Римская мозаика на полу

Обновлено: 14.05.2024

Мозаичные полы в Круглом зале, где находится чаша - ванна Клеопатры. Этот зал - шедевр Симонетти для экспозиции античных статуй.

Душа традиционно (еще до христианства) отождествляется с птицей. В евангельской символике птицы небесные, так же как цветы полевые - это образы беззаботности и полной независимости мира духовного от мира материального.
Интересно, что и каждый образ птицы обозначает что-то свое.

Ципори Сепфорис.Это фрагмент большого мозаичного панно "Праздник Нила" начала III века н.э.

Мозаики Ципори. Разноцветное чудо. Разнообразие времён и стилей. Немыслимая, невероятная роскошь цветов и форм!
Несколько слов о мозаиках вообще. Несмотря на то, что искусством инкрустации владели люди в незапамятные времена, началом мозаики, как таковой, считаются IV-III вв.до н.э. Эллада. Потом — Египет, Рим. Само название — «мозаика» — происходит от понятия «служение музам». На иврите мозаика называется «псифас» — от слова «пас», «полоса». Искусство псифаса было невероятно сложным, секреты передавались по наследству и хранились в строжайшей тайне. У мастеров обычно было несколько подручных. На месте будущего шедевра (или не очень шедевра) сначала готовилась многослойная специальная известняковая штукатурка, каждый слой имел в ней своё значение и отличался от соседних. На верхнем слое мастер по лекалам (или по художественному наитию) наносил резцом контуры будущего рисунка. Подмастерья начинали заполнять фон простыми камешками, а мастера на специальных столах собирали основные рисунки. Каждая фигурка обводилась несколькими рядами камешков цвета фона. Потом готовые панели вставлялись в мозаичный ковёр в нужных местах, а промежутки подмастерья заполняли, плотно пригоняя камешек к камешку. Вплоть до V-VI вв. использовались только камни естественной окраски, невероятное торжество красок и оттенков — это искусство подбора и прекрасное знание геологии! Лишь позднее стали добавлять смальту из непрозрачного стекла, преимущественно, синего и золотого, но это уже — не про Ципори.
Практически, все известные стили мозаик есть в Ципори. Такую концентрацию мозаичных полов, пожалуй, трудно объяснить только богатством жителей. Поэтому в последнее время у археологов возникла версия, что в Ципори, возможно, жили мастера-мозаичники.

Прекрасный мозаичный пол найден при раскопках римского здания, построенного в начале III века н.э. и разрушенного, вероятно, землетрясением 363 года.
Это самая большая и красивая мозаика в Израиле и один из величайших шедевров мозаики мира, тем более, что относится к раннему периоду этого искусства. Она составлена из 1,5 млн. камней, имеющих 88 цветов и оттенков – все природного происхождения. Мозаичное полотно парадной столовой изображает сцены из жизни бога Диониса. Центральная сцена – «Кто кого перепьет». На фигурной рамке, опоясывающего контуры центрального полотна, изображена прекрасная женщина - апогей мозаичного искусства, получившая прозвище «Мона Лиза Галилеи» или «Венера из Ципори».

Начало III века н.э. Амазонки на охоте.

Абу Даби. Мечеть шейха Зайеда.

Архитектура Средней Азии вообще, а XIV-XV вв. в особенности, рассчитана на длительное созерцание и постепенное познавание.
В первую очередь здания воздействуют своими объемами, силуэтами, построенными на контрасте протяженности стен и вертикалей порталов, минаретов, высоко поднятых куполов. По мере приближения к ним в поле зрения остается плоскость фасада или портала, и вместе с тем сооружение раскрывается с новой стороны: становятся четкими орнаментальные панно и композиции, украшающие их. Но вот вы подошли вплотную к зданию, и виден лишь небольшой кусочек поверхности. Тогда открывается микромир тончайших деталей майолики, виртуозность и артистизм исполнения резных орнаментов и мозаичных наборов, филигранность и изящество золотых рисунков на глазурях панелей и в стенных росписях.

Вилла Казале. Мозаика на полу.

Вилла Казале. Охота на зайца.

Мозаичные полы в жилом здании. IY век нашей эры.

Италия. Сицилия. Пьяцца Армерина. Villa Romana del Casale, III-IV вв. Мозаичный пол одного из залов. "Десять девушек в бикини".

"Примечания к рисункам:
68. В банных комплексах женщины входили в палестру и моечные отделения в нагрудных повязках (fascia pectoralis) и трусиках (subligar), похожих на современные бикини. На воспроизведенном здесь фрагменте знаменитой мозаики, украшающей комнату Десяти девушек в вилле Пьяцца Армерина, две молодые женщины выполняют гимнастические упражнения, чтобы разогреться перед тем, как начать последовательное выполнение банных процедур. Бани, которыми увлекались все слои общества и которые составляли важную часть общественной жизни города, не только представляли все необходимое для личной гигиены, но также служили местом встреч, читальней или аудиторией и могли использоваться как для разного рода дискуссий, так и спортивных соревнований."

Сохранившийся мозаичный пол в одном из домов Помпеи 1 век н. э.

Кипр.Остров Пафос. Мозаика 3 в. н. э.

Древний город Неа Пафос, в котором в настоящее время ведутся раскопки, представляет огромную культурную ценность (занесен в список ЮНЕСКО). Особенно интересны дома зажиточных римлян с мозаичными полами - это лучшие на острове римские мозаики. Предполагается, что их сделали мастера из Александрии: по их наброскам из тысячи мелких камешков разных цветов были выполнены изящные красочные картины. Дома получили названия по сюжетам мозаик (мифологических и бытовых): дом Диониса (там находится одна из самых древних мозаик острова, изображающая Сциллу - полуженщину, полурыбу, полусобаку), дом Айона (там можно увидеть прекрасную Леду, царевну-лебедь), дом Тесея (где находится изображение битвы Тесея с Минотавром), дом Орфея.

Вилла Казале. Италия. Сицилия. Пьяцца Армерина. Villa Romana del Casale, III-IV вв. Фрагмент мозаичного узора на полу одного из залов.

Древний город Неа Пафос, в котором в настоящее время ведутся раскопки, представляет огромную культурную ценность (занесен в список ЮНЕСКО). Особенно интересны дома зажиточных римлян с мозаичными полами - это лучшие на острове римские мозаики. Предполагается, что их сделали мастера из Александрии: по их наброскам из тысячи мелких камешков разных цветов были выполнены изящные красочные картины. Дома получили названия по сюжетам мозаик (мифологических и бытовых): дом Диониса (там находится одна из самых древних мозаик острова, изображающая Сциллу - полуженщину, полурыбу, полусобаку), дом Айона (там можно увидеть прекрасную Леду, царевну-лебедь), дом Тесея (где находится изображение битвы Тесея с Минотавром), дом Орфея.

Мозаичные полы в Галереи Милана

Мозаичные полы 12 века в Храме Святой Елены в Вифлееме.
Случайно обнаруженные участки мозаичного пола, сохранившиеся от основания Храма.

Мозаика в Коринфе

Мозаика Неа Пафоса 4 вв. н. э.

1980 г. под номером 79 в список Всемирного наследия ЮНЕСКО был включен город Пафос согласно III и VI культурным критериям. Мозаики Неа Пафоса, датируемые III-IV вв. н.э., чрезвычайно редки и одни из лучших в мире — это мозаики от эллинистических до византийских времен.
Одним из самых значительных памятников мировой культуры в Неа Пафосе признан Дом Диониса. Обширный комплекс городской виллы, датированный III в. н.э., был построен на фундаменте развалин I в. и занимал по площади 2000 кв. м., четвертая часть которой покрыта мозаичными полами, запечатлевшими в ярких красках мифологические сюжеты античного мира.

Собор Святого Марка. Это грифон, в античной мифологии - крылатый лев с орлиной головой. Просто крылатый лев - символ Венеции, просто лев - символ еванг. Марка. Средневековье - интересное время.

Мозаичные полы в храме монастыря Герасима Иорданского в Палестине.

Италия. Пиза. Поле чудес. Мозаичные полы собора.

Италия. Сицилия. Пьяцца Армерина. Villa Romana del Casale, III-IV вв. Фрагмент мозаичного пола комнаты хозяйки дома.

Константинополь. Мозаичный пол Большого Дворца византийских императоров.

Мозаичный пол в Эрмитаже

На правах рекламы

Когда на улице лето, то о теплом поле не хочется даже думать. Но, к сожалению, лето так быстро заканчивается, а холодная осень и морозная зима будет казаться вечностью. Поэтому уже сейчас нужно позаботиться об утеплении. И конечно, в первую очередь это касается теплого пола. Компания СТН с удовольствием поможет вам в этом. Ведь она производит теплый пол под плитку для различных помещений, производит монтаж и обслуживание. Электрические теплые полы - это надежный благоприятный микроклимат для любого помещения, тем более стоимость теплого пола наименее затратное мероприятие, чем водяное. Сделайте свою жизнь комфортной при любых условиях погодных перемен. Преимущественно качественная продукция безопасна и всегда надежна. Тем более гарантия дается на 15 лет.

В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным.

Мозаику делали из натурального камня.

. или смальты – цветного стекла.

В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения.

DSC_8080

В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.

File:GiorcesBardo54.jpg


Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.



Океан. Музей Антакьи


Музей Бардо, Тунис



Похищение Европы, Аквилея


Сцены повседневного быта (бытовой жанр) встречаются как в чистом виде, так и в мифологических композициях.

Рисунок3.jpg



Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея. Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.



Актеры уличного театра

Мозаики Виллы дель Казале, близ Пьяцца Армерина, Сицилия. Начало 4 в.

Спортсменки. Вилла дель-Касале, Сицилия

Мозаики Виллы дель Казале, близ Пьяцца Армерина, Сицилия. Начало 4 в.



Охота. Вилла дель-Касале, Сицилия



Фрагмент. Здесь можно увидеть прекрасный фрагмент пейзажа

Нильский пейзаж из Палестрины. Здесь бытовой жанр переплетен с пейзажем



А здесь пейзаж дополнен анималистическими персонажами. Палаццо Массимо, Рим

Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!


Битва при Иссе. Помпеи. Самая знаменитая римская мозаика.



Портрет Александра Македонского

Портреты часто выступают в виде аллегорий, напимер времен года. В таком варианте они несколько идеализированы.


Мозаика из Британского музея.

Встречаются портреты и очень индивидуальные и выразительные.



Археологический музей Неаполя



Археоогический музей Антальи

Натюрморт - один из популярнейших жанров.

Особенно любимы дары моря.

II век. Музей Ватикана.

Птиц и животных римские художники изображали очень часто.
Они всегда узнаваемы и очень выразительны.


Мозаика из Неаполитанского археологического музея.



Большой дворец, Константинополь

Мозаичные картины (а они, как правило, расположены на полу) часто были окружены широкой орнаментальной рамой.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов поражает.


Термин мозаика происходит от латинского слова musaicum — «произведение, посвящённое музам». В садах древнего Рима музам посвящались гроты, их стены и пол украшались орнаментами, сложенными из небольших кусков цветного камня, смальты, обожжённой глины на поверхности, предварительно покрытой связующим раствором. Техника мозаики была известна ещё вo времена расцвета города Урук (III тыс. до н. э.), на территории Древней Месопотамии. Стены и колонны его храмов были облицованы глиняными столбиками, цилиндрами и полосами, обожжёнными и раскрашенными в белый, чёрный и красный цвет. Первые сюжетные мозаики на территории Древней Греции относятся к IV в. до н. э. Они составлялись из небольших чёрных и белых камней различной формы, чаще всего мозаичисты использовали обкатанную речную гальку.

На заре Эллинизма в III в. до н. э. техника создания мозаики претерпела изменения. Гальку заменили искусно обработанные разноцветные камушки тессеры. Обычно они имели квадратную форму и размер 1×1 см с хорошо отшлифованными гранями для более плотного прилегания друг к другу. Разнообразие цветовой гаммы и обилие форм камней позволяли мастерам превращать мозаичные композиции в настоящие «каменные картины». Источниками вдохновения были произведения монументальной и станковой живописи, к настоящему моменту полностью утраченной. В период расцвета Римской Империи широко распространилась традиция украшать мозаикой интерьеры общественных зданий, терм, дворцов и частных домовладений. В это время начали применять цветное стекло, обладавшее неограниченной цветовой гаммой, позволявшей достигать в мозаиках живописного эффекта.

Тессера — (лат. tessera — кубик, плитка) здесь — колотый из камня или смальты элемент мозаичного набора в виде кубика, который является модульной основой мозаик.


Мозаичный пол. Херсонес. VI в. н. э. Камень, терракота. 10,85 × 11,05 м Из раскопок А. С. Уварова в 1853 г. Инв.: Гр-3295

После смерти есть жизнь, уже потому, что однажды найденный образ непостижимой глубины в сознании художников остается, которые к нему возвращаются, что-то к его пониманию добавляют уже от собственного времени. Значит, через образы продолжается Посмертное бытие героев древнегреческих мифов. Вряд ли когда-нибудь люди оставят в покое Медузу горгону. А может быть, то злой Рок не может натешиться …

Эгейское море

Эгейское море

Как прекрасна Греция, Господи!
Как прекрасна, Господи, Земля!
И у каждого места на Свете белом — своя красота.

На Свете белом древнегреческая мифология жива.
Она — одна из сил, которые связывают Землю в целое.
Можно и так сказать: Земля в одно целое связана
Воображением, Фантазией, Восхищением тем,
чего в реальности не было никогда…

Римская фреска, здесь показанная, замечательна по рисунку и совершенна по исполнению. По композици, на мой взгляд, слишком переуплотнена: включает лиц, в мифе не задействованных. Причина отступлений лежит на поверхности…

Точность воспроизведения мифа уже не важна.
Реальность мифа ушла в древне-греческое прошлое.
Там и тогда каждый по-настоящему и боролся, и страдал.
Здесь и сейчас участники действия — декоративный стаффаж,
развлекающий, услаждающий эстетический вкус патрициев.

И однако, есть в трактовке сюжета нечто, весьма интересное: Персей и Медуза смотрят друг другу прямо в глаза.
Выделяю необходимый фрагмент…

Перуззи Балдасар.

Перуззи Балдасар. «Персей и Медуза горгона» (фрагмент)

Убедитесь: Персей смотрит Медузе прямо в глаза. Что это — герой об указаниях Афины не помнит? Он на вселенской сцене — великий актер?

Медуза ладонью защищает не себя от меча, а того, кто должен ее убить, защищает от собственного взгляда?
Все перепуталось… И непонятно, кому трубит крылатая Ника славу: Медузе, о себе не думающей, или Персею, поднявшему руку «на знакомую с горем» женщину, по-моему, преклонных лет.

Появляется необходимость поднять историю и представить теорию ПРЯМОГО ВЗГЛЯДА — ДРУГ ДРУГУ В ГЛАЗА…

Национальный археологический музей

Древнеримская напольная мозаика с изображением горгонейона
при входе в дом. Национальный археологический музей, Мадрид

Тайну ПРЯМОГО ВЗГЛЯДА раскрывают римские напольные мозаики с горгонейонами. Известно, древние римляне приписывали чужому прямому взгляду магическую недобрую силу (invidia). Он так и назывался — «ВЗГЛЯД МЕДУЗЫ«: завораживающий, повергающий в оцепенение — окаменение.

Завороженность означает следующее: тот, кто видит, как на него смотрят в упор, не может отвести взгляда. Во встрече двух пристальных взглядов — и в мире людей, и в мире животных — таится «ЦЕПЕНЯЩАЯ СМЕРТЬ». Еврипид уточняет: «Эта Горгона — порождение ночи с ее цепенящим взглядом и стоглавыми змеями на голове».

Следуя подобным представлениям, римляне размещали горгонейон на полу при входе в свой дом. Они искренне верили, «цепенящий взгляд» Горгоны не пропустит в дом чужого — не знающего, что за встреча его ждет за порогом. Свой пройдет, потому что знает, где и когда нужно избегать «взгляда Медузы».

Подсказывает, как вести себя в подобной ситуации, Страх.
Тот, кому удалось спрятать в мешок голову с убийственным взглядом, получил у римлян священное звание «Повелителя страха». Позднее постоянно будем получать информацию, кем в действительности стал герой. Сейчас из узнанного запоминаем главное…

Прямой взгляд — «взгляд Медузы»:
тот, в котором таится «цепенящая смерть».

Проверить утверждение римлян хотите?
Уставьтесь на врага и не отводите взгляда, пока…

Римская напольная мозаика из коллекции Археологического музея в Сусе - античном городе-колонии Гадрумет (Тунис). 150-200 годы н.э.

Римская напольная мозаика из коллекции Археологического музея в Сусе —
античном городе-колонии Гадрумет (Тунис). 150-200 годы н.э.

В центре радиально-кольцевой мозаичной композиции — голова Медузы горгоны. То — впечатляющий пример освоенной еще в древности оптической иллюзии: если смотреть на маску в центре, возникает эффект затягивания внутрь композиции. Затягивания не избежать — старайся, не старайся! Понимание предстоящего отступает. Испуг и ужас бездействуют. Летишь туда, куда тебя зовет неведомая сила…

Маска Горгоны — это маска самой Зачарованности:
это маска, заставляющая окаменеть добычу перед хищником; это маска, что неодолимо влечет воина к смерти; это маска, превращающая в камень живого человека…

Это — «маска смерти» с вечно открытым взглядом трупа,
что неподвижен! Взглядов никто не отведет,
потому что… Медузы нет — она убита,
и смотрящего на нее тоже сейчас не будет.
Все должное свершится, и все перейдут в вечность.

Если существует «маска смерти», должен быть и тот, кто ее носит (использует по назначению, переносит). Все есть, все — на своем месте. «Phersu», в переводе с этрусского, означает «носитель маски смерти». Этрусское слово «Phersu» стало греческим именем — Персей. Есть тому свидетельство:имя Phersu обнаружено рядом с маской в так называемой гробнице Авгуров в Тарквиниях, которую датируют 530 годом до н. э. То же имя написано рядом с kunee — шапкой из волчьей кожи, которую надел при опасности Персей.

«Дурной глаз» и «Глаз смерти» — общие корни представления об «одноглазом стрельце». Воин натягивает лук, прищуривает один глаз, широко раскрывает другой и впивается взглядом в лицо того, кому несет смерть. Все — встреча состоится и непременно, но не в этом мире!

При всем при том, подобное изображение часто встречается на медальонах, которые носили на груди греческие и римские солдаты. Горгона защищала тех, кто носит горгонейон, от дурного глаза, обещающего смерть.

Мозаичное панно с изображением Медузы горгоны

Мозаичное панно с изображением Медузы горгоны, найденное на Акрополе в руинах уничтоженного персами храма богини Афины — Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фундамент и фрагменты мозаичного и скульптурного декора)

У Медузы красивое лико с лебедиными крылышками и золотыми волосами, из которых выползают змеи. Может быть, то — патрицианка в карнавальном парике? Глаза не смотрят прямо — в упор, а воздеты вверх. Взгляд не озлоблен и напряжен, а мечтателен…

В древних культурах много запретов наложено на направление взгляда. Нельзя смотреть назад: утратишь что-то дорогое, любимое, родное, что за тобой доверчиво идет, — миф об Орфее и Эвридике. Нельзя смотреть прямо: вдруг наткнешься на враждебный, проклятье несущий взгляд — миф о Медузе горгоне. Женщины в ответ на прямой взгляд, оскорбляющий их достоинство, должны опускать глаза долу. Вообще, женщинам должен быть свойственен уклончивый, испуганный, стыдливый взгляд. Правда, здесь изображена патрицианка — дама знатная весьма…

Боже мой, какая патрицианка?! Это же — Медуза горгона, очаровывающая красотой, чтобы бдительности лишить. Сейчас она приопустит взгляд и прекрасное лико превратится
в «маску смерти», вызывающую Испуг, Панику, ощущение «Преследования, что леденит сердце». Что последует за этим дальше, устала повторять. А всего лишь взгляд…

В «Илиаде» голова Горгоны — это лик воинственной ярости (menos), несущий гибель врагу. В Спарте Ликург приказывал юношам носить длинные волосы, дабы казаться мощными и «более устрашающими». Молодые воины-лакедемоняне отпускали длинные волосы и, умастив их маслом, разделяли на две пряди, чтобы выглядеть «еще ужаснее».

В «Одиссее», когда Улисс спускается в ад, толпа мертвых издает вопль. Улисс признается: «Безумный страх, что Персефона пошлет мне чудовище с цепенящим взглядом Горгоны, овладел мною». Тотчас Улисс отвел глаза в сторону и бросился назад — защитил себя, а не струсил.

Чтобы остаться в живых, Персей не смотрел прямо.
Все, происходящее с ним, стало отражением в зеркале. Это — не жизнь, а лишь видимость ее…

Палач стал жертвой. Жертва стала палачом.
Химерическое оборачивание свершилось и здесь.

храм богини Афины

Без мозаики невозможно представить себе древнеримское искусство. Композиции мозаичных полов из цветных камней, смальты, стекла, керамики встречаются на всей территории Древнего Рима. Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. В период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера дворцов, терм, частных атриумов.

Сюжеты римских мозаик безграничны. Они варьируются от сравнительно простых орнаментов до многофигурных художественных картин со сложной пространственной композицией. Венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома) или назначением здания.

В отличие от византийских мозаик, которые начнут собираться позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична, производит впечатление роскоши, богатства. Прекрасные полы с красивыми мозаичными рисунками и сейчас смотрятся ничуть не менее интересно и привлекательно, чем пару тысяч лет назад.

Эрмитаж

Петербург. Малый Эрмитаж. Прекраснейший Павильонный зал.
Арх. А. И. Штакеншнейдер. 1852. На полу — копия римской мозаики

Римская мозаика найдена в 1782 году при раскопках терм города Отриколи близ Рима. Ныне она находится во дворце Ватикана. Копия (меньше оригинала в два раза) выполнена в Риме под руководством известного итальянского мозаичиста М. Барбери его русскими учениками — В. Е. Раевым, Е. Г. Солнцевым, И. С. Шаповаловым, С. Ф. Федоровым — при участии итальянских мастеров в течение 1847-1851 годов.

Мозаичный пол

Мозаичный пол. Копия XIX века с античного оригинала.
Помещен в Эрмитаже, в Павильонном зале в 1852 году

Композиция — радиально кольцевая. В центре — круг с маской Медузы. Два восьмигранника сопряжены радиусами в целое. Жесткость сетки из меандров создает уже показанный оптический эффект — затягивания в центр : туда, где размещен горгонейон.

В процессе работы композиция напольной мозаики была дополнена красочным венком — гирляндой из цветов, плодов и злаков, разделяющей пояса со сценами из мифологии.

Во внутреннем поясе изображены сцены из кентавромахии — битвы между лапифами (мифическими обитателями горной Фессалии) и кентаврами (полулюдьми-полулошадьми).
В наружном поясе показаны сцены с фантастическими существами из подводного мира — гиппокампами, тритонами, нереидами и другими.

Уменьшенное повторение этой мозаики (меньше оригинала в четыре раза) исполнено теми же мастерами для круглой столешницы, демонстрируемой в том же Павильонном зале Эрмитажа.

Мозаичный пол. Копия XIX века с античного оригинала. Центральный фрагмент с маской Медузы - прекрасной и ужасной

Мозаичный пол. Копия XIX века с античного оригинала.
Центральный фрагмент с маской Медузы — прекрасной и ужасной

Лико золотоволосой Медузы с лебедиными крылышками прекрасно. Более того — идеально в рисовке своей, совершенно по пропорциям. Согрето человеческим чувством — страданием, что, кажется навечно, застыло в ее огромных глазах, лучше — очах. Маска Медузы ужасна из-за змей, шевелящихся в золотых волосах. Маска Медузы несет в себе какую-то опасность…

В чем она? Застывшее лицо будет вечно прекрасным! Нет, шевелящиеся змеи принадлежат здесь-сейчас текущему времени. Они изгибаются. Они изменяются. Они втягивают в свое движение золотые пряди, что становятся похожими на живых змей и грозят ими стать!

Разрыв между вечностью и мгновением
затягивает вас в свой водоворот,
грозя возвращением пучины, бездны —
начала всех начал! Стра-а-ашно! а-а-а…

Взгляд от центра отведите, на кентавров смотрите. Сейчас их победят олимпийские боги и наступит гармоничный мир, где не будет чудовищ — воцарится навечно Красота…

И прекрасная Медуза будет царицей абсолютного мира,
идеального, неизменного в совершенстве своем?!
Нельзя такого допустить: абсолютная красота
губительна для жизни живой, что требует перемен.

И туда нельзя, и сюда нельзя… что делать?!
Не допуская победы крайностей, жить…

Мозаичный пол. Копия XIX века с античного оригинала. Фрагмент наружного пояса со сценой из подводного мира

Мозаичный пол. Копия XIX века с античного оригинала.
Фрагмент наружного пояса со сценой из подводного мира

Бог морей Посейдон, приняв подходящее к случаю обличье, со своей супругой — нереидой Амфитритой — по морю катается, счастливой — спокойной — жизнью наслаждается, как простой тритон. Без трезубца и короны его нелегко было бы узнать.
Рядом — опять неожиданное сочетание: быка со змее-рыбьим хвостом. Наверное, для Бога морей Бык более под стать, чем Конь. На интересные размышления наводит сюжет…

Море в древних воззрениях — субстанция Вечности.
Время имеет свой символ — движение волн.
Трезубец получает свое назначение. Он позволяет управлять Временем, распоряжаясь Прошлым (один зуб), Настоящим (центральный зуб) и Будущим (третий зуб).

Скажете, Прошлым нельзя управлять, потому что в нем ничего нельзя менять? Боги эллинов обладают вседозволенностью. Вот поэтому-то, Море превращается в Пучину, Хаос, Бездну.

Счастливую жизнь Богу и его супруге обещают свастики — прямые и обратные, что бесконечной лентою по граням восьмиугольников и радиусам бегут.

13

Как спокойно море в мерном ритме волн. Странноваты чудища…

Есть гиппокамп -фантастическое сочетание торса коня с змее-рыбьим хвостом. Рядом другое сочетание — хвоста змее-рыбьего с птичьей головой и крыльями.

Первое сочетание понятно: конь — средство передвижения по земной поверхности и водной. На гиппокампах ездили морские божества. В колесницу греческого Бога морей Посейдона гиппокампы впрягались всегда. То были прирученные — одомашненные — существа.

Второе сочетание поражает своей необъяснимостью: птица летает в воздушной стихии, ей морская стихия не нужна. Зачем же такому бессмыссленому, и очень некрасивому, сочетанию состязаться с гиппокампами? А может быть, страшилище занято другим? Оно Посейдону возражает: не хочет приручаться, как когда-то морской конь — гиппокамп?

Птица свою свободу отстоит будет по-прежнему
в небе парить, лишь воздушным струям подчиняясь.
Гиппокамп вырви из рук Бога узду! Не вырывает…
Где вы, гиппокампы? Разделили участь Богов.


Римская моза́ика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве и берет начало со времен Древнего Рима.

Содержание

История

Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э. [1] . Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий.



Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которй чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos). [2] Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».

В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cave canem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.

Наиболее известной римской мозаикой родом из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

В III веке н.э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.

Мозаичная техника

Первые мозаики были выполнены в технике галечного мощения, при котором использовались целые камушки. Затем чаще стали раскалывать гальку на более мелкие фрагменты (тессеры), из которых получались более точные, утонченные изображения. Opus tessellatum обозначает мозаичную технику с использованием тессеров размером более 4 мм. Opus vermiculatum с тессерами размером менее 4 мм позволяла прорисовывать более мелкие детали. В штучной мозаике (opus sectile) в отличие от вышеупомянутых техник используются различные по величине и форме пластинки (обычно центральный элемент представляет собой цельную пластинку, более мелкие тессеры обрамляют его). Opus regulatum представляет собой кладку одинаковых по размеру и форме фрагментов в ровные линии (подобно кладке кирпичей или шахматной доске).

Цветовая палитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор, сланец, разноцветный известняк, полудрагоценные камни. Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки. С открытием более дешевого стекла в качестве мозаичного материала работы стали более худжественными и яркими. Смальта стала традиционным материалом для создания мозаик.

Примеры римской мозаики


Фрагмент мозаики Александра Великого, изображающий Александра Македонского

Читайте также: