Старинные фасады деревянных домов

Обновлено: 14.05.2024

Резьба — самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда и фото резного дома дома, мебель и посуду, ткацкие станки и прялки.

Старые резные постройки являются культурным наследием нашей страны, передающимся еще от Древней Руси. Русская архитектура – корни, которые пришли к нам из Византии, и стали основой русского зодчества на многие годы вперед.

Изба – «Теремок».Прекрасный русский резной домик, который был построен по плану Сергея Малютина – известного русского архитектора и художника, является частью исторического комплекса «Теремок» и находится пос. Фленово, Смоленской области. Это произведение искусства было создано в 1902 г.В прошлом являлся собственностью меценатки М.К Тенишевой. Резные элементы постройки отражают культуру России и сказочность древних былин.Бревенчатый сруб держится на сказочных «змеях-горынычах». Чуть ниже свода крыши расположились луна и несколько месяцев. Различные узоры придают незабываемый вид и сказочный облик данному дому. Красота!

Усадьба Шастина А.И.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Наследие Иркутска, построенное в начале 19 века, стала кружевным только в 1907 г. Красивые узоры фасада и окон кардинально изменили внешний вид дома, а рельефная резьба и фигурные столбы придали особую «изюминку» и сделали дом произведением искусства.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Все эта работа является полностью ручной. Восстановлен в наше вpемя pестовpатоpами пpактически заново по аpхивным чеpтежам и стаpым фотогpафиям. По инициативе французской ассоциации сохранения мировых памятников, дом купцов Шастиных был внесен в список мирового охраняемого наследия. Во вновь отреставрированном здании размещается представительство Дома Европы. Сейчас Дом Европы – визитная карточка Иркутска.

Домик кузнеца Кириллова.

Это произведение искусства расположено в Свердловской области, в деревне Кунара. Я о нем уже ставила тему.Сказочная «пряничная» постройка была признана самой лучшей в России в 1999 г. Сергей Кириллов – выдающийся кузнец, который создал этот дом вручную и самостоятельно, без какой-либо помощи. Этот нелегкий труд занял более 13 лет и был закончен только в 1967 г.Деревянные и металлические украшения фасада заставят восхищаться мастерством этого великого человека.Изба-терем Кириллова является ярким образцом наивного искусства, и ко всему этому, образ подкреплен сказочной и советской символикой. По сей день в доме проживает вдова кузнеца, а ворота во двор не заперты. Даже обычный прохожий может полюбоваться этим домом и получить незабываемые впечатления. Недавно ей помогли добровольцы реставрировать дом.

Дом зажиточного крестьянина Ошевнева.

Достопримечательность располагается в Карелии, в музее народной истории — «Кижи». Дом представляет собой богатую и красиво украшенную усадьбу и, созданную по культурным канонам Севера, с учетом зимних погодных условий и традиций местных жителей.Дизайн, созданный в 20-ом веке, напоминает жилье, не нуждающегося ни в чем крестьянина 19-го столетия и включает в себя русскую печь, большую кровать, большие деревянные лавочки. Посуда выполнена из глины и дерева.В доме находится множество мелких медных вещей. В горнице располагается большой расписной обеденный стол и другие предметы повседневности. В доме присутствует три балкона, но оформлены они совершенно по-разному. Фасад украшен объемной резьбой и множеством интересных узоров.

Усадьба Сукачева, музей.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Усадьба Владимира Сукачева — это достопримечательность города Иркутска, созданная 1882 г. Прошло уже более 130 лет, но дом Сукачева до сих пор сохраняет свою изумительную красоту и неизменность деталей усадьбы.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Силуэты драконов, сказочные цветочные изображения – это показатели богатой фантазии сибирских мастеров.

Погодинская изба.

Во Владимире не простые наличники – они тут в скрипичном ключе!Теремок, Нижний Новгород.Недавно его отреставрировали, а был вот такойСтарый дом, Вологда.Несколько красивых домиков.

Дальнее Константиново Нижегородской областиКрасивый дом где-то на въезде в Кстово, Нижегородская обл.Бахромчатые наличники из Костромской и соседних областей

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Ярославсская область

Деревянный дом в Погорелово, Костромская обл. Когда-то Погорелово было богатым селом, в котором почти каждый второй мужчина был отходником – отправлялся на заработки в Петербург, где отходники занимались строительством зданий, а поскольку большинство из них были плотники, то строили они деревянные сооружения. Некоторым из жителей села Погорелово удавалось настолько хорошо заработать, что они становились вполне зажиточными людьми на селе. Таким отходником был и владелец усадьбы села Погорелово – Иван Дмитриевич Поляшов, который был одним из самых успешных жителей этой местности, поскольку сумел заработать столько, что сумел возвести свой деревянный особняк сказочной красоты, выдающийся не только изящным внешним видом, эклектичным модерном «а-ля рус», но и уникальными интерьерами. К сожалению, судьба этого терема повторяет судьбы многих усадеб на Руси.эркер деревянного терема Деревянный особняк Поляшова был экспроприирован в пользу государства после революции, а сам его хозяин был переселен в одну из комнат на первом этаже, а в доме разместили сельсовет и, как было принято в те времена по политике «уплотнения», заселили несколько бедных крестьянских семей.деревянные кружева резьбы на тереме И.Д.Поляшов сумел избежать раскулачивания и репрессий, он так и скончался в своем родном доме в 1935 году, который когда-то отстроил сам. Его дети переехали куда-то в Сибирь, где до сих пор должны проживать внуки и правнуки Поляшова.
В 1972 году сельсовет закрыли и поляшовский терем был заброшен. Так бы он и пропал от бесхозности, если бы не энтузиасты – семейная пара московских художников, которые решили выкупить этот обветшавший шедевр деревянного зодчества у государства и взялись за его постепенную реставрацию.
Деревянный терем в Осташево, Костромская обл. В 70-е годы XX века деревня Осташево опустела. Кто-то из ее обитателей умер от старости, кто-то выехал в более людные местности и города, терем опустел, стал никому ненужным и начал приходить в упадок. Он бы так и погиб окончательно, разрушившись от бесхозности, в безлюдной глуши леса, куда заходят только редкие грибники да охотники. Случайно в эти глухие места попала группа путешественников, любителей исследовать разные «медвежьи углы» в глубинке России, которые и наткнулись на деревянный терем, который находился в крайней степени упадка, восхитились его увядающей красотой и приняли решение взяться за восстановление и реставрацию особняка М.Сазонова. Одним из энтузиастов – Андреем Павличенковым, жителем двух столиц - Москвы и Лондона, терем был выкуплен в сельсовете, после чего началось его восстановление в 2009 году. Новый владелец терема довольно состоятельный молодой человек, который, по слухам, сумел заработать неплохой капитал на участии в деятельности фондовых бирж, на купле-продаже каких-то акций, поэтому мог позволить себе значительные траты на свои увлечения. Таким образом, в реставрацию осташовской усадьбы и близлежащей местности были сделаны значительные денежные вливания - инвестиции, благодаря которым деревянный терем обрел новую жизнь.И вот как он выглядит. Нарядный терем усадьбы Щелыково, Костромской обл.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Напоминает праздничное облачение Снегурочки: в сочетании бело-голубых красок дома как будто подсмотрены идеи для зимней шубки внучки Деда Мороза. Белая деревянная резьба на карнизах будто разрисована волшебной кистью Деда Мороза, напоминая зимней иней, нависший на ветках.Вид этого терема не менялся со времен его возведения, смотрители музея-усадьбы только обновляют его Ростов Великий

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

И Изборск Псковская область, усадьба купца Белянина

Деревенский дом в ПлёсеОн же.Клишино, Волоколамский район, Московская облДеревня Анастасино, под Смоленском.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

В Смоленске должны помнить. Стоял давным давно на против ЖД больницы самый резной и красочный домик. Вот это красота была. Похоже, снёс его новый владелец-любитель крепостных котеджей.

Еще несколько примеров деревянного зодчества.Суздаль.Оренбург. Город Новозыбков, Брянской области. Деревянное зодчество Буряти. Улан-Уде. А это домик из Хорлова, Воскресенского района Подмосковья. Еще Хорлово.Ногинск, Московская обл. Павлов Посад, Подмосковье. Верея, тоже Подмосковье. И вообще в Подмосковье очень много красивых, как старых, так и новых деревянных усадеб. Кстати, сейчас масса в интернете предложений по архитектуре деревянных домов. Вот несколько примеров.

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

Фото резного дома

Старинные русские дома с резными наличниками и фронтонами

На этом пока всё, потому что выкладывать можно до бесконечности!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Дом-пятистенок – тип дома, передняя изба которого имеет капитальный бревенчатый переруб в срединной части, образующий два помещения внутри одного сруба. В плане жилая часть имела пять стен, две из которых располагались параллельно улице, а три – перпендикулярно. К избе по-прежнему пристраивались сени и большой хозяйственный двор. Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия такие дома встречались редко.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом пятистенок

Дом-четырёхстенок – классический вариант крестьянского жилища. Состоит из утеплённого сруба (собственно избы) и пристроенных к нему сеней, защищающих вход от непогоды. Данный тип построек рассматривается как простейший вариант, от которого берёт начало эволюция деревянного домостроения. Как правило, строительством четырёхстенного жилого дома ограничивались беднейшие крестьяне.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом четырёхстенок

Дом-шестистенок (изба с прирубом) – в эволюции деревянного домостроения занимает промежуточное место между домом-четырёхстенком и пятистенком. В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался «прируб». Расстояние между срубами составляло 20-40см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом шестистенок

Дом-двор (Дом однорядной связи) типа «брус» - характерный для Русского Севера тип дома, в котором жилая часть дома и хозяйственный двор находятся под единой двухскатной кровлей. В плане дом представляет собой вытянутый прямоугольник. Внутреннее пространство дома-двора разделяется широкими сенями на две неравные части: меньшая (жилая) часть выходит на главный фасад, а большая (хозяйственный двор) уходит на задворки.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом-двор типа

Дом "кошелем" предназначался для нескольких семей, связанных между собой узами родства. Это родовое гнездо клана. Кошел, кошма - вместилище, большая корзина.

Благодаря устройству музея-заповедника в Кижах стал широко известен дом из села Ошевнева, поражающий своими размерами. Дом имеет два жилых этажа. Такие дома назывались "двужирными" или "двужильными". Над зимним жильем располагался еще третий летний этаж - светелка. В доме объединены четыре избы, два жилых летних помещения, большая клеть, которая могла использоваться как под жилье, так и для хозяйственных нужд , гигантский хозяйственный двор, занимающий примерно 2/3 площади дома. Дом был обстроен с трех сторон открытой галереей с нарядными резными балясинами. Для дома "кошелем" характерна сложная асимметричная прямоскатная кровля.

Энциклопедия древнерусского дома 1-Кошель

Энциклопедия древнерусского дома 1-фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-второй фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий фасад

Вот изогнулась избенка «крюком», буквой «Г», да так и получила название «глаголь» по наименованию буквы в церковнославянском алфавите. Здесь все хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым, то есть сзади и сбоку от сеней. Выходит так называемый «двор с отливом», укрывшийся под «полой» двускатной крыши, общей для избы и хозяйственной части. Так как крыша двора – продолжение одной из сторон крыши, покрывающей избу и конюшню, то стены двора делали значительно ниже стен жилой части.

Такой двор был особенно удобен в местах, где селения расположены на склонах холмов. Ведь если двор «глаголем» или, как его нередко называют, двор «сапогом» стоит в месте более низком, чем изба, то скат крыши двора будет более крутой, что имеет неоспоримые преимущества перед пологим скатом, на котором снег весной подолгу залеживается, и крыша скоро прогнивает. Так и прячутся под одним «конем» изба, сени, двор, в котором уместились и хлев, и конюшни, и омшаник – теплый хлев для овец. Все здесь просто и ладно, все на своем месте, будто и не может быть иначе!


Энциклопедия древнерусского дома 1-Глаголь

Энциклопедия древнерусского дома 1-фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-второй фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий четвертый

Изба-двойня – представляет собой два самостоятельных сруба, плотно приставленных друг к другу. Они имеют общие сени и крышу. Вершина крыши проходит над серединой дома. Срубы имеют приблизительно одинаковые размеры. Каждый из них служит избой. Фасад такого дома чаще всего имеет симметричное решение, хотя встречаются и фасады на семь окон (три окна в одной избе, четыре – в другой)


Энциклопедия древнерусского дома 1-Изба - двойня

«Дом о два конька» - конструкция крестьянского дома, избы которого укрыты отдельными кровлями с параллельным или перпендикулярным расположением охлупней и коньков. На таком доме красовалось два конька, его называли «дом под двумя конями», «дом с оврагом».


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом

Дом важского типа - дом «на два жилья». На Ваге принято было пристраивать зимние избы к задним фасадам домов, в результате чего дом в плане напоминал брус. В нём выделяются три части: «перёд» (летняя изба-летние сени), «серёдка» (двор), «озадок» (зимняя или скотняя изба).


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом важского типа

Переруб – внутренняя бревенчатая стена, выполненная одновременно с основным срубом, врубленная в него с остатком. Использовался для разделения помещений внутри сруба и для придания жёсткости конструкции основной стены.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Переруб

Курная («чёрная», «рудная») изба – изба, отапливаемая по-чёрному. Изба представляла собой собственно жилище человека, немыслимое без обогрева. Печь в курной избе не имела дымохода. Во время топки печи дым заполнял всё пространство избы, поднимался вверх и выходил через волоковые окна и деревянный дымоход наружу. Несмотря на минусы в процессе эксплуатации, курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и копоть оседали на стенах, защищая брёвна от проникновения влаги. Печь долго хранила тепло, требовала меньше дров. Сруб курной избы служил дольше.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Курная изба

Крыльцо на столбах – вариант крыльца северного крестьянского дома, стоящего на высоком подклете. Подобное крыльцо выносилось за стены дома и служило его украшением. Вертикальной опорой выносного крыльца были деревянные брёвна-столбы, поддерживавшие лестницу, крышу и верхнюю площадку крыльца. В зависимости от количества опор крыльцо могли называть одностолпным, двустолпным, четырёхстолпным.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Крыльцо на столбах

Закрытое крыльцо – крыльцо, располагавшееся внутри основного сруба дома. В традиции, крыльца выносились за пределы стен и служили одним из их основных украшений. Лестница, ведущая на второй ярус и находящаяся внутри сруба, говорила о явных городских влияниях в архитектуре крестьянского дома.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Закрытое крыльцо

Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте) – парадное помещение в крестьянском жилище. Во второй половине XIX века обустраивалась без печи и эксплуатировалась как жильё только в тёплое время года. Летом в хорошо освещённой горнице женщины занимались рукоделием. Здесь же выделялось спальное место для молодожёнов. На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне обустраивают в горнице печи-голландки, что значительно расширяет функции помещения. Часто горница служила местом для приема и размещения гостей.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Горница

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

12-ый км автодороги "Вологда-Медвежьегорск" ("Вологда-Кириллов").

Автобусом "Вологда-Молочное". Остановка "Семенково" (Расписание движения автобусов)

Работа по реставрации памятников русского зодчества позволила накопить архитектору большой научно-исследовательский опыт и базу практических знаний в области стилистических решений и конструктивных приемов в строительстве и архитектуре в различные исторические периоды. Эти знания и опыт создали прочную основу дальнейшей творческой деятельности Александра Николаева в современном проектировании рубленных домов.

В данном направлении выполнено много объектов в традиционном русском стиле и русском модерне с использованием традиционных конструктивных решений и элементов архитектурного декора фасада в сочетании с современными объемно-планировочными решениями.

Основная концепция проекта - не проектирование отдельно стоящих объектов, а создание единого жилого комплекса-подворье, в едином стиле, органично вписанного в окружающую среду. Проект и реализация данного комплекса (1999-2001 г.) результат 15-ти летнего опыта реставрационных работ автора на памятниках древнего зодчества Кенозерского Национального Парка, расположенного на Севере России.

В образе основного объекта комплекса - жилого дома- есть мотивы и конструктивные решения, характерные для разных регионов России. Южный фасад дома - Карело-финский, западный- архангельский, восточный- суровый поморский, северный-вологодский.

Подворье - это современный жилой комплекс для проживания семьи из 5-ти человек, в строительстве которого использовались современные материалы. Дом имеет все современные инженерные системы: водоснабжение, водоочистка, канализация, отопление, вентиляция.

Все плотницкие работы выполнялись по технологии и инструментами 18 века.

Фундамент - буронабивные ж/б сваи,-ростверк, монолитная плита. Стены - круглый лес D 25- 30 см., рублены в "обло с . остатком". Перекрытия - деревянные по балкам. Фронтоны - самцовые со слеговой конструкцией. Кровля - утепленная, стропильная конструкция, "курицы" с потоками, покрытие черепица. Цоколь - облицован натуральным камнем.

АРХИТЕКТОР ВИКТОР ЯНДОВСКИЙ

Автор проекта : ГАП - Скрипник Василий Борисович. Конструктор : Бормотов Виктор Владиленович. Заказчик : частное лицо Проектирование 2006 - 2007г., строительство 2007 - 2009 гг. На высоком живописном берегу Кизань ( дельта Волги) на территории охотничье-рыболовной туристической базы, из массивного кедра, срублен жилой дом для комфортного проживания и отдыха. В доме большая гостиная с высотой потолка более 10 метров, обеспечивающая прохладу жарким летом. Теплый пол гостиной согревает в холодное время. Большая веранда с камином - барбекю, выходящая на берег реки дает возможность уединиться от назойливых орд насекомых и насладиться уютом теплого южного вечера под легкий всплеск воды. В доме шесть спален (со своим сан. узлом каждая),кухня-столовая, баня с комнатой отдыха, котельная. Двухметровые свесы гонтовой крыши из осины опираются на подстропильную балку. рубленную в консоли - выпуски, и защищают стены от прямых солнечных лучей и дождя.

Трехэтажный рубленный дом из сибирского кедра воспроизводит традиции русского деревянного зодчества. Он не копирует старинные архитектурные памятники напрямую, но очень точно передает дух и атмосферу русского дома из дерева, обращаясь к истокам — секретам мастерства, которые сейчас уже почти полностью забыты и утеряны, мифологии, символам, художественным приемам.

В основу архитектурной концепции лег образ традиционной русской избы. Любой человек, который видит сегодня это здание, сразу же понимает, что перед ним не финский или канадский коттедж, а дом, связанный корнями, историей, культурой с местностью, где он построен. Трехъярусная композиция архитектурного объема с каменным цокольным этажом, частично встроенным в грунт, срубом из бревен большого диаметра и «сложносочиненной» конструкцией крыши с большими выносами стропил за плоскость фасадов.

Одним из требований заказчика к проекту были большие выносы кровли за фасады. Для этого архитектор разработал индивидуальные, авторские конструкции. Переходы от кровли к стенам — изящные, скульптурные — зрительно облегчают довольно тяжеловесную постройку и придают ей особенный колорит.

Архитектор Василий Скрипник.

Первое место в номинации "Жилой дом" на Российской архитектурной выставке АРХИВУД. Жилой дом, рубленый из массивного кедра с большой крытой террасой и встроенной русской баней. На втором этаже две большие спальни и светелка в третьем ярусе. Шатровая крыша дома создает неповторимый образ, навеянный традициями деревянного зодчества. Кровля гонтовая из колотой осины, с полутораметровыми свесами.

Премия Best Building / Дом года — это первый и единственный в России опыт определения лучшего здания всенародным открытым онлайн-голосованием. При вручении награды во внимание принимаются как художественные достоинства проекта, так и качество его реализации, поэтому победителями в одной номинации становятся сразу и архитекторы и строительные компании, воплотившие проект в жизнь.

Премия Best Building/Дом года ставит своей целью организовать диалог широкой общественности с профессиональным сообществом, содействовать, таким образом, развитию современной архитектуры и градостроительной культуры, определить лучшие проекты, реализованные в соответствии с актуальными мировыми тенденциями, представить будущий облик России глазами народа и профессионалов, среди которых эксперты международного уровня. Ежегодно Архитектурно-строительная премия Best Building Awards становится одним из самых заметных и общественно значимых событий в области архитектуры и строительства.

Традиционно в русских домах, бревенчатые стены изнутри протёсывали. При этом срубалась горбушка бревна, и стена превращалась из округлой в плоскую. Протёсывались все жилые постройки, круглыми оставляли только стены в амбарах и загонах для скота.

Как правило это была так называемая протёска "в лас".

Преимущества протёски в "в лас" в рубленном доме очевидны.

Во-первых увеличивается площадь помещения. Для примера, в постройке 6х6 метров из бревна 340 мм, площадь увеличится на 1,5 м2, то есть прирост составляет 5%, а это значительно.

Во-вторых, плоские стены очень практичны. К ним без проблем можно придвинуть мебель, навесить шкафы и полки. Не маловажный фактор- на плоские стены садится меньше пыли.

В-третьих, площадь помещения увеличивается не только за счёт фактического прироста площади, но и из-за зрительного эффекта. Действительно, помещение в рубленном доме с протеской выглядит просторнее, а стены "не давят".

Жильё рубили «в простую чашу». Имелись как бы два подвида этого способа. За малые деньги рубили дом «по старине». Тёсаные брёвна перед самим углом оставлялись круглыми, с постепенным переходом от плоскости к округлому. Велика пластическая выразительность такого интерьера!

Но были и более сложные варианты, когда плоскости стен сходились в прямой угол, а чаша рубилась "в крюк" делая его не продуваемым.

Тем, кто богаче, рубили уже «в крюк», когда брёвна снутра тесали до самого угла, и углы получались гладкими, как в городском кирпичном доме. Рубка «в крюк» трудна и не ходка, но зато сруб плотный и внутри дом чуть ли не господский.

Соединение «в крюк» считается лучшим в отношении прочности и тепла. Оно выполняется с остатком. Формы его заимствованы от рубки «в охлоп» и от рубки «в чашу». Половина чаши здесь выбирается в нижнем бревне (запиливается по оси и вырубается топором) и внешняя половина — в верхнем, здесь надо помогать долотом или стамеской. В нём же делается и жёлоб. Это соединение оригинально, в наши дни встречается крайне редко, хотя повозиться с ним одно удовольствие и честь для умельца.

Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.



Энциклопедия древнерусского дома 2-Безгвоздевая конструкция крыши

Лемех – деревянная черепица из тонкого осинового тёса, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников, шатров. Для изготовления лемеха, узкие полоски тёса разрубали на короткие дощечки, один из концов которых оформляли в форме острия, полукруга или городков. Нижний ряд плотно прибиваемых друг к другу дощечек перекрывался верхним рядом, образуя «чешуйчатое» покрытие архитектурного элемента.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Лемех. Часовня Ильи Пророка

Красный тёс - обрезные, хорошо оструганные доски, использовавшиеся на верхний, лицевой слой деревянной кровли. Нижние концы красного тёса могли обрабатываться в форме «усечённой пики», придавая кровле ажурность. Кружевная ажурность кровли выгодно контрастировала с бревенчатым монолитом стены и служила достойным украшением постройки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Красный тес

Причелина – доска, защищавшая торцы бревенчатых слег от излишней влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой. Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты, солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации причелин, рассматривались крестьянами не только как украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Причелина

Фронтон – верхняя треугольная часть переднего фасада дома. Верхние края фронтона ограничивались скатами тесовой кровли. Фронтоны являлись продолжением стены и составлялись из укорачивающихся и укладывавшихся друг на друга брёвен – самцов. Самцы скреплялись продольными брёвнами крыши – слегами. Слеги выносились далеко вперёд за переднюю стену. Уложенная на слеги кровля венчала конструкцию фронтона и защищала переднюю стену дома от непогоды.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Фронтон

Охлупень (шелом) – выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише».


Энциклопедия древнерусского дома 2-Охлупень

Полотенце – короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Полотенце

Светёлка – небольшая светлая комната, скрывавшаяся за фронтоном дома. Как правило, неотапливаемое помещение, использовавшееся только в тёплое время года. В светёлке могли размещаться на ночлег молодёжь, гости. Здесь же хранились вещи, верхняя одежда, неносимая летом. Светёлки в чердачном помещении активно появляются в пореформенное время, когда крестьяне в зимний период отправлялись в отход, а к весенне-летним полевым работам возвращались домой. Подъём в светёлку обеспечивала лестница, устроенная в сенях дома.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Светелка

Сруб – основа деревянного домостроения. Представляет собой четырёхугольную в плане «клеть», состоящую из рядов рубленых брёвен. Для утепления сруба, предназначенного для зимнего проживания, между брёвнами прокладывался мох. В качестве фундамента под сруб подводили большие камни или обожжённые деревянные столбы. Они предотвращали сруб от быстрого гниения снизу. С этой же целью между бревенчатыми венцами и камнями прокладывали бересту. Неимущие крестьяне устанавливали сруб будущего жилища прямо на землю.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Сруб

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение. Здесь хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Подклет

Фасад - вид внешних стен здания под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). В декоративном оформлении крестьянских домов XIX - ХХ в. использовалась роспись или раскраска фасада здания и резных украшений в различные цвета. Краска наносилась на плоские поверхности, затянутые тесом. В северных постройках чаще всего использовали желтый, красный, синий и зеленый цвета. Подобное декоративное оформление фасадов могли позволить себе наиболее богатые слои населения.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Фасад

Парапет (франц. – parapet, итал. - parpetto) - ограждение балкона, лестницы, крыльца, состоящее из перил, балясин или невысокой сплошной стенки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Парапет

Косяки – бруски или колоды, обрамлявшие оконные или дверные проёмы. Служили укреплению отверстий, вырубленных в стенах. Распространение получили в первой половине XIX столетия.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Косяк

Филенчатые ставни – деревянные затворы к окнам, гладкое поле которых украшалось профилированной рамой и глубокими резными выемками (филёнками) в виде прямоугольников, ромбов, полусолнц и т.д.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Филенчатые ставни

Глухая (плоская) резьба по дереву – один из распространенных видов резьбы. Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской. Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур и элементов. В давние времена часто наделялась мистическим смыслом и считалась оберегом. Со временем резьба утратила мистическое значение и стала применяться просто в качестве украшения.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Глухая резьба

Пропильная резьба - резьба, при которой узор на деревянной доске или фанере выполнялся путем сквозного пропила и предназначался к восприятию на просвет. Обработанные таким образом подзоры, причелины и «полотенца» благодаря сквозному орнаменту контрастно смотрятся на фоне северного неба.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Пропильная резьба

Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой) крыши.

Тес, который укладывали на крышу, в нижней части упирался в поточное (предварительно выдолбленное для стока воды) бревно.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Потоки

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Это еловые брусья – крюки, на которых лежат потоки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Курицы

Балкон – небольшая площадка с перилами, обустроенная на фронтоне дома. Для создания балкона в стену перпендикулярно врубались два несущих бревна, служившие опорой всему сооружению. Часто эти брёвна становились продолжением внутренних бревенчатых стен, формирующих помещение светёлки (горницы) в чердачном пространстве избы. В традиции балкон носил декоративный характер, украшался пропильной резьбой, выхода на балкон не было. В домах, испытывавших явное городское влияние, балкон мог уже иметь и функциональное значение.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Балкон

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

12-ый км автодороги "Вологда-Медвежьегорск" ("Вологда-Кириллов").

Автобусом "Вологда-Молочное". Остановка "Семенково" (Расписание движения автобусов)

В последние десятилетия в странах СНГ продолжается тенденция вымирания деревни. Молодежь с неохотой переезжает в деревню для работы. Многие дома пустуют и разрушаются, так как за ними некому смотреть. Однако встречаются и красивые ухоженные деревенские домики у которых есть свои заботливые хозяева, которые следят за домом и периодически ремонтируют его. Многие люди приобретают себе дачи в деревне и обходится это относительно недорого. Представляем вам фото подборку красивых старых деревенских домов.

красивый сельский дом с резным фасадом

красивый сельский дом с резным фасадом

старый домик в деревне, укутанный снежными хлопьями

старый домик в деревне, укутанный снежными хлопьями

красивая русская природа

красивая русская природа

дом в деревне из бруса с деревянными ставнями

дом в деревне из бруса с деревянными ставнями

красная рябина возле старого деревенского дома

красная рябина возле старого деревенского дома

старый деревянный дом 19-го века в деревне

старый деревянный дом 19-го века в деревне

покрашенный сельский дом

покрашенный сельский дом

старая русская деревня

старая русская деревня

заброшенный деревенский дом

заброшенный деревенский дом

сельский домик с соломенной крышей

сельский домик с соломенной крышей

некрасивый дом в деревне

некрасивый дом в деревне

осень в русской деревне

осень в русской деревне

деревенский дом зеленого цвета

деревенский дом зеленого цвета

нежилой старый дом в деревне

нежилой старый дом в деревне

хорошо отремонтированная дача в деревне

хорошо отремонтированная дача в деревне

старый бревенчатый дом - эталон деревянного домостроения наших предков

старый бревенчатый дом - эталон деревянного домостроения наших предков

деревенская архитектура прошлого века

деревенская архитектура прошлого века

старый загородный дом из бревна

старый загородный дом из бревна

ветхий, но красиво разукрашенный деревенский дом

ветхий, но красиво разукрашенный деревенский дом

сельский дом в английском стиле

сельский дом в английском стиле

А вот так выглядят дома в английской деревне Байбери, красивое видео.

5 комментариев

Великолепная фото подборка старинных деревянных домов. Я бы в одном из таких жила летом за городом с огромным удовольствием. Но это нормально, что молодежь отказывается жить в деревне, где нет ни работы, ни перспектив. Жить в старых домах участь пристарелых людей, которым некуда деваться и которым не нужна вся эта городская суета. А молодежь может ездить к старикам раз в неделю, чтобы проведать или просто отдохнуть от загазованной городского воздуха и суетной жизни.
Еще мое мнение, деревянный домик можно отреставрировать, сегодня много современных материалов, которые приведут дом в божеский вид и он прослужит еще не один год следующим поколениям. А зато как красиво!

Внешне они производят хорошее впечатление. Но, учитывая год постройки, думаю, что стоит полностью все внутри переделывать — дерево ведь не особо долговечное. Да и комфорта в таком доме не много.

Относительно не дорого — это уже хорошо!) Честно говоря, слишком уж по-деревенски) Это не по мне! Хоть дорогая вилла и не по карману, но дом такого плана я бы не хотела себе и своим детям.

Чем дальше от Москвы, тем больше таких домов увидишь. Совершенно разные по форме, но объединяет их одно — это дома, построенные в нашем русском стиле, так, как строили наши далекие предки. Красивые орнаменты, просторные внутри, теплые, обзательно есть русская печь. И сейчас строят такие дома, гарантия на них — сто лет. Что, например станет с Вашим фахверком через сто лет — это еще вопрос, а наши предки строили на века, поэтому эта технология строительства деревянных домов очень эффективна.

Раньше действительно строили дома с душой. Особенно видно по тем, которые украшены резными наличниками. У нас в регионе еще остались такие за городом, почти все разрисованы татарскими яркими мотивами, внутри обязательно старая печь и запах дерева потрясающий. Но рядом с коттеджами смотрятся уже не так душевно и гармонично, теряются на фоне трехэтажных замков.

Читайте также: