Солнце било в окна в доме

Обновлено: 01.05.2024

В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

  1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
  2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
  3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
  5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
  6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
  7. Установите отношения внутри каждого блока.
  8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
  9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась ; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова ; 4) девушка должна была быть какой . Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

1) особенно понравилась Клервиллю та барышня ;
2) с которой его посадили ;
3) она была такова ;
4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 с которой его посадили / 2 она была такова / 3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 .

Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой . Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 , с которой его посадили / 2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

б) 3→4: она была такова / 3 , какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 : она была такова / 3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что .

Вертикальная схема сложного предложения:

[сущ. + ук. сл.] 1 : [мест.-сказ.] 3
опред. ↓ ↓ сказ.
(с которой – союз. сл.) 2 (какой – союз. сл.) 4

Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.

I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка, выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та ; придаточное стоит после главного.

II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова; средство связи – союзное слово какой ; придаточное стоит после главного.

Горизонтальная схема предложения:

[сущ. + ук. сл.] 1 , (с которой – союз. сл.) 2 : [мест.-сказ.] 3 , (какой – союз. сл.) 4 .

Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый ; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется ; 4) метинка была ; 5) это не ставится .

Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

1) мальчик был добрый ;
2) только калачнику всегда говорили ;
3) что с Селиваном требуется осторожность ;
4) потому что у него на лице была красная метинка ;
5) это даром не ставится .

Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Мальчик был добрый / 1 но только калачнику всегда говорили / 2 что с Селиваном требуется осторожность / 3 потому что у него на лице была красная метинка / 4 а это даром не ставится / 5 .

Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что . Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а . Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а) 1–2: Мальчик был добрый / 1 , но только калачнику всегда говорили / 2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но ;

б) 2→3: только калачнику всегда говорили / 2 , что с Селиваном требуется осторожность / 3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;

в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что у него на лице была красная метинка / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

г) 4–5: у него на лице была красная метинка / 4 , а это даром не ставится / 5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а ;

д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что это даром не ставится / 5 ).

Вертикальная схема сложного предложения:

[ ] 1 , но [ гл.] 2
доп. ↓
(что – союз) 3
прич. ↓
(потому что – союз. сл.) 4 , а ( – ) 5

Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но . Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что ; придаточное стоит после главного.

II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что ; придаточное стоит после главного

III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.

II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а .

Горизонтальная схема предложения:

[ ] 1 , но [ гл.] 2 , (что – союз) 3 , (потому что – союз) 4 , а ( – ) 5 .

Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).

Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!

По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).

Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 .

Горизонтальная схема: [ ] 1 , и, (когда – союз) 2 , [ ] 3 .

Вертикальная схема: [ ] 1 , и [ ] 3 .
врем. ↓
(когда – союз) 2

Ср.: Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 . – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.

В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но .

Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и. то ему пришлось зажмурить глаза.

План разбора сложного предложения с разными видами связи

  1. Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
  2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
  3. Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
  4. Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
  5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
  6. При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, / 2 то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 .

Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).

Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а. то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 . Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а .

Сочинительная связь связывает два блока.

I блок представлен предложением 1.

II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как. то ; придаточное стоит перед главным.

Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как. то ; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.

Горизонтальная схема: [ ] 1 , а (так как – с.) 2 , [то ] 3 .

Вертикальная схема: [ ] 1 , а [ ] 3 .
прич. ↓
(так как. то – союз) 2

Упражнения к теме «Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ»

Изображение 120. Прочитайте и запишите один из отрывков романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева». Подчеркните ряды однородных членов, составьте графически их схемы, обозначьте как члены.

120. Прочитайте и запишите один из отрывков романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева». Подчеркните ряды однородных членов, составьте графически их схемы, обозначьте как члены предложения. Объясните стилистическую роль риторических вопросов.

I. Солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор в тени а я (совсем, совсем один в мире) лежу на его зелёной холоде..щей траве глядя в бездонное синее небо как в чьи(то) дивные и родные глаза, в отчее лоно своё. Плывёт и круглясь медленно меняет очертания тает в этой вогнутой син..й бездне высокое, высокое белое облако. Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нём в этой жуткой высоте, в поднебесн..м простор. (в)близости с Богом и белокрыл..ми ангелами, об..тающими где-то там, в этом горнем мире! Вот я за усадьбой, в поле. Вечер как будто всё тот(же) — только тут ещё блещ..т низкое солнце — и всё так(же) одинок я в мир.. . Вокруг меня куда н.. кинь взгляд кол..систые ржи овсы, а в них, в густой чащ.. скл..нённых стеблей, — затаённая жизнь пер..пелов. Сейчас они ещё молчат, да и всё молчит, только порой загудит, угрюмо зажужжит запутавш..йся в колосьях хлебный рыж..й жуч..к. Я освобождаю его и с жадностью, с уд..в-леньем разгляд..ваю: что это такое кто он, этот рыж..й жук, где он живёт куда и (за)чем летел что он думает и чувствует? Он сердит, серьёз..н: возится в пальцах, шуршит жёсткими надкрыль..ми, из(под) которых выпущ..но что(то) тончайшее, палевое, — и вдруг щитки этих надкрыл..й разделяются, раскрываются палевое тоже распускается, — и как изящно! — и жук подымается в воздух гудя уже с удовольствием с облегчен..-ем, и (на)всегда покидает меня теряется в небе обог..щая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки.

II. А не то вижу я себя в доме, и опять в летн..й вечер, и опять (в)одиноч..стве. Солнце скрылось за притихший сад покинуло пустой зал пустую гостиную где оно радостно бл..стало весь день: теперь только последний луч одиноко красне..т в углу на п..ркете, меж высоких нож..к какого-то старинного столика, — и, Боже, как мучительна его безмолвная и п..чальная прелесть! А поз(?)ним вечером когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в тёмной спальн.. в своей детской кроватке всё глядела на меня в окно с высоты, какая-то тихая звезда. Что надо было ей от меня Что она мне без слов говорила куда звала о чём напом..нала

Риторические вопросы придают тексту необходимую автору эмоциональную выразительность. В данном тексте они двойное значение: с одной стороны, мальчик подразумевает луну, которую видит в окно своей спальни, а с другой эти вопросы адресуются самому читателю и относятся к проблемам, касающихся общества, в котором тот находится.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

В каких предложениях сообщается о двух фактах, фрагментах действительности? Простыми или сложными являются эти предложения? Спишите, подчёркивая грамматические основы и расставляя пропущенные разделительные запятые. Заключите в овал средства связи простых предложений в сложном. На полях против каждого сложного предложения начертите его схему.
1 . Дом ст..ит на земле больше ста лет и время совсем его скособочило.
2 . Заж..г лучину и на лопате же пол..жил её на полено. Дым белым потоком, огибая кирпичное устье, пош..л в трубу и я долго смотрел на этот поток.
3 . Ходит и ходит по ч..рдаку бе(с, сс)онная кошка (по)сверчиному тикают ходики.
4 . Солнце било в окна в доме и на улице было удивительно спокойно и тихо и этот покой отт..нялся добрым, умиротворё(н, нн)о 3 ворчливым шумом затухающего самовара.
5 . В небе стояла кругл..лицая луна от её света (не, ни)что (не)могло прятат(?)ся.
(В. Белов)

Решение

  1. Дом стоит на земле больше ста лет, и время совсем его скособочило .

  2. Зажёг лучину и на лопате же положил её на полено. Дым белым потоком, огибая кирпичное устье, пошёл в трубу, и я долго смотрел на этот поток.

  3. Ходит и ходит по чердаку бессонная кошка , по−сверчиному (прист. по− + суфф. −ому) тикают ходики .

  4. Солнце било в окна в доме, и на улице было удивительно спокойно и тихо , и этот покой оттенялся добрым, умиротворённо ворчливым шумом затухающего самовара.

  5. В небе стояла круглолицая луна , от её света ничто (безуд. позиция) не могло (не с глаг.) спрятаться (что сделать?).

    О двух фактах, фрагментах действительности сообщается в первом, втором, третьем и пятом предложении. Эти предложения являются сложными.
    умиротворённо − наречие.
    −Ворчливым как? Умиротворенно.
    −Неизм., наречие образа действия.
    −Ворчливым (как?) умиротворенно.
    затухающего — причастие.
    −Самовара какого? Затухающего.
    Н. ф. — затухающий.
    −Пост.: действит., несов. вид, наст. время;
    непост.: ед.ч., м.р., Р.п.
    −Самовар (какого?) затухающего.

Перед вами текстовый диктант, который поможет проверить следующий правила русского языка:

  • Гласные после шипящих.
  • Суффиксы и окончания существительных и прилагательных.
  • Н и нн в различных частях речи.
  • Пунктуация в осложненном простом предложении

Диктант рассчитан на учащихся 9 – 11 классов. Однако этот и последующие текстовые диктанты могут быть использованы и в 7 – 8 классе для закрепления знаний. Использовать текстовый диктант по теме Диктант на отработку правил «Гласные после шипящих. Суффиксы и окончания существительных и прилагательных. Н и нн в различных частях речи. Пунктуация в осложненном простом предложении». Можно для самопроверки, а также на занятиях с репетитором.

Диктант на отработку правил «Гласные после шипящих. Суффиксы и окончания существительных и прилагательных. Н и нн в различных частях речи. Пунктуация в осложненном простом предложении».

Количество слов: 235.

На второй день я просыпаюсь от яркого, бьющего прямо в глаза солнышка.

Иду вниз и вместо зарядки раскалываю с полдюжины крепких еловых чурок. Морозные поленья звенели, как звенел за двором наст и ядрёный свежий утренник. Было приятно влепить топор в середину чурки, вскинуть через плечо и, крякнув, сильно, резко опустить обух на толстую плаху.

С десяток поленьев я принёс в дом, открыл печную задвижку, вьюшки и заслонку. Нащепал лучины и на пирожной лопате сунул в печь первое поперечное полено.» Зажёг лучину и на лопате же положил её на полено.

Печь уже трещала. Я взял две бадьи и скользкий отшлифованный водонос, пошёл за водой. Высоко натоптанная тропка звенела под валенками фарфоровым звоном. Снег на солнце был до того ярок и светел, что глаза непроизвольно щурились, а в тени от домов чётко ощущалась глубинная снежная синева.

Дома налил воды в самовар, набрал в железный совок румяных, уже успевших нагореть углей и опустил их в нутро самовара.

Я раскрыл банку консервированной говядины, банку сгущёнки, заварил чай и нарезал хлеб.-Ощущая первобытную, какую-то ни от чего не зависящую основательность мяса и хлеба, налил стакан янтарно-бурого чая. У меня был тот аппетит, когда вкус еды ощущают даже дёсны и зубы. Насыщаясь, я всё время чувствовал силу плечевых мышц, чувствовал потребность двигаться и делать что-то тяжёлое. А солнце било в окна, в доме и на улице было удивительно спокойно и тихо, и этот покой оттенялся добрым, умиротворённо ворчливым шумом затухающего самовара. (По В. Белову.)

Надеюсь, вам понравился этот текстовый диктант для проверки указанных правил.

Солнце било в окна в доме , и на улице было удивительно спокойно и тихо, и этот покой оттеснялся добрым, умиротворенно ворчливым шумом затухающего самовара.


Солнце(сущ)било(2 чертами глагол) в окна в доме , и на улице было удивительно спокойно и тихо, и этот покой(сущ) оттеснялся(2 чертами глагол)добрым, умиротворенно ворчливым шумом затухающего самовара.


Почему слово удИвительно пишется через и?

Почему слово удИвительно пишется через и?

, спОкойно, умиротвореННо, круглАлицая.


Напишите 5 предложений, подчеркните члены предложения, подпишите части речи?

Напишите 5 предложений, подчеркните члены предложения, подпишите части речи.


Подчеркни главные члены предложения, укажите, какие это части речи?

Подчеркни главные члены предложения, укажите, какие это части речи.

Родина начинается на пороге твоего дома.


И ветер гудел и бил в рамы разбор предложения главные члены части речи характеристика предложения?

И ветер гудел и бил в рамы разбор предложения главные члены части речи характеристика предложения.


Помогите?

Обьясните запятые : Солнце било в окна в доме, и на улице было удивительно спокойно, и тихо, и этот покой оттенялся добрым, умиротворенно ворчливым шумом, затухающего самовара.


Спиши?

Подчеркни в предложениях главные члены.

Шумит тростинка малая .

Шумит высокий клен .

Какая еще часть речи есть в данных предложениях?

Соедини ее с именем существительным.


Напиши характеристику подчеркни главные члены предложения укажи части речи : Из - за леса покозался огненный шар восходящего солнца?

Напиши характеристику подчеркни главные члены предложения укажи части речи : Из - за леса покозался огненный шар восходящего солнца.


Подчеркни в нём главные члены предложения и обозначь части речи?

Подчеркни в нём главные члены предложения и обозначь части речи.

Сильный шум дождя разбудил маленького ребёнка.


Подчеркни главные и второстепенные члены предложения сверху подпиши названия частей речи ?

Подчеркни главные и второстепенные члены предложения сверху подпиши названия частей речи .

Легкие игрушки висят на ветках зелёной красавицы.


Найдите словосочитания в этом тексте ?

Найдите словосочитания в этом тексте .

Дом стоит на земле больше ста лет и время совсем его скособочило .

Зажог лучину и на лопате же положил её на полено .

Дым белым потоком, огибая кирпичное устье, пошол в трубу и я долго смотрел на этот поток.

Ходит и ходит по чердаку бесонная кошка по сверчиному тикают ходики.

Солнце било в окна в доме и на улице было удивительно спокойно и тихо и этот покой оттенялся добрым, умиротворённо ворчливым шумом затухающего самовара .

В небе стояла круглолицая луна от её света не что спрятался.


2) Вверху в густом \ вечереющем \ воздухе пролетела чайка. 4) ЛЮБЛЮ ДЫМОК СПАЛЕННОЙ НИВЫ, В СТЕПИ \ КОЧУЮЩИЙ \ ОБОЗ И НА ХОЛМЕ СРЕДЬ ЖЕЛТОЙ НИВЫ ЧЕТУ \ БЕЛЕЮЩИХ \ БЕРЕЗ. 5) Чуть \ желтеющие \ от засухи июльские дни сливались в один протяжный успоко..


Ещё могла бы так сказать буква "Б", потому что она мечтательная)) то есть ко всему добавляет условие : я б ушёл , я б купил и так далее) можешь подробнее рассмотреть эту тему).


Например, в роли союзов могут выступать такие буквы как : И, А, В роли предлогов : У, О.


Я не понимаю как именно нужно написать но вот как я поняла) В своем сочинении я решила описать своего одноклассника Павлика. С ним я знаком уже давно – с первого класса. Все эти учебные годы он был мне хорошим помощником, другом, а так же врагом и ..


Теповоз - теп + о + воз перерыв - пере + рыв булочная - булоч + н + ая плащ - палатка? Прослезиться - про + слез + ить + ся самоварчик - самовар + чик сбросить - с + брос + ить серебряный - сереб + ян + ый.

Читайте также: