Сделать пилораму своими руками для обработки бревен

Обновлено: 03.05.2024

Если есть необходимость в обработке большого количества древесины и досок, вам следует подумать о пилораме. Несмотря на большое разнообразие уже готовых агрегатов на рынке, сделать пилораму своими руками не составит труда.


Самое главное – понять, какой будет объем будущей работы. Обязательно позаботьтесь о вопросе безопасности. Не стоит забывать, что пилорама в первую очередь – это объект повышенного риска.


Понять принцип работы пилорамы можно взглянув на катушку с нитками. Устройство похоже на вращение двух катушек, между которыми будет натянута нить. Эта нить – как пила. Расстояние между катушками будет показывать размер бревна.


Сделанная самодельная пилорама позволит подогнать под единую форму бревна, сделать их одного размера. Все бревна можно распилить по заданной схеме (предварительно следует настроить оборудование под данную схему).





















Содержание

Принцип работы пилорамы

На пилораме необходимо закрепить бревно, таким образом, чтобы оно оставалось неподвижным. Мобильная тележка в это время приводится в действие и производит распил бревна. Пила обязательно должна находиться в горизонтальном положении.


Для получения досок заданного размера, непосредственно перед распилом, оператор должен задать требуемые параметры. Пильную ленту необходимо хорошо натянуть, чтобы она выступила в качестве пилы.


Наиболее распространенные виды пилорам:

  1. Цепные.
  2. Дисковые.
  3. Ленточные.
  4. Угловые.














Дисковый вид пилорамы

Считается лучшим видом. Данная пилорама – простая в использовании и не требует особых усилий при изготовлении ее своими руками. Основой данной конструкции будет дисковая пила. Ее следует устанавливать на электрическом двигателе либо на шпинделе станка.


Сегодня не составит труда найти в интернете либо в книгах готовые чертежи такой пилорамы, чтобы изготовить ее своими руками. Самым простым видом считается «циркулярка». Для этого понадобится вал с дисковой пилой, стол и двигатель, который будет приводить в движение пилу.


Ленточная пилорама

Имеет больше преимуществ, чем дисковая. На данной пилораме можно работать с древесиной любой породы. Для нее неважно – высокосмолистая или лиственная древесина.

  • Ассортимент производимой древесины тоже широк – от обрезных и необрезных досок до лафета, шпона и прочего. Пилорама является средством повышенной опасности и при работе на ней необходимо помнить о том, что следует пользоваться защитными кожухами. Это позволит предотвратить попадание оператора под режущую ленту.
  • Для того, чтобы сделать ленточную пилораму своими руками, необходимо хотя бы бегло ознакомиться с чертежами. Простой вариант подразумевает элементарную ленточную пилораму, которая имеет ручную подачу заготовки. Сложный вариант подразумевает уже наличие датчиков и автоматики. Считается высокопроизводительным изделием.


Основой будет – рама, которая имеет направляющие. Собирается сварными подошвами, в которых будут размещены передвижные ролики. П-образная станина может быть собрана при помощи сварки двух швелеров.


На одной стороне рамы необходимо будет закрепить ведущий шкив, на другом конце (подвижном) – закрепляется другой. Направляющие следует смонтировать посередине рамы – это будет разборной конструкцией. Если конструкцию необходимо будет впоследствии транспортировать – это будет актуально.


Угловая или дисковая пилорама

Так как угловая пилорама многофункциональная, ее чаще всего используют для больших объемов работ. Конструкцию достаточно легко изготовить своими руками. Это гораздо дешевле, чем приобрести готовую конструкцию.

  • Для сборки такого вида пилорамы необходимо предварительно подготовить чертежи, а непосредственно перед началом работы – позаботиться о наличии под рукой всех необходимых узлов и комплектующих.
  • Первым делом необходимо будет собрать каркас. Для этого понадобятся металлические трубы и направляющие (идеальным вариантом могут быть рельсы). Стыки обязательно следует скрепить сваркой.
  • Следующий этап – сборка каретки. Будьте особенно внимательны на этом этапе – здесь важны до мельчайших деталей размеры деталей, указанные в чертежах.


Двигатель можно использовать большой мощности. Монтаж двигателя производится непосредственно на каркас конструкции. Через специальные отверстия рабочие элементы скрепляются с двигателем. Не устанавливайте цепную передачу на такую пилораму, если не хотите получить перегрев самого привода.


Важно: Не пренебрегайте техникой безопасности. Соблюдение правил безопасности при работе с пилорамой – позволит исключить все возможные риски в процессе эксплуатации.


Какая пилорама лучше

Это решать только вам. Только вы сможете определить какая именно конструкция будущей установки вам понадобится. Для этого необходимо определить доступную площадь, где будет размещаться пилорама, а также понять специфику работы, которые вы планируете осуществлять на данной конструкции.








В случае, если вы планируете работать с малогабаритными досками, которые используются для тары и поддонов, обратите внимание на пилораму с упрощенной схемой.

  • Если же вам необходимо получить доски с четкими геометрическими параметрами – приложите немного усилий и сделайте стационарную установку, с рамой на фундаменте из бетона.
  • Для того, чтобы сделать портативную самодельную пилораму, можно использовать бензиновую пилу производства СССР. Модели того времени славятся особой прочностью корпуса, который сделан из сплавов алюминия.
  • Наиболее популярные серии «Дружба» или «Урал» оборудованы двигателями с мощностью до 5 л.с.. Этого достаточно для того, чтобы распилить бревно длиною до 6 метров.


Чтобы разделать бревна на отрезки – можно использовать бензиновую пилораму, которая оборудована дисковым либо ленточным механизмом. К недостаткам такой пилорамы можно отнести большое количество опилок, которые разлетаются вокруг. Двигатель внутреннего сгорания имеет принудительное зажигание.


Рекомендация: Оборудуйте аварийный выключатель в зоне расположения оператора. Это позволит в случае возникновения опасной ситуации остановить работу мотора одним лишь нажатием кнопки.

Шинная пилорама является распространенным оборудованием при работе с деревянным массивом. Благодаря ей удаётся быстро получить необходимый размер пиломатериала, а также изменить его форму и толщину.


Рабочая часть данного механизма выполнена в виде цепной шины, поверхность которой оформлена цепью. При создании подобной конструкции в домашних условиях не потребуется наличие фрезерованных и других сложных механизмов.


Содержание

Для чего используют шинную пилораму

Главное назначение шины цепной пилорамы заключается в быстрой и правильной распиловки бревна для получения пиломатериала. Почему конструкция так называется? Дело в том, что для создания подобного механизма применяют пильную шину.

Режущая часть оформлена в виде цепной шины с острой цепью. Главным преимуществом подобной конструкции считают её простое устройство, и возможность использования её в разной сфере.


Большинство мастеров предпочитают использовать в качестве режущей части обычную бензопилу.































Принцип действия заключается в предварительной заготовке бревен необходимого размера, а после при установке пилы в раме удаётся распилить элементы на заготовки разной длины и ширины. Благодаря этому удается получить высокую точность распиловки.


Виды шинных пилорам

Простое устройство конструкции пильной шины может состоять из любого привода. Именно поэтому самодельные модели делятся на несколько типов в зависимости от разновидности двигателя.


К ним относят следующие конструкции:

  • Бензиновая. В данном случае используют четырехтактный двигатель, работающий по принципу внутреннего сгорания;
  • Электрическая. В данном случае наблюдают трехфазную асинхронную работу электродвигателя с высокой мощностью.


Использование электродвигателя рентабельно в том случае, если оборудование будет использоваться как стационарное устройство. Пилорама будет применяться за пределами закрытого пространства. В данном случае лучше выбирать комплектацию, состоящую из асинхронного двигателя.

  • Шинная пилорама с электрическим двигателем нуждается в большом потреблении электроэнергии.
  • Специалисты рекомендуют выбирать модели с мощностью не менее 4 кВт. Обеспечить питание позволит кабель, состоящий из большого сечения проводов.
  • В процессе осуществления продольной распиловки бревна важно учитывать, что такой механизм подвижный.
  • Он может отклоняться от первоначального положения до 5 м в длину.
  • В этом случае необходимо продумать изоляцию режущей основы от окружающих предметов. Рабочая часть должна быть пластичной и подвижной.


Если установить бензиновый двигатель в устройство шинной пилорамы, то не потребуется наличие электрического кабеля. Устройство бензинового двигателя имеет существенные недостатки.












Например, если для механизма выбирают двигатель, работающий на бензине средней мощности, то для его запуска может потребоваться аккумулятор. Если будут применять привод от бензопилы, то подготовить механизм к работе позволит мощный стартер на шнуровой основе.


Как сделать пилораму в домашних условиях

Перед началом рабочего процесса важно правильно определиться с типом запуска и подачей материала. Можно придерживаться методике, в ходе которой подвижной частью будет выступать материал, а можно сделать наоборот.


Когда определились с типом подачи пиломатериала важное учитывать еще один факт, что месторасположение этого механизма должно занимать достаточно места, чтобы в процессе эксплуатации не возникло дополнительных неудобств.


Особого внимания требует правильное положение полозьев. Дело в том, что по ним будет двигаться деревянное бревно.


Поверхность транспортеров необходимо своевременно очищать от опилок и мелких сучьев.


Для создания шинной пилорамы в домашних условиях потребуются следующие составляющие:

  • Чертёж механизма;
  • Уголок металлический размером 50/50. Его будем использовать для создания постановочного пути;
  • Прямоугольная труба из плотного металла. Длина элементов должна быть не менее 60/60. Её будем применять для конструирования каретки;
  • Круглая труба из металла. Она необходима для фиксации силовой части агрегата;
  • Металлический лист 1 кв.м. Толщина заготовки должна быть не менее 4 мм;
  • Металлические колёса с осями – 4 штуки;
  • Шина, ведущая звёздочка и цепь;
  • Электросварка;
  • Электродвигатель;
  • Дрель с набором сверл разного диаметра;
  • Болгарка;
  • Линейка;
  • Строительный уровень;
  • Мел для нанесения насечек.







Определить длину уголка для создания постановочного пути можно при соблюдении нескольких рекомендаций.


Они включают в себя:

  1. Длина деревянной заготовки + расстояние от колеса до границы шины. Результат умножаем на 2. Избежать ошибок помогут припуски равные 10 см.
  2. Определите размер труб для каретки можно при учитывании разновидности шины. Конструкция должна больше режущей части на 30 см.


Как собрать распиловочный механизм

Из металлических труб необходимо сварить квадрат. Внешне такая заготовка будет похожа на обычный ящик. У него не должны присутствовать внешние стенки, дно и крышка.


Нижняя сторона должна быть короткой, а верхняя длиннее примерно на 20 см. В результате у нас формируется облик каретки. На выступающие элементы будут крепиться колёса.


После этого переходим к изготовлению площадки для расположения двигателя. На металлическом листе делаем несколько отверстий для фиксации электродвигателя.


После чего к площадке будем приваривать ещё плоскую рейку, которая будет удерживать шину от бензопилы.

  • На этой площадке будем крепить ось. От неё будем фиксировать ведущую звёздочку для цепи.
  • Осуществить крепление для шины необходимо таким образом, чтобы удалось сохранить вероятность корректировок для натяжения режущей части.
  • Если цепь будет плохо натянута, то она может деформироваться или порваться в процессе распила.
  • Слишком натянутая режущая часть приведет к дополнительной нагрузке на ось звёздочки.
  • В результате можно наблюдать сильнейшую нагрузку на электродвигатель и перегрев цепи.


Заключительным этапом будет фиксация питающего кабеля в одном из краев площадки. Для запуска достаточно подсоединить электрический шнур к розетке с электроэнергией. При включении оборудования каретка с шиной начнет медленно двигаться по металлическому каркасу.

При необходимости работы с большим объемом древесины или досок появляется необходимость создания такого устройства, как самодельная пилорама. Кто-то думает, что лучше сразу купить заводской вариант, но при желании сделать подобное приспособление своими руками серьезного труда не составит даже в домашних условиях. Главное – понять, какой объем работ предстоит осуществить, какую древесину требуется обработать, а также выбрать наилучший вариант пилорамы, чтобы выполнить эту задачу.



Как сделать ленточную пилораму?

Если говорить о ленточной пилораме, то ее можно сделать только при наличии сварочного оборудования, ведь без соединений такого типа ее построить невозможно. Для ее создания потребуется иметь следующие элементы:

  • аппарат для сварки;
  • бетономешалку;
  • пассатижи;
  • болты с гайками;
  • электродрель;
  • болгарку;
  • ключи гаечные;
  • сверла по металлу и бетону;
  • стройуровень;
  • слесарные струбцины.

Кроме того, нужны будут такие материалы:

  • профильная и стальная трубы;
  • пара винтов большой длины с гайками;
  • 50-миллиметровый уголок из металла;
  • ролики либо шарикоподшипники;
  • двигатель бензиновый либо электрический;
  • колеса и ступицы от легкового авто;
  • цепная передача;
  • цемент;
  • щебень;
  • песок.

Потребуется еще иметь чертеж устройства.







В принципе, чтобы на руках была простейшая схема такого устройства, достаточно нарисовать уменьшенную его копию и указать размеры каждого составляющего элемента.

При создании проекта длина устройства должна быть не короче 600 сантиметров, а ширина – 300. Лишь при таких габаритах можно создавать пиломатериалы обычных размеров.

После этого требуется рассчитать, сколько нужно будет материала для создания рамы, а также направляющих рельс. Если эксплуатироваться пилорама будет в здании, то полученного чертежа будет достаточно – можно переходить к созданию основания. Именно благодаря ему рама с пильным механизмом сможет нормально двигаться. Плита, где будут поставлены направляющие рельсы, должна делаться так же, как простой фундамент ленточного типа – выливаться на 15-сантиметровой толщины подушке, выполненной с применением гравия и песка.

Можно перед заливанием бетона добавить армирующую сетку из металла. После этого 2 недели бетон должен настояться.

Теперь переходим к пилораме, которая будет делаться с применением колес от легковой машины, мотора и передачи ременного типа. В роли направляющих будет уголок либо швеллер. Материал следует укладывать только параллельно с внутренним ребром, что расположено вверх, на заранее просчитанном расстоянии. После этого между уголками монтируются шпалы, что делаются из трубы профильного типа. Теперь можно начинать сварку поперечных усилителей, которые ни в коем случае нельзя перегреть. После этого остается зафиксировать металлическую конструкцию на основании из бетона с применением анкерных болтов.



На следующем этапе в серединной области полотна следует поставить ложе для фиксирования древесины. Чтобы удерживать круглый лес, к шпалам потребуется приварить стойку с выступами по бокам в форме буквы Н. Далее потребуется сделать пилорамные ролики из шарикоподшипников. На каждую из рамных осей потребуется 2 с диаметром побольше и 4-6 поменьше. Разница будет зависеть от высоты уголкового ребра. Если уголок 5 на 5 см, то она должна составлять 10 сантиметров при равенстве внутренних размеров составных элементов.

Создание рамы стартует с монтажа пары направляющих из трубы, выполненной из стали. Их монтируют вертикально, а потом туда ставят ползуны. Внутренний диаметр должен по минимуму отличаться от диаметра внешнего типа труб направления. Теперь делаем кареточную станину из трубы профильного типа. Она должна иметь вид конструкции прямоугольного типа, на которую потом потребуется установить путем сваривания направляющих в вертикальном положении, а снизу – ось, оснащенную подшипниками.

После этого с 2 сторон труб направляющего типа монтируется винтовой механизм, что будет отвечать за вертикальную транспортировку каретки. Гайку следует приварить к ползуну, а шпильки большой длины устанавливают в верхней области рамы.





Лучше будет смонтировать шпильник на подшипники с 2-х сторон.

Чтобы механизм винтового типа вращался синхронно, требуется на каждую шпильку приварить маленькие звезды с велосипеда одного и того же диаметра. А между ними требуется сделать цепную передачу с применением цепи с велосипеда. Чтобы обеспечить перманентное натяжение цепи, должен использоваться ролик, оснащенный на рычаге пружиной.

Вместо шкивов в такой пилораме допустимо применить колеса и ступицы от заднеприводной легковушки. Для легкого вращения привода следует осуществить сборку подшипникового узла, что будет приварен с 2 сторон к кареточной поперечине. На одну монтируется шкив, куда потом будет передан крутящий момент от электро- либо бензодвигателя.

Чтобы улучшить безопасность использования пилорамы, следует в нижней области каретки у каждого колеса сделать узел пильной поддержки, состоящий из оси, где присутствует определенное количество шарикоподшипников. Со стороны ступицы, где поставлен шик, устанавливаем двигатель. Если установлен ДВС, то чтобы натянуть клиноременную передачу, потребуется ролик подпружиненного типа.

Если это электродвигатель, то пилорама должна ставиться на небольшой основе, что может перемещаться горизонтально. Остается только установить емкость для омывающе-смазывающей жидкости, откуда подводится трубка к узлу резки. Над ним монтируется кожух из металлоуголка и жести. Можно начинать использование полученного устройства.



Делаем цепную модель

Если говорить о цепной модели, то принцип сборки такой пилорамы будет похож на устройство, упомянутое выше. Разница будет лишь в том, что здесь основным действующим элементом будет пила цепного типа. Конструкция такой модели пилорамы будет проще, а ее размеры – меньше, по сравнению с ленточной. А получается, что сделать ее будет легче. Цепную модель следует установить на ровной площадке, чтобы обеспечить к ней полноценный доступ.

Сборка подобной модели пилорамы стартует с необходимости сформировать каркас из металлопрофиля. После сборки основной части существует необходимость проделать несколько дырок технологического типа с соблюдением максимальной точности. Количество будет зависеть от шаговой длины. После этого стартует сборка стоек и последующая установка станины. Потом следует создать вспомогательные ребра жесткости. То есть получается каркас конструкции цепного типа.

Также потребуется создать подвижную тележку собственноручно. Тут следует приготовить основу и закрепить на ней упор, прокладки, а также крепления и зажимные пластины, ведь такая модель будет с электродвигателем. После этого производится монтаж тележки к каркасу, закрепление мотора с пилой, натяжение цепи. На этом создание цепной модели пилорамы будет завершено.



Другие варианты

Следует сказать, что существуют и другие типы пилорам, которые можно создать самостоятельно. Среди наиболее популярных можно назвать такие:

  • угловая;
  • из бензопилы;
  • шинная;
  • рамная;
  • пилорама логосоль.

Мы остановим свое внимание на рассмотрении первых двух моделей.



Угловая

Если у человека появилась необходимость распилить большое количество досок, то одним из решений, которое может помочь осуществить задуманное, будет дисковая либо угловая пилорама. Она является многофункциональной и может применяться для осуществления довольно большого количества различных работ. Подобную конструкцию будет выгодно делать самостоятельно по причине того, что цена заводского образца крайне высока. Для ее сборки следует использовать соответствующую чертежную документацию и убедиться, что требуемые инструменты и материалы присутствуют в наличии.



Сначала нужно осуществить сборку каркаса из металлических труб, а также собрать направляющие, что будут иметь хорошие показатели прочности. Все стыки требуется крепить с применением сварочного аппарата. В качестве направляющих правильнее всего будет использовать рельсы, после чего потребуется осуществить сборку каретки.

Отметим, что в процессе создания требуется обращать много внимания на точность значений показателей, что отображены в чертежной документации.

В дисковые либо угловые пилорамы обычно устанавливают довольно мощные бензиновые моторы. Иногда бывают модели с двигателем от мотоблока. Установка двигателя на каркас такой конструкции и соединение с рабочими частями производится с использованием спецотверстий. Чаще всего подобные устройства оборудуются передачей цепного типа, но в ряде случаев такое решение может стать причиной перегревания привода. Кроме того, при сборке подобной модели не следует забывать о технике безопасности. Все следует перепроверить перед запуском такого самодельного устройства.



Из бензопилы

В быту часто получается так, что слишком большая пилорама не нужна. То есть требуется небольшой станок. Существует несколько разновидностей мини-пилорам, которые имеют средние размеры, и при необходимости их можно легко транспортировать, куда требуется. Такими можно назвать модели из электропилы либо из циркулярки. Но чаще всего рассматриваемое устройство создают с использованием бензопилы, что будет центральным элементом подобной конструкции.

Для сборки пилорамы из бензопилы нужно иметь под рукой следующие элементы:

Стартовать сборочные работы будут с создания каркаса, где следует проделать несколько техотверстий. После этого осуществляется монтаж стяжек, сделанных из металлической трубы. Их закрепление производится с применением болтов крепежа в отверстия, что были проделаны ранее.

Во время осуществления монтажа следует производить контроль над тем, чтобы углы между частями обязательно были прямыми.

Чтобы усилить каркас, следует установить несколько жесткостных ребер. Теперь следует сделать подвижную тележку из плиты, выполненной из стали. Снизу крепится сваркой пара уголков, после чего она ставится на подшипники либо ролики. Сверху приваривается пара уголков, нужных для креплений, куда будет прикрепляться бензопила. На финальном этапе работ следует произвести установку специальной конструкции, куда будут крепиться бревна, которые требуется обработать.



Полезные советы

Пилорама, сделанная своими руками – отличный инструмент, который реально может пригодиться каждому. Учитывая, что она является агрегатом повышенной опасности, не будет лишним перед ее созданием проанализировать, где она будет располагаться. Тут потребуется:

  • гараж;
  • сарай;
  • любое подсобное помещение с бетонным фундаментом.

Место, где будет размещаться пилорама, должно быть проветриваемым и освещенным, там должно быть много пространства. Можно разместить ее и на открытом воздухе, но потребуется поставить навес.

Если пилорама имеет электродвигатель, то при создании много внимания требуется уделить установке проводки, а также требуемых автоматов и переключателей. Кроме того, следует обратить внимание при сборке на режущие и подвижные элементы, что являются источником повышенной опасности. Естественно, что при использовании подобного устройства следует соблюдать все нормы безопасности.


Еще один важный момент – после сборки пилорамы и перед стартом проведения работ следует проверять составные элементы устройства, его крепления, и насколько конструкция устойчиво расположена на основании.

Первый пуск устройства можно производить только после выполнения всех требуемых рекомендаций. Речь идет о следующих моментах:

  • контроль исправности кабелей и их соединения;
  • проверка цельности заземления;
  • отключение устройства при коротком замыкании, или если требуется произвести замену пилы;
  • стоит находиться далеко от патрубков, откуда выбрасываются опилки;
  • отличное закрепление бревна на рельсах при работе с устройством.

Как можно убедиться, создание пилорамы собственноручно – процесс, который требует внимания и определенных знаний. В то же время каждый человек в принципе может сделать простейшую пилораму. Главное – иметь требуемые инструменты, материалы и чертежи устройства и четко понимать, что конкретно делается и с какой целью.

Как сделать ленточную пилораму своими руками, смотрите в видео.

Пилорама в домашних условиях не обязательно должна представлять собой профессиональную установку. При изготовлении досок для себя в размере трёх – четырёх кубов подойдёт агрегат, в основе которого лежит бензопила. Такое оборудование легко сделать самостоятельно, и оно будет стоить недорого. Причём срок службы такой пилорамы довольно длительный, что позволяет обеспечить стройматериалами не только себя, но ещё и соседей.

Что понадобится?

Чтобы получилась пилорама из бензопилы, важно заранее подобрать все необходимые инструменты и материалы.

  • В первую очередь надо определиться с моделью пилы, которая будет браться за основу для устройства. Лучше всего выбирать варианты, у которых мощность составляет не менее двух лошадиных сил. Такими бензопилами являются «Урал», «Штиль», «Дружба» и многие другие.




  • Когда станет известно, какой инструмент будет использован, можно составлять чертежи. Под каждую пилораму лучше всего начертить индивидуальную схему, так как материалы на её изготовление могут сильно различаться. Чтобы было проще, можно воспользоваться в качестве примера готовыми чертежами, на которых подробно изображена самодельная пилорама из бензопилы.
  • Помимо бензопилы, понадобятся различные пиломатериалы, столбы, гвозди и шурупы для крепления. Если предполагается конструкцию пилорамы делать из металла, то обязательно наличие сварочного аппарата и электродов. Иногда бензопилы заменяют электроинструментом или просто берут отдельный двигатель, подходящий по мощности и работающий от электричества.




  • В том случае, если пилорама будет использоваться для распиливания деревьев большого диаметра, могут понадобиться шины с цепями большой длины. Корпус лучше всего изготавливать из уголка, который достаточно хорошо переносит вибрации. Также понадобятся направляющие, ролики и подшипники. В процессе разделки дерева пила будет двигаться, и для этого нужна будет верёвка, шнур или трос.




  • Уголки из металла можно заменить квадратными трубами или даже простыми водопроводными. Самое главное, чтобы у выбранного профиля была необходимая прочность. Идеальным вариантом для изготовления каркаса является швеллер, отличающийся удобством при монтаже и надёжной фиксацией. В пользу металла говорит не только его возможность выдерживать очень тяжёлые брёвна, но ещё и устойчивость к влажности и её резким изменениям.




  • Из древесины тоже можно изготовить основу конструкции пилорамы, она даже получится более дешёвой. Однако в данном случае оборудование получится не таким прочным и долговечным. При этом важно обеспечить качественное крепление с использованием саморезов или шурупов.

Сборка своими руками

Сделать пилораму на основе бензопилы самостоятельно достаточно просто.

  • Начинать надо со сборки основания, для чего используются трубы и уголки. При этом не сразу следует приступать к монтажу. Сперва необходимо сложить все элементы и проверить, насколько ровными получились соединения с использованием уровня. После этого можно соединить металлические части между собой методом сварки.
  • На следующем этапе получившееся основание в виде прямоугольника следует усилить при помощи нескольких стяжек. Ими могут стать металлические трубы. Желательно крепить стяжки на одинаковом расстоянии друг от друга. При этом для крепления можно использовать болты.
  • Поверх основания конструкции пилорамы следует приварить более тонкий металлопрофиль. Это необходимо, чтобы брёвна при распиливании не сваливались с оборудования. Также необходимо приварить направляющий поперечный профиль. Желательно, чтобы все направляющие вращались, тогда бревно будет двигаться плавно, а устройство – работать с минимальными усилиями.



  • Если стяжки выполнены из круглых труб, то можно обойтись без поперечных направляющих. По ним дерево будет легко двигаться, но не настолько, как при наличии вращающихся.
  • Когда каркас полностью собран, его можно установить на стойки. В качестве них можно использовать уголки из стали. Их следует приварить по углам основания. Чтобы конструкция получилась более прочной, между стойками можно монтировать раскосы. Для это необходимо воспользоваться сварочным аппаратом.
  • Теперь можно переходить к сбору тележки для режущей составляющей. Как правило, она имеет вид прямоугольника, состоящего из металлических труб с опорой на пару стальных полос. Для повышения устойчивости конструкции между стенами прямоугольника и полосами следует установить откосы. Ролики, отвечающие за передвижение режущего элемента по основной части пилорамы, крепятся под полосами. После этого к одной полосе необходимо прикрепить путём сварки трубу и соединить её с прямоугольником, чтобы получилось место для крепления пилы.



  • После изготовления тележки можно переходить к креплению бензопилы. Делается это различными способами. Чаще всего для фиксации пилящего элемента используют стяжки из металла или струбцины. Такой метод весьма надёжен, и он позволяет не нанести повреждения корпусу пилы. Если есть необходимость, то тележку можно дополнить поперечными планками из металлических труб.
  • Фиксировать пилу можно и за полотно с цепью. Однако этот вариант не такой надёжный. К тому же придётся рассверлить полотно. Преимущества такого монтажа в том, что цепь на пиле не так сильно вибрирует, и срезы получаются более ровными.



  • При желании пилораму можно дополнить механизмом, который будет регулировать толщину доски. Это существенно облегчает работу и делает получаемый материал более качественным. Осуществить регулировку можно двумя способами. Первый предполагает, что режущий элемент остаётся неподвижным, а бревно поднимается. Такой способ хорош при распиливании небольших брёвен, чтобы уменьшить количество наклонов и ускорить процесс распила. Второй основывается на том, что бревно остаётся в неподвижном состоянии, а пила будет подниматься и опускаться по линейке. Однако эти элементы конструкции желательно подробно продумать ещё на этапе создания чертежей.



  • Деревянная конструкция пилорамы собирается по тому же принципу, что и из металла. Основное отличие только в материале. Конечно, такой каркас собрать можно ещё быстрее и проще. При этом даже не понадобится сварочный аппарат. Единственное условие для деревянной пилорамы, чтобы она находилась в надёжном укрытии от дождя, снега и т. д.

В последнее время большим спросом пользуется мини-пилорама, состоящая только из прямоугольного ограничителя-насадки. Как правило, её делают из металлического профиля. Её фиксация производится на пластине пилы, в месте крепления цепи. В этом случае насадка должна опускаться на бревно, которое прочно фиксируется, а затем пилой проводят вдоль него. В итоге получается доска.

Специалисты считают, что портативная модель пилорамы должна быть снабжена ручкой, которая будет располагаться в верхней части ограничителя. Это сделает работу с устройством более лёгкой и эффективной.

Мобильная конструкция удобна тем, что её можно перевозить, а также быстро собирать и разбирать. Однако она имеет несколько существенных недостатков. Её приходится всё время держать в руках, что может привести к получению неровных досок.

Полезные советы

Специалисты, работающие длительное время с домашними пилорамами на основе бензопилы, выявили множество особенностей, которые возникают при работе с ними.

  • Для распиливания брёвен больших диаметров понадобится пила с большей мощностью и более длинной шиной. Желательно заранее продумать, как будет осуществляться загрузка массивных деревьев на устройство. Идеально, если будет использоваться погрузчик. Также можно создать специальный механизм или применять домкраты.
  • Важным моментом является фиксация бревна. В процессе распила оно не должно вращаться, чтобы получаемые доски быть ровными по всей длине. Не должны «играть» и направляющие под бензопилу и тележку. Именно для этого рекомендуется их усилить.
  • При выборе бензопилы следует смотреть только варианты с самой высокой мощностью. Это позволит облегчить производство досок. Конечно, хорошим вариантом, с экономической точки зрения, является электропила. Ведь электричество, как источник энергии, является более выгодным.
  • Если хочется одновременно и мощную пилу, и сэкономить, то можно воспользоваться электромотором. При этом шина останется для распиловки.
  • Цепь надо обязательно выбирать для продольного распила, чтобы повысить скорость работы. Оптимальный вариант, если шаг цепи будет составлять 3/8. Причём желательно выбирать варианты из твёрдых сплавов. Если использовать простые цепи, то они будут служить очень недолго.
  • На этапе расчётов важно предусмотреть наибольшую и наименьшую длину брёвен, которые планируется распиливать. Самые длинные должны легко входить, а короткие – не проваливаться между двумя направляющими.
  • Важным параметром является высота пилорамы. Ведь оптимально, если работа на ней не будет сопровождаться болью в спине и при этом не придётся слишком высоко поднимать тяжёлые брёвна. Конечно, если исходный материал будет иметь небольшой вес, то лучше сделать агрегат более высоким. В противном случае стоит отдать предпочтение низкой конструкции.




  • Распиловку брёвен можно проводить и нижней, и верхней частью шины. В первом случае опилки будут лететь в сторону пилы и, соответственно, её забивать. Что касается верхнего варианта, то отходы будут отбрасываться в сторону. Это позволит бензопиле проработать намного дольше, к тому же удастся избежать простоев в работе, необходимых на очистку пилы.



  • При распиле нередко происходит растяжение цепи и её приходится натягивать. Поэтому специалисты рекомендуют устанавливать пилу так, чтобы оставался доступ для её натяжения. При этом лучше отдать предпочтение варианту монтажа бензопилы, когда фиксируется положение рукоятки. Этот вариант позволяет существенно упростить процесс распила. Чтобы пиление шло с равномерной скоростью, важно выбирать трос или верёвку, которые не будут тянуться.

В этом видео вы узнаете, как сделать каретку для продольного распила бревен.

Пилорама – деревообрабатывающий станок, использующийся для продольной распиловки заготовок из различных пород древесины. Она была изобретена в Бронзовом веке и изначально применялась в кораблестроении. Чтобы сконструировать пилораму своими руками, необходимо знать устройство, принцип действия и основные разновидности этого агрегата.

Пилорама своими руками

Назначение и принцип работы

Пилорама используется, чтобы получать различные пиломатериалы (бруски, рейки, доски, шпалы) из цельных бревен. Она применяется на деревообрабатывающих предприятиях, лесопилках, мебельных фабриках и в сфере строительства. Это приспособление позволяет:

  1. Уменьшить количество стружки и иной грязи, появляющейся в процессе обработки древесины.
  2. Распиливать короткие заготовки с длиной от 1 м и получать детали с толщиной до 0,2 см.
  3. Снизить затраты электроэнергии.
  4. Устанавливать размерность получаемых пиломатериалов.
  5. Производить деревянные детали с высоким качеством поверхности с точностью до 2 мм.

Пилорама обладает следующими преимуществами:

  1. Мобильность. Деревообрабатывающий станок можно быстро разобрать и переместить на новое место.
  2. Устойчивость конструкции. Деревообрабатывающий станок может функционировать при суровых климатических условиях как в закрытых помещениях, так и за их пределами.
  3. Удобство эксплуатации. Пилорама оборудована множеством автоматических механизмов, облегчающих процесс обработки бревен. В процессе работы она не издает лишних шумов.

Шинная пилорама

Недостатком этого агрегата является высокая стоимость. Она зависит от разновидности станка и его технических характеристик. На стоимость оборудования также оказывает влияние марка производителя. Дороже всего стоят устройства от шведских и канадских производителей. Их средняя стоимость составляет 324 тыс. руб. Станки, производимые на территории России, стоят 135 – 220 тыс. руб.

Пилорама состоит из следующих элементов:

  1. Станина. Она имеет П-образную форму и собирается из 2 параллельных швеллеров. По станине перемещается мобильная тележка с пильным элементом, установленным горизонтально. На ней также закрепляются рамы и щетки, предназначенные для очищения рабочей поверхности от опилок и иного производственного мусора.
  2. Пильная рама. Эта деталь представляют собой устройство, состоящее из нескольких сварных швов. На ее торцах располагаются ведущий и ведомый шкивы. Перемещение пильной рамы осуществляется при помощи металлических роликов и электромеханического привода с ведомыми и ведущими колесами.
  3. Направляющие. Они закреплены в средней части пильной рамы с помощью кронштейнов. На направляющих располагаются опорные ролики и стойки для бревен.
  4. Винтовой механизм. Он необходим для регулировки толщины обрабатываемых заготовок. Этот элемент позволяет предотвратить перекос бревна в процессе обработки.
  5. Зажимное устройство. Оно предназначено для фиксации бревна при распиловке. Зажимное устройство состоит из круглой трубы и зажимов в виде втулок.
  6. Пила. Она выступает в качестве главного режущего элемента пилорамы. Ее средняя ширина составляет 6 см. Пила натягивается при помощи гидравлического или пружинного механизма. Он позволяет оператору настраивать положение ведомого шкива и предотвращает сход режущего элемента с колес.
  7. Бак для смазочно-охлаждающей жидкости. Его используют, чтобы предотвратить налипание опилок на режущие элементы. На баке закреплены краны для подачи жидкости.
  8. Электромотор. Он предназначен для передачи крутящего момента на шкивы и активации механизмов цепной передачи, осуществляющих передвижение пильной рамы. Средняя мощность электродвигателя составляет 5 кВт.
  9. Пульт управления. Он размещен на верхней перемычке деревообрабатывающего станка. Рядом с пультом управления, со стороны оператора, располагаются измерительные приборы для точного расчета толщины получаемых пиломатериалов.

Устрйство ленточной пилорамы

Устройство домашних пилорам организовано в виде нескольких блоков. Такая конструкция отличается простотой изготовления. Ее недостатком является невысокая производительность. Поэтому данные станки можно использовать только в бытовых условиях для получения небольшого количества пиломатериалов. Принцип работы этого агрегата заключается в резке закрепленного на специальной платформе бревна пильным инструментом, расположенным в горизонтальном положении. Размеры получаемых пиломатериалов предварительно задаются оператором.

Основные типы пилорам

Существуют следующие разновидности пилорам:

  1. Рамная. Она представляет собой конструкцию с плоскими пильными полотнами, закрепленными на раме. Рамная пилорама чаще всего устанавливается в крупных деревообрабатывающих цехах. Этот аппарат отличается высокой мощностью, прочностью конструкции. Рамная пилорама не требует дополнительного обслуживания. Ее недостатком является большая толщина среза, что увеличивает количество вырабатываемой стружки. . Обработка заготовок осуществляется при помощи пильной ленты, регулируемой стабилизирующими роликами. Режущий элемент совершает только поступательные движения, получаемые от роликов. Ленточные пилорамы используются в небольших деревообрабатывающих цехах.
  2. Дисковая. Является одним из самых распространенных видов ручных пилорам. Она оснащена диском с зубьями. Каждый зуб распиливает небольшую часть бревна. Для улучшения производительности данные станки оборудуются несколькими режущими дисками.
  3. Цепная. Распиловка бревен производится при помощи цепной пилы, установленной на каркасе с металлическим профилем. Цепная пилорама отличается малым весом и небольшими габаритами. Поэтому этот мини-станок чаще всего используется в бытовых условиях.

Самодельная цепная пилорама

При выборе пилорамы необходимо определить объем обрабатываемых заготовок и условия эксплуатации оборудования. Также нужно учитывать технические характеристики и материалы, из которых изготовлены режущие элементы. Одним из основных критериев выбора является прочность конструкции. Деревообрабатывающий станок должен выдерживать вес обрабатываемых бревен.

Как изготовить пилораму своими руками

Перед тем, как сделать пилораму, необходимо выбрать место, где будет располагаться будущий станок. Минимальная площадь рабочего помещения должна составлять 18 м 2 . Оборудование можно разместить на открытом пространстве. В этом случае рекомендуется соорудить вокруг самодельной пилорамы забор и установить над ней небольшой навес. Это позволит обрабатывать заготовки при любых погодных условиях. Также необходимо предварительно оборудовать место хранения. Пилораму рекомендуется хранить в закрытых помещениях с низкой влажностью.

Для того, чтобы сделать пилораму, необходимо приобрести следующие инструменты и комплектующие:

  1. Режущие элементы: цепи, пилы, диски и рамы. Чтобы сделать ленточную пилораму, необходимо приобретать несколько пильных полотен.
  2. Измерительные приборы: линейку, рулетку, уровень, штангенциркуль.
  3. Бак со смазочно-охлаждающей жидкостью.
  4. Крепежные элементы: уголки размером 100×100, 8 болтов M16, гайки, винты и шайбы.
  5. Трубы с размерами 80×40 и 60×60 Также требуется круглая труба с диаметром 50 мм.
  6. Электромотор и подшипники.
  7. Ролики, рельсовые пути и несколько ступиц.
  8. Молоток, дрель, пассатижи, болгарку.

После подбора комплектующих и инструментов необходимо разработать чертежи пилорамы. На них должны быть обозначены:

  1. Размеры площадки, где будет размещаться оборудование.
  2. Расстояние между рельсами пилорамы и поперечными установками.
  3. Местоположение роликов, винтов, подшипников.
  4. Общее количество уголков и металлических труб.

Процесс сборки деревообрабатывающего станка осуществляется в несколько этапов:

  1. Сооружение основания. Его высота должна составляет не 10-15 см. Нужно установить на основание армирующий пояс и подушку из песка и щебня.
  2. Установка направляющих из уголков, рельс и швеллера. Их необходимо укладывать ребром вверх. С помощью анкерных болтов к основанию станка крепятся направляющие. Между рельсами прокладывают шпалы. Уголки фиксируются резьбовым соединением.
  3. Обустройство платформы для фиксации бревен. К шпалам прикрепляются части профиля, имеющие Н-образную форму, и выступы.
  4. Сборка роликов из подшипников. Они должны иметь одинаковым внутренним диаметром. Разница между внешними диаметрами деталей зависит от высоты рельса и уголка.
  5. Сборка пильной рамы. На 2 направляющие из металлических труб, установленные в вертикальном положении, устанавливают втулки. Рама для мобильной тележки должна иметь прямоугольную форму. В ее нижней части устанавливаются ролики.
  6. Установка винтового механизма. Гайки прикрепляются к нижним ползунам, упоры – к верхней перекладине. На валы винтового механизма устанавливаются устройства для регулировки натяжения, зафиксированные между роликами и кронштейнами.
  7. Закрепление колес и ступицы на нижней части рамы. Эти комплектующие крепятся при помощи подшипниковых узлов. На ступицах монтируют шкив, принимающий крутящий момент от электромотора.
  8. Установка силового агрегата на вертикальный каркас. Он соединяется с винтовым механизмом при помощи шкива. Для увеличения производительности рекомендуется оборудовать самодельный станок двигателем от мотоблока. Он работает на бензине, что увеличивает мощность агрегата. Пилорамы с двигателем от мотоблока отличаются высокой шумностью.

Изготовление пилорамы своими руками

После установки электродвигателя необходимо подключить станок к электросети. Агрегат рекомендуется оборудовать стальным щитом, защищающим оператора от опилок и производственного мусора. Во время эксплуатации самодельной пилы нужно периодически осуществлять заточку режущих элементов.

Ленточная пилорама

Для сборки деревообрабатывающего станка ленточного типа требуются специальные колеса и ленточные пилы. Изначально собирается каркас станка. Затем изготавливаются рельсовые направляющие и шпалы. К профильной трубе прикрепляют приспособления для фиксации обрабатываемых заготовок. Согласно чертежам, собирают мобильную тележку и устанавливают в ее нижней части колеса. В конце с рабочим механизмом соединяют электромотор.

Работа на ленточной пилораме

Цепная пилорама

Для изготовления этого деревообрабатывающего станка требуется цепная пила. Ее устанавливают на ровной поверхности, что позволяет оператору управлять агрегатом с разных сторон. Изначально изготавливается каркас из профиля, сделанного из стали. В основании проделывается несколько отверстий, на которых закрепляется станина. На основании устанавливают упор и зажимные механизмы, требуемые для фиксации электромотора. В конце закрепляется пила с цепью.

Цепная пилорама

Угловая или дисковая пилорама

Для распиловки множества бревен нужно применять угловые или дисковые пилорамы. Они отличаются высокой мощностью и прочностью конструкции. Изготовить эти пилорамы своими руками можно из электропилы. На каркасе устанавливаются направляющие. Стыки скрепляются посредством сварки. При отсутствии электропилы можно собрать угловые или дисковые пилорамы из болгарки. В качестве основного силового агрегата рекомендуется использовать бензиновый мотор. Он увеличит мощность устройства до 6-9 л. с. Недостатком бензинового агрегата является шумность работы.

Дисковая пилорама

Пилорама из бензопилы

Изготовить малогабаритные станки можно из бензопилы. Для сборки деревообрабатывающего аппарата также дополнительно потребуются 2 швеллера, уголки и рельсы. В основании нужно проделать отверстия. На них нужно закрепить стяжки из металла. Крепление данных комплектующих осуществляется посредством болтов. Во время монтажных работ важно контролировать, чтобы стяжки устанавливались под прямым углом.

Пилорама из бензопилы

Для увеличения прочности каркаса самодельной пилорамы из бензопилы нужно закрепить на него ребра жесткости. После этого собирается мобильная тележка. В ее нижней части закрепляются 2 уголка. После тележку устанавливают на подшипники. Чтобы закрепить бензопилу на каркасе, требуется установить в верхней части тележки дополнительные уголки. В конце монтируются крепления для фиксации обрабатываемых бревен.

Читайте также: