Шахта лифта из кирпича требования

Обновлено: 16.05.2024


ГОСТ Р 53780-2010
(ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования безопасности к устройству и установке

Lifts. General safety requirements for the construction and installation

Дата введения 2010-10-14

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ - "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Щербинский лифтостроительный завод", Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейским региональным стандартам:

ЕН 81-1:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 1. Лифты электрические" (ЕN 81-1:1998 Safety rules for the construction and installation of lifts. Part 1: Electric lifts, MOD);

ЕН 81-2:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 2. Лифты гидравлические" (ЕN 81-2:1998 Safety rules for the construction and installation of lifts. Part 2: Hydraulic lifts, MOD).

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанных международных стандартов приведено в дополнительном приложении ДД.

Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом или заключены в рамку.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

По сравнению с европейскими региональными стандартами ЕН 81-1:1998 и ЕН 81-2:1998 в настоящий стандарт внесены следующие изменения:

- разделы "Общие требования к строительной части", "Шахта", "Размещение оборудования", "Механическое оборудование лифта", "Электрическое оборудование лифтов", "Грузоподъемность. Вместимость кабины", "Документация" приняты общими для электрических, гидравлических и малых грузовых лифтов с целью исключения дублирования требований;

- введен дополнительный раздел "Малые грузовые лифты";

- в текст введены отдельные дополнительные требования, отражающие потребности национальной экономики;

- область применения приведена в соответствии с национальной системой технического регулирования, техническим регламентом "О безопасности лифтов";

- исключены разделы, связанные с испытаниями лифтов и устройств безопасности в связи с разработкой национального стандарта по методам испытаний и измерений лифтов и устройств безопасности.

Специальные требования безопасности к лифтам, обеспечивающим доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, транспортирование пожарных во время пожара, а также специальные требования безопасности к лифтам, устанавливаемым в здании, сооружении, в котором возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на его безопасность, приведены в других национальных стандартах, содействующих соблюдению соответствующих пунктов технического регламента "О безопасности лифтов". Перечень этих стандартов приведен в разделе 1 "Область применения" настоящего стандарта.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях, сооружениях новых электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов.

Настоящий стандарт допускается использовать при замене отработавших назначенный срок службы лифтов в качестве нормативной базы.

1.2 В тех случаях, когда лифты предназначены для работы в специальных условиях (взрывоопасной среде, особых климатических условиях, при сейсмическом воздействии, транспортировании опасных грузов и т.д.), в дополнение к требованиям настоящего стандарта должны быть выполнены специальные требования, обеспечивающие безопасность. Требования к условиям определяют при заключении договора на поставку лифта.

Специальные требования к лифтам, обеспечивающим доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, установлены в ГОСТ Р 51631.

Специальные требования к лифтам, обеспечивающим транспортирование пожарных во время пожара, установлены в ГОСТ Р 52382*.
________________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52382-2010, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Специальные требования к лифтам, предназначенным для установки в зданиях, сооружениях, в которых возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на его безопасность, установлены в
ГОСТ Р 52624.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на:

- лифты с приводом, отличающимся от указанных в 1.1;

- гидравлические лифты со скоростью движения более 1,0 м/с;

- тротуарные лифты;

- лифты, устанавливаемые в шахтах горной и угольной промышленности;

- лифты, устанавливаемые на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море;

- лифты, устанавливаемые на самолетах и других летательных средствах;

- установку лифтов в существующие здания, где размеры строительной части не позволяют выполнить требования настоящего стандарта.

1.4 Настоящий стандарт допускается использовать при обязательной сертификации лифтов и следующих устройств безопасности лифтов:

- буферов (за исключением буферов энергонакопительного типа с линейными характеристиками);

- замков дверей шахты;

1.5 Настоящий стандарт допускается использовать при оценке соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию и эксплуатации, а также лифтов, отработавших назначенный срок службы и введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента "О безопасности лифтов".

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных.

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности.

ГОСТ Р 52624-2006 (ЕН 81-71:2005) Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности.

ГОСТ Р 53770-2010 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры.

ГОСТ Р 53771-2010 (ИСО 4190-2:2001) Лифты грузовые. Основные параметры и размеры.

ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры. Методология анализа риска

ГОСТ Р 53781-2010 Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации лифтов. Правила отбора образцов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по техническому регламенту "О безопасности лифтов", а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ].

3.2 блокировка кабины: Фиксация и удержание в стационарном положении кабины с помощью механических средств.

3.3 блочное помещение: Специальное помещение для размещения отводных блоков.

3.4 внутреннее управление: Вид управления, при котором команды управления на пуск лифта подаются только из его кабины в режиме нормальной работы.

3.5 гидравлический лифт непрямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр соединен с кабиной или с каркасом кабины с помощью тяговых элементов.

3.6 гидравлический лифт прямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр непосредственно соединен с кабиной или ее каркасом.

3.7 обратный гидроклапан: Клапан, который пропускает жидкость только в одном направлении.

3.8 номинальная грузоподъемность: Масса груза, на перевозку которого рассчитан лифт.

3.9 групповое управление: Управление, при котором осуществляется автоматическое управление совместной работой двух и более лифтов.

3.10 давление при полной нагрузке: Статическое давление, возникающее в трубопроводе, непосредственно присоединенном к гидроцилиндру, при неподвижной кабине с номинальным грузом, находящимся на уровне верхней посадочной площадки.

3.11 дроссель: Клапан, в котором вход и выход соединены посредством канала установленного сечения.

3.12 "запорный" клапан: Управляемый вручную двухходовой клапан, который пропускает или перекрывает поток жидкости.

3.13 зона отпирания дверей шахты: Зона шахты, располагающаяся выше и ниже этажной площадки, при нахождении в которой кабина соответствующими своими элементами может отпереть автоматический замок дверей шахты.

3.14 клапан движения вниз: Электрический управляемый клапан в гидравлической схеме для контроля опускания кабины.

3.15 лебедка: Электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тяговой силы, обеспечивающей движение кабины лифта.

3.16 барабанная лебедка: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет жесткого крепления тяговых элементов к барабану и их трения с барабаном.

3.17 лебедка со шкивом или барабаном трения: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.

3.18 лебедка со звездочкой: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет зацепления звездочки с тяговой цепью.

3.19 лифт самостоятельного пользования: Лифт, в кабине которого допускается транспортирование пассажиров без обслуживающего персонала.

3.20 электрический лифт: Лифт с электроприводом.

3.21 гидравлический лифт: Лифт, в котором подъемная сила создается насосом с электроприводом, передающим гидравлическую жидкость в гидроцилиндр, действующий непосредственно или косвенно на кабину.

3.22 пассажирский лифт: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска людей.

3.23 грузовой лифт: Лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска грузов или только для подъема и спуска грузов при наружном управлении.

3.24 грузовой малый лифт: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, у которого размеры кабины и дверей шахты предотвращают свободный доступ в нее человека.

3.25 ловители плавного торможения: Ловители, содержащие упругий элемент (пружину и т.п.), деформация которого определяет силу, передаваемую на тормозной элемент (клин, колодку и т.д.).

3.26 ловители резкого торможения: Ловители, не содержащие упругого элемента.

3.27 машинное помещение: Специальное помещение для размещения одного или нескольких приводов лифта и/или связанного с ним оборудования.

3.28 многослойное стекло: Пакет из двух и более слоев стекла, скрепленных посредством пленки.

3.29 монтажный чертеж: Чертеж, согласно которому устанавливают и монтируют оборудование лифта.

3.30 наружное управление: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта в режиме нормальной работы подается только с этажных площадок.

3.31 назначенный срок службы лифта: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация лифта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

Конструктивно шахта лифта состоит из ограждения с проемами дверей, потолочного перекрытия, приямка.

Для безопасной эксплуатации лифтового оборудования расстояние между стеной шахты и стенками кабины, со стороны ловителей должно составлять не менее 200 мм. Исключением являются подъемники малой грузоподъемности, где промежуток может быть 150 мм. Зазор между порогом кабины и шахты равняется 15-50 мм. Расстояние между кабиной и противовесом должно составлять не менее 50 мм.

Оснащение и устройство

В шахте перемещаются противовес, кабина лифта и уравновешивающее устройство. В зависимости от типа шахты и выполняемых функций в ней могут располагаться:

  • кабина подъемника
  • направляющие
  • противовес
  • тяговый трос/цепь
  • натяжное устройство
  • пружины буфера
  • освещение
  • обеспечивающий связь подвесной кабель
  • портал для установки двери шахты
  • электрооборудование позволяющее определить местонахождение подъемника

Лифтовые шахты бывает глухими, когда ограждение предусмотрено с четырех сторон внутри здания и приставными, когда конструкция крепится к несущей стене кронштейнами (для этих целей используются специальные лифтовые запчасти, рассчитанные на значительные нагрузки) и имеют стеклянное или сплошное ограждение. Первый вид активно используется в многоэтажных жилых домах, офисах, торговых и бизнес центрах. Наружная шахта лифта второго вида зачастую монтируется в зданиях малой этажности и коттеджах.

По форме, пространства для перемещения лифта, бывают:

  • разомкнутого и замкнутого сечения
  • круглые
  • прямоугольные
  • овальные

Конструкция предназначенная для перемещения кабины может быть ненесущая и несущая. Ненесущая играет роль ограждения, нагрузка распределяется на различные элементы постройки. Несущая способна выдержать всю нагрузку возникающую при эксплуатации подъемной машины.

Стенки шахты выполняется из железобетона, металлокаркаса, кирпича.

Кирпичные

Каркасы изготавливаются из полнотелого кирпича. Толщина стенок обязана быть как минимум 25 см. Поверхность шахты лифта из данного материала должна быть без выступов и впадин.

Железобетонные

Монолитные шахты сооружаются методом скользящей опалубки во время строительства здания. Конструктивно, пространство в котором движется лифт состоит из железобетонных тюбингов, размеры которых равняются пролету одного этажа. Монтируются данная конструкция непосредственно на стройплощадке.

Металлокаркасные

При отсутствии возможности возведения глухой шахты, устанавливается металлокаркасная. Она монтируется как снаружи так и внутри строения. Каркас состоит из несущих рам, поясов и стояков, нижняя опора выполняется из углового профиля, смонтированного строго по уровню в фундаменте приямка.

Приямок

Размеры приямка шахты идентичны размеру лифтовой шахты, поскольку кабина опускается в него. В нем располагаются натяжное устройство, противовес, упор. Глубина приямка определяется техническими требованиями и соображениями безопасности персонала и пассажиров. Данная зона должна быть защищена от попадания грунтовых и сточных вод.

От кабины до нижней части приямка, при проектировании, предусматривается зазор для грузового лифта - не менее 5 см, для пассажирского подъемника - не менее 50 см.

При глубине более 0.9 м, для удобства доступа обслуживающего персонала, устанавливается лестница или скобы. Если глубина свыше 2.5 метра, вход оборудуется специальной дверью.

Освещение

Стационарное электрическое освещение шахты монтируется в кирпичные и железобетонные конструкции, обеспечивая освещенность при закрытых дверях не ниже 50 Лк. Использование данного вида освещения позволяет производить ремонтные работы. Металлокаркасные шахты стены которых остеклены триплексом, сетчатым ограждением или ограждены частично, разрешается не оборудовать светильниками.

Огнестойкость

Огнестойкость шахты обеспечивается сплошным ограждением, система отвечающая за безопасность оборудуется датчиками дыма, срабатывающими при возникновении возгорания. Подпор в шату обеспечивает приток свежего воздуха, благодаря задействованию вентилятора.

Размеры

Внутренние размеры пространства для перемещения лифта в жилом доме должны обеспечивать безопасную работу подъемной машины. В расчете величины шахты, ключевую роль играют габариты кабины. Параметры, представленные ниже, могут существенно отличатся, в зависимости от конкретной моделей лифта и носят исключительно ознакомительный характер.

Грузоподъемность Габариты Высота последнего этажа
Кабина Шахта
400 1080x1380 1600x1700 3600
630 1180x1380
1180x2100
1600x1900
1800x2400
3600
1000 1180x2100 1800x2400 3600

Требования

Важные требования, позволяющие безопасно эксплуатировать лифта в шахте представлены в ГОСТ Р 53780-2010. В государственном стандарте указано, что шахта лифта должна отделятся от лестниц и площадок, где размещается оборудование и находится люди. Ограждение шахты производится стенами, перекрытием, полом или достаточным для обеспечение безопасности расстоянием.

В ограждении допускаются:

  • дверные проемы для техобслуживания и выхода на площадки этажей
  • отверстия для смотровых люков, вентиляции

Кроме лифтового оборудования в шахте размещаться отопление, вентиляция, система охранной и пожарной сигнализации, диспетчерское оборудование. Регулирующие систему отопления устройства должны располагаться с внешней стороны.

Частично огражденная шахта лифта должна иметь высоту со стороны двери как минимум равную 350 см. Если в шахте находится несколько лифтов, между ними размещаются перегородки.

Если проектирование новое, то лучше монолит, будет как дополнительное ядро жесткости.
Кирпич же будет давать только сейсмическую силу на каркас.
Если бы не сейсмика, то вполне можно и кирпич

А вот у меня был случай. 4-этажное здание (каркасное) уже построено. экспертизу не проходило (заказчик что-то мудрил)))), но обойти экспертизу не получилось, да к тому же он надумал сделать лифт))) В срочном порядке исправляли чертежи (по уже построенному) и стенки шахты лифта как раз сделал из кирпича (вроде бы даже 250мм)))) Экспертизу ПРОШЕЛ. Правда армировал стенки)))
Ах да! Сейсмика 7 баллов.

Лифтовая шахта может быть кирпичной - это точно. Единственно, что все зависит от высоты, и основного материала стен.
При нынешней ситуации, лифтовики стараются сами крепить закладные, ибо так как ставят строители ну никак не применимо.
В большинстве случаев сажают закладные на химию в силикатный кирпич. Пористая керамика в этом смысле не очень хороша.
Дополнительно нужно в габаритах шахты учитывать погрешность на возведении кладки по высоте. Те делать шахту не по мин размерам, а прибавляя допуски по заказ-листу лифта.
С сейсмикой не работал, так что ничего конкретного по ней не скажу.

Стены шахты лифта такие же, что и остальные. Требования аналогичны. Больше требований не к конструкции, а к ее расположению по отношению к другим помещениям.

Если проектирование новое, то лучше монолит, будет как дополнительное ядро жесткости.
Кирпич же будет давать только сейсмическую силу на каркас.

В том то и дело, что лифтовая шахта никак не соединяется с конструкциями здания, работает независимо. С одной стороны, и слава богу, но с другой стороны - получается этакая башня сечением 1800х1800 по наружному обмеру высотой 17-18м.
Здесь ситуация, когда как раз "заказчик намудрил" - шахта уже построена. Во-первых, не понятно, какой лифт можно туда засунуть (ну уж совсем маленький), учитывая то, что должна быть кабина не менее 2100мм в глубину. Во-вторых, совершенно нет приямка и места в верхней части шахты для расположения машинного отделения. В-третьих, стоит эта шахта не на путнем грунте, а на строительном мусоре. В-четвертых, фундамент - монолитная плита, по размерам в плане не выходящая за наружные пределы лифтовой шахты (боюсь, при расчете на сейсмику не пойдет расчет на опрокидывание).
Но самое главное - при сейсмике наверняка нужно еще вертикальное армирование, железобетонные сердечники или рубашки. Во всяком случае, в зданиях выше трех этажей мы уже предусматриваем сердечники в кирпичной кладке. А как у лифта?

Конструкция вашей шахты должна соответствовать требованиям СНиП "Строительство в сейсмических районах" для стен из каменной кладки. Высота стен должна быть не выше 14м (при второй категории кладки) или 17м (при первой категории), в сопряжениях стен должно быть армирование. Что касается конструктивных требований конкретно к лифтовым шахтам, то "Для каркасных зданий высотой до 5 этажей при расчетной сейсмичности 7 и 8 баллов допускается устраивать лестничные клетки и лифтовые шахты в пределах плана здания в виде конструкций, отделенных от каркаса здания."
Если расчетом определите, что лифтовая шахта прочна и устойчива, то необходимости усиливать нет.
Можете также воспользоваться рекомендациями пособия по проектированию промзданий в сейсм. районах:"Независимо от результата расчета в стенах высотой более 12 м при расчетной сейсмичности 7 баллов, 9 м - 8 баллов; 6 м - 9 баллов должно быть предусмотрено конструктивное вертикальное продольное армирование, при этом площадь всей продольной арматуры должна составлять не менее 0,1 % площади сечения кладки".

Кстати, интересный вопрос. Не проектируем жильё, тем более в сейсмике, но тем не менее. Может к сейсмическим районам это и не относится:

Вроде как любое монолитное сопряжение лифтовой шахты с конструкциями здания без акустического шва будет противоречить СНиП 23-03-2003 п. 11.8? Или на это требование в "монолите" все дружно "кладут"?

__________________
Дураки учатся на своих ошибках, умные на чужих, а мудрые смотрят на них и неспеша пьют пиво.

10mactep, спасибо за ценные советы. Обосновать недопустимость применения данной кирпичной шахты - именно то, что мне нужно, а исходя из требований, о которых вы написали:

Независимо от результата расчета в стенах высотой более 12 м при расчетной сейсмичности 7 баллов, 9 м - 8 баллов; 6 м - 9 баллов должно быть предусмотрено конструктивное вертикальное продольное армирование, при этом площадь всей продольной арматуры должна составлять не менее 0,1 % площади сечения кладки

данная кирпичная шахта уже не подходит, необходимо вертикальное армирование. Кроме того, высота шахты больше 14м. Так что будем усиливать! Либо проектировать монолитную взамен этой.

Клименко Ярослав,над этим вопросом я еще не задумывалась. Хотя вопрос по существу. Надо почитать этот пункт про акустический шов.

Поделитесь пожалуйста информацией, в каком нормативном документе указано, что в шахтах лифта можно применять только полнотелый кирпич.

Закладные мы крепим либо в шов кладки, либо устаиваем монолитные пояса. Так что вид кирпича тут не принципиален. Единственное что пока нашел - в 86 серии сказано, что шахты лифта должны выполнятся из полнотелого кирпича.

Про "непринципиален" это я относительно закладных имел в виду. Кирпич в шахте запроектирован полнотелый, но Генподрядчик просит пересогласовать на пустотелый. Вот мне и надо отпинаться каким-нибудь СниПом, почему нельзя пустотелый.

Опять подрядчик или заказчик! Какие они "умные" и какие "экономные"!
Зачем ссылка на СНиП? Разве он знает, что такое СНиП, если так предлагает?
Кто отвечает за изменение? Он или Вы?
Если указано прямо и однозначно (должны), значит других (возможностей) не предусмотрено.
Напишите просто, "считаю нецелесообразным!" И пусть делает из пенобетона или дерева.

BM60, зачем же так категорично? Не все заказчики и подрядчики плохие. (как не все йогурты одинаково полезны )
Просят указать НОРМАТИВНЫЙ документ, где есть такое требование. Судя по всему, вы его знаете. Почему ж тогда не скажете?
Я, например, тоже не нашел ничего. Серия - не документ. Если закладные крепятся в монолитные пояса, огнестойкость вроде в норме. Что еще может быть? Интересный вопрос.

__________________
Дураки учатся на своих ошибках, умные на чужих, а мудрые смотрят на них и неспеша пьют пиво.

Вот и мне интересно стало, где это указано. Заказчику то я, допустим отпишусь, хотелось бы для себя прояснить, на будущее.

Я всегда из пустотелого шахты делаю, и, насколько я знаю, задания лифтовиков не содержат записи о том, что должен применяться полнотелый.

Клименко Ярослав, я этого норматива не знаю, но был бы Стройконсультат и Гарант, и Кодекс, нашел бы.

Я не про всех вовсе, но о тех, кто не так хочет. Как правило нетакие "требования" выставляет тот, который руководствуется не профессиональным интересом (надежно и грамотно), потому я и "скатегоричествовал". Если он профессионал в строительстве, он сам сначала найдет себе нужный нормативный пункт, потом подумает, потом напишет своё пожелание проектировщику. Так, во всяком случае, было в прошлую эпоху.
А если пожелание заказчика или под/суб-подрядчика было "ненормативным", то составлялся протокол Техсовета, на котором оно принималось (или отвергалось) и поручалось применить это ненормативное решение с некими дополнительными условиями и требованиями.
А тут получается голая как бы инициатива проектировщика. Письмо-запрос и ответ потеряются, чертеж останется "на века". Кто рисовал - ты, кто велел - дык письмо было, потерялось, небось.

А для себя прояснять всегда полезно, попробуйте покопаться в СНиПах, имея перед глазами для полноты охвата ПОЛНЫЙ список его выпусков (кто-то тут давно формировал). А желательно и старых, что были 60-80-х годов - в них всегда было больше и точнее. Может оказаться, что нужные сведения будут указаны вовсе не в очевидном документе, типа "мостов-тоннелей" и "технадзор в стр-ве" .
Если мне что встретится, отпишу.
Стоит покопать книги и справочники по технологии строительства лифтового хозяйства, а там вдруг окажутся ссылки на НТД.

Автор, поясните, какого назначения лифт и в какого рода здания/сооружения будет он?

Лифт выполнен в соответствии с чертежами ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" под лифт пассажирский ПП-0621Щ грузоподъемностью 630кг и скоростью движения 1,0м/с. Здание 7 этажное, административное, ж/б каркас.

Поделитесь пожалуйста информацией, в каком нормативном документе указано, что в шахтах лифта можно применять только полнотелый кирпич.

Можно провести некую ооочень тонкую аналогию с п.7.28 СНиП "Несущие и ограждающие конструкции". Прямых указаний пока не встречал.

Наконец-то, хоть кто-то вспомнил, полагал, что можно догадаться. Но тут логика должна быть в пределах разумности. Плюс надежность крепления, плюс шумовые параметры, плюс кучу известного только проектировщику.

7.28. Вентиляционные каналы в стенах следует выполнять из керамического полнотелого кирпича марки не ниже 75 или силикатного марки 100 до уровня чердачного перекрытия, а выше - из полнотелого керамического кирпича марки 100.

Причем тут вентканалы? Условия работы абсолютно разные.

У шахты есть несущие и ограждающие конструкции? Ну значит и относиться к ним надо бы, как к несущим и ограждающим. Мне так каатса.

Недопустимость применения в вентканалах пустотелого кирпича обусловлена повышенной влажностью. У нас же несколько иная картина.

Ну у меня есть стройконсультант. Не нашел ничего.

Ну вот у автора на чертеже как раз полнотелый кирпич нарисован, а согласовать на щелевой просит подрядчик письмом. Пусть теряется письмо. Останется акт на скрытые работы. Если и он потеряется, то установить какой там в шахте кирпич применен через какое-то время можно будет лишь "вскрыв" его.

И при чем тут вентканалы?

__________________
Дураки учатся на своих ошибках, умные на чужих, а мудрые смотрят на них и неспеша пьют пиво.

ГОСТ Р 56943-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИФТЫ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К УСТРОЙСТВУ И УСТАНОВКЕ. ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГРУЗОВ

Lifts. General safety requirements for the construction and installation. Lifts for the transportation of goods

Дата введения 2017-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством "Российское лифтовое объединение", Публичным акционерным обществом "Карачаровский механический завод"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

4 Взамен ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) в части общих требований безопасности к устройству и установке лифтов для транспортирования грузов без сопровождения людьми

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2017 г.

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях и сооружениях лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

Настоящий стандарт разработан на основе ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке", в который требования к грузовым лифтам и малым грузовым лифтам были включены дополнительно для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации.

Настоящий стандарт конкретизирует требования безопасности к устройству и установке грузовых лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

С этой целью в стандарт не включены или откорректированы положения ГОСТ Р 53780-2010, которые связаны с обеспечением безопасности при транспортировании людей или людей и грузов в кабине лифта.

Стандарт заменяет ГОСТ Р 53780-2010 в части общих требований безопасности к устройству и установке грузовых лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях, сооружениях электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

1.2 В тех же случаях, когда лифты предназначены для работы в специальных условиях (взрывоопасной среде, особых климатических условиях, при сейсмическом воздействии, транспортировании опасных грузов и т.д.), в дополнение к требованиям настоящего стандарта должны быть выполнены специальные требования, обеспечивающие безопасность. Требования к условиям работы лифтов определяют при заключении договора на поставку лифта.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на:

- лифты с приводом, отличающимся от указанных в 1.1;

- гидравлические лифты со скоростью более 1,0 м/с;

- лифты, устанавливаемые и используемые:

1) в шахтах горной и угольной промышленности,

2) на судах и иных плавучих средствах,

3) на платформах для разведки и бурения на море,

4) на самолетах и летательных аппаратах;

- установку лифтов в существующие здания, где размеры и другие особенности строительной части не позволяют обеспечить выполнение требований настоящего стандарта.

1.4 Настоящий стандарт допускается использовать при оценке соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53387 Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры. Методология анализа риска

ГОСТ Р 53781 Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации лифтов. Правила отбора образцов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по Техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011) [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

3.2 блокировка кабины: Фиксация и удержание в неподвижном положении кабины с помощью механических средств.

3.3 блочное помещение: Специальное помещение для размещения отводных блоков.

3.4 гидравлический лифт непрямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр соединен с кабиной или с каркасом кабины с помощью тяговых элементов.

3.5 гидравлический лифт прямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр непосредственно соединен с кабиной или ее каркасом.

3.6 обратный гидроклапан: Клапан, который пропускает жидкость только в одном направлении.

3.7 номинальная грузоподъемность: Масса груза, на перевозку которого рассчитан лифт.

3.8 давление при полной нагрузке: Статическое давление, возникающее в трубопроводе, непосредственно присоединенном к гидроцилиндру, при неподвижной кабине с номинальным грузом, находящимся на уровне верхней посадочной площадки.

3.9 дроссель: Клапан, в котором вход и выход соединены посредством канала установленного сечения.

3.10 "запорный" клапан: Управляемый вручную двухходовой клапан, который пропускает или перекрывает поток жидкости.

3.11 зона отпирания дверей шахты: Зона шахты, располагающаяся выше и ниже этажной площадки, при нахождении в которой кабина соответствующими своими элементами может отпереть автоматический замок дверей шахты.

3.12 клапан движения вниз: Электрический управляемый клапан в гидравлической схеме для контроля опускания кабины.

3.13 лебедка: Электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тяговой силы, обеспечивающей движение кабины лифта.

3.14 барабанная лебедка: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет жесткого крепления тяговых элементов к барабану и их трения с барабаном.

3.15 лебедка со шкивом или барабаном трения: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.

3.16 лебедка со звездочкой: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет зацепления звездочки с тяговой цепью.

3.17 электрический лифт: Лифт с электроприводом.

3.18 гидравлический лифт: Лифт, в котором подъемная сила создается насосом с электроприводом, передающим гидравлическую жидкость в гидроцилиндр, действующий непосредственно или косвенно на кабину.

3.19 грузовой лифт: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов при наружном управлении.

3.20 грузовой малый лифт: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, у которого размеры кабины и дверей шахты предотвращают свободный доступ в нее человека.

3.21 ловители плавного торможения: Ловители, содержащие упругий элемент (пружину и т.п.), деформация которого определяет силу, передаваемую на тормозной элемент (клин, колодку и т.д.).

3.22 ловители резкого торможения: Ловители, не содержащие упругого элемента.

3.23 машинное помещение: Специальное помещение для размещения одного или нескольких приводов лифта и/или связанного с ним оборудования.

3.24 многослойное стекло: Пакет из двух и более слоев стекла, скрепленных посредством пленки.

3.25 монтажный чертеж: Чертеж, согласно которому устанавливают и монтируют оборудование лифта.

3.26 наружное управление: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта в режиме нормальной работы подается только с этажных площадок.

3.27 назначенный срок службы лифта: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация лифта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

3.28 недопустимое использование лифта: Использование лифта не по назначению.

3.29 общие требования безопасности: Требования безопасности, выполнение которых обеспечивает устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков при эксплуатации лифта в обычных условиях.

3.30 односторонний дроссель: Клапан, который пропускает жидкость в одном направлении и ограничивает его в другом направлении.

3.31 перепускной (предохранительный) клапан: Клапан, предотвращающий превышение установленного давления в гидравлической системе.

3.32 полезная площадь кабины: Площадь кабины, измеренная на высоте 1 м от уровня пола кабины без учета поручней.

3.33 привод гидравлического лифта: Агрегат, приводящий в движение и останавливающий лифт, содержащий насос, двигатель и управляющие клапаны.

3.34 приямок: Часть шахты лифта, расположенная ниже уровня нижней этажной (погрузочной) площадки.

3.35 разрывной клапан: Клапан, автоматически перекрывающий или ограничивающий поток жидкости при снижении давления, вызванного увеличенным, относительно ранее установленного количества, расходом жидкости.

3.36 режим "ревизия": Режим управления движением кабины персоналом, находящимся на крыше кабины.

3.37 режим "нормальная работа": Режим, при котором управление осуществляется пользователем.

3.38 режим "управление из машинного помещения": Режим управления движением кабины персоналом, находящимся в машинном помещении.

3.39 номинальная скорость: Скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.

3.40 специальные требования безопасности: Требования безопасности, дополняющие общие требования безопасности, выполнение которых обеспечивает устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков при эксплуатации лифта в условиях, отличающихся от обычных условий (пожар, вандализм, сейсмические воздействия и т.д.).

3.41 точность остановки кабины (точность остановки): Расстояние по вертикали между уровнем порога дверей кабины и уровнем порога дверей шахты после автоматической остановки кабины.

3.42 тротуарные лифты: Грузоподъемное устройство, платформа которого выходит из шахты через люк, расположенный в ее верхней части.

3.43 упор: Механическое устройство для фиксации кабины и удержания ее в стационарном положении.

Читайте также: