Статуи на крыше дома

Обновлено: 07.05.2024

Не верьте предыдущему ответу. Эти урны не называются акротериями и никогда не назывались. Акротерии - это декоративные элементы, возникшие в Древней Греции - небольшие скульптурные элементы, расположенные по углам фронтона, чаще всего - в виде палметты. А то, что изображено на фотографии и то, о чем задан вопрос, называется урна или вазон.

Урной изначально (ещё у древних этрусков) назывался сосуд для хранения праха умерших. В эпоху классицизма, когда в моду возвращается всё античное (в том числе греческое) урна превращается в декоративный элемент.

Урны в архитектуре очень похожи на вазоны. Урна - монолитная, с закрытой крышкой и двумя ручками, вазон - чаще всего с открытой крышкой, со скульптурными или даже живыми растениями, "произрасатющими" из него. В остальном они практически одинаковы. Область использования декоративных элементов в виде вазонов или урн крайне широк.

Вот вам, например, ограда Летнего Сада в Петербурге. Столбы украшены урнами.

Фонтан в Петергофе:

Вазоны и урны начинают широко использоваться в европейской и русской архитектуре уже в новое время, в XVIII-XIX веках. Ими украшают жилые, общественные, садово-парковые постройки и столбы оград. Устанавливают их как на улице (на постаменте в саду или на столбе ограды), так и над венчающим карнизом плоской крыши здания. Вот, например, вазоны на Доме Пашкова архитектора Василия Баженова:

В некоторые вазоны иногда высаживают цветы - для украшения (кстати, в Доме Пашкова так тоже когда-то делали). Зачем нужны урны и вазоны? Для красоты. Для гармонии и целостности композиции: посмотрите, вазоны над Домом Пашкова поддерживают вертикальный ритм пилястр и колонн на фасаде здания, визуально "вытягивая" всё протяженное строение вверх, делая композицию более утонченными. Кстати, мерный ритм вазонов Дома Пашкова был подхвачен и в советское время - когда архитекторы Гельфрейх и Щуко строили свою библиотеку - то вместо вазонов над карнизом заданный Баженовым ритм продолжат скульптуры:

Вазоны и урны чаще всего имеют классическую форму ваз, но иногда встречаются и совершенно фантастические модификации. Вот, например, крыша Эрмитажа. Видите вазон справа? А он не настоящий, бутафорский, плоский с одной стороны. Однако издалека выглядит как настоящий - поскольку соблюдена форма вазы с ручками и даже проростающих из нее растений.

Таким образом, с течением времени урны и вазоны стали неотъемлемой частью программы декоративного убранства зданий, выдержанных в "классическом" духе. В советское время, в 1930—1950-е годы, когда в моду вновь возвращается классическая ордерная архитектура, тоже часто использовали урны и вазоны: украшали балюстрады балконов и открытых террас, фонтаны, парадные ворота и т.д.

На углу дома на крыше некогда стояла девушка и, глядя на памятник Пушкину, приветствовала его серпом и молотом

Дом №17 по улице Тверской знаменит не только тем, что в его стенах жили известные личности (такие как драматург Григорий Горин, летчик Александр Горголюк, пианист Александр Гольденвейзер и другие), и что на первом этаже расположился ресторан «Армения», но и тем, что на углу дома на крыше некогда стояла девушка и, глядя на памятник Пушкину, приветствовала его серпом и молотом. Автор скульптуры - советский мастер Георгий Мотовилов, слепивший стройную красавицу со своей жены (по крайней мере, так утверждают старожилы 17-го дома). По другой версии, прообразом девушки стала известная балерина Ольга Лепешинская (но большинство москвоведов в это не верят). Так или иначе, жилое здание на Тверской единогласно прозвали «домом под юбкой». И называют так до сих пор. Правда, той юбки на крыше давно уже нет.

Спустя пять лет после смерти Сталина девушку демонтировали, так как она начала сыпаться в прямом смысле этого слова. Бетон, из которого была сделана скульптура, дал слабину и отваливался кусками прямо на тротуар.

И вот спустя 60 лет жители дома объединились и борятся за то, чтобы облик 17-го дома восстановили, вернув на место скульптуру. Не ту, которая старая, а вполне себе новую. Отлитую из безопасного и более легкого материала.

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

Проходя мимо «дома под юбкой», невольно останавливаешься, чтобы прочитать мемориальные таблички. «В этом доме жил и творил. ». «На этом месте стоял Храм во имя Пресвятой Троицы. ». «В восьмом подъезде расположена музей-квартира А. Б. Гольденвейзера. ». Миновав арку, оказываюсь во дворе. А еще через минуту попадаю в маленький вагончик охранников. Те были заняты важным делом, смотря по телевизору «Джентльмены удачи» и играя в карты.

- Слыхали, конечно, про эту скульптуру, - признались мужики. - И то, что она сыпаться начала, тоже. Но только знайте, никакая это не балерина. Потому что юбка у нее была чуть ли не до пят. Где вы видели таких балерин?

Это верно. Благодаря старым снимкам можно заметить, что на девице Мотовилова нет балетной пачки. Хотя в народе многие называют ее балериной (видимо, из-за той же Лепешинской).

Старшая по дому Людмила Василенок рассказала, что кампания по возвращению скульптуры началась еще лет пять назад. Когда кто-то из местных жителей притащил старую фотографию и сказал, что девушку нужно вернуть. Писали письма в управу, мэрию, городскую думу. Но ответы получали неоднозначные. Мол, вернуть было бы хорошо, но нужно этот вопрос рассматривать отдельно. И так ни к чему и не пришли.

Проходя мимо «дома под юбкой», невольно останавливаешься, чтобы прочитать мемориальные таблички

Проходя мимо «дома под юбкой», невольно останавливаешься, чтобы прочитать мемориальные таблички Фото: Павел КЛОКОВ

- Надо понимать, что эта скульптура вошла в историю, - рассказала «КП» жительница дома №17 по улице Тверской Галина Абрамова. - Она есть на многих советских марках и рисунках. Ее печатали в газетах и журналах. Это, можно сказать, символ Москвы. Пускай и в руках у нее серп и молот.

По словам Абрамовой, несколько лет назад были еще живы знакомые архитектора дома Аркадия Мордвинова, которые рассказывали, что фигура женщины на крыше была слеплена с супруги ее создателя Георгия Мотовилова.

Стоит ли говорить, что квартиры в этом доме стоят очень дорого (двушка - 38 миллионов рублей). Расположение обязывает (до Кремля 10 минут ходьбы). К тому же дом сталинский. С просторными комнатами. И высокими потолками (3,3 метра). Всего в доме 158 квартир. На первом этаже магазины и кафе.

- Между прочим, у нас и сейчас живут известные артисты, - рассказали жильцы. - Например, Светлана Немоляева (народная артистка РСФСР, - прим. авт). В другом подъезде художник-монументалист Сергей Тер-Григорян.

Пообщаться с известной актрисой не удалось, а Сергей Леонович сообщил «КП», что в восстановлении скульптуры не видит ничего сложного. Ротонда, на которой она стояла, сохранилась. А фигуру (высотой - около 7 метров) можно отлить из современных материалов (на основе пластика, например).

Спустя пять лет после смерти Сталина девушку демонтировали

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОЙ БАЛЕРИНЫ

Историки и блогеры также выступили за то, чтобы вернуть скульптуру. Известный москвовед Павел Гнилорыбов сообщил, что этот вопрос в скором времени рассмотрят на заседании Совета депутатов Тверского района. И что эту идею поддержали в архитектурном совете столицы и Москомархитектуре (более 90% за).

- Мы направили письма и предложения во все департаменты и органы города, которые так или иначе связаны с этим вопросом, - рассказал Павел . - Ответы традиционно готовятся около 30 дней. По мере поступления я буду публиковать их на своей страничках в социальных сетях.

В интервью «Комсомолке» москвовед объяснил, что все работы по восстановлению должен взять на себя городской бюджет. Кроме того, что скульптура вернет 17-му дому его знаменитый облик, она еще повысит интерес туристов к этому месту. Многие раньше назначали свидания «под юбкой». Девушка встречала гостей города, ехавших с Белорусского вокзала в сторону центра.

- На въезде в Минск (сразу после вокзала) стояли две огромные башни и у них такая же история, - добавил Гнилорыбов. - В 70-е годы они стали осыпаться от времени. И их восстановили из силумина (сплав алюминия с кремнием, - прим. ред.). Сейчас не обязательно использовать силумин. Есть более легкие материалы на основе пластика (полые внутри).

КСТАТИ

Когда памятник Пушкину стоял на Тверском бульваре (через дорогу от того места, где он стоит сейчас), по столице гуляли шуточные строки: «Над головою у поэта воздвигли даму из балета, чтоб Александр Сергеич мог увидеть пару стройных ног». В принципе, когда солнце русской поэзии перекатилось через дорогу, четверостишие не потеряло актуальность.

ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР - ЗА

Как сообщили «КП» в пресс-службе Москомархитектуры, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов поддержал идею с восстановлением скульптуры. После того, как активисты объявили кампанию по возвращению балерины, он заявил, что это пойдет на пользу города.

- Главное, взвесить все «за» и «против», - сказал Кузнецов. - Но в целом я эту инициативу поддерживаю.

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ВЕРНУТЬ

По мнению москвоведа Павла Гнилорыбов, в столице есть много архитектурных элементов, которые следует восстановить.

- Раз мы говорим о сталинской архитектуре, то, например, на Гончарной, 14 есть статуи, у которых руки уже отваливаются и торчат арматуры, - рассказал «КП» москвовед. - Это выглядит печально. Также хотелось бы вернуть атлетических юношей в арке на входе на станцию метро «Театральная» (когда мы по Дмитровке идем - рядом с Большим театром). Там есть две ниши. Еще были хорошие скульптуры юноши и девушки на доме №4 - и тоже на Тверской. Дом без них смотрится голенько.

Возрастная категория сайта 18 +

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Статуя, венчающая купол Академии Художеств

Из истории все помнят, наверное, что после подчинения Греции во II веке до н.э., римская мифология, ввиду собственной бедности, постепенно переняла у греков их многоликую и весьма образную мифологию.
Боги Древнего Рима имели поразительное сходство с греческими небожителями.

Давайте сравним пантеон римлян и греков:

Юпитер (Зевс у греков)– верховное божество, отец всех богов, владыка молнии, грома и всего неба;
Вулкан (Гефест у греков) – бог огня, покровительствующий кузнечному ремеслу;
Нептун (Посейдон у греков) – морской бог;
Меркурий (Гермес у греков) – бог торговли;
Марс (Арес у греков) – воинствующее божество;
Венера (Афродита у греков) – богиня любви и красоты;
Юнона (Гера у греков) – супруга Юпитера, покровительница брака и домашнего очага;
Минерва (Афина у греков) – богиня различных ремесел и мудрости;
Диана (Артемида у греков) – богиня охоты.

Cтатую Минервы (Афины) мы и видим на куполе Академии Художеств.
Она была воссоздана в творческой мастерской Академии Художеств по исторической модели скульптора А.Р.Бока и в 2003 году установлена на куполе.


Как мы знаем, римская богиня мудрости Минерва соответствует греческой воительнице Афине Палладе.
Римляне относили свою богиню мудрости к триаде верховных богов.

Празднества, посвященные Минерве, проходили 19-23 марта.
В первый день праздника студентам и школьникам полагалось благодарить своих наставников и расплачиваться за обучение.
В этот же день прекращались все боевые действия, и осуществлялось подношение даров - меда, масла и лепешек.
В другие дни в честь Минервы устраивались гладиаторские бои, шествия, а в последний день – жертвоприношение и освящение городских труб, участвующих в различных церемониях.

Согласно мифам, богиня Минерва в один прекрасный день появилась из головы Юпитера.
Вдруг у римского верховного божества очень сильно разболелась голова.
Помочь ему не смог никто, даже признанный врачеватель Эскулап.
Измученный болью Юпитер попросил сына Вулкана разрубить ему голову топором.
Из расколотой головы выпрыгнула распевающая военные гимны Минерва, в доспехах, со щитом и острым копьем.

Появившаяся из головы своего отца Минерва стала богиней мудрости и справедливой освободительной войны.
А еще Минерва покровительствовала развитию наук и женского рукоделия, опекала художников, поэтов, музыкантов, актеров и учителей.

Художники и скульпторы изображали Минерву как молодую красивую девушку в военных доспехах и с оружием в руках. Очень часто рядом с богиней находятся змея или сова – символы мудрости, любви к размышлениям.
Еще один узнаваемый символ Минервы – оливковое дерево, создание которого римляне приписывали этой богине.
По описаниям в мифах, Минерва была очень женственна и привлекательна, но не жаловала своих поклонников – богиня мудрости очень гордилась своей девственностью.
Целомудренность и бессмертность Минервы объяснялись тем, что истинную мудрость нельзя ни совратить, ни уничтожить.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Интересное о крыше Зимнего дворца

Побывать на крыше Зимнего дворца — мечта многих петербуржцев и цель рисковых руферов. Вот


уже больше двух веков она неизменно привлекает всех романтиков, художников, фотографов, поэтов и любителей прекрасного. Николай II обожал гулять по крыше дворца, а Екатерина Великая даже устроила здесь обсерваторию. Рассказываем несколько интересных фактов о крыше, пожалуй, самого величественного и узнаваемого здания Петербурга.



Скульптуры по периметру крыши

Архитектор Зимнего дворца Франческо Растрелли проектировал здание, уделяя большое внимание пластическому решению фасада. Первые украшения балюстрады — аллегорические статуи и декоративные вазы — вырезались из камня по эскизам архитектора. К 1761 году было изготовлено 176 элементов.


После пожара 1837 года часть разбившихся фигур заменили, а остальные отреставрировали. В середине 1890-х годов на крыше Зимнего дворца опять работали мастера: камень под влиянием губительного петербургского климата начал расслаиваться, крошиться и кусками падать на мостовую. Тогда каменную скульптуру решено было заменить выколотной из листовой меди по рисункам скульптура М. П. Попова. Тем не менее такие фигуры и внутренний каркас начали быстро корродировать. В 1930-х годах из оснований медных скульптур убрали битый камень, который заполнял каждую по грудь. Видимо, те, кто когда-то заливал этот камень известковым раствором, полагали, что он удержит фигуры на крыше. Но под воздействием ветра и собственного веса они стали крениться. Ошибку, не желая, конечно, того, повторили в 1940-х годах, залив полости бетоном. Последняя реставрация продолжалась с 2004-го по 2009 год: из фигур удаляли бетонную массу и заменяли нижние части каркаса, начисто съеденные коррозией.

С земли все скульптуры кажутся массивными. На самом деле они весят не более 150 килограммов. А высота каждой из них — 3–3,5 метра. Из условно «именных» можно отметить фигуру Аполлона, Дианы, Марса, Афины, Деметры, Гебы, Терпсихоры, Аида, Персефоны, Юпитера, но большинство отмечены как «стоящие» или «сидящие». Все статуи пронумерованы. В 2004 году на крыше Зимнего


дворца появилась ещё одна, 177-я, фигура — Корона. Правда, ей дали номер 124а, чтобы не нарушать историческую нумерацию Ф. Растрелли. Корона выполнена по сохранившимся документам и возвращена на историческое место — парадный южный фасад дворца.


Интереснейшие архивные документы сохранились и о цвете скульптуры. Изначально все фигуры на крыше белились, как и другие декоративные элементы, для объединения ордерной системой. Все скульптурные элементы, украшающие балюстраду, являются продолжением колонн. Сейчас трудно себе представить, но со второй половины XIX века довольно долгое время скульптура на крыше была выкрашена в чёрный цвет. Стены дворца несколько раз меняли окраску, и таким образом нарушалось единство пластического рисунка, заданного архитектором. Привычный серовато-зелёный оттенок скульптур в сочетании в зелёным цветом стен возвращает принцип единой объёмно-пространственной композиции.


Мостки

Известно, что Николай II обожал ходить по крыше Зимнего дворца — один или в компании с супругой Александрой Фёдоровной. «Погулял с дочками по всей крыше дворца и затем в саду», — пишет император Николай II в своём дневнике 25 февраля 1913 года. Сохранились даже исторические мостки, по которым гулял император — их оставили как мемориал. Трапы с перилами проложены по всему периметру здания. По ним положено ходить в обуви без каблуков, раньше и вовсе в валенках ходили. От самого края крыши они отступают на безопасное расстояние: всё-таки высота Зимнего дворца — 23,5 метра.

Обсерватория
Известно, что во второй половине XVIII века над покоями императрицы Екатерины II на крыше Зимнего дворца была устроена обсерватория. Эту деревянную постройку с большими окнами разобрали в 1826 году по причине «совершенной ветхости». Обсерватория имела выход на крышу и от неё шли мостки к деревянной «мачте для штандарта» — флагштоку высотой около 15 метров.


Башня оптического телеграфа

В 1833 году, в царствование императора Николая I, когда в России начали развиваться новые средства связи, на крыше Зимнего дворца возвели небольшой «телеграфический домик». Он был деревянным, квадратным в плане, с двускатной крышей. В нём размещался оптический телеграф, разработанный французом Жаком Шато для связи с Кронштадтом. Телеграф этот так хорошо себя зарекомендовал, что в 1835 году была построена новая линия Петербург — Гатчина. А на крыше дворца появилось новое бревенчатое строение, которое в некоторых документах называется башней. Башня была шестиугольной и на двух стенах имела белые круги (похожие на циферблаты часов) с вращающимися семафорными штангами. В 1837 году Телеграфная башня, как и весь Зимний дворец, погибла в огне пожара, а затем была заново построена из кирпича.


Двуглавый орёл

К масштабному празднованию 250-летия Государственного Эрмитажа в 2014 году на крышу здания Зимнего дворца вернули позолоченную бронзовую литую фигуру двуглавого орла. Такой подарок музею сделали петербургские благотворители. Они помогли воссоздать двухметровую скульптуру весом 600 килограммов, которая украшала Телеграфную башню Зимнего дворца вплоть до 30-х годов прошлого века. Затем фигура была снята и бесследно утеряна. Архивные документы позволили сделать точную копию орла.

Будка пожарного часового

Зато будка пожарного часового, установленная рядом с флагштоком, сохранилась. Очевидно, наблюдатель должен был следить за пожарной безопасностью не только Зимнего дворца, но и всего города. Будка имеет два застеклённых оконца, внутри к стенам прибиты две доски: одна, пониже, — скамья, другая, повыше, — стол. Но самое интересное заключается в том, что изнутри стены покрыты граффити — надписями и рисунками. Здесь есть даты, фамилии, изображение здания, похожего на церковь, и даже начало псалма из Ветхого Завета: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей».

Система против птиц и правила безопасности
Для того чтобы птицы не облюбовали крышу Зимнего и не портили внешний вид дворцового убранства и позолоту купола Домовой церкви, были установлены специальные защитные конструкции, которые регулярно обновляют. Кроме того, с определённой периодичностью датчик включает крик вороны, отпугивающий других птиц.

С начала 2000-х на всех крышах, входящих в комплекс Государственного Эрмитажа, по праздникам и на выходные выставляются пожарные посты. Они были организованы после того, как в новогоднюю ночь 2001 года кто-то из гуляющих запустил на Дворцовой площади петарду, та угодила в одну из отреставрированных скульптур «Колесницы Славы» на арке Главного штаба, где к тому времени ещё не успели разобрать строительные леса, и скульптура загорелась. Посты ПВО располагались на крыше Эрмитажа и во время Великой Отечественной войны.

6 января 2021 сторонники Дональда Трампа вторглись в здание Конгресса во время заседания по итогам выборов под предлогом сопротивления объявлению Джо Байдена победителем в президентской гонке 2020. Собрали предметы искусства, которые связаны с Капитолием и хранятся в его собрании.

У Капитолия есть собственная коллекция - в нее входит довольно много предметов. Подавляющее большинство связано с историей США. В наличии впечатляющее количество бюстов вице-президентов, множество документов и например деревья, посаженные по случаю того или иного события. Отдельно в собрании значится и, например, рождественская елка. Выбрали самые знаковые предметы.

Картина «Декларация независимости»

Сокровища Капитолия: что хранится в здании Конгресса США

Джон Трамбулл, «Декларация независимости». Фото: Википедия

Висит в ротонде Капитолия. Художник Джон Трамбулл участвовал в войне за независимость, специализировался на истории своей страны и даже возглавлял Американскую академию изящных искусств. Начал писать картину в 1817-м, продал два года спустя. На полотне изображено не подписание декларации, как можно было бы подумать, а презентация документа конгрессу. Трамбулл хотел изобразить всех конгрессменов, однако 14 из них при жизни никому не позировали, так что лица их для истории не сохранились.

Фреска «Апофеоз Вашингтона»

Сокровища Капитолия: что хранится в здании Конгресса США

Фреска «Апофеоз Вашингтона». Фото: Википедия

Это первая в США фреска. Украшает купол Капитолия изнутри. Первый президент Америки Джордж Вашингтон изображен в окружении олимпийских богов. Некоторые из фигур почти пятиметровые. Купол находится на расстоянии 55 метров от пола, так что видно хорошо. Автор - греко-итальянец Константин Брумиди, расписавший не только купол, но и много других участков здания. Над «Апофеозом» он работал 11 месяцев, в конце Гражданской войны (1865-й год) и получил за это гонорар в 40 тысяч долларов.

Статуя Свободы

Сокровища Капитолия: что хранится в здании Конгресса США

Фото: Getty Images

Сокровища Капитолия: что хранится в здании Конгресса США

Это не копия статуи в Нью-Йорке, это вооруженная Свобода с мечом и в военном шлеме с головой орла. Модель делал скульптор Томас Кроуфорд в своей студии в Риме, но отливали статую уже после его смерти. Гипсовый оригинал стоит в Капитолии при входе и это чуть ли не первое что видят туристы. Что до статуи на крыше, то она стоит на чугунном глобусе и смотрит на Восток, в сторону восходящего солнца и заодно входа в главное здание. Работает как громоотвод. В прямом смысле: заземлена медным проводом.

Сокровища Капитолия: что хранится в здании Конгресса США

Фото: Jon Cherry/Getty Images

Национальный скульптурный зал

Сокровища Капитолия: что хранится в здании Конгресса США

Национальный скульптурный зал. Фото: aoc.gov

Когда-то тут полвека заседала палата представителей, потом несколько лет зал не использовали, а потом решили разместить тут собрание скульптур (к 1933 она перестала здесь помещаться и их стали выставлять по всему зданию). Чтобы сформировать коллекцию, каждому штату прислать статую своего выдающегося гражданина. Впрочем, самая интересная статуя тут - не гражданин, а муза истории Клио, сидящая на колеснице с часами.

Статуя Линкольна

Сокровища Капитолия: что хранится в здании Конгресса США

Статуя Линкольна. Фото: aoc.gov

Сокровища Капитолия: что хранится в здании Конгресса США

Винни Рим. Фото: aoc.gov

Не знаменитый мемориал, а статуя в капитолийской ротонде. Выдающихся художественных достоинств у этого Линкольна нет, но он важен по другой причине: ваять убитого президента позвали девушку. Винни Рим тогда было всего 18 лет. К тому же она дружила с некоторыми конгрессменами, что вызвало немало раздражения. Лавиния (а именно таково ее полное имя) - автор еще двух работ в Капитолии: бронзовой Секвойи, которую считают изобретательницей алфавита Чероки и бывшего губернатора Айовы Сэмуэля Кирквуда.

Читайте также: