Сидушка для лодки из пенопласта своими руками

Обновлено: 30.04.2024

Список материалов:
- пенопласт;
- стеклоткань;
- эпоксидный клей;
- стальная труба;
- вал и гребной винт;
- карданная передача;
- двигатель и редуктор;
- аккумуляторная помпа;
- аккумулятор;
- контроллер для двигателя;
- герметичный пластиковый ящик;
- уголок;
- пластиковое сидение и пр.


Список инструментов:
- ножовочное полотно;
- кисточки для нанесения эпоксидки;
- покрасочный компрессор и краска;
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- дрель;
- измерительный инструмент, маркер.

Процесс изготовления самоделки:

Шаг первый. Собираем основу
Первым делом склеиваем пенопласт и потом из него вырезаем форму будущей лодки. В качестве основного инструмента у автора используется ножовочное полотно. Работать по пенопласту можно и специальными резаками на принципе раскаленной проволоки.

Далее, после того как основа будет вырезана, на нее укладывается стеклоткань и хорошо пропитывается эпоксидным клеем. Когда первый слой схватится, можно укладывать следующий и так далее. Чем больше будет слоев, тем крепче будет лодки.

В тело лодки автор также под углом вклеивает стальную трубу, в ее торцы забиваются сальники. Внутри трубы вращается стальной вал, на котором и закреплен гребной винт. На обратном конце располагается карданная передача для стыковки с мотором.






































Шаг второй. Подготовка и установка двигателя
Мотор автор использовал бесколлекторный, такие моторчики обычно применяют в авиации. Чтобы снизить чудовищные обороты мотора, автор решил применить планетарный редуктор от другого мотора. Редуктор был перебран, смазан, а далее мотор был состыкован с осью редуктора. Под мотор пришлось сварить специальный крепеж, чтобы изделие стало цельным.

Для крепления к корпусу были приварены уголки, а в лодку вклеиваются деревянные брусочки. Как итог, мотор можно прикрутить винтами или саморезами.





























Шаг третий. Сидение
В лодку была вмурована стальная труба, к ней и крепится сидение. К самому креслу автор прикрутил уголки, а уже они привариваются к трубе.







Шаг четвертый. Покрасочные работы
Лодку можно пошпаклевать автомобильной шпаклевкой, отшлифовать и покрасить. Благодаря краске эпоксидная смола будет хорошо защищена от солнца и воды. Не будет лишним и покрыть лодку лаком, что увеличит прочность, уменьшит трение и будет оберегать краску.











Шаг пятый. Установка двигателя
Для установки мотора и аккумулятора с электроникой, автор использовал герметичный пластиковый контейнер. Вместе с аккумулятором внутри располагается контроллер мотора. Места вывода проводов и вала автор тщательно замазывает силиконовым герметиком. Важно понимать, что ящик должен защищать оборудование даже в случае опрокидывания судна.



















Шаг шестой. Рулевое управление
К валу приваривается кусок стальной пластины, это и есть руль. Вал вставляется в трубу, которая проходит через лодку, тут также в трубе есть сальники, а внутри труба заполнена смазкой. С наружной стороны к валу подключаются тросики, а далее эти тросики подключены к рычагу на подшипнике. Наклоном рычага вправо или влево можно поворачивать.




















Шаг седьмой. Финальные штрихи и испытания
Подключаем помпу, которая будет гонять воду и охлаждать двигатель, также прикручиваем кресло. На рулевом рычаге находится сервотестер для регулировки оборотов двигателя, еще тут есть включатель. Ящик герметично закрываем, к крышке автор приклеил мягкий поролоновый коврик, чтобы он немного прижимал содержимое.

Вот и все, лодка готова, можно испытывать. Плавает автор довольно шустро и маневренно, а главное – бесшумно. Конечно, установленный мотор довольно прожорлив и нужно следить за уровнем заряда аккумулятора, желательно вывести соответствующий индикатор.
На этом самоделка готова, удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное!


Лодка используется для рыбалки, подводной охоты, покатушек.


Что собственно сделано (в порядке очередности):

1. Транцевые колеса (самодел).


2. Из алюминиевых труб d=25мм сделаны продольные рейлинги, к которым уже в дальнейшем был закреплен пост управления, сиденье. Все собрано на стандартные соединители трубной системы Джокер. Все навесное крепиться к трубам с помощью пластиковых трубных фиксаторов.


3. Смонтировано ДУ.





4. Установлен регулятор напряжения ВРНЛ-1.


5. Установлен эхолот (датчик приклеен к днищу на силиконовый герметик). Обманывает только по показаниям температуры воды (2-3 град).


6. Установлен тахометр Tiny-Tuch и подключен к свечным проводам;


7. На консоли установлен навигатор.
8. На пол вырезано половое покрытие на резиновом основании. Весь мусор, песок скапливается на нем. Это покрытие достаточно легко потом помыть кершером или просто вытрясти;
9. На левом борту к продольному рейлингу и веслу закреплен столик с помощью пластиковых фиксаторов.



10. Мотовило, с фалом для якоря, так же закреплено к продольному рейлингу с помощью пластиковых фиксаторов. На течении не рыбачу и не охочусь, поэтому мне достаточно зафиксироваться, чтоб не сносило ветром.



11. Якорь перевожу в пластиковой трубе для канализации (фото 4).
12. Справа между рулем и сиденьем на фиксаторы закреплен бокс под документы, ключи, телефон и пр. мелочевку (фото 5).
13. Когда хожу один, бензобак креплю стяжками на корме, туда же шмурдяк. Когда с пассажирами, то бензобак назад к транцу, пассажиров на нос (фото 3)
14. Под сиденьем удобно размещается контейнер (пластиковый бокс на защелках) с едой.


15. Для того, чтоб в жару сильно не пекло голову прикупил ходовой тент.


16. Для подъема с воды в лодку после охоты из алюминиевых труб и креплений джокер собрал лесенку. Крепиться крючками к рейлингу на левом борту (к сожалению на фотках нет).

Кому интересно, задавайте вопросы.

Комментарии 38


Стяжной лентой. Лента саморезами притянута к фанерным пайолам


Как бак крепили?


Космос! Комплект огонь просто…


Добрый день. Какими креплениями вы крепили релинги на борт?


Доброго времени. Собираюсь тоже купить такой мотор, лодка 340, какая крейсерская скорость если в двоем и шмурдяком?



Релинги дело полезное. Зачет! Я всю голову сломал что бы найти монтажные площадки под релинги за вменяемые деньги. Кусок резины с четырьмя гайками стоит фиг знает сколько, а мне надо их 8 штук. Если даже придушить "жабу" и взять Бориковские, уже минимум 4000 выходит. А ещё и не найти их в черном цвете в требуемом количестве. В общем я всё ещё в поиске… но релинги буду делать обязательно. Ибо с ними и троллить кайфовее и "на кольцо" вставать удобнее.
В идеале вот так хотелось бы сделать.



очень грамотно и красиво. на 16 фото что за место такое пустынное и пляж красивый подскажите где это?

Пару дней назад совершенно случайно посмотрел здесь, на Дзене, любопытное видео: самодельная лодка из пеноплекса .

Вы будете смеяться, но я уже давно подумываю сделать для своей яхты нечто подобное, так называемый "тузик" - маленькую лодочку - ялик, чтобы, например, когда сама яхта стоит на якоре, порыбачить, завести подальше якорь, да и просто поразвлечься.

Долгое время эту функцию на нашем "Каламбуре" вполне успешно выполняла обычная надувная лодка из ПВХ.

Надувнушка, конечно, обладает рядом преимуществ. Мало занимает места в собранном виде, лёгкая. Но, с другой стороны, требуется минимум полчаса, чтобы в полевых условиях привести её в рабочее состояние, в процессе эксплуатации легко повредить (поцарапать-проколоть), да и так постоянно надо подкачивать. Перед укладкой обязательно нужно просушить.

Всех этих недостатков лишена пластиковая лодка!

Между прочим, к предстоящей навигации 2022-года я приобрёл на АлиЭкспрессе, помимо кое-каких яхтенных мелочей, хорошую автономную энерго-систему на основе солнечной панели. От неё будут питаться навигационные огни (два белых топовых на мачтах) и два боковых - зелёный и красный. Напряжение - 12 вольт, то есть можно будет подключать дополнительные устройства. Например, шуруповёрт с "убитыми" аккумуляторами и тот же насос для лодки. Освещение в нашей яхте осуществляется от прекрасно себя зарекомендовавшей аналогичной системы, но напряжением 4.5 в. От неё мы также подзаряжаем все имеющиеся у команды гаджеты - телефоны, планшеты, плееры, фонари.

Как бы то ни было, но после просмотра упомянутого видео я загорелся сделать небольшую лодку из пеноплекса. И здесь, на страницах своего Дзен-канала я буду рассказывать об этом процессе. Возможно, кому-то представленная здесь информация будет полезной. Не стесняемся комментировать, критиковать, задавать вопросы, высказывать своё мнение!

На первой стадии, как и написано в умных книжках про дизайнерское проектирование, был проведён краткий анализ прототипов. В результате я остановился на корпусе с классическими швертботными обводами. Именно этот аналог больше всего подошёл мне по характеристикам.

Кстати, если Вы подставите данную картинку в поиск Яндекса, то он найдёт Вам первоисточник - это чертёж самоделки из журнала "Катера и Яхты". Между прочим, первую свою яхту я построил тоже по проекту, взятому из журнала "Катера и яхты"! И однажды даже отметился в нём своей публикацией - "Моделирование корпуса маломерного судна с помощью интерполяционных многочленов Лагранжа". В зале тишина. Все встают. Долгие, продолжительные аплодисменты.

Вот какая формула положена в основу этого метода, реализованного в ту пору мною на программируемом калькуляторе:

Вышеназванный прототип я немного изменил. Во-первых, уменьшил длину до 2800, а ширину чуть увеличил (под парусом я ходить на нём не планирую, а грузоподъёмность не бывает лишней!).

Вот какой теоретический чертёж у меня получился в результате:

В малом и любительском судостроении все размеры принято заносить в т.н. таблицу плазовых ординат:

Классический плаз - это ровный деревянный пол, на котором расстилают В НАТУРАЛЬНУЮ величину чертёжи корпуса (все проекции - сверху, сбоку и спереди).

С помощью длинной гибкой рейки прочерчивают линии киля, скулы и борта. А затем, в соответствии с общим проектом, наносят контуры КОНСТРУКТИВНЫХ шпангоутов, которые потом, будучи переведёнными в материал (дерево, фанеру и т.д.) устанавливаются на стапель.

На следующем архивном фото показан процесс строительства главного корпуса нашего "Каламбура".

Полученный теоретический чертёж я, не откладывая в долгий ящик, перевёл в виртуальную модель в программе 3Ds Max и попутно, чтобы убедиться в том, что обводы корпуса вполне жизнеспособны и я нигде ничего не напутал, сделал из отходов полистирола эскизный макет в масштабе 1:10.

Как видим, на стадии теоретического чертежа всё нормально!

Следующий этап - создание конструктивного проекта. То есть обеспечение прочности корпуса, учёт требований безопасности, эргономики и функциональности. И всё это - на основе имеющихся материалов и технологии! Нормальная классическая задача для промышленного дизайнера, кем, собственно, ваш покорный слуга и является.

Да, предвижу замечания такого плана, что, типа, из листового пеноплекса невозможно реализовать подобную форму корпуса. Да, невозможно. Если им ОБШИВАТЬ днище и борта. А я обшивать не буду! Я планирую сделать легкий каркас (набор) из 4-х миллиметровой фанеры и все пустоты, кроме, собственно, кокпита и двух-трёх полостей для всяких-разных мелочей, заполнить пеноплексом толщиной 100 мм., используя монтажную пену и монтажный клей. Потом весь корпус шлифуется и оклеивается несколькими слоями стеклоткани на эпоксидке. Вес лодки предполагается в пределах 20-25 кг. Все горизонтальные поверхности - сиденья "банок" и пайолы будут сверху покрыты тонкой ламинированной фанерой. Как-то так примерно.

И, подчёркиваю: я задумал построить лёгкую ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ лодочку на двоих взрослых или одного взрослого и двух детей. Эксплуатироваться она будет исключительно вблизи берега, в тихую безветренную погоду.

Описание лодок из пенопласта и их создания очень важно. Многие люди живо интересуются тем, как сделать их своими руками из пенопласта и стеклоткани. Помимо знакомства с чертежами самодельной пенопластовой лодки, важно выяснить все про ее изготовление без стеклопластика.

Особенности самодельной лодки

Не стоит думать, что пенопластовая лодка — это просто демонстрационная модель. На деле она может демонстрировать очень даже неплохие показатели. Легкость конструкций из пенопласта несомненна. Этот материал будет оставаться на поверхности достаточно долго.

Самодельное плавсредство можно применять и для рыбалки, и для поездок по озерам, рекам, каналам.



Пенопласт несложно обрабатывать. Ему удается придать практически любую форму, что расширяет гибкость использования конструкций. Инертность известного утеплительного материала достаточно велика, чтобы он хорошо взаимодействовал с деревом и стеклотканью. Нейтрален он и по отношению к эпоксидной смоле. При условии правильного, грамотного расчета и толкового изготовления эксплуатационных проблем возникать не должно.

Подготовка проекта

Составление схемы – очень важный этап. Заранее продумывают все части конструкции и их размеры. Учитывают, сколько людей будет ездить, насколько велик планируемый к перевозке груз. Надо заранее определить, предстоит оснастить лодку мотором или нет. Оборудование двигателем возможно только при конструктивном усилении некоторых частей.

В чертеже должны быть отражены:

  • транцы носа и задней части;
  • задние сегменты бортов и днищ;
  • основные борты;
  • основное дно;
  • нос лодочного края;
  • лист для скулы.

Черчение целесообразно вести в приближенных к реальным размерах. Это понизит вероятность просчетов. Полезно и то, что детали корпуса при таком подходе могут быть размечены напрямую. Схему переносят на фанеру (эту заготовку называют плазой). Плаза включает указание всех частей, формирующих каркас создаваемого судна.

Места на плазах хватает редко, и с этой проблемой постоянно сталкиваются все судостроители. Экономить его помогает черчение проекций боков и полуширот взаимно поверх. Чтобы ничего не путать, применяют линии разных окрасов. Каждая упомянутая проекция должна отображать участки шпангоута двух бортов, соединяемые в сборке позади и спереди. Очень важно следить за правильным размещением теоретических линий, таких как:

  • лицевая поверхность корпуса;
  • настланный на палубу материал;
  • шпангоутные периметры;
  • края стрингеров и карленгсов.



Способы изготовления

Есть несколько вариантов того, как изготовить качественное плавсредство.

Классический

Изготовить простую разборную лодку из пенопласта строительного назначения своими руками вполне возможно. Когда готов чертеж и подготовлены все материалы, можно сразу браться за работу. Начинают с формирования каркаса. К нему крепится обшивка. Основной корпус стараются сделать как можно крепче, потому что именно от него зависят характеристики самодельного плавсредства и его надежность на воде в различных ситуациях. Части обшивки надо подгонять и приклеивать максимально плотно.

Обшивка формируется и изнутри, и снаружи. В обеих случаях для нее важна механическая прочность, гарантирующая сохранность лодки. Скелет лодки создается из деревянных брусков. Его делают по частям, соединяя при помощи гвоздей либо шурупов. Дополнительное усиление скелета производится за счет крепления пластин и уголков, а ребра каркасной части лучше делать из фанеры.

Следующий этап постройки — формирование главной обшивки. Ее создают с расчетом на сохранение плавучести. Обшивку делают из пенопластовых листов толщиной 5-10 см. Дополнительно понадобится эпоксидный клей. Так как листы пенополистирола не могут быть согнуты, каждый угол создается из 3 деталей. На панели переносят схемы и линии замеров.

Конструкции приклеивают к каркасу. Вместо клея можно пустить в ход гвозди с широкими плоскими шляпками. Внутренние части обшивки обычно создаются из фанеры. Их точно так же монтируют одну за другой, чтобы все сделать правильно. Обязательно требуется следить, чтобы фанерные блоки не изгибались, потому что они могут повредить основной материал.

С использованием стеклоткани

Технология применения стеклопластика привлекательна тем, что она позволяет оборудовать лодку мотором. Усиливающий конструкцию материал надо разрезать на полотна. Они должны иметь ту же длину, что и корпус. Категорически неприемлемы любые стыки. Чтобы изготовить конструкцию из стекловолокна, ее иногда приходится сшивать.

В этом случае применяют нити стеклоткани, выдернутые из образующихся от нее отходов. Альтернативой является обычная льняная нить, но ее придется заранее пропитывать олифой. Волокнистый материал следует основательно обработать полимерной смолой. Для этой цели наилучшим образом подойдут прикаточные валики. Следует сделать все так, чтобы не оставалось даже незначительных воздушных пузырьков.

Сами по себе они не вредны, но это признак наличия пустот. А каждая пустота весьма существенно ослабляет конструкцию. Каждый слой ткани устанавливается по все той же схеме. Допускается использование 1-5 слоев стеклопластика.

Рекомендуется применять стеклоткань марки 300. Ее наносят в 2 слоя.

Количество ткани подбирают заранее. До ее поклейки основание лодки готовят очень тщательно. Эта подготовка производится путем фиксации стального уголка, похожего на тот, что применяется в шпаклевочных работах. В итоге углы окажутся крепче и лучше сохранится их форма. Временная фиксация уголков (в том числе и для примерки) может быть произведена мелкими саморезами.

До наклеивания стеклоткань должна быть обожжена. Соответствующую обработку часто проводят на костре путем протягивания сквозь пламя при помощи напарника. Также в ход может быть пущена паяльная лампа и даже газовая горелка. В двух последних случаях материю подвешивают и аккуратно обрабатывают. Улучшенную таким образом ткань кладут на каркас вдоль лодки.

Каждый следующий участок кладут с перехлестом предыдущего на 15 см. Все они должны быть тщательно разглажены и прижаты к поверхности. Слои укладывают взаимно перпендикулярно с целью переплетения волокон и формирования крепкого покрытия. Разглаживать нужно любой слой, независимо от того, каким он по счету идет. Подготовив лодку, следует оставить ее в покое, чтобы начался процесс полимеризации смол.



О том, как сделать лодку из пенопласта, смотрите в следующем видео.

Шаг первый. Собираем основу
Первым делом собираем основу, тут автор использовал в качестве материала пенопласт. Желательно пенопласт брать плотный, он более жесткий и конструкция получится надежная. Работать с пенопластом легко, он режется канцелярским ножом.


В завершении автор укрепил все внутри треугольниками из того же пенопласта. Первичная конструкция лодки склеивается суперклеем.





















Шаг второй. Обмазываем днище
Переворачиваем лодку и укладываем стеклоткань. Далее днище хорошо и тщательно пропитывается эпоксидным клеем. Тут желательно наложить несколько слоев стеклоткани, и в несколько слоев промазать все эпоксидкой для увеличения прочности.











Шаг третий. Палуба
Вырезаем из пенопласта и палубу, приклеиваем к лодке. Ну, вот и все, теперь всю лодку обмазываем эпоксидным клеем, не забывая укладывать стеклоткань. Чем больше будет стеклоткани и клея, тем прочее будет лодка.













Шаг четвертый. Ручки
Для палубы автор выгнул трубу сам, для крепления к ножкам привариваются пятаки. Ну а далее поверх пятаков укладывается несколько слоев стеклоткани и все обмазывается клеем. В итоге все ручки просто вклеиваются в борт лодки.
Автор также установить по бокам лодки по две ручки с каждой стороны.



















Шаг пятый. Сидение
Делаем сидение для лодки, тут используются все те же материалы, что и при изготовлении самой лодки. Под сидение делаем опоры, чтобы оно не провалилось.







Шаг шестой. Покраска и испытания
Лодка почти готова, осталось ее хорошо покрасить в несколько слоев. Теперь лодка оригинально смотрится, а благодаря краске смола не будет так активно разрушаться под действием внешней окружающей среды.











Осталось привезти лодку на озеро и поставить двигатель. Лодка эта довольно легкая, так что в ход ее можно приводить мотором от бензотриммера или даже электродвигателем. Для того чтобы подтвердить надежность лодки, автор поставил мотор на 5 лошадиных сил, лодка легко выдержала прогулку по озеру с двумя пассажирами.

На этом проект завершен, надеюсь, вам самоделка понравилась, и вы нашли для себя полезные мысли. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!

Читайте также: