Сотрет с доски как правильно

Обновлено: 01.05.2024

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЕГО перчатки
пять АПЕЛЬСИН
ПОЕЗЖАЙ прямо
новые ПАСПОРТА
ПЯТИСТАМ гостям

КРАСИВШЕ
ДВЕ седьмых
много ВИШЕН
ПОСАДИ дерево
пара БОТИНОК

ЗАЖЖЁТСЯ свет
пара ЧУЛОК
МЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ
СЕМЬЮСТАМИ рублями
ПРИЙДУ

ИХ комната
спелых АБРИКОСОВ
СОТРЁТ с доски
к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам
петь ЗВОНЧЕ

ТРИ подруги
домишки ДЕРЕВНЕЙ
СНАЙПЕРЫ ушли
в ДВУХСТАХ ШЕСТИДЕСЯТИ домах
спелых АБРИКОСОВ

много ОБЛАКОВ
пара БОТИНОК
хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ
ПОЕЗЖАЙ к бабушке
с ДВУМЯСТАМИ бойцами

около ПЯТИСОТ фотографий
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
пара НОСКОВ
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ
брат БОЛЕЕ УМНЕЕ

гарантия ВОЗВРАТА
все ДИРЕКТОРА заводов
НАИБОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ подарок
ведро ВИШНЕЙ
букет ГЕОРГИНОВ

на ДВЕСТИ шестой странице
это яблоко намного КРУПНЕЕ
земные НЕДРА
НАТЕРЕВ солью
много ВРЕМЯ

ПРОЧИТАЯ рассказ
менее ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ
в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году
ПОЕЗЖАЙ домой
ИХ успехи

СОТРЁТ с доски
петь ЗВОНЧЕ
в ПОЛУТОРАСТА метрах
две пары НОСКОВ
не ПРОРОНЯЯ ни слова

в ШКАФЕ
ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ
неисправные КЛАПАНЫ
ЕЗДИТ
пара НОСКОВ

вместе с ДЕТЬМИ
много ЯБЛОКОВ
искомый ОТВЕТ
НАИЛУЧШИХ снимков
ТОНКИЙ тюль

страховые ПОЛИСА
ПОЛУТОРА ставок
КОНТЕЙНЕРЫ
мы не ЛЖЁМ
Северный и Южный ПОЛЮСЫ

группа ОСЕТИН
СТА ДВАДЦАТЬЮ ПЯТЬЮ литрами
пустые ТЕРМОСА
не ЛАЗАЙТЕ через забор
ИНТЕРЕСНЕЕ ВСЕХ

2. красивее
3.приду
4.петь более ЗВОНко
5.домишки деревень
6.хорошо ПРОПОдает
7.брат БОЛЕЕ УМНый или умнее
8.ведро ВИШНи
9.много ВРЕМени
10.ПРОЧИТАв рассказ

Пять чего? Килограммов;
килограммов чего? Апельсинов.
пустые термосЫ
страховые полисы
много яблок
Если вопрос “в чем?, на чем? ” – используется форма “в шкафу“, “на шкафу“,
если вопрос “о чем? ” – форма “о шкафе“.


Задание 7 № 10763

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно образована форма дательного падежа числительного. Верно: к четырЁмстАМ.

Ответ: четырёмстам|к четырёмстам.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы — это нормы пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­че­ских форм слов раз­ных ча­стей речи (форм рода, числа, крат­ких форм и сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и мно­гие дру­гие).

Мор­фо­ло­ги­че­ская норма ре­гу­ли­ру­ет сло­во­об­ра­зо­ва­ние и сло­во­из­ме­не­ние. Эти нормы обя­за­тель­но изу­ча­ют­ся в школь­ном курсе рус­ско­го языка и про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 6 ЕГЭ. В мор­фо­ло­гии (также, как в син­так­си­се и в об­ла­сти про­из­но­ше­ния) есть силь­ные и сла­бые нормы. Силь­ные со­блю­да­ют­ся всеми, кто вла­де­ет рус­ским язы­ком как род­ным. Сла­бые легко под­да­ют­ся воз­дей­ствию со сто­ро­ны, плохо усва­и­ва­ют­ся и часто ис­ка­жа­ют­ся. Их на­ли­чие опре­де­ля­ет­ся мно­ги­ми при­чи­на­ми, в част­но­сти, осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия фо­не­ти­че­ской и грам­ма­ти­че­ской си­стем рус­ско­го языка. Так, су­ще­ство­вав­шие ещё во вре­ме­на Льва Тол­сто­го нормы об­ра­зо­ва­ния и из­ме­не­ния при­ча­стий, де­е­при­ча­стий, при­ла­га­тель­ных и дру­гих ча­стей речи, су­ще­ствен­но из­ме­ни­лись в наши дни. Нужно от­ме­тить, что для до­воль­но боль­шо­го спис­ка слов су­ще­ству­ют, с одной сто­ро­ны — раз­го­вор­ные формы , а с дру­гой сто­ро­ны — ли­те­ра­тур­ные, пись­мен­ные . Но на­ря­ду с этим есть и такие формы, ко­то­рые не­до­пу­сти­мы даже в раз­го­вор­ной речи и яв­ля­ют­ся гру­бым на­ру­ше­ни­ем мор­фо­ло­ги­че­ских норм. Тот, кто об­ра­ща­ет­ся к сло­ва­рям, знает, что в тол­ко­вых сло­ва­рях не­пре­мен­но есть по­мет­ки «разг».,что зна­чит раз­го­вор­ное, и дру­гие, ука­зы­ва­ю­щие на нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния формы слова том или ином стиле речи.

В за­да­ни­ях, по­до­бран­ных в ЕГЭ, от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся найти слово с ошиб­кой и из­ме­нить его так, чтобы оно от­ве­ча­ло ли­те­ра­тур­ной, пись­мен­ной норме.

Нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния того или иного слова про­ве­ря­ет­ся по дей­ству­ю­щим со­вре­мен­ным сло­ва­рям, а не по «ин­тер­не­ту» или «ви­ки­пе­дии». Слова, до­пус­ка­ю­щие две ли­те­ра­тур­ные нормы, (а такое бы­ва­ет!) в за­да­ни­ях, как пра­ви­ло, не пред­став­ле­ны.

Итак, в за­да­ни­ях из банка ФИПИ, в по­со­би­ях раз­лич­ных ав­то­ров, а также в ма­те­ри­а­лах эк­за­ме­нов про­шлых лет име­ют­ся при­ме­ры на ошиб­ки в об­ра­зо­ва­нии и упо­треб­ле­нии:

ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ (род, число, падеж) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ (об­ра­зо­ва­ние срав­ни­тель­ной сте­пе­ни) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне


Задание 7 № 10763

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно образована форма дательного падежа числительного. Верно: к четырЁмстАМ.

Ответ: четырёмстам|к четырёмстам.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы — это нормы пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­че­ских форм слов раз­ных ча­стей речи (форм рода, числа, крат­ких форм и сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и мно­гие дру­гие).

Мор­фо­ло­ги­че­ская норма ре­гу­ли­ру­ет сло­во­об­ра­зо­ва­ние и сло­во­из­ме­не­ние. Эти нормы обя­за­тель­но изу­ча­ют­ся в школь­ном курсе рус­ско­го языка и про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 6 ЕГЭ. В мор­фо­ло­гии (также, как в син­так­си­се и в об­ла­сти про­из­но­ше­ния) есть силь­ные и сла­бые нормы. Силь­ные со­блю­да­ют­ся всеми, кто вла­де­ет рус­ским язы­ком как род­ным. Сла­бые легко под­да­ют­ся воз­дей­ствию со сто­ро­ны, плохо усва­и­ва­ют­ся и часто ис­ка­жа­ют­ся. Их на­ли­чие опре­де­ля­ет­ся мно­ги­ми при­чи­на­ми, в част­но­сти, осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия фо­не­ти­че­ской и грам­ма­ти­че­ской си­стем рус­ско­го языка. Так, су­ще­ство­вав­шие ещё во вре­ме­на Льва Тол­сто­го нормы об­ра­зо­ва­ния и из­ме­не­ния при­ча­стий, де­е­при­ча­стий, при­ла­га­тель­ных и дру­гих ча­стей речи, су­ще­ствен­но из­ме­ни­лись в наши дни. Нужно от­ме­тить, что для до­воль­но боль­шо­го спис­ка слов су­ще­ству­ют, с одной сто­ро­ны — раз­го­вор­ные формы , а с дру­гой сто­ро­ны — ли­те­ра­тур­ные, пись­мен­ные . Но на­ря­ду с этим есть и такие формы, ко­то­рые не­до­пу­сти­мы даже в раз­го­вор­ной речи и яв­ля­ют­ся гру­бым на­ру­ше­ни­ем мор­фо­ло­ги­че­ских норм. Тот, кто об­ра­ща­ет­ся к сло­ва­рям, знает, что в тол­ко­вых сло­ва­рях не­пре­мен­но есть по­мет­ки «разг».,что зна­чит раз­го­вор­ное, и дру­гие, ука­зы­ва­ю­щие на нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния формы слова том или ином стиле речи.

В за­да­ни­ях, по­до­бран­ных в ЕГЭ, от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся найти слово с ошиб­кой и из­ме­нить его так, чтобы оно от­ве­ча­ло ли­те­ра­тур­ной, пись­мен­ной норме.

Нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния того или иного слова про­ве­ря­ет­ся по дей­ству­ю­щим со­вре­мен­ным сло­ва­рям, а не по «ин­тер­не­ту» или «ви­ки­пе­дии». Слова, до­пус­ка­ю­щие две ли­те­ра­тур­ные нормы, (а такое бы­ва­ет!) в за­да­ни­ях, как пра­ви­ло, не пред­став­ле­ны.

Итак, в за­да­ни­ях из банка ФИПИ, в по­со­би­ях раз­лич­ных ав­то­ров, а также в ма­те­ри­а­лах эк­за­ме­нов про­шлых лет име­ют­ся при­ме­ры на ошиб­ки в об­ра­зо­ва­нии и упо­треб­ле­нии:

ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ (род, число, падеж) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ (об­ра­зо­ва­ние срав­ни­тель­ной сте­пе­ни) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

Правильно ска­жем «сотри», упо­тре­бив в речи фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­реть». Слово «сте­ри» не соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме лите­ра­тур­но­го рус­ско­го языка.

Чтобы выска­зать прось­бу, поже­ла­ние или при­каз, в речи упо­треб­ля­ют­ся гла­го­лы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, например:

  • свя­зать — свя­жи берет;
  • класть — кла­ди вещи на место;
  • отре­зать — отрежь ломоть хлеба;
  • уве­до­мить — уве­домь меня о пись­ме.

Сравнив грам­ма­ти­че­ское оформ­ле­ние гла­го­лов пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, отме­тим, что в их обра­зо­ва­нии про­сле­жи­ва­ют­ся две формы:

  1. часть гла­го­лов име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс (не пор­ти);
  2. в мор­фем­ном соста­ве неко­то­рых сло­во­форм ука­жем нуле­вой суф­фикс (съешь, нари­суй).

Отдельно отме­тим фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, обра­зу­ю­щи­е­ся с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих частиц, кото­рые добав­ля­ют­ся к спря­га­е­мой фор­ме гла­го­ла, например:

  • пусть све­тит солнце;
  • пус­кай говорит;
  • давай напи­шем;
  • давай­те посмот­рим фильм;
  • да здрав­ству­ет мир.

Как пра­виль­но обра­зо­вать фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­реть»? Какой вари­ант сло­ва явля­ет­ся лите­ра­тур­ным, «сотри» (с дос­ки) или «сте­ри»?

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся этот гла­гол в фор­мах буду­ще­го времени:

Как видим, в фор­мах инте­ре­су­ю­ще­го нас гла­го­ла «сте­реть» в при­став­ке появи­лась бег­лая глас­ная «о», а в корне, напро­тив, исче­за­ет бег­лая глас­ная «е».

От осно­вы сотр- буду­ще­го вре­ме­ни с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са обра­зу­ем фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния дан­но­го глагола:

  • (что сде­лай?) сотри с доски;
  • сотри со стола;
  • сотри с лобо­во­го стекла.

Словоформа пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­ри» явля­ет­ся про­сто­реч­ной, то есть нахо­дя­щей­ся за гра­ни­цей рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка. Аналогично в сво­ей речи избе­га­ем упо­треб­ле­ния про­сто­реч­ных форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголов:

Правильно ска­жем «сотри», упо­тре­бив в речи фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­реть». Слово «сте­ри» не соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме лите­ра­тур­но­го рус­ско­го язы­ка.

Чтобы выска­зать прось­бу, поже­ла­ние или при­каз, в речи упо­треб­ля­ют­ся гла­го­лы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, напри­мер:

  • свя­зать — свя­жи берет;
  • класть — кла­ди вещи на место;
  • отре­зать — отрежь ломоть хле­ба;
  • уве­до­мить — уве­домь меня о пись­ме.

Сравнив грам­ма­ти­че­ское оформ­ле­ние гла­го­лов пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, отме­тим, что в их обра­зо­ва­нии про­сле­жи­ва­ют­ся две фор­мы:

Отдельно отме­тим фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, обра­зу­ю­щи­е­ся с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих частиц, кото­рые добав­ля­ют­ся к спря­га­е­мой фор­ме гла­го­ла, напри­мер:

  • пусть све­тит солн­це;
  • пус­кай гово­рит;
  • давай напи­шем;
  • давай­те посмот­рим фильм;
  • да здрав­ству­ет мир.

Как пра­виль­но обра­зо­вать фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­реть»? Какой вари­ант сло­ва явля­ет­ся лите­ра­тур­ным, «сотри» (с дос­ки) или «сте­ри»?

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся этот гла­гол в фор­мах буду­ще­го вре­ме­ни:

Как видим, в фор­мах инте­ре­су­ю­ще­го нас гла­го­ла «сте­реть» в при­став­ке появи­лась бег­лая глас­ная «о», а в корне, напро­тив, исче­за­ет бег­лая глас­ная «е».

От осно­вы сотр- буду­ще­го вре­ме­ни с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са обра­зу­ем фор­му пове­ли­тель­но­го накло­не­ния дан­но­го гла­го­ла:

  • (что сде­лай?) сотри с дос­ки;
  • сотри со сто­ла;
  • сотри с лобо­во­го стек­ла.

Слово «сотри» соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме лите­ра­тур­но­го язы­ка.

Словоформа пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла «сте­ри» явля­ет­ся про­сто­реч­ной, то есть нахо­дя­щей­ся за гра­ни­цей рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка. Аналогично в сво­ей речи избе­га­ем упо­треб­ле­ния про­сто­реч­ных форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов:

  • взглянь вме­сто лит. взгля­ни;
  • выдь вме­сто лит. вый­ди;
  • положь вме­сто лит. поло­жи;
  • обой­ми вме­сто лит. обни­ми;
  • поди вме­сто лит. пой­ди;
  • едь, езжай вме­сто лит. поез­жай;
  • сло­ви вме­сто лит. пой­май;
  • ложи вме­сто лит. кла­ди.

Культура речи "ДиректорЫ" или "директорА", как правильно во множественном числе именительного падежа? Ударение в слове

Читайте также: