравиться, она даже плачет от ревности и обиды, но не чувствует тепла в сердце. И только в конце пьесы мама Весна передаёт ей это умение – любить. Можно было б сказать, что главная героиня, научившись любить, стала человеком. Но нет, ведь и её мама Весна тоже умела любить. и Снегурочка, как и Русалочка, пропала из этого мира. Тут важно, что любящий может отдать свою жизнь ради любимого, ведь он любит его больше себя. Это самое сложное – поставить 3 себя на место другого! Любить одного человека. Это а есть основная идея пьесы». -

СРОЧНО ДАЮ 50 балов 1. От чьего лица ведётся повествование в рассказе Михаила Михайловича Пришвина "Остров спасения "? 2. Какая река разлилась? 3. П … осле разлива, насколько прибавилось воды? 4. На одной косе длинным рядом, кто гляделся в воду? 5. На что становилась похожа обыкновенная веточка ивы? 6. Куда села водяная крыса? 7. Кто сидел на большом дереве, стоящем на высоком пригорке ? 8. Что выдало место пребывания крысы ? 9. Какая началась война ? 10. Что сделала крыса, собрав последние силы? 11. Как из воды выходили землеройки, полевки, водяные крысы, норки, заюшки, горностаюшки и белки ? 12. Кто заметил, что с утками что-то произошло? 13. Как изменились утки ? 14. Для кого утки стали желанной сушей? 15. Чем стал берег, для зверей ?

Как ответить на вопрос комиссии, почему я выбрала именно эту тему проекта? Тема: Особенности поэтического языка "горе от ума"​

1.Порівняйте творчість П.Куліша i Т.Шевченка з огляду на те, що вони обидва є представниками романтизму.Знайдіть спільні та відмінні риси, використову … йте вивчені у 9 КЛ. Твори. 2.Як «хутірна філософія» П.Куліша перегукується з твором Т. Шевченка «Садок вишневий коло хати»? Дайте характеристику тим «законам», які панують на хуторі «Хмарище».

1.На прикладі поем Т.Шевченка «Катерина» та «Наймичка» доведіть, що тема «матері та сина» є «вічною у літературі». Проведіть аналогії творами інших а … вторів, представників інших літератур. 2.3 послання Т.Шевченка «І мертвим, випишіть ті рядки I ПРОКОМЕНТУЙТЕ, які висловлюють: А.суперечку Б.пересторогу В.погрозу Г.заклик. ЗРОБІТЬ ВИСНОВОК, чому в одному творі такі різні настрої? Що хотів сказати цим автор?

Осинка, оса, осиновый, осиное, ослик, ослиный, подосиновик, осинник, осёл.

2. В трамвае один пассажир спрашивает у другого:

- На следующей остановке выходите?

А кондуктор напоминает:

- На следующей остановке выходите.

Объясните, чем отличаются друг от друга выделенные глаголы.

3.Произнеси звуки каждого слова в обратном порядке и запиши их рядом.

Лёд, лещ, горб, ешь, короб, пыж.

4.Попытайся подобрать к выделенным словам синонимы (близкие по значению слова), выражающие то или иное понятие сильнее, ярче, образнее.

Возле Ялты пошёл грозовой дождь. Глаза его расширились от страха. Уже после приезда в кухне, во время обеда, возникла ссора. Стена старого дома упала, окутываясь клубами пыли. Лето стояло сухое, жаркое.

5.Соедини в пары родственные профессии:

6.Какое слово расположено в орфографическом словаре между словами безотцовщина и безразличие?

а) безотходный б) безопасный

в) безразмерный г) безработный

7. Вставь пропущенные окончания.

Папа купил несколько килограмм…картофел…, апельсин…, яблок…, фасол….

С высоты птичьего полёта хорошо видны глубок… син… озеро, изумрудн… трава, пёстр… цветы.

8. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Илья Петрович. Какое отчество у Васиной мамы?

9.Прочитайте русские пословицы и пословицы других народов , соедините их попарно в зависимости от смысла.

Когда рак на горе свистнет Находясь среди ворон, нужно каркать, как они
С волками жить – по – волчьи выть Тихая вода берега подмывает
В тихом омуте черти водятся Когда у меня на ладони волосы вырастут

10. В какой из пар оба слова могут называть один и тот же предмет?

Ком – комик. Куль – кулик.

Кот – котик. Перс - персик

11. Игорь был груб с друзьями, часто подводил их. Однажды он пожаловался брату, что его обижают, не хотят с ним дружить. Какую пословицу напомнил ему брат?

12. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?

13.Запишите слово, которое образуется из соединения двух других слов.

Какая мера длины определяется двумя нотами?______________________

Какая ягода образуется при попадании твёрдых атмосферных осадков в напиток бога Диониса?___________________________________________

Какая сладость получится из полезного слезоточивого овоща, если приложишь к нему то, чего не хватает безумцам?_____________________

Какое ядовитое вещество получится, если длиннохвостая грызунья встретит длинношёрстного быка?___________________________________________

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку 4 класс 2015 год (для МОУО)

1. Распредели слова на группы.

Осинка, оса, осиновый, осиное, ослик, ослиный, подосиновик, осинник, осёл.

Решение.

осинка оса ослик
осиновый осиное ослиный
подосиновик осёл
осинник

Максимальное количество баллов – 4,5балла. За каждое правильно распределённое слово – 0,5 балла. За допущенные грамматические ошибки снимается 1 балл.

2. В трамвае один пассажир спрашивает у другого:

- На следующей остановке выходите?

А кондуктор напоминает:

- На следующей остановке выходите.

Объясните, чем отличаются друг от друга выделенные глаголы.

Решение. В выделенных глаголах ударение падает на разные слоги: в первом случае на второй слог, во втором случае на третий слог.

Максимальное количество баллов – 1балл. За допущенные грамматические ошибки снимается 0,5 балла.

3.Произнеси звуки каждого слова в обратном порядке и запиши их рядом.

Лёд, лещ, горб, ешь, короб, пыж.

Решение. Толь, щель, прок, шей, порок, шип.

Максимальное количество баллов – 3балла. За каждое правильно записанное слово – 0,5 балла. За допущенные грамматические ошибки снимается 1 балл.

4.Попытайся подобрать к выделенным словам синонимы (близкие по значению слова), выражающие то или иное понятие сильнее, ярче, образнее.

Возле Ялты пошёл грозовой дождь. Глаза его расширились от страха. Уже после приезда в кухне, во время обеда, возникла ссора. Стена старого дома упала, окутываясь клубами пыли. Лето стояла сухое, жаркое.

Решение. Возле Ялты пошёл (хлынул) грозовой дождь (ливень). Глаза его расширились от страха (ужаса). Уже после приезда в кухне, во время обеда, возникла (вспыхнула) ссора. Стена старого дома упала (рухнула), окутываясь клубами пыли. Лето стояло сухое, жаркое (знойное).

Максимальное количество баллов – 3балла. За каждый правильно подобранный синоним – 0,5 балла. За допущенные грамматические ошибки снимается 1 балл.

5.Соедини в пары родственные профессии:

Решение.Бармен – буфетчик, ковбой – пастух, банкир – ростовщик, дирижёр – капельмейстер, дантист – стоматолог, архитектор – зодчий, знахарь – врач, гид – экскурсовод, егерь - охотник (лесник).

Максимальное количество баллов – 4,5балла. За каждую правильно подобранную пару – 0,5 балла. За допущенные грамматические ошибки снимается 0,5 балла.

6.Какое слово расположено в орфографическом словаре между словами безотцовщина и безразличие?

а) безотходный б) безопасный

в) безразмерный г) безработный

Решение. Безработный, так как по алфавиту слова будут располагаться в следующем порядке: безопасный, безотходный, безотцовщина, безработный, безразличие, безразмерный.

Максимальное количество баллов – 1балл. За допущенные грамматические ошибки снимается 0,5 балла.

7. Вставь пропущенные окончания.

Папа купил несколько килограмм…картофел…, апельсин…, яблок…, фасол….

С высоты птичьего полёта хорошо видны глубок… син… озеро, изумрудн… трава, пёстр… цветы.

Решение. Папа купил несколько килограммов картофеля, апельсинов, яблок, фасоли.

С высоты птичьего полёта хорошо видны глубокое синее озеро, изумрудная трава, пёстрые цветы.

Максимальное количество баллов – 4,5балла. За каждое правильно вставленное окончание – 0,5 балла. За допущенные грамматические ошибки снимается 1 балл.

8. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Илья Петрович. Какое отчество у Васиной мамы?

Решение. Ильинична.

Максимальное количество баллов – 1балл. За допущенные грамматические ошибки снимается 0,5 балла.

9.Прочитайте русские пословицы и пословицы других народов, соедините их попарно в зависимости от смысла.

Когда рак на горе свистнет Находясь среди ворон, нужно каркать, как они
С волками жить – по – волчьи выть Тихая вода берега подмывает
В тихом омуте черти водятся Когда у меня на ладони волосы вырастут

Решение. 1).Когда рак на горе свистнет. - Когда у меня на ладони волосы вырастут. 2).С волками жить – по – волчьи выть. - Находясь среди ворон, нужно каркать, как они. 3).В тихом омуте черти водятся. - Тихая вода берега подмывает.

Максимальное количество баллов – 3балла. За каждую правильно подобранную пару – 0,5 балла. За допущенные грамматические ошибки снимается 1 балл.

10. В какой из пар оба слова могут называть один и тот же предмет?

Ком – комик. Куль – кулик.

Кот – котик. Перс - персик

Решение. Кот – котик.

Максимальное количество баллов – 1балла. За правильно определённую пару слов – 1 балл. За допущенные грамматические ошибки снимается 0,5 балла.

11. Игорь был груб с друзьями, часто подводил их. Однажды он пожаловался брату, что его обижают, не хотят с ним дружить. Какую пословицу напомнил ему брат?

Решение. Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ. Что посеешь, то и пожнёшь.

Максимальное количество баллов – 4балла. За первые 3 правильно подобранные пословицы ставится по 1 баллу. Учитываются другие пословицы, подходящие по смыслу. Если будет подобрано больше трёх пословиц, подходящих по смыслу, дополнительно ставится 1 балл. За допущенные грамматические ошибки снимается 0,5 балла.

12. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?

Решение. Делать из мухи слона.

Максимальное количество баллов – 1,5 балла. За допущенные грамматические ошибки снимается 0,5 балла.

13.Запишите слово, которое образуется из соединения двух других слов.

Какая мера длины определяется двумя нотами?______________________

Какая ягода образуется при попадании твёрдых атмосферных осадков в напиток бога Диониса?___________________________________________

Какая сладость получится из полезного слезоточивого овоща, если приложишь к нему то, чего не хватает безумцам?_____________________

Какое ядовитое вещество получится, если длиннохвостый грызун встретит длинношёрстного быка?___________________________________________

Решение. Миля, виноград, лукум, мышьяк.

Максимальное количество баллов – 4балла. За каждое правильно образованное слово – 1 балл. За допущенные грамматические ошибки снимается 1 балл.

Город желтого дьявола

. Над океаном и землею висел туман, густо смешанный с дымом, мелкий дождь лениво падал на темные здания города и мутную воду рейда.

У бортов парохода собрались эмигранты, молча глядя на все вокруг пытливыми глазами надежд и опасений, страха и радости.

- Это кто? - тихо спросила девушка полька, изумленно указывая на статую Свободы. Кто-то ответил:

Массивная фигура бронзовой женщины покрыта с ног до головы зеленой окисью. Холодное лицо слепо смотрит сквозь туман в пустыню океана, точно бронза ждет солнца, чтобы оно оживило ее мертвые глаза. Под ногами Свободы - мало земли, она кажется поднявшейся из океана, пьедестал ее - как застывшие волны. Ее рука, высоко поднятая над океаном и мачтами судов, придает позе гордое величие и красоту. Кажется - вот факел в крепко сжатых пальцах ярко вспыхнет, разгонит серый дым и щедро обольет все кругом горячим, радостным светом.

А кругом ничтожного куска земли, на котором она стоит, скользят по воде океана, как допотопные чудовища, огромные железные суда, мелькают, точно голодные хищники, маленькие катера. Ревут сирены, подобно голосам сказочных гигантов, раздаются сердитые свистки, гремят цепи якорей, сурово плещут волны океана.

Все вокруг бежит, стремится, вздрагивает напряженно. Винты и колеса пароходов торопливо бьют воду - она покрыта желтой пеной, изрезана морщинами.

И кажется, что все - железо, камни, вода, дерево - полно протеста против жизни без солнца, без песен и счастья, в плену тяжелого труда. Все стонет, воет, скрежещет, повинуясь воле какой-то тайной силы, враждебной человеку. Повсюду на груди воды, изрытой и разорванной железом, запачканной жирными пятнами нефти, засоренной щепами и стружками, соломой и остатками пищи, работает невидимая глазом холодная и злая сила. Она сурово и однообразно дает толчки всей этой необъятной машине, в ней корабли и доки только маленькие части, а человек - ничтожный винт, невидимая точка среди уродливых, грязных сплетений железа, дерева, в хаосе судов, лодок и каких-то плоских барок, нагруженных вагонами.

Ошеломленное, оглохшее от шума, задерганное этой пляской мертвой материи двуногое существо, все в черной копоти и масле, странно смотрит на меня, сунув руки в карманы штанов. Лицо его замазано густым налетом жирной грязи, и не глаза живого человека сверкают на нем, а белая кость зубов.

Медленно ползет судно среди толпы других судов. Лица эмигрантов стали странно серы, отупели, что-то однообразно-овечье покрыло все глаза. Люди стоят у борта и безмолвно смотрят в туман.

А в нем рождается, растет нечто непостижимо огромное, полное гулкого ропота, оно дышит навстречу людям тяжелым, пахучим дыханием, и в шуме его слышно что-то грозное, жадное.

Это - город, это - Нью-Йорк. На берегу стоят двадцатиэтажные дома, безмолвные и темные "скребницы неба". Квадратные, лишенные желания быть красивыми, тупые, тяжелые здания поднимаются вверх угрюмо и скучно. В каждом доме чувствуется надменная кичливость своею высотой, своим уродством. В окнах нет цветов и не видно детей.

Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными зубами. Он дышит в небо тучами дыма и сопит, как обжора, страдающий ожирением.

Войдя в него, чувствуешь, что ты попал в желудок из камня и железа, в желудок, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, переваривает их.

Улица - скользкое, алчное горло, по нему куда-то вглубь плывут темные куски пищи города - живые люди. Везде - над головой, под ногами и рядом с тобой - живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо. Вызванное к жизни силою Золота, одушевленное им, оно окружает человека своей паутиной, глушит его, сосет кровь и мозг, пожирает мускулы и нервы и растет, растет, опираясь на безмолвный камень, все шире раскидывая звенья своей цепи.

Как огромные черви, ползут локомотивы, влача за собою вагоны, крякают, подобно жирным уткам, рожки автомобилей, угрюмо воет электричество, душный воздух напоен, точно губка влагой, тысячами ревущих звуков. Придавленный к этому грязному городу, испачканный дымом фабрик, он неподвижен среди высоких стен, покрытых копотью.

На площадях и в маленьких скверах, где пыльные листья деревьев мертво висят на ветвях, - возвышаются темные монументы. Их лица покрыты толстым слоем грязи, глаза их, когда-то горевшие любовью к родине, засыпаны пылью города. Эти бронзовые люди мертвы и одиноки в сетях многоэтажных домов, они кажутся карликами в черной тени высоких стен, они заплутались в хаосе безумия вокруг них, остановились и, полуослепленные, грустно, с болью в сердце смотрят на жадную суету людей у ног их. Люди, маленькие, черные, суетливо бегут мимо монументов, и никто не бросит взгляда на лицо героя. Ихтиозавры капитала стерли из памяти людей значение творцов свободы.

Кажется, что бронзовые люди охвачены одной и той же тяжелой мыслью:

"Разве такую жизнь хотел я создать?"

Вокруг кипит, как суп на плите, лихорадочная жизнь, бегут, вертятся, исчезают в этом кипении, точно крупинки в бульоне, как щепки в море, маленькие люди. Город ревет и глотает их одного за другим ненасытной пастью.

Одни из героев опустили руки, другие подняли их, протягивая над головами людей, предостерегая:

- Остановитесь! Это не жизнь, это безумие. Все они - лишние в хаосе уличной жизни, все не на месте в диком реве жадности, в тесном плену угрюмой фантазии из камня, стекла и железа.

Однажды ночью они все вдруг сойдут с пьедесталов и тяжелыми шагами оскорбленных пройдут по улицам, унося тоску своего одиночества прочь из этого города, в поле, где блестит луна, есть воздух и тихий покой. Когда человек всю жизнь трудился на благо своей родины, он этим, несомненно, заслужил, чтоб после смерти его оставили в покое.

По тротуарам спешно идут люди туда и сюда, по всем направлениям улиц. Их всасывают глубокие поры каменных стен. Торжествующий гул железа, громкий вой электричества, гремящий шум работ по устройству новой сети металла, новых стен из камня - все это заглушает голоса людей, как буря в океане крики птиц.

Лица людей неподвижно спокойны - должно быть, никто из них не чувствует несчастья быть рабом жизни, пищей города-чудовища. В печальном самомнении они считают себя хозяевами своей судьбы - в глазах у них порою светится сознание своей независимости, но, видимо, им непонятно, что это только независимость топора в руке плотника, молотка в руке кузнеца, кирпича в руках невидимого каменщика, который, хитро усмехаясь, строит для всех одну огромную, но тесную тюрьму. Есть много энергичных лиц, но на каждом лице прежде всего видишь зубы. Свободы внутренней, свободы духа - не светится в глазах людей. И эта энергия без свободы напоминает холодный блеск ножа, который еще не успели иступить. Это - свобода слепых орудий в руках Желтого Дьявола - Золота.

Я впервые вижу такой чудовищный город, и никогда еще люди не казались мне так ничтожны, так порабощены. И в то же время я нигде не встречал их такими трагикомически довольными собой, каковы они в этом жадном и грязном желудке обжоры, который впал от жадности в идиотизм и с диким ревом скота пожирает мозги и нервы.

О людях - страшно и больно говорить.

Вагон "воздушной дороги" с воем и грохотом мчится по рельсам, между стен домов узкой улицы, на высоте третьих этажей, однообразно опутанных решетками железных балконов и лестниц. Окна открыты, и почти в каждом из них - фигуры людей. Одни работают, что-то шьют или считают, наклонив головы над конторками, другие просто сидят у окон, лежат грудью на подоконниках и смотрят на вагоны, каждую минуту пробегающие мимо их глаз. Старые, молодые и дети - все одинаково безмолвны, однообразно спокойны. Привыкли к этим стремлениям без цели, привыкли думать, что тут есть цель. В глазах нет гнева против владычества железа, нет ненависти к его торжеству. Мелькание вагонов сотрясает стены домов, вздрагивают груди женщин, головы мужчин; на решетках балконов валяются тела детей и тоже дрожат, привыкая принимать эту отвратительную жизнь как должное, неизбежное. В мозгах, которые всегда встряхивают, вероятно, невозможно мысли плести свои смелые, красивые кружева, невозможно родить живую, дерзкую мечту.

«Воронья слободка» загорелась в двенадцать часов вечера, в то самое время, когда Остап Бендер танцевал танго в пустой конторе, а молочные братья Балаганов и Паниковский выходили из города, сгибаясь под тяжестью золотых гирь.
В длинной цепи приключений, которые предшествовали пожару в квартире номер три, первым звеном была ничья бабушка. Она, как известно, жгла на своей антресоли керосин, так как не доверяла электричеству. После порки Васисуалия Андреевича в квартире давно уже не происходило никаких интересных событий, и беспокойный ум камергера Митрича томился от вынужденного безделья. Поразмыслив хорошенько о бабушкиных привычках, он встревожился.
– Сожжет, старая, всю квартиру, – бормотал он, – ей что, а у меня один рояль, может быть, две тысячи стоит.
Придя к такому заключению, Митрич застраховал от огня все свое движимое имущество. Теперь он мог быть спокоен и равнодушно глядел, как бабушка тащила к себе наверх большую, мутную бутыль с керосином, держа ее на руках, как ребенка. Первым об осторожном поступке Митрича узнал гражданин Гигиенишвили и сейчас же истолковал его по-своему. Он подступил к Митричу в коридоре и, схватив его за грудь, угрожающе сказал:
– Поджечь всю квартиру хочешь? Страховку получить хочешь? Ты думаешь, Гигиенишвили дурак? Гигиенишвили все понимает!
И страстный квартирант в тот же день сам застраховался на большую сумму. При этом известии ужас охватил «Воронью слободку». Люция Францевна Пферд прибежала на кухню с вытаращенными глазами.
– Они нас сожгут, эти негодяи! Вы как хотите, граждане, а я сейчас же иду страховаться! Гореть все равно будем, хоть страховку получу. Я из-за них по миру идти не желаю.
На другой день застраховалась вся квартира, за исключением Лоханкина и ничьей бабушки. Лоханкин читал «Родину» и ничего не замечал, а бабушка не верила в страховку, как не верила в электричество. Никита Пряхин принес домой страховой полис с сиреневой каемкой и долго рассматривал на свет водяные знаки.
– Это выходит, значит, государство навстречу идет? – сказал он мрачно, – оказывает жильцам помощь? Ну, спасибо. Теперь, значит, как пожелаем, так и сделаем!
И, спрятав полис под рубаху, Пряхин удалился в свою комнату. Его слова вселили такой страх, что в эту ночь в «Вороньей слободке» никто не спал. Дуня связывала вещи в узлы, а остальные коечники разбрелись ночевать по знакомым. Днем все следили друг за другом и по частям выносили имущество из дому.
Все было ясно. Дом был обречен. Он не мог не сгореть. И, действительно, в двенадцать часов ночи он запылал, подожженный сразу с шести концов.

Читайте также: