Рядовое покрытие кровли это

Обновлено: 02.05.2024

Хорошее с oc тояни e и долговечность памятников архитектуры, а также расходы на их содержание во многом зависят от качества кровли. Кровельное покрытие подвержено суточным и сезонным колебаниям температуры, солнечной радиации, воздействию атмосферных осадков (иногда вредных) в сочетании с ветрами. Поэтому, для нормальной эксплуатации зданий и сохранения их долговечности большое значение имеют качество кровельных материалов, защита кровельного покрытия атмосферостойкими красками и эмалями, а также создание нормального температуровлажностного режима в чердачном помещении и своевременное проведение мероприятий по сезонному уходу и ремонту кровель.

На памятниках архитектуры встречаются кровельные покрытия, выполненные из следующих кровельных материалов: железа черного, железа оцинкованного, железа луженого, меди, меди золоченой, меди луженой, цинка и свинца.

Каждый из этих материалов требует определенной технологии производства работ, методов конструирования, а также методов консервации и защиты.

Кровли из металла появились на Руси еще в домонгольский период. Сначала кровли были свинцовые. Так, летописи 1125 года сообщали о том, что в Суздале главы церкви Богородицы крыли свинцом « не ища мастеров от немець» [1], в Пскове одну из церквей в Х V веке покрыли литыми свинцовыми «досками»: «в лето 6928 /1420/ псковичи наяша мастеров Федора и дружину его побивати церковь Святая Троица свинцом, новыми досками и не обритоща псковичи такова мастера в Пскове, ни в Новгороде, кому лити свинчатые доски, и приеха мастер с Москвы от Фотея митрополита и научи Федора мастера Святыя Троицы, а сам отъеха на Москву; и тако до году побита бысть церковь Святая Троица» [2].

В 1261 году в Новгороде «покры Владыка новгородский Долмат святую соборную церковь Софию свинцом» [2]. В процессе реставрации Николо-Дворищенского собора в Новгороде в семидесятых годах XX столетия архитектором Г.М. Штендером были обнаружены остатки древнего расплавленного от пожара свинца на главах.

В позднее время - в Х VIII , XIX и в начале XX веков - кровельные покрытия из свинца практически не встречаются, листовой свинец использовали в качестве гидроизоляции фундаментов, боевых ходов крепостных стен, балконов, для изготовления водосточных труб и т.п.

С Х IV века в качестве кровельного материала начала применяться кованая и листовая медь.

В книге "Ремесло древней Руси" академик Б.А. Рыбаков сообщает, что в Успенском соборе во Владимире в 1900-х годах был найден медный кровельный лист с густой позолотой, на котором имелась дата "6848" /1340 год/.

Покрытия медными досками и листовой медью глав церквей, шатров, куполов и других разнообразных по форме кровель в русском зодчестве, распространялись, в основном, с Х V Ш века, и просуществовали вплоть до XX века, поражая своим мастерством и художественным вкусом современников. Примером могут служить: здание «под гербом» в Петергофе, церковь Иоанна Предтечи в Ярославле, церковь Спаса на Крови в Ленинграде, храм Василия Блаженного в Москве и другие.

Со второй половины XIX и в начале XX в. в качестве кровельных материалов применялась листовая латунь с последующей позолотой сусальным, огневым иди гальваническими способами (колокольня собора Воскресения в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой, центральная глава Нового собора в Донском монастыре в Москве и др.).

В XVI , XVII вв. в качестве кровельного материала начинают применять черное и луженое "белое" железо, в начале в виде кованых железных досок, затем в виде кованого котельного железа, которое монтировали из готовых элементов на главах внахлест заклепками. С Х VII века известно «свейское» (шведское) луженое и «анлицкое» - «белое» железо. Так, источники 1685 и 1687 гг. сообщали, что при строительстве Знаменского собора в Зарядье в Москве «большая глава опаяна железом белым, крест железный позолочен» [4].

Русские мастера в совершенстве владели умением паять, лудить и золотить. Со второй половины XIX века в кровельном деле начали использовать стальной листовой прокат. Одним из первых поставщиков его был Александровский чугуно-литейный завод в Санкт-Петербурге [5]. В конце XIX и начале XX в.в. листы железа клеймили штампом или масляной краской.

В конце Х VIII в. шведом Ринманом было предложено эмалирование металлов, усовершенствованное затем англичанином Хинклингом. Этот метод применялся также и для окраски кровельных покрытий.

В России первое эмалирование медного кровельного покрытия цветными эмалями было применено в XIX в, архитектором Парландом при строительстве церкви Спаса на Крови в Петербурге. Однако этот метод из-за сложности и дороговизны не нашел широкого распространения.

С конца XIX в. в кровельной практике начали применять оцинкованное железо вместо луженого.

Первые заявки на получение патентов на оцинкование железа были сделаны Сорелем во Франции в 1836 г . и англичанином Крауфордом в 1837 г . В 1840 годах усовершенствовался способ "фабрикации" листовой стали и удешевилось производство цинка. В практике оцинкования появляется горячий метод: оцинкование кровельной стали проводили в расплаве цинка при температуре 430-450º C . В 1900 г . Шерарди открыл способ оцинкования металлов цинковой пылью при температуре 350-375º C . Этот способ назван шерардизацией. В 1910 г . Шооп открыл способ оцинковки черных металлов из пистолета. В мае 1895 г . в Москве впервые был оборудован завод Черепова и Шефтеля для оцинковки металла горячим методом. С 90-х годов аналогичный завод работал на Урале в Лысьвенском горном округе. Он принадлежал потомкам графа П.П. Шувалова. В 1931 г . инженером Линником был сконструирован специальный пистолет для распыления цинка. В 1835 г . был открыт способ нанесения цинкового покрытия гальваническим способом, широко применяемый и в наше время, как наиболее экономичный и дающий надежную защиту железа от коррозии.

Со второй половины XIX в. и до первой половины XX в. в качестве материала для кровельных покрытий применялся листовой цинк (в основном немецкий) и его сплавы. В конце XIX в. немецкий листовой цинк изготовлялся 26-ти различных толщин по специальному калибру, также выпускались цинковые волнистые листы 5-ти профилей, так называемые силезские.

Фасад Белорусского вокзала в Москве украшен коринфскими капителями и базами из цинка, декоративная кровля Ярославского вокзала в Москве тоже выполнена из цинка. Цинк как кровельное покрытие в этот период применялся и в других городах.

В России производстве листового цинка было основано в 1905 г ., а в 1930 г . был построен первый советский цинковый завод в Кузбассе (Беловский завод).

В конце XIX - начале XX вв. в практике кровельных работ начали использоваться сплавы цинка со свинцом, оловом, медью. Один из них получил название шпеатр. Из шпеатра и других сплавов изготавливали лемех, чешую, декоративные зонты, завершия труб, подзоры, чеканные детали декоративных кровельных элементов и т. п.

На памятниках архитектуры наиболее часто встречаются кровли крытые черным, оцинкованным и луженым железом, реже - медью, латунью, цинком.

Ниже приводится характеристика металлов, применяемых при реставрации кровельных покрытий.

II .1. Листовая сталь

- основной материал для металлических кровель.

Тонкая кровельная листовая сталь (ГОСТ 17714-72) предназначается для покрытия крыш, производства тонколистовой оцинкованной стали, хозяйственной посуды и других изделий. Ее изготовляют толщиной от 0,35 до 0,8 мм , шириной от 510 до 1000 мм и длиной от 710 до 2000 мм (ГОСТ 8074-82). Листы раскраивают размером 710 ´ 1420, 750 ´ 1500 и 1000 ´ 2000 мм.

В зависимости от состояния поверхности тонколистовую кровельную сталь изготавливают двух групп: СТК-1 и СТК-2.

Поверхность листов обеих групп должна быть чистой, гладкой, с тонким слоем неотделяющейся окалины, без пузырей, закатов, трещин. Расслоения не допускаются. На листах группы СТК-2, исключая указанные дефекты, допускаются изгибы, не дающие излома листов, шероховатости, тонкий слой ржавчины, не препятствующий выявлению дефектов поверхности.

II .2. Оцинкованная сталь

- это обыкновенная тонколистовая кровельная или декапированная сталь, покрытая с обеих сторон слоем цинка толщиной не менее 0,02 мм . Сортамент этой листовой стали тот же, что и обычной листовой. Поверхность листа должна быть чистой, без трещин, пленок, наплывов цинка, темных пятен ржавчины или точек.

II .3. Луженое железо.

Для кровельных работ используют белую жесть горячего лужения I сорта [7] , которая состоит из черной холоднокатаной жести марки 08 КП толщиной 0,45- 0,55 мм (№ 50) и олова марки 01 пч или 01. Толщина полуды должна быть не менее 200 мкм, поверхность - глянцевая. Можно также использовать медь, луженую электролитическим способом. В этом случае толщина полуды должна быть не менее 100 мкм, поверхность - глянцевая.

II .4. Медь и ее сплавы.

Медь является пластичным металлом, обладающим высокой электро- и теплопроводностью, хорошей коррозионной стойкостью в различных средах, а также хорошими механическими свойствами при температурах от низких до умеренно-высоких. Благодаря этим свойствам медь широко применялась при производстве кровельных работ.

В настоящее время кровли, выполненные из меди, встречаются только на памятниках архитектуры.

Промышленность выпускает пять марок листовой меди (ГОСТ 859-78): М-0 (99,95 % меди), М-1 (99,9 % меди), М-2 (99,7 % меди), М-3 (99,5 % меди), М-4 (99,0 % меди).

Для кровельных работ используется листовая медь марки M - l и М-2.

Медные листы могут быть холоднокатанными и горячекатанными. Для кровельных работ желательно применять горячекатанную медь, т.к. холоднокатанная медь сильно нагартовывается.

Для покрытия скатов крыши, изготовления настенных желобов, свесов карнизных и т. д. применяют фальцевые картины. Картина — это часть кровельного покрытия, у которого края заранее подготовлены для устройства фальцевого соединения. Основным достоинством фальцевых соединений является отсутствие сквозных отверстий на поверхности кровельного материала, что гарантирует высокую надежность соединений и антикоррозийные свойства. Обычно картины устраивают составными из двух листов оцинкованной стали (85. 90%), иногда, в рядовых полосах для добавок одинарными (10. 15%). Кровельное листовое железо для изготовления картин должно быть ровным и иметь все углы прямыми. Подготовка листов к фальцевым соединениям производится кровельщиком заранее на верстаке, столешница которого с одной или двух сторон окантована стальными уголками.

Лежачие и стоячие фальцы

Существуют разные виды фальцевых соединений. Они делятся по внешнему виду: лежачие и стоячие. И по плотности соедиения: одинарные и двойные.

виды фальцевых соединений

Последовательность изготовления фальцевых соединений представлена на рисунке. Размеры фальцев приведены для листовых кровельных материалов толщиной от 0,45 до 0,7 мм. Если применяется более толстое кровельное листовое железо, то размеры отгибов надо увеличить на 20%.

Последовательность изготовления фальцевых соединений


Последовательность изготовления фальцевых соединений:
а - одинарный лежачий фальц, отгиб кромки;
б - одинарный лежачий фальц, соединение листов (пунктир - лист с подсечкой);
в - двойной лежачий фальц, отгиб кромки;
г - двойной лежачий фальц, соединение листов;
д - одинарный стоячий фальц, отгибы кромок в листах;
е - одинарный стоячий фальц (гребнем), соединения листов;
ж - двойной стоячий фальц, отгибы кромок в листах;
з - двойной стоячий фальц, промежуточный отгиб;
и - двойной стоячий фальц (гребнем), законченное соединение листов.

Изготовление фальц-картины

Скаты крыши кроют полосами, представляющими собой последовательное соединение картин. Как правило, при устройстве фальцевой кровле необходимо двойных картин 85-90% и одинарных 10-15%. Одинарные фальц-картины применяются в качестве дополнений в полосах. Картины заранее заготавливают на верстаке. Для изготовления лежачего фальца отгибают кромку шириной 10 мм на короткой стороне листа. Потом отгибают кромку на второй стороне, предварительно перевернув лист. Таким образом, кромки на коротких сторонах листа будут отогнуты в разные стороны. Для устройства картины обработанные листы железа соединяют попарно. Уплотняют фальцы с помощью деревянного молотка.

Для устройства стоячих фальцев (гребней) на подготовленной картине также необходимо отогнуть продольные кромки под углом 90°. На левой стороне картины отгибают малый гребень высотой 20-25 мм, а на правой стороне для устройства стоячего фальца отгибают кромку на большую высоту 40-45 мм. При этом чтобы не повредить загнутые на коротких сторонах листа лежачие фальцы, на углах изготавливаемой картины кромки обоих стоячих фальцев на длине около 70 мм не загибают.

Двойная фальц-картина для рядового покрытия


Двойная фальц-картина для рядового покрытия

Изготовление элементов карнизного свеса

При изготовлении частей для карнизных свесов ориентируются на уклон настенных желобов. Наилучшим уклон настенных желобов для северных и средних районов России является 1:20, а в южных районах, где имеет место частое выпадение обильных осадков - 1:10. Рассмотрим порядок изготовления фальц-картин карнизного свеса когда уклон равен 1:20, а дистанция между водоприемными воронками - 12 м.

раскрой заготовок для покрытия карнизного свеса


(1-5) раскрой заготовок для покрытия карнизного свеса

Вдоль шнура на дощатом основании размещают семь листов кровельной оцинкованной стали с достаточным припуском (около 60 мм) для последующего изготовления отгибов кромок для соединения лежачим фальцем. Для устройства капельника с отворотной губкой и свеса с вылетом 120 мм от точки а на нижней продольной кромке размещенных листов откладывают отрезок аб, равный 200 мм, далее отрезок бв = АУ,

где А — пространство между водоразделом и воронкой, равное 6 м;
У — уклон в 5%, т.е. с соотношением 1:20,

Таким образом, бв = 6*1000*1/20 = 600*1/2 = 300 мм.

Для перекрытия верхней кромки карнизного свеса водосточными желобами в том же направлении откладывают отрезок вг равный 150 мм.

Вдоль нижней кромки размещенных листов из точки а откладывают отрезок ад, равный половине расстояния между водоприемными воронками. Далее на вертикальном отрезке, восстановленном из точки д, откладывают отрезки де и еж, равные соответственно 200 и 150 мм. После этого с помощью отбивочного шнура прокладывают линию ве. Так же с помощью шнура прокладывают вторую линию, через все листы по диагонали (через точки гж). Наконец, из точки л откладывают отрезок кл, равный дж. Как и ранее, из точки к откладывают половину пролета км, равную 6000 мм, и припуски на поперечные фальцы (30 мм).

Проставляя масляной краской на заготовках картин цифры 1-5, их размечают. Далее уложенную полосу листов разрезают в продольном (по линии ги) и в трех поперечных направлениях: слева от прямой кл и справа от прямых жд и ми. Заштрихованные на рисунке участки обрезают и используют в последующем для изготовления деталей кляммер и водоприемных воронок.

Одинарная фальц-картина для покрытия карнизного свеса


Одинарная фальц-картина для покрытия карнизного свеса:
а - готовая одинарная фальц-картина (штрих-пунктиром показан контур заготовки);
б - последовательность гибки капельника (1-5).

При ручном изготовлении фальц-картин заготовки с помощью деревянной киянки загибают далее на верстаке. Затем, предварительно обрезав нижние углы всех заготовок на 35-45° для уменьшения толщины фальцевых соединений в местах стыкования, приступают к гибке капельников с отворотными губками (узел II на рис. а). Последовательность гибки капельника показана на рис. б.

Скачало в заготовке фальц-картины отгибают губку на продольной стороне с угловыми вырезами, далее изготавливают боковые отвороты на поперечных сторонах картины для фальцевого соединения с соседними картинами посредством двойных лежачих фальцев. Стрелками на рис.б изображены направления ударов киянки при производстве гибке.

Отвороты в фальцевых картинах для их соединения на карнизе в одну полосу отгибают так, как показано на рис. а. Таким образом, все фальцевые соединения на участке кровли между воронками будут направлены в разные стороны от водораздела (по стоку воды).

Рядовое покрытие кровли крыши

После устройства карнизных свесов кровли и настенных желобов производят покрытие скатов крыши (в первую очередь противоположные фасадным, далее фасадные). Порядок производства рядового покрытия кровли зависит от формы крыши: первую полосу на фронтонных крышах размещают вдоль фронтона или брандмауэра; на многощипцовых, вальмовых и полувальмовых первую полосу картин прокладывают от начала коньков.

Рядовое покрытие ската кровли


Рядовое покрытие ската:
а - укладка рядовых полос;
б - поперечное примыкание ската к стене;
в - коньковый стоячий фальц;
г - крепление фронтонного края рядовой полосы;
1 - картина в рядовой полосе;
2, 3 - одинарные лежачий и стоячий фальцы;
4 - коньковый стоячий фальц;
5 - доска;
6 - брусок;
7 - фартук;
8 - закладной брусок;
9 - толевый гвоздь;
10 - цементно-песчаный раствор;
11 - фронтонная кляммера;
12 - кровельный гвоздь.

Обычно, фальц-картины в рядах располагают в направлении от желоба к коньку. Края в стоячих фальцах 3 в границах одного ската кровли гнут в одну сторону. У первой картины первой рядовой полосы 1 размещают следующую, которую крепят отгибом предыдущей, и т. д. Картины между собой соединяют лежачими 2 фальцами. В качестве подкладки при уплотнении фальцев применяют стальную полосу 5х60 мм. В подготовленной полосе в местах соединения картин выгибают кромки для устройства стоячих фальцев 3. Все рядовые полосы на покрываемом скате пропускают на конек таким образом, чтобы после обрезки имелась возможность отогнуть коньковую кромку на первом скате кровли высотой 30 мм, на втором — 50 мм. Стоячие фальцы 3 рядового покрытия кровли, выходящие к ребрам и на конек крыши, загибают в сторону малого отгиба на 80-100 мм. Для реберного соединения предусматривают припуски, как и для конькового стоячего фальца 4 (рис. в).

Закрепив за малый отгиб полосу гвоздем, у досок 5 конька при помощи нити проверяют ее положение. После этого закрепляют рядовую полосу по длине малого отгиба, плотно притягивая ее к обрешетке ската кляммерами. Кляммеры размещают из расчета от двух на каждую сторону листа (приблизительно через 600 мм), крепят гвоздями 12 (3,5х45 мм) к боковым сторонам брусков 6 обрешетки крыши и гнут их на кромку малого отгиба. При совпадении в рядовой полосе кляммеры с лежачим фальцем, ее размещают на другой стороне бруска. Соседнии рядовые полосы на кровельном скате располагают так, чтобы относительное смещение лежачих фальцев в картинах в границах одного ската кровли и относительное смещение стоячих фальцев на противолежащем скате кровли были не меньше 50 мм (рис. а). Добиться этого можно подрезкой на 50 мм всех четных полос у конька крыши и обрезкой первой рядовой полосы соседнего ската в продольном направлении. В процессе обрезки необходимо обращать внимание на то, чтобы лежачие фальцы в полосе не совпадали с отгибаемыми кромками конькового стоячего фальца.

Вторую рядовую полосу монтируют так же как и первую. Далее ее краем с большим отгибом пододвигают к первой полосе к кромке с малым отгибом. Сторону второй полосы с малым отгибом закрепляют на обрешетке кляммерами, затем производят соединению полос стоячим фальцем. Бывают случаи когда рядовые полосы закрепляют только у кляммер, а окончательное их соединение производят после, когда рядовыми полосами будет накрыт весь скат кровли.

Устройство соединений одинарным стоячим фальцем производят при помощи киянки и гребнегиба. Для этого кровельщику необходимо разместиться так, чтобы видеть весь загибаемый фальц. Продвигаться нужно от карниза к коньку. Вплотную к большому отгибу размещают гибочный скребок гребнегиба так, чтобы малый отгиб одновременно был на одном уровне со скребком. Затем кровельщик загибает киянкой край большого отгиба на плоскость скребка в тоже время плавно перемещая гребнегиб по длине фальца. Далее, продвигаясь вперед, ударами киянки необходимо завернуть кромку большого отворота из горизонтального положения книзу. Для уплотнения фальцевого соединения кровельщик, снова передвигаясь вдоль кромки, равномерно наносит удары деревянной киянкой, переставляя одновременно гребнегиб вдоль уплотняемого фальца.

Соединение стоячим фальцем картин


Соединение стоячим фальцем картин:
(а) с помощью кровельных молотков;
(б) с помощью молотка и бруса-отворотки.

Если гребнегиба и киянки в наличии нет, то соединение картин можно произвести простыми другими способами: с помощью молотка и бруса-отворотки, двумя кровельными молотками.

В первом случае (рис. а) один молоток применяют как скребок гребнегиба, сваливая вторым молотком-ручником фальц. Потом молоток-ручник применяется в качестве бруска гребнегиба (упор), а вторым молотком уплотняют фальц.

Во втором случае (рис. б) молотком сваливают фальц на скребковую часть бруса-отворотки. Затем отворотку перемещают таким образом, чтобы брус упирался в тыльную часть фальца. Затем кровельщик уплотняет фальц, равномерно нанося удары молотком по отогнутой кромке фальца.

В настоящее время для устройстава фальцевых соединений в основном применяются специальное гребнегибочное оборудование и гребнегибы новых конструкций, предоставляющие возможность производить эти операции без использования кровельных молотков.

Узнать стоимость монтажа и строительства крыши в Москве в 2022 году

Получить бесплатный расчет стоимости кровли

Оставьте заявку и получите предварительный расчет стоимости кровельных работ и материалов

Покрытие скатов крыши листовой сталью называется рядовым покрытием, на которое расходуется в среднем 70—80% всех листов, необходимых для кровли. Заготовка кровельной листовой стали для рядового покрытия заключается в предварительном загибании кромок листов и соединении их в картины. Сталь для заготовки рядового покрытия предварительно сортируют, причем листы, не пригодные для этого покрытия (с недопустимыми перекосами углов и т. п.), откладывают в сторону и используют затем для покрытия карнизных свесов.

Соединение листов по коротким сторонам, располагаемым параллельно коньку, производится лежачими фальцами, или закроями, а по длинным сторонам, располагаемым вдоль ската кровли, — стоячими фальцами, или гребешками (рис. 100).

Заготовка картин для рядового покрытия

Лежачий фальц, загнутый вниз по стоку воды, называется нижним лежачим фальцем, а отогнутый вверх с противоположной стороны — верхним лежачим фальцем.

Фальцы как лежачие, так и стоячие применяются одинарные или двойные. Обычное соединение листов рядового покрытия при нормальных уклонах производится одинарным фальцем. При малых уклонах кровли, а также в особо ответственных случаях применяются двойные фальцы. При заготовке на листе сперва отгибают кромки для лежачих фальцев по коротким сторонам листа. Затем отгибают малые стоячие фальцы высотой 20 мм с одной длинной стороны, а большие стоячие фальцы высотой 35—40 мм — с другой стороны. Для этого лист укладывают на верстаке длинной стороной вдоль уголка таким образом, чтобы лежачий фальц, загнутый вверх, находился по левую руку кровельщика; этот же лист перепускается по всей длине со свесом за край уголка на величину отгиба малого фальца и ударами киянки свешивающийся край пригибают под прямым углом к уголку (рис. 101, а).



Около углов листа на длину 60—70 мм стоячие фальцы не загибают, чтобы не смять загнутых раньше лежачих фальцев на коротких сторонах листа. После загиба малого стоячего фальца лист с сохранением вверху той же лицевой стороны поворачивают таким образом, чтобы открытый лежачий фальц был под правой рукой кровельщика. Загибание большого фальца производится так же, а перепуск листа за край уголка делается на величину отгиба большого фальца (рис. 101, б). Картина, изготовленная описанным способом, показана на рис. 102. Для повышения производительности труда по заготовке картин рядового покрытия применяются станки конструкции А.И. Демина: станок № 1 — для заготовки стоячих фальцев, станок № 2 (более сложный) — для заготовки лежачих фальцев.



Для заготовки малого гребня устроены выдвижные упорные штыри 9, прикрепленные к концам рычага. Для выдвижения штырей в горизонтальной полке уголка 2 сделаны соответствующие вырезы. Заготовка малого гребня стоячего фальца производится таким же способом, как и большого, но перед укладкой листа кровельной стали рукояткой 10 поднимаются упорные выдвижные штыри.

Станок №2 для заготовки лежачих фальцев сконструирован следующим образом (рис. 104). К двум уголкам 8, которыми станок прикрепляется на шурупах к верстаку, приварены две щеки (из полосовой стали). К. этим щекам приварен неподвижный уголок 7, к которому на шарнире 9 прикреплен загибающий уголок 10 с рукояткой 11. Прижимающий уголок 6 (60х60 мм) приварен к двум штокам 2 из круглой стали, которые ходят в двух скобочках 3, прикрепленных на болтах к щекам 1. Штоки нижними Донцами пропущены через отверстия в уголке 7 и внизу прикреплены к соединяющему их уголку, подвешенному на крючках 5 и к стальным пружинам 4, укрепленным на скобочках к щекам. К уголку, соединяющему штоки, тягами 13 прикреплена педальная планка 14. Нажимом ноги на педальную планку можно опустить вниз прижимающий уголок. К горизонтальной полке загибающего уголка 10 приварены два подвижных упора 12. Заготовка лежачего фальца на станке № 2 производится следующим образом (рис. 105). Лист кровельной стали укладывается короткой стороной впритык к упорам 12 и нажимом ноги на педальную планку прижимается уголком 6 к уголкам 7 и 10, после чего кромка листа загибается вращением уголка 10 при помощи рукоятки 11.




Для придания лежачему фальцу нужной формы к прижимающему уголку 6 приварена металлическая пластинка (длиной 720—750 мм и сечением 15х3 мм), а в неподвижном уголке 7 сделан вырез (той же длины и сечением 18х4 мм).

Для заготовки стоячих и лежачих фальцев станки № 1 и № 2 монтируют на одном верстаке (один против другого — рис. 106). Заготовка фальцев на станках производится двумя рабочими, из которых один работает на станке № 1, а второй — на станке № 2.

Сначала на верстаке станка укладывается стопка проолифленных листов (40—50 штук); этот запас пополняется в процессе работы. На станок подают по одному листу. Сначала заготовляют оба стоячих фальца, а затем — лежачие. Перед заготовкой лежачих фальцев концы стоячих фальцев (гребней) у каждого листа перед закладкой в станок № 2 отгибаются вручную одновременно двумя рабочими. После заготовки листы укладывают друг на друга в стопы или гармоники по 20 штук.

Для заготовки картин рядового покрытия кровельщик Г.Я. Коган сконструировал станок, на котором можно одновременно загибать кромки для фальцев со всех четырех сторон листа и, кроме того, отгибать на 90° наружу кромку большого стоячего фальца (рис. 107).


Станок конструкции Г.Я. Когана (рис. 108) состоит из следующих основных частей: станины со столом 1, рамы 2, которой лист кровельной стали прижимается к столу, запорного устройства 3, противовеса 4, рукояток 5, 6 и 7 для загибания стоячих и лежачих фальцев.

При повороте рукоятки 5 сверху вниз производится одновременно загибание двух противоположных лежачих фальцев. При повороте справа налево второй рукоятки 6 одновременно загибаются кромки продольных стоячих фальцев. При повороте третьей рукоятки 7 отгибается наружу кромка большого стоячего фальца. Затем открывается запорное устройство станка, и после подъема прижимной рамы лист кровельной стали вынимается из станка.

Габаритные размеры станка 1700х875х1600 мм; вес станка 255 кг.

Как и на станке А.И. Демина, Г.Я. Коган на своем станке сначала заготовляет гребни, а затем лежачие фальцы. Преимущество этого способа заключается в том, что отпадает очень трудоемкая операция по выправке в углах листа лежачих фальцев, а отгиб гребней становится более простым. Станок обслуживается одним рабочим.


Производительность станка Г.Я. Когана составляет 600—700 листов в смену, т. е. в два раза больше производительности существующих станков. Поэтому применение такого станка более целесообразно, особенно в больших мастерских при централизованной заготовке кровельной листовой стали для рядового покрытия.

Для укрепления кровли из листовой стали к деревянной обрешетке применяются клямеры, которые изготовляют из обрезков кровельной стали. Они имеют следующие размеры: длину от 150 до 200 мм, ширину от 40 до 50 мм. Один конец клямеры прибивается гвоздем к деревянной обрешетке сбоку, а второй — вводится между фальцами двух соседних картин и заделывается одновременно с устройством фальцев. Клямеры ставят не более чем через 70 см друг от друга так, чтобы каждый лист был укреплен не менее чем тремя клямерами.

Отдельные кровельные листы прямоугольной формы со стандартными размерами – 1420x710 мм, перед укладкой на основание кровли соединяют между собой лежачими фальцами в рядовые полосы, состоящие из двух и более листов. Фальц или фальцевое соединение – это вид шва, образующегося при соединении листов стальной кровли. Кровельные листы с лежачими фальцевыми соединениями называют картинами. В каждую картину может быть соединено два и более листов (рис. 42).


Рис. 42. Соединение стальных кровельных листов лежачими фальцами: а – последовательность выполнения одинарного и двойного лежачих фальцев; б – последовательность выполнения одинарного и двойного стоячих фальцев

Фальцевые соединения делятся на лежачие, стоячие и угловые – по внешнему виду, а также на одинарные и двойные – по степени их уплотнения. Угловые фальцы делятся на простые и комбинированные.

Технологический процесс формирования одинарного лежачего фальца состоит из следующих операций. Лист с отогнутыми углами укладывают на верстак; отгибают всю кромку на 90°; подготавливают кромку к сваливанию и сваливают ее на плоскость. Затем соединяют листы фальцем и уплотняют соединение, после чего подсекают фальц.

При формировании карнизного свеса верхняя часть этой картины подобна верхней части рядовой картины: она имеет отгиб кверху для лежачего фальца, соединяющего ее с другой картиной ската. Нижняя часть карнизного свеса снабжена капельником (отворотной губой для свеса). Капельник делают следующим образом (рис. 43): на расстоянии 120 мм от торцового края листа размечают линию отгиба. По этой линии с обеих сторон картины делают надрезы длиной 40 мм правый и 25 мм левый, чтобы, во-первых, облегчить отгиб капельника и, во-вторых, сделать соединение капельников карнизного свеса более прочным. Далее отгибают вниз кромку на 15 мм (рис. 43, а). Перевернуть лист кверху отгибом и свалив кромку на плоскость (рис. 43, б), следует сдвинуть лист таким образом, чтобы кромка свешивалась с верстака на 20 мм, после чего ее отгибают вниз под прямым углом (рис. 43, в). Лист переворачивают и отгибают вниз кромку высотой 40 мм (рис. 43, г). В последний раз картину переворачивают и сваливают капельник на плоскость (рис. 43, д).


Рис. 43. Технологическая схема изготовления капельника картины покрытия карнизного свеса

Капельник может быть с одинарным или двойным отгибом. Двойной капельник делает карнизный свес более прочным и лучше отводит воду.

Так получают карнизные свесы и картины рядового покрытия (рис. 44).


Рис. 44. Картины рядового покрытия и карнизного свеса: а – рядовое покрытие; б – карнизные свесы

Двойными лежачими фальцами соединяют кровельные листы, предназначенные для изготовления карнизных свесов, надстенных желобов и разжелобков, а также рядовых покрытий на крышах монументальных зданий. Большое внимание при этом необходимо уделять качеству фальцевого соединения кровельных листов. Особенно тщательно следует загибать кромки по разметке, чтобы соединенные между собой листы образовали ровную рядовую полосу. Для этого при помощи киянки сначала загибают кромку листа на углах. Эти загибы используют в качестве маяков, удерживающих лист от смещения при дальнейшем отгибе всей кромки.

После этого лист переворачивают и сваливают кромку на его плоскость, оставляя между кромкой и листом зазор 3 мм. В такой же последовательности выполняют все операции и на втором листе, затем листы соединяют друг с другом загнутыми кромками и уплотняют фальц киянкой. Полученное фальцевое соединение не будет раздвигаться, если с одной стороны кровельный лист осадить вдоль фальца при помощи металлической планки и молотка.

При массовой заготовке картин одинарные фальцы для соединения кровельных листов формируют на фальцезагибочных станках.

Подготовка и последовательность выполнения одинарных и двойных лежачих и стоячих фальцев показана на рис. 42.

При монтаже металлического кровельного покрытия картины начинают укладывать в рядовую полосу с нижней части кровельного ската. Последующие картины укладывают таким образом, чтобы одинарное фальцевое соединение между ними можно было выполнить с учетом направления стока воды. Нижняя картина соединяется с верхней одинарным лежачим фальцем. Фальц располагают на обрешеточной доске (рис. 45).


Рис. 45. Соединение картин кровельного покрытия одинарным лежачим фальцем, расположенным на обрешетке

Рядовые полосы крепят к обрешетке с помощью кляммер, изготовляемых из кровельной листовой стали. Кляммеры устанавливают между рядовыми полосами – по две на один кровельный лист. Нижнюю часть кляммер крепят к обрешетке гвоздем, а верхнюю заделывают в гребень стоячего фальца (рис. 46).


Рис. 46. Заделка кляммеры в одинарный стоячий фальц: 1 – плоская кляммера; 2 – брусок обрешетки; 3 – гвоздь; 4 – лист с малым отгибом; 5 – лист с большим отгибом

После установки кляммер собранную из картин рядовую полосу придвигают вплотную к уложенной и прифальцованной рядовой полосе. Соединение полос стоячим фальцем кровельщик начинает от конька кровли, двигаясь вниз по направлению к карнизу.

Рядовые полосы соединяют одинарными стоячими фальцами при помощи двух молотков – большого и малого. Большой молоток используется в качестве передвижного упора, а малых – для подгиба и уплотнения кромки.

При устройстве металлических кровельных покрытий иногда необходимо получить угловые фальцевые соединения, например, при изготовлении колпаков и зонтов дымовых труб, при покрытии парапетов, брандмауэров и др. Последовательность операции при формировании таких соединений показаны на рис. 47. На кровельных листах, предназначенных для углового соединения, отгибают кромки на 90°, после чего на одном из них сваливают кромку на поверхность, оставляя между ними небольшой зазор.


Рис. 47. Установка кляммер и их крепление к обрешетке

Листы соединяют между собой таким образом, чтобы согнутая под углом 90° кромка одного листа входила в зазор между сваленной кромкой и плоскостью другого листа. После этого фальц уплотняют и сваливают его на поверхность первого листа.

Воротник дымовой трубы (рис. 48) одна из самых трудоемких и уязвимых деталей стальной кровли.


Рис. 48. Воротник дымовой трубы для стальной кровли: 1 – двойной лежачий фальц; 2 – одинарный угловой фальц; 3 – соединение внахлест

Изготовление воротника требует мастерства и точности расчетов, иначе он даст течь. Воротник изготавливают из двух П-образных деталей, соединяющихся между собой внахлестку в направлении стока воды.

Совет

При изготовлении воротника делаются точные замеры дымовой трубы, затем необходимые размеры переносятся на стальные листы. Боковые детали воротника делают в двух экземплярах (для правой и левой стороны), а верхние и нижние детали – в одном экземпляре.

Детали воротника соединяются либо двойными лежачими фальцами по направлению стока воды, либо склепкой (при помощи 2–3 заклепок) и пропайкой. Детали в вертикальной части воротника, охватывающего ствол трубы, соединяют одинарными угловыми фальцами. Щели, образовавшиеся в местах переходов, просто пропаиваются или заделываются заплатками, а затем пропаиваются.

Покрытие крыши листовой сталью начинается с покрытия карнизного свеса и установки надстенных желобов. Вначале устанавливают карнизные штыри с хомутами (по осям водоприемных воронок) и Т-образные костыли 4 (рис. 49) на расстоянии 70 см друг от друга и 12 см от края свеса. Расстояние между штырем и ближайшим костылем должно быть равно 20–40 см. И те, и другие крепятся к обрешетке гвоздями и шурупами. Картины карнизных свесов 1 собираются в блоки 2. Длина блока равна расстоянию между двумя водоприемными воронками. Картины в блоке соединены лежачими фальцами 3, которые уплотняются при помощи киянки и металлической рейки. Боковые надрезы капельников картин должны плотно находить друг на друга. Затем уложенные сверху блоки карнизных свесов надвигаются на костыли таким образом, чтобы поперечные планки костылей вошли в загиб капельника. Блоки соединяются между собой двойными лежачими фальцами и закрепляются гвоздями, исходя из расчета: 3 гвоздя на каждый кровельный лист.


Рис. 49. Покрытие карнизного свеса: 1 – картина карнизного свеса; 2 – блок; 3 – лежачий фальц; 4 – Т-образный костыль; 5 – картина рядового покрытия; 6 – полоса; 7 – стоячий фальц; 8 – коньковый стоячий фальц; 9 – кляммера; 10 – брусок обрешетки

После установки карнизных свесов на них крепятся надстенные желоба. Желоба монтируются на крюках, прибиваемых перпендикулярно карнизному свесу на расстояние 670–730 мм друг от друга. Картины желобов, подобно картинам карнизных свесов, собираются в блоки, причем внутри блока картины укладываются внахлестку. Блоки соединяют двойными лежачими фальцами в направлении стока воды. Верхняя кромка надстенных желобов отгибается на 90° вверх для последующего соединения с кромкой рядового покрытия.

Внимание!

Сначала покрывают скаты, противоположные фасадным, а затем – фасадные. На скатных крышах первая полоса картин укладывается вдоль фронтона; на вальмовых, полувальмовых и многощипцовых – от начала конька. Направление укладки картин – от свесов к коньку. При формировании стоячих фальцев кровельщик должен стоять спиной к коньку, чтобы контролировать выполненную работу.

Картины 5 в полосах 6 соединяются лежачими фальцами 3 по направлению стока воды, причем при их уплотнении в качестве подкладки используют стальную полосу сечением 5x60 мм. В готовых полосах кромкогибщиками отгибают кромки для стоячих фальцев 7, которыми полосы потом соединяются при помощи гребнегиба и киянки. Все стоячие фальцы одного ската загибаются в одну и ту же сторону. Стоячие фальцы, выходящие на конек или на ребра, сваливаются на плоскость в сторону малого отгиба на длину 80-100 мм. Чтобы сделать коньковый или ребровые гребни, рядовые полосы обрезают таким образом, чтобы коньковая (ребровая) кромка на одном скате была высотой 30 мм, а на другом – 50 мм.

Полосы крепятся к обрешетке кляммерами 9. Для этого полоса фиксируется гвоздем у конька (за малый отгиб) и с помощью шнура проверяют ее положение. Кляммеры прибивают гвоздями (размером 3,5x45 мм) к боковым граням брусков обрешетки через каждые 50–70 см и затем закрепляют в стоячем фальце. На каждый лист должно приходиться не менее 2 кляммер. Если кляммер совпадает с лежачим фальцем, то его перемещают на другую сторону бруска.

Полосы располагают с таким расчетом, чтобы лежачие фальцы в них были смещены по отношению друг к другу не менее чем на 50 мм.

Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40–50 мм. Крепят свес специальными концевыми кляммерами через каждые 30–40 см.

При укладке рядовых картин в последнюю очередь делают фальцевые соединения с надстенными желобами. Одинарный фальц, связующий надстенный желоб и рядовое покрытие, делается следующим образом (рис. 50):


Рис. 50. Соединение картин надстенного желоба и рядового покрытия при устройстве кровли: 1 – надстенный желоб; 2 – край рядового покрытия; 3 —металлическая лапа; 4 – киянка; 5 – молоток-подсекальник; 6 – гребнегиб; 7 – зубило; 8 – фальцевое соединение

• нижний продольный край рядового покрытия 2 укладывается на заранее сделанный отгиб надстенного желоба 1. Затем рядовое покрытие обрезается так, чтобы осталась свисающая кромка шириной не более 20 мм (рис. 50 а);

• подрезаются концы стоячих фальцев рядового покрытия и, треугольники высокой кромки сваливаются на малый отгиб;

• с помощью металлической лапы 3 и киянки 4 обрезанная кромка рядового покрытия загибается вниз (рис. 50 б);

• кромка рядового покрытия подгоняется внутрь фальцевого отворота надстенного желоба (рис. 50 в);

• фальцевое соединение уплотняется зубилом и киянкой (рис. 50 г).

Покрытие разжелобка. Вначале необходимо раскатать отогнутую ранее полосу покрытия разжелобка и изогнуть ее по продольной оси и плотно прижать к обрешетке, а затем соединить лежачими фальцами с надстенными желобами и картинами рядового покрытия.

При устройстве воротника дымовой трубы первой крепят нижнюю П-образную половину воротника при помощи гвоздей, затем крепят верхнюю половину внахлест на нижнюю (не менее 200 мм). Все края воротника соединяют с рядовым покрытием в продольном направлении стоячими фальцами с креплением кляммерами через 500 мм, а в поперечном направлении – одинарными лежачими фальцами.

Совет

По окончании кровельных работ стальную кровлю тщательно осматривают. Трещины и неплотности в фальцах заделывают специальными герметиками или суриковой замазкой. Затем кровлю очищают от остатков материала и грязи и, если это не оцинкованные листы, покрывают краской. Окрашивают стальную кровлю в сухое время года.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.4. Отжиг стали

4.4. Отжиг стали Отжигом называют термическую операцию, заключающуюся в нагревании материала до определенной температуры, выдерживании его при этой температуре и медленном охлаждении.Целью отжига углеродистой стали является снятие внутренних напряжений, получение

4.5. Закалка стали

4.5. Закалка стали Закалкой называется технологический процесс термической обработки, применяемый для получения высоких механических свойств стальных изделий за счет изменения их структуры. Закалка состоит в нагревании изделия до определенной температуры, выдержке при

4.11. Отпуск стали

4.11. Отпуск стали Отпуск – это термическая операция, которой подвергают предварительно закаленные стальные изделия. Она заключается в нагревании изделий до определенной температуры, выдерживании при этой температуре и последующем постепенном охлаждении на воздухе.

Заготовка соломы

Заготовка соломы Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.Если заготовленная

КЛИНКОВЫЕ СТАЛИ

КЛИНКОВЫЕ СТАЛИ Локомотивом научно-технической революции XX века выступило производство стали — сплава железа с углеродом. Сталь оказала решающее влияние на развитие всех областей науки и техники. Не исключено, что именно производство клинкового оружия послужило в

Кожаные и меховые цветы для картин и предметов интерьера

Кожаные и меховые цветы для картин и предметов интерьера Создать картину из лоскутков кожи и меха или украсить ими шкатулку под силу даже начинающей мастерице. Сюжет для картины можно найти в любом глянцевом журнале и скопировать его на бумагу. Для работы годятся даже

Кровля из стали

Кровля из стали Традиционным в России материалом для металлических кровель является оцинкованная сталь. Обычная листовая сталь при эксплуатации быстро подвергается коррозии и поэтому не может считаться надежным кровельным материалом. Оцинкованная сталь – это

Устройство кровли из листовой стали

Устройство кровли из листовой стали Кровли из листовой стали делают как правило на крышах со сложной геометрией. Из листов кровельной стали независимо от типа покрытия выполняются карнизные свесы, разжелобки, ендовы, надстенные желоба, водосточные трубы, различные

Кровли из листовой стали кладут, как правило, на крышах со сложной конфигурацией. Из листов кровельной стали, независимо от типа покрытия, выполняются карнизные свесы, разжелобки, ендовы, надстенные желобы, водосточные трубы, различные фартуки и т. п.

Как сделать покрытие кровли из листовой стали

До начала работ листы кровельной стали необходимо тщательно осмотреть с двух сторон и отсортировать. Ржавчину очищают стальными щетками. Выпуклости (хлопушки) выравнивают металлическим или деревянным молотком. Нестандартные листы откладывают для изготовления мелких деталей, фартуков, водосточных труб и др. изделий. Затем приступают к разметке, обрезке, грунтовке и соединению листов в т. н. картины.

Устройство кровли из листовой стали своими руками

Для изготовления одинаковых деталей применяют шаблоны (выкройки), которые кладутся на лист, прижимаются и очерчиваются по контуру. После очистки листов их грунтуют, чтобы избежать в дальнейшем коррозии. Для грунтовки листы с двух сторон протираются ветошью, смоченной натуральной олифой. Грунтованные листы в течение 24 часов выдерживаются в проветриваемом помещении до полного высыхания.

Строительство фальцевой кровли из стальных оцинкованных листов

Заготовка картин листовой стали для кровли

Отдельные кровельные листы прямоугольной формы со стандартными размерами 1420 X 710 мм перед укладкой на основание кровли соединяют между собой лежачими фальцами в рядовые полосы, состоящие из двух и более листов. Фальц, или фальцевое соединение, представляет собой вид шва, образующегося при соединении листов стальной кровли. Такие листы с лежачими фальцевыми соединениями и называются картинами. В каждую из них может быть соединено два и более листов.

Изготавление картин листовой стали для кровли своими руками

Фальцевые соединения делятся на лежачие, стоячие и угловые (по внешнему виду), а также на одинарные и двойные (по степени их уплотнения). Технологический процесс формирования одинарного лежачего фальца состоит из следующих операций. Лист с отогнутыми углами укладывают на верстак; отгибают всю кромку на 90°, подготавливают ее и сваливают на плоскость. Затем соединяют листы фальцем и уплотняют соединение, после чего подсекают фальц.

При формировании карнизного свеса верхняя часть этой картины подобна верхней части рядовой картины: она имеет отгиб кверху для лежачего фальца, соединяющего ее с другой картиной ската. Нижняя часть карнизного свеса снабжена капельником (отворотной губой для свеса).

Капельник делают следующим образом. На расстоянии 120 мм от торцового края листа размечают линию отгиба. По этой линии с обеих сторон картины делают надрезы длиной 4 мм правый и 25 мм левый, чтобы, во-первых, облегчить отгиб капельника и, во-вторых, сделать соединение капельников карнизного свеса более прочным. Далее отгибают вниз кромку на 15 мм. Перевернув лист кверху отгибом и свалив кромку на плоскость, следует сдвинуть лист таким образом, чтобы кромка свешивалась с верстака на 20 мм, после чего ее отгибают вниз под прямым углом. Лист переворачивают и отгибают вниз кромку высотой 40 мм. В последний раз картину переворачивают и сваливают капельник на плоскость.

Капельник может быть с одинарным или двойным отгибом. Двойной капельник делает карнизный свес более прочным и лучше отводит воду. Так получают карнизные свесы и картины рядового покрытия.

Монтаж капельника на фальцевой кровле

Двойными лежачими фальцами соединяют кровельные листы, предназначенные для изготовления карнизных свесов, надстенных желобов и разжелобков, а также рядовых покрытий на крышах объемных зданий. При этом необходимо уделять внимание качеству фальцевого соединения кровельных листов.

Особенно тщательно следует загибать кромки по разметке, чтобы соединенные между собой листы образовали ровную рядовую полосу. Для этого при помощи киянки сначала загибают кромку листа на углах. Эти загибы используют в качестве маяков, удерживающих лист от смещения при дальнейшем отгибе всей кромки. После этого лист переворачивают и сваливают кромку на его плоскость, оставляя между кромкой и листом зазор 3 мм. В такой же последовательности выполняют все операции и на втором листе, затем листы соединяют друг с другом загнутыми кромками и уплотняют фальц киянкой. Полученное фальцевое соединение не будет раздвигаться, если с одной стороны кровельный лист осадить вдоль фальца при помощи металлической планки и молотка.

Изготавливаем воротник дымовой трубы на стальной кровле

Это одна из самых трудоемких и уязвимых деталей стальной кровли. Его изготовление требует точности расчетов, иначе он даст течь. Воротник изготавливают из двух П-образных деталей, соединяющихся между собой внахлестку в направлении стока воды.

воротник дымовой трубы на стальной кровле

При изготовлении воротника делаются точные замеры дымовой трубы, затем они переносятся на стальные листы. Боковые детали воротника делают в двух экземплярах (для правой и левой стороны), а верхние и нижние детали — в одном экземпляре. Детали воротника соединяются либо двойными лежачими фальцами по направлению стока воды, либо склепкой (при помощи 2—3 заклепок) и припайкой. Детали в вертикальной части воротника, охватывающего ствол трубы, соединяют одинарными угловыми фальцами. Щели, образовавшиеся в местах переходов, просто припаиваются или заделываются заплатками.

Покрываем крышу листовой сталью своими руками

Работа начинается с покрытия карнизного свеса и установки надстенных желобов. Вначале устанавливают карнизные штыри с хомутами (по осям водоприемных воронок) и Т-образные костыли на расстоянии 70 см друг от друга и 12 см от края свеса. Расстояние между штырем и ближайшим костылем должно быть равно 20—40 см. И те и другие крепятся к обрешетке гвоздями и шурупами. ,

Картины карнизных свесов собираются в блоки. Длина блока равна расстоянию между двумя водоприемными воронками. Картины в блоке соединены лежачими фальцами, которые уплотняются при помощи киянки и металлической рейки. Боковые надрезы капельников картин должны плотно находить друг на друга. Затем уложенные сверху блоки карнизных свесов надвигаются на костыли таким образом, чтобы поперечные планки костылей вошли в загиб капельника. Блоки соединяются между собой двойными лежачими фальцами и закрепляются гвоздями.

После установки карнизных свесов на них крепятся надстенные желобы.

Надстенный желоб фальцевой крыши

Они монтируются на крюках, которые прибиваются перпендикулярно карнизному свесу на расстоянии 670—730 мм друг от друга. Картины желобов, подобно картинам карнизных свесов, собираются в блоки, причем внутри блока картины укладываются внахлестку. Блоки соединяют двойными лежачими фальцами в направлении стока воды. Верхняя кромка надстенных желобов отгибается на 90° вверх для последующего соединения с кромкой рядового покрытия.

Монтаж надстенного желоба

Сначала покрывают скаты, противоположные фасадным, а затем фасадные. На скатных крышах первая полоса картин укладывается вдоль фронтона, на вальмовых, полувальмовых и многощипцовых — от начала конька. Направление укладки картин — от свесов к коньку.

Картины в полосах соединяются лежачими фальцами по направлению стока воды, причем при их уплотнении в качестве подкладки используют стальную полосу сечением 5 х 60 мм. В готовых полосах отгибают кромки для стоячих фальцев, которыми полосы затем соединяются при помощи гребнегиба и киянки. Все стоячие фальцы одного ската загибаются в одну и ту же сторону.

Инструменты для монтажа стальной фальцевой кровли

Инструменты для монтажа фальцевой кровли

Полный набор инструментов для фальцевой кровли читайте в нашей статье: Инструменты для фальцевой кровли

Стоячие фальцы, выходящие на конек или на ребра, сваливаются на плоскость в сторону малого отгиба на длину 80—100 мм. Чтобы сделать коньковый или ребро-вые гребни, рядовые полосы обрезают таким образом, чтобы коньковая (ребровая) кромка на одном скате была высотой 30 мм, а на другом — 60 мм. Полосы крепятся к обрешетке кляммерами. Для этого полоса фиксируется гвоздем у конька (за малый отгиб) и с помощью шнура проверяется ее положение. Кляммеры прибивают гвоздями к боковым граням брусков обрешетки через каждые 50—70 см и затем закрепляют в стоячем фальце.

Клямеры для монтажа фальцевой кровли

Клямеры для монтажа фальцевой кровли

Полосы располагают с таким расчетом, чтобы лежачие фальцы в них были смещены по отношению друг к другу не менее чем на 50 мм. Фронтонный свес должен свисать с обрешетки на 40—50 мм. Крепят свес специальными концевыми кляммерами через каждые 30—40 см. При укладке рядовых картин в последнюю очередь делают фальцевые соединения с надстенными желобами.

По окончании кровельных работ стальную кровлю тщательно осматривают. Трещины и неплотности в фальцах заделывают специальными герметикаи или суриковой замазкой. Затем кровлю очищают от остатков материала и грязи и, если это не оцинкованные листы покрывают краской. Если вы используете неоцинкованные стальные листы то окрашивают стальную кровлю в сухое время года.

Смотрите видео о ошибках монтажа фальцевой кровли:

Читайте также: