Шпаклевка для моделей своими руками

Обновлено: 13.05.2024

Лично я не находил никакой инфы по этому поводу и делал сие с помощью иглы. Использую тамиевскую шпаклевку, брал на кончик не много и наносил плотно. согласен, оч кропотливо и нудно =(
ПОэтому хотелось бы еще что-нить узнать.

бадяжеш шпаклёвку разбавителем для красок, до такой степени чтоб через шприц давилась. диаметр иглы сам подбераеш. всё

Хм. Я сейчас акриловой делаю так - наношу с запасом на щель, а затем чем-то мягким и широким (можно и пальцем, но могут быть проблемы) снимаю лишнее. Причем щель оказывается аккуратно залитой шпатлей. Как вариант - можно использовать ватную ухочистку

Их бин МАЛЯРАЙТ

Если в оскорблениях есть правда - то на что тут оскрбляться?
А если нету - то опять же, на что обижаться-то? (с) Иа-Иа

Millenium Falcon от FineMolds. мечта.

* Тальк быстро начинает сбиваться в комки
* Быстро сохнет – не успеваешь нанести на поверхность.
Из этого выходит, что лучше на нужное место налить немного суперклея, потом же набросать на него тальк. Выйдет что-то вроде нароста. Дать ему время высохнуть полностью (мин 5-7) и начать зашкуривать до требуемого результата.
Плюсы технологии:

* Быстро сохнет
* Практически не дает усадки
* Дает ровное покрытие
* Легко шкурится
* Шпаклевка по своим характеристикам напоминает пластмассу

Таким способом можно зашпаклевать:

Изображение

Я маскирую все вокруг щели тамиевским скотчем, после чего щель от души замазываю тамиевской шпаклевкой (Basic type). Когда все высохнет, снимаю скотч, а оставшийся выступ шпаклевки (на толщину скотча) стачиваю мокрой шкуркой 2000, наклеенной на спичку или зубочистку. Единственно, я это делал на непрозрачных деталях, и не знаю, как себя поведет прозрачный пластик во взаимодействии с такой шпаклевкой (не помутнет, случаем?).
А самые тонкие щели очень хорошо заливаются просто жидким суперклеем: Кончиком иголки от шприца зацепить капельку клея, и провести вдоль шели. Если с первого раза останется канавка - можно повторить. А потом опять шкурка на спичке с водичкой

Доброго дня всем интересующимся темой стендового моделизма.

Если вы внимательно прочитали (а затем и повторили) все предыдущие статьи, уверен, на полке у вас уже гордо возвышается первая собственноручно собранная модель. И, может, она неровно покрашена, и с потёками клея, или не покрашена вовсе, но она - ваша первая! Значит, заслуживает внимания и уважения.

Скорее всего, желание творить у вас не пропало, и вы уже приобрели второй набор. И, как правило, к этому времени, моделист уже замечает, что пластиковые детали имеют неоднородности: где-то панели не прилегают друг к другу, образуя щели. В других местах - образуется "пропеллер": часть панели выступает над соседней деталью, другая часть - проваливается под неё. На деталях обнаруживаются усадочные раковины и круглые "пятаки" - технологические отметины от толкателей.

Вот эти круглые отметины - и есть следы от толкателей, которые выталкивают деталь из формы на заводе.

Вот эти круглые отметины - и есть следы от толкателей, которые выталкивают деталь из формы на заводе.

Такие дефекты могут располагаться изнутри детали - тогда их не видно, да и сборке они не мешают. Но бывает, что располагаются и на лицевой стороне, например: внешняя поверхность гусеничных звеньев, фигурки людей, плоскости самолётов и прочее-прочее.

Чтобы от них избавиться - следует воспользоваться специальным составом: шпаклёвкой.

Относительно в недавние времена моделист был ограничен в расходных материалах, потому пользовался тем, что удавалось достать. Например, эпоксидную смолу, или эпоксидную шпаклёвку из автомагазинов. Как правило, это были двухкомпонентные составы, которые требовалось смешать в определённой пропорции до начала работ и сразу израсходовать весь "замес", поскольку через некоторое время (обычно не более 20 минут) эпоксидка твердела и становилась непригодная к работе.

В настоящее время всё стало проще: нет, двухкомпонентные шпаклёвки никуда не ушли и, более того, имеют право на существование, но гораздо удобнее и комфортнее пользоваться однокомпонентными шпаклёвочными смесями.

Обычно она продаётся в алюминиевых тубах и сразу же готова к использованию. Для хранения достаточно поплотнее закрутить колпачок - на воздухе шпаклёвка твердеет за те же самые 20 минут (а, может, и ещё быстрее).

А для работы с нею лучше всего применять латексные перчатки (засохшую массу сложно отмывать с рук); зубочистки, что-нибудь небольшое и плоское, чтобы наносить и заглаживать состав. Чем ровнее нанесёте слой, тем меньше придётся шлифовать. В идеале, конечно, обзавестись бы скульптурными стальными стеками-шпателями, но до них - ещё доберёмся.

А дальше всё просто: наносим небольшое количество шпаклёвки, заделываем дефект: или вытягиваем плоскость, или заравниваем раковину (следы от толкателей), либо и вовсе - формируем утраченный или недоделанный фрагмент модели.

Работаем аккуратно и быстро и оставляем деталь на просушку. Как правило, однокомпонентные шпаклёвки имеют основу на нитрорастоврителях. А потому быстро образуют твёрдый внешний слой, и долгое время остаются эластичными и податливыми под ним.

Чем толще слой, тем дольше он будет сохнуть. Иногда приходится ждать просушки в течение нескольких часов.

Дальше вооружаемся водостойкой наждачной шкуркой и шлифуем зашпаклёванную поверхность. Периодически шкурку споласкиваем в воде, чтобы смыть пыль и избежать засаливание наждачки.

В процессе шлифовки проявятся различные муаровые разводы, а в некоторых местах, и вовсе, снимется слой шпаклёвки до самой основы - это тоже нормально: срезается лишний слой материала, образуя ровную поверхность.

Критерием "Хватит. Довольно!" я вляются собственные визуальные и тактильные ощущения: когда ни глаз, ни пальцы не видят и не чувствуют перехода между пластиком и шпаклёвкой, значит, поверхность выглажена подобающим образом. А если ещё и нет следов от былых эффектов - поздравляю: вы освоили навыки работы со шпаклёвками.

строительная нефонтан, вылетит. Иди в автомагазин и ищи BODY Nitrosoft однокомпанентную бывает в тюбиках бывает в ж/б. стоит. не знаю сколько счас я брал в ж/б на всю жизнь хватит и разбавляется растворителем при высыхании.

Их бин МАЛЯРАЙТ

Если в оскорблениях есть правда - то на что тут оскрбляться?
А если нету - то опять же, на что обижаться-то? (с) Иа-Иа

Millenium Falcon от FineMolds. мечта.


Есть один очень древний рецепт%)) , приимущество его в том, что он по составу одинаковый с пластиком. Берется модельный клей и в нем растворяется литники до консистенции сметаны. При обработки шкуркой плотность одинаковая, поэтому неполучается *ступенька*

мелкие царапины можно заделывать суперклеем. Обрабатывается потом вполне нормально.
Как уже выше писано - можно конопатить щели покрупнее модельным клеем с растворенным в нём литником или стружкой от этого же пластика.

Автошпаклёвка разная.На фото-двухкомпонентка,хороша для больших поверхностей.Существует так называемая "бамперная" шпакля.Она изначально задумана для пластиковых поверхностей.

Их бин МАЛЯРАЙТ

Если в оскорблениях есть правда - то на что тут оскрбляться?
А если нету - то опять же, на что обижаться-то? (с) Иа-Иа

Millenium Falcon от FineMolds. мечта.

Их бин МАЛЯРАЙТ

Если в оскорблениях есть правда - то на что тут оскрбляться?
А если нету - то опять же, на что обижаться-то? (с) Иа-Иа

Millenium Falcon от FineMolds. мечта.

А мне понравилась финишная шпатлевка PROMIX - брал в свое время для домашнего ремонта и осталась одна баночка (500 мл) - побробовал на моделях - понравилось - наносится легко (из пластиковой карты на оплату телефона вырезал полоску и использую как шпатель), сохнет минут 10 максимум, наждачкой удаляются излишки и шлифуется великолепно. и нефига не вылетает (ну, пока такого по крайней мере не было).

Их бин МАЛЯРАЙТ

Если в оскорблениях есть правда - то на что тут оскрбляться?
А если нету - то опять же, на что обижаться-то? (с) Иа-Иа

Сейчас, во время сборки на заказ Ан-12 от Roden, модель приходится немало шпаклевать, причем шпаклевками разного типа. Поэтому, я решил написать небольшой обзор по шпаклевкам для моделей.

puttys for models

В середине 80-х — начале 90-х, когда я занимался в судомодельном кружке, самой ходовой шпаклевкой, для моделей, была нитрошпаклевка марки «НЦ», серого цвета. Ей шпаклевалось все: стеклопластиковые корпуса, паяные надстройки и деревянные болванки, потому что ни чего другого в широком доступе не было. Затем стал заниматься пластиковыми моделями и опять, в процессе сборки, нужно было как-то их шпаклевать, если кто знает о продукции НОВО-FROG и вакушках, тот поймет, о чем я говорю. В начале 90-х наши моделисты, за редким исключением, не то чтобы видели, даже не слышали о заморской химии для моделизма. В работу шли все доступные подручные средства. Для пластика пробовали все ту же «НЦ», но резать по ней швы было не возможно, она крошилась и не особо хорошо держалась на пластиковой поверхности. Наиболее приемлемые результаты получались при растворении литника в клее для моделей. Сейчас, с появлением всевозможной химии для моделей, нужно четко представлять, что для чего, и как это использовать. Шпаклевки, условно, можно разбить на два типа.

1) однокомпонентные на нитрооснове
2) двухкомпонентные эпоксидные

К первому типу можно отнести составы от различных производителей моделей: Tamiya, Revell, Humbrol, Italeri. На мой взгляд, из них наиболее лучшие результаты дает продукт фирмы Tamiya.

Tamiya putty
Tamiya putty

Она довольно быстро сохнет и после обработки дает хорошую поверхность. По ней неплохо режется расшивка. В свое время, пробовал шпаклевку от Humbrol, но при нарезке швов были сколы. При работе с однокомпонентными составами столкнулся с одним неприятным моментом: после грунтовки, а затем окраски поверхности нитроэмалями, появляется усадка. Так, при заделке щели, однокомпонентной шпаклевкой фирмы Tamiya, на модели Me-262, после окраски, в результате усадки проявилась щель. Вполне возможно, что этот тип рассчитан на краски, основанные на уайт-спирите или водной основе. Кстати, при общении с коллегами, кто тоже использует нитрокраски, четкой статистики собрать не удалось. У некоторых наблюдался эффект усадки, у других нет. Вполне возможно, это зависит от шпаклюемого участка, толщины слоя и типа используемого растворителя для разбавления краски. Так что, при работе надо быть внимательным, чтобы после окраски не было неприятных сюрпризов. Стоит добавить, что в качестве шпаклевок для моделей можно использовать автомобильные шпаклевки. Благо, их сейчас большой выбор, есть и довольно неплохие однокомпонентные. Если честно, сам такие не использовал, но судя по отзывам коллег, некоторые весьма успешно применяют для моделизма автомобильную химию данного типа.

Ко второму типу относятся двухкомпонентные шпаклевки, состоящие из самой массы и отвердителя. Приготовление рабочего состава происходит путем смешивания компонентов в нужной пропорции. Это нужно делать очень внимательно, предварительно прочитав инструкцию. Для примера, возьмем двухкомпонентную шпаклевку для моделей фирмы Tamiya.

Tamiya epoxy putty

Она состоит из двух одинаковых пластин, а смешивается в пропорции 1:1.

Tamiya epoxy putty

Смешивать ее компоненты можно наминая пальцами. После этого получается вот такая масса песочного цвета.

Tamiya epoxy putty

Рабочая масса довольно жесткая и наносить шпателями, путем размазывания ее не получится. Ей хорошо заделывать большие щели, так же из нее можно что-то лепить. Вот так выглядят зашпаклеванные части двигателей от Ан-12. В щели, рабочий состав, лучше набивать шпателем, смоченным в воде.

An-12 Tamiya epoxy putty

А вот здесь, на модели F-86F Sabre от Academy, путем лепки, я наращивал хвостовую часть.

f-86 tamiya epoxy putty
f-86 tail and tamiya epoxy putty

А вот так выглядят установленные и зафиксированные дейдвудные трубы на радиоуправляемом торпедном катере S-100.

S-100 and tamiya epoxy putty

По рекомендациям коллег, из нее делают циммерит на немецкие танки времен Второй Мировой Войны.

Как и в случае с однокомпонентными шпаклевками для моделей, здесь тоже можно использовать автомобильную химию. Хорошие результаты получаются при использовании автомобильной шпаклевки Body Soft.

Body Soft filler

Она так же состоит из двух компонентов и смешивается в пропорции 1:100 (на одну часть отвердителя берется 100 частей шпаклевки). При увеличении количества отвердителя сокращается время отвердевания. Эта шпаклевка имеет резкий запах, и работать с ней лучше в хорошо проветриваемом помещении. Она легко наносится шпателем, путем размазывания. С помощью Body Soft, я заделывал утяжины на модели Ан-12.

An-12 and Body Soft
An-12 and Body Soft

Отдельно стоит отметить самодельную шпаклевку, на основе клея для моделей и литника. Сегодня, даже при огромном выборе специализированной химии, лично я, от нее не отказался. Использую для заделки небольших царапин, сколов, и утяжин. За долгие годы ее использования пришел к своему рецепту. Для приготовления самодельной шпаклевки для моделей я использую: дихлорэтан, белый полистирол (обрезки листового полистирола или литники от моделей кораблей фирмы Revell), а в качестве наполнителя использую немного талька, чтобы не было пузырей.

self made putty

Для этого можно использовать обычный клей для моделей, например, фирмы «Звезда», вместо дихлорэтана, но работать с ним мне понравилось больше, хотя это вещество более токсичное. Обрабатывать деталь, в зависимости от толщины слоя, можно примерно через сутки.

В заключении, хочу сказать, как и все в моделизме, процесс шпаклевки творческий и требует экспериментов. Что и как использовать подбирается опытным путем, есть только базовые рекомендации. Одной универсальной шпаклевки для моделей нет, лучше использовать несколько разных типов, наиболее подходящих для своих задач и операций.

Итак, если вы начинающий моделист, то скорее всего у вас уже возникал вопрос — как и каким образом бороться с возникающими при сборке трещинами, царапинами на корпусе модели. Все очень просто — необходимо воспользоваться шпаклевкой.

Шпаклевка — это чаще всего пастообразное или порошкообразное вещество, предназначенное для выравнивания поверхности между деталями модели.

В настоящее время выпускается огромное множество видов шпаклевки и все они различаются своими свойствами.

Правильный выбор шпаклевки зависит от большого количества факторов, например

ширина шва, или царапины

место нахождения шва

Разновидности шпаклевки:

  • Putty
  • Epoxy Putty
  • Polyester Putty
  • Green Stuff
  • Эпоксидная смола
  • Автомобильные шпаклевки
  • Супер клеи

Шпаклевка Putty

Шпаклевка Putty

В большинстве случаев для стендового моделирования подходит специальная модельная шпаклевка на нитро-основе — Putty. Шпаклевки выпускается в металлическом тюбике, в сером или белом цвете, плотно наносятся и быстро высыхают. Имеется возможность разжижения до нужной консистенции при помощи родного (или отечественного 600-го) растворителя. Есть недостаток, после полного высыхания — шпаклевка хрупкая, сильно усаживается. По этой причине, Putty не подходит для лепки фигур. Если шпаклевка разбавлена довольно жидко, то ее нужно наносить слоями, давая время на полную просушку каждого слоя. Нужно помнить — чем сильнее будет разбавлена шпатлевка — тем сильнее будет усадка и тем дольше будет сохнуть.

Модельную шпаклевку выпускают почти все известные брэнды: Tamiya, Revell, Humbrol, Model Master, Italeri

Epoxy Putty

Epoxy Putty

Использование этого вида шпаклевки явно выходит за пределы простого заполнения щелей и швов. Например ее очень удобно использовать при изготовлении мешков с песком для диорам. Epoxy Putty — представляет два мелко-зернистого материала, который затвердевает только от тщательного взаимного перемешивания компонентов. Хорошо размешенную шпатлевку наносят на модель при помощи шпателя или нажимая пальцами с небольшим усилием.

Epoxy Putty идеально для лепки фигур, изготовления и копирования деталей для авиации, танков и другой техники. После тщательного размешивания двух компонентов во время отвердевания, наступает такой момент, когда шпатлевка не липнет не к модели не к пальцам. Это очень удобно при лепке и приданию необходимой формы.

Для полного затвердевания необходимо 24 часа. Вы можете это время сократить, если положить на батарею.

Polyester Putty

Polyester Putty

Polyester Putty — двухкомпонентная полиэфирная шпатлевка. Polyester Putty — не дает усадку и довольно быстро сохнет и подходит для которых необходимо шпаклевание в крупных объемах.

Для подготовки шпаклевки к применению нужно выдавить шпаклевку и отвердитель в отношении 50:1 на твердую поверхность и круговыми движениями тщательно перемешать. Для лучшего перешивания лучше всего использовать миниатюрный плоский шпатель.

Главным минусом данного вида шпаклевки является её сильный и неприятный запах, по этой причине с ней лучше всего работать в проветриваемом помещении.

Имейте в виду, что если Polyester Putty остается липкой даже на следующий день, то скорее всего она размешана с небольшим количеством отвердителя или у неё просто истек срок годности.

Green Stuff (зелёнка)

Green Stuff

Двухкомпонентная эпоксидная замазка. Состоит из двух лент — синего и желтого цвета, при смешивании которых получается зеленый цвет. После получения однородного зеленого цвета — замазка готова к применению. По этой причине распространено между моделистами её название — зелёнка. Синяя лента — это отвердитель, желтая — основной материал. Чем больше синего — тем более крепче получается шпаклевка. По оттенку зеленого цвета можно контролировать свойства массы. Для того, чтобы во время работы замазка не прилепала необходимо смачивать инструмент и руки. Рабочую замазку можно хранить в контейнере и холодильнике.

Другие способы шпаклевания

Существуют другие виды материалов для таких же задач, но которые не являются модельными шпаклевками.

Эпоксидные смолы

Обычные двухкомпонентные эпоксидные смолы можно также использовать в качестве заполнителя. Существует различное множество, от затвердевающих за 5 минут до суток. Главное достоинство этого вида в том, что они практически не дают усадку, не разрушают пластик. Минус — слабо держатся на в отличии тех, которые сделаны на основе растворителей.

Автомобильные шпаклевки

Это наверное самый популярный вид заполнителей разработанный не для целей моделирования. Их очень много. Автомобильные шпаклевки изготавливаются как правило на основе растворителя и прекрасно прикрепляются к пластику. И по этой причине, становятся очень крепкими при полном высыхании.

Супер клей

Суперклеи хорошо применять если необходимо заполнить маленькие щели или царапины, так как они заполняют пространство без пузырьков. Супер клей практически не дает усадку. Скорость полного высыхания клея сильно зависит от влажности воздуха.

Как вы поняли, что не существует идеального материала для всех задач. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Поняв все различия и применив их на практике, вы получите лучший опыт, который подымит ваши модели на новый уровень.

моделист

Основные рекомендации по применению всех видов шпаклевок:

Поверхность модели должна быть обезжиренной и немного шероховатой;

Всегда работайте только с чистыми руками, обязательно помойте руки с мылом, обезжирьте модель и инструмент;

При шлифовании модели применяйте защитную маску;

Не делайте один шов за один раз. Лучше это сделать несколькими слоями шпаклевки.

Читайте также: