Спектакль цемент старый дом

Обновлено: 04.05.2024

Молодой постановщик Никита Бетехтин взялся за пьесу Хайнера Мюллера о постреволюционной России 1921-го года.

Новосибирский драматический театр "Старый дом" показал в Москве, на фестивале "Уроки режиссуры" спектакль "Цемент". Молодой постановщик Никита Бетехтин взялся за пьесу Хайнера Мюллера о постреволюционной России 1921-го года. Спектакль посмотрела Ирина Разумовская.

Режиссер Никита Бетехтин называет смотр "Уроки режиссуры" важнейшим мостом между мастерами и молодыми. На фестиваль приехала его постановка в Новосибирском театре "Старый дом" по пьесе Хайнера Мюллера "Цемент". За это произведение в России ещё никто не брался. Важно и то, что в основе у немецкого автора – роман соцреалиста Фёдора Гладкова.

"Во-первых, очень сложный текст. Мне вообще нравится разгадывать ребусы и делать сложные пьесы, работать со сложным материалом, не поддающимся постановке. Для меня вызов такой, да. И, во-вторых, мне показался очень нервный текст, свежий текст, текст, с которым никто не работал", – заметил режиссёр Никита Бетехтин.

Под стать такому тексту организовано пространство. Главная конструкция на сцене – сложная и многосоставная машина-стена с наборными ящиками, которые служат ступенями, кроватями, табло с цитатами. В алой, томной и тёмной атмосфере идёт рассказ о Глебе Чумалове, который возвращается с гражданской войны в родные края, где жена не узнаёт, дочь голодает в детдоме, а цементный завод, где он был слесарем, разрушен.

Какой ценой придётся восстановить завод и семью? Удастся ли не увязнуть в цементе? И что означает здесь это слово, вынесенное в название?

"Это стена, через которую не пробиться, не сломать эту систему, один человек, даже герой, и то не в силах поменять что-то в этом мире, в этой системе", – пояснила актриса Наталья Немцева.

Благодаря тяжелым костюмам цвета металлик герои часто напоминают застывшие памятники, а не живых людей. Здесь много крика, боли, ругани. Чеканный ритм постановки задан и главами романа, название которых читает зритель, а также литературным вязким текстом и пластикой. Всё это мгновенно переносит в 1921-й год, параллели с которым и проводил молодой режиссер из сегодняшнего 21-го.


Остановка

27.05.2022
Covёr. Пиратские копии


Covёr. Пиратские копии

13 Мая, пятница

Хайнер Мюллер


18+ Купить билет

Постановщики

Художник по костюмам - Алексей Лобанов

Художник по свету - Илья Пашнин

Режиссер по пластике - Игорь Шаройко

Действующие лица и исполнители

Мотя, его жена, Авдотья - Ксения Войтенко

Аннотация

  • Педагог по вокалу — Светлана Болгова
  • Перевод текста — Александр Филиппов-Чехов

Глеб Чумалов возвращается с Гражданской войны, словно из страны мертвых. Свой дом он находит в запустении, жена Даша не узнает его, да и сама она стала неузнаваемой, а дочь Нюрка страдает от голода в детском доме. Во что бы то ни стало Глеб хочет оживить «механическое тело» цементного завода, но для этого ему и самому нужно научиться быть машиной.

Пьеса Хайнера Мюллера «Цемент» написана на материале одноименного романа Фёдора Гладкова. В свойственной ему манере Мюллер уплотняет повествование до нескольких сцен, соотнося их с мифами об Одиссее, Ахилле, Прометее, Сизифе и других античных героях.

Павел Руднев о спектакле «Цемент»: «Это очень важная пьеса Хайнера Мюллера, она впервые полноценно ставится в России. Советский миф здесь удивителен и прекрасен: он сливается с античностью, и это сигнализирует о попытке создать новое человечество. Глеб Чумалов поднимает город на восстановление цементного завода ценой персональных жертв. Личность тонет в мощном, громогласном заводском гудке, истаивает в заводском тигле, и здесь Мюллер нам умело напоминает об утопичности любой тоталитарной идеи, о том, как идея пожирает жертв, как человек не способен отказаться от идеи человеческих жертвоприношений во имя абстракций. И здесь у Мюллера встает вопрос о необходимости найти путь к человекоцентричной цивилизации».

Спектакль вошел в число самых заметных премьер России сезонов 2019-2020 по версии экспертного совета Российской Национальной театральной Премии и фестиваля «Золотая маска».

Спектакль-участник V фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»


Остановка

27.05.2022
Covёr. Пиратские копии


Covёr. Пиратские копии

13 May, Friday

Хайнер Мюллер


18+ Buy ticket

Authors

Художник по костюмам - Алексей Лобанов

Художник по свету - Илья Пашнин

Режиссер по пластике - Игорь Шаройко

Мотя, его жена, Авдотья - Ксения Войтенко

Description

  • Педагог по вокалу — Светлана Болгова
  • Перевод текста — Александр Филиппов-Чехов

Глеб Чумалов возвращается с Гражданской войны, словно из страны мертвых. Свой дом он находит в запустении, жена Даша не узнает его, да и сама она стала неузнаваемой, а дочь Нюрка страдает от голода в детском доме. Во что бы то ни стало Глеб хочет оживить «механическое тело» цементного завода, но для этого ему и самому нужно научиться быть машиной.

Пьеса Хайнера Мюллера «Цемент» написана на материале одноименного романа Фёдора Гладкова. В свойственной ему манере Мюллер уплотняет повествование до нескольких сцен, соотнося их с мифами об Одиссее, Ахилле, Прометее, Сизифе и других античных героях.

Павел Руднев о спектакле «Цемент»: «Это очень важная пьеса Хайнера Мюллера, она впервые полноценно ставится в России. Советский миф здесь удивителен и прекрасен: он сливается с античностью, и это сигнализирует о попытке создать новое человечество. Глеб Чумалов поднимает город на восстановление цементного завода ценой персональных жертв. Личность тонет в мощном, громогласном заводском гудке, истаивает в заводском тигле, и здесь Мюллер нам умело напоминает об утопичности любой тоталитарной идеи, о том, как идея пожирает жертв, как человек не способен отказаться от идеи человеческих жертвоприношений во имя абстракций. И здесь у Мюллера встает вопрос о необходимости найти путь к человекоцентричной цивилизации».

Спектакль вошел в число самых заметных премьер России сезонов 2019-2020 по версии экспертного совета Российской Национальной театральной Премии и фестиваля «Золотая маска».

Спектакль-участник V фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры»

Постановка Центр драматургии и режиссуры на Соколе



Спектакль «Старый дом» — символ неугасаемого стремления к счастью, дому, где всегда можно мечтать о несбыточном. Ностальгия по прошедшей молодости в спектакле приобретает лирический характер. Встреча нескольких поколений артистов — именитых мастеров сцены (Елены Яковлевой, Елены Шаниной) и юных студентов ГИТИСа — делает историю подлинной и пронзительной. Легендарная мелодия Шарля Азнавура «Вечная любовь» дает новое звучание тексту Алексея Казанцева, и музыка в спектакле по-саундрамовски оказывается главным действующим лицом.

Участники

Специальные предложения

Рассрочка СберБанка на 3 месяца

Подарочные сертификаты

Место проведения

Центр драматургии и режиссуры на Соколе

Лучшие отзывы о спектакле «Старый дом»


Прекрасный спектакль! Талантливые актеры, красивая музыка и интересный сюжет спектакля - все на высшем уровне! ❤

Замечательный спектакль! Шикарный актёрский ансамбль, живой звук, атмосфера👏

Это было что-то гениальное! Актеры выкладываются на 100%. Каждый на столько сильно проживают роль, что их слезы невольно передаются тебе! Гениально! Браво

Автор пьесы, похоже, решил скрестить "Старшую сестру"(добавлю, со знаком минус) и На дне. Местом выбрана коммунальная квартира 60-х годов, якобы находящаяся в доме Бибиковой(что дом Бибиковой - реальный культурно-исторический объект, не имеющий ничего общего с описываемым в пьесе, уже, может и неважно). То, что происходит в этой квартире, это и есть то самое "без солнца", только уже советского образца. История создания пьесы покрыта мраком. Фамилия Резаева, поступление в театральный одной из героинь, это явный намек на полемику со Старшей сестрой. Да, если вычислить примерно время написания, понятно, что это было написано не для постановки, но смело, скорее, для самиздата, а не для сцены. Смело уже потому, что и кинематограф и драматургия советская побаивались, так скажем, слова коммунальная квартира. Даже та же Старшая сестра происходит в отдельной квартире, хотя кто бы ее дал двум сиротам из детдома в послевоенном Ленинграде. Через годы выяснилось, что вроде как вещь можно ставить. Такое ощущение, что для этого она была дописана. Предыдущий автор утверждает, что Старый дом ставили в Эт сетера. Не было там такого. Но, раз уж на то пошло, там идет Старшая сестра, причем в таком очень свежем варианте, смотреть который даже интереснее, чем известный фильм. И атмосфера советского быта там передается, и отношения мужчины и женщины, и про участие парткома не забыли. А старый дом смотреть, ну как на вчерашнюю смелость.

Глеб Чумалов, в прошлом слесарь цементного завода, возвращается с Гражданской войны, словно из страны мёртвых. Свой дом он находит в запустении, жена Даша не узнаёт его, да и сама она стала неузнаваемой, а дочь Нюрка страдает от голода в детском доме. Во что бы то ни стало Глеб хочет оживить «механическое тело» цементного завода, но для этого ему и самому нужно научиться быть машиной.

Пьеса Хайнера Мюллера «Цемент» написана на материале одноименного романа Фёдора Гладкова. В свойственной ему манере Мюллер уплотняет повествование до нескольких сцен, соотнося их с мифами об Одиссее, Ахилле, Прометее, Сизифе и других античных героях. Таким образом сюжет о революции в Российской империи вырастает до хтонических масштабов.

Павел Руднев о спектакле «Цемент»: «В ближайшее время выходит эта работа, рождённая из нашей прошлогодней лаборатории в «Старом доме». Это очень важная пьеса Хайнера Мюллера, она впервые полноценно ставится в России. Не только потому, что она реконструирует интерес к несправедливо забытому большому роману Фёдора Гладкова, а потому, что фиксирует момент перехода социалиста и марксиста Мюллера к Мюллеру-антимилитаристу и либертарианцу. Советский миф здесь удивителен и прекрасен: он сливается с античностью, и это тождество сигнализирует о попытке создать новое человечество и в те времена, и в советские. С другой стороны, Глеб Чумалов, подымающий город на восстановление цементного завода, уничтожает индивидуализм, индивидуальные ценности и силу личности, ценой персональных жертв — смерти ребёнка и потери семьи — переплавляется в коллективную энергию, энергию общего дела. Личность тонет в мощном, громогласном заводском гудке, истаивает в заводском тигле, и здесь Мюллер нам умело напоминает об утопичности любой тоталитарной идеи, о том, как идея пожирает жертв, как человек не способен отказаться от идеи человеческих жертвоприношений во имя абстракций. И здесь у Мюллера встаёт вопрос о необходимости найти путь к человекоцентричной цивилизации».

Читайте также: