Стена дома выходит на улицу

Обновлено: 14.05.2024

Далеко не редкий случай, когда стены не промерзают, не сыреют и не покрываются грибком, от них просто «тянет холодом» и создается ощущение сквозняка. Такой дискомфорт возникает, когда разница температур внутреннего воздуха помещения и внутренней поверхности стены составляет более 4°С.

Причин снижения температуры внутренней поверхности стены ниже нормативной может быть несколько: неудовлетворительная работа системы отопления, снижение теплосопротивления стены вследствие намокания или обычный брак, допущенный на стадии проектирования или строительства дома. Например, холодной может оказаться стена, выходящая на неотапливаемый подъезд. Она изначально проектировалась как внутренняя стена, разделяющая два помещения, температура воздуха в которых примерно одинаковая. Однако если в подъездах не работают радиаторы отопления или их совсем нет, а окна и двери подъездов разбиты, то и температура воздуха в подъезде снижается. Относительно тонкая внутренняя стена воспринимает помещение подъезда «как улицу» и температура внутренней ее поверхности снижается ниже нормативной, а сама стена работает как радиатор на обогрев подъезда. Холодной может оказаться и сухая внешняя стена проектной толщины, при возведении которой был допущен строительный брак, например, неполное заполнение раствором швов кирпичной кладки или неправильная разделка швов между панелями в панельных домах.

Самый простой способ сплошного утепления холодной и сухой, — подчеркнем это слово, сухой, — стены, это повесить на нее ковер. Хотя это и не модно, но достаточно эффективно. Ковер во всю стену повысит температуру ее внутренней поверхности и от стены уже не так сильно будет «тянуть холодом». Если этот способ кажется вам неприемлемым, то стену полностью утепляют. Однако целью такой теплоизоляции не должно служить достижение современных теплотехнических норм, как уже неоднократно говорилось, внутреннее утепление не приносит должного эффекта, а наоборот, усугубляет ситуацию.

Целью утепления должно стать повышение температуры ее внутренней поверхности до нормативной, то есть, по сути, мы должны не утеплить стену, а просто увеличить ее толщину таким образом, чтобы разница температур на внутренней поверхности стены и воздуха внутри помещения оказалась не более 4°С.

Как бы странно это не звучало, но внутреннее утепление стены желательно производить без утеплителя. А если применять утеплитель, то лучше использовать фольгированные тонкие утеплители с тщательным проклеиванием швов алюминиевым скотчем. Фольга должна быть направлена в сторону помещения. Если вы решитесь на утепление стен с применением плитного ватного или вспененного утеплителя, то в обязательном порядке должен быть произведен теплотехнический расчет с подрасчетом на выпадение росы в толще стены или утеплителя и подведением годового влажностного баланса стены. Толщина утепления должна быть подобрана теплотехническим расчетом. При этом нужно руководствоваться не достижением современных теплотехнических норм по теплосопротивлению стены (это тот случай, когда нормой лучше пренебречь), а найти оптимальный вариант толщины утеплителя, при котором на внутренней поверхности стены не будет конденсироваться влага. Если это невозможно, то годовой баланс влагонакопления в стене должен быть отрицательным, то есть накопленная в ней зимой влага должна быть испарена летом. Такие расчеты — сложная инженерная задача и делать их должны специалисты.

Один из самых простых способов внутреннего утепления без утеплителя — заменить штукатурку стен на гипсокартонную обшивку. Однако этот способ годится только для помещений с сухим и нормальным микроклиматом. Для помещений с повышенной влажностью воздуха обычный гипсокартон лучше заменить на влагостойкий либо на древесноволокнистые плиты (ДВП-Т, МДФ), ориентированно-стружечные плиты (OSB), цементно-стружечные плиты (ЦСП), влагостойкую фанеру, стеновые панели ПВХ или деревянную вагонку. Эти материалы крепятся на стену при помощи клея, например, так крепится гипсокартон, либо на каркас. Если очень необходимо, то перед установкой каркаса на стену приклеивается фольгированный рулонный утеплитель, стыки которого защищаются от проникновения пара из помещения алюминиевым скотчем. Таким образом, между утеплителем, защищенным со стороны помещения пароизоляцией, и внутренней поверхностью облицовки стены создается воздушная прослойка. Толщину воздушной прослойки нужно делать не менее 20 и не более 50 мм.

Применение тонкого теплоизоляционного материала дает шанс оставить изотерму нулевой температуры в толще стены, то есть не допустить ее сквозного промерзания. Однако нахождение изотермы температуры точки росы и вероятность выпадения конденсата желательно определять расчетом. Иначе грош цена такому утеплению, в котором пар будет конденсироваться, например, на фольге утеплителя и стекать на перекрытие. Как показывает практика, утепление стен толстыми листами плитного утеплителя (от 50 мм и выше) почти всегда приводит к выпадению росы на границе стены и утеплителя. Применение тонкого рулонного утеплителя снижает эту вероятность, но пар может конденсироваться на фольгированном слое. Устройство воздушной прослойки между утеплителем и отделкой стены помогает «сушить» фольгу. Лучше, если воздушный зазор будет незамкнутым, а открытым у пола и потолка, но для внутренней отделки это сложно решаемая задача. Вентилируемый продух плохо сочетается с интерьером помещения.

Для устранения дискомфорта, связанного с понижением температуры внутренней поверхности стены ниже нормативной, бывает достаточным просто увеличить толщину стены обшивкой без применения утеплителей, с плотным прилеганием обшивки к стене. Делая такую, в общем-то, нехитрую конструкцию, мы не сильно уменьшаем жилплощадь и не очень вмешиваемся в тепературно-влажностный режим работы стены, но при этом поднимаем температуру ее внутренней поверхности. Изотерма температуры внутренней поверхности стены остается под обшивкой, а температура на поверхности обшивки будет выше и от стены уже не будет «тянуть холодом».

Классификация зданий. Здания - это наземные строения, в которых размещаются помещения, необходимые для той или другой деятельности человека: жилые дома, школы, театры, клубы, магазины, фабрично-заводские корпуса.

По назначению здания подразделяются на жилые, общественные (школы, больницы, клубы, магазины), промышленные (электростанции, корпуса фабрик, заводов, мастерские, депо), сельскохозяйственные (коровники, теплицы, птичники, зернохранилища).

По числу этажей здания бывают одноэтажные, мало- и многоэтажные, высотные.

По капитальности здания подразделяются на группы в зависимости от их долговечности и огнестойкости.

Степени долговечности зданий.

Для ограждающих конструкций зданий установлены следующие степени долговечности:

  1. Первая степень более 100 лет;
  2. Вторая степень 50-100 лет;
  3. Третья степень 30-50 лет;

Конструкции, срок службы которых менее 30 лет, считаются недолговечными и их применяют только для временных сооружений. Огнестойкость определяется степенью возгораемости материалов, применяемых для строительства здания.

Основные части зданий (рис. 1). Каждое здание состоит из фундамента, стен, перекрытий, крыши, перегородок, окон, дверей, лестниц и других конструктивных элементов.

Основные части зданий

Рис. 1. Основные части здания: 1 - основание, 2, 23 - стены, 3 - фундамент, 4 - оконный проем, 5 - перегородка, 6 - межэтажное перекрытие, 7 - пол, 8 - подоконник, 9 - заглушина, 10 - чердачное перекрытие, 11 - стропила, 12 - венчающий карниз, 13 - обрешетка, 14 - кровля, 15 - дымовая труба, 16 - слуховое окно, 17 - балкон, 18 - сандрик, 19 - слив, 20 - пилястра, 21 - поясок, 22 - цоколь, 24 - перемычка, 25 - марш, 26 - площадка, 27 - перила

Фундамент (3) - подземная часть здания, служащая для восприятия нагрузки от здания и передачи его основанию (1). Основание бывает естественным или искусственным. Нижнюю плоскость фундамента, непосредственно соприкасающуюся с основанием, называют подошвой фундамента. Расстояние по вертикали от поверхности земли до подошвы называют глубиной заложения фундамента. Глубина заложения фундамента зависит от прочности грунта основания, глубины промерзания и т. д.

По конструкции фундаменты бывают ленточные, имеющие вид непрерывных стен; столбчатые в виде системы отдельно стоящих столбов; сплошные в виде плиты под всей площадью здания и свайные, состоящие из отдельных стоек, связанных между собой железобетонным ростверком (плитой, поясом или балкой).

Обычно стены здания делают тоньше фундамента, поэтому с фасадной стороны он несколько выступает из плоскости стены, образуя цоколь (22). Цоколь больше других частей стены подвержен влиянию сырости и механическим повреждениям. Поэтому наружную поверхность его оштукатуривают цементным раствором или облицовывают стойкими к атмосферным воздействиям материалами. Чтобы по фундаменту влага не проникала на стены, в цоколе на высоте 15-20 см от уровня земли устраивают гидроизоляцию из водонепроницаемых материалов. Если здание запроектировано с подвалом, то устраивают еще один гидроизоляционный слой на 10 см ниже уровня пола подвала. При необходимости фундаменты с наружной и внутренней сторон изолируют дегтевыми мастиками, на которые наклеивают толь.

Стены, отделяющие помещения здания от внешнего пространства, называют наружными (23), а те, которые делят внутреннее пространство здания на отдельные помещения, внутренними (2). Стены могут воспринимать не только собственную силу тяжести, но и нагрузку от перекрытий, крыши, т. е. выполнять несущие функции. Если стены не несут никакой нагрузки, они называются ненесущими.

Часто вместо внутренних ненесущих стен устраивают тонкие перегородки (5). Это дает возможность увеличить полезную площадь здания. Однако толщина перегородок должна быть такой, чтобы они были не звукопроводными и нетеплопроводными.

В стенах устраивают проемы (4 )для окон и дверей. Та часть стены, которая перекрывает проем, называется перемычкой (24). Участки стен, расположенные между проемами, называются простенками. Простенки бывают рядовые (между проемами) и угловые (между проемом и углом здания). Нишами называются углубления в стенах, которые служат для размещения приборов отопления, устройства стенных (встроенные) шкафов и т. д.

Часто для усиления стен, а также для придания устойчивости стенам большой высоты и протяженности на них устраивают узкие вертикальные выступы прямоугольного или полукруглого сечения. Прямоугольные выступы называются (20), полукруглые - полуколоннами. Пилястры и полуколонны являются также средствами вертикального членения стен и элементами архитектурной композиции.

Карниз - горизонтальный выступ стены, выходящий за ее поверхность. Карниз, расположенный вверху стены, т. е. под кровлей, называется венчающим (12) (или главным). Его назначение - предохранять стену от увлажнения дождевой и талой водой, стекающей с крыши. Карниз придает зданию законченный вид и является также архитектурной деталью. Вылет карниза, т. е. величина его выступа за стену, бывает различным. Кроме венчающего карниза на стенах устраивают промежуточные или междуэтажные карнизы, а также мелкие горизонтальные выступы простой формы, называемые поясками 21. Небольшие карнизы, которые располагают над окнами и дверями, называют сандриками 18. Междуэтажные или промежуточные карнизы, пояски и сандрики защищают стены от дождя и в то же время вносят разнообразие в архитектурное оформление здания.

К завершающим элементам стен, расположенным выше венчающего карниза, относятся парапеты, фронтоны и щипцы.

Парапет - невысокая стенка, ограждающая крышу.

Фронтон - участок стены, обычно треугольной формы, ограждающий чердачное пространство при устройстве двухскатной крыши и ограниченный ее скатами. Фронтоны иногда обрамляют наклонным венчающим карнизом. Если нет горизонтального карниза, который отделяет фронтон от стены, треугольный верх стены называется щипцом.

Балконы, лоджии и эркеры служат для повышения эксплуатационных качеств зданий и архитектурного оформления. Балкон (17) открытая огражденная площадка, выступающая за плоскость наружной стены. Балкон состоит из несущей конструкции, пола и ограждения. Лоджия - терраса, встроенная в габариты здания, огражденная с трех сторон стенами и открытая только со стороны фасада. Эркер - закрытый балкон, увеличивающий полезную площадь. В плане эркерам придают прямоугольную, многоугольную или треугольную форму.

Отдельные опоры - стойки в виде столбов (колонн), которые поддерживают перекрытия, крышу, стены и передают нагрузки от них на фундаменты.

Перекрытия - конструкции, которые разделяют внутреннее пространство здания на этажи. Кроме того, перекрытия несут нагрузку от людей, машин, оборудования и собственную силу тяжести. В зависимости от расположения в здании перекрытия бывают междуэтажные (6), разделяющие смежные по высоте этажи; чердачные (10), отделяющие верхний этаж от чердака, а также надподвальные, отделяющие первый этаж от подвала.

Перекрытия делают деревянные, из монолитного железобетона, сборных железобетонных плит, гипсошлаковых блоков и т. д. Их опирают непосредственно на колонны или на деревянные, стальные и железобетонные балки.

Перекрытие образует с верхней стороны пол (7), с нижней - потолок. Для звуко- и теплоизоляции на верхнюю часть перекрытия настилают изоляционные материалы, а по ним устраивают пол дощатый, паркетный, из керамических и пластикатных плиток, линолеума, цементного раствора, камня, асфальта, ксилолита.

Окна и фонари служат для освещения и проветривания помещения. Оконный проем (4) с вставленной коробкой и остекленными переплетами называется окном. Через окна помещения освещаются естественным светом и вентилируются. Окна не должны обладать повышенной звуко- и теплопередачей. В больших помещениях - цехах, залах - в дополнение к окнам на крышах устраивают световые и вентиляционные фонари, которым придают различную форму.

Вставляемые в оконные проемы коробки занимают только часть стены по ее толщине. Оставшиеся части с наружной и внутренней сторон за пределами коробки называются откосами, а между коробками - заглушинами (9). Когда применяют одинарные коробки или спаренные переплеты, заглушин между ними не бывает. Откосы подразделяются на внутренние и наружные. С внутренней стороны в нижней части окна устанавливают широкую плиту - подоконник (8), а с наружной - узкую плиту из цементного раствора - слив (19).

Двери делают в стенах и перегородках. Для этого устраивают проемы, в которых укрепляют коробки с дверным полотном. Наружные и внутренние дверные проемы, как и оконные, имеют откосы, а при двойных коробках и заглушины.

Лестницы состоят из наклонных маршей (25) со ступенями и горизонтальных площадок (26). Лестницы изготовляют из дерева, железобетона, металла и других материалов. На лестницах обязательно устанавливают ограждения - перила (27), которые чаще всего состоят из металлических стоек и пластмассового или деревянного поручня.

Крыша служит для защиты здания от дождя, снега, ветра. Она состоит из несущей части и ограждения. К несущей части относятся стропила (11), к ограждению - кровля (14), положенная на обрешетку (13) или по железобетонным плитам и стяжкам.

Кровли устраивают из асбестоцементных волнистых листов, плоских плиток, дерева, рулонных материалов - толя, пергамина и рубероида, положенных на дегтевых, битумных или других мастиках, а также из кровельной стали. На крышу выходят дымовые или вентиляционные трубы (15) и слуховые окна (16).


a37ec8a27f47cade6fd0a08a66eb3c46.jpg

Многие здания России и всего мира представляют собой величественные архитектурные ансамбли, которые выполнены как произведения искусства.

На торцах двух десятиэтажных жилых домов, примыкающих друг к другу углами, как раскрытая книга, посреди города Комсомольск-на-Амуре, художники создали картину. Теперь здесь в натуральную величину изображен военный корабль, плывущий по открытому морю.

Торцевая сторона — это источник вдохновения для многих творцов мирового искусства. Картины исполинских размеров называют марал-арт. Они могут создаваться в стиле граффити либо стрит-арт. Сначала создается эскиз, заносится в компьютер. Электроника проецирует картину на здание. Художник с автовышки обводит контуры картины, ставя отметки, где какой цвет.

Важно! Существует много отреставрированых зданий. Самые популярные портреты на домах Москвы: режиссера Сергея Эйзенштейна в Ватином переулке, композитора Александра Скрябина рядом с Павелецким вокзалом, Анны Ахматовой, улица Гиляровского, Михаила Булгакова, дом № 33 Большого Афанасьевского переулка на Арбате

Разновидности

Лицевая сторона здания называется фасадом, именно она встречает гостей. Но следует учитывать, что и другие стороны здания тоже являются фасадами. Однако они не лицевые, а боковые, задние и так далее. Все они разделяются по конструктивным особенностям:

  1. Каменные, кирпичные.
  2. Бетонные, монолитные.
  3. Светопрозрачные.
  4. Навесные вентилируемые конструкции. Они различаются по облицовке. Облицовка может быть выполнена: керамогранитом, панелями из алюминия, из фиброцемента, металлокассет, сайдинга, блокхауза, декоративной доски, нержавеющей стали.
  5. Медиафасфад. Это наиболее современная разновидность лицевой стороны здания. В данном случае устанавливаются экраны. Все вместе данные экраны образуют видеокартинку. В итоге лицевая сторона здания выглядит как один большой экран. Смотрится очень модно и современно.

Чтобы красиво оформить главную сторону, некоторые профессионалы советуют применить лепнину, изразцы. Можно воспользоваться обыкновенной штукатуркой, окраской.

Что такое фасад

Внимание! Так называется лицевой, наружный участок сооружения. Обычно он размещается по длинной стороне, где выполняется центральный парадный вход

Вокруг него устраивают пышные колонны, украшают лепниной, позолотой, насаживают вазонные цветы, устанавливают скульптуры. Перед ним разбивают парк, оборудуют фонтан, бассейн. Бывает центральный и боковой фасад.

Виды фасада

Существует несколько типовых конструкций. Наиболее распространенные из них:

  1. Главный. Он располагается на центральном месте – посреди длинной, парадной стороны дома. К нему проложены дорожки из тротуарной плитки, сделан подъезд для автомобилей.
  2. Боковой. Торцевая стена служит входом в сооружение.
  3. Задний. Устраивается на обратной стороне, с заднего двора. Сюда подъезжают машины, оформлен парадный вход. Задняя часть дома олицетворяет всю архитектурную композицию.
  4. Уличный. Жилой дом расположен вдоль проезжей дороги, выходя прямо на улицу. Парадный вход выполнен с крыльцом, окруженным колоннами с лепниной.
  5. Дворовый. Центральный вход расположен со двора. Здесь же находится площадка для автомобилей.
  6. Садовый. Выполнен в саду, который окружает длинную центральную сторону сооружения.

Всегда ли уместно говорить торец дома

Как уже говорилось ранее, торец здания — это короткий боковой фасад. Однако если сооружаемое здание имеет квадратную форму, то у него не будет торцов. Также если у длинного и узкого сооружения главный вход в него расположен на самой маленькой по площади стене, то такой «торец здания» — это самый настоящий главный фасад. Он богаче всего задекорирован по сравнению со всеми остальными внешними стенами постройки. Как правило, такой «торец» с главным входом ранее часто оживляли пилястрами, лепкой, украшали различными нишами.

15b233a57c479b5707b13acb18757147.jpg

В соответствии с действующими законодательными нормативами, лицевым называют фасад, который хорошо виден со стороны центральной улицы или проезжей части. И если такой фасад расположен на узкой внешней стене здания, то о такой постройке вообще нельзя сказать, что она имеет торцы. У нее есть только фасады — главный, задний, боковые и т.п.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Различия торца и фасада зданий

Существуют следующие различия между фасадом и торцом здания:

  1. Первый – главная стена здания, второй – второстепенная.
  2. Один длинный, другой короткий.
  3. Первый обычно украшают, второй имеет более скромное убранство.
  4. Один, как правило, имеет вход, крыльцо, окна, двери, другой во многих случаях глухой.
  5. Иногда бывают исключения из этих правил.

Лицевой фасад материалы для оформления

Для того чтобы оформить главный вид здания, применяют следующие материалы:

  • камень;
  • сайдинг;
  • панель;
  • штукатурка;
  • кирпич для облицовки.

c93442e72b28fec3db5888100752afbf.jpg

Что наиболее часто используется

Для отделки лицевой стороны часто используют камни. Можно применять как натуральные, так и искусственные камни. Наибольшей популярностью пользуются следующие натуральные камни:

  • мрамор;
  • известняк;
  • гранит;
  • габбро.

Искусственные камни очень популярны. Особым спросом пользуется архитектурный бетон. Его еще именуют «белым камнем». Из «белого камня» можно создать элементы декора для окон и дверей, а также навесные панели.

Подобное оформление может быть достаточно длинным (несколько кв.м). Причем толщина «белого камня» небольшая и составляет около 10 см.

Фасад и торец

Слово «фасад» имеет французские корни и близко по смыслу на русском языке звучит как «лицо, лицевая сторона». С архитектурной точки зрения это вид внешних стен постройки под прямым углом зрения. Специалисты различают главный, боковой фасад (торец здания вполне может быть боковым фасадом), уличный, дворовый, парковый. В специальной литературе можно встретить даже выражение «морской фасад» — сторона здания, обращенная к морю.

Чаще всего современное гражданское строительство предпочитает сооружать многоквартирные жилые дома с глухим торцом. Глухой торец здания – это боковой фасад (стена) без оконных и дверных проемов. Такая стена может нести на себе функции брандмауэра, т.е. представлять собой капитальную огнестойкую стену, разъединяющую соседние здания с целью воспрепятствовать распространению огня во время пожара. Так обычно происходит между домами, стоящими вдоль улицы, т.е. жилые постройки расположены торцами друг к другу.

29c7f9a56cd852f19e5755b07f2a52ad.jpg

Вместе с тем глухие боковые фасады могут украсить собой улицы города и стать важным объектом архитектурной среды. Огромные панно, которые стали все чаще и чаще появляться на глухих стенах, выходящих на центральные улицы, эффектно выглядят и хорошо воспринимаются с пешеходных путей.

Так ли необходим тамбур в частном доме – этим вопросом часто задаются при проектировании. С одной стороны, в последние годы возникла тенденция к отказу от него. Хорошие двери и архитектурные решения позволяют обойтись без тамбура и сэкономить немало пространства. С другой стороны, это западное веяние, а наш климат куда суровее, и как бы не пришлось впоследствии пожалеть о таком решении – в морозные зимы оценка важности тамбура может сильно поменяться! Подробнее о тамбурах, их видах и функциях, а также о том, когда они необходимы, а когда без них можно обойтись, и будет рассказано в статье.


Функции тамбура и когда можно обойтись без него

Тамбур – переходное пространство между домом и улицей, представляющее собой коридор с дверями с обеих сторон. Его размеры могут быть разными: от совсем небольших, рассчитанных лишь на проход одного человека, до достаточных для размещения вешалок и лавок. Тамбур – буфер между уличным воздухом и внутренними комнатами. В нём холодный воздух задерживается, так что в дом затем попадает только его небольшая часть.

Также тамбур служит защитой от сырости и ветра, да и летом полезен – уже для защиты от жары. Зимой же, даже если он не отапливается, потери тепла всё равно значительно снижаются. Из-за всего перечисленного в многоквартирных домах тамбур необходим для умеренного и холодного климата. Но в случае с частным домом требуется ли он – решать хозяевам.

Основные функции тамбура:

  • защищает от холодного воздуха при открытии двери;
  • снижает расходы на отопление;
  • защищает входную дверь от промерзания;
  • может использоваться как гардероб;
  • предотвращает попадание в дом снега, воды с зонтов, пыли, грязи;
  • в нём можно хранить инвентарь, инструменты и прочие вещи.


Но всё не так идеально – есть ряд важных оговорок. Чтобы выходящая на улицу металлическая дверь не промерзала, температура воздуха в тамбуре должна быть ниже, чем в доме, обычно примерно на 5-10 градусов. В результате гардероб получается не очень комфортным: в нём плохо сохнет обувь, а одежда довольно холодная. Иногда из-за этого вовсе приходится отказаться от использования тамбура для гардероба.

Важно и то, что под тамбур приходится отвести часть площади – обычно это от 4 до 8 квадратных метров, которые могли бы использоваться с большей пользой. В основном именно из-за этого от него иногда и отказываются. Опорой служит опыт Европы и Америки – там при строительстве частных домов без тамбуров обходятся всё чаще. Помимо выигрыша в площади, это упрощает дизайн: если тамбура нет, при входе взгляду предстаёт просторное помещение, и это гораздо приятнее тесной комнатки. Ещё один фактор – из-за тамбура иногда бывают проблемы с габаритной техникой и мебелью, её оказывается куда сложнее как занести в дом, так и вынести из него.

Свою роль во всё более частом отказе от тамбура сыграло и совершенствование дверей – раньше их использовали именно из-за некачественных створок и не лучшим образом справляющихся с удержанием тепла проёмов, теперь же такая проблема не стоит, достаточно лишь выбрать хорошие двери и тщательно подойти к и установке. Но в нашем климате даже лучшие двери не всегда справляются. Поэтому важную роль при решении играет регион: на юге страны отказ от тамбура часто оправдан, в центральной полосе значительно реже, не говоря уже о северных регионах. Важно и то, насколько часто дуют холодные ветры в местности, каков её рельеф; защита от ветра иногда может быть самой важной функцией тамбура. Расспросить соседей, живущих в домах как с тамбурами, так и без них – очень полезно для принятия решения.


Виды и альтернативы тамбура

Не всегда тамбур – небольшое и лишённое окон помещение, существуют разные виды и альтернативы. Среди них:

Выделялось несколько типов греческих жилых домов: апсидальный, мегаронный, пастадный и перистильный. Апсидальный и мегаронный дома строили в раннем периоде истории Греции. Апсидальный дом представлял собой в плане прямоугольник с закругленной в виде апсиды торцовой стеной. Он состоял из одной комнаты. Позднее характерным стал другой тип дома — мегаронный.

Греческие дома отличались друг от друга в зависимости от времени постройки и богатства хозяина. Но во всех греческих домах было достаточно много общего.

В Древней Греции существовало правило: «Женщина в доме, мужчина — вне дома». Именно оно определяло замкнутость античного жилища и деление его на две части — мужскую и женскую. Семья общалась во внутреннем дворе. Дом предназначался для ночлега: жизнь грека протекала вне его дома на стадионах и в портиках. Мягкий климат позволял большую часть времени проводить под открытым небом. Поэтому жилье не очень волновало греков. Жилые дома не имели большого общественного значения, поэтому не проявлялось большой заботы об их устройстве.

Вкус к богатству жилья возник только в эпоху эллинизма.

Фундаменты домов делали из грубого камня или песчаника, стены — из кирпича-сырца, частично с деревянными каркасами. Стены штукатурили с наружной стороны, перекрытия делали деревянными. Сырцовые необожженные кирпичи не были достаточно прочными, но дешевыми и удобными в строительстве, поэтому ворам ничего не стоило проникнуть в дом, проломив или прокопав отверстие в стене. Стены из необожженного кирпича даже не выламывали, а прокапывали. Взломщики так и назывались — стенокопы.

Античное жилище было замкнутым: на улицу выходила глухая стена, но не фасад дома. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу — простыми и гладкими. Крыши греческих домов также обычно были плоскими, и по ним можно было ходить.Также были двускатные черепичные крыши. Комнаты освещались через двери, ведущие во внутренний двор. Двор назывался айле. Жилье строилось с расчетом, чтобы зимой солнце как можно больше нагревало дом, а летом было прохладно. Главная комната, находящаяся на задней стороне двора и открытая спереди, выходила на юг, чтобы зимой солнце могло проникать в нее и согревать, а летом освещало бы только крышу.

Двери и ставни делали из дерева, которое считалось дорогим материалом: в Греции его было мало. Дверные петли изготавливали из бронзы. Войдя с улицы в узкий темный коридор, человек попадал в солнечный, уютный дворик. Окон на первом этаже не было, свет проникал со двора. Во втором этаже окна были. Под крышами виднелись узкие форточки для освещения комнат. Маленькие окошки у потолка прикрывали деревянными ставнями. Над дверями делали отверстия со створками. Верхний этаж выдавался на улицу и опирался на столбы.

Выделялось несколько типов греческих жилых домов: апсидальный, мегаронный, пастадный и перистильный. Апсидальный и мегаронный дома строили в раннем периоде истории Греции. Апсидальный дом представлял собой в плане прямоугольник с закругленной в виде апсиды торцовой стеной. Он состоял из одной комнаты. Позднее характерным стал другой тип дома — мегаронный.

Схема греческого жилого дома

Схема греческого жилого дома


Троянский мегаронный дом — длинный прямоугольный зал, перед которым находился портик. Это прямоугольное в плане здание, состоящее из двух частей: зала и портика перед ним, огражденного с боков вынесенными вперед колоннами. Посреди двора стоял алтарь Зевса. Без двора и портика греческий дом был немыслим. Портик вокруг двора носил название айтойс, то есть освещенный солнцем. Само жилище было укрыто от солнечных лучей и тенисто. Продомосом называлась та часть портика, которая примыкала к фасадной части дома.

Дом состоял из двора и мужской и женской половины. Дом делили на две части: публичную — мегарон, и частную — таламос, закрытую для посторонних и используемую только для частной жизни. Из продомоса просторный коридор — про- тирон — вел собственно в дом, мегарон, в передней части которого находился мужской зал. Это была самая главная и поэтому богатая часть дома. Порог двери этой комнаты делали из ясеневого дерева, а косяки — из кипарисового. Два ряда колонн делили мужской зал на три части, поддерживая высокий потолок из сосновых балок. На задней стороне на колоннах находился простенок в виде галереи — мезодма. Здесь в этом зале находился очаг, дым выходил наружу через отверстие в потолке, при этом зал покрывался копотью. Чтобы дым уходил наружу, просто отодвигали шестом черепицу на крышах. Здесь был также меньший очаг для готовки у задней стены и углубление для приготовления хлебов.

Далее противоположная дверь вела в женские комнаты. В таламосе — специальной комнате для рукоделия — ткали и пряли. Здесь же были спальня хозяев, комнаты дочерей, купальни для женщин. За женской половиной следовала мужская; женская половина была ближе к саду. В него выходили через садовую дверь. В богатом доме кроме подвалов имелась также пекарня, баня и кухня. Второй этаж — либо сдавали внаем, либо в нем помещали кладовые, чердак, женские комнаты.

Пастада — лоджия с северной стороны дворика, которая летом предохраняла комнаты от палящих лучей солнца, а зимой служила своеобразным резервуаром солнечного тепла. Крытая пастада была открыта в сторону двора и имела перекрытие, поддерживаемое деревянными опорами. Все жилые комнаты располагались с одной (северной) стороны. Двор выполнял роль светового колодца, через который освещались все помещения.

Чтобы войти в дом, необходимо было постучать в дверь металлическим моло- Греческий дом тонком. Тут же поднимала лай собака, сидящая на цепи. Тогда выходил привратник и пускал в дом. Когда из дома выходили, также стучали молоточком — чтобы, распахнув дверь на улицу, не задеть прохожих. Двери имели замки. Можно было закрыть дверь изнутри, также и снаружи. Во времена Гомера замками служил скользящий деревянный брусок — запор изнутри. Чтобы перемещать его снаружи, использовали веревку, продетую через отверстие в двери. Веревку, уходя, завязывали специальным узлом на дверной ручке. Чтобы открыть замок, нужно было развязать узел и вставить ключ Г-образной формы, который попадал в паз, прорезанный в бруске. Дверь запиралась только на ночь — сначала на задвижки, затем появились замки с ключами.

На задней стороне двора напротив входа — находился открытый спереди зал — простас. Он выходил на юг и был выше и глубже остальных помещений. Зимой дольше освещался солнцем, а летом в нем было прохладно. Возле простаса находились главные спальни для всех. За ними помещались комнаты хозяйки с детьми. Эта часть дома предназначалась для семейной жизни.

По обеим сторонам двора под портиками шли различные помещения — спальни, кладовые, кухня, комнаты для гостей. Посередине главного зала — ойко- са — на месте прежнего очага — находился круглый домашний очаг или жертвенник Истин — богине очага, у которого собирались все домашние и который служил символом домашнего единения. Эта самая главная комната дома, служившая местом сбора всей семьи, обычно располагалась прямо напротив входа, со двора в нее попадали через широкую дверь.

Греческий классический дом

Греческий классический дом имел твердое разделение на мужскую и женскую половины. Мужская половина, андрон, всегда находилась на первом этаже дома, здесь обыкновенно обедали и принимали гостей. Андроном (по-гречески андр — мужчина) также называлось помещение для пиров. Его пол украшали мозаикой, а ближе к середине он был несколько заглублен. Именно там ставили столы с угощениями. В более высоких частях ставились ложа, на которых возлежали пирующие. Самый центр оставался свободным для танцев. В андроне могла помещаться столовая — триклиний, где стояли ложи для обеда — клине, и стол — трапе- зида. Гостиная называлась экседра, спальня — коитон.

Греческий классический дом


В женскую половину дома можно было попасть только через мужскую. В глубине зала, где помещался очаг, находилась дверь, сделанная в стене, противоположной той, которая отделяла андрон от двора. Дверь вела в женскую половину дома — гинекей. Женская половина отделялась от мужской дверью с засовом. Эта часть дома обыкновенно состояла из спальни и комнат мужа и жены, комнат дочерей, помещавшихся справа и слева от мужской половины, затем сюда же входили другие комнаты, где стояли прялки и ткацкие станки, здесь работали. Н икто не мог проникнуть в гинекей, даже если нападали грабители. За гинекеем разбивался небольшой садик, куда входили через дверь, носящую название «садовой двери».

Под двором и комнатами нижнего этажа были расположены подвалы, погреба и цистерны для сбора воды. В богатых греческих домах имелись также баня и пекарня. Для хранения муки, круп, сухих трав, пряностей, растительных масел (оливкового, орехового), самих орехов, сушеных фруктов использовалась чистая, светлая, сухая, хорошо проветриваемая кладовая, которая называлась апофика или апотека. Отсюда произошло общеевропейское современное слово «аптека», обозначающее хранилище лекарственных трав, семян, кореньев, цветков, масел. В доме имелся холодный, сырой и темный погреб и теплый, сухой, но не проветриваемый чулан.

В этой эпохи был характерен перистильный дом. В эллинской внутренней части дома, там, где ранее были комнаты для хозяйки и членов семьи, теперь располагался второй двор — перистиль. Новый двор отделяли от первого дверью. Он становился центром семейной жизни, поэтому его иногда называли женским двором. Здесь хранили сырье для прядильных и ткацких работ. Сюда примыкала кладовая и кухня, находившаяся в ведении хозяйки. Первый же двор предназначался для мужчин и гостей. Поэтому его называли мужским двором. Он отличался более роскошной обстановкой. Хозяйка и дети могли находиться там только в отсутствие гостей.

Греческие дома практически всегда строились в два этажа. Иногда второй этаж сдавали, и тогда туда вела лестница с улицы. В других случаях на второй этаж вела внутренняя лестница дома. Так можно было попасть в женские комнаты и помещения для служанок. Часто верхний этаж выступал над нижним со стороны улицы и двора, однако в Греции брали большой налог за деревянные балконы и наружные лестницы. Грекам не позволялось перекидывать над улицей балконы и делать висячие желоба, имеющие сток на улицу.

Читайте также: