Шпальная клеть под фундамент

Обновлено: 13.05.2024

Шпальная клеть должна выкладываться с особой аккуратностью. Она должна обеспечить возможность приподнять или опустить трансформатор на любую высоту. Не следует скреплять клеть скобами, которые мешают разбирать ее под грузом при поддомкрачивании трансформаторов поочередно с разных сторон. Шпалы для выкладки желательно применять непропитаиные, из хвойных пород и одинаковые по высоте и длине. В зимнее время следует тщательно очистить шпалы от льда и снега, а при укладке их в клеть пересыпать песком. [2]

Разгрузка на - шпальную клеть производится при отсутствии соответствующих кранов и других грузоподъемных механизмов. Для разгрузки рядом с разгружаемым трайлером выкладывается клеть из непропитанных железнодорожных шпал. Размеры клети определяются размерами днища бака трансформатора, а высота клети - высотой трайлера. При укладке шпальных клетей следует убедиться в прочности грунта на разгрузочной площадке и выровнять поверхность разгрузочной площадки. [3]

Разгрузка трансформаторов на шпальную клеть может быть выполнена в любом месте железнодорожного пути, если для этого имеется достаточно места. [4]

Подготовленный к подъему аппарат устанавливают на шпальной клети , нижний конец аппарата соединяют с шарниром. [6]

На платформу под упаковочную раму ротора ( статора) и на шпальную клеть укладываются два смазанных тавотом рельса. Ротор ( статор) с упаковочной рамы опускается на рельсы. Тяговый трос полиспаста прикрепляется к трактору. Статор ( ротор) перетаскивается о платформы на шпальную клеть. [7]

Вместе с тем для всех тяжеловесных трансформаторов единственным пока методом разгрузки остается разгрузка на шпальную клеть . [8]

Для уменьшения усилий в такелажной системе в момент отрыва мачт от земли вершины последних укладывают на шпальные клети высотой 2 м, что позволяет получить необходимый начальный угол наклона мачт к горизонту. Шевр перед установкой укладывают на одну из мачт и к его вершине через удлиненные стропы привязывают нижние блоки грузовых полиспастов. Затем шевр при помощи крана устанавливают в опоры и фиксируют в нужном положении путем натяжения одного из полиспастов. [9]

Для увеличения опорной поверхности реечные и винтовые домкраты устанавливают с прокладками, а под гидравлические домкраты укладывают шпалы или шпальные клети . Прокладки и клети устанавливают перпендикулярно оси домкрата, которая должна совпадать с направлением перемещения конструкций или аппарата. Освобождение домкратов из-под поднятого груза и их перестановка допускаются лишь после надежного укрепления груза в поднятом положении. [10]

В состав подготовительных работ входит: приемка строительной части, доставка: на площадку КТП передвижной электромонтажной мастерской, передвижной трансформаторной мастерской, инструмента, приспособлений и др., устройство временных электросетей, подготовка к разгрузке и приемке оборудования, устройство шпальной клети для разгрузки трансформатора, обеспечения мер противопожарной безопасности, разгрузка, приемка и проверка комплектности и исправности прибывающего оборудования КТП. [12]

Разбирают съемную часть транспортировочной рамы ротора, в расточку статора на шпальную клеть с помощью автокрана укладывают удлинитель вала, а на верхней торцевой части корпуса статора кренят таль. Удлинитель вала монтируют на вал ротора с помощью автокрана и тали. Ротор юзом на оставшейся части транспортировочной рамы перемещают вплотную к статору; со стороны контактных колец к валу крепят роликовую тележку, а под удлинитель устанавливают роликовую подставку. [13]

Статор разгружают с железнодорожного транспортера ( рис. 1 - 2) в следующем порядке. Сначала освобождают груз от расчалок и упоров на транспортере и рядом с ним выкладывают основную и вспомогательную шпальные клети . Двумя гидравлическими домкратами поднимают поочередно каждую сторону статора и подводят под его опорные площадки железнодорожные рельсы. Головки рельс смазывают тавотом, а затем опускают статор. Для перемещения статора на основную шпальную клеть собирают полиспаст. Блоки полиспаста крепят к статору и якорю стропами. При отсутствии стационарного якоря вместо него применяют бульдозер, а свободный конец троса полиспаста крепят к трактору. [14]

Все шпалы и брусья должны быть скреплены между собой стальными скобами, ряды тоже скрепляются скобами. Стыки шпал устанавливаются вразбежку и надежно скрепляются. Шпальная клеть укладывается на расстоянии 2 34 м от ближайшего железнодорожного рельса. [16]

Мачты 1 укладывают по одной оси опорными плитами одна к другой. Плиты соединяют между собой соосно с помощью болтов. Оголовок каждой мачты укладывают на шпальную клеть 2, а ствол подвешивают к двум опорам. Правильность выкладки мачт контролируют с помощью теодолита по реперам. Опорные плиты и оголовки мачт надежно прикрепляют канатами к якорям. Затем производят запасовку и крепление удерживающего полиспаста к переходной обойме и якорю. [17]

На рис. 191 приведена горизонтально-ковочная машина. Монтаж ее производится в такой последовательности. На фундаменте после его приемки выкладываются шпальные клети , на которые при помощи катков или другим, такелажным способом затягивается отдельно каждая из двух частей станины. После сближения частей станины закладываются шпонки 5 с клиньями 4, болты 3 и 6 и другие детали, скрепляющие обе половины, заводится стяжной болт /, который нельзя будет завести после опускания станины на фундамент. Далее на фундамент укладываются стопки подкладок высотой 80 - 100 мм, на которые при помощи домкратов опускаются обе части станины и окончательно состыковываются. Плотность прилегания плоскостей разъема проверяется щупом: совпадение сопрягаемых поверхностей под ползуны и положение станины по уровню должно быть не более 0 05 - 0 1 мм на длине 1000 мм вдоль обеих осей. [18]

Бесканатный метод позволяет проводить подъем аппаратов без полиспастов и канатов. В качестве грузоподъемного механизма используют спаренные домкраты, которые перемещаются по порталу, оснащенному железными рамными узлами или боковыми вантами. Монтируемый аппарат укладывают в исходное положение на шпальную клеть и шарнир. Портал закрепляют на шарнир, а спаренные домкраты помещают между стойками портала, которые закрепляют на траверсе. К опоре, жестко прикрепленной к аппарату, крепится траверса. [19]

Разгрузка на - шпальную клеть производится при отсутствии соответствующих кранов и других грузоподъемных механизмов. Для разгрузки рядом с разгружаемым трайлером выкладывается клеть из непропитанных железнодорожных шпал. Размеры клети определяются размерами днища бака трансформатора, а высота клети - высотой трайлера. При укладке шпальных клетей следует убедиться в прочности грунта на разгрузочной площадке и выровнять поверхность разгрузочной площадки. [20]

После окончания монтажа нагнетателя на первом фундаменте приступают к монтажу блока газотурбинного двигателя. До начала монтажа на рельсовом пути перед фундаментом на длине 12 м устанавливают четыре клетки из шпал ( брусьев), укладываемых поперек рельсов. Высота шпальных клеток должна обеспечить последующую установку на раме блока газотурбинного двигателя специальных съемных инвентарных катков, которые необходимы для закатывания блока газотурбинного двигателя в здание на фундамент. Установку блока газотурбинного двигателя на шпальные клети выполняют либо одним краном СКГ-40 ( рис. 102), либо двумя кранами-трубоукладчиками грузоподъемностью не менее 20 т каждый. В первом случае трейлер с блоком устанавливают параллельно рельсовому пути, во втором случае - в конце рельсового пути по его оси. [21]

На платформу под упаковочную раму ротора ( статора) и на шпальную клеть укладываются два смазанных тавотом рельса. Ротор ( статор) с упаковочной рамы опускается на рельсы. Тяговый трос полиспаста прикрепляется к трактору. Статор ( ротор) перетаскивается о платформы на шпальную клеть . [22]

Запасовку полиспастов и последующую их нагрузку выполняют без закручивания тросов и перекосов нижних блоков. Полиспасты нагружают равномерно с малой скоростью. Перед работой проверяют исправность и надежность тормозов и безопасных ручек домкратов, целостность рам, опорных головок и нижних лап. Для увеличения опорной поверхности реечные и винтовые домкраты устанавливают с прокладками, а под гидравлические домкраты укладывают шпалы и шпальные клети . Прокладки и клети ставят перпендикулярно оси домкрата, которая должна совпадать с направлением перемещения конструкций или аппарата. Освобождение домкратов из-под поднятого груза и их перестановка допускаются лишь после надежного укрепления груза в поднятом положении. [23]

Статор разгружают с железнодорожного транспортера ( рис. 1 - 2) в следующем порядке. Сначала освобождают груз от расчалок и упоров на транспортере и рядом с ним выкладывают основную и вспомогательную шпальные клети. Двумя гидравлическими домкратами поднимают поочередно каждую сторону статора и подводят под его опорные площадки железнодорожные рельсы. Головки рельс смазывают тавотом, а затем опускают статор. Для перемещения статора на основную шпальную клеть собирают полиспаст. Блоки полиспаста крепят к статору и якорю стропами. При отсутствии стационарного якоря вместо него применяют бульдозер, а свободный конец троса полиспаста крепят к трактору. [24]

В ЧССР при сооружении шаровых резервуаров вместимостью 600 м3, диаметром 10 5 м также применяют метод сборки оболочки поясами. Оболочка экваториально-меридионального раскроя состоит из трех поясов, купола и днища. Каждый пояс состоит из 12 штампованных лепестков. Толщина лепестков верхнего и нижнего поясов 17 мм, среднего пояса - 25 мм. Лепестки каждого пояса собирали с помощью сборочных приспособлений. Стыки лепестков сваривали с наружной стороны. Нижний пояс после сварки всех стыков лепестков краном устанавливали на шпальную клеть , где предварительно закрепляли гидравлические домкраты. [25]

Шпальный распределитель

Шпальный распределитель (ШР) является современной разновидностью гати или лежней, применяемых с древних времен в качестве искусственных оснований фундаментов зданий и сооружений, возводимых на слабых, прежде всего водонасыщенных, грунтах.

ШР применяется для горизонтального армирования сжимаемой зоны грунтовых оснований ленточных, отдельно стоящих и плитных фундаментов строящихся, реконструируемых и аварийных зданий и сооружений жесткими протяженными элементами – шпалами.

В качестве шпал применяются протяженные (длиной до 40 м) монолитные и сборные железобетонные элементы различного по форме сечения, а так же жестко соединенные между собой секции из бесшовных стальных труб диаметром от 150 до 320 мм (для особых условий – 420 мм), заполненные бетонной смесью, и т.п.

Назначение шпального распределителя:

  • повышение несущей способности грунтов сжимаемой зоны основания фундаментов;
  • распределение напряжений на прилегающие к сжимаемой зоне грунты между фундаментного пространства;
  • обеспечение единой пространственной работы системы «основание – фундамент» здания в целом.

В плане фундаментов здания ШР выполняется по определенной конструктивной схеме, выбор которой зависит от технического состояния здания, грунтовых условий, стесненности прилегающей территории для производства работ.

Технология устройства ШР при новом строительстве

При новом строительстве ШР представляет собой искусственное основание под ленточные, отдельностоящие или плитные фундаменты, состоящее из горизонтально расположенных по определенной конструктивной схеме жестких протяженных элементов (шпал).

Конструктивные схемы устройства ШР в плане основания фундаментов

Конструктивные схемы устройства ШР в плане основания фундаментов:

Общий вид устройства ШР из сборных железобетонных элементов

Конструкция искусственного основания из ШР включает:

  • жесткие протяженные элементы (шпалы),
  • подстилающий слой (если шпалы располагаются выше отметки дна котлована)
  • буферный (распределительного) слой

Основные параметры конструкции ШР:

3 – буферный слой,

4 – подстилающий слой;

h – толщина буферного слоя,

c – толщина подстилающего слоя,

а – высота сечения шпалы,

d – ширина подошвы сечения шпалы,

b – расстояние между шпалами,

Н1 – глубина заложения подошвы фундаментов,

Н – глубина котлована.

В качестве шпал могут применяться

  • сборные железобетонные изделия (Способ устройства основания фундаментов сооружений с горизонтальным армированием сборными железобетонными элементами)
  • монолитные железобетонные изделия, изготовляемые непосредственно на строительной площадке (Способ устройства основания фундаментов сооружений с горизонтальным армированием монолитными железобетонными элементами).

Шпалы не имеют жесткой связи с фундаментом и разделены с ним буферным (распределительным) слоем из песка не менее средней крупности или щебня твердых пород (допускается применять литой шлаковый щебень ОАО НЛМК) фракции 10-40 мм.

АБ

Конструктивная схема устройства ШР в основании ленточных фундаментов из:

а) сборных железобетонных шпал;

б) монолитных железобетонных шпал;

2 – буферный слой;


Поперечные сечения шпал, расположенных:

а) на отметке дна котлована,

б) ниже отметки дна котлована.

2 – отметка дна котлована,

3 – буферный слой,

4 – отметка заложения подошвы фундамента,

5 – подстилающий слой,

6 – заполнение трубы бетоном.

Проведенные исследования и накопленный опыт применения ШР показывают, что он занимает промежуточное место между монолитной плитой и ленточным фундаментом, обладая их положительными свойствами.

Основные преимущества ШР:

  • перераспределяет по площади основания напряжения, возникающие в грунтах от передаваемых на них нагрузок;
  • значительно, в несколько раз, снижает глубину сжимаемой зоны основания;
  • устраняет неравномерное развитие краевых зон предельного состояния грунта в основании плитных фундаментов, влияющих на крен зданий;
  • не имеет жесткой связи с фундаментом и, поэтому, создает условия равномерной работы искусственного основания в плане подошвы ленточных фундаментов здания в целом.

По сравнению с забивными висячими сваями применение ШР исключает динамическое (вибрационное) воздействие на близко расположенные здания и сооружения; не оказывает влияния на изменение гидрологических условий на застраиваемой территории; снижает материальные и энергетические затраты в 2,5-4 раза; сокращает сроки устройства основания в 1,2 – 1,8 раз.

Технология устройства ШР при реконструкции и восстановлении надежности зданий и сооружений

Усиление оснований фундаментов реконструируемых объектов, а также восстановление эксплуатационной надежности системы «основание – фундамент» аварийных зданий ШР осуществляется способом горизонтального продавливания шпал в сжимаемую зону основания (Способ усиления основания фундаментов аварийных и реконструируемых зданий).


Схема горизонтального продавливания в сжимаемую зону основания фундаментов:

3 – уплотненная зона около шпального пространства;

4 – продавливающая установка.

Продавливание шпал осуществляется по определенной конструктивной схеме в зависимости от поставленной задачи (повышение несущей способности основания, устранение крена, исключение влияния неравномерных осадок и др.).


Конструктивные схемы расположения ШР в плане фундаментов здания:

В качестве шпал применяются жестко соединенные между собой секции из бесшовных стальных труб диаметром от 150 до 420 мм, заполненные бетонной смесью.

Заполнение бетонной смесью осуществляют после продавливания шпалы на проектную длину, либо каждую секцию шпал заполняют бетоном до продавливания.

Длина секций назначается в зависимости от: рабочего хода гидродомкратов и габаритных размеров продавливающей установки (ПУ); стесненности площадки по условиям производства работ, в т.ч. из-за наличия подземных коммуникаций; ширины котлована для производства работ. Общая длина шпал составляет до 40 м.

Общий вид усиления основания фундаментов ШР

К достоинствам способа усиления оснований фундаментов ШР следует отнести то, что шпальный распределитель:

  • формирует в основании фундаментов горизонтальный пространственный диск, усиливающий систему «основание – фундаменты» здания в целом
  • устраняет или стабилизирует крен здания
  • не оказывает влияния на близко расположенные здания и изменение гидрогеологических условий территории
  • позволяет выполнять усиление системы «основание – фундамент» и реконструкцию зданий без отселения жильцов
  • повышает несущую способность системы «основание – фундамент» в 1,8 – 3,3 раза.

Установки для устройства шпального распределителя (ШР)

Специализированная установка УПШ-1. (Универсальная мобильная самоходная установка для горизонтального продавливания шпал с вспомогательным грузоподъемным механизмом)

Специализированная установка УПШ-1. (Универсальная мобильная самоходная установка для горизонтального продавливания шпал с вспомогательным грузоподъемным механизмом)

С целью усиления сжимаемой зоны основания фундаментов реконструируемых и аварийных зданий осуществляется бестраншейная прокладка шпал – продавливание без разработки грунта (прокол).

Специализированная установка УПШ-1. (Универсальная мобильная самоходная установка для горизонтального продавливания шпал с вспомогательным грузоподъемным механизмом)

Специализированная установка УПШ-1. (Универсальная мобильная самоходная установка для горизонтального продавливания шпал с вспомогательным грузоподъемным механизмом)

Для продавливания шпал диаметром до 320мм длиной до 40м применяется специализированная установка УПШ-1.

Фундамент из шпал

Фундамент из шпал или просто деревянный фундамент довольно часто применяется в частном строительстве. И вот почему. Шпалы, а именно бывшие в употреблении, довольно дешевый материал, который к тому же защищен от гниения и порчи насекомыми. Некоторые застройщики достают их бесплатно. Вот и встает вопрос, а куда же их применить?

Скажу сразу, использовать шпалы под фундамент можно и это уже проверили многие застройщики. Такой фундамент прослужит около 50 лет, конечно же в зависимости от условий эксплуатации. Шпалы в земле гниют медленней, чем на открытом воздухе. Поэтому наземную часть следует защитить от солнца и осадков. Не лишним будет проверять их состояние раз в несколько лет. Хорошо если будет возможность замены поврежденных шпал, тогда такой фундамент будет служить вечно.

Есть два способа устройства фундамента:

  • горизонтальная укладка шпал — ленточный фундамент;
  • вертикальное расположение шпал — столбчатый фундамент.

Ленточный фундамента из шпал

Рассмотрим более подробно устройство ленточного фундамента из шпал. Есть два вариант: устраивать мелкозаглубленный или не заглубленный и фундамент глубокого заложения. Первый способ идеально подойдет для любых хоз построек, например сарая, теплицы, гаража. Второй — для более капитальных, например для бани.

Ленточный мелкозаглубленный фундамент из шпал

Перед тем, как укладывать шпалы нужно сделать подготовку. Для этого снимаем растительный шар грунта и выполняем засыпку траншеи гравием толщиной 10-15 см с утрамбовыванием. Укладываем шпалы. Их нужно крепить как между собой, как и в грунт. Между собой они скрепляются обвязочным брусом, а в грунт с помощью костылей. На обвязочный брус укладывается опорный брус и далее возводится стена.

Ленточный фундамент глубокого заложения из шпал

Глубокого заложения фундамент выполняется аналогично любому другому сборному фундаменту. То есть роется траншея, делается подготовка и укладываются сваи с перевязкой и креплением между собой. На чертеже выше показан детальный узел устройства фундамента.

Столбчатый фундамент из деревянных шпал

Столбчатый фундамент из деревянных шпал

1 — Шпала; 2 — Гидроизоляция, которая уже должна присутствовать на шпале; 3 — Бетонный башмак (вариант 1), скобы (вариант 2); 4 — песчаная подушка (вариант 1), деревянная опора (вариант 2); 5 — песчаная подушка.

При вертикальном расположении шпал их глубина заложения должна быть ниже глубины промерзания. В верхней части столбы должны быть завязаны ростверком (это может быть деревянный брус).

Примеры фундамента

Вот реши привести несколько живых примеров.

Фундамент под гараж Фундамент под времянку Фундамент под дом

Недостатки фундамента на шпалах

А теперь поговорим о плохом. Почему не стоит применять такой фундамент для жилых домов. Шпалы пропитываю специальным ядом — креозотом, чтобы разные жучки не ели их. Креозот считается потенциальным канцерогеном, вещество, которое может вызвать образование злокачественных опухолей у человека и животных. Да и в жаркую погоду будет специфический запах.

Дом из шпал

Поэтому я не понимаю людей, которые кроме фундамента строят из шпал стены своего дома.

укладка шпал

Сооружение основания под дом – с этой проблемой сталкивается каждый, кто начинает строительство. Это дело первостепенное и довольно затратное как в плане материала, так и в плане производимой работы. И конечно желание сэкономить без ущерба качеству хочет любой домашний мастер.

фундамент из шпал



Есть разные способы экономии при строительстве, например, соорудить фундамент из шпал. Стоит отметить, что если планируется постройка большого коттеджа, или загородного дома для постоянного проживания, то экономия на основании будет неуместна, так как эти строения имеют значительный удельный вес.
А при сооружении небольшого домика для дачи, теплицы или строительстве гаража, такая экономия вполне возможна, и ЖД шпалы, бывшие в употреблении, могут в этом помочь.


В каких случаях целесообразно возведение фундамента из шпал

Перед тем как принять решение использовать этот материал при строительстве основания, нужно учесть некоторые нюансы, которые могут сыграть важную роль в постройке основы:

  • возможность недорого купить уже отработавшие свой срок шпалы по недорогой цене;
  • транспортировка и доставка материала на участок, если шпалы находятся далеко от места строительства, то перевозка и расходы на транспорт могут свести вашу экономию к нулю;
  • строение, устанавливаемое на фундамент из деревянных шпал, должно быть небольшим и легким;

Из шпал своими руками можно обустроить классические виды основания, при этом оно будет надежным и долговечным, при условии соблюдения технологий строительства. Также у каждого застройщика есть выбор соорудить фундамент из железобетонных шпал или выбрать деревянные, все зависит от бюджета строительства.

основание из жб шпал



Некоторые опасаются использовать деревянные шпалы из-за креозотовой пропитки, которая делает древесину долговечной и не подверженной гниению. Эта пропитка имеет неприятный запах и является ядовитым веществом. Но этого опасаться не нужно, так как за долгие годы нахождение на воздухе в конструкции железных дорого, погодные условия делают свое дело, и запах выветривается, как и ядовитые свойства креозота. Существенным плюсом является и то, что шпалы под фундамент можно получить совершенно бесплатно, при ремонте ЖД полотна – как отработанный свой срок материал.

железобетонные шпалы


Кроме этого, можно соорудить фундамент своими руками, так как материал не требует специальной обработки и довольно прост в применении. Достаточно иметь одного помощника, который будет перетаскивать с вами шпалы с места на место, и помогать в укладке материала в траншею для фундамента.

Как обустроить шпальный фундамент

Самыми распространенными вариантами фундаментов из этого материала – свайный или ленточный. Есть несколько необходимых правил, которые нужно соблюдать в том и другом случае, которые следует знать.

ленточный фундамент
чертеж шпалы

готовый фундамент

Ленточное основание

гидроизоляция фундамента

  1. Перед укладкой шпал, готовим траншею под фундамент, глубиной не менее 60 см.
  2. На дно траншеи засыпается двухслойная подушка: первый слой – речной песок, второй слой – щебень мелкой фракции, подушку увлажняют и хорошо утрамбовывают. Толщина слоя не менее 15 см.
  3. Проводится работа по установке гидроизоляции, для которой используется обычный рулонный рубероид.

Число рядов в шпальном фундаменте зависит от особенностей грунта и наличия подвального помещения под домом.

Столбчатый фундамент

В данной ситуации шпалы находятся в вертикальном положении. Расстояние между столбами должно равняться длине шпалы, так как из них будет обустраиваться ростверк.
Первым делом стойки устанавливаются по углам, затем под несущими стенами и на пересечении дополнительных стен, которые будут служить перегородками сооружения.
Для установки опор, нужно выкопать ямки, на дне которых обустроить подушку.
Не стоит забывать о гидроизоляции, концы шпал, которые будут находиться в земле, обрабатываются битумом и изолируются кусками рубероида.

фундамент из шпал



Для изоляции можно применить полиэтиленовую пленку в 200 мкр., в два сложения. Как только шпалы установлены вертикально и хорошо закреплены, желательно залить ямки бетоном, для усиления прочности, можно приступать к монтажу ростверка.

Ростверк обустраивается с обязательной обвязкой, в качестве которой служат деревянные шканты между рядами и железные скобы – ростверк изолируется как любой вид основания. Не стоит надеяться на креозотовую пропитку и оставлять основание без изоляции, это может привести к необратимым последствиям – гниению материала в скором времени.

устройство ростверка



Если же произвести хорошую изоляцию и выполнить все работы по технологии, то такое основание будет служить вам долгие годы.

Основание из ЖБ шпал

Как и в первом случае из этого материала можно выполнить два вида оснований – свайное и ленточное.
Использование железобетонных шпал при обустройстве свайного фундамента с ростверком, позволит построить коттедж или дом из любого материала, с большим удельным весом.

жб шпала

чертеж шпалы


Важно! Для строительства лучше приобрести сваи, бывшие в употреблении, так как пропитка, которой защищают бетон от неблагоприятных условий окружающей среды может негативно сказаться на здоровье.
Стоит, отметит, что в отработанных шпалах со временем вредные компоненты пропитки испаряются, да и стоит материал б/у намного дешевле нового.

Преимущество оснований из ЖБИ

По сравнению с основанием из деревянной шпалы, у фундамента из железобетонных изделий есть неоспоримые плюсы:

фундамент их жби

блоки фундамента

  • срок службы подобных оснований 100 лет;
  • стоимость шпал намного меньше, чем другие материалы для обустройства оснований;
  • отработанный материал можно получить бесплатно, так как при ремонте ЖД полотна их обычно списывают;
  • конструкция из этого материала получается прочная и надежная.

У ЖБ шпал есть один недостаток – при строительстве придется применять тяжелую технику, так как одна шпала весит 200 кг. Уложить ее в траншею самостоятельно не получится.

фундамент из жби

Что нужно для обустройства основания

Основание для дома из ЖБ берут на себя нагрузку от готового строения и распределяют ее равномерно по всей площади почвы под сооружением. Если применить для обустройства фундамента железобетонные шпалы, то вы получите крепкую, долговечную, надежную конструкцию, для возведения вам потребуются материалы и инструменты, такие как:

чертеж шпал

  • шпалы жб;
  • песок;
  • щебень;
  • готовый бетон;
  • металлические скобы;
  • штифты;
  • тяжелая спецтехника, для подъема шпал;
  • мастика битумная;
  • рубероид;
  • лопаты;
  • щиты для опалубки;
  • уровень и рулетка;
  • арматура;
  • специальная пропитка, которой нужно обработать шпалы, если грунтовые воды находятся близко к поверхности.

Ленточное основание из шпал ЖБ

Любой ленточный фундамент предполагает наличие земляных работ – расчистка строительной площадки, в которую входит снятие дернового слоя грунта и разметки для обустройства будущего фундамента.

схема фундамента

чертеж фундамента


Как только площадка подготовлена и размечена, стоит приступать к обустройству траншей, глубина которой должна составлять 80 – 100 сантиметров.
Важно! Для более прочного основания следует сделать не менее трех рядов шпал.
Итак, траншея готова, теперь можно приступать к обустройству подушки, с применением нескольких видов материала:

  • мелкий щебень;
  • речной песок;
  • гравий мелкой фракции.

Высота подушки под этот вид фундамента должна быть не менее 30 см.

монтаж фундамента



Не стоит забывать о гидроизоляции, которую сооружают из рубероида или полиэтиленовой пленки в два сложения – в зависимости от бюджета строительства.

Следующим этапом будет установка шпал на цементный раствор. Укладывается первый ряд изделий, на который наносят бетонный раствор, затем в шахматном порядке устанавливается второй ряд ЖБ изделий.

Желательно, чтобы длина рва была соответственна длине шпал, так как отпилить часть ЖБ шпалы очень сложно, хотя и возможно. Крепление шпал производится при помощи строительных скоб из закаленного металла.

укладка основания



Как только кладка будет готова, нужно смонтировать арматурный каркас по всему периметру основания как внутри будущего здания, так и снаружи. Затем сколотить опалубку из досок или готовых щитов. Залить бетон. На третий день можно демонтировать щиты и оставить фундамент для просыхания, на это может уйти до двух недель.

бетонирование шпал

заливка основания


Следующим этапом будет обустройство гидроизоляции, так как любое основание нужно изолировать от попадания влаги, для этого используют битумную мастику и любой рулонный изолирующий материал. После завершения гидроизоляции проводят работу по обратной засыпке. Фундамент для дома готов.

гидроизоляция фундамента

гидроизоляция основания мастикой


Смотрите в видео: как правильно залить фундамент.

В заключении

Не смотря на большое разнообразие материалов для обустройства фундаментов, дешевле ЖД шпал, бывших в употреблении, вам ничего не удастся найти, и если деревянные шпалы подходят только для обустройства оснований под легкие сооружения, то ЖБ изделия можно применить для строений с любым удельным весом, и из любого материала.

фундамент для теплицы



Деревянные шпалы отлично подойдут под фундамент для теплицы, или гаража, который можно сделать своими руками без привлечения помощников. Дешевизна этого материала позволит обустроить бетонное основание под хозяйственные постройки, без которых невозможно обойтись на участке. Кроме этого, строительство бани обойдется гораздо дешевле с применением такого вида основания.

Читайте также: