Сотрет с доски как правильно
Обновлено: 01.05.2024
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЕГО перчатки
пять АПЕЛЬСИН
ПОЕЗЖАЙ прямо
новые ПАСПОРТА
ПЯТИСТАМ гостям
КРАСИВШЕ
ДВЕ седьмых
много ВИШЕН
ПОСАДИ дерево
пара БОТИНОК
ЗАЖЖЁТСЯ свет
пара ЧУЛОК
МЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
СЕМЬЮСТАМИ рублями
ПРИЙДУ
ИХ комната
спелых АБРИКОСОВ
СОТРЁТ с доски
к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам
петь ЗВОНЧЕ
ТРИ подруги
домишки ДЕРЕВНЕЙ
СНАЙПЕРЫ ушли
в ДВУХСТАХ ШЕСТИДЕСЯТИ домах
спелых АБРИКОСОВ
много ОБЛАКОВ
пара БОТИНОК
хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ
ПОЕЗЖАЙ к бабушке
с ДВУМЯСТАМИ бойцами
около ПЯТИСОТ фотографий
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
пара НОСКОВ
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ
брат БОЛЕЕ УМНЕЕ
гарантия ВОЗВРАТА
все ДИРЕКТОРА заводов
НАИБОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ подарок
ведро ВИШНЕЙ
букет ГЕОРГИНОВ
на ДВЕСТИ шестой странице
это яблоко намного КРУПНЕЕ
земные НЕДРА
НАТЕРЕВ солью
много ВРЕМЯ
ПРОЧИТАЯ рассказ
менее ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ
в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году
ПОЕЗЖАЙ домой
ИХ успехи
СОТРЁТ с доски
петь ЗВОНЧЕ
в ПОЛУТОРАСТА метрах
две пары НОСКОВ
не ПРОРОНЯЯ ни слова
в ШКАФЕ
ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ
неисправные КЛАПАНЫ
ЕЗДИТ
пара НОСКОВ
вместе с ДЕТЬМИ
много ЯБЛОКОВ
искомый ОТВЕТ
НАИЛУЧШИХ снимков
ТОНКИЙ тюль
страховые ПОЛИСА
ПОЛУТОРА ставок
КОНТЕЙНЕРЫ
мы не ЛЖЁМ
Северный и Южный ПОЛЮСЫ
группа ОСЕТИН
СТА ДВАДЦАТЬЮ ПЯТЬЮ литрами
пустые ТЕРМОСА
не ЛАЗАЙТЕ через забор
ИНТЕРЕСНЕЕ ВСЕХ
2. красивее
3.приду
4.петь более ЗВОНко
5.домишки деревень
6.хорошо ПРОПОдает
7.брат БОЛЕЕ УМНый или умнее
8.ведро ВИШНи
9.много ВРЕМени
10.ПРОЧИТАв рассказ
Пять чего? Килограммов;
килограммов чего? Апельсинов.
пустые термосЫ
страховые полисы
много яблок
Если вопрос “в чем?, на чем? ” – используется форма “в шкафу“, “на шкафу“,
если вопрос “о чем? ” – форма “о шкафе“.
Задание 7 № 10763
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно образована форма дательного падежа числительного. Верно: к четырЁмстАМ.
Ответ: четырёмстам|к четырёмстам.
Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Задание 7 № 10763
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно образована форма дательного падежа числительного. Верно: к четырЁмстАМ.
Ответ: четырёмстам|к четырёмстам.
Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Правильно скажем «сотри», употребив в речи форму повелительного наклонения глагола «стереть». Слово «стери» не соответствует морфологической норме литературного русского языка.
Чтобы высказать просьбу, пожелание или приказ, в речи употребляются глаголы в форме повелительного наклонения, например:
- связать — свяжи берет;
- класть — клади вещи на место;
- отрезать — отрежь ломоть хлеба;
- уведомить — уведомь меня о письме.
Сравнив грамматическое оформление глаголов повелительного наклонения, отметим, что в их образовании прослеживаются две формы:
- часть глаголов имеет формообразующий суффикс -и (не порти);
- в морфемном составе некоторых словоформ укажем нулевой суффикс (съешь, нарисуй).
Отдельно отметим формы повелительного наклонения, образующиеся с помощью формообразующих частиц, которые добавляются к спрягаемой форме глагола, например:
- пусть светит солнце;
- пускай говорит;
- давай напишем;
- давайте посмотрим фильм;
- да здравствует мир.
Как правильно образовать форму повелительного наклонения глагола «стереть»? Какой вариант слова является литературным, «сотри» (с доски) или «стери»?
Понаблюдаем, как изменяется этот глагол в формах будущего времени:
Как видим, в формах интересующего нас глагола «стереть» в приставке появилась беглая гласная «о», а в корне, напротив, исчезает беглая гласная «е».
От основы сотр- будущего времени с помощью формообразующего суффикса -и образуем форму повелительного наклонения данного глагола:
- (что сделай?) сотри с доски;
- сотри со стола;
- сотри с лобового стекла.
Словоформа повелительного наклонения глагола «стери» является просторечной, то есть находящейся за границей русского литературного языка. Аналогично в своей речи избегаем употребления просторечных форм повелительного наклонения глаголов:
Правильно скажем «сотри», употребив в речи форму повелительного наклонения глагола «стереть». Слово «стери» не соответствует морфологической норме литературного русского языка.
Чтобы высказать просьбу, пожелание или приказ, в речи употребляются глаголы в форме повелительного наклонения, например:
- связать — свяжи берет;
- класть — клади вещи на место;
- отрезать — отрежь ломоть хлеба;
- уведомить — уведомь меня о письме.
Сравнив грамматическое оформление глаголов повелительного наклонения, отметим, что в их образовании прослеживаются две формы:
Отдельно отметим формы повелительного наклонения, образующиеся с помощью формообразующих частиц, которые добавляются к спрягаемой форме глагола, например:
- пусть светит солнце;
- пускай говорит;
- давай напишем;
- давайте посмотрим фильм;
- да здравствует мир.
Как правильно образовать форму повелительного наклонения глагола «стереть»? Какой вариант слова является литературным, «сотри» (с доски) или «стери»?
Понаблюдаем, как изменяется этот глагол в формах будущего времени:
Как видим, в формах интересующего нас глагола «стереть» в приставке появилась беглая гласная «о», а в корне, напротив, исчезает беглая гласная «е».
От основы сотр- будущего времени с помощью формообразующего суффикса -и образуем форму повелительного наклонения данного глагола:
- (что сделай?) сотри с доски;
- сотри со стола;
- сотри с лобового стекла.
Слово «сотри» соответствует морфологической норме литературного языка.
Словоформа повелительного наклонения глагола «стери» является просторечной, то есть находящейся за границей русского литературного языка. Аналогично в своей речи избегаем употребления просторечных форм повелительного наклонения глаголов:
- взглянь вместо лит. взгляни;
- выдь вместо лит. выйди;
- положь вместо лит. положи;
- обойми вместо лит. обними;
- поди вместо лит. пойди;
- едь, езжай вместо лит. поезжай;
- слови вместо лит. поймай;
- ложи вместо лит. клади.
Культура речи "ДиректорЫ" или "директорА", как правильно во множественном числе именительного падежа? Ударение в слове
Читайте также: