Римская мозаика на стене в доме нептуна и амфитриты геркуланум италия i век н э

Обновлено: 27.04.2024

Дом мозаики Нептуна и Амфитриты (Геркуланум)

Дом мозаики Нептуна и Амфитриты (Геркуланум)

Дом мозаики Нептуна и Амфитриты принадлежал торговцу вином. Часть жилого дома было отдано под магазин вина, где остались деревянные полки на которых хранились глиняные амфоры с вином. Вулканическая грязь сохранила деревянные полки в прекрасном состояние. Сам дом получил свое название благодаря красивой мозаики изображающая древнеримских богов Нептуна и Амфитриты во внутреннем дворике жилого помещения. Также здесь сохранились другие ритуальные артефакты. в том числе герма Геркулеса и статуэтка Юпитера.

Дом мозаики Нептуна и Амфитрита лежат к северу от Дома Обугленной Мебели на улице Кардо IV. Владелец дома видимо также владел винным магазином (F), который открывается прямо на улицу. Магазин сохранился почти нетронутым и представляет самый лучший пример магазина в регионе. Обугленные и карбонизированные деревянные полки сохранились на своем месте. На этих полках висели амфоры с вином. Также прекрасно сохранился дерево балюстрады балкона, стойки и перегородки с двумя решетками. Магазин, оборудованная с тщательностью, был брошен во время извержения так что изделия на прилавке и амфоры на полках сохранились. Также бобы и горох был найден в больших банках, установленных в кладке счетчика.

Дом мозаики Нептуна и Амфитриты (Геркуланум)
Дом мозаики Нептуна и Амфитриты (Геркуланум)

Дом имеет стандартное расположение прихожей (а), атриума (b), Таблинум и небольшой домашний сад. Прихожая (а) открывается от восточной стороны улицы Кардо IV. На его северной стороне небольшая комната либо для прислуги, или для хранения (фото внизу слева). Прихожая приводит непосредственно к большому атриуму (b) (фото внизу справа), который имеет мраморный бассейн- имплювий в его центре. Через отверстие в крыше дождевая вода сливалась в эту комнату. Атриум был украшен фресками четвертого стиля однако большая часть была уничтожена. Сегодня лишь фрагменты сохранились.


Дом мозаики Нептуна и Амфитриты (Геркуланум)

Дом мозаики Нептуна и Амфитриты (Геркуланум)
Дом мозаики Нептуна и Амфитриты (Геркуланум)

На дальнем углу атриума является относительно небольшой Таблинум- офис хозяина. Некоторые из украшений четвертого стиля сохранился до сих пор. Фрески состоят из красных и желтых панелей над нижним красным бордюром. В комнате есть мелкий белый мозаичный пол с простой черной полосой по границам. Таблинум выходит в красиво оформленный двор. В задней его части стоит Нимфея, а стены покрыты мозаикой. В северо-западном углу атриума стоял ларариум- домашний храм, посвященный богам дома. В нем были обнаружены две мраморные плиты, расписанные красными линиями, одна из которых сохранила подпись художника: Александр из Афин нарисовал это.


Короткий проход (андрон) справа от Таблинума приводит к саду во внутреннем дворе (е) (на фото сверху). В центре двора находится летний триклиний, облицованный мрамором. На дальней торцевой стенке суде расположен Нимфея увенчанная главой Силена в сопровождении двух мраморных театральными маск.

Дом мозаики Нептуна и Амфитрита
Дом мозаики Нептуна и Амфитрита

Боковые и центральные ниши Нимфея украшены геометрическими и цветочными мотивами и сценами охоты с собаками и оленями, состоящие из стеклянной мозаики. Нишы украшены изображениями ракушек и перламутром. В центре задней стенки сада расположена мозаика, в честь которой дом и был назван, изображающий Нептуна и Амфитриту. Оба фигуры окружены декоративным рисунком. По легенде, Нептун увидел Амфитриту танцующей с нереидами на острове Наксос. Бог моря похитил ее и увез, и женившись на ней. На южной стороне двора можно попасть в самую большую комнату дома, триклиний (d), который также доступен с юго-восточного угла атриума. Триклиний потерял большую часть своего украшения четвертого стиля, который состоял из красных панелей, изображающие архитектурных формы. В комнате офиса есть белый мозаичный пол в рамке двух простых черных полос.

Верхние комнаты (в настоящее время видны с улицы, так как передняя стенка разрушилась во время землетрясения, которое сопровождало извержение) были украшены фресками в четвертом стиле, а сам пол был покрыт мозаикой. Здесь же стояла бронзовая кровать. Эти комнаты, вероятно, были личными покоями владельца.

Самыми первыми, из, хотя бы, частично дошедших до нас напольных мозаик являются остатки галечных мозаичных полов в древнем городе Гордионе, являвшемся столицей государства Фригия (существовало около 1200–700 гг. до н.э.), располагавшегося в самом центре Малой Азии. Как минимум три здания во фригийской столице были украшены мозаичными полами, созданными в течение VIII века или, даже, ранее.

Сохранившиеся фрагменты галечных мозаичных полов в мегароне (мегарон - тип дома, состоящего из прямоугольного помещения, боковые стены которого продолжены в сторону входа и образуют портик, иногда колонный), относящиеся к VIII веку, а то и ранее, установленные под навесом в Археологическом музее Гордиона:


Справедливости ради следует заметить, что использование гальки в декорировании полов в VIII в. до н. э. имело место не только во Фригии, но и в центрах северной Сирии, попавших под контроль Ассирии. К востоку от Евфрата, в АрсланТаше и ТильБарсибе, на территории дворцовых комплексов времен Тиглатпаласара III (примерно 745-727 до н.э.) были найдены галечные мощения под открытым небом. Дворцовые дворы были покрыты мозаикой из черной и белой гальки (довольно крупных размеров), уложенной в шахматном порядке.

Самые ранние греческие античные мозаики из морской гальки найдены в так называемых «Банях кентавра» в городе Коринф (древнегреческий полис и современный город на Коринфском перешейке, соединяющем материковую Грецию и полуостров Пелопоннес) и датированы концом V века до нашей эры. Это контурные изображения фигур людей, животных, мифологических существ, обрамлённые геометрическим и растительным орнаментами, выполненные обычно белым по чёрному, в стилевом отношении близкие краснофигурной древнегреческой вазописи. Подобные образцы, но уже, IV века до нашей эры найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии.

Мозаичный пол в Банях кентавра в Коринфе (конец V века до н. э.):



Отделка полов галькой была распространена в Греции и раньше – во времена так называемой «эпохи архаики» (VIII–VI вв. до н. э.): сохранились галечные полы в святилище Артемиды Ортии в Спарте и храме Афины Пронайи (Пронии) в Дельфах (VII–VI вв. до н. э), однако, это было просто мощение, без какой-либо орнаментики. Галечная напольная мозаика вообще была характерна для древнегреческого античного периода.

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма (эллинизм - период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского, в 323 г. до н. э., до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта, во главе которого стояли Птолемеи, в 30 г. до н. э.), когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать большей живописности изображений и использовать широкую цветовую гамму.

В период раннего эллинизма (336 или 224 год - ок. 280 гг. до н. э.) мозаика распространяется на острова Эгейского моря и Малую Азию. Далее на север в Причерноморье – Ольвию и Херсонес; Курион и Пафос; на юге – захваченный у персов Египет с его новым культурным центром – Александрией. Если большинство античных мозаик V-IV веков до н.э. были найдены преимущественно на территории материковой Греции, то с завоеваниями Александра Македонского ареал распространения греческой культуры резко расширяется и мозаики данного периода находят уже на пространстве от Испании на западе до Афганистана на востоке. Это период расширения горизонтов во всех областях жизни. Он отличался и изменением жизненных стандартов, повышением благосостояния. Мозаика стала играть специфически-статусную роль - ее наличие в интерьере говорило не просто о богатстве его хозяина, в чем не было ничего удивительного, но об его принадлежности к миру высокой греческой культуры, миру цивилизованному.

Эпоху эллинизма в истории мозаики начинают с образцов, найденных при раскопках Пеллы - родного города Александра Македонского, столицы македонского царства. Они датируются 340–300 годами до н. э. Четыре напольные мозаики размещались на полах двух частных домов (огромных даже по нынешним меркам: 3169 м2 – площадь т. н. «Дома Диониса» и 2350 м2 – «Дома похищения Елены») принадлежавших представителям македонской элиты, возможно членам царской семьи. Мозаики Пеллы принципиально отличны от всех предыдущих, не просто стилистически и применением новых технических приемов (камешки тщательно сортированы по размеру и форме, что дает более плотное прилегание их друг к другу, для детализации некоторых участков применяются новые материалы – полоски глины и свинца) – но иным подходом, новым видением вопроса. Главное внимание теперь уделено центральной сюжетной части, в построении композиции появляется пространство, в изображении человеческого тела – объем, свободно используется цвет, чего не было раньше. Появляется не просто реализм – натурализм, не просто динамизм – драматичность, характерная черта всей культуры эпохи эллинизма во множестве своих проявлений.

Пелла, «Дом Диониса», мозаика «Охота на льва»:


Пелла, «Дом похищения Елены» мозаика «Охота на оленя», центральная часть (Над данным изображением надпись: «Gnosis epoesen» – «Гносис сделал» – первое в истории мозаики имя автора):


Пелла, «Дом похищения Елены» мозаика «Охота на оленя», общий вид:


Технику мозаики из необработанной гальки римляне впоследствии назовут opus barbaricum. Мозаики Пеллы – вершина искусства мозаики из необработанной гальки или техники opus barbaricum. Хотя она продолжает использоваться и в дальнейшем, но сфера ее применения дифференцируется: она долго еще применяется там, где нужно заполнить большие площади пола простым рисунком, для разнообразных бордюров, обрамлений – где нет необходимости в тонкой детализации изображений. Но необработанная галька постепенно теряет свое значение как основной материал для мозаичных работ, чтобы уступить его обрабатываемым материалам – камню и стеклу.

Четырехгранная подколка краев мозаичных камешков, как и индивидуальная подколка каждого камешка по месту, обеспечивает более плотное прилегание их друг к другу и более тщательную деталировку – все это играет в пользу реалистичности, живописности изображения. Подколку или тесселирование камешков начинают в III веке до н.э. Долго применялась смешанная техника: галька и обработанный камень. Процесс становления новой техники был нелинеен, спорадичен: нельзя с уверенностью назвать ни времени, ни места «изобретения» тесселированной мозаики: это время экспериментов.

Первым панно из мозаики, где тесселирование используется в полную силу считается мозаика из египетского города Тмуис в дельте Нила, сделанная неким мастером Софилосом в 1-ой половине II века до н.з. В центральной части мозаичного панно – погрудный женский портрет в военном костюме, с прической, украшенной элементом в форме носа корабля, держащая корабельный флаг:


В Древнем Риме, который с художественно-эстетической точки зрения являлся продолжателем древнегреческих художественных традиций, мозаикой выкладывали полы и стены вилл, дворцов и терм (общественных бань). Под понятием «римская мозаика» (точнее – «древнеримская мозаика») в настоящее время, в первую очередь, подразумевается тип мозаики, набираемый из мелких кубиков, сделанных из обработанных (расщепленных) камней разных цветов либо смальты, малые размеры которых позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Совершенствование данной техники продолжалось как в поздний эллинистический период, так и в первые века нашей эры, вплоть до падения Римской империи. Стоит отметить, что данная мозаичная техника используется и в декоративно-прикладном искусстве и по настоящее время!

Содержание общего термина «мозаика» в Древнем Риме ещё не существовало. Мозаичные полы из гальки и кусочков мрамора именовали по-гречески литостротами (lithostroton - мощённый камнем), более простые, орнаментальные - павиментами (от латинского слова pavimentum - утоптанный). Позднее появилось слово «tesselatum» - плиточный (от латинского слова tessera - кубик), которым, позднее, стали называть и кубики цветной смальты. В Древнем Риме было разделение по технике нанесения плиточной мозаики:

    opus tessellatum обозначал мозаичную технику с использованием тессеров (кубиков) размером более 4 миллиметров;

Изобразительные вставки в орнаментальную композицию называли эмблемами (по-гречески - «вставленная часть»), а воспроизведение в мозаичной технике известного живописного произведения - emblema vermiculatum (лентообразная, в значении сложная, изобразительная вставка).

Мозаика из стеклянных тессер (кубиков) появилась в Александрии Египетской (один из центров стеклоделия античного мира) в III - II веках до н. э. Есть сведения о появлении стеклянной мозаики в Риме в I в. н. э. (эти мозаики не сохранились).

С I в. н. э. в латинской литературе появляется выражение «opus musivum» (произведение, посвящённое музам), а мастеров, создававших мозаичные картины стали именовать musivarii, что свидетельствует о высокой оценке мозаики в Древнем Риме не только как техники, но и в качестве оригинального вида изобразительного искусства.

Выдающимся произведением эллинистического периода древнеримского мозаичного искусства является напольная мозаичная картина «Битва Александра Македонского с Дарием» (125 - 120 гг. до н. э.) из Помпей - мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков цветных камней, вероятно, по живописному оригиналу, собранных по технике opus vermiculatum. Её размер: 5,84 на 3,17 метра (площадь - свыше 15 квадратных метров). Мозаика в настоящее время находится в Национальном археологическом музее в Неаполе, Италия (примечательный факт – не смотря на то, что мозаика является напольной, она демонстрируется на стене):


Примеры древнеримских мозаик уже первых веков нашей эры – наивысшего расцвета римского мозаичного мастерства (хотим обратить Ваше внимание, что мозаика использовалась практически во всех уголках Римской империи):

Мозаика «Академия Платона» из Помпей, начало I в. до н.э. (в настоящее время находится в Национальном археологическом музее в Неаполе, Италия):


Римская мозаика на стене в Доме Нептуна и Амфитриты, Геркуланум, Италия, I век н. э.:


Мозаика «Суд Париса» (мрамор, известняк и стекло тессере), 115-150 года н. э.; из триклиниума Атриум Хауса в древнем эллинистическом городе Антиохии-на-Оронте, расположенном на юге Турции, современное название города – Антакья:


Богоявленская мозаика Диониса, из виллы Диониса (II век н. э.) в Дионе, Греция (в настоящее время находится в Археологическом музее Диона):


Мозаика «Триумф Посейдона и Амфитриты», деталь мозаики из города Цирта, Римская Африка, 315–325 н. э. (в настоящее время находится в Лувре):


Геркуланум

Геркуланум (Ercolano) – древнеримский курортный город на берегу Неаполитанского залива (Golfo di Napoli), в провинции Неаполь (Napoli). Сейчас на части его территории расположен современный город Эрколано (Ercolano).

История

Согласно легенде, Геркуланум основал сам Геркулес (Ercole). В реальности, вероятнее всего, первые поселения на территории города принадлежали оскам – древнему италийскому народу. После земли попали под власть греков. Историки полагают, что именно греки дали ему название. В трудах философа Теофраста (Teofrasto) он упоминается, как Гераклеон (Heraklion).

В IV веке до н. э. город захватило племя самнитов. После город перешел во владения Римской Империи (l’Impero Romano) – по разным данным в III – I вв. до н. э. Примерно с 89 г. до н. э. жизнь Геркуланума била ключом – город получил статус муниципия – города, где народ был свободен и в разном объеме получал римское гражданство и право на самоуправление. Население города насчитывало примерно 4000 жителей. Горожане занимались ремеслами и искусством. Местные жители создавали предметы искусства для других городов. В 62-63 гг. (точная дата не известна) город пострадал от сильного землетрясения.

Гибель города

вулкан Везувия

24 августа 79 года Геркуланум был поглощен извержением вулкана Везувия (Vesuvio). Вулканический пепел, который очень быстро накрыл города Помпеи (Pompei) и Стабии (Stabiae), не сильно задел Геркуланум. Но большинство горожан в страхе покинули город. После полуночи на город хлынули потоки раскаленной лавы. Ядовитый газ, слои пепла и пирокластические потоки моментально уничтожили всех, кто надеялся спастись в городских убежищах. Лава залила улицы и дома, равномерно и герметично заполнив все пустые пространства. Это помогло сохранить останки погибших, строения, предметы мебели, свитки папируса и даже продукты.

Раскопки

В начале XVIII века местный житель Амброджо Нучерино (Ambrogio Nucherino) копал колодец и наткнулся на обломки старинного города. Узнав о находке, герцог Эммануил-Морис Лотаринский (Emmanuel Maurice Lotarinsky) выкупил территорию колодца и на свои деньги организовал раскопки. Рабочие пробивали штольни 9 месяцев. Было найдено 9 статуй. Обломки, которые отыскал Нучерино, оказались останками театра Геркуланума.

С 1738 года раскопки возобновились по приказу Карла III (Carl III). Самые ценные экспонаты выставлялись в Королевском дворце в Портичи (Reggia di Portici). Во время раскопок с 1750-х по 1765 год была найдена Вилла Папирусов (Villa dei Papiri). В 1765 году из штольни пошел газ. Раскопки прекратились, входы были запечатаны.

Во время первых раскопок, проведенных крайне непрофессионально, добывались древние произведения искусства. Все они попадали к частным коллекционерам. Сейчас невозможно установить их начальное местоположение. Многие объекты по меркам тех времен ничего не стоили и были утрачены. Средневековые методы раскопок серьезно повредили древний город. Сейчас традицию разрушения продолжают туристы. Каждый стремится унести на память кусочек древнего памятника. На поверхностях города появляются надписи.

Архитектура

Мост Геркуланума

В Геркулануме преобладает греческая архитектура. Тротуары, перекрытые лоджиями, портики – крытые галереи для защиты от осадков и солнца, гостевые комнаты – не присущие Италии строения. Канализация в Геркулануме выходила в море, а в дома и к фонтанам был организован приток чистой воды. Проезжие части покрывали вулканическими плитами. Тротуары возвышались над дорогой, были отделены поребриками и выстланы красным туфом.

Здания города оформлялись яркими мозаиками и фресками. Сюжеты изображений носили юмористический, а иногда и откровенно порнографический, по современным меркам, характер. Лучшие артефакты выставлены в постоянной экспозиции Секретного кабинета (Gabinetto Segreto) в Археологическом музее Неаполя (Museo Archeologico Nazionale di Napoli).

Схема Геркуланума довольно простая. Открытая часть города была разделена на восемь кварталов. Кварталы со второго по седьмой обозначались цифрами, первый и второй назывались Восточный I и Восточный II соответственно. В некоторых источниках вместо слова «квартал» вы встретите название инсула (Insula). С севера на юг город пересекают три улицы, с востока на запад – одна. В городе и вдоль залива стояли виллы римской знати. Сказочный вид и мягкий климат превратили Геркуланум в настоящий курорт.

Достопримечательности

Квартал 2

Дом Аргуса

Дом Аргуса (Casa d’Argo) – считался одной из самых красивых вилл в городе. Назван так в честь фрески с изображением Ио и Аргуса (Io e Argus) – древних мифических персонажей. Ныне фреска утрачена. Другие достопримечательности в Инсуле II – Дом Аристида (Casa di Aristide) и Дом Гения (Casa del Genio).

Квартал 3

Постоялый двор

Постоялый двор (Casa dell’Albergo) занимал огромную площадь – 2150 м². Это была частная вилла с видом на море. Здание сильно повредил вулкан и первые раскопки. Внутри расположены термы, комнаты, терраса, атриум и перистиль – открытое пространство, окруженное крытой колоннадой. Однако на момент извержения дом использовался в качестве гостиницы новыми хозяевами.

Дом с деревянной перегородкой (Casa dell Tramezzo di Legno) сохранился со времен самнитов. Уцелела перегородка из тростника, замазанного глиной. Эта стена отделяла внутренний световой двор от таблинума – своего рода кабинета, или от столовой. Такая техника изготовления стен была дешевой, но сооружения имели приятный вид. Фресочные изображения и мозаичную кладку в доме относят к I в. н. э.

Квартал 4

4 квартал

В четвертом квартале расположены Дом с альковом (Casa dell’Alcova), где соседствуют скромная постройка и дом обеспеченной семьи. Еще одна из малоразрушенных роскошных построек – Дом с мозаичным атриумом (Casa del’Atrio a Mosaico). Пол вымощен черно-белой мозаикой. Спальни и ниши украшены великолепными фресками. Крытая галерея соседствует со смотровыми террасами. Уцелела и некоторая мебель.

Дом с оленем

Не менее пышное строение – Дом с оленем (Casa del Cervi). Внутри дома сохранилась хлебная лепешка, по печати на которой удалось установить имя владельца дома. Разноцветный пол из мрамора, мраморные столы, скульптуры оленей – лишь малая часть уцелевшей истории.

Квартал 5

Самнитский дом

В пятом квартале посетите Дом с прекрасным двориком, Самнитский дом (Casa Sannitica) и Дом с обугленной мебелью (Casa del Mobilio Carbonazzato). Дом с большим входом (Casa del Gran Portale) получил название в честь огромного входа, обрамленного полуколоннами с фигурами крылатых богинь победы на капителях. В доме отсутствует атриум, комнаты отходят от коридора. Дом мозаики Нептуна и Амфитриты (Casa di Nettune e d’Anfitrite) вероятно, принадлежал успешному торговцу вином. Одну из стен украшает мозаика с изображением двух морских божеств. Сохранились и амфоры, в которых хранилось вино.

Квартал 6

В Доме с черным залом (Casa del Salone Nero) зал украшен фресками на черном фоне. Хорошо сохранились двери из дерева. Коллегия Августа (Sacello degli Augustali) была построена в честь императора Октавиана Августа для заседаний курии. Стены декорированы великолепными росписями, в частности фреской Геркулеса, Юноны и Минервы. В коллегии находилось святилище для почитания императора.

Термы (Terme Urbane) – постройка времен влияния греков. Термы были разделены на мужскую и женскую части. Из мужского коридора был выход на площадку для занятий спортом. Далее шел предбанник – аподитерий, зал для разогрева, комнаты для охлаждения. В кальдарии находились бассейны с горячей и холодной водой, для теплых ванн. Стены и пол помещений были декорированы изображениями рыб, тритонов, дельфинов и осьминогов. Женские термы были уютнее, и сохранились лучше.

Квартал 7

Единственное строение седьмого квартала – Дом Гальбы (Casa di Galba). Здание близко расположено к новому городу, поэтому открыто не до конца.

Дом с рельефом Телефа

Один из самых крупных домов в городе – Дом с рельефом Телефа. Оригинальность постройки состоит в том, что она повторяет рельеф земли, на которой расположена. Дом состоит из двух частей. И коридор во вторую часть идет под углом. Стены помещений украшены рельефными масками сатиров и театральных персонажей. Везде можно наблюдать дорогую мраморную облицовку. Одна из комнат декорирована изображениями мифов о Телефе.

В нескольких сотнях метров от Геркуланума была обнаружена Вилла Папирусов. Здание занимает территорию в 2790 кв. м. При раскопках на вилле найдены статуи многих деятелей искусства и политики. Самая уникальная находка – единственная сохранившаяся со времен Античности библиотека. Предполагается что в уцелевших свитках хранятся утерянные труды Софокла, Эврипида, Аристотеля и других мыслителей древности. Идентичное здание теперь существует в Малибу. Пол Гетти, бизнесмен из США, построил виллу по эскизам найденных руин и канонам античной архитектуры.

Как уже упоминалось, первым обнаруженным зданием города был театр. И именно этот факт поспособствовал непоправимому разрушению некогда роскошного здания. Дилетантские методы раскопок навсегда уничтожили изваяния и ценные предметы внутри театра. А когда-то театр вмещал почти 2000 зрителей. Пышное убранство, бронзовые статуи, сцена из разноцветного мрамора – все безвозвратно утрачено.

Экскурсии

Геркуланум

В Геркулануме сохранилось еще множество строений, которые заслуживают внимания, кроме вышеперечисленных. Например, Вилла Папирусов или театр. Посмотреть их все возможно за один день. Вы можете заказать индивидуальную экскурсию из Неаполя и посетить Геракуланум или Помпеи, или все вместе. А можете добраться до мертвых городов самостоятельно.

  1. 1 апреля – 31 октября: 8.30 – 19.30 (последний заход 18.00);
  2. 1 ноября – 31 марта: 8.30 – 17.00 (последний заход 15.30);
  3. Закрыто: 25 декабря, 1 января.
  • Посещение Геркуланума на 1 день: стоимость € 11,00; льготный билет: € 5,50 (только для граждан Евросоюза (Unione Europea));
  • Комплексное посещение: Помпеи, Геркуланум, Оплонтис (Oplontis), Стабии (Stabiae), Боскореале (Boscoreale) – билет действует 3 дня: € 22,00; льготный билет: € 12,00 (только для граждан Евросоюза).

Бронирование билетов по телефону: +39 199-757517.

Заказать билет заранее онлайн можно на официальном сайте.

Стоимость билетов в археологический парк Геркуланума

Как добраться из Неаполя

На поезде:

Маршруты Неаполь-Сорренто (Napoli-Sorrento) или Неаполь — Поджомарино (Napoli-Poggiomarino). Поезд CIRCUMVESUVIANA останавливается в Эрколано.

Станция ERCOLANO-SCAVI в 700 метрах от руин города. От станции до Геркуланума можно дойти пешком. Сойдя с поезда, двигайтесь в сторону моря.

Перейдите перекресток и идите вниз по улице Via IV Novembre до пересечения с Corso Resina. Вы найдете вход в руины.

На авто

По дороге A3 Napoli—Salerno. Поверните на Эрколано и следуйте по указателям. В Геркулануме есть парковка. Сравнить цены и арендовать автомобиль в Италии можно с помощью сервиса auto.italy4.me

Дом Нептуна и Амфитриты (назван по мозаике) - один из самых известных домов Геркуланума - принадлежал когда-то семье богатого торговца.
Он небольшой, двухэтажный, но в нем сохранилась богато украшенная мозаиками комната с нимфеем. В нишах располагались статуи.
"В лучшие времена зальчик выглядел более чем нарядно - тут и мозаика, и оранжевые фрески, и инкрустации из раковин.
Добавим цветы, мебель, драпировки, мягкие подушки на ложах, тихий плеск воды. прекрасное местечко!"



Реконструкция. Можно дополнить ее посудой, хранящейся в Неаполитанском археологтческом.

Нимфей в деталях








Фото из Википедии



Маски над нимфеем



Мозаика с изображением Нептуна и Амфитриты





Фрески в комнате с нимфеем





Имплювий дома Нептуна и Амфитриты

Дом с деревянной перегородкой.
"Дом большой, построен в самнитскую эпоху и имеет характерную для того времени вытянутую планировку по центральной оси.
При Августе к дому были пристроены комнаты верхнего этажа, возможно, для сдачи в аренду. Главным украшением дома является
просторный атриум с остатками деревянной ширмы, отделявшей некогда его от триклиния и внутренних помещений. На ней сохранились
бронзовые держатель для масляных ламп - круглые накладки.




Имплювий с фонтаном



Комплювий украшен фигурками животных.



Мраморный стол - замечательный образец римской мебели






В одной из комнат сохранился даже расписанный свод



Самнитский дом - один из самых знаменитых и старых домов Геркуланума. Он датируется концом II века до н.э.
Как правило, внутренние помещения богатых домов закрыты для туристов. Так и здесь - можно осмотреть только атриум и прилегающие к нему комнаты, проход внутрь и на второй этаж закрыты.


Прихожая Самнитского дома украшена когда-то яркими стукковыми орнаментами, имитирующими кладку из разноцветного мрамора (Первый помпеянский стиль).




Главный атириум.

Атриум римского дома использовался в качестве парадной - сюда допускались посетители, клиенты хозяина.
Интимная жизнь семьи протекала в дальних комнатах, выходящих в перистиль.

Обратите внимание на глубокий, облицованный белым мрамором бассейн-имплювий, использовавшийся для сбора дождевой воды.
Фото trianda


Вода в бассейн попадала через отверстие в потолке - комплювий. Здесь, как и в предыдущем доме он украшен фигурками животных.


Кажется это собаки. Вот он - прототип романских зверей на храмах! )


По периметру атриума на втором этаже идет колоннада-обманка, выполненная в технике стукко.
"Фальшивая" галерея демонстрирует, какой могла бы быть галерея настоящая.




Только со стороны двора промежутки между колоннами не заложены.



Полы во всех помещениях Самнитского дома мозаичные, хорошо сохранившиеся.



Фрески одной из комнат.


В этом доме находится одна из наиболее сохранившихся лавок - здесь уцелела деревянная перегородка, решетка и полки для хранения кувшинов с вином и маслом.
На втором этаже слева можно разглядеть бронзовую ножку предмета мебели, например такого.

Геркуланум

Геркуланум (Ercolano) – древнеримский курортный город на берегу Неаполитанского залива (Golfo di Napoli), в провинции Неаполь (Napoli). Сейчас на части его территории расположен современный город Эрколано (Ercolano).

История

Согласно легенде, Геркуланум основал сам Геркулес (Ercole). В реальности, вероятнее всего, первые поселения на территории города принадлежали оскам – древнему италийскому народу. После земли попали под власть греков. Историки полагают, что именно греки дали ему название. В трудах философа Теофраста (Teofrasto) он упоминается, как Гераклеон (Heraklion).

В IV веке до н. э. город захватило племя самнитов. После город перешел во владения Римской Империи (l’Impero Romano) – по разным данным в III – I вв. до н. э. Примерно с 89 г. до н. э. жизнь Геркуланума била ключом – город получил статус муниципия – города, где народ был свободен и в разном объеме получал римское гражданство и право на самоуправление. Население города насчитывало примерно 4000 жителей. Горожане занимались ремеслами и искусством. Местные жители создавали предметы искусства для других городов. В 62-63 гг. (точная дата не известна) город пострадал от сильного землетрясения.

Гибель города

вулкан Везувия

24 августа 79 года Геркуланум был поглощен извержением вулкана Везувия (Vesuvio). Вулканический пепел, который очень быстро накрыл города Помпеи (Pompei) и Стабии (Stabiae), не сильно задел Геркуланум. Но большинство горожан в страхе покинули город. После полуночи на город хлынули потоки раскаленной лавы. Ядовитый газ, слои пепла и пирокластические потоки моментально уничтожили всех, кто надеялся спастись в городских убежищах. Лава залила улицы и дома, равномерно и герметично заполнив все пустые пространства. Это помогло сохранить останки погибших, строения, предметы мебели, свитки папируса и даже продукты.

Раскопки

В начале XVIII века местный житель Амброджо Нучерино (Ambrogio Nucherino) копал колодец и наткнулся на обломки старинного города. Узнав о находке, герцог Эммануил-Морис Лотаринский (Emmanuel Maurice Lotarinsky) выкупил территорию колодца и на свои деньги организовал раскопки. Рабочие пробивали штольни 9 месяцев. Было найдено 9 статуй. Обломки, которые отыскал Нучерино, оказались останками театра Геркуланума.

С 1738 года раскопки возобновились по приказу Карла III (Carl III). Самые ценные экспонаты выставлялись в Королевском дворце в Портичи (Reggia di Portici). Во время раскопок с 1750-х по 1765 год была найдена Вилла Папирусов (Villa dei Papiri). В 1765 году из штольни пошел газ. Раскопки прекратились, входы были запечатаны.

Во время первых раскопок, проведенных крайне непрофессионально, добывались древние произведения искусства. Все они попадали к частным коллекционерам. Сейчас невозможно установить их начальное местоположение. Многие объекты по меркам тех времен ничего не стоили и были утрачены. Средневековые методы раскопок серьезно повредили древний город. Сейчас традицию разрушения продолжают туристы. Каждый стремится унести на память кусочек древнего памятника. На поверхностях города появляются надписи.

Архитектура

Мост Геркуланума

В Геркулануме преобладает греческая архитектура. Тротуары, перекрытые лоджиями, портики – крытые галереи для защиты от осадков и солнца, гостевые комнаты – не присущие Италии строения. Канализация в Геркулануме выходила в море, а в дома и к фонтанам был организован приток чистой воды. Проезжие части покрывали вулканическими плитами. Тротуары возвышались над дорогой, были отделены поребриками и выстланы красным туфом.

Здания города оформлялись яркими мозаиками и фресками. Сюжеты изображений носили юмористический, а иногда и откровенно порнографический, по современным меркам, характер. Лучшие артефакты выставлены в постоянной экспозиции Секретного кабинета (Gabinetto Segreto) в Археологическом музее Неаполя (Museo Archeologico Nazionale di Napoli).

Схема Геркуланума довольно простая. Открытая часть города была разделена на восемь кварталов. Кварталы со второго по седьмой обозначались цифрами, первый и второй назывались Восточный I и Восточный II соответственно. В некоторых источниках вместо слова «квартал» вы встретите название инсула (Insula). С севера на юг город пересекают три улицы, с востока на запад – одна. В городе и вдоль залива стояли виллы римской знати. Сказочный вид и мягкий климат превратили Геркуланум в настоящий курорт.

Достопримечательности

Квартал 2

Дом Аргуса

Дом Аргуса (Casa d’Argo) – считался одной из самых красивых вилл в городе. Назван так в честь фрески с изображением Ио и Аргуса (Io e Argus) – древних мифических персонажей. Ныне фреска утрачена. Другие достопримечательности в Инсуле II – Дом Аристида (Casa di Aristide) и Дом Гения (Casa del Genio).

Квартал 3

Постоялый двор

Постоялый двор (Casa dell’Albergo) занимал огромную площадь – 2150 м². Это была частная вилла с видом на море. Здание сильно повредил вулкан и первые раскопки. Внутри расположены термы, комнаты, терраса, атриум и перистиль – открытое пространство, окруженное крытой колоннадой. Однако на момент извержения дом использовался в качестве гостиницы новыми хозяевами.

Дом с деревянной перегородкой (Casa dell Tramezzo di Legno) сохранился со времен самнитов. Уцелела перегородка из тростника, замазанного глиной. Эта стена отделяла внутренний световой двор от таблинума – своего рода кабинета, или от столовой. Такая техника изготовления стен была дешевой, но сооружения имели приятный вид. Фресочные изображения и мозаичную кладку в доме относят к I в. н. э.

Квартал 4

4 квартал

В четвертом квартале расположены Дом с альковом (Casa dell’Alcova), где соседствуют скромная постройка и дом обеспеченной семьи. Еще одна из малоразрушенных роскошных построек – Дом с мозаичным атриумом (Casa del’Atrio a Mosaico). Пол вымощен черно-белой мозаикой. Спальни и ниши украшены великолепными фресками. Крытая галерея соседствует со смотровыми террасами. Уцелела и некоторая мебель.

Дом с оленем

Не менее пышное строение – Дом с оленем (Casa del Cervi). Внутри дома сохранилась хлебная лепешка, по печати на которой удалось установить имя владельца дома. Разноцветный пол из мрамора, мраморные столы, скульптуры оленей – лишь малая часть уцелевшей истории.

Квартал 5

Самнитский дом

В пятом квартале посетите Дом с прекрасным двориком, Самнитский дом (Casa Sannitica) и Дом с обугленной мебелью (Casa del Mobilio Carbonazzato). Дом с большим входом (Casa del Gran Portale) получил название в честь огромного входа, обрамленного полуколоннами с фигурами крылатых богинь победы на капителях. В доме отсутствует атриум, комнаты отходят от коридора. Дом мозаики Нептуна и Амфитриты (Casa di Nettune e d’Anfitrite) вероятно, принадлежал успешному торговцу вином. Одну из стен украшает мозаика с изображением двух морских божеств. Сохранились и амфоры, в которых хранилось вино.

Квартал 6

В Доме с черным залом (Casa del Salone Nero) зал украшен фресками на черном фоне. Хорошо сохранились двери из дерева. Коллегия Августа (Sacello degli Augustali) была построена в честь императора Октавиана Августа для заседаний курии. Стены декорированы великолепными росписями, в частности фреской Геркулеса, Юноны и Минервы. В коллегии находилось святилище для почитания императора.

Термы (Terme Urbane) – постройка времен влияния греков. Термы были разделены на мужскую и женскую части. Из мужского коридора был выход на площадку для занятий спортом. Далее шел предбанник – аподитерий, зал для разогрева, комнаты для охлаждения. В кальдарии находились бассейны с горячей и холодной водой, для теплых ванн. Стены и пол помещений были декорированы изображениями рыб, тритонов, дельфинов и осьминогов. Женские термы были уютнее, и сохранились лучше.

Квартал 7

Единственное строение седьмого квартала – Дом Гальбы (Casa di Galba). Здание близко расположено к новому городу, поэтому открыто не до конца.

Дом с рельефом Телефа

Один из самых крупных домов в городе – Дом с рельефом Телефа. Оригинальность постройки состоит в том, что она повторяет рельеф земли, на которой расположена. Дом состоит из двух частей. И коридор во вторую часть идет под углом. Стены помещений украшены рельефными масками сатиров и театральных персонажей. Везде можно наблюдать дорогую мраморную облицовку. Одна из комнат декорирована изображениями мифов о Телефе.

В нескольких сотнях метров от Геркуланума была обнаружена Вилла Папирусов. Здание занимает территорию в 2790 кв. м. При раскопках на вилле найдены статуи многих деятелей искусства и политики. Самая уникальная находка – единственная сохранившаяся со времен Античности библиотека. Предполагается что в уцелевших свитках хранятся утерянные труды Софокла, Эврипида, Аристотеля и других мыслителей древности. Идентичное здание теперь существует в Малибу. Пол Гетти, бизнесмен из США, построил виллу по эскизам найденных руин и канонам античной архитектуры.

Как уже упоминалось, первым обнаруженным зданием города был театр. И именно этот факт поспособствовал непоправимому разрушению некогда роскошного здания. Дилетантские методы раскопок навсегда уничтожили изваяния и ценные предметы внутри театра. А когда-то театр вмещал почти 2000 зрителей. Пышное убранство, бронзовые статуи, сцена из разноцветного мрамора – все безвозвратно утрачено.

Экскурсии

Геркуланум

В Геркулануме сохранилось еще множество строений, которые заслуживают внимания, кроме вышеперечисленных. Например, Вилла Папирусов или театр. Посмотреть их все возможно за один день. Вы можете заказать индивидуальную экскурсию из Неаполя и посетить Геракуланум или Помпеи, или все вместе. А можете добраться до мертвых городов самостоятельно.

  1. 1 апреля – 31 октября: 8.30 – 19.30 (последний заход 18.00);
  2. 1 ноября – 31 марта: 8.30 – 17.00 (последний заход 15.30);
  3. Закрыто: 25 декабря, 1 января.
  • Посещение Геркуланума на 1 день: стоимость € 11,00; льготный билет: € 5,50 (только для граждан Евросоюза (Unione Europea));
  • Комплексное посещение: Помпеи, Геркуланум, Оплонтис (Oplontis), Стабии (Stabiae), Боскореале (Boscoreale) – билет действует 3 дня: € 22,00; льготный билет: € 12,00 (только для граждан Евросоюза).

Бронирование билетов по телефону: +39 199-757517.

Заказать билет заранее онлайн можно на официальном сайте.

Стоимость билетов в археологический парк Геркуланума

Как добраться из Неаполя

На поезде:

Маршруты Неаполь-Сорренто (Napoli-Sorrento) или Неаполь — Поджомарино (Napoli-Poggiomarino). Поезд CIRCUMVESUVIANA останавливается в Эрколано.

Станция ERCOLANO-SCAVI в 700 метрах от руин города. От станции до Геркуланума можно дойти пешком. Сойдя с поезда, двигайтесь в сторону моря.

Перейдите перекресток и идите вниз по улице Via IV Novembre до пересечения с Corso Resina. Вы найдете вход в руины.

На авто

По дороге A3 Napoli—Salerno. Поверните на Эрколано и следуйте по указателям. В Геркулануме есть парковка. Сравнить цены и арендовать автомобиль в Италии можно с помощью сервиса auto.italy4.me

Читайте также: